Эколого-психологический тренинг для начальной школы

Эколого-психологический тренинг для начальной школы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

Знакомство

— Спасибо! А теперь начинаем работу.

Понятие «экология души».

— тема нашего занятия «Экология души».

— какие слова — ассоциации приходят вам на ум ?

— в последнее время люди обратили внимание на взаимосвязь процессов происходящих на всей планете Земля. Именно сейчас глубоко осознаются слова поэта : «Тронь цветок, и закачается звезда…» Казалось бы какая связь существует между цветком и звездой, между тем что происходит на Земле и во Вселенной. Но эта связь существует.

— Экология в переводе с греческого означает «учение о жилище, местопребывании». И сразу возникает вопрос каким быть этому «жилищу души»?

— Я думаю каждому хочется чтобы дом души был чистым, праведным,, чтобы Человек чувствовал себя счастливым, жил в гармонии с собой и окружающим миром. А для этого необходимо чтобы душа его была очищена от вредных страстей — гнева, ревности, обиды.

— Сегодня на занятии мы выясним откуда же берутся эти негативные эмоции, чувства и будем учиться освобождаться от них.

Медитация-визуализация «Дом моей души».

Вам нужно устроиться поудобнее, расслабиться (поза кучера), слушать музыку, мои слова. Перед вашим взором будут появляться какие-то картины, просто смотрите на них и запоминайте.

А теперь мы спустимся ниже к земле и попытаемся найти на Земле мест,о в котором вам хорошо. Где будет это место? Вы выбираете сами.

У кого-то это тихая речка, поляна где растут цветы, а может быть кто — то окажется высоко в горах, где прохладный туман, где одиноко, где чистый холодный воздух, а может быть будешь на скале с которой открывается вид на море.

Я не знаю где ты будешь, но я знаю, что в этом мире, в твоём мире и на твоём месте — возможны чудеса.

И на этом месте, на месте которое выбрал ты, ты построишь дом. Каким он будет большим, высоким или он будет маленький аккуратный.

Каким будут стены твоего дома? Большие толстые бетонные или кирпичные? Или это будет лёгкий дом на сваях, с лёгкими летними стенами, потому что в твоём мире всегда лето и нет зимы? Какими будут окна: большими стеклянными или это будут красивые узкие бойницы, или будут небольшие аккуратные тёплые окошки со ставнями?

Каким будет вход в твой дом? Это будет тяжёлая дверь с золотой ручкой или невысокие стеклянные двери? Будут ли замки на твоих дверях? Что человек увидит войдя в твой дом: просторную гостиную или длинный коридор. Какая комната самая любимая в твоём доме?

Посмотри на всё что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Запомни этот дом, место где он расположен знай — что бы не происходило вокруг тебя у тебя всегда есть место на земле куда ты можешь прийти, где тебе всегда будет хорошо.

А сейчас постарайся не забыть ничего из того что ты видел и медленно возвращайся в класс.

У кого-то она действительно похожа на просторный и чистый дворец, а у кого-то это заброшенный замок с захламлённым чердаком и тревожными тёмными коридорами. Тяжёлые двери — закрытая, защищающаяся душа, тёмные шторы — отгороженность человека от мира.

Чтобы человек чувствовал себя счастливым, жил в гармонии с собой и окружающим миром его душа должна быть очищена от вредных, неприятных эмоций, чувств, переживаний.

Что же приносит страдания человеку?

Стыдзлобаодиночество

гневраздражительностьотчаянье

обидатревоганенависть

неудачивинастрах

(вывесить таблички на доске).

— Как же появляются они, в чём их причина?

— Здесь изображён «сосуд» наших эмоций, который имеет форму кувшина

Оскорблениядракидействия назло

ссорынаказания

— Психологи говорят, что гнев чувство вторичное и происходит оно от переживаний совсем другого рода таких как боль, обида, страх.

— Вы поздно вернулись домой. Мама гневается, она кричит на вас. Как вы думаете, что стоит за эти гневом?( страх, беспокойство за дочь).

— Это страдательные чувства, в них большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают из-за боязни показаться слабым, а иногда человек сам их не осознаёт (Зол, а почему не знаю).

— А в чём же причина возникновения боли и страха — в неудовлетворении потребностей.

Итак: за любым негативным переживанием мы найдём какую-нибудь нереализованную потребность

— А ниже этого слоя находятся переживания особого рода отражающие отношение к самому себе —

восприятие себя,

образ себя,

самооценка,

самоценность( В. Сатир)

• здесь действует закон всего живого: активно добиваться того от чего зависит выживание.

• положительное отношение к себе — основа психологического выживания и человек постоянно ищет или даже борется за него.

• а на дне этого сосуда самая главная драгоценность — ощущение энергии жизни.

• изобразили её в виде солнышка и обозначили словами «Я — есть!» -«это я, Господи!»

• чтобы не допустить глубокого разлада человека с самим собой и окружающим миром надо постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

Драконы живущие внутри нас.

Стыд, гнев, обида, злость, раздражение, боязнь неудачи, ненависть, чувство вины, чрезмерная критика себя и других, ревность, подозрительность, страх перед неизвестным, тревога, одиночество, отчаянье безысходности, низкая Самооценка, -«Драконы живущие внутри нас.»

— Как избавиться от них, а если попробовать приручить их?

— Вспомните человека к которому вы испытываете неприязнь , злость, а может быть ненависть. Попробуем увидеть его ребёнком, плачущим, испуганным, кем-то обиженным, который тянет к вам руки и просит именно вас о помощи. Успокоим его, подарим ему свою любовь. Мы ведь великодушны и добры, простим его.

— А как быть с теми «драконами», которых не удаётся приручить?

— Соберём вместе наши полные страха и чувства вины переживания и поместим их в большую плетёную корзину, привяжем её к белому воздушному шару. Представим как этот шар исчезает в голубом небе. Повторяем про себя «я освобождаюсь от боли и страдания .Мой переживания уходят от меня.» Почувствуйте как вам становится легко и свободно.

— Сегодня мы не сможем обсудить все психологические способы избавления от этих «драконов». Это темы дальнейших занятий

— Закончите фразу «я обижаюсь когда…»

— Давайте разберёмся что же такое обида? Почему мы обижаемся?

— Вы ожидали от человека определённого поведения, но ваши ожидания не подтвердились. В результате возникла обида. И чем сильнее ожидание, тем сильней и обида.

Путь прощения обид один — принятие других такими какие они есть. Обиды бывают разные. Старайтесь различать что связано с намерением оскорбить и унизить Вас и что произнесено случайно, без всякого дурного умысла.

• душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может

Читайте также:  Сергей алексеев «паричи»

• если Вас «задели» — обратите внимание на свои комплексы, на больные точки своей души, а не обидчика

• лучше никак не ответить, чем ответить грубостью

• не «кормите» ненужные отрицательные эмоции. Пресекайте пустые интересы, прекращайте болтовню. Практикуйте внутреннее молчание

• не расстраиваться — это хранит душевную чистоту и энергию, держать душу на нужной волне

• обвинять и мучить себя (!) та же глупо, как и других

• не следует предъявлять чрезмерных требований другим: люди, как и Вы, тоже не совершенны

• в жизни случайностей не бывает. Сам человек формирует внутри себя удачливость или несчастье…

• Вы определяете ваше будущее, а не Ваше прошлое

• быть незаслуженно обиженным — пустяк, если вы не продолжаете об этом помнить

• слабые не умеют прощать. Способность прощать — это качество, присущее сильным

— Я вам раздам листочки, на которых записаны мудрые высказывания

— Прочитайте их. Какое из них может быть Вашим девизом в случае обиды ?

— Какое из них Вы уже применяли в жизни ?

Упражнение — освобождение от обид

— Напишите на листочке Ваши обиды

— Кто хочет зачитать, что он написал ?

— А теперь разорвите этот листок на мелкие части и выбросите в корзину с мусором все Ваши обиды, которые Вы испытывали до сегодняшнего дня: их место в урне, в костре, в любом другом месте — подальше от Вас

Помните: Ваше прощение освобождает Bас!

Месть

• Хочется несколько слов сказать о мести. Китайская мудрость гласит: «Прежде чем начать мстить, вы должны выкопать две могилы»

• как вы понимаете смысл этих слов? (Мстящий никогда не будет счастлив, погубив другого, он погубит и себя)

— Игра «Моргалочки»

«Бодрячок».

Упражнение «Отдых в Сочи».

Группа выстраивается по кругу, повернувшись, спиной друг к другу. Спина впереди стоящего – место для массажа. Все закрывают глаза, а почувствовав движения рук на своей спине передают это движение впереди стоящему. Ведущий выполняет одно и то же движение пока не получит ответ на своей спине.

Мы отдыхаем в Сочи! Мягкое ласковое солнышко греет нас, лежащих на песке (круговые поглаживания);

Вдруг набежали тучки (руки движутся с нажимом от краев к центру спины);

Пошел мелкий дождик (пальчиками легко постукиваем по спинке);

Дождик стал идти все сильнее и сильнее (постукивания усиливаются);

Загремел гром (легкие постукивания ладонями);

Дождь стихает (постукивания пальчиками становится постепенно легким);

Разбежались тучки (ладонями поглаживаем спину от центра к краям);

И вновь выглянуло ласковое летнее солнышко (круговые поглаживания).

«Медитация – визуализация: «Ласковое солнышко».

Все участники встают в круг и берутся за руки. «Представьте себе, что внутри нашего круга большое красивое солнышко. Оно яркое, ласковое, теплое. У нашего солнышка красивые, большие, добрые и озорные глаза. Приветливая улыбка, румяные щечки. Оно вам очень нравится.

А теперь представьте, что солнышко наше стало медленно уменьшаться, и стало таким маленьким, что легко может поместиться в кармашек, который находится у нас на груди. Вы приглашаете его в свой карманчик. Солнышко с радостью размещается у вас в нагрудном кармашке.

Вы уносите это солнышко с собой.»

Встаньте в круг. Мне сегодня было легко и приятно работать! Очень хочется чтобы вы ушли с занятия с хорошим настроением. Поэтому я предлагаю такое упражнение: дотроньтесь рукой до соседа, повернитесь друг к другу и скажите добрые слова.

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-psihologicheskogo-treninga-ekologiya-dushi.html

Тренинг в начальной школе как форма воздействия на личность учащихся

Тренинг в начальной школе как форма воздействия на личность учащихся

Тренинг – это комплекс групповых методов, применяющийся в процессе воздействия на личность. Его компонент – это влияние коллектива на человека. Тренинги делятся на инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные.

В качестве учебной работы, тренинг для младших школьников подразумевает под собой помощь детям в развитии всевозможных навыков и личностных качеств.

Например, если малыш крайне нерешительный, застенчивый и стремится быть один, то психологические мероприятия по развитию коммуникативных навыков помогут ему справиться со своей робостью и научат общаться с другими людьми.

Тренинг – это своеобразная форма работы с потенциалами, правилами и ограничениями, в результате которых человеку присваиваются новые навыки и возможности. Во время проведения данного психологического мероприятия, ученик придерживается активной позиции. Такое обучение позволяет ребенку самостоятельно выработать в себе навыки по формированию социальных отношений, а также научиться анализировать сложившиеся жизненные ситуации и уметь находить пути их решения.

Тренинги для школьников являются деятельностным обучением. Целью данного мероприятия является освоение конкретного вида деятельности. Оно рассматривается в качестве формы, которая помогает развить основную работу с детьми.

Однако в школе иногда довольно тяжело организовать подобное занятие, соблюдая все правила и законы психологии. На это есть несколько причин, например, продолжительность школьного тренинга может занимать только 1-2 занятия, а это вряд ли даст какие-либо плодотворные результаты.

Немаловажным аспектом является и состав группы, который, исходя из правил, не должен меняться, но в условиях учебного заведения это редко представляется возможным.

Основной принцип данного психологического мероприятия – это открытость, поэтому могут потребоваться условия, при которых человек готов пойти на изменения в собственном поведении и сознании, условия, при которых он готов развиваться и искать в себе что-либо новое.

Существует довольно много вариантов проведения тренингов для школьников младших классов. Из них можно выделить следующие методы: групповая дискуссия, игровые методы, психогимнастические упражнения. Все мероприятия проходят в виде бесед, игр, релаксаций, упражнений по арт-терапии и групповых работ.

Набирает в последнее время популярность такой вариант проведения тренинга, как сказкотерапия. Подобные занятия помогают детям формировать нравственные ценности, корректировать отклонения в поведении, легко усваивать информацию.

Также есть тренинг по коррекции общения, состоящий в основном из бесед и игр. Подобные занятия проводят в большой комнате, где находится много игрушек, которые ребенок может брать.

Мероприятие начинается с приветственной части, после чего каждый из участников представляется, а остальные повторяют его имя хором. Потом идут всевозможные коллективные упражнения, затем – прощальная часть.

Данные тренинги способствуют тому, чтобы школьники были более раскованны в процессе общения.

Наибольшей популярностью пользуются тренинги в виде игр, так как для детей младшего возраста игровая деятельность является основным информативным источником. Игры увлекают ребенка, и способствуют лучшему раскрепощению его интеллекта, поэтому данная форма тренинга является самой приоритетной.

Если подобное мероприятие проводится во время урока, то это должно проходить систематически, и тогда дети будут усваивать больше материала. В качестве примера можно рассмотреть элементарную игру «Воробей», которая предполагает участие пяти человек. Суть игры: по сигналу ведущего, дети, растопыренными пальцами пытаются захватить пальцы соседа и притянуть к себе.

Побеждает тот, кто ближе всего притянет своего соседа ближе всего.

Хорошей эффективностью обладают занятия по арт-терапии. Их можно проводить, как в коллективе, так и с каждым ребенком отдельно. Целью подобных тренингов является снятие психологического напряжения, избавление от страхов, формирование коммуникативных навыков.

Занятия следует проводить не менее 1 раза в неделю. Их длительность должна быть от 40 до 80 минут, а весь курс – от 1 до 3 месяцев. Для того чтобы провести подобное мероприятие, понадобятся карандаши, краски, бумага, пластилин, глина, в общем, любые материалы из которых можно творить.

Основная суть занятия – предоставить ребенку абсолютную свободу самовыражения. Одной из разновидностей арт-терапии является музыкотерапия. По просьбе психолога дети представляют под музыку определенные образы, танцуют и поют.

Читайте также:  Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Для таких занятий понадобятся только музыкальные записи и устройство их воспроизведения.

Особой важностью отличаются тренинги для школьников с участием их родителей. Благодаря таким занятиям, у ребенка формируются и корректируются коммуникативные навыки в семейном кругу: малыш учится понимать маму и папу, а те, в свою очередь, – своего ребенка.

Благодаря таким тренингам можно выявить отклонения в поведении ребенка, раскрыть всевозможные аспекты его личности, развить те навыки и качества, которые помогут ему в обычной жизни, скорректировать.

Помимо этого, данные мероприятия помогают сплотить школьный класс, развить в детях толерантность друг к другу, воспитать в себе правильное отношение к миру, лучше приспособиться к условиям образовательного учреждения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/36681.html

Эколого-психологический тренинг как эффективная форма развития экологических установок подростков

Эколого-психологический тренинг как эффективная форма развития экологических установок подростков

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ.Психолог школы №1018 Турдакова В.В.Проблема разработки и внедрения новых технологий экологического образования имеет серьезное теоретическое и практическое значение.

От ее решения во многом зависит эффективность экологизации всего образовательного пространства. Актуальным является использование таких форм экологического образования, целью которых является развитие у школьников гуманного отношения к природе через саморазвитие и развитие межличностных отношений.

Особое внимание необходимо уделять проблеме создания среды, способствующей формированию субъективного отношения, выбору способов психолого-педагогических воздействий для достижения данной цели.

Среди этих способов следует выделить экологио-психологический тренинг, как шаг в обретении социокультурного опыта, как форму реализации методов экологической идентификации, экологической эмпатии и экологической рефлексии.

Это комплексная форма экологического образования, основанная на методологии социально-психологического тренинга, которая направлена на коррекцию экологического сознания личности. В соответствии с подходом к организации эколого-психологического тренинга, предложенного С.Д.Дерябо, В.А.

Ясвиным, в школе №1018 в рамках ГЭП Система научно-педагогической деятельности по формированию образовательной среды для экологической подготовки школьников, психологами была разработана и опробирована программа для подростков «Я ответственен за мир».

^ воспитание у школьников согласия с самим собой, людьми, природой и ответственности за мир как системообразующего качества экологически культурного человека.

^

  • расширение индивидуального экологического пространства, формирование у подростков способности ощущать себя частью природы, общества, коллектива;
  • формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;
  • развитие эмпатии к природным объектам;
  • формирование целей взаимодействия человека и природы.

Программа тренинга рассчитана на 16 занятий. Первые пять занятий помогают осознать свое место в мире, следующие – слиться с природой, почувствовать изначальную связь с ней, заключительные три занятия позволяют принять ответственность за природу и надвигающийся экологический кризис, занять активную позицию в деле охраны природы.

^

Наиболее предпочтительный возрастной состав участников 12-16 лет, количество в группе – 12-14 человек, желательно разнополый состав группы. Занятия должны проводиться не реже одного раза в неделю. Продолжительность занятий 2,5 часа.

Желательно проводить тренинг в уютном и светлом кабинете, хорошо озелененном, в работе необходимы стулья. На каждом занятии у участников должна быть бумага и ручка или простой карандаш, для некоторых занятий необходим ватман, краски, цветные карандаши.

Для занятий используется магнитофон и аудиозаписи для музыкального сопровождения и звуками природы.

^

Занятие начинается с упражнения «Вентиляция чувств», цель которого – настроить участников тренинга на работу. Далее следует вводная беседа, в ходе которой сообщается тема и «стартовые» мысли, касающиеся данной темы. Вслед за вводной беседой выполняется упражнение-активатор, целью которого является мышечное раскрепощение и активизация познавательных процессов.

Далее следует блок упражнений различного характера: эти упражнения выполняются либо индивидуально, чаще в парах, либо в малых группах (3-4 человека). Разнообразие упражнений обеспечивает смену деятельности участников, необходимую для поддержания интереса. Используются упражнения, задания и игры экологического содержания.

После упражнений с высокой эмоциональной нагрузкой рекомендуется проводить рефлексию, отслеживание и проговаривание в кругу своих чувств и ощущений.

По окончании последнего упражнения тренером делаются выводы занятия – это могут быть результаты дискуссии возникшей в ходе вводной беседы или обобщение мыслей, высказанных участниками во время рефлексии, выводы должны отражать суть темы.

Для достижения поставленной цели и задач тренинга очень важно на занятиях создать атмосферу взаимопонимания, содружества, творчества, радости.

Как показало тестирование участников тренинга, проводимого до начала занятий и после, эколого-психологический тренинг является одним из эффективных методов развития и коррекции экологических установок личности, расширение целей взаимодействия школьника с окружающей его социо-природной средой. У участников значительно повышается уровень доминантности природы (значимость среди прочих отношений), природа перестает быть объектом и превращается в субъект взаимодействия, позиция противопоставления человека миру природы меняется на позицию сотрудничества, партнерства, прагматическая установка на природу сменяется эстетической и этической.

Источник: http://dopoln.ru/other/226823/index.html

Эколого-психологический тренинг Упражнение «Волшебные дощечки»

Эколого-психологический тренинг

Упражнение «Волшебные дощечки».

Цель: Расширение чувственного опыта детей развитие воображения.

Материал и оборудование: на ребенка- комплект из 10 карточек размером 5 на 10 см. С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений. Песок, насыпанный на клей, мелкие камешки, наклеенные на картон, рыбная чешуя, иголки ели и сосны, перышки птиц и др.

Рекомендации к проведению упражнения: Детям раздается комплект карточек и предлагается обследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и др. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе.

Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название карточек. Подобные упражнения проводятся и в последующие дни.

Постепенно каждая карточка получает свое название, связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка.

Затем упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ, стихотворение, связанное с ощущением и чувственным опытом ребенка. Более сложный вариант упражнения: ребенку предлагается выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь, но и зарисовать свой выбор.

^

Цель: Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

^ Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки.

Читайте также:  Психологические игры на доверие для младших школьников

Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

^ воспитатель подбирает небольшой рассказ с описанием природы, а дети прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Поздороваемся».

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию экологической эмпатии.

^ воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление новогодняя, просили прощения у Земли- кормилицы за это.

«Что рвала я твою грудушку Сохою острою, разрывчатой, Что не катом укатывала, Не гребешком чесывала, Рвала грудушку боронушкой тяжелою Со железными зубьями ржавыми…» Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детского сада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произнести эти приветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношении.

^

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения: Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движении. Один ребенок показывает. Остальные пытаются предлагать, чей это образ.

Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева. А далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе.

Танец может сопровождаться любой музыкой.

^

Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Рекомендации к проведению упражнения: Детям предлагается вспомнить участок осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т.

д) Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя (н-р, скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром).

^

Цель: Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов взаимодействия с природой.

Рекомендации к проведению упражнения: Рассказ воспитателя: «Лесовичок -хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя счастливым ч и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым»

Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в Веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение.

Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются).

^

Цель: экологизация мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства, коррекция способов взаимодействия с природой.

^ Детям предлагается обойти территорию детского сада, парка, выявить место экологического неблагополучия, объяснить причину выбора. Организовать деятельность детей по устранению (по возможности) признаков неблагополучия. Предложить выполнить карточку-предупреждение. Объяснить свой выбор выразительных средств. Повесить карточку-предупреждение на место экологического поста.

^

Пластическая игра «Буря на море»

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

Игра «Изобрази».

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облако, подгоняемых ветром; звук большого пушистого облака. Приведите детям народные приметы: «Кучевые облака — к вечеру будет дождь. Низкие облака – к дождю».

Пластическая игра «Танец бабочек».

К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить «одеяние» бабочки, то есть ее крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полет бабочки.

Игра «Чья птица улетит дальше?»

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица улетела дальше всех.

Игра «Журавли».

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поет или говорит речетативом следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки. Как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает. «Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой».

Журавли быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все убыстряет шаги по темпу песни. «Журавли, журавли, извивайтесь, как змея!»- вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поет дальше «Змея, заворачивайся в кольцо», «Змея выпрямляется» и т.д. упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится.

Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Игра «Ласточки и мошка».

Играющие- мошки- летают по поляне и напевают: Мошки летают, ласточку не замечают! Жу — жу, зу – зу! Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку.

По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, мошку поймает!» С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой. Игра повторяется.

Мошкам следует летать по всей площадке.

Игра «Птица из гнезда».

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, — гнездо, второй за ним — птица. В центре круга чертят небольшой кружок — там водящий. Он считает «Раз…» -игроки, изображающие гнезда ставят руки на поле. «Два…»- птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке.

По сигналу водящего: «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счет «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Игра «Пищевые цепочки на лугу».

Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается (растения – гусеница — птицы, злаковые травы-грызуны-змеи, трава-кузнечик -луговые птицы, насекомые и их личинки -крот- хищные птицы, травы-шмель).

Игра «Пищевые цепочки водоема».

Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоема и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки: (комар-лягушка-цапля, червячок-рыбка-чайка, водоросли — улитка-рак, ряска – малек – хищная рыба).

Игра «Пищевые цепочки в лесу».

Воспитатель раздает карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки: (растения-гусеницы-птицы, растения –мышки -сова, растения –заяц -лиса, насекомые –ежи, грибы – белки – куницы, лесные злаки – лось – медведь, молодые побеги – лось – медведь).

Игра «С чем нельзя в лес ходить?»

Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда… Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1280599.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector