Беседа о весне в подготовительной группе детского сада

Беседа о весне в подготовительной группе детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Беседа о весне»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

Развивающая среда: картинки с явлениями природы, картинки с изображением животных, календарь погоды, картины на весеннюю тематику. Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

1. Воспитатель читает детям стихотворение:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Это стихотворение написал Афанасий Фет.

Воспитатель: Дети, какое это стихотворение — веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки.

Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые.

Возвращаются перелетные птицы).

Посмотрите на карточки, расскажите, какие явления природы на них изображены (Ребята выходят и называют явления природы).

Какие времена года вы знаете? Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние).

Сколько месяцев в году? (12)

Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Март — первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?

(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).

Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март — месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры — и начинается оттепель).

Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц — под кустами.

) Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи — вестники весны.

В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

3. Физкультминутка

Вот стоит изба –

Может, в ней весна?

Тук-тук-тук!

Разбудил весну этот стук.

Распахнулись ворота,

И пришла весна-красна!

Разбудила лес весенний,

Землю солнышком согрела.

4. Апрель — средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)

Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)

Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).

Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)

Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)

5. Пальчиковая игра

Сидят две птички,

маленькие синички,

Сидят, прижавшись тесно в гнезде,

Тепло в гнезде на высоте.

Вот первая проснулась,

Проснулась, встрепенулась —

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

Вторая проснулась,

Проснулась, встрепенулась —

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

И вот две птички вместе

Под солнышком летают,

И солнышко лучами

Птичек согревает.

Май — сердце весны.

Месяц май — пой да гуляй!

6. Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! — какой морозец…

Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).

Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья — яблони, вишни, сливы.)

Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец — соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).

Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.

Источник: http://sundekor.ru/referat/beseda-o-vesne/

Весна идет (беседа)

Беседа «Весна идет».

Цель: закрепить знания детей о первых весенних изменениях в природе.

Развивающая среда: картинки с явлениями природы, кар­тинки с изображением животных, календарь погоды, кар­тины на весеннюю тематику И. Левитана «Март», «Весна – большая    вода»,  А. Саврасов «Грачи     прилетели», запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия

Сегодня мы с вами поговорим о временах  года.  Какие времена года вы знаете?

Но мы сегодня в гостях одного времени года, а какое оно вы узнаете из загадки.

Приходит  с  добром,

Веет  теплом,

Светом  солнечным  красна ,

А  зовут  её  …ВЕСНА.

Да, мы сегодня в гостях у весны. А какие весенние месяцы вы знаете? Как называется первый месяц весны? Март ещё называют «утром весны». Солнце поднялось высоко и светит ярко. Солнце начинает одолевать зиму. Небо ясное, голубое. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев:

«Синий день».

На сугроб ложится

Голубая тень,

Тенькают синицы:

-Синий — синий день!

Почему день «синий»? От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. И если прислушаться, то можно услышать мартовскую  капель. Народное название марта – «капельник», «солнечник», «парник».

 «Капель».

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель

Капель журчит, звенит, поёт,

Она ломает снег и лёд.

Большой сугроб ей нипочём,

Она бежит живым ручьём

Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? Март – переменчивый месяц. В марте по ночам холодно, ещё кружатся последние метели. Деревья после метели стоят белые, как зимой, но подуют тёплые ветры и начинается оттепель.

  «Оттепель».

Ветры с юга прилетели,

Принесли с собой тепло,

И сугробы враз осели,

В полдень с крыши потекло.

Что происходит в марте месяце с нашими пернатыми друзьями? В марте оживляются птицы. Они весело щебечут, строят гнёзда и откладывают яйца.

Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и собираются выводить потомство. В конце марта прилетают грачи — вестники весны.

В народе говорят «Грач  зиму ломает», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Я приготовила вам картину, давайте её рассмотрим. Написал картину художник Саврасов, а называется она «Грачи  прилетели». Что вы видите на картине. Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? Какая птица является вестником весны? Да, у птиц свои заботы.

А как вы думаете, что делают звери в лесу? Лиса и волк бродят по лесу, добычу высматривают, заяц прячется под кустами, а барсук — в норе. Медведь всё ещё спит в своём доме. Как называется дом медведя? Что делают звери в марте?

Физкультминутка

Вот стоит изба –

Может, в ней весна?

Тук-тук-тук!

Разбудил весну этот стук.

Распахнулись ворота,

И пришла весна — красна!

Разбудила лес весенний,

Землю солнышком согрела.

А еще в марте из-под снега появились первые цветы – первоцветы. Они появляются после холодной зимы. Какие первоцветы вы знаете? Первоцветы — первая улыбка весны — это и подснежник, и горицвет, и мать — и — мачеха.

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний» (воспитатель называет различные слова: явления природы, названия деревьев, цветов и т. п., а дети должны назвать лишний предмет).

Молодцы, а теперь нам пришла пора проститься с первым месяцем весны. Уже скоро наступит 2-ой весенний месяц. Как он называется? В апреле мы продолжим своё путешествие по царству ВЕСНЫ. А  что вы запомнили из нашей беседы, проверим с помощью кроссворда.

Кроссворд.

  1. Какой зверёк весной линяет – пушистый серый мех на рыжеватый меняет? (белочка)

  2. Ну-ка, кто из вас ответит, не огонь, а больно жжёт, не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печёт? (солнце)

  3. Какой праздник зиму провожает, а весну встречает? (масленица)

  4. Один из весенних месяцев, который в народе называют «КАПЕЛЬНИК», «УТРО ГОДА»? (март)

  5. Первоцвет – первая улыбка весны? (подснежник)

  6. Какую птицу называют «ВЕСТНИК ВЕСНЫ»? (грач)

Читайте также:  Сценарий летнего праздника. здравствуй, солнечное лето!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vesna-idet-beseda.html

Программное содержание:

Закрепить и уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных.

Закрепить признаки ранней весны.

Учить придумывать сказки на заданную тему.

Воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство добра, сопереживания.

Закреплять умение пользоваться средствами изображения, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, материал: пальчиковая игра «Подснежник»; стихотворение «Разговор Зимы и Весны; игра «когда это бывает? », большие сюжетные картины и маленькие картинки с признаками времён года, стихотворение З. Александровой «Подснежник»; подбор музыкальных этюдов «Времена года»; бумага разного формата и оттенков для рисования, средства ИЗО по выбору детей.

Связь с другими занятиями:

Чтение произведений о жизни диких животных в разное время года;

Д/И «Когда это бывает? », Лото «Времена года», чтение сказки «Медведь и солнце», слушание музыкальных произведений «Времена года».

                                                                Ход беседы:

— Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку и ответьте на вопрос: когда это бывает?

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Просыпается медведь

После зимней стужи.

— Когда это бывает? (весной). А какое сейчас время года? (весна) .

Какая сейчас весна ранняя или поздняя? Как вы определили, что сейчас ранняя весна? (дети называют признаки ранней весны) .

— Правильно. Весной пробуждается от зимней спячки всё живое в природе: и деревья, и животные. Вот и медведь, который сладко спал всю зиму в своей берлоге, тоже проснулся.

— Кто из вас знает, что такое берлога и как медведь делает её? Молодцы, знаете что такое берлога. Как медведь спал в берлоге, кто может показать?

Динамическая пауза «Спящий медведь».

— Вот пришла весна и разбудила медведя своими звуками: щебетом птиц, звонкой капелью, журчанием ручейков. (звучит аудиозапись звуков весны) .

— Медведь проснулся, потянулся. Как он это делает? (дети изображают пробуждение медведя) .

— Вдруг в берлогу просочилась вода (журчание ручейка) и промочила медведю бок. А мы ведь тоже знакомы с одним медведем, которого разбудила весна. Вы вспомнили эту сказку? («Медведь и солнце»). Правильно.

— Медведь сперва удивился. Как он удивился? (показ мимикой удивление) .

-Затем испугался. Что это такое? Как испугался медведь? (дети показывают) .

— Потом огорчился, недоволен. Разозлился. (дети с помощью мимики показывают настроение медведя) .

-Делать нечего, вышел медведь из берлоги и увидел, на поляне расцвёл подснежник. Кто знает, что такое подснежник? Почему он так называется?

— Давай те покажем наш подснежник.

Пальчиковая игра «Подснежник».

Вырос подснежник весной на поляне,

(ладони обеих рук соединены между собой вертикально)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(плавно развести пальцы в стороны, подснежник «раскрывает» лепестки) .

— Полюбовался медведь подснежником и вдруг услышал спор. Спорили Зима и Весна. Два ребёнка инсценируют стихотворение:

Говорит Весна:

— Сестра, уходить тебе пора!

А Зима Весне в ответ:

— Нет! Нет! Нет! (громко, грозно) .

Говорит Весна тогда:

— С крыши капает вода!

— Да! Да! Да! (грустно, умеренно). Все дети.

— Тают горки во дворах!

— Ах! Ах! Ах! (тихо). Все дети.

— А на речке треснул лёд!

— Ох! Ох! Ох! (печально, тихо). Все дети.

— Ребята, а какое время года было перед весной? (зима). Какая была зима?

Подбор слов – определений к слову «зима».

— А какая наступила весна?

Подбор слов –определений к слову «весна».

— Я знаю интересную игру, хотите в неё поиграть? Игра называется «Когда это бывает? ». (подбор картинок к общим картинам по временам года) .

— Молодцы, все правильно справились с заданием.

— Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение З. Александровой о первом весеннем цветке, напомните мне, пожалуйста, как он называется?

— Правильно, первый весенний цветок – подснежник. Чтение стихотворения в сопровождении тихой музыки.

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы синенький цветочек

Полу замёрзший, чуть живой.

Должно быть сильно припекало

Сегодня солнышко с утра.

Цветку под снегом жарко стало

И он подумал, что пора.

И вылез, но кругом всё тихо

Соседи спят. Он первый здесь.

Его увидела зайчиха

Понюхала, хотела съесть.

Потом вздохнула, пожалела:

— Уж больно тонок ты дружок…

И вдруг пошёл холодный, белый,

Пушистый мартовский снежок

Он падал, заносил дорожки,

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода бледнея,

Головку слабую склоня,

Сказал: — Ну что ж, я не жалею

Ведь началась весна с меня.

-Ребята, что вы чувствовали, когда слушали стихотворение? А сейчас в лесу есть подснежники? Почему? Когда они появляются?

— Правильно, подснежники появляются только в апреле месяце. А сейчас какой месяц? (март) .

— Может ли на самом деле разговаривать заяц, подснежник? А где это может происходить? (в сказках) .

— Что такое сказка? Что может происходить в сказке?

— Ребята, что же случилось с подснежником? Почему?

— А вам бы хотелось, как –то помочь сказочному подснежнику в сказочном лесу? Давайте с вами нарисуем, кто поможет вашему подснежнику?

(дети выбирают необходимый материал и бумагу нужного формата и тона и рисуют свою сказку) .

— Молодцы, какие вы добрые и заботливые, какие добрые получились у вас сказки.

(дети рассматривают друг у друга рисунки, и каждый рассказывает придуманную свою сказку по рисунку) .

Источник: https://merkulova-ozr-dou54.edumsko.ru/folder/beseda_o_vesne_sostavlenie_rasskaza_po_risunku_kto_spas_podsnezhnik_podgotovitel_naya_gruppa

Комплексное занятие «Как народ весну встречал» (подготовительная группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»
Комплексное занятие «Как народ весну встречал» (подготовительная группа)
Воспитатель: Попова Е.Ю.Программные задачи:

I часть

•    приобщать детей к истокам народной культуры;•    расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;•    закреплять знания детей о народных играх;•    формировать желание использовать в речи фольклор;

•    продолжать формировать уважение к традициям русского народа;

Скачать презентацию

Скачать конспект

•    воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;
•    воспитывать патриотов.

II часть

•    закреплять умение делать птиц по принципу оригами ;•    совершенствовать навыки работы с бумагой;•    воспитывать аккуратность в процессе деятельности.

Предварительная работа:

•    беседы о праздниках и традициях русского народа;•    чтение художественных произведений;•    заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;•    рассматривание иллюстраций ;•    разучивание хороводов, подвижных игр;•    прослушивание музыкальных произведений о природе;•    занятия по конструированию из бумаги;

•    проведение праздников и досугов.

Словарная работа:

Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.

Оборудование:
Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр,  аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастер.

Ход занятия:1 часть занятия.Звучит музыка.Дети рассаживаются на стульчики.Слайд 2.Воспитатель:   «Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет»Воспитатель:   — Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)Воспитатель:  — Весна… Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей.

   Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай ихорошую погоду. Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые         передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.

Постановка цели занятия: — Вот сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и  обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.Воспитатель:  — Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)Воспитатель: — «Март, март пришел Белый снег сошел. А за ним апрель, Отворил окно и дверь.

А за ним пришел и май Солнце в терем приглашай!»Воспитатель:  Матушка весна, всем красна!Слайд 3.

Воспитатель: — Назовите первый месяц весны? (Март)

Слайд 4.Воспитатель: — Какие названия имел месяц март в народном календаре?Дети: Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года.Воспитатель: — Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны.

Дети: « Ой, весна моя Ты, весняночка! Из-за темных лесов, Из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари!» ***Весна, весна красна,Тепло солнышко,Приди скорей,Согрей детей!Приди к нам с радостью,С великой милостью,Со льном высоким,С корнем глубоким,С хлебом богатым! Воспитатель:  — Весну на Руси встречали трижды, когда?Дети: 15 февраля — на Сретение (зима с летом встречается); 22 марта — в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется); 7 апреля — в Благовещенье.Воспитатель:  — Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки о весне, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы.Воспитатель:  — Назовите какие вы знаете приметы марта?Слайд 5.Дети: •    увидал грача- весну встречай;•    сухой март- плодородие, дождливый — неурожай;•    сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.Воспитатель: — Молодцы! Назовите второй весенний месяц (Апрель).Воспитатель: — Какие названия имел апрель в народном календаре?

Слайд 6.

Дети: — Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник.Воспитатель: —  Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).Воспитатель: — Хорошо, правильно. Какой праздник отмечал народ в апреле?Дети: — Благовещение- третья встреча весны.Воспитатель: — Что интересного вы знаете об этом празднике?Слайд 7.Дети:- На Благовещенье весна зиму победила.

— Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали. Слайд 6.Слайд 8.- Существовал обычай  выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.

— Люди примечали:•    гроза на Благовещенье — к урожаю грибов;•    как Благовещенье проведешь — так и весь год будет.- Люди пели заклички, закликали птиц.Слайд 9.

Воспитатель: — Можете ли вы сейчас закликать птиц?Дети:   «Жаворонки прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела: Весь хлеб у нас проела!»***Жаворонки, перепелушки,Птички, ласточки!Прилетите к нам!Весну ясную, Весну краснуюПринесите нам!Воспитатель: — Какие еще отмечали люди праздники в апреле?Дети: — Вербное воскресенье отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой.Слайд 10.Воспитатель: — Какие вы знаете приметы, связанные с вербой? Дети: •    без вербы — не весна;•    верба распутицу ведет, гонит с реки лед;•    если верба хорошо цветет — будет удачная пашня.Воспитатель: — Дети, о каком еще народном весеннем празднике, который  будем отмечать в воскресенье,  мы не поговорили?  (О Пасхе.)Воспитатель: — Пасха — великий праздник православного календаря, торжественный и радостный.  Расскажите, что вы знаете о нем!Слайд 11.Дети: — Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.- Яйцо — это символ зарождения новой жизни.- По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.Слайд12.- Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.- Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.Воспитатель: — Молодцы, дети! Как много вы знаете о народных праздниках!Назовите последний месяц весны? (Май)  Как в старину называли май?Слайд 13.Дети:  — Травень, розоцвет, цветень.Воспитатель: — Что говорил народ про месяц май?Дети: •    май леса наряжает, лето в гости  ожидает;•     май холодный — год хлебородный;•    много майских жуков — к засухе;•    запел соловей — весна пошла на убыль, а лето — на прибыль.

Читайте также:  Эссе «мое любимое занятие», 6 класс

Воспитатель: — Хорошо, дети. Вы правильно вспомнили приметы весны, назвали народные весенние праздники. А сейчас я хочу, чтобы вы поиграли в русскую народную игру «Заря, заряница».

Слайд 14.Физминутка:

Проводится п/и «Заря, заряница» (2 раза)

2 часть занятия.Слайд 15.Дети садятся за столы:Воспитатель: — Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, вы сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».

Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами. Я предлагаю каждому сделать свою птичку.

Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.

Вспомните,  с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.

Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя.Слайд 16.Воспитатель: — Молодцы,  дети! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (Дети называют свою птицу).

Птицы у всех получились разные.Воспитатель: — А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» — подарим нашим гостям, с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц гостям).Воспитатель: — Наше занятие законченно.

Слайд 17.

Источник: http://doshkolnik.ru/vesna/10781-vesna.html

Огонек — конспект открытой нод в подготовительной группе «беседа о весне»

Огонек - конспект открытой нод в подготовительной группе «беседа о весне»

Программное содержание:

Уточнить знание детей о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны, вызвать желание наблюдать за поведением растений и птиц, учить устанавливать связь одних явлений с другими. Учить различать и узнавать деревья и кустарники по характерным признакам: выявлять особенности приспособления птиц к сезонам. Прививать любовь к весенней погоде.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация о весне, запись голоса птиц, характеристика о весне, бинокль.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, подошли все ко мне, сейчас внимательно послушайте стихотворение и скажите мне, пожалуйста, когда это бывает:

«Светает рано по утрам,

Проталины тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы в скворечники летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь в еловой спал постели.

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время года знает?»

—  Это бывает весной. Мы сегодня с вами отправляемся на машине на поле.

Физкультминутка: «Едем, едем на машине»

Воспитатель: Наступила весна и принесла с собой большие изменения. Изменилось все: поле, лес, люди, животные. Давайте поговорим об этих изменениях. (Работа на интерактивной доске, показ слайдов, беседа)

— Каким стало поле?

— Сошел снег, появились важные грачи, которые первые стали «пахать землю». А теперь на поле вышла техника. Люди готовятся к севу. Яркая сочная зелень на полях – это озимые хлеба, посаженные осенью: «только зеленеет озимь на полях».

­- А теперь ребята, физкультминутка.

Едем, едем на машине

Нажимаем на педаль

Скорость, мы переключаем

И посматриваем в даль.

— А теперь мы приехали в лес. (Слайд о лесе)

— Ребята, скажите, какие изменения в лесу произошли?

— В марте весь лес звенит от песен синичек, появляются первые весенние цветы – подснежники.

Давайте послушаем пение птиц.

Далее воспитатель берет бинокль и заглядывает в даль. Дети спрашивают, что он увидел. (слайд о деревьях)

— Дети рассматривают и отвечают.

Набухли почки на деревьях и кустарниках, вот-вот появятся первые листочки.

— А почему так быстро растут растения?

(Много солнца, света, тепла, стал заметно длиннее день).

«Беседа о медведях»

Обратить внимание детей на медведицу.

— Она очень худая, линяет, чешется о дерево, а маленькие медвежата осваивают новый для них мир.

Далее садимся в машину и едем в детский сад.

«Едем, едем на машине»…

— Ребята, а давайте мы споем песню о весне (пение песни)

— А теперь нарисуем картинку о весне.

— Чтение стихов о весне и рассматривание рисунков.

В. Данько:

«Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуется солнцу,

Не поймут со сна:

Неужели это….

Неужели лето?

— Нет еще не лето,

Но уже весна!»

Март:

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки,

С веток капает капель,

И слышна синицы трель.

В. Алферов:

Отшумели все метели,

И морозы не трещат

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Итог занятия: Что нового узнали?

Источник: http://ogonek-shim.ru/stranichka-vospitatelej/129-konspekt-otkrytoj-nod-v-podgotovitelnoj-gruppe-beseda-o-vesne

Беседа в детском саду на тему Весна

Дошкольникам о веснеЗанятие “Беседа о весне “
Цель занятия: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны; развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи в природеДемонстрационный материал: книги и иллюстрации о весне.

Предварительная работа: беседы о весне, экскурсия по территории детского сада, оформление с детьми альбома «Весенние приметы», рисование на тему «Весна», аппликация «Воробушки», рассматривание иллюстраций на тему «Весна».Ход занятия:Дети, посмотрите в окно скажите:

– Какое сейчас время года? ( Весна)

– Какая погода за окном? (Солнечная)

– Кто радуется приходу весны? (Птицы)

– Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице)

Рассмотреть с детьми выставку детских работ «Воробушки».

В комнату залетают птицы и приносят детям конверт. (Сюрпризный момент)

– Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим. (Проводится словесная игра «Подскажи словечко»)

Ой, беда! Ой, беда!

Тат снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу……..(проталинки)

Самый первый день весны,

Самый – самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась……(верба)

Рад весне братишка Сашка

И собака рада Жулька

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась…….(сосулька)

Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ……….(капель)

Сделать с детьми вывод – что это первые признаки весны. Мы можем по ним определить, что уже пришла весна.

Предложить детям встать в хоровод для проведения игры «Веснянка»:

Солнышко – солнышко, золотое донышко… (дети идут по кругу, все держатся за руки)

Побежал в лесу ручей…… (дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей …… (дети бегут по кругу, имитируют полет птиц)

А сугробы тают, тают….. (дети медленно приседают)

А цветочки подрастают….. (дети встают на цыпочки и все тянутся руками вверх)

Дети после окончания игры садятся на стульчики и смотрят на мольберт, который находится перед ними. (на мольберте закреплен лист ватмана)

Дети, давайте послушаем стихотворение «Март».

Отшумели все метели

И морозы не трещат

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

Дети, о каком времени говорится в этом стихотворении. Далее необходимо с помощью детей составить опорную таблицу по прочитанному стихотворению.

Затем можно проводить каждодневные наблюдения на прогулках с детьми на протяжении всего месяца. Проводить беседы по утрам, выслушивать детские высказывания о переменах в природе.

Наблюдения:

Солнце. Отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня. Вспомнить, как было зимой

Небо. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим – синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!

Ветер. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

Снег. Снег часто идет с дождем. Снег на земле становится серым, грязным. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть, на какой стороне крыши снег тает раньше (на солнечной или в тени). Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему?

Лед. Рассмотреть с детьми ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем, – острые и тонкие, на теневой стороне – сосулек меньше и они другой формы.

Деревья. Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки.

Обсудить с детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую проталину и пробившуюся травку.

Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха.

Птицы. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

Дидактические игры – «Угадай, что за зверь», «Опиши, я отгадаю», Чьи это детки?»

– «Найди пару», «Отсчитай столько же», «Кто скорее соберёт»

– «Что дерево рассказывает о себе?», «Какое небо?», «Придумай предложения»

Читайте также:  Пословицы и поговорки о добре, порядочности и подлости для детей

– «Какие птички прилетели», «Найди одинаковые», «Назови, кто это!»

– «Выложи сам», «На что похожа льдинка?», «Найди самую красивую льдинку».

Подвижные игры – «Найди себе пару», «Перепрыгнем через ручеёк, Птички и кошка»

– «Ловишка», «Поймай за хвост», «Лови – бросай»

– «Птичка, раз! Птичка, два!», «Птички и кошка», «Охотник и зайцы»

Поисковая деятельность – Предложить ребятам потрогать воду в луже, сделать вывод, что вода ещё очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

– Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести веточки дерева в группу, понаблюдать, где скорее зацветет, в группе или на улице.

– Где снег не тает?

– Почему тает снег.

Труд Собрать выносной материал. Подкормить птиц. Измерить лопатой или палочкой глубину лужи. Убрать снег со скамеек. Посыпать дорожки песком.

Источник: http://www.slavkrug.org/beseda-v-detskom-sadu-na-temu-vesna/

Музыкальное занятие «Весна» в подготовительной группе

                                                         Медведева

                                      Маргарита Михайловна

                                  музыкальный руководитель

                               АУ ДО «Детский сад Солнышко

                            Уватского муниципального района»

Цель: Познакомить детей с музыкально-литературным материалом по теме «Весна».

Задачи:

  1. Обогатить детей музыкальными и литературными впечатлениями. Закрепить элементарные музыкальные понятия и ранее разученный материал.
  2. Развивать способность к импровизации, чувство ритма, умение играть в оркестре. Продолжить работу над пластичностью, творческим воображением, умением ориентироваться в пространстве.
  3. Воспитывать в детях чувство красоты к природе, поэтическому слову, музыке; способность откликаться на прекрасное и доброе.

Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийный экран, ноутбук, бамбуковые палочки, музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, треугольники, корзина с самодельными подснежниками, камушки, весенняя лужица.

Предварительная работа: Просмотр и обсуждение сказки «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, знакомство с музыкой Э.Грига, П.И.Чайковского, беседа об оркестре, просмотр картин о весне, чтение весенних стихов.

Практическая значимость работы: Возможность использовать в своей работе как музыкальным руководителям, так и воспитателям в качестве итогового занятия в III квартале учебного года по теме «Весна».

Действующие лица: Весна ( музыкальный руководитель), падчерица ( взрослый), воспитатель.

Дети заходят в зал под музыку П. И. Чайковского «Подснежник».

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна,

К нам спустилась с небосвода вместе с солнышком …

Дети: Весна!

Входит Весна.

Весна: Здравствуйте ребята! Я Весна-Красна, к вам в гости пожаловала, пришла посмотреть, как ждёте меня, как привечаете. Ну, что ж давайте знакомиться. Я ведь не простая Весна, а музыкальная – спрошу  (поёт): « Как тебя зовут?», а в ответ, на кого покажу, тот имя своё споёт. Так и познакомимся.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»

Ну, вот и познакомились! А знакомые всегда при встрече здороваются. Давайте и мы поздороваемся.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА « ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Молодцы! Присаживайтесь на коврик, побеседуем.

                   Уж тает снег, бегут ручьи,

                   В окно повеяло весною…

                   Засвищут скоро соловьи,

                   И лес оденется листвою!

                                               ( Плещеев  А.) 

Многие поэты, композиторы, художники писали обо мне, воспевали меня в своих произведениях. Ведь весна – это начало новой жизни. Композитор Эдвард Григ (показ портрета на экране) тоже любил весну и написал музыкальное произведение «УТРО», в котором рассказал языком музыки, как пробуждается природа. Сейчас мы послушаем фрагмент из этого произведения и представим картины весны.

СЛУШАНИЕ «УТРО» ИЗ СЮИТЫ Э.ГРИГА «ПЕР ГЮНТ»

(разговор о характере музыки, опрос детей —  что они представили)

А ведь вы всё правильно рассказали и нарисовали прекрасные картины пробуждения природы. Я думаю, что когда композитор Э. Григ писал  эту музыку он вот что представлял…

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», сопровождаемый музыкой «Утро» Э. Григ

Ребята, посмотрите —  музыка помогала нам наблюдать, как робко сходит снег, превращаясь в бурные потоки воды, как потихоньку расцветала природа: зеленела трава, появлялись первые листочки, первые цветы. И вот мы уже чувствуем аромат весеннего цветения! А вы узнали фрагмент, из какой сказки мы посмотрели?

Дети: «Двенадцать месяцев».

Весна: А кто написал её?

Дети: С. Я. Маршак.

Весна: С героями этой сказки мы ещё с вами встретимся сегодня.

Ребята, а кто же первые вестники весны?

Кто к нам с юга прилетает,

Гнёзда вьёт и распевает?

Дети: Птицы.

Весна: Конечно же они! Как  только солнышко пригреет они уже радостно щебечут, передают телеграммы во все концы о моём приходе.

  Давайте и мы с вами попробуем передать свою весеннюю телеграмму, состоящую из коротких и длинных звуков.

Передадим в тёплые края птицам послание, что б они побыстрее возвращались – ведь я уже пришла! Подойдём к столам, возьмём палочки – «морзянки», я буду сочинять,  вы посылать.

МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА»


Ребята, а вы знаете, кто нас услышал? Жаворонок! Это такая маленькая птичка. Она раньше всех телеграмму о моём приходе слышит и всем сообщает. Слышите?

СЛУШАНИЕ «ЖАВОРОНОК» М.И.ГЛИНКА И ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИИ С ЖАВОРОНКОМ.

         

Красивая музыка? Её написал композитор Михаил Иванович Глинка.Называется она «Песнь жаворонка». В исполнение какого инструмента звучит эта музыка?

Дети: Фортепиано.

Весна: А давайте её украсим звучанием других инструментов: колокольчиков, треугольников, металлофонов. Итак, мы с вами превращаемся в музыкантов – исполнителей. Вспомните, как называется большой состав инструментов?

Дети: Оркестр.

Весна: Правильно! Кто же в оркестре самый главный? Кого музыканты — исполнители слушаются?

Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный, он в оркестре – президент!

Дети:  Дирижёр.

Весна: Можно я буду дирижёром? А вы будьте внимательны! На какой инструмент покажу, тот и играть будет.

ИСПОЛНЕНИЕ «ЖАВОРОНКА» ГЛИНКИ НА ДЕТСКИХ ИНСТРУМЕНТАХ


Молодцы! Вы внимательно слушали музыку и выполняли все мои команды. Настоящие музыканты! Я думаю, что  композитору М.И.Глинке вы бы понравились. Скажите ещё раз скажите: как называется большой состав музыкантов – исполнителей?

Дети: Оркестр.

Весна: А кто руководит оркестром?

Дети: Дирижёр.

Весна: Устали? Присаживайтесь на коврик, я вам загадку загадаю.

         Хорошо гулять в лесу!

         Тихо…Утро раннее

         Чудо-песенка звенит

         На лесной проталинке.

         Чей-то нежный голосок

         Еле-еле слышен-

         Кто, расправив лепестки

         Из-под снега вышел?

Дети: Подснежник.

Весна: Вы правильно отгадали. 


Почему он так называется? Это самый первый цветок после зимы. Подснежник приносит радость. Он хоть и хрупкий, нежный, но гордый и смелый, т.к. растёт прямо из-под снега. Его обдувает холодный ветер, но он не боится холода, а гордо стоит на своей тонкой ножке.

                   В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

                   Подснежника глянул глазок голубой.

                   Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

                   Потом потянулся из всех своих маленьких сил

                   И тихо спросил:

                   Я вижу погода тепла и ясна!

                   Скажите, ведь правда, что это весна?

                   Но кругом всё тихо, соседей нет – он первый здесь.

                   Его увидела зайчиха, понюхала, хотела съесть.

                   Потом, наверно, пожалела.

                   Уж больно тонок ты, дружок!

                   И вдруг пошёл пушистый, белый,

                   Холодный мартовский снежок.

                   Он падал, заносил дорожки.

                   Опять зима, а не весна.

                   И от цветка на длинной ножке

                   Лишь только шапочка видна.

                   И он, от холода синея,

                   Головку слабую склоняя,

                   Сказал…

                   Ну что ж, я не жалею,

                   Ведь началась весна с меня. (З.Александрова)

Очень трогательное стихотворение. Подснежник погибает, но не жалеет об этом, т.к. он оказался первым цветком весны. О подснежниках писали стихи, музыку, картины и даже создавали мультфильмы. Вспомним сказку о которой мы сегодня уже говорили, о «Двенадцати месяцах». О чём рассказывается в ней?

Дети: Зимой принцесса мечтала о весне и велела принести ей подснежников.

Весна: В этой сказке девочка – Падчерица нарвала целую корзину подснежников. А разве можно их рвать? Да ещё так  много? Почему?

Дети: Подснежников в природе осталось так мало. Они занесены в Красную книгу.

Весна: Правильно. Сорвёшь цветок, он семя уже не даст, новые цветы не вырастут. Может наступить день, когда на земле не останется ни одного подснежника. Вы, ребята, об этом знаете и, конечно же, будете беречь этот цветок. А что же можно сделать, если хочется кому-то подарить подснежники?

Дети: Их можно нарисовать или смастерить своими руками.

(Стук в дверь, входит Падчерица. В руках корзина с подснежниками)

Падчерица: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам из сказки « Двенадцать месяцев». Услышала ваш разговор о подснежниках… Ребята, вы меня простите за то, что  я нарвала их целую корзину. Я ведь не хожу в детский сад и ничего про  Красную книгу не слышала. Смотрите, я исправилась! Своими руками сделала вон сколько цветов. Можно я их вам подарю? (раздает)

Весна: Ребятки, оденьте подснежники на руки, поднимите ручки вверх. Как красиво! А может кто-то хочет превратиться в композитора и придумать мелодию на такие стихи:

Вырос подснежник лесной,

Он нас поздравит с весной!

Какие чудесные песенки получились! Так и хочется танцевать. Так давайте же потанцуем.

ТАНЕЦ «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК» Бурениной А. (С/б «Ритмическая мозаика»)


Падчерица: Мне очень понравилось!

Весна: Ну, вот и всё, наша встреча подошла к концу. Пора мне в лес уходить, за работу приниматься: не везде ещё снега сошли, цветы расцвели, птицы поют. Понравилась ли я вам? Понравилась ли вам моя весенняя музыка и весенние стихи? Сегодня мы были и слушателями, и композиторами, и исполнителями. А помогала нам музыка каких композиторов?

Дети: Э. Грига, М.И Глинки и П.И.Чайковского.

Весна: Весной вместе с природой пробуждается и наша душа. Мы мечтаем о любви, о счастье, загадываем желания… А ведь я Весна – волшебница, и могу исполнить по одному вашему желанию. Я вам дам волшебные камушки. Каждому камушку вы прошепчите своё желание, мечту и выходя из зала бросите его в весеннюю лужицу .Ваша мечта обязательно сбудется! (раздаёт)

Падчерица: Можно и мне камушек? Я хочу загадать, чтоб Весна и Лето были тёплыми! Все близкие – здоровыми и радостными!

(Весна и Падчерица прощаются и уходят. Падчерица бросает камушек в лужицу).

Дети под музыку П.И. Чайковского « Подснежник» выходят из зала, бросая камушки.

Источник: http://www.uvat-solnishko.ru/metodicheskaya-kopilka/news14.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector