Этические беседы как средство нравственного воспитания дошкольников

Этические беседы — разговоры воспитателя с детьми на нравственные темы во время занятий, в повседневной жизни.

Главная задача этических бесед заключается в разъяснении значения моральных норм и правил поведения, анализе поступков детей и взрослых, коллективном обсуждении этических проблем. Негативные проявления поведения также могут стать поводом для разговора, который нужен для выработки у детей соответствующей оценки отрицательного поступка и стремления избегать его.

Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.

Будучи воспитателем старшей группы, а теперь подготовительной, в своей работе большое внимание уделяю именно этой форме обучения и воспитания дошкольников — этической беседе, помогающей детям

освоить нормы и правила нравственного воспитания, обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Мы стараемся, дать характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

При работе с детьми я пользуюсь книгой Г.Н.Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет».Удачное соединение нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями и этюдами помогает в развитии эмоциональной и двигательной сфере, в формировании этических представлений у детей.

В нашей практике используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются заранее, к ним ведётся подготовка, а вторые возникают стихийно, рождаются в результате определённых событий произошедших в группе. В беседах затрагиваем такие понятия как: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда — неправда, трудолюбие, бережливость.

Выбор конкретной темы для беседы обусловлен целым рядом обстоятельств. Для того чтобы выяснить, на какую тему надо провести беседу, мы внимательно присматриваемся к нравственной стороне жизни и деятельности детского коллектива и отдельных детей.

Во время занятий, в играх, во время работы дежурных, у детей проявляются отношение к выполнению своих обязанностей, к удачам и неудачам друг друга, товарищество, коллективизм.

Свободные высказывания детей о делах в группе, о взаимоотношениях друг с другом, по поводу прочитанного дают возможность составить представление о том, что знают дети о нравственных нормах, какие встречаются ошибки и неточности в их знаниях.

Анализ фактов помогает определить уровень воспитанности дошкольников, характер их взаимоотношений, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы, определить ее основное содержание. Тема очередной беседы может быть связана с какими-либо событиями в группе. Следовательно, выбор темы для беседы определяется воспитательными задачами, стоящими перед воспитателем в работе с детьми, потребностями жизни детского коллектива, типичными положительными и отрицательными поступками.

Выбирая тему для беседы, мы продумываем ее название, по возможности стараемся, чтобы оно было лаконичным и содержало правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать.

Считаем, что целесообразно в качестве названия использовать пословицы, например: «Друга ищи, а найдешь — береги», «Дал слово — умей держать его», «Говорить легко — делать трудно», «Не мудрено начать — мудрено кончить», «Мало хотеть — надо уметь».

Определив тему беседы, мы начинает подбирать к ней материалы. Кроме фактов из жизни, наблюдений самих детей, в беседах широко используем литературные произведения, различный иллюстрированный материал, картинки, на которых изображены различные ситуации, настольные игры.

К, Д. Ушинский писал: «…Влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

Особенно активны дети тогда, когда обсуждают темы, наиболее близкие для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. Например: «Как мы вместе трудились на участке», «Как нас выручил Артём?», « Паша — мой помощник», «За что я люблю свою подружку», «Наши добрые дела» и т.д.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений.

Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

В конце бесед даются рекомендации по организации деятельности детей (рисование, игра, инсценировка и т.п.), в которой находит отражение содержание этической беседы.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.

  1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.
  2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают.
  3. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
  4. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Высокого профессионализма требуют индивидуальные этические беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер.

Если ребёнок неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия.

Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе более задушевный характер, то он может рассчитывать на полный успех.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе мы делали в основном акцент на эмоциональный отклик детей, то в подготовительной группе побуждаем детей пытаться самостоятельно делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации.

Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет20 минут, с детьми 6-7 лет — 30 — 35 минут. Во время беседы постоянно обращаем внимание на активность детей, их интерес.

Если интерес к беседе начинает падать, заканчиваем ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра).

Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы. Но, исходя, из нашего опыта, мы рекомендовали бы число участников от 5 до 8. Чтобы каждый мог поделиться впечатлениями и высказать свою точку зрения. Число плановых бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями:

умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

могут правильно выбирать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;

при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

объясняют смысл знакомых пословиц;

могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

У отдельных детей может наблюдаться «нравственный формализм», когда они прекрасно рассуждают на нравственные темы, а ведут себя эгоистично.

Таких детей важно систематически упражнять в добрых поступках, включать в деятельность, имеющую значение для других людей.

Помочь детям раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» помогают персональные выставки детского творчества. Главное назначение выставок – формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к достижениям. Ведь как важно заметить что-то хорошее, а не акцентировать внимание на том, что не умеешь.

Как важно, чтобы ребёнок ощущал свою значимость и видел свои достижения в творчестве, что, несомненно, стимулирует юное дарование на развитие большей креативности, учит не только индивидуализму, но и коллективизму.

В нашей группе ведётся подготовка к персональной выставки. Работа над оформлением экспозиции выставки, подготовкой и проведением её презентации сближает всех её участников: родителей, педагога, ребёнка и его сверстников.

Наивный нестандартный детский рисунок, оформленный некой серьёзной «взрослой» технологией придаёт всей поделке очарование и неповторимость.

«Мы сделали это вместе» — эти слова дорого стоят и станут весомым вкладом в опыт искреннего общения.

Персональная выставка-это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей.

Для детей — зрителей — это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности.

Также в своей работе используем такой прием как коробочка добрых дел: это накопление фишек детьми за добрые дела, сделанные ими в течение месяца – это может быть: помощь товарищу, воспитателю, помощнику воспитателя; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный прием стимулирует детей к выполнению правил поведении, быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

Результат моих усилий как воспитателя, можно увидеть, сравнивая детей, пришедших в среднюю группу и теперешних.

В своём большинстве, дети находятся в положительном эмоциональном состоянии, имеют своё мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности. Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтной ситуации.

Читайте также:  Творческий конкурс для педагогов и детей «белокурая зима». итоги

Радостно отмечать, что замкнутая, тихая как мышонок, девочка Лиза превращается в веселую, открытую. Когда агрессивный от скрытых комплексов мальчик, находит себе друзей и на него уже не  так часто жалуются дети, что он всегда всех обижает.

Конечно, дети и без определенных усилий со стороны педагога в какой-то степени сплачиваются как группа, но в том-то и состоит моя задача помочь создать такой детский коллектив, в котором было бы комфортно всем детям, а также взрослым, работающим с ними.

Задача эта трудная, и без помощи родителей невозможно добиться положительных результатов.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/01/27/eticheskaya-beseda-kak-odno-iz-sredstv-nravstvennogo

Этическая беседа как форма обучения и воспитания дошкольников

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка.

Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль, отражающая общественные идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей.

Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, является совесть, чувство справедливости, честь, достоинство.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений.

Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать плохое и хорошее.

Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения.

Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка.

Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

Все это следует иметь в виду педагогу, реализующему систему нравственного воспитания ребенка. При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так можно», «так нельзя».

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, на втором году жизни доминирует восприятие – привязанность действия к конкретной ситуации. К трем годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения.

Когда на первый план выходят мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания.

Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребенка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми (больше возможности, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки поведения детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной черствостью (Н. Лейтес, Я. Корчак).

При определении содержания, форм и методов нравственного воспитания педагоги опираются на следующие позиции: деятельностный подход и определяющую роль обучения.

Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников. Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал.

Нравственное формирование личности ребенка требует соблюдения определенных педагогических условий:

  • Гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку;
  • Четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;
  • Создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения, педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности дошкольника. С этой позиции мы и будем рассматривать этическую беседу.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

  • постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;
  • подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;
  • поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать на сколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые.

Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем.

Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные.

Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т.д. на эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять.

Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается.

Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка. По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию).

Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило.

Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения ( «буду делать хорошо и не буду плохо»).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия.

Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т.д.

но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию.

При этом надо помнить, что этическая беседа — лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка.

Читайте также:  Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

  • научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
  • дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
  • способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
  • формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно»-«нельзя», «хорошо-плохо»);
  • учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20 минут, с детьми 6-7 лет – 30 -35 минут. Но воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес.

Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра).

Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

  • умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
  • умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
  • могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;
  • при работе с произведением могут предложить название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
  • объясняют смысл знакомых пословиц;
  • могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/161453.html

1.1 Методика нравственного воспитания старших дошкольников

Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По — латыни нравы звучат как морас — мораль. [8]

Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории.

Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы — это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается.

Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим.

У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.[24]

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе.

Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия.

Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.[12]

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.[5]

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении.

Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое — основу будущей системы нравственных оценок.

Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.[7]

Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр.

Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни.

Од бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.

В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями?

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду — кормильцу вытащить репку.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях.

В экологических играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.

На занятии или в свободное время проводят сюжетно-ролевые игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п.

Во время занятий, в других режимных моментах организуй дидактические игры, главная цель которых — развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения.

Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие ко дню птиц, 5 класс

Основная задача нравственного воспитания дошкольников подготовительной группы состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду.

В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране — более устойчивым и организованными.

Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными.

Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения — более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.

Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Названные задачи конкретизированы в соответствующих разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду». «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» и др.

Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в широком понимании слова.

Именно положительный опыт гуманных отношений детей начальная школа справедливо рассматривает как главный результат нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшие развитие новых форм нравственного поведения.

Важно отметить, что в работе с детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания.

Необходимо также внимательнейшим образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений жизненных различных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых.

Поэтому особое значение приобретает задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют формировать нравственный мир старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует духовного мира ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.

Здесь мы рассмотрели непосредственно методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников, подробно описав основные формы нравственного обучения и воспитания. Провели анализ программ, определив основные разделы в которых уделяется значение нравственного воспитания.

Выявили ряд недостатков в их построении. Так же обратили внимание на воспитание культуры поведения с позиций современного этикета.

Там выделили механизм формирования этикетного поведения, условия воспитания, принципы и основные методические приёмы, что необходимо для осуществления процесса формирования культурного человека.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/18774

Этическая беседа как средство нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из важнейших задач воспитательной работы коррекционной школы.

Дети с ограниченными возможностями испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.

Причинами нравственного недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре личности, проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искаженность практического опыта

Необходимость социальной адаптации детей с ОВЗ ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания детей, выработки у них общепринятых норм поведения.

В процессе нравственного воспитания дети с ограниченными возможностями здоровья накапливают знания о нормах и требованиях морали, что в итоге приобретает для них важное значение.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. Я в своей работе большое внимание уделяю методу -этической беседы.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой-либо нравственной проблемы.

Это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; педагога и ученика.

Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества.

Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы

Главная задача этической беседы заключается в разъяснении значения моральных норм и правил поведения, анализе поступков детей и взрослых, коллективном обсуждении этических проблем. Негативные проявления поведения также могут стать поводом для разговора, который нужен выработки у детей соответствующей оценки отрицательного поступка и стремления избегать его.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Педагог должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать воспитанникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: педагог говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Целесообразно проводить этические беседы дважды в месяц. Содержание, построение, продолжительность и методика беседы зависят от ее темы, возраста детей.

Этическая беседа состоит из подготовительной, основной, заключительной частей. Подготовительная часть — психолого-дидактическая подготовка, актуализация опыта учеников, пробуждение интереса к данной теме.

Основная часть — определение темы, основных задач, раскрытие темы или задач на примере окружающей жизни, анализ поведения учащихся в аспекте обсуждаемой темы. Заключительная часть.

Дается обобщение этических знаний.

Этические беседы можно разделить на:1. Беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам).2.Беседы, связанные с обсуждением книги.3.

Беседы, в основе которых лежат проблемы (проблемы общие для школы, актуальные для всех в настоящий момент).4. Беседы, связанные с просмотром мультфильмов и кинофильмов.5.

Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих детей за явлениями общественной жизни.

6. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми.

Этические беседы могут быть коллективными (со всей группой детей), групповыми (с несколькими детьми), индивидуальными.

Тематика этических бесед:

Вежливость.

— Зачем говорят: «Здравствуй!»

— Вежливая просьба.

— Воспитанность и вежливость.

Семья.

— Моя мама.

— Семья большая и маленькая.

— Как дети могут заботиться о взрослых.

Дружба.

— Почему нужно уметь уступать.

— Правила дружной игры.

— Как жить дружно без ссор.

— Не будь жадным.

Доброжелательность.

  • Добрые дела.
  • Хорошие товарищи.
  • Почему нельзя дразниться.

Проведение беседы требует большого мастерства от педагога. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Задавать вопросы, приводить яркие примеры, делать краткие убедительные замечания, направлять и уточнять высказывания детей, не дать закрепиться неверным мыслям.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело сложное, но интересное, а главное оно является эффективным средством нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/etichieskaia-biesieda-kak-sriedstvo-nravstviennogh.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector