Этикет для детей школьного возраста

Этикет для детей школьного возраста

Любое общество предполагает определенные правила и нормы поведения, называемые этикетом. В современном мире, увы, их далеко не всегда придерживаются даже взрослые, однако они хотя бы способны сами отвечать за свои поступки. В случае же недостатка этики у детей школьного возраста стыдно должно быть всем – и самим маленьким нарушителям, и их родителям, и учителям.

Этикет зачастую воспринимается как некая единая система, однако в сложном мире XXI века выделяется уже не менее двух десятков отраслей этики. Не все они могут быть полезны для школьников в силу их возраста, однако добрая половина касается даже малышей. Родители, объясняя своему чаду особенности правил поведения, должны описать нормы, принятые в целом ряде ситуаций.

  • Выходной этикет описывает особенности поведения в общественных местах, таких как театр, кино. Важность этой сферы заключается в том, что здесь взаимодействие происходит с незнакомыми людьми, которые вряд ли сведут существующую проблему к шутке.
  • Гостевая этика рассказывает, что делать в гостях, чтобы не обидеть хозяина. Дети любят ходить в гости, потому следует рассказать им, как сделать так, чтобы всегда быть желанным визитером.
  • Правила поведения в общественном транспорте актуальны для тех детей, которые регулярно пользуются автобусом или метро, чтобы доехать до школы или на занятий в кружке. Эти правила во многом напоминают аналогичные рекомендации для общественных мест, но отличаются более тесным (иногда в прямом смысле) контактом с окружающими.
  • Речевой этикет формирует общественное мнение о человеке вне зависимости от того, где он находится. Дети с раннего возраста должны знать, что вежливость – ключ к успеху в любой ситуации, а грубые и нецензурные выражения недопустимы вовсе.
  • Семейный этикет определяет специфику взаимоотношений в семье. Эта отрасль этики, пожалуй, наименее стандартизирована, поскольку степень равенства между старшими и младшими в каждой семье определяется индивидуально.
  • Правила поведения за столом учат ребенка, что даже способ приема пищи может влиять на негативное восприятие человека окружающими.
  • Телефонный этикет в последние десятилетия существенно расширился как понятие, поскольку теперь включает в себя еще и правила общения по электронной почте и в социальных сетях. Он предписывает, как вести себя в ситуациях, когда общаешься с человеком, которого не видишь.
  • Учебный этикет – это правила поведения в школах и других аналогичных учебных заведениях. Пожалуй, этому аспекту максимальное влияние уделят уже в стенах образовательного учреждения, но все равно первокласснику лучше знать хотя бы некоторые азы до того, как впервые сесть за парту.

Наверное, нет таких родителей, которые хотя бы подсознательно не понимали значение правил этикета, однако открытым остается вопрос о том, когда начинать обучение малыша. Нередко между мамами, папами и детьми возникает конфликт из-за нежелания малышами выполнять требования взрослых, однако причиной этого может быть не вопиющая безответственность ребенка, а всего лишь возрастные особенности.

Следует уяснить, что обучение этикету может происходить и бессознательно, поскольку малыш многому учится, просто наблюдая за окружающими.

С самого рождения ребенка члены его семьи должны быть образцом для подражания – так снижается вероятность того, что он «нахватается» плохих манер.

Фразы вроде «приятного аппетита» или «спасибо» могут быть в уместный момент обращены к крохе даже тогда, когда он все еще явно не понимает их значения.

Усвоение правил на данном этапе происходит благодаря тематическим играм, задачей которых является более активное использование все тех же слов вежливости.

Далеко не факт, что ребенок немедленно поймет, усвоит все рекомендации, однако ругать его за это в таком возрасте непозволительно. Впрочем, если малыш допускает какие-то очевидные нарушения правил, ему обязательно нужно об этом сказать.

Маленький нарушитель должен почувствовать, что сделал что-то неправильно, но не стоит доводить его до слез.

После достижения четырехлетнего возраста можно начинать прививать ребенку этикет всех отраслей, перечисленных выше. Данным вопросом также занимаются педагоги в детском саду и школе, но основная ответственность все же лежит на родителях.

С этого момента круг общения малыша расширяется, и задачей взрослых теперь становится еще и слежение за кругом общения чада.

Ребенок на данном этапе своей жизни все еще не понимает разницы между плохим и хорошим, потому может легко перенять дурные манеры у человека, который не стремится вести себя хорошо.

Каждая из отраслей этикета имеет добрый десяток собственных правил, но для инстинктивного ориентирования в любой ситуации школьник должен твердо знать хотя бы самые главные позиции.

  • Вежливость по отношению к окружающим вне зависимости от их статуса и возраста обязательна. Следует пользоваться общепринятыми формами приветствия и прощания, просьбы и выражения благодарности. Даже случайное игнорирование таких простых действий может послужить причиной для обиды или злобы.
  • Старшие люди заслуживают повышенной доли уважения – в общении с ними следует избегать фамильярностей (как минимум). Люди пенсионного возраста или с ограниченными возможностями зачастую нуждаются в посторонней помощи, а школьники – одни из тех, кто должен обеспечить ее в первую очередь. Это правило особенно актуально в условиях общественного транспорта: если больше нет свободных мест, а ты сидишь – уступи место пожилому человеку или инвалиду.
  • Человека всегда встречают по одежке, то есть по внешнему виду. За пределами дома встреча с незнакомцами гарантирована, потому всегда нужно выглядеть так, чтобы не стать объектом насмешек или осуждения. Чистота и опрятность – это обязательные характеристики для любого члена общества. Согласно все той же поговорке, провожают по уму, однако постоянное пренебрежение правилами чистоты опускает в глазах окружающих даже гения.
  • Правила элементарной вежливости включают в себя отказ от употребления грубых слов и силовых методов для решения конфликта. В драку лезть непочетно даже в том случае, если вторая сторона старше и сильнее. Школьникам категорически запрещено пить и курить.
  • Не следует нарушать личное пространство людей, даже если хорошо их знаешь. В людных местах недопустимо громко кричать или смеяться, привлекать всеобщее внимание, слушать громкую музыку без наушников. В тесных условиях общественного транспорта мешать другим можно даже относительно негромкой беседой по телефону. Не рекомендуется также слишком активно интересоваться чужой жизнью (например, подглядывать в чужой гаджет).

Обучающее видео с первыми уроками вежливости для детей смотрите далее.

Источник: http://www.o-krohe.ru/povedenie/etiket-dlya-detej-shkolnogo-vozrasta/

Правила этикета для детей школьного возраста: уроки вежливости

Правила этикета для детей школьного возраста: уроки вежливости

Детское поведение неизменно беспокоит всех родителей. Оно должно строго следовать нормам этикета, но добиться этого, как думают многие, непросто. Это ошибка: достаточно решать проблему поэтапно и все трудности будут преодолены.

Этикет — это совокупность норм поведения, регулирующих действия в конкретных местах и ситуациях. Обучив ребенка соблюдению общепринятых правил, вы не испытаете неловкости за его поступки и облегчите его взаимоотношение с окружающими людьми. Более того, будете регулярно слышать слова благодарности и улучшите репутацию своей семьи в глазах окружающих.

Прививать хорошие манеры начинают с норм поведения, которые понадобятся в следующих ситуациях:

  • в общественных местах и на улице;
  • при походе в гости;
  • как поступать в транспорте;
  • при разговоре;
  • в кругу семьи;
  • за столом;
  • при общении по телефону;
  • в учебном заведении.

Не стоит рассчитывать, что все будет усвоено только на словах. Как бы внимательно вас не слушали, и какое бы взаимопонимание не было достигнуто, придется учить в первую очередь собственным примером. Родители, призывающие к одному, а сами поступающие противоположным образом очень легко, незаметно утрачивают практически полностью свой авторитет.

Сказать, что надо «воспитывать на конкретных примерах» – легко. Но найти подход к детям куда сложнее. Начинать нужно с самых ранних лет.

Поощряйте малыша при помощи интонации, жестов и взглядов за положительные поступки и осуждайте за отрицательные.

Это имеет самое прямое отношение к выработке хороших качеств у учащихся школ, закладывает основательный и прочный фундамент для усвоения норм этики.

При обучении следует учесть:

  • Нарушение норм поведения, недисциплинированность, грубость должны корректироваться сразу же. Не ждите, пока они укоренятся, станут привычными.
  • Строгое следить за опрятностью и за внешним видом в целом. Это ничуть не менее важно, чем произносимые ребенком слова, его жестикуляция и общая манера поведения.

Теперь можно рассмотреть частные примеры этикета. Во каждом случае проявляются те же общие принципы обучения, но есть и свои, особенные.

Прием пищи — важный компонент жизни школьников, и необходимо, чтобы они проявляли вежливость и внимательность за столом. Думающий о других человек всегда:

  • пользуется только подходящими столовыми приборами, не заменяет их руками и посторонними предметами;
  • для вытирания рук, лица и одежды за столом использует лишь салфетку;
  • перед едой моет руки с мылом;
  • избегает разговоров или сокращает их до самого минимума;
  • желает всем присутствующим за столиком приятного аппетита в начале трапезы, благодарит за нее в конце.

Важно: часть детей стремится есть быстрее других, при этом возникает чавканье, набирается полный рот пищи, тарелка переполняется едой, что-то падает на пол.

Все это крайне предосудительно, и заметив такие случаи, нужно сразу же пресечь их повторение.

Убедительно и внятно объясняйте ребенку, чем грозит определенный поступок, какое мнение складывается у окружающих и какие неудобства создаются. Запрещайте подвижные игры, всякого рода баловство: за столом им не место и не время!

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для старшеклассников, посвящённое дню энергетика

Крайне редко встречаются семьи, в которых никогда и никуда не ходят в гости. Излишне свободное поведение школьника, его недостаточный самоконтроль может доставить немало неприятностей и даже спровоцировать скандал. Тихое недовольство и раздражение, накапливающееся у хозяев постепенно, ничуть не лучше.

В школьном возрасте уже следует знать:

  • чтобы приходить к друзьям и одноклассникам домой надо иметь приглашение, о своем визите предупредить заранее;
  • нельзя шуметь, бегать, заглядывать во все помещения и за двери, открывать шкафы и тумбочки;
  • запрещается откровенно выражать недовольство поведением присутствующих, убранством дома, угощением: непосредственность тут превращается из достоинства в сильнейший недостаток;
  • нельзя самовольно брать чужие вещи или хватать пищу со стола без разрешения.

Вразумляя, недопустимо просто сводить все к банальному запрету. Нужно обязательно мотивировать на исключение ошибок. Приучайте ребенка всегда думать, «а что, если бы я был (а) на месте тех людей».

Это еще одна ситуация, в которой школьники регулярно совершают ошибки. Нужно разъяснить им такие ключевые требования:

  • входить в салон нужно, пропуская всех выходящих;
  • полагается уступать место пожилым, инвалидам, более младшим;
  • желательно снимать ранец, рюкзак или портфель: оставив его на плечах, можно создать неудобства другим пассажирам;
  • нельзя оставаться у дверей, если вы не выходишь на следующей остановке;
  • в транспорте запрещено есть и пить, бегать по салону, вести громкие разговоры. Именно эти пункты чаще всего и нарушаются детьми.

Хорошим воспитательным приемов оказывается ролевая игра, по итогам которой любой первоклассник самостоятельно усваивает: почему неприятно смотреть на бегающих детей, чем грозит неутолимая, неконтролируемая привязанность к мороженому. Обратите внимание во время поездки на транспорте, насколько удобно подготовиться к выходу заранее, и на какие проблемы обрекает себя человек, бросающийся к дверям только при их открытии.

Хорошее поведение подразумевает и соблюдение норм этики в общественных местах, на улице. Требуется внушить детям, что:

  • мусор следует бросать только в урны и контейнеры, а прямо на землю;
  • не следует ходить по газону, даже если запрещающих табличек нет;
  • всегда нужно помнить о правилах дорожного движения.

Городская среда – источник не только возможностей, но и опасностей.

Учащиеся школ должны твердо знать: если родители просят остаться их в определенном месте, уходить оттуда нельзя ни в каком случае, какие бы блага не сулили и какие бы просьбы не высказывали.

От общения с людьми, которые ребенку незнакомы, пусть даже это сверстники или не внушающие никакого опасения взрослые, правильнее отказаться совсем.

Спектакль, даваемый артистами театра, часто становится праздником и незабываемым зрелищем, помогает формировать лучшие качества и расширять кругозор у детей. Но они обязаны сами следить, чтобы в обществе одежда оставалась опрятной и чистой, а в случае любых проблем сразу негромко обращать внимание на нее взрослых.

Расскажите, что в театре тоже следует вести себя дисциплинированно и вежливо, нельзя проходить на свое место в ряду, наступая на ноги других людей. Во время представления нужно воздерживаться от реплик и комментариев. Если ребенок пытается что-то сказать, пусть потерпит до антракта.

Речевой этикет школьника важен в любой из описанных ситуаций: дома, в гостях, на улице и в автобусе. Ключевыми моментами будут:

  • обязательное приветствие знакомых;
  • обращение к любому взрослому строго на «вы»;
  • недопустимость вмешательства в разговоры других людей и комментариев вслух;
  • прощание перед уходом;
  • немедленное извинение в случае любого проступка;
  • запрет на оскорбления, использование слов-паразитов;
  • отказ от обсуждения других людей, неважно есть ли они среди присутствующих или нет.

Следите за разговорами детей, даже в самых обычных бытовых ситуациях. Если интонация неверна, появляются странные паузы и речь засорена, дикция нечеткая или неприятная – с этим нужно бороться.

Иной раз стоит прервать ребенка и обратить его внимание на допущенную ошибку.

Проявите такт и чуткость, можно использовать юмор, но пусть он будет направлен на промах, а не на личность школьника.

Это одна из важнейших частей жизни любого ученика. Ребенок должен научиться вежливо и уважительно относиться ко всем педагогам и работникам школы.

Выполнение домашних заданий, расположение предметов на парте, аккуратность, наличие необходимых учебников, тетрадей и спортивной формы тоже являются предписанием этикета.

Вежливые учащиеся не слушают плееров, не играют на телефоне в игры и не звонят по нему во время урока. Это удобно для всех, в первую очередь для самих школьников.

О том, что такое этикет, смотрите в следующем видео.

Источник: http://wlooks.ru/etiket/obshchenie/dlya-detej-shkolnogo-vozrasta/

Правила этикета для детей

Правила этикета для детей

Правила этикета для детей — это сборник норм поведения и хороших манер, выполняя которые, ребенок всегда будет выглядеть воспитанным и вежливым. Приучать малыша к этикету следует с самого раннего возраста. Лучше всего, если малыш будет видеть хороший положительный пример своих родителей.

Когда родители воспитанные и культурные, дети впитывают хорошие манеры с молоком матери. Не стоит начинать воспитание со скучных и заунывных разговоров и нравоучений о правилах и нормах поведения в общественных местах. Психологи утверждают, что такая манера обучения вызывает у большинства детей отвращение и недоверие к тому, что стоит соблюдать нормы и правила поведения.

Первое знакомство у детей должно пройти в виде игры. Игровой момент обучения является самым результативным и простым. Дети быстро учат и запоминают, что от них требуют родители. Например, разыгрывайте небольшие сценки с домашними игрушками. Проигрывайте такие ситуации, как:

  • походы в театр;
  • походы в магазин;
  • посещение киносеансов;
  • посещение званых ужинов;

Отлично справляются с обучением детишек и книжки. В детской литературе на простых и доступных примерах, девочкам и мальчикам показывают, как себя вести в различных ситуациях.

Основная цель, которую должны донести близкие и родные до ребенка — это уважение к окружающим. Это будет та аксиома, которая должна выполняться, ведь именно на вежливом и учтивом отношении к людям строится вся наука о поведении и общении.

Правила этикета для детей школьного возраста

Если говорить об обучении детей школьного и дошкольного возраста, оно может существенно отличаться. Уже начиная с 5-6 лет, когда ребенка постепенно готовят к школе, занятия о манерах и нормах поведения должны напоминать интересные беседы.

Когда ребенок взрослеет и идет в школу, рекомендуют следующие формы занятий:

Поговорим о каждом виде более подробно. Итак, занятие-беседа: как оно проходит и из каких основных элементов состоит? Такого рода уроки всегда строятся на тесном общении и взаимодействии педагога и учеников.

Преподаватель, в данном случае учитель, рассказывает небольшую поучительную историю, в конце которой происходит обсуждение с ребятами. Такие уроки позволяют понять, как дети схватывают материал, что им интересно и как кони развиваются.

Форма уроков «вопрос-ответ», дает возможность общаться не только с одним учеником, а привлекает к диалогу весь класс. При этом каждый ученик должен:

  • аргументировано отвечать на вопросы;
  • продумывать ситуацию;
  • принимать самостоятельно решение.

Если рассматривать уроки-тренинги, то данная методика считается новой и ее главная цель — рассмотреть поведение людей с различных сторон.

Эффективность данных занятий достигается благодаря тому, что детям предоставляется возможность проиграть две ситуации: правильную и неправильную, а затем принять решение.

Главная задача учителя в таких занятиях — направлять ребят в нужное русло и следить за общей тематикой тренинга. Основной прием занятий — это ответ на вопрос «что будет, если…?». Дети сами продумывают и моделируют поведение персонажей.

Уроки-игры, пожалуй, самые увлекательные и самые любимые среди школьников младших классов. Материал, который будет подаваться в игровой форме, они с легкостью усвоят. Такие занятия позволяют оценить уровень самооценки каждого школьника. Можно по итогам уроков провести индивидуальные беседы.

Правила этикета за столом для детей

Поговорим более детально о нормах поведения за столом и о том, как обращаться со столовыми приборами.

Ребенок должен знать основные правила поведения, которые заключаются в следующем:

  • когда садитесь за стол, на колени обязательно нужно класть салфетку. Если кто-то по невнимательности взял вашу салфетку, не кричите и не оповещайте об этом всех. Тихо спросите у соседа, где взять еще дополнительную салфетку. Большинство родителей, оказываясь в гостях, не понимают, как правильно распорядиться салфеткой. Положить ее на колени или заправить за воротник. Как утверждают специалисты, если ваш ребенок не достиг пятилетнего возраста, тогда лучшим вариантом будет заправить ее за воротник;
  • когда ребенок садится за стол, контролируйте его осанку. Следите за тем, чтобы спина была ровной, подошвы располагались параллельно к полу, спина опиралась на спинку стула;
  • если возникает необходимость, пусть малыш не стесняется и держит стеклянную емкость двумя руками. Маленьким ручкам сложно справится с такими емкостями, пусть они себе помогают, а вы подсказывайте, как лучше взять тот или иной предмет;
  • когда за праздничным столом начинают передавать корзину с продуктами, то делают это всегда слева направо. Если вас попросят подать праздничное блюдо, делать это необходимо левой рукой;
  • перед тем как пить сок, всегда протрите рот салфеткой. Делайте так и себе, и своему ребенку. Тогда явный пример будет у него на глазах;
  • если вдруг понадобилось выйти в туалет, вставайте и, извинившись, уходите по своим нуждам.

Правила разговора по телефону: этикет для детей

Когда сын иди дочь общаются по телефону, отвечают на звонки, важно следить, как они это делают. В случае необходимости, нужно внести коррективы в их поведение.

Когда малыш звонит своему другу, в начале разговора он должен поприветствовать собеседника. Любая просьба, исходящая из уст вашего ребенка, должна сопровождаться вежливыми словами.

Если на телефонный звонок ответил не друг, а кто-то из его семьи, очень важно не проигнорировать этот момент, а поздороваться и представиться. Важно соблюдать субординацию. Когда в трубке слышен голос взрослого человека, неуместно говорить: «Привет».

В таких ситуациях говорят: «Здравствуйте». Разговор всегда заканчивается вежливым «До свидания».

Правила этикета в транспорте для детей

В общественном транспорте любой человек, невзирая на его возраст, должен придерживаться норм и правил поведения.

Если ваш сын или дочь уже достаточно взрослые, объясните им, что когда входит в транспорт пожилой человек, ему необходимо уступит место. Это же касается и беременных женщин.

Не стоит громко кричать в транспорте. Ребенок должен вести себя спокойно и не привлекать к себе лишнего внимания.

В любом общественном месте на вашего малыша будут смотреть оценивающе. Вам, как и любому родителю, хочется, чтобы ваш малыш вызывал восторг и умиление. Если вы гуляете на улице, тогда учите его уступать дорогу прохожим. Не говорите пустые слова, а показывайте все на личном примере. Не проходите мимо слепого дедушки. Подойдите к нему вместе с ребенком и переведите через проезжую часть.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у детей

Правила этикета в магазине для детей

Куда бы вы ни отправились со своим ребенком, в театр, на прогулку, в магазин, в кино, везде необходимо следить за его манерами и объяснять, как себя лучше вести.

Если у вас запланирован поход в магазин, заранее постарайтесь поговорить с ребенком о ваших целях. Расскажите, зачем вы идете, какие покупки будете совершать, чтобы избежать ненужных истерик.

Следите, чтобы в магазине возле касс он не толкался и не тащил с продукты с прилавков. Говорите, что ему можно делать, а что нет.

Книги о правилах этикета

Если малыш не любит читать книги, и вы не знаете с какого информационного источника лучше начать обучение, то просто начинайте играть. В такой форме любое занятие гарантировано пройдет успешно и быстро. Вам будет интересно с ребенком учить новые правила, а малышу будет любопытно за вами все повторять.

Домашний этикет

Дома ребенок тоже должен помнить о заботе и любви к своим близким и родным. Учите его уважать ваше пространство и заботиться о вас. Если мама или папа просят что-то выполнить, малыш должен помогать, а не спорить. Учите его взаимодействовать и выручать вас.

Правила этикета в гостях

Гостевой этикет, казалось бы, самый простой, но при этом его бывает сложно соблюдать маленьким деткам.

Когда ребенок становится старше, ему легче объяснить, что такое хорошо и плохо, какие вещи допустимы, а какие нет. Но когда крошка совсем мал, тут родителям бывает сложно.

Не стоит отчаиваться и огорчаться. Просто подождите немного, пока он повзрослеет и сможет выполнять все ваши просьбы.

Основные правила этикета для детей

Нельзя сказать, что есть какой-то сборник правил. Например, есть 10 правил и, соблюдая их, ребенок будет считаться воспитанным и культурным.

Есть важные моменты и шаги, выполняя которые, малыш будет становиться приличным и хорошим человеком. Главное, чему должны научить родители своего ребенка — это уважать близких и окружающих людей.

На уважении строится вся наука о культуре и воспитании.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_pravila-etiketa-dlya-detei

» Правила этикета для детей

Как объяснить ребёнку, что такое этикет? Прежде всего, это свод волшебных правил, которые помогут научиться красиво вести себя.

Узнав эти правила и практикуя их ежедневно, ребёнок сможет легко и просто строить общение с родными, друзьями и даже незнакомыми людьми.

Малыш овладеет правилами хорошего тона и будет знать, как разговаривать по телефону, красиво вести себя за столом, в театре, в гостях. Тонкостям изящных манер вы сможете обучить ребёнка, прочитав нашу статью.

Правила хорошего тона

Правила хорошего поведения — это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример.

Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности.

Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина.

Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр.

Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.

Приведём самые простые и обязательные правила хорошего поведения.

Объясняйте ребёнку, что некрасиво:

  • почёсываться, причёсывать волосы, ковыряться в зубах и под ногтями, находясь на людях
  • не приветствовать членов семьи утром и вечером
  • громко топать, кричать, хлопать дверями
  • опережать других при проходе вперёд, не извиняясь при этом
  • вяло и недоброжелательно отвечать «да» и «нет»
  • чихать, кашлять и отрыгивать, не прикрывая рот
  • вести себя в обществе слишком шумно и вызывающе
  • заходить без стука в закрытую дверь, не дождавшись разрешения войти
  • прерывать разговор между людьми безосновательно и без разрешения
  • очень громко разговаривать, болтать без умолку
  • волочить ноги при ходьбе
  • жевать жевательную резинку на людях.

У меня зазвонил телефон

Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.

Научите его вести беседу по телефону:

  1. Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
  2. Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
  3. Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
  4. Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
  5. Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
  6. Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
  7. Не нужно забывать отвечать на приветствие.
  8. Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
  9. Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
  10. Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если ребёнок дома один — не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.

Как вести себя за столом

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом.

Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  • кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом
  • не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы
  • сильно набивать рот
  • садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет
  • класть локти на стол
  • брать пищу руками (ковыряться)
  • выплёвывать еду
  • откидываться и раскачиваться на стуле
  • сидеть за столом, развалившись.

Нужно:

  • помыть руки перед едой
  • приступать к еде со всеми вместе
  • кушать молча
  • пользоваться салфетками
  • благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Этим простым правилам родители обязательно должны научить ребёнка.

Видеоролик, в котором весёлые персонажи рассказывают о правилах поведения за столом, поможет родителям доступно передать их ребёнку

Кроме этих правил, детям нужно знать и соблюдать правила поведения в гостях и общественных местах.

Идём в гости

Даже самые скромные, вежливые и воспитанные дети должны точно знать, как нужно вести себя в гостях.

Расскажите ребёнку о том, как себя вести прилично:

  1. Стоит ли ходить в гости без приглашения? Нет. Незваным гостям не рады. Неожиданные визиты всегда причиняют беспокойство. Лучше будет, если о приходе предупреждать заранее.
  2. С «пустыми руками» ходить в гости не принято. Лучше взять с собой небольшой подарок — «знак внимания». Хозяевам будет приятно.
  3. При встрече следует с радостью поздороваться.
  4. Придя в гости, лучше вести себя нешумно, спокойно, скромно. Бегать не стоит. Пошалить лучше дома.
  5. Неуместно делать замечания хозяевам дома, критически оценивать обстановку, указывая на недостатки.
  6. Без разрешения трогать ничего нельзя. Расположенные на полках предметы интерьера могут быть хрупкими или очень ценными для хозяев.
  7. Долго быть в гостях неприлично: это утомляет хозяев.
  8. Нехорошо напрашиваться в гости.
  9. Перед уходом необходимо поблагодарить хозяев за радушный приём.
  10. Не нужно забывать прощаться.

Следуя таким простым правилам, ваш ребёнок никогда не будет источником недовольства, заведёт себе хороших друзей, которые с радостью звать его в гости.

Посещаем театр

Начав брать ребёнка в театр или на концерты, лучше сразу начать объяснять ему правила поведения в подобных местах.

Доступно расскажите ребёнку, как нужно выглядеть и как вести себя:

  1. В культурные места ходят нарядно одетым. Джинсы, кроссовки и спортивный костюм — это одежда для прогулок и игр. Собираясь в театр, мальчикам лучше одеть брюки и рубашку, а девочкам — нарядное платье. Входя в театр, нужно снять головной убор.
  2. В театр не принято опаздывать. Лучше прийти заранее, чтобы снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб, привести в порядок свой внешний вид, занять место, указанное в билете. По правилам театров, после третьего звонка в зрительный зал не пускают.
  3. Если место находится посередине ряда, лучше занять его заранее, чтобы не причинить неудобство сидящим вокруг. Если всё же так получилось — нужно проходить на своё место лицом к людям, не забывая извиняться за беспокойство.
  4. Во время спектакля или представления не принято разговаривать. Лучше спокойно смотреть, а делиться впечатлениями — в антракте.
  5. Во время представления не едят и не пьют. Для этого существуют антракт и буфет.
  6. Некрасиво во время спектакля шелестеть бумажками от конфет и батончиков и бросать их куда попало, пить громко сок через трубочку. Нельзя приклеивать жвачку к креслам в зрительном зале, портить их, обдирать обивку и вымазывать ногами. Учите ребёнка ценить и уважать труд других людей.
  7. Если простужен — лучше остаться дома. Кашель или насморк будут только отвлекать и зрителей, и исполнителей.
  8. Подпевать артистам не принято. Люди ведь пришли на концерт не для того, чтобы слушать пение других зрителей.
  9. Нельзя протягивать ноги в проход.
  10. Не нужно шуметь.
Читайте также:  Творческий конкурс для педагогов и детей «весёлый новый год». итоги

Помните, что если ваш ребёнок дерзко и вызывающе себя ведёт в театре, то рискуете стать объектом неодобрения окружающих. А чтобы не краснеть за поведение вашего чада — лучше вовремя объяснить правила поведения в храме культуры.

Что делать, если ребёнок не соблюдает правила этикета, поступает всё время по-своему, сколько ему не повторяй? Бывает и такое, ведь все дети — разные. Родители стараются воспитать из ребёнка хорошего человека, а он ведёт себя вовсе не так, как им хочется, не слушается.

В этом случае родителям следует запастись терпением и настаивать на своём, пытаясь найти новые действенные и приемлемые формы воспитания ребёнка. Решение обязательно найдётся и вам всё-таки удастся привить маленькому непоседе самые элементарные правила поведения в обществе.

Ребёнок, как губка, быстро впитывает всё, что видит. Именно поэтому родители должны вести себя внимательно, культурно, подавая лучший пример поведения.

Важно не только объяснять правила этикета, но и беспрекословно соблюдать их самим. Глядя на вас, ребёнок будет перенимать лучшую манеру поведения и легко приобретать хорошие привычки.

Помните, что родители – главные люди в жизни ребёнка, на которых он стремится равняться.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7920

?? Какие существуют для детей ?? правила поведения — этикет ??

С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.

Девочка не знает правила поведения за столом

Уже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками.

В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность.

А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.

Для чего нужны правила поведения?

Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив.

Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике.

А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.

Что включают правила поведения

Поэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.

С чего стоит начать?

С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д.

А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.

Режим дня должен соблюдать каждый ребенок

На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.

Обучение этикету за столом

Научившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.

Простые способы усвоения правил для детей

Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.

Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.

Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге

Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ.

Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно.

Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

Поведение на улице — правила

Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

  1. Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

    Правила общения для детей

  2. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
  3. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
  4. Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.

    Правила поведения в общественных местах — для детей

  5. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
  6. Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
  7. На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.

    Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения

  8. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/etiket-dlya-detej-pravila-povedeniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector