Беседа о культуре общения для 3-4 классов. конспект

4. Рассказывание истории (беседа).

«Волшебное слово» (по В. Осеевой)

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас ссорился с кем-то…

— Я поссорился со своими родными. А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Он прошептал что-то.

Павлик вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней.

Павлик подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Ка-кую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик. И они вместе начали рисовать.

Проголодавшись Павлик побежал на кухню. Он подбежал к бабушке, обеими руками повернул к себе морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

За обедом, когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и удивился.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Собирайся!

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу поблагодарить старичка. Но скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Вопросы:

1) Кто главный герой рассказа?

2) Что посоветовал старичок Павлику?

3) Что помогло Павлику помириться с родными?

4) Как вы понимаете, что такое вежливость?

5) Почему важно всегда говорить вежливые слова?

6) Расскажите примеры из вашей жизни, когда вы встречались с вежливостью?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-samopoznaniia-3-klass-na-tiemu-kul-tura-obshchieniia

Самопознание «Культура общения» 3 класс

Тема урока : Культура общения 3 класс.

Цель: Учить детей выражать чувства добрыми словами;

Развивать коммуникативные умения,

формировать навыки вежливого обращения;

воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Ресурсы: ящик ощущений с предметами , мультимедийная доска, слайды

Ход урока

На доске надпись, тема занятия. Дети входят под запись песни «Дорогою добра», становятся в круг «Круг радости».

Круг радости

Учитель: Дорогие дети, я приглашаю вас в круг, «Круг вежливых слов».

Тот у кого в руках окажется этот красивый цветок скажет вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливые слова) Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, говорить нам целый день!» слайды вежливые слова

Побеседуем

Как вы думаете дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

Дети:

— вежливые слова помогают найти друзей: я могу подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

— Вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста»

— Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите пожалуйста»

Учитель: Скажите, где дети могут учиться вежливым словам?

Дети:

— Дома учат родители

— По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя

— Мультфильмы

— Сказки

— Книги.

Послушаем

Учитель: Ребята, сейчас я вам прочитаю замечательное стихотворение Е. Долматовского «Земной вам поклон», а вы слушайте внимательно и постарайтесь запомнить вежливые слова из этого стихотворения.

Учитель: Ребята, какие вежливые слова, вы услышали в этом стихотворении. (ответы детей)

Как вы здороваетесь с разными людьми? Давайте поздороваемся. Слайды в какой стране как здороваются.

Упражнение «Ящик ощущений»

Учитель: Ребята, что лежит в этом ящике?

Дети: Не видно, ящик закрыт.

Учитель: А как можно узнать?

Дети: Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Учитель: Мирас, погладь предмет. Что ты почувствовал?

Ребенок: Этот предмет мягкий, теплый.

Учитель: Мягкий, как что?

Ребенок: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.

Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил?

Ребенок: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.

Учитель: А ты, Абзал, что нащупал в ящике?

Ребенок: Не знаю, что-то колючее, с иголками.

Учитель: Что же ты почувствовал?

Ребенок: Я испугался, что иголки острый, я могу пораниться, мне будет больно.

Отгадывание загадки про язык

Всегда во рту, а не проглотишь

Беседа о языке и его значении ( слайды)

Учитель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Минутка тишины

Послушаем притчу Древней Греции «Мудрость Эзопа»

О чем притча?

Как вы думаете почему язык можно назвать другом и почему врагом?

Правило

Культура речи это проявление культуры общения. При общении важно что мы говорим и как мы произносим слова.

Поиграем. Игра «Вежливые слова»

Учитель: Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова».Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете. Дети похлопайте «пожалуйста!» (дети хлопают)

Учитель: Прыгайте! (дети стоят)

Учитель: Дети, пожалуйста, подойдите к столами сделайте, пожалуйста, цветы. Дети походят к столам и делают цветы.

Учитель: А сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите, Вот ваза: Чтобы поставить в нее цветы нужно назвать вежливое слово. (Дети называют вежливые слова и составляют букет)

Читайте также:  Сценарий. день книги для детей старшей - подготовительной группы доу

Учитель: Как вы, ребята, назвали такой букет.

Дети: Букет «Вежливых слов»

Разминка на русском и казахском языках

Правила общения.

— Культурный человек придерживается определенных правил при общении с людьми. Запомните их:

• Здоровайтесь со всеми.

• Обращайтесь к человеку по имени.

• Будьте доброжелательными.

• С уважением относитесь к мнению вашего собеседника.

• Спокойно высказывайте своё мнение.

• Умейте выслушать собеседника.

• Стремитесь к взаимопониманию в общении.

Творческая работа. Как узнать культурного человека? Проведите наблюдение. Сделайте выводы о том, как культурный человек одевается, как говорит, как реагирует на просьбы, как сам обращается за помощью, как ведет себя в общественных местах, в коллективе, как трудится, как относится к учению, как соблюдает здоровый образ жизни.

Разыгрывание ситуаций

Мудрые слова о культуре общения

Обобщаем

Ребята, мы с вами узнали, что вежливого человека можно узнать по его поведению по отношению к другим, по его манере общения. Добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова, мы радуем людей и нас все хорошо понимают.

Круг «От сердца к сердцу»

Встаньте дети, пожалуйста, в круги повторяйте за мной слова:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: „Доброе утро!“

Доброе утро — солнцу и птицам!

Доброе утро — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро — длится»

Источник: https://multiurok.ru/files/samopoznaniie-kul-tura-obshchieniia-3-klass.html

Конспект воспитательного мероприятия по теме «культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. СЛОВА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ, БЛАГОДАРНОСТИ»

1 КЛАСС

Учителя начальных классов

МОУ СОШ № 13

Никитиной Светланы Анатольевны

Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»

Цель: формировать навыки культурного поведения;

Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи;

совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.

2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

развивать культурную речь учащихся;

3) воспитание культуры поведения.

Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект)

Ход занятия

I. Повторение. Игра «Здравствуй – до свидания»

— Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами.

— На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться.

— Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда).

Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее.

В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее.

Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми.

Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя;

до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя…

II Введение в тему занятия

— Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить.

Учитель зачитывает сказку Э.Машковой «Вежливое слово»

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралось народу масса,

Даже Ежик пожилой

Притащился чуть живой…

— Подходите,

Ежик, ежик!

Вам билет в каком ряду?

— Мне – поближе:

Плохо вижу.

Вот спасибо!

Ну, пойду.

Говорит Овечка:

— Мне – одно местечко!

Вот мое благодарю

Доброе словечко.

Утка:

— Кряк!

Целый ряд

Для меня и для ребят! –

И достала Утка

Доброе утро.

А олень:

— Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке

Во втором рядочке

Дайте лучшие места,

Вот мое пожалуйста! –

— Просим! Просим!

Нам билетов –

Восемь! Восемь!

Просим восемь

Козам, лосям,

Благодарность

Вам приносим.

И вдруг,

Отпихнув старух,

Стариков,

Петухов,

Барсуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул Зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет.

— Ах, у вас такого нет?

Не получите билет.

— Мне – билет!

— Нет – нет.

Не стучите – мой ответ.

Не рычите – мой совет.

Не стучите, не рычите,

До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал,

И ушел он со слезами…

— Какими словами «платили» за билеты звери? (Вежливыми словами)

— Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет)

— Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово)

— Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова)

— Научим мишку вежливым словам?

III. Слова выражения просьбы

1. Выделение слов выражающих просьбу

— Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова.

Подготовленные ученики декламируют отрывки.

1-й ученик: А потом позвонили мартышки:

— Пришлите, пожалуйста, книжки!

(К.И.Чуковский «Телефон»)

2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый,

Мой любезный Бармалей,

Развяжите, отпустите

Этих маленьких детей.

(К.И.Чуковский «Бармалей»)

3-й ученик: Сказали Волу:

— Уважаемый Вол!

Отвезите, пожалуйста,

В школу стол.

(Б.Захадер «Муравей»)

— Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами)

— Вежливые ли люди обращаются с просьбой?

— Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста)

— Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый)

— Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы?

— Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой.

Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску).

Читайте также:  Психологическая игра для 5 класса

2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы

Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами.

а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга)

б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса)

в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря).

г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного)

IV. Слова выражения благодарности

— Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю)

— Слово «спасибо» — старинное слово, «спаси Бог» = «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благо|дарю» = «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».

— Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС)

Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску.

Мишка: — Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания!

— Ребята, как изменился Мишка! Он тоже стал вежливым. Как вы думаете, чем закончилась сказка «Вежливое слово»?

Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.

V. Итог занятия

— Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова?

— Какие вежливые слова знаете вы?

— В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять?

Литература

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972. – С.176.

  2. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – С.100.

  3. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1993. – С.112.

Анализ результатов воспитательного мероприятия.

Блок по теме «Культура общения» был выбран для воспитательной работы в результате наблюдений за детьми в течение первых двух недель обучения.

Выяснилось, что класс разделился на несколько групп. В каждой группе объединились дети, которые знали друг друга до школы. Внутри каждой группы учащиеся общались друг с другом, используя слова «привет», «пока».

Встретив члена другой группы, даже этих слов не было слышно. В общении с взрослыми не все дети умело использовали слова благодарности, извинения, приветствия, прощания и т.д.

, например девочка Настя долгое время прощалась со мной: «Пока!», а просьба мальчика Вити звучала так: «Я хочу карандаш. Дай его мне!»

При проведении воспитательного мероприятия было замечено, что многие дети стесняются говорить вежливые слова. Это свидетельствует о низкой культуре общения в их ближайшем окружении.

Использование на мероприятии игрового сюжета раскрепостило детей. Они с удовольствием общались не только с членами своих групп. Было замечено, что учащиеся, проучившись 2 месяца вместе, научились сопереживать друг другу.

Для того чтобы культурное общение стало нормой, придется еще много потрудиться, но первые «плоды» уже есть. В классе стали чаще слышны слова: «спасибо», «благодарю», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания». Появилась даже группа поддержки вежливых слов, которая напоминает о правильном общении, исправляет неточные выражения.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/99751.html

конспект урока по культуре общения

Тема урока: «Волшебные слова».

Цель урока: учить детей употреблять в устной речи уместные формы речевого этикета.

Задачи:

Учить употреблять в речи вежливые формы слов: формы приветствий, извинений, просьбы, благодарности, пожеланий, прощаний.

Учить дифференцировать формы вежливых слов, уместно употреблять различные формы речевого этикета.

Учить жестовой речи.

Развивать устную речь учащихся.

Развивать воображение учащихся.

Развивать внимание, мышление и память.

Воспитывать в учащихся нравственные качества личности: доброту, понимание, вежливость.

Оборудование: письмо королевы Вежливости, мультимедийный проектор, интерактивная доска с заданиями, электронная презентация в которой использованы: картинки мальчика, страны Волшебных слов, самолета, картинки с изображением хороших и плохих поступков, музыкальное сопровождение (классическая музыка, исполнитель Louis Clark).

В подготовке к уроку использованы интернет-ресурсы: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=4260 (стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы»); http://www.yandex.ru/ (поиск картинок к уроку и музыки).

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.

Организационное начало урока.

-Ребята, к нам на урок русского языка пришли гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся.

Со звонком дети заходят в класс, встают рядом со своими партами.

Здороваются с гостями, садятся за парты.

2.

Объявление темы урока.

— Ребята, сегодня по дороге на работу я встретила почтальона, который передал для вас письмо. Вот оно: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Королева Вежливость.

Одному не очень воспитанному мальчику Мише требуется ваша помощь! Он попал в страну Волшебных Слов, а выбраться самостоятельно не может. Миша совсем не знает волшебных слов.

Прошу вас, научите его быть вежливым и помогите пройти по улицам моей страны! Буду очень вам благодарна, если вы откликнитесь на мою просьбу. Попасть в страну Волшебных Слов очень просто: закройте глаза и немного помечтайте. Королева Вежливость».

— Ребята, кто прислал нам письмо?

— О чем она нас просит?

— Ребята, мы поможем Мише пройти по улицам страны Волшебных слов?

— Тогда давайте последуем совету королевы Вежливости и помечтаем. Представим, что мы летим на самолете в страну Волшебных Слов на помощь мальчику Мише.

Смотрят на доску и слушают чтение учителя.

— Королева Вежливость.

— Королева просит нас помочь Мише.

— Да!

На доске появляется письмо (в руках у учителя тоже письмо)

Презентация: слайд 1.

Презентация: слайд 2.

(звучит музыка, дети закрывают глаза)

3.

Основная часть урока.

Улица Приветствий.

— Вот мы с вами и оказались в стране Волшебных слов! А вот и наш мальчик Миша. Пойдемте вместе с ним!

— Посмотрите, мы попали с вами на улицу Приветствий.

— Давайте напомним Мише, какие слова – приветствия мы используем в речи?

— Как здороваются со взрослыми?

— Как можно здороваться с друзьями?

— Какое выражение лица должно быть у приветливого человека?

— Давайте нарисуем улыбку.

— Посмотрите, Миша не правильно расположил слова – приветствия. Давайте поможем ему исправить ошибки.

— Ребята, а кто из вас знает с помощью каких жестов можно поприветствовать друг друга?

— Давайте научим Мишу здороваться с помощью рукопожатия.

— Здравствуй, привет, добрый день, добрый вечер, доброе утро.

— Здравствуйте!

— Привет!

— Приветливый человек при встрече улыбается.

Один учащийся выходит к доске, выполняет задание (меняет местами слова в соответствии с картинками)

— Поприветствовать друг друга можно с помощью рукопожатия.

Два мальчика выходят к доске, здороваются за руку.

Музыка заканчивается, дети открывают глаза.

Презентация: слайд 3.

Интерактивная доска: слайд 1.

(учащийся рисует улыбку)

Интерактивная доска: слайд 2.

Площадь Правил Вежливости.

— Молодцы! Идем дальше!

— Посмотрите, мы пришли на площадь Правил Вежливости. Ребята, настало время познакомить Мишу с правилами вежливости. Давайте расскажем ему и нашим гостям стихотворение, которое мы с вами учили.

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я,

Гулял он с важной нянею

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик

Он их благодарил –

«Спасибо» говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спроса не берите!

— Надеюсь, и вы, и Миша, всегда будете соблюдать эти несложные правила вежливости.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи, Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То сидя на уроке

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

Дети занимают свои места.

Презентация: слайд 4.

Читают стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы».

проспект Извинений и Просьб.

— А мы с вами идем дальше, и попадаем на проспект извинений и просьб.

— Посмотрите, Миша опять все перепутал. Давайте ему поможем разобраться, какие слова мы относим к формам извинения, а какие к формам просьбы.

— Нельзя путать эти слова. Нужно знать в какой ситуации их употребить. Вот например такая ситуация: на перемене Миша случайно толкнул девочку, как он должен поступить в этой ситуации?

— Правильно! Молодцы! А вот вам другая ситуация: в книжном магазине Мишу заинтересовала одна книга, но он не знает, хватит ли ему денег, чтобы ее купить. С какими словами Миша должен обратиться к продавцу, чтобы узнать цену?

— Нужно ли извиняться в этой ситуации?

— Правильно, ведь он не сделал ничего плохого, чтобы извиняться. Надеюсь, Миша и вы, будете правильно употреблять слова – извинения и просьбы.

выходит учащийся и меняет местами слова на доске

Миша должен извиниться перед девочкой, сказать «Извини, пожалуйста»

Он должен обратиться со словами «Скажите, пожалуйста» или «Будьте добры».

— Нет.

Презентация: слайд 5.

Интерактивная доска: слайд 3.

Зоопарк вежливых животных (динамическая пауза).

— А мы с вами идем дальше и на нашем пути – Зоопарк вежливых животных. Ребята, в стране Волшебных Слов даже все животные вежливые! Они тоже умеют приветствовать друг друга при встрече. Но они не умеют разговаривать и приветствуют друга с помощью жестов. Давайте научимся приветствовать друг друга с помощью жестов животных. Вставайте.

— Как могли бы поприветствовать друг друга медведи?

— Жирафы?

— Львы?

— Обезьянки?

— Хорошо, молодцы! Занимайте свои места и пойдем дальше.

Встают рядом с партами.

-Вращение головы.

— Наклоны вперед.

— Повороты влево, вправо.

— Подскоки.

Презентация: слайд 6.

Учащиеся повторяют за учителем движения.

перекресток Добрых Дел.

— Посмотрите ребята, мы с вами оказались на перекрестке Добрых Дел. Вежливый человек всегда совершает добрые дела. Давайте поможем Мише разобраться, какие добрые дела должны совершать вежливые дети. А помогут нам в этом животные.

На доске картинки с изображением животных. Добрые дела оставляют, нехорошие поступки зачеркивают.

Презентация: слайд 7.

Интерактивна доска: слайд 4, 5,6.

переулок Благодарности

— Ну что ж, ребята, двигаемся дальше. Вот мы с вами оказались в переулке Благодарности. Ведь за добрые дела принято благодарить друг друга.

— Но посмотрите, Миша вспомнил всего лишь одно слово, с помощью которого люди благодарят друг друга. А чтобы пойти дальше, этого недостаточно.

— Давайте вспомним, какие еще слова благодарности бывают? Для этого нужно обвести слова по пунктиру и прочитать, что получилось.

— Когда мы должны употреблять слова благодарности?

— Да, ребята, это все добрые дела, а за добрые дела мы всегда людей благодарим. Двигаемся дальше!

Смотрят на доску.

Обводят по пунктиру слова, читают: Благодарю вас!

Большое спасибо!

Я вам признателен!

— Когда нам помогли, угостили чем-то, подарили подарок.

Презентация: слайд 8.

Интерактивна доска: слайд 7.

Спасибо

Пунктирные слова

Парк Пожеланий.

— Ребята, вежливый человек должен еще уметь пользоваться словами – пожеланиями.

— Давайте расскажем Мише, в каких ситуациях мы можем их использовать.

— Ну что ж, ребята! Мы выполнили просьбу королевы Вежливости, научили Мишу быть добрым и вежливым, наше путешествие подходит к концу. Миша хочет что-то вам сказать.

— Посмотрите, каким опрятным стал наш Миша! Ведь вежливый человек всегда следит за своим внешним видом!

— Давайте попрощаемся с Мишей и что-нибудь ему пожелаем.

— читают формы пожеланий, рассказывают.

— Всего хорошего, Миша!

— Будь добр и вежлив!

— Доброго тебе пути!

— До свидания!

Презентация: слайд 9.

Презентация: слайд 10.

Презентация: слайд 11.

4.

Итоги урока.

— И нам с вами пора возвращаться обратно! Давайте представим, как будто мы летим обратно в школу.

— Ребята, вам понравилось наше путешествие?

— Чему мы учили Мишу?

— Какие задания мы выполняли?

— Что понравилось больше всего?

Закрывают глаза , мечтают под музыку.

Да!

Вежливости, волшебным словам.

Перечисляют.

Отвечают.

Презентация: слайд 12.

(звучит музыка)

5.

Организационное окончание урока.

— Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали на уроке! Я вами горжусь и надеюсь, что вы всегда будете вежливыми! А сейчас урок окончен, идите на перемену.

Читайте также:  Сценарий осеннего праздника в 3-4 классе

Источник: http://aret.ru/10-klass/konspekt-uroka-po-kulture-obshcheniia/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector