Беседа о правилах поведения за столом в подготовительной группе

Беседа о правилах поведения за столом в подготовительной группе

Пояснительная записка

В связи с реализацией государственного образовательного стандарта по дошкольному воспитанию, а именно раздела по развитию представлений о человеке в истории и культуре, необходимо формировать у детей навыки безопасного поведения, учить соответствующему поведению в различных опасных ситуациях.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

С этой целью был разработан цикл бесед, включающий в себя 3 темы:

● «Как вести себя в школе»

● «День Рождения»

● «Опасные ситуации во время купания»

Беседа № 1

Тема: «Как вести себя в школе»

Цель. Учить детей:

  • сравнивать положительные и отрицательные поступки;
  • давать им оценку.

Закрепить правила поведения в школе.

Воспитывать правила поведения в школе и на перемене.

Предварительная работа. Сюжетно-ролевая игра «Школа», рисование на тему: «Мой первый день в школе», чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Материал: иллюстрация по теме «Как вести себя в школе».

Ход беседы

Представьте себе, что вы ученики и учитесь в первом классе школы № 8. Вы знаете как надо вести себя в школе на уроках и на перемене? Мы сейчас рассмотрим иллюстрации, и вы поймете, нужно так себя вести или нет (ставлю 1 иллюстрацию)

— Что на ней изображено?

— На ней нарисовано как мальчик сидит на уроке, закрылся книжкой, а сам играет в «Тетрис»

— Как вы думаете, можно так себя вести?

— Нет, на уроке надо заниматься и слушать учительницу, а не играть в игры.

— Правильно, а можно ли поиграть когда-то в эту игру?

— Можно, только на перемене.

Просматриваем 2 иллюстрацию

На ней изображено: учительница зашла в класс, а дети все встали.

— Это правильно или нет?

— Это правильно, так дети встречают и приветствуют учительницу.

— Молодцы!

Рассматриваем 3 иллюстрацию

— Опишите, что на ней изображено?

— Мальчик рисует на стене здания, возможно это школа.

— Как вы думаете, правильно он поступает?

— Нет, на стенах зданий нельзя рисовать никогда!

— Да: конечно, этого делать ни в коем случае нельзя.

Рассматриваем 4 иллюстрацию

Девочка поливает цветы. Наверно она дежурная по уголку природы.

— Правильно ведет себя девочка?

— Да, так правильно поступать.

Рассматриваем 5 иллюстрацию

— Что изображено на иллюстрации?

— Мальчик все раскидывает со своего стола и стул падает.

— Можно ли так вести себя в школе?

— Нет, так вести себя нельзя!

— Учебники скидывать со стола нельзя, надо беречь учебники. Ведь по ним надо заниматься.

— Да, такое поведение в школе непозволительно, надо сдерживать себя и учебники должны лежать аккуратно. И беречь школьное имущество – свою парту и стул.

Рассматриваем следующую иллюстрацию № 6

— Что на ней изображено?

— Мальчики брызгаются водой на перемене.

— Как вы думаете, хорошо или плохо поступают дети? Можно так себя вести на перемене?

— Нет, так себя вести нельзя!

— И брызгалки в школу нельзя приносить. С ними можно во время купания играть, а не в школе на перемене.

— Можно поиграть в какую-нибудь настольную игру.

— Можно порисовать.

— Можно зайти в спортивный зал и там попрыгать на скакалке.

— Молодцы, можно много найти занятий на перемене.

Ставлю следующую иллюстрацию № 7

— Опишите, пожалуйста, что на ней изображено?

— Мальчик сидит на уроке.

— У него правильная осанка, он поднял руку, хочет ответить на вопрос учителя.

— На столе у ученика порядок, аккуратно лежит учебник.

— Как вы думаете, нравится вам такой ученик?

— Да, он очень аккуратен, на парте такой же порядок, ведет себя очень воспитанно.

— Да, мне тоже нравится этот ученик. Он очень воспитанный мальчик. Я хочу чтобы и вы все так вели себя на уроках, когда пойдете в школу.

А теперь последняя 8 иллюстрация

Расскажите о ней.

— Дети поздравляют учительницу с каким-то праздником.

— Может быть это 1 сентября. Дети дарят учительнице цветы и знакомятся с ней.

— Может быть День учителя.

— А может ученики поздравляют свою учительницу с 8 марта.

— Как вы оцените поведение детей?

— Они воспитаны, ведут себя хорошо.

— Да, молодцы. Вы хорошо разбираетесь в поведении детей.

А сейчас мы поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо?»

На доске иллюстрации, 2 портрета детей (аккуратного, воспитанного ребенка и неаккуратного, не воспитанного ученика) и карманы для картинок.

Дети берут картинки и опускают в нужный карман.

Затем все вместе подводим анализ игры, правильно ли дети распределили картинки.

Итог беседы:

В школе надо вести себя хорошо, слушать учителя, не отвлекаться, на перемене тоже не мешать другим детям. Быть воспитанными детьми.

Да, я желаю чтобы вы были именно такими учениками.

Беседа № 2

Тема: «День рождения»

Цель. Продолжать учить культуре поведения за столом. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать умение подражать хорошим поступкам детей, делать приятное другим.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья». Повторение пословиц и поговорок.

Словарная работа: аккуратный, воспитанный, неряха, рассеянный, сервировка.

Материал: иллюстрации по теме «День Рождения»

Ход беседы

Сегодня мы с вами побеседуем о поведении детей за столом, во время торжества, например, день рождения. Мы будем работать с иллюстрациями, как и на прошлой беседе.

Выставляется первая иллюстрация.

— Посмотрите внимательно на иллюстрацию и расскажите, что на ней изображено.

— Девочка берет себе сама кусочек торта, но у ней на столе все падает и переворачивается.

— Упала ваза с фруктами.

— Чашка падает и разливается чай.

— Почему так получилось?

— Не надо было торопиться!

Вы молодцы, правильно подметили действия и поведения девочки. Она сидела слишком далеко и тянулась за тортом. Надо было попросить кого-то, что бы ей передали.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (2)

— Мальчик держит тарелочку с хлебом, чтобы его друг взял кусочек хлеба.

— Что на столе?

— На столе все аккуратно, ничего не упало.

— Как вам нравится поведение детей за столом?

— Они ведут себя очень воспитанно.

Да, эти дети в отличие от девочки умеют вести себя за столом. Они тактично помогают взять хлеб друг другу и на столе у них все аккуратно.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (3)

— Мальчик не опрятный.

— Он кушал и запачкал колени чем-то.

— Он облился чаем.

— Нравится вам этот мальчик?

— Нет, не нравится.

— Как бы вы посоветовали вести себя за столом?

— Правильно, ровно сидеть за столом.

— Не разговаривать во время еды.

— Быть аккуратным.

Конечно, чтобы не запачкаться за столом, надо следить за своей осанкой, не класть локти на стол. Тщательно пережевывать пищу и не разговаривать во время еды. Ничего не предвиденного с мальчиком бы не произошло.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (4)

— Что вы видите?

— За столом сидят 2 девочки и аккуратно кушают.

— Стол красиво сервирован.

— Нравится ли вам поведение этих девочек?

— Да.

— Какая пословица подходит к поведению девочек за столом?

— «Когда я ем, я глух и нем»

Да, девочки аккуратно кушают за столом, не разговаривают. Тактично ведут себя.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (5)

— Что вы заметили необычного?

— Два мальчика кушают и руками машут.

— У них хлеб сейчас упадет.

— На столе все разлито.

— С тарелок все падает.

— Нравится вам поведение мальчиков за столом?

— Нет.

— Какая пословица подойдет к поведению мальчиков?

— «Поспешишь, людей насмешишь».

Да, мальчики очень быстро едят. У них все падает со стола, а во время еды не надо торопиться, надо тщательно пережевывать пищу. А вставать из-за стола только тогда, когда вы прожевали и проглотили пищу.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (6)

— Что вы видите на иллюстрации?

— Мальчик ест и читает.

— У него из чашки выливается чай, а он не замечает.

— Так нельзя себя вести.

Во время еды ничем другим заниматься нельзя, только принимать пищу.

Давайте, обратим внимание на следующую иллюстрацию (7)

— Опишите поведение девочки.

— Девочка аккуратно ест.

— На столе аккуратно расставлена посуда. Стол сервирован.

— На столе стоят цветы.

— Какое впечатление производит на вас эта иллюстрация?

— На нее приятно смотреть, она радует глаз.

Мне хочется, чтобы вы соблюдали культуру поведения за столом при приеме пищи.

Вот мы и рассмотрели все иллюстрации. Вы увидели разницу поведения за столом. Что вам понравилось, а что нет? Это мы сейчас понаблюдаем в игре. Сейчас мы поиграем в игру «Правильно – неправильно». Эта игра поможет проверить вам свои знания о правилах поведения за столом.

— Вас пригласили за стол. Первыми занимают места мальчики.

— Неправильно.

— За столом надо сидеть прямо.

— Правильно.

— Нужно быстро положить в тарелку все самое вкусное.

— Неправильно.

— Нужно стараться съедать все, что находится в тарелке.

— Правильно.

— Следует класть локти на стол, разговаривать с полным ртом, подчищать остатки пищи хлебом.

— Неправильно.

— На столе много разных бутылок. Нужно выбрать какую-нибудь из них и пить прямо из горлышка.

Читайте также:  Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста о здоровье

— Неправильно.

— Торт и пирожное принято есть с помощью ложечки.

— Правильно.

А сейчас еще одна игра о правилах поведения за столом. Я показываю картинку, а вы мне показываете фишку зеленую – правильное поведение за столом, а красную фишку – неправильное поведение за столом.

Поощряю детей за правильные ответы в игре и заверяю их в том, что они знают и умеют как необходимо вести себя за столом. Приглашая друг друга в гости, на день рождения вы будете вести себя культурно, тактично.

Беседа № 3

Тема: «Опасные ситуации во время купания»

Цель. Рассказать детям об опасных ситуациях при купании, закреплять правила поведения на воде, в местах отведенных для купания.

Предварительная работа. Рисование на тему «На озере»

Материал: иллюстрации по правилам безопасности на воде.

Словарная работа: плавать, нырять, надувной матрас, технические отходы.

Ход беседы

Представьте себе, что стоит жаркая погода, ярко светит солнце и дети решили сходить на речку искупаться. Пришли к речке, и нашли такое место:

Выставляется 1 иллюстрация

— Крутой берег. На берегу высокое дерево. На дереве большая длинная ветка, с которой ныряет мальчик.

— Как вы думаете, можно в таком месте купаться?

— Нет нельзя.

— Почему?

— Потому что очень крутой берег, будет трудно выходит из воды.

— Еще нельзя прыгать, нырять в воду с дерева, потому что дети не знают какая здесь глубина и еще могут поранить ногу веткой дерева.

— Да, нашим детям это место не понравилось, и они пошли дальше и нашли другое место.

Выставляется 2 иллюстрация

Берег невысокий, удобно заходить и выходить из воды. Как вы думаете, можно здесь купаться?

— Нет, купаться нельзя.

На картине нарисована труба, из которой течет грязная вода, она черная.

— Это какие-то отходы, потому что в дали нарисован какой-то завод или фабрика.

— Да, вы совершено правы, в этом месте нельзя купаться, так как на иллюстрации изображена труба, из которой выходят бытовые отходы, а возможно химические с вредными веществами от производства фабрики. Купаться в этом месте опасно.

— Друзья пошли дальше, быстро разделись на берегу и пошли уже в воду, но…

Выставляется 3 иллюстрация

— Как вы думаете, можно здесь купаться?

— Нет! потому что на берегу стоит щит, на котором изображено, что купаться здесь запрещено.

— Молодцы, вы правильно подметили, что купаться здесь запрещено, потому что запрещающий знак. Купаться опасно!

— Какие могут ожидать неприятности, если купаться в этом месте?

— Можно порезать ногу (возможно в воде могут быть стекла)

— А может там илистое дно.

— Молодцы ребята, вас могут ожидать такие неприятности. Там где стоит знак запрещающий – купаться нельзя.

— Но вот ребята кажется нашли удачное место.

Выставляется 4 иллюстрация

— Как вы дума6ете, можно здесь купаться?

— Да, здесь нарисован пляж.

— Есть «грибочки» на берегу.

— Да, это место идеально подходит для пляжа, купания в этом месте.

— Дети с удовольствием стали купаться…

— Но что вы заметили странного в поведении детей?

— Один мальчик тянет за ногу девочку и хочет стянуть ее с надувного матраса.

— Другая девочка наклоняет матрас и хочет столкнуть с матраса свою подружку.

— Так нельзя себя вести!

— Мальчик толкает девочку головой в воду! Так нельзя себя вести, она может утонуть.

Давай посмотри последнюю иллюстрацию (5)

— Что вы интересного заметили?

— Здесь дети ведут себя правильно.

— Один мальчик плывет на лодке.

— Другой плывет на круге.

— Третий мальчик ныряет в маске и в ластах.

Все дети ведут себя правильно на воде, никто, никому не мешает и дети спокойно купаются и получают от этого удовольствие.

— А теперь давайте, перечислим правила поведения на воде:

▪ Купаться нужно ходить с родителями или с кем-то из взрослых.

▪ Купаться нужно в определенных местах (где есть пляж)

▪ Когда плаваешь, нельзя друг друга толкать, или мешать (вода может попасть в дыхательное горло)

▪ Если плавать на надувном матрасе – нельзя далеко заплывать (так как он может сдуться)

▪ Нельзя сталкивать с матраса.

▪ Нельзя прыгать с обрывов, круч, деревьев растущих близко к водоему.

▪ Нельзя нырять в воду в неизвестном водоеме, так как на дне могут быть коряги и другие предметы.

▪ Перед тем как купаться, нужно медленно заходить в воду, обследовать дно водоема.

▪ В воду перед купанием нужно заходить медленно, не торопясь, осторожно окунуться и плавать (чтобы избежать перепада температур)

— Молодцы, теперь вы знаете, где можно купаться и как нужно вести себя на воде во время купания.

Источник: https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/5404-besedy-dlya-detej-pravila-povedeniya-v-shkole-na-dne-rozhdeniya-i-vo-vremya-kupaniya.html

Беседа — практикум «Как вести себя за столом»

Беседа - практикум

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Кантемировский лицей»

Муниципального

Кантемировского района

Воронежской области

Разработка клубного часа

(В режиме группы продлённого дня)

Беседа – практикум

Как вести себя за столом

(для 2-4 классов)

Воспитатель Агакишиева Н. Р.

Цель: — познакомить с правилами поведения за столом;

-формировать у детей правила культурного поведения во время приёма пищи;

-развивать мышление, внимание, наблюдательность;

-воспитывать положительное отношение к правилам этикета, уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам;

-воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: пригласительные билеты по количеству детей (на каждом билете с обратной стороны написан вопрос), картинка Карлсона,

Столовые приборы (Вилки, ложки, стакан, тарелки, ножи), салфетки,

чай, печенье, фрукты, конфеты.

На стенах плакаты с пословицами и поговорками:

«Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии». (Пифагор)

«Лучше время от времени не доедать, чем постоянно переедать». (Абуль-Фарадж)

«Лучшая приправа к пище — голод» (Сократ)

Без костей и рыбки не съешь.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Будет хлеб — будет и обед.

Всякому нужен и обед и ужин.

Голодному Федоту и пустые щи в охоту.

Место проведения: столовая.

( Заранее расставлены скамейки буквой П. Подготовлены столы, накрытые белыми скатертями. На столах столовые приборы, вазы с салфетками.)

Ход клубного часа

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы занятия. Актуализация внимания.

Вступительное слово воспитателя.

Сегодня мы с вами проведём необычное занятие, беседу- практикум «Как вести себя за столом». За столом мы проводим достаточно много времени. Мы завтракаем, обедаем и ужинаем в домашнем кругу, в кругу друзей и родственников.

Но не всегда и не все из вас задумывались о существующих правилах этикета во время приёма пищи. Вот сегодня мы с вами поговорим о том, как вести себя во время еды, как правильно брать пищу с общих тарелок,

А ещё о том, что и как едят за столом. Помогут нам в этом наши повара и ваши мамы.

1. Ученик. Только сегодня,

Только сейчас,

Только у нас.

Только для вас,

Правила поведения за столом.

2. Ученик. Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным, и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь.

1. Как брать пищу? ( Родители, рассказывая детям, демонстрируют на примере. Для показа подготовлен стол с приборами.)

Кушанья кладут на тарелку вилками и ложками, находящимися на блюде, не касаясь ими своей тарелки и не забывая положить их обратно на блюдо.

Кушанья берут с блюда или из миски подряд, начиная с края. Выбирать разрешается только при подаче жаркого из птицы. Кусок, который случайно накалывают вилкой, не кладут обратно на блюдо. Еду не накладывают на тарелку горкой. Это выглядит некрасиво и неаппетитно.

Если вы хотите пропустить какое-либо блюдо, то причин объяснять не следует, достаточно будет сказать «спасибо». Не принято, отказываясь от кушанья, говорить: «спасибо, я этого не ем», «мне этого нельзя» и т. п. Предлагая кушанья, никого не нужно принуждать есть.

Как поступить, если на столе салат находится далеко от вас?

( Мнения детей)

Некоторые люди, не желая беспокоить соседей, встают и тянутся за чем –нибудь через весь стол. Но этим они причиняют соседям ещё больше беспокойства, не говоря уже о том, что в подобной ситуации легко опрокинуть стакан или задеть краем пиджака тарелку с пищей. Если нужное блюдо находится далеко, просят поблизости передать его.

И, наконец, если гость вторично положит на тарелку предлагаемое кушанье, хозяйка должна сделать то же самое, чтобы человек не ощущал неловкости оттого, что ест один.

Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся 3 ученика и мама. Блюдо находится далеко от одного сидящего за столом. Задание: положить салат в свою тарелку. Один из участников должен вежливо отказаться от предлагаемого блюда.)

2. Как вести себя во время еды.

-Скажите, а как нужно сидеть правильно за столом? ( Выслушиваем мнение детей)

( Воспитатель, рассказывает детям, демонстрирует мама.)

За столом нужно сидеть, слегка наклонившись вперёд и на всё сиденье, а не на краешке его. Сидеть за столом нужно прямо. Поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают.

А держат их вместе возле стула. На столе могут находиться только кисти рук. Но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Если едят только одной рукой, вторая тоже находится на столе.

Пальцы сложены вместе.

Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех. Кто за ним сидит или обслуживает сидящих. Не следят за тем, кто сколько ест. Пищу на тарелке не перебирают, а берут всё подряд. Едят и пьют спокойно, бесшумно. Не гримасничая.

Воспитанный человек ест спокойно, умеренно. Не обгоняя и не отставая от остальных. Рот не набивают пищей и не берут больших кусков, жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются. Во- первых, это некрасиво, во- вторых, пища может либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля.

Читайте также:  Язык тела при общении: характеристика и таблица основных жестов

О невоспитанности свидетельствует также чистка зубов, то есть когда для очистки зубов от остатков пищи втягивают между зубами воздух. Считается, что зубы можно очищать, только если вы один. На людях избегают делать всё то, что может вызвать брезгливость.

По той же причине не нужно размазывать на тарелке пищу или придавать еде неаппетитный вид. Например, раздавливая в соусе картофель и овощи и т. д. некрасиво выглядят несъедобные остатки пищи, такте, как рыбные косточки и прочее, разбросанное на тарелке.

Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся 3 ученика и мама. Правильная посадка за столом, если едят одной рукой.)

— Как поступить, если во время еды вам попадёт в рот хрящ, косточка, камешек?

( Выслушиваем мнение детей). Их опускают губами на вилку или ложку, поднесённые ко рту, и кладут на край тарелки так, чтобы они не соскользнули ни на скатерть, ни обратно в тарелку. При еде следует стараться, чтобы тарелка была запачкана по возможности меньше.

Как быть с теми остатками пищи, которых не съесть? ( Выслушиваем мнение детей).

Этого вопроса не возникает, если положить себе на тарелку не слишком большую порцию. Но бывают случаи, когда садятся за стол, на котором уже расставлены готовые порции (суп, сладкое).

Можно ли оставить еду на тарелке? ( Выслушиваем мнение детей).

Правила предусматривают, что после еды тарелка должна быть пуста. Это требование предписывается, прежде всего, чувством такта.

Во-первых, для того, чтобы не оставлять впечатления, будто пища была невкусной; во-вторых, обильные остатки затрудняют сбор и мытьё посуды; в-третьих, это перевод пищи. Во всяком случае, если вы видите в гостях, что не сможете справиться с предлагаемой вам порцией.

Попросите положить поменьше. Если такой возможности нет, нужно руководствоваться, прежде всего, состоянием своего здоровья. Есть нужно по потребности и не больше.

Как пользоваться салфеткой? ( Выслушиваем мнение детей)

Салфетку берут с тарелки, когда начинают подавать на стол. Её кладут, сложив вдвое, на колени, а не засовывают, как когда-то за воротник.

( Проводится демонстрация ребёнком, подготовленным заранее.)

Салфеткой не вытирают посуду и столовые приборы. Это было бы оскорбительно для хозяйки, так как подвергло бы сомнению её чистоплотность.

В наши дни никому не приходит в голову вытирать краем скатерти руки, ложки или рот. Даже белоснежной салфеткой редко вытирают рот. Обычно её только прикладывают ко рту. ( Показ ребёнком).

Это делают перед тем, как пить, чтобы на стекле не осталось следов жирных губ. В случае надобности вытирают рот и после еды. Закончив, есть, салфетку кладут на стол слева от тарелки. Её не мнут и не складывают по заглаженным складкам.

Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку из-под еды. (Показ ребёнком).

3. Физкультминутка. На стенке плакаты с началом и концом пословиц. Подобрать к началу пословицы её конец.

Без костей и рыбки не съешь.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Будет хлеб — будет и обед.

Всякому нужен и обед и ужин.

Голодному Федоту и пустые щи в охоту.

4. Как правильно пользоваться ложкой и вилкой?

Ложку держат между большим и указательным пальцами. (Показ). Причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы её можно было донести до рта, не пролив ни капли. ( На примере одного родителя упражняются 2-3 человека).

Вилка и нож. Вилку держат в левой руке. А нож в правой руке.

( Демонстрация на примере). Когда едят одной вилкой, её держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху.

Нож используется для нарезания и как вспомогательный инструмент для накладывания пищи на вилку, например овощей. Когда едят ножом и вилкой, их держат всё время в руках, даже в тот момент, когда едят только вилкой.

Жаркое не разрезают сразу на тарелке на мелкие кусочки, чтобы есть одной вилкой, взятой в правую руку. В тот момент, когда вы пережёвываете пищу, и нож и вилка находятся в бездействии, кончики их опускают на тарелку.

Если нож и вилку во время еды нужно положить. Их кладут на тарелку накрест. Ручка ножа направлена вправо, вилки – влево. По окончании еды нож и вилку (Выпуклостью вниз) кладут на тарелку параллельно друг другу. Ручки находятся справа. Это означает, что вы закончили есть.

5. Что и как едят за столом? (Рассказывают подготовленные дети)

1)Чтобы остудить суп, не дуйте на него, просто обождите, пока он остынет. Чтобы съесть весь суп из тарелки, её наклоняют левой рукой от себя, то есть к центру стола.

2) Жаркое едят при помощи ножа и вилки. Для расчленения мягкого мяса (котлет, рулета и т.п.) используют только вилку.

3) Рыбу обычно не едят ножом, но бывают исключения. Например, твёрдую кожу можно разрезать только ножом, как и селёдку. Вообще для рыбных блюд существуют специальные рыбные нож и вилка. Если их нет. Используют две вилки. Если на столе одна только вилка, её держат в правой руке. А находящейся в левой руке корочкой хлеба придерживают рыбу.

4) Картофель и овощи, как и прочую мягкую пищу, не режут ножом, а расчленяют на кусочки вилкой, находящейся в левой руке, нож только придерживает картофель.

5) Хлеб берут всегда рукой с общей тарелки, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.

6) Пельмени кладут вилкой целиком в рот, чтобы из них не вытекал сок.

7) Печенье едят, отламывая его по небольшому кусочку.

8) Конфеты берут пальцами. За праздничным столом конфету сначала кладут на свою тарелку, на которой её развёртывают.

9) Яблоко и грушу разрезают на тарелке вдоль на четыре или на восемь частей. Затем их очищают от кожицы, удаляют сердцевину и откусывают по кусочкам.

10) Если хотят с кем-нибудь поделиться каким-нибудь плодом, его разрезают пополам и предлагают большую и лучшую часть. Себе оставляют половинку с хвостиком, сердцевиной или косточкой.

IY. Итог. Коллективная игра «Да или нет».

Сейчас я проверю, кто был внимательным, кто разобрался в правилах поведения за столом? Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте на них словом «да» или «нет».

-Рук не мыть, когда обед? (Нет)

-Будем прыгать за столом? (Нет)

-Не жалеть для друга хлеба? (Да)

-Грязь смывать всегда и без следа? (Да)

-Фантик выбросить под стол? (Нет)

-Хлеб беру всегда рукой? (Да)

-Солнце, воздух и вода? (Да)

-Мы лентяем шлём привет? (Нет)

-А тем, кто трудится всегда? (Да)

Я вижу, что все вы осознаёте, как нужно вести себя культурному человеку. Чему мы с вами учились? ( Ответы детей)

Воспитанным быть и культурным попробуй,

Тут хитрости вовсе не надо особой.

Послушать, запомнить и нужно исполнить-

Одно удовольствие, честное слово!

Y. Чаепитие.Сегодня я передаю вам приглашение в гости на чаепитие и даю вот такой пригласительный билет. На каждом билете стоит номер вашего стола.

Если вы хотите, чтобы билет остался вам на память, то вы должны правильно ответить на вопрос в этом билете. ( Вопросы написаны с обратной стороны билета. Те, кто займут места за первым столом, им вопрос №1.

Кто – за вторым столом, им вопрос №2 и т. д.)

1.-Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

2.-Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос. Как ты поступишь?

(Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

-вытрешь его рукавом;

-носовым платком;

-бумажной салфеткой;

-не будешь ничем вытирать, пока не доешь пирожное и не допьёшь чай.

3.-Как нужно размешивать чай в стакане? (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

— так, чтобы чай расплескался по полу;

-бесшумно, не привлекая внимания соседей по столу.

4. В гостях тебе налили полную тарелку супа. Ты уже знаешь, что тебе столько никогда не съесть. Как ты поступишь? (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

-начнёшь есть и половину порции оставишь в тарелке;

-лопнешь, но съешь всё, что есть в тарелке;

— Извинишься и попросишь, чтобы тебе налили поменьше, потому что столько тебе не съесть.

5. За столом тебе задали вопрос, а у тебя полный рот.

Как ты поступишь? ( Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

-сначала прожуёшь, потом ответишь

-пробубукаешь ответ с полным ртом;

-конечно прожевать — это раз, и полный рот не набивать -это два.

6. Как ты поступишь, если услышишь. Что твой сосед за столом громко икнул? (Варианты ответов зачитывает воспитатель.)

-начнёшь хохотать, чтобы и другие посмеялись вместе с тобой;

-постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

Сейчас мы идём в гости к Карлсону

Над столом картинка Карлсона. У него рот набит пирожным.

В руках он держит ещё по пирожному. Дети садятся за столы, учатся правильно брать в руки столовые приборы, тихо размешивать ложечкой чай с сахаром, не стуча ложками, правильно кушать печенье и конфеты.

Литература.

Жиренко О. Е.и др. « Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию», Москва, «Вако», 2007год

Читайте также:  Час загадок в гпд

Жиренко О. Е. и др « Я-гражданин России», Москва, «Вако», 2006год

Панкеев Иван «Энциклопедия этикета», Москва, «Олма-пресс», 1999год.

Улищенко О. Н. «Этикет», Изд. «Фолио», г. Харьков, 1998год.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/biesieda-praktikum-kak-viesti-siebia-za-stolom

«Мы гостей встречаем ароматным чаем». НОД по этикету для подготовительной группы

«Мы гостей встречаем ароматным чаем». НОД по этикету для подготовительной группы

Цель: научить детей приемам заваривания чая, сервировке чайного стола.

Задачи:

  • познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных  стран;
  • учить детей  заваривать  чай;
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола;
  • развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Оборудование:

1.  CD проигрыватель,  диск.

2.   Интерактивная доска с мультимедийной установкой.

3.   Презентация чайной церемонии.

4.   Для оформления праздничного стола:
–   белая скатерть;
–   чайная посуда;
–   хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

–  заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

5.  Пластилин, шаблоны,  влажные  салфетки.

6.  Физическая  карта  мира.

 Ход   занятия.

1. Организационный момент.

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

2. Сообщение темы, постановка задач.

Сегодня мы с  вами  отправимся  в  путешествие,  в  ходе  которого  познакомимся  с  чайными  церемониями  разных  стран;  узнаем,  как  правильно  заваривать  чай  и  накрывать  чайный  стол  к  приходу  гостей.   

3  Рассказ об истории возникновения чая.

Сейчас  мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай,  но традиция чаепития у разных народов разные.

Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу,  приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев.

Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это вечнозеленый кустарник,  который  растет  плантациями  высоко  в  горах.

  Срывают  верхушки  молодых  побегов  двумя-тремя  листочками. 

А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай,  где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В  Китае  любят  пить  зеленый  чай.  Его  заваривают  в  специальном  чайнике  из  красной  глины  или  чашке  с  крышкой.

А  сейчас  перенесемся  в  Японию.

В  стране  восходящего  солнца  тоже  оче6нь  любят  пить  чай.  Чай  пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

         Следующая  страна,  в  которую  мы  отправимся  это  Англия.  В  этой  стране  очень  часто  бывает  дождливая,  пасмурная  погода,  поэтому  англичане  не  представляют  свою жизнь  без  чая.

  В  Англии  пьют  чай  в основном  в  публичных  местах – в  так  называемых  «чайных  садах».

  Англичане  пьют  чай  три  раза  в  день,  строго  в  определенное  время:  утром – за  завтраком,  в  13 часов  за  ланчем,  и  обязательно  вечером,  ровно  в  17 часов.

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя  русскому  царю.

 С  особым  размахом  чаепитие  осуществлялось  в  купеческих  домах:  часами  сидели  купцы  за  чайными  столами.  Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить.

Сахар обычно не клали в чай, а пили  вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Посидеть  за  самоваром

Рады  все  наверняка

Ярким  солнечным  пожаром

У  него  горят  бока

Самовар  поет – гудит

Только  с  виду  он  сердит

К  потолку  пускает  пар

Наш  красавец  самовар

4. Заваривание чая.

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.

Ребята,  что  нужно  для  того  что бы  организовать  чаепитие? 

Как  называется  посуда,  из  которой  мы  пьем  чай?

Заваривать  чай  мы  будем  в  заварочном  чайнике,  который хорошо  держит  тепло.

– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут.   По  какому  признаку  мы  можем  узнать,  что  в  чайнике  кипяток?  (идет  пар).

  Будьте  предельно  внимательны,  так  как  кипяток  очень  опасен.  Что  может  произойти?  (можно  обжечься).  Поэтому  желательно  чай  самим  не  наливать.  Посмотрите,  в  какой  цвет  окрашивается  вода,  что  происходит  с  листочками.

  По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

 (Идет процесс заваривания чая)

5. Беседа о пользе чая.

Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
Он недуга исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы свежие дает,
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славит чудо-эликсир!

– В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей.)

 В чае много витаминов:

“А” – важен для зрения.
“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.
“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

 — Какие  виды  чая  вы  знаете?

 — Ребята,  а  какие  пословицы  вы  знаете  о  чае?

 Выпей  чайку – забудешь  тоску.

Чай  пьёшь – до  ста  лет  проживёшь.

Чай  не  пьёшь,  откуда  силу  возьмёшь?

Чай  не  пить, так  на  свете не  жить.

С  чая  лиха  не  бывает.

Чай  крепче,  если  он  с  добрым  другом  разделён.

 — А  теперь  отгадайте  загадки:

 1.  Ножек  четыре,

     Шляпка  одна

     Нужен,  коль  станет

     Чаёвничать  вся  семья.

2.   Бел,  как  снег

      В  чести  у  всех,

      В  рот  попал

      Там  пропал.

3.   Цветом  жёлт  и  ароматен

      В  чай  кладут  и  чай  приятен

      Только  очень  кислый  он.

4.   Стоит  толстячок,  подбоченивши  бочок,

      Шипит  и  кипит,  всем  чай  пить  велит.

5.   На  голове —  пуговица,

      Одна  рука —  и  та  на  спине.

 6. Физкультминутка «Я – чайник  ворчун»

 -А  сейчас  отдохнём  и  проведём  физкультминутку «Я – чайник  ворчун»

Я – чайник  ворчун,  хлопотун,  сумасброд.

(Шагаем  на  месте)

Я  всем  напоказ  выставляю  живот.

(Руки  на  поясе, повороты  вправо  и влево)

Я чай  кипячу,  клокочу  и  кричу,

(хлопаем  в  ладоши)

Эй,  люди,  я  с  вами  чай  пить  хочу!

(Прыжки  на  месте)

7. Продуктивная деятельность (лепка)

— Следующая  загадка  на  внимание.

На  подносе  стоят  предметы  чайной  посуды,  но  одного  не  хватает.                

Какого? (Чашки)

    —  Мы  с  вами  сейчас  выполним  чашку  в  технике  пластилиновой 

   живописи.  Пластилин  наносим  скользящими,  растирающими

   движениями  по  всему  шаблону.

    —  Вот  и  готов  наш  чайный  сервиз, есть  много  чашек, и  можно 

   пригласить  гостей.(Дети  вытирают  руки  влажными  салфетками)

8.   Сервировка  стола,  этикет.

— Вы  уже  много  узнали  о  чае, чайных  церемониях,  и  я  предлагаю  всем      вместе  накрыть  стол  к  чаю.

   —  Обязательным  атрибутом  праздничного  стола  является  белая  скатерть.

В центр  стола  ставим  самовар,  бумажные  салфетки,  сахарницу,  заварник,                                угощение,  лимон.  Перед  сидящим  ставим  чашку  с  блюдцем, 

Чайную  ложечку  кладём  справа,  выпуклой  стороной  вниз. Тканевую  салфетку  кладём  слева  от  блюдца  с  чашкой ( сервировка   стола ).

—  Сейчас  я  познакомлю  вас  с  основными  правилами  поведения  за  столом     во  время  чаепития.

1)  Получив  чашку  чая,  помните,  что  сахар  берут  из  сахарницы  общей  ложкой.  Не  забудьте  вернуть  ложку  в  сахарницу,  не  опуская  её  в  свою  чашку.

2)  Размешав  сахар  своей  ложкой,  выньте  её  и  положите  на  блюдце.

3)  Для  лимона  кладётся  специальная  вилочка.

4)  Печенье,  пирожки,  конфеты  берут  из  вазы  или  блюдца  рукой.

5)  Торт  кладут  на  тарелку  специальной  лопаткой,  есть  нужно  десертной  вилкой  или  ложкой.

6)  За  столом  не  следует  делать  замечания  другим.

7)  Всё  время,  пока  гости  сидят  за  столом,  хозяева  должны  быть  приветливыми,  следить,  чтобы  у  гостей  было  всё  необходимое.

8)  После  чаепития  губы  промокните  бумажной  салфеткой,  тканевую  салфетку  с  колен  положите  на  стол  рядом  со  своим  местом.

9)  Поблагодарите  хозяев.

 9. Приглашение к столу

             —  Вот  стол  и  накрыт.

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!

Хозяин: Если величать, так на пороге встречать!

Хозяйка: Мы гостей встречаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

              На скатерке-самобранке,

              И конфеты и печенье,

              И душистое варенье.

              Подходите, детки, чаем

              Вас сердечно угощаем.

              К чаю ароматному

              Пряники печатные.

              Пейте чай и торт берите,

              Чаще в гости приходите.

Хозяюшка:  Сверху пар, снизу пар-

                     Кипит наш русский самовар.

                     Милости просим на чашку чая!

                     Вот так мы живём:

                     Пряники жуём, чаем запиваем,

                     Всех в гости приглашаем.

 10.  Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

 Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай

 Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай

     Приглашаем  гостей  к  столу.

   —  Уважаемые  гости,  милости  просим  к  столу.

   11. Итог.

—  Наше  путешествие  подошло  к  концу.

—  О  каких  странах  мы  сегодня  говорили?

—  Что  вы  узнали  нового?

—  Сегодня  вы  сможете  вместе  с  мамами  заваривать  чай  и  накрывать  стол  к  чаепитию.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/my-gostej-vstrechaem-aromatnym-chaem-nod-po-etiketu-dlya-podgotovitelnoj-gruppy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector