Детям о профессии библиотекарь: история книжных лабиринтов и их хранителя

Детям о профессии библиотекарь

В мире существует великое множество книг. И у тебя дома наверняка немало разных сказок, рассказов, сборников стихов. Но есть такое место, где книг и журналов намного больше. Эти хранилища называются библиотеками. В этом рассказе я расскажу тебе о професии библиотекаря.

Библиотеки – это целые книжные города, в которых тянутся ряды и лабиринты книжных шкафов и полок, очень похожих на улицы.

У каждой книги и журнала есть свой адрес – шифр, состоящий из букв и цифр, по которому можно найти нужный экземпляр. Разобраться самому в таком многообразии достаточно трудно.

Вот тут-то и приходит на помощь библиотекарь. Он как никто другой прекрасно ориентируется в «книжном море».

Раньше в поиске нужной книги библиотекарю помогали ящики-каталоги с названиями и шифрами всех книг. Сейчас же все данные вносят в компьютер, в электронный каталог. Посмотрит библиотекарь каталог, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай на здоровье и становись умнее!

Кажется, что библиотекарь только сидит за столом, заполняет формуляры, записывает, вносит данные в компьютер: кто и какую книгу взял почитать или вернул. На самом деле его обязанности намного шире.

Библиотекарь принимает участие в создании фонда библиотеки и делает заказы на покупку новых изданий, ведь книг в мире становится всё больше с каждым днём, и многие из них нужны читателю. Он также поддерживает порядок в книгохранилище.

Укрепляет старые книжки, так как многие материалы, из которых они сделаны (клей, бумага, ткани), со временем стареют и изнашиваются. А ещё он очень хорошо знает условия, в которых должны храниться книги, особенно древние экземпляры.

К сожалению, многие ребята в наше время считают, что не обязательно ходить в библиотеку, чтобы получить нужную информацию, ведь можно практически любую книгу купить или же найти нужные сведения в интернете.

Но ведь чтение хорошей книги подобно встрече с хорошим человеком, после которого остаётся масса положительных эмо-ций. Кто как ни библиотекарь сможет посоветовать тебе именно ту книгу, которую ты хочешь почитать.

Поэтому ни одна компьютерная программа не сможет заменить специалиста в этой области.

Работа у библиотекаря не такая лёгкая, как может показаться на первый взгляд. И обладателем этой уникальной профессии сможет стать далеко не каждый! Надо самому любить книгу, уметь дать дельный совет читателю.

Люди этой профессии очень грамотные, культурные, тактичные и умеют держать себя в руках в любой ситуации. Им приходится много общаться с людьми, для чего необходимы знания психологии.

Поэтому ты вряд ли сможешь услышать, как библиотекарь повысил на кого-нибудь голос.

А ещё для того, чтобы стать библиотекарем, очень важно знать историю культуры, русскую и зарубежную литературу, уметь заинтересовать читателя книгой. Ты должен обладать большим запасом знаний, чтобы помочь любому человеку разобраться в океане информации.

В наше время идёт активное внедрение электронных технологий в библиотеки. Например, таких как Wi-Fi и радиочастотные метки в книгах, которые облегчают их учёт и отслеживание, компьютеры с доступом к базам данных и оцифровка редких изданий. Поэтому библиотекарю просто необходимо шагать в ногу со временем и постоянно развиваться.

Учат на библиотекаря в библиотечном техникуме или на библиотечном факультете института культуры.

Источник: http://www.filipoc.ru/interesting/professiya-bibliotekar

Профессия «Библиотекарь»

Профессия

Библиотекарь – это специалист, который в совершенстве владеет информацией и помогает в ее поиске по требованию посетителей. Он разбирается в информационных и библиотечных каталогах, свободно ориентируясь в массе печатных изданий.

История

Профессия библиотекаря является одной из самых древних. Возникла она у шумеров, с появлением первых писцов. Они организовали каталоги табличек из глины, которые и стали первыми библиотеками.

Появились они в 2500 году до нашей эры. С изобретением папируса профессия начинается стремительно развиваться, появляется больше возможностей накопления информации.

Особенно развита письменность в Древнем Египте. Так, у фараона Рамзеса Второго было около 20 000 папирусов. Но люди, собирающие записи в те времена, звались писцами.

Впервые же слово «библиотекарь» появилось в Древней Греции. Означало оно собрание книг.

Поначалу библиотеки имели частный характер и были у каждого философа. На должности библиотекарей трудились рабы. Когда была основана первая публичная библиотека Пилистрата, все изменилось. Данная должность становится почетной и уважаемой.

На плечи библиотекарей возлагали обязанности как книжные, так и абсолютно не связанные с письменными изданиями. Например, в Александрийском храме книг они работали смотрителями музея, экскурсоводами и библиотекарями одновременно. Затем появляется и исследовательский вид деятельности.

Библиотекари описывают труды прошлого, спасая шедевры от исчезновения из памяти мира.

В эпоху Средневековья данная профессия, в отличии от большинства других, стремительно развивается. Только занимают ее преимущественно монахи. Они не только хранят иклассифицируют, но и переписывают церковные труды.

В эпоху Возрождения появляются сразу две крупные библиотеки: Ватиканская и имени Лоренцо Медичи. Они славятся разнообразием и богатством ценных старинных рукописей.

С тех пор профессия библиотекаря считалась почетной и уважаемой.

В России данный вид деятельности появился значительно позже. В 1037 году писцы были собраны князем Ярославом Мудрым, для перевода и переписи книг Древней Греции. С тех пор и началось развитие профессии.

В наше время, с развитием технологий и появлением интернета, библиотекари утратили свою популярность. Люди перешли на чтение электронных книг, а не на посиделки в читальном зале.

Остались лишь крупные публичные библиотеки и аналогичные залы в учебных заведениях. Профессия угасает и постепенно отходит в прошлое.

Описание

Профессия библиотекаря предполагает в основном бумажную работу, связанную с постоянным поиском и сортировкой книг. В спектр его обязанностей входят:

  • Поиск требуемых книг. Специалист должен хорошо ориентироваться на просторах подконтрольной библиотеки. Он точно знает расположение каждого типа карточек и каждой буквы алфавита на территории библиотеки.
  • Ведение учета и строгой классификации книг. Это не такое уж и простое дело. Изданий может быть большое количество, сотни и даже тысячи. Библиотекарь может их рассортировать таким образом, чтобы любую книгу было легко найти, ведь удобство и организация поиска – основной способ эффективного решения классификации книг.
  • Составление библиографических справочников. Это объединение групп книг по определенным признакам. Согласно такой сортировке, найти любое издание будет значительно проще. Для этого ведутся специальные записи-каталоги.
  • Контроль состояния книг. В него входит ремонт и подклеивание порванных или поврежденных изданий. Это довольно кропотливая работа, которая требует твердости рук, аккуратности и повышенного внимания.
  • Правильное хранение изданий. Бумага подвержена старению и разрушению. Библиотекарь знает все о том, как нужно хранить как новые книги, так и старинные издания.

Это далеко не полный, но основной спектр обязанностей, которые заложены в понятие профессии библиотекарь. Но все они ежедневно выполняются данным сотрудником.

Читайте также:  Работы в саду зимой

На каких специальностях учиться

Для того чтобы получить возможность работать по профессии библиотекарь, вы можете выбрать одну специальность из весьма широкого спектра:

  • Библиотечно-информационная деятельность.
  • Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия.
  • История искусств.
  • Документоведение и архивоведение.
  • Культурология.
  • Искусство и гуманитарные науки.
  • История.
  • Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

Каждая из данных специальностей позволит вам занять должность библиотекаря.

Где учиться

Один из подходящих факультетов обязательно найдется в каждом вузе. Самыми престижными и популярными считаются:

  • Северо-Кавказский федеральный университет.
  • Московский Государственный Университет.
  • Новосибирский государственный педагогический университет.
  • Орловский государственный институт искусств и культуры.
  • Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского.
  • Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Ежедневно каждый библиотекарь сталкивается с такими обязанностями:

  • Общение с посетителями, выявление их потребностей, рекомендации по литературе. Все это требует высоких коммуникационных навыков и умения вести грамотный диалог.
  • Поиск необходимых книг и учебников. Данный поиск организован по собственной классификации, созданной библиотекарем, что позволяет быстро обнаружить необходимый экземпляр.
  • Создание способа сортировки и классификации книг. Существует масса методов и библиотекарю они все знакомы. Каждый специалист выбирает классификацию, которая подходит именно ему.
  • Прием новой литературы, внесение книг в картотеку и установка на полки, согласно каталогу. Это занятие требует времени, ведь новую книгу нужно подписать, поставить печать и соответственно оформить.
  • Контроль состояния книг. Проведение необходимого ремонта литературных изданий.
  • Ведение учета оборота книг. Это отслеживание просроченных изданий, контроль своевременного возврата и целостности литературы.

Работа библиотекаря довольно рутинная. Она требует внимательности и педантичности. Данный спектр обязанностей входит в ежедневные дела каждого библиотекаря.

Кому подходит данная профессия

Данная профессия подходит в первую очередь спокойным и сдержанным людям. Это связано с тем, что библиотеки часто посещают вовсе не для чтения книг.

Не менее важен интеллект и эрудированность, ведь данный специалист должен быть начитанным и уметь подобрать наиболее оптимальные варианты для поиска информации любой направленности.

Библиотекарь должен быть готов постоянно выполнять рутинную и кропотливую работу. Ремонт книг требует педантичности и аккуратности.

Библиотекарь – это практически ходячая энциклопедия, кладезь знаний, накопленных годами. Данная профессия подходит исключительно людям с хорошей памятью.

Востребованность

Профессия библиотекаря уже отходит в прошлое. Вакансии появляются только в случае увольнения сотрудников или же их выхода на пенсию. Востребованность профессии находится на критически низком уровне.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Зарплаты у библиотекарей невысокие, если не сказать больше. По России средний уровень заработка колеблется в пределах 4,5-22 тысяч рублей в месяц. Высшие показатели дохода исключительно в Москве. В других городах цифра не поднимается выше 15 тысяч рублей в месяц.

Легко ли устроиться на работу

Для того чтобы устроиться на работу, достаточно найти вакансию, прийти на собеседование и предъявить диплом. Проблема лишь в отсутствии вакансий.

Как обычно строится карьера

Библиотекарь – это профессия не для карьеристов. На данной должности работают люди, стремящиеся к постоянному получению новых знаний из книг. Однако в жизни возможно все. Так и у библиотекаря есть шанс стать заведующим библиотекой.

Перспективы профессии

Единственной перспективой является возможность вырасти до заведующего библиотекой, но такой шанс есть только в публичных и государственных заведениях. В учебных учреждениях такой должности нет.

За рубежом библиотекари часто становятся индивидуальными консультантами по поиску и подбору литературы, начинают свой бизнес. В нашем государстве также есть все условия для ведения такого дела.

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/pedagogical/bibliotekar.html

Профессия библиотекарь

Библиотекарь история профессии

Библиотекарь — это очень древняя профессия, существование которой насчитывает  более четырех тысяч лет. Возникновение этого рода деятельности приписывают шумерской культуре, ведь они первыми начали пользоваться каталогами из глины.

Первые библиотекари древности — это писцы, которые собирали таблички из глины, очень давно, несколько тысяч лет назад, еще до нашей эры. Эта профессия раньше считалась исключительна мужским ремеслом. Известны упоминания о библиотекарях, которые трудились в Египте при дворе Птоломеев.

Профессия библиотекарь — описание

  • Сейчас, в наше время, современный библиотекарь должен знать, понимать и разбираться в программах и технологиях . Должен владеть компьютером и аппаратурой для записи и воспроизведения звука и изображения.
    Суть работы- это не только прием и выдача книг.
  • Библиотекарь он бережёт книги, ему известны как секреты классификации и расстановки книг, так и правила составления справочников и каталогов.
  • Бумага очень быстроизнашивающийся материал, работник библиотеки знает тайны, в каких условиях хранить книгу, и как за ней смотреть.
  • Библиотекарь – это специалист, который занимается выдачей книг, классифицирует издания, следит за сохранностью фондов и их пополнением, и.т.д. Библиотеки, как правило, это государственные учреждения. Библиотеки существуют в школах, в средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, и.т.д.

Минусы профессии библиотекаря

  • Работают библиотекари полный рабочий день. Поэтому, нет возможности где-то подработать. Есть определённый карьерный рост. Одни специалисты занимаются обслуживанием читателей.
  • Более опытные сотрудники – занимаются формированием фонда и заказом новой литературы. В этой профессии есть свои минусы. Зарплата у работников библиотеки, зачастую, низкая. Со временем, зарплата мало увеличивается.
  • В этой профессии нет особого карьерного роста. Некоторые сотрудники занимаются наукой.

Профессия библиотекарь — обязанности

Представление рядового читателя, о работе библиотекаря, зачастую сводится к обязанности по выдаче книг. Но это далеко не так. Основная работа, чаще всего остаётся не замеченной.

Сотрудники занимаются:

  • заказом новой литературы,
  • расстановкой книг,
  • созданием библиографической продукции,
  • вопросами менеджмента и маркетинга,
  • развитием фонда,
  • каталогизацией и систематизацией литературы,
  • и другими видами деятельности.

На западе профессия библиотекарь достаточно актуальна.

Где получить профессию библиотекаря

Чтобы быть специалистом — библиотекарем с профильным дипломом, нужно окончить библиотечный техникум, или же поступить, на соответствующий факультет в институте. Для того, чтобы устроиться по данной специальности, не обязательно иметь профильное образование. Зачастую, многие знания получаются сотрудниками в процессе работы.

Как найти работу

  •  Для поиска предложений по работе, можно использовать сайт с вакансиями, газеты или другие источники. Сегодня, широкое распространение получили сайты по трудоустройству. Благодаря таким сервисам, можно ознакомиться с многочисленными предложениями по работе.
  • Порталы по трудоустройству оснащены специальными инструментами, для более удобного поиска вакансий. Вакансии можно отсортировать по городу или по профессиональной области, и.т.д.
  • Кроме порталов для поиска работы, соискатели пользуются газетами или журналами. Существует масса газет, в которых размещаются предложения по работе.

Кроме всех выше перечисленных способов, ещё есть возможность обратиться в центр занятости населения. Это государственная организация, которая на определённых условиях предоставляет услуги по трудоустройству. За более подробной информацией необходимо обращаться в территориальное отделение ЦЗН.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Специальность лингвистика
  • Зарплата библиотекаря

Источник: http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-bibliotekar

Педагогический проект «Профессия библиотекарь» для детей старшей и подготовительной групп ДОУ

Педагогический проект «Профессия библиотекарь» для детей старшей и подготовительной групп ДОУ

Обоснование проекта: Дошкольное детство — очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем.

Читайте также:  Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проблема:  Что  такое библиотека? Что вы знаете о ней?

  • поверхностные знания детей о профессии библиотекарь;
  • недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям;
  • поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой;
  • замена книги на мультфильмы и компьютер.

Актуальность: На основании ФГОС дошкольного образования одной из главных задач, стоящих перед ДОУ, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония.

Проблема нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, недостаточная информированность детей о профессии библиотекарь  является одной из первостепенных для современного общества.

Вначале было Слово. Но свою подлинную мощь оно обрело лишь с появлением книги.

Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – это надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения.

Эта библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках, свитках папируса и пергаментных кодексах, пальмовых листьях  и бересте, шелке и бумаге – менялся материал и способ изготовления, но неизменным оставалось ее назначение: служить сохранению и передаче знания, опыта, художественных ценностей.

А библиотеки важны для общества потому, что они обеспечивают всем гражданам доступ к знанию и культуре. Во всем мире библиотеки являются первым прибежищем для пользователей информации, доступным для всех слоев населения.

Но, к сожалению, в настоящее время, снизилась роль библиотек в культурной жизни общества. Нынешние дети путают Гоголя и Чехова, с великой натугой вспоминают какие-либо пушкинские строки. Но есть ведь, есть и те, которые мечтают о прекрасных книгах! Получается замкнутый круг: не читают, потому что нет книг, а не издают, потому что нет спроса.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточными знаниями детей о значении библиотек, профессии библиотекарь.

Цели проекта:

  • Ознакомление детей с профессией библиотекарь.
  • Показать социальную значимость библиотек.
  • Формирование у старших дошкольников трудовых навыков
  • Обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью дидактических и методических пособий.

Задачи проекта:

  • формировать представления детей о библиотеке;
  • познакомить с трудом библиотекаря;
  • воспитывать уважение к труду работников библиотеки;
  • воспитывать правила культуры поведения в общественных местах;
  • повысить качество работы родителей с детьми по использованию книги;
  • приобщение детей к чтению;
  • бережное отношение к книге;
  • развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры, умение вести простой диалог;
  • пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
  • способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

Семья:

  1. Родители владеют практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя.
  2. Семьи воспитанников активно включаются в жизнь детского сада:  принимают участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях с детьми, проводимых в детском саду.

Дети:

  1. Владеют культурно гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т.п.)
  2. Проявляют устойчивый интерес к тематически разнообразным произведениям, биографии автора, истории создания книги, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.
  3. Описывают состояние героя, свое отношение к содержанию произведения, используя средства интонационной выразительности.
  4. Активно участвуют в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания иллюстраций.
  5. Называют любимые сказки и рассказы (три-четыре), запоминают и читают наизусть два-три стихотворения.
  6. Владеют техническими навыками и проявляют творческий подход в изготовлении самодельных книжек.

Предполагаемые результаты проекта

  • Знание детьми информации о профессии библиотекарь.
  • Понимание детьми значимости этой профессии;
  • Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
  • Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
  • Оформить  альбом «Стихи о библиотеке и библиотекаре».
  • Умение бережно относиться к книге.

Предполагаемые целевые ориентиры

Дети должны знать:

  • Назначение  профессии библиотекарь;
  • Понимание значения слова «профессия» — это дело, работа, основной род занятий;
  • Атрибуты  профессии библиотекарь;

Дети должны уметь:

  • Понимать значение труда библиотекаря ;
  • Ценить результаты труда;
  • Владеть культурно гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т.п.);
  • Активно участвовать в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания иллюстраций;
  • Использовать активный словарь по теме;
  • Самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
  • Владеть техническими навыками и проявлять творческий подход в изготовлении самодельных книжек.

Риски и способы их преодоления:

Риски Пути их преодоления
  •  Недостаточное оснащение материально-технической базы.
  • Слабая заинтересованность детей и родителей.
  • Часто болеющие дети и дети с дефицитом внимания
  •  Создание и пополнение групповой библиотеки детской литературы. Привлечение родителей к изготовлению самодельных книг. Спонсорская помощь.
  • Преподносить материал проекта на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы.
  • Индивидуальная работа с детьми и родителями
Образовательныеобласти Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Мои любимые книги»НОД «Откуда пришла книга»Чтение стихотворенияС. Я. Маршака «Как печатали книгу»Выставка в группе «Книги разные нужны, книги всякие важны»Показ кукольных спектаклей по мотивам русских народных сказокСюжетно-ролевые игры «Сказки на ночь», «Мы участвуем в концерте», «Кукла Таня любит слушать сказки» Настольные и дидактические игры «Назови автора книги», «Разложи по порядку» (схема изготовления книги), «Расскажи сказку». Памятка «Несколько советов родителям о том,  чтобы чтение стало радостным»Участие семей воспитанников в пополнении книжного уголка группыСбор материала об истории создания книгиКонсультация «Пришли мне чтения доброго» или «Что нужно и можно читать ребенку пятого года жизни»
Познавательноеразвитие НОД «Книжки-малышки и книги-энциклопедии», «Кто участвует в создании книги», «Художники-иллюстраторы»Викторина «Угадай сказку»Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотекеЭкскурсия в детскую библиотеку № 10 –«Книжкин дом»Рассматривание книг по тематике в групповой библиотекеЭкскурсия в библиотеки других групп Экскурсия с детьми по семейной библиотекеСовместное участие родителей в литературных гостиных, утренниках, праздникахПодготовка к презентации самодельной семейной книжки на празднике
Речевое развитие Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотекеПоказ спектакля для малышей  по мотивам сказки «Репка»Творческое рассказывание «Книга, которую недавно прочитала мне мама»Ситуации общения: «Я покупаю книгу в магазине», «Как мы с мамой делали книжку-малышку дома», «Моя любимая книга», «Мое любимое стихотворение» Разучивание стихов о  книгахЕжедневное чтение книг детямПрезентация самодельной семейной книжки на праздникеУчастие в празднике «Книжкины именины»Рассказы детей родителям о посещении детской библиотеки.
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Бабушкины сказки» по мотивам русских народных сказокАппликация «Закладка для книги»Рассматривание иллюстраций в знакомых книгахКоллективная лепка по сказке «Три медведя»Сбор фотографий для изготовления книги «Наша группа»Изготовление приглашения родителям на праздник «Книжкины именины»Оформление групповой библиотеки по разделам Изготовление масок для театрализованных представленийРемонт «больных» книжек Мастер-класс «Книжки-самоделки»Изготовление родителями совместно  с детьми самодельных детских книжек для групповой выставкиПривлечение родителей к оформлению  книги «Наша группа»Подбор иллюстраций для групповой выставки «Герои детских книг»Помощь родителей в изготовлении кукол для детских спектаклей
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика «Котята»Подвижные игры: «Гуси-гуси», «Кот и мыши» и др. с использованием героев детских книгРазучивание ритмического танца с книгой для праздникаСюжетно-игровые физкультурные занятия по детским сказкамОбучение детей правилам безопасного обращения с ножницами, степлером, клеем при ремонте книг Помощь родителей в пополнении аудиотеки группы музыкой для ритмического танца к праздникуБеседы родителей «Как правильно обращаться с книгой, чтобы книжка не заболела»Чтение детям произведения К.Чуковского «Мойдодыр»
Читайте также:  Обучение в малых группах на уроке-исследовании

Источник: https://www.o-detstve.ru/users/79609/articles/163306-pedagogicheskij-proekt-professiya-bibliotekar-dlya-detej-starshej-i-podgotovitelnoj-grupp.html

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря» (с включением сюжетно-ролевой игры «Библиотека»)

Цель: Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Создание интереса к работе в библиотеке.

Знакомство с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой.

Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание надлежащего отношения к труду сотрудников библиотеки.

Задачи:

  • Научить детей реализовывать и развивать сюжет игры.
  • Познакомить детей с понятием библиотека.
  • Расширить их представление о труде библиотекарей и всех сотрудников библиотеки.
  • Активно развивать интерес к новым играм.
  • Продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом, играть согласно правилам предусмотренной игрой.
  • Самостоятельно принимать решения, которые необходимы для успешного продолжения игры.
  • Помочь каждому ребенку усвоить правила игры и следовать им.
  •  Развивать творческий потенциал и умение взаимодействовать в коллективе.

Предварительная работа:

  • Чтение произведения С.Жупанина «Я — библиотекарь».
  • Показ мультфильма о библиотеке.
  • Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.
  • Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?»
  •  Изготовление карманчиков в книгах и формуляров.
  • Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Игровой материал: Книги, формуляры, журналы.

Ход занятия:

  • Вступительное слово воспитателя о предстоящем занятии, о чем мы сегодня поговорим, с чем познакомимся, куда отправимся в путешествие.
  • Воспитатель загадывает загадку:
  • Говорит она беззвучно,
  • Но понятно и не скучно,
  • Ты беседуй чаще с ней-
  • Станешь вчетверо умней! (Книга)

Воспитатель: Что это?

Дети: (варианты ответов)

Воспитатель: Молодцы отгадали!!!!

Воспитатель: Еще одна загадка.

  • Не дерево, а с листочками,
  • Не рубашка, а сшита,
  • Не человек, а рассказывает. (Книга)
  • Стук в дверь (в группу принесли потерянную книгу)

— Вам передали посылку!

— А кто же нам передал посылку? И откуда эта посылка? Давайте разберемся!

Воспитатель разворачивает посылку и вынимает книгу.

Воспитатель: Да это же книга? Откуда же она к нам попала? Для того чтобы это узнать давайте ее откроем.

На переплете с внутренней стороны приклеен кармашек с листочком — вкладышем, это означает, что это книга из библиотеки. На листочке указан адрес и телефон библиотеки, фамилия и имя последнего пользователя и указывается время, когда книгу необходимо вернуть в библиотеку обратно. На вкладыше написано «Городская библиотека № 1.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое библиотека?

Дети: Это место, где много книг!

Воспитатель: Правильно, библиотека — это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности, для общественного пользования, а также осуществляет справочно — библиотечную работу. В настоящее время в фонд библиотеки входят микрофильмы, аудио и видеокассеты, широкое распространение получают электронные носители.

Библиотека — учреждение культурно — просветительского и научно — вспомогательного характера, которое организовывает общественное пользование книгами, журналами, газетами. Основная задача библиотек — хранение, сбор и выдача читателям книг.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какими бывают библиотеки?

Дети: Для детей, взрослых, для ученых.

Воспитатель: Правильно, библиотеки бывают различных видов.

  • публичные
  • детские
  • юношеские
  • для слепых
  • научные

Воспитатель поясняет назначение каждого из этих видов библиотек.

Воспитатель: Как же нам узнать, кто потерял эту книгу?

Давайте заглянем в листочек-вкладыш?

Может он нам поможет?

Ребята, здесь написано, что эта книга выдана ученику второго класса Степе Растепину.

Поможем этой книге найти своего хозяина?

Итак, для этого давайте с вами прежде, чем отправиться в библиотеку, выучим правила поведения и пользования библиотекой.

Одно из главных правил библиотеки — книгу необходимо возвращать вовремя.

У каждого читателя, посетителя библиотеки есть читательская книжка, где записаны книги и срок, на который они выданы.

Воспитатель просит детей, подумать и сказать какие еще правила должны выполнять читатели при посещении библиотеки (соблюдать тишину, бережно относиться к книгам).

Педагог обращает внимание детей на книги в книжном уголке группы и предлагает их сравнить с книгой из библиотеки.

Далее еще раз говорит о том, как следует относиться к выданной книге:

  • нельзя ее терять
  • нельзя рисовать в книге
  • нельзя перегибать книгу
  • нельзя заворачивать страницу
  • нельзя брать книгу грязными руками
  • нельзя мочить книги
  •  нельзя вырывать страницы

Далее проводится игра «Можно и нельзя».

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети хором произносят «Да» и хлопают в ладоши — в случае, утвердительного ответа или «Нет» — в случает отрицательного.

  • Книга самый лучший друг
  • Это знают все вокруг (да)
  • Книгу можно прочитать
  • Руками грязными листать (нет)
  • Если нравится картинка
  • Рви ее из серединки (нет)
  • Книгу бережно держи,
  • В нее закладку положи (да)
  • С горки прокатись на книжке,
  • А потом предложим Мишке? (нет)
  • Ручку в руку ты возьми
  • На страницах напиши (нет)
  • Книгу в воду не бросай
  • Береги и уважай (да)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием! Выучили правила обращения с книгами и правилами пользования библиотекой.

Прежде, чем отнести эту книгу в библиотеку, давайте ее прочитаем!

Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

После прочтения воспитатель предлагает обсудить прочитанное:

Воспитатель: Ребята, о каких профессиях говорилось в этом произведении?

Дети: Называют профессии (летчик, шофер, кондуктор, столяр, плотник, врач)

Воспитатель: Молодцы вы запомнили все профессии! А какая их них самая главная?

Дети: Они все главные, каждый должен выбрать профессию на свой вкус, кому, что по душе.

Воспитатель: Вы, безусловно, правы, все профессии нужны и все профессии важны!

А с какой профессией мы сегодня еще познакомились?

Дети: Спрофессией библиотекаря!

Воспитатель: Молодцы! А теперь нам пора в путь, мы отправляемся в библиотеку, чтобы вернуть потерянную книгу. Все готовы? Тогда садимся в автобус и едем!

Дети строятся парами друг за другом и имитируя езду на автобусе поют детскую песенку «Мы едем, едем, едем».

Дети «приезжают» в библиотеку.

Библиотекарем они заранее выбрали ребенка из группы.

Вся группа приходит в уголок, оборудованный под библиотеку.

Дети: Здравствуйте, к нам в группу случайно попала книга из вашей библиотеки, мы бы хотели ее вернуть! И записаться к вам в библиотеку, мы тоже хотим читать много интересных и увлекательных книг, стать умными и начитанными, много всего знать обо всем на свете!

Библиотекарь (ребенок): Конечно, мы всех вас запишем в нашу библиотеку, у нас много всего интересного! Книги, журналы, в них вы найдете сказки, рассказы о животных и людях, стихотворения и увлекательные истории о путешествиях, с ними вы сможете отправляться в самые увлекательные путешествия, они помогут найти вам много новых друзей на страницах своих произведений! Читайте и становитесь умнее, добрее, человечнее!

Дети «записываются» в библиотеку, выбирают себе книги и журналы, проходят в читальный зал, после просмотра и прочтения возвращают книги в библиотеку. Библиотекарь осматривает книги после пользования, предлагает другие книги, оказывает помощь при выборе детям.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6748/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector