Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Особенности работы над проектом в начальной школе

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повыше­ния качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности — направленность учебно — познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально — значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно — познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся.

Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение.

Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью — стадия мысленного решения поставленной задачи.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

— по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

— по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Правила выбора темы проекта

 Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

 Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

 Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

 Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

 Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

 Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.

 Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

 Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

 Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Структура проекта. 

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  •  Выбор темы.
  •  Постановка цели и задач.
  •  Гипотеза исследования.
  •  Организация исследования.
  •  Подготовка к защите и защита работы.
  •  Рефлексия

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Стадии работы над проектом — это — это «пять П»: 

  • Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. 
  • Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Проектирование. 

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе.

От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома.

Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально — творческая игра.

Презентация 

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Читайте также:  Пословицы и поговорки про дружбу и друзей

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест.

Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте.

Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители).

Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Время представления проекта целесообразно ограничить 7–9 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование.

Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя.

По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».

Источник: http://teplyakova.ucoz.com/index/proektnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole/0-44

Проектная деятельность в начальной школе

Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1524/ (дата обращения: 04.05.2018).



В настоящее время формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности является приоритетной целью начального общего образования. Поэтому все более актуальным становится использование в обучении младших школьников методов, направленных на развитие умений самостоятельно добывать новые знания.

Одним из таких методов является метод проектов. Всякий ребёнок рождается исследователем. Любознательность — важнейшая черта детского поведения.Именно это стремление к познанию мира через исследование создаёт условия для организации проектной деятельности.

Проект для учащегося — это деятельность, которая позволяет учащемуся проявить себя, приложить свои знания и умения, показать публично достигнутый результат.

Метод проектов включает следующие этапы:

– выбор темы проекта;

– постановка целей и задач;

– планирование проектной деятельности;

– реализация проекта;

– оценка и самооценка проекта;

– презентация.

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

– по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практикоориентированные, игровые, творческие;

– по количеству учащихся: индивидуальные, парные, коллективные;

– по месту проведения: урочные, внеурочные;

– по продолжительности: краткосрочные (1–3 урока), средней продолжительности (1–2 месяца), долгосрочные (до одного года);

– по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (затрагивающие 2–3 предмета), свободные (выходят за рамки школьного обучения).

Результатом работы над проектом может быть доклад, альбом, видеофильм, макет, модель, игра, сценарий, компьютерная презентация, стенд, диафильм, афиша, рисунки, набор, экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.

Темы проектов можно условно распределить на группы:

1) фантастические, например: «Автомобиль будущего», «Моё будущее» и др.;

2) экспериментальные, например: «В мире камней», «Какую воду я пью», «Вредная еда»;

3) теоретические, например: «Моя малая родина», «Праздники в России» и др.;

4) творческие, например: «Новогодний калейдоскоп», «Стихи о маме», «Сказки о вещах» и др.;

5) Игровые, например: «Старые сказки на новый лад», «Счастливый случай» и др.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста. Темы детских проектных работ должны быть понятны и интересны детям. Приведу примеры тем проектов по окружающему миру, которые можно использовать в различных образовательных программах.

1 класс: «Цифры в загадках и пословицах», «Весёлая азбука», «Я и мои друзья», «Профессии моих родителей?» и др.

2 класс: «Питайся правильно!», «Мой любимый вид спорта», «Моя родословная» и др.

3 класс: «Моя малая родина», «Красная книга моего края», «Полезные ископаемые нашего края», «Школа кулинаров», «Страны Европы», «Кто нас защищает» и др.

4 класс: «Планеты солнечной системы», «Моя Родина», «Страны мира», «Красная книга России», «Всемирное культурное наследие», «Всемирное природное наследие» и др.

Этапы работы над проектом:

На этом этапе учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта, выделяет цель и задачи проекта, формулирует способы решения проблемы проекта. Если проект групповой работы, то необходимо определить цель и задачи каждой группы, определить роль каждого члена группы.

  1. Осуществление деятельности.

На этом этапе учитель занимает позицию наблюдателя. При работе над проектом необходимо учесть, что дети младшего школьного возраста не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству.

  1. Презентация продукта проектной деятельности

Этот этап необходим для анализа проделанной работы, для демонстрации результатов. Представляя проект своей деятельности, дети рассказывают о своих идеях, о ходе работы над проектом, о трудностях, которые им удалось преодолеть.

Этот завершает проектную деятельность и выражается в следующих формулировках: «В ходе работы над проектом я узнал…, меня удивило…, а также я научился…»

Работа над проектом сопровождается оформлением паспорта проекта. Приведу пример паспорта проекта по окружающему миру «Покормите птиц зимой».

Паспорт проекта

  1. Название проекта: «Покормите птиц зимой»
  2. Руководитель проекта:Филатикова Светлана Викторовна
  3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: окружающий мир, технология, курс внеурочной деятельности «Юный исследователь».
  4. Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект:7–8 лет (1 класс)
  5. Тип проекта по масштабу применения:практико-ориентированный
  6. Тип проекта по продолжительности выполнения:длительный
  7. Тип проекта по характеру деятельности обучающихся: коллективный
  8. Тип проекта по предметно-содержательной области:межпредметный, реализуется во внеурочное время.
  9. Цель проекта для учеников:

– расширить знания об окружающем мире (условия жизни зимующих птиц, среда их обитания, питание);

– познакомиться с различными видами кормушек;

– изготовить кормушки;

– применить знания, полученные в урочное и внеурочное время по теме проекта, на практике.

  1. Цель проекта для учителя:

– обобщить и систематизировать опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников;

– использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников;

– создать условия и формировать у учащихся познавательный интерес и бережное отношение к природе;

– привлечь к участию в проекте родителей обучающихся;

– использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта;

– изготовить кормушки для зимующих птиц;

– представить в удобной для обучающихся форме отчет о ходе выполнения проекта: фотоальбом, презентация и т. д.;

– подготовка и защита мини-проектов в рамках классного конкурса проектов.

Что нам даёт проектная деятельность? Работа над проектом интересна и увлекательна для детей. Ребята глубже усваивают учебный материал и учатся применять полученные знания.

Умение добывать и использовать полученную информацию развивает у младших школьников навыки самообразования. Практика публичного выступления снимает у ребёнка психологическое напряжение.

Читайте также:  Психологическая игра для 5 класса

Навыки работы в парах и группах развивают у детей коммуникабельность, учат их продуктивно решать проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнавать себя и своих одноклассников.

Литература:

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152с.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, организации проектной деятельности, младшего школьного возраста, теме проекта, паспорта проекта, этапе учитель, оформлением паспорта проекта, «Красная книга, птиц зимой», окружающему миру, ходе работы, пример паспорта проекта, младших школьников методов, ходе выполнения проекта, решения проблемы проекта, представления результатов проекта, формирование метапредметных умений, Внеурочная деятельность школьников, младших школьников навыки, проекты младших школьников.

Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1524/

Как написать проект в начальной школе

Вам понадобится

  • — требования к оформлению проекта;
  • — текстовые источники информации.

Инструкция

Первый этап работы над проектом – подготовительный. Вместе с учениками выберите понравившуюся тему проекта. Она должна быть доступной и интересной для ребенка. Проблема должна быть близкой к содержанию учебного предмета и находиться в зоне его развития.

Над одним проектом можно работать и индивидуально, и группой. Если над проектом работает группа, распределите роли между учениками. На этом этапе нужно заинтересовать детей задачей, обсудить пути ее решения.

В процессе подготовки к написанию проекта проведите экскурсии, различные социальные акции, прогулки-наблюдения. Если проект объемный, подготовьте заранее литературу или другие текстовые источники информации.

На этапе исследования проблемы ученики совместно с преподавателем или родителями собирают информацию. Затем делятся результатами своей работы, обсуждают.

Далее ученики оформляют результаты исследования в соответствии с правилами, обсужденными на подготовительном этапе. Результаты деятельности описываются, их можно представить в виде доклада, презентации, альбома, книжки-малышки, выставки и так далее. Именно на этом этапе максимально проявляются таланты младших школьников.

Последний этап – презентация проекта. Ее можно сделать интересной и запоминающейся. Во время защиты происходит демонстрация продукта работы. Причем, во время защиты проекта каждый ученик должен выполнять свою роль.Обсудите успехи и неудачи вместе с детьми, проанализируйте недостатки работы. Поговорите о том, как сделать следующий проект еще лучше.

Однако не стоит концентрировать на этом внимание, сделайте акцент на успехах ребят. Оцените работу каждого участника проекта. Именно такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей младших школьников, развивает умение самостоятельно находить материал, обрабатывать его и, несомненно, повышает интерес к учебной деятельности.

Источники:

  • Проектная деятельность в начальной школе
  • проекты в начальной школе
  • Этапы работы над проектом

Сегодняшняя образовательная программа подразумевает такой вид деятельности, как проект. Причем этой деятельностью могут заниматься все, начиная с детей с дошкольного возраста. Проект дает возможность раскрыть автору свои творческие способности, проявить себя индивидуально.

Проект – это особый вид исследовательской работы, отличительными особенностями которой являются самостоятельный поиск информации по теме, ее творческое преобразование и получение чего-то нового (плакат, реферат, веб-сайт, поделка, информационные карточки).

Работа над проектом подразумевает его презентацию и защиту.

Инструкция

Для начала нужно определиться с видом проекта. Проекты бывают следующих типов:• Практическо-ориетированный. Проект нацелен на решение конкретных задач, может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. • Исследовательский проект. Такой вид напоминает научные исследования.• Информационный.

Проект направлен на сбор информации и предоставление ее общественности.• Творческий. Проектным продуктом будет плакат, видеофильм, театрализованное представление, спортивная игра.• Ролевой. Результатом будет, к примеру, судебное заседание.Существуют специальные требования к оформлению проекта.• Введение.

В этой части необходимо указать цели, задачи, актуальность проекта. Рекомендуется использовать фразы-клише: «Тема моего проекта…», «Я выбрал эту тему, потому что…», «Цель моей работы…», «Проектным продуктом будет…»• Основная часть. Эта часть должна раскрывать тему проекта, ее нужно разбивать на более мелкие главы.

Примерами речевых оборотов, используемых в основной части, могут служить такие фразы «Я начал свою работу с того, что…», «Потом приступил к…», «Я завершил работу тем, что…», «В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…», «Чтобы справится с такими проблемами, я …», «Но мне все-таки удалось достичь цели проекта, потому что…»

• Заключение.

Использовать можно следующие фразы: « Закончив свой проект, я могу сказать, что задачи, стоявшие передо мной, выполнены…»

Чтобы полноценно и грамотно начать работать над проектом, нужно соблюдать следующие шаги:• Выбор темы и уточнение названия.

• Сбор информации (книги, журналы, ресурсы интернета, наблюдение, опыты).

• Изготовление проектного продукта (модель, рисунок, карточки, результаты опытов).• Написание проекта.

Полезный совет

Презентацию проекта лучше оформить в виде слайдов. При этом более приятным для восприятия является горизонтальное расположение информации. Листы презентации лучше не оставлять белыми, а использовать голубой, серый или зеленый фон.

Источники:

  • Как оформить детский школьный проект: правила и образец

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-123210-kak-napisat-proekt-v-nachalnoy-shkole

доклад.doc

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийПроектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подходаПросмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Проектная деятельность в начальной школе в рамкахсистемнодеятельностного подхода«Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму.» Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях. Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во­первых, об УУД, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во­вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Что же такое проект? Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что­то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д. Что такое проектная деятельность? Это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах. Метод проектов – это совместная деятельность учителя, и учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы(Мы видим, что роль учителя и родителя совпадают, они должны помочь в поиске нужных источников информации, скоординировать весь процесс;В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:­ социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;­ коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. – ­ мыслительные навыки ­ формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.­ исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;­ информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной

Читайте также:  Рассказы о весне для школьников. весенний рассвет

информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

­ презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступатьперед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;­ рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;­ развитие интереса к предмету;­ приобретение оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.Главными целями введения проектной деятельности в начальную школу являются:­развитие исследовательского опыта;­развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;­ развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.,­получение дополнительных знаний по теме;­ развитие навыков монологической речи.Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:1. «Исходи из ребёнка» ­ проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.3. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.Классификация проектов по продолжительности:∙ Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Работа над проектом ведётся в группах.∙ Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.∙ Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.∙ Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации

выполняются во внеурочное время.

По количественному составу различают:­индивидуальные;­ парные;­ групповые проекты.По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:∙ Практико­ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Этипроекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.∙ Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование.

Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы,выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.∙ Информационный проект.

Это тип проектов ,изначально направленный на сбор информации о каком­то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.∙ Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все­таки является ролевая игра.

В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана,

осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выхода проекта является продукт «Пять П», а шестое портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.­ проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.­ проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой­либовнешне выраженной форме.

­ поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.­ продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.­ презентация – публичное предъявление результатов проекта.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.Важное правило – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различной.

В одних случаях может выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

В­ третьих случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ.Поэтому мы остановимся на тематике проектов, которые входят в программу обучения по УМК «Школа России» и являются обязательными как для учителя, так и для ученика.Проекты в первом классе.РУССКИЙ ЯЗЫК«Скороговорки».«Сказочная страничка».

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОДПроект «Живая азбука».ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ«Составляем сборник загадок».«Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.МАТЕМАТИКА

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».ОКРУЖАЮЩИЙ МИР«Моя малая Родина».«Мой класс и моя школа».«Мои домашние питомцы».ТЕХНОЛОГИЯ«Осенний урожай».«Дикие животные».«Украшаем класс к новому году».«Чайный сервиз».«Речной флот».2 классРУССКИЙ ЯЗЫК«И в шутку и всерьёз».

«Пишем письмо».«Рифма». «В словари – за частями речи».ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ«О чём может рассказать школьная библиотека».«Мой любимый детский журнал».«Мой любимый писатель сказочник».МАТЕМАТИКА«Математика вокруг нас. Узоры на посуде».«Оригами».

Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.ОКРУЖАЮЩИЙ МИР«Родной город».«Красная книга», или « Возьмём под защиту».«Профессии».«Родословная». «Страны мира».ТЕХНОЛОГИЯ«Праздничный стол».«Деревенский двор».«Убранство избы».«Аквариум».

3 классРУССКИЙ ЯЗЫК«Рассказ о слове».«Семья слов».«Тайна имени».«Зимняя страничка».

«Имена прилагательные в загадках».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ«Сочиняем волшебную сказку».«Как научиться читать стихи».МАТЕМАТИКА«Математические сказки».«Задачи – расчёты».ОКРУЖАЮЩИЙ МИР«Богатства, отданные людям».«Разнообразие природы родного края».«Кто нас защищает».«Экономика родного края».«Музей путешествий».ТЕХНОЛОГИЯ«Детская площадка».«Океанариум».«Водный транспорт».«Готовим спектакль».

4 классРУССКИЙ ЯЗЫК«Говорите правильно».«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ«Создание календаря исторических событий».«Природа и мы».«Они защищали Родину».МАТЕМАТИКА«Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город».«Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР«Проекты по выбору».ТЕХНОЛОГИЯ«Вагоностроительный завод».«Полезные ископаемые».Работа огромная. Осуществить такое количество проектов – нереальная нагрузка на учителя.

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить

формы работы учителя и учащихся.

В работе с проектами мы выделили как плюсы, так и минусы.Плюсы:1. Создают ситуацию успеха.2. Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.3. Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.4. Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнениюпроектов в среднем звене.5.

Активизировалась роль родителей в учебной деятельности1. Нехватка времени на уроке.2. Пока ещё не все дети выполняют проекты.Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого поэта, философа и драматурга.

Готхольда Эфраима Лессинга«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте и,хотя и

криво, да сами»

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoj_shkole_v_ramkah_sistemnodeyatelnostnogo_podhoda-243287/271127

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector