Этикет для школьников. правила поведения в компании

Скачать книгу «Воспитательная работа»
Скачать бесплатно в .pdf

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях (письмо Минобрнауки Российской Федерации от 13.05.2013 № ИР 352/09; далее — Программа), будучи ,рассматривает как неотъемлемую часть образовательного процесса.

Педагогический состав образовательной организации обязан обеспечить всестороннее воспитание учащихся, в том числе в вопросах поведения в социуме.

Правила этикета для школьников следует популяризировать на всех этапах образовательного процесса, а также проводить тематические мероприятия, посвященные проблемам вежливого обращения. 

Особенности ознакомления детей с правилами этикета для школьников

Знакомство с правилами вежливости и поведения общества для ребенка начинается с первых лет жизни: родители и члены семьи учат ребенка, как следует вести себя при встрече со знакомыми, во время приема пищи, в общественных местах.

Педагоги дошкольного воспитания делают посильный вклад в процесс ознакомления малыша с правилами этикета для школьников, поэтому на момент поступления в школу большинство детей хорошо отличают принятые в обществе поведенческие действия и от образцов социально неодобряемого поведения.

И все же школьный уклад является непривычным для первоклассников, поэтому педагогам очень важно ознакомить детей с и проводить уроки, посвященные темам вежливости, правилам этикета для школьников.

Такие занятия позволят обеспечить , будут способствовать формированию у детей базовых этических представлений о нормах поведения в обществе, в коллективе сверстников, о своих социальных обязанностях. 

Презентация правил этикета для школьников 

Чтобы быстрее ознакомиться с правилами этикета для школьников, следует применить нестандартные педагогические решения, которые могут быть выбраны во время .

Постановка коротких сценок из школьной жизни, ролевое чтение диалогов, представление презентации позволят детям составить комплексное представление о поведении в образовательной организации и помогут избежать распространенных ошибок.

 
В процессе воспитательной работы детям следует рассказать о нормах поведения на уроке, перемене, в школьной столовой. Можно составить и вывесить на классной доске такие правила этикета для школьников:

  1. В школу следует приходить вовремя, без опозданий. Желательно приходить в класс за 15-20 минут до начала занятий, чтобы успеть разложить вещи и приготовиться к уроку. 
  2. В коридорах школы следует вести себя спокойно, не толкаться и не спешить. 
  3. Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем и взрослыми, а потом — с одноклассниками. 
  4. Если ты заходишь в класс после звонка, когда урок уже начался, следует извиниться перед учителем и спросить разрешение занять свое место. 
  5. Если в класс во время урока вошел педагог, завуч, директор школы или любой незнакомый взрослый, следует тихо и спокойно встать со своего места, тем самым приветствуя гостей. После разрешения учителя или гостя можно сесть. 
  6. На уроке, если хочешь ответить на вопрос или задать вопрос учителю, подними руку. Выкрикивать с места некрасиво. 
  7. На время урока выключай звук на мобильном телефоне. 
  8. Если во время урока тебе пришло сообщение на мобильный, ты можешь посмотреть его, но написать ответ можешь только на перемене, иначе пропустишь важную часть урока. 
  9. Во время урока нельзя вертеться, отвлекать одноклассников. Если тебе нужно что-то попросить у одноклассника, обратись к нему шепотом.
  10. Не спорь с учителем, даже если тебя незаслуженно обвинили в нарушении правил этикета для школьников и поведения на уроке. 
  11. При обращении к учителю, работникам школы, одноклассникам употребляй вежливые слова (пожалуйста, спасибо, извините). 
  12. Помни, что урок заканчивается не после звонка, а после того, как учитель отпускает класс на перемену.
  13. На перемене не бегай и не кричи в школьных коридорах. Пообщайся или поиграй с друзьями, подготовься к следующему уроку.
  14. Вежливо здоровайся со всеми взрослыми, которых встретишь в школе, даже если они тебе незнакомы. 
  15. Если ты столкнулся в дверях с взрослым, пропусти его. 
  16. Мальчики должны пропускать вперед девочек, уступать им место. 
  17. Береги свою парту, стул, предметы мебели в классе. Не ломай и не царапай их. 
  18. Все школьные вещи аккуратно выкладывай на парту или прячь в портфель. 
  19. Выбрасывай использованные ручки, бумагу в мусорную корзину. 

Виды занятий, способствующие закреплению с учащимися правил этикета для школьников

Чтобы нормы этикета из свода правил превратились в руководство к действию, необходимо периодически проводить тематические уроки и внеклассные часы. Для закрепления правил этикета для школьников рекомендуется применять такие формы занятий:

  • беседы;
  • тренинги;
  • занятия-игры. 

Беседы строятся на прямом общении педагога и учеников. Начать беседу можно с прочтения эпизода о нарушении школьных правил или разыгрывании ситуации.

Учителю следует выбрать наиболее острую тему для обсуждения, чтобы вовлечь в беседу как можно большее количество школьников. Такой вид занятий позволяет выявить осведомленность детей о нормах поведения, отношения школьников к правилам вежливого общения.

Хорошо, если в процессе проведения беседы сможет аргументировано высказаться каждый член классного коллектива. 
Новаторские методы обучения — тренинги  занятия-игры — основаны на рассмотрении одной и той же ситуации с разных сторон.

Такая форма занятий позволяет успешно продемонстрировать, почему нужны правила этикета для школьников, донести детям, как важна вежливость в процессе общения. 

Эффективность тренинга и занятия-игры достигается за счет проигрывания правильных и неправильных линий поведения. Учащиеся на примере конкретных ситуаций смогут найти ошибочные действия и объяснить, как следует исправить их. Во время тренинга перед учителем стоит цель помочь детям двигаться в нужном направлении, научится моделировать свое поведения и отвечать за свои поступки. 

Источник: https://www.menobr.ru/article/62007-qqe-16-m9-pravila-etiketa-dlya-shkolnikov

Правила поведения учащихся в школе

Современные школьники, к сожалению, склонны к игнорированию правил и норм поведения. И далеко не всегда это происходит по причине их неосведомленности. Моральные и нравственные основы закладываются с ранних лет, прежде всего семейным воспитанием.

В целом общие школьные правила и культура поведения мало чем отличаются от общечеловеческих этических норм общения. От ребенка вовсе не требуется чего-то сложного, непонятного обычному человеку или трудновыполнимого.

Большинство правил поведения в учебном заведении направлены на обеспечение безопасности самих же учащихся и на элементарное соблюдение этикета.

Поэтому важно, чтобы родители и сами понимали, насколько необходимо привить ребенку умение и желание их соблюдать.

Учитель, как и любой взрослый, достоин вежливого отношения к себе. Беседа учащегося с учителем, воспитателем группы продленного дня или с администрацией школы должна проходить в уважительной, корректной форме. Хорошего школьника отличает вежливость, пунктуальность, этичность и толерантность поведения.

Основные правила для обучающихся регламентируются по новому закону об образовании. Родители должны уведомить ребенка об этих нормах во время воспитательных бесед. Ведь и самим родителям куда приятнее и отраднее наблюдать своего вежливого, воспитанного ребенка, который умеет себя вести подобающим образом.

Основой общения в любом учреждении и коллективе, в том числе и в учебном, является вербальное взаимодействие. Иными словами, умение грамотно и корректно выражать свои мысли, вступать в диалоги, строить беседу.

Маленькие дети часто называют всех на «ты». От этого ребенка необходимо отучать еще с дошкольного возраста. Малышу стоит пояснить, что есть разница между друзьями, близкими родственниками и другими малознакомыми или незнакомыми взрослыми. Уважительное обращение на «вы» к учителю или воспитателю должно стать для ребенка привычкой.

Как уже говорилось выше, правила и нормы поведения в учебных учреждениях для учащихся достаточно просты и регламентированы законом об образовании. Их систематическое нарушение может повлечь за собой вызов родителей на педсовет.

Если учащийся продолжит нарушать нормы поведения в учебном заведении, родители могут быть приглашены к инспектору по делам несовершеннолетних.

Социальный педагог и инспектор могут собрать материалы о невыполнении родителями родительских обязанностей, что может повлечь за собой штрафы.

В тяжелых случаях, когда имеет место грубое и постоянно несоблюдение норм и этики, возможно временное изъятие ребенка из семьи с помещением его на жительство в интернат.

Бесспорно, кроме обучения, на образовательные учреждения возложена и воспитательная функция. Однако, если в семье не поддерживаются этические нормы и ребенку не внушаются моральные основы, правила общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, такой ребенок упорно игнорирует правила поведения.

Это влечет за собой снижение успеваемости, нарушение отношений с одноклассниками, стрессовое состояние во время пребывания в школе.

Хорошее поведение во время уроков и перемен в школе – это залог успеха в учебе, гарантия стабильного и комфортного психоэмоционального состояния обучающегося. Очень важно научить ребенка вежливому этичному поведению, проводя с ним беседы дома.

  • После звонка с урока учащийся может покинуть класс только с разрешения учителя.
  • Учащимся строго запрещается бегать в коридоре или классе.
  • Нельзя самовольно открывать окна, садиться на подоконник, выкидывать какие-либо предметы из форточек или окон.
  • Для удобства и безопасности при движении по коридору необходимо всегда придерживаться правой стороны.
  • При входе в классную комнату или столовую нужно уступать проход взрослым, независимо от пола, и девочкам, независимо от возраста.
  • Нельзя сорить в классной комнате, столовой или коридоре, а также на территории школьного двора. Весь мусор должен собираться в специальные корзины или урны.
  • Ученик не должен портить школьное имущество. Нельзя присваивать или портить вещи других учащихся или вещи учителей (личные или рабочие).
  • Запрещено иметь при себе опасные предметы: травматическое оружие, холодное оружие, легковоспламеняющиеся или огнеопасные предметы или жидкости.
  • Прием пищи должен осуществляться в столовой в отведенное для этого время. Есть в коридоре или классе не разрешается.
  • Категорически запрещается приносить с собой и употреблять наркотические вещества или алкоголь.
  • Запрещается хранить ценные вещи или деньги. Карманы верхней одежды должны быть освобождены от личных ценных предметов.
  • Учащийся должен приходить в школу не позднее чем за 10-15 минут до звонка на урок. Это время необходимо, чтобы успеть переодеться и пройти в классный кабинет.
  • Нельзя портить, ронять на пол или присваивать чужие вещи и одежду.
  • Нельзя перевешивать чужую одежду. Если в гардеробе за каждым учащимся закреплена вешалка, нужно вешать вещи и одежду только на нее.
  • Нельзя играть или необоснованно проводить перемены в гардеробе школы. Школьная раздевалка предназначена для переодевания и хранения верхней одежды.
  • Переобуваться в сменную обувь необходимо в раздевалке, а не в классе.
  • В помещении школьной библиотеки необходимо соблюдать тишину. Запрещается громко переговариваться, играть, разговаривать по телефону или бегать по помещению.
  • Нельзя принимать пищу в библиотеки.
  • Как и в других помещениях школы, в библиотеке нельзя мусорить.
  • Недопустима порча книг. К книгам на полках нужно прикасаться только чистыми руками. Взятые книги должны быть возвращены без задержки и в хорошем состоянии.
  • В это помещение нужно заходить с остальным классом после разрешения учителя.
  • Необходимо занять те места в зале, которые отведены для конкретного класса.
  • Нельзя кричать, громко смеяться и переговариваться, топать ногами.
  • Недопустимо мешать окружающим учащимся смотреть концерт или представление.
  • Во время выступления или торжественного концерта недопустимо употреблять пищу или напитки.
  • В актовом зале нельзя оставлять мусор.
  • Нельзя портить стулья, концертную аппаратуру, декорации.
  • Допускается хлопать в ладоши для выражения одобрения и поддержки выступающих.
  • После окончания концерта нельзя толкаться и быстро выбегать из зала, создавать панику. Торопить других выходящих. Классы покидают актовый зал по очереди под руководством своих классных руководителей.
  • После звонка необходимо занять свои места.
  • Учащийся не должен опаздывать на урок без уважительный причины. В класс нужно заходить не позже чем за 5 минут до звонка.
  • Подготовку к уроку необходимо осуществлять заранее. С началом урока приготовления и поиск нужных учебников в портфеле будут мешать учителю и другим учащимся класса.
  • Домашние задания должны быть выполнены заранее.
  • Приветствовать входящего или выходящего из класса учителя необходимо стоя рядом со своей партой. Класс может садиться только после разрешения учителя. Также стоя приветствуются директор или завуч учебного заведения.
  • Если в классе проводится викторина, не следует выкрикивать ответы, мешать отвечать другим, подсказывать или запутывать других учащихся класса.
  • На парте должны быть только те предметы и принадлежности, которые нужны для урока. Посторонние вещи должны быть убраны в портфель.
  • Ученик должен предоставить учителю дневник по его требованию. Нельзя намеренно отказывать в просьбе предоставить дневник или скрывать его.
  • Запрещается разговаривать, смеяться, пользоваться сотовым телефоном во время классного часа ил урока. Задать вопрос или внести предложение можно предварительно подняв руку и получив разрешение от учителя или ведущего классного часа.
  • Нельзя без разрешения вставать с места, перемещаться по классной комнате, пересаживаться за другую парту. Если в каком-либо из этих действий есть необходимость, следует уведомить учителя, подняв руку.
  • Запрещается жевать жвачку, употреблять пищу или напитки во время уроков.
  • Во время прогулки в группе продленного дня учащиеся не должны покидать территорию школьного двора.
  • Выход из помещения школы происходит под контролем учителя после его устного разрешения. Ученики выходят классом или группой, построившись парами.
  • Нельзя толкаться на выходе, создавать панику, торопить других учащихся.
  • На улице запрещены опасные игры. Нельзя играть с травмоопасными предметами.
  • При завершении времени, отведенного на прогулки, учащиеся должны вновь построиться и проследовать в помещение школы под руководством своего учителя или воспитателя.
  • На прогулке учащиеся также обязаны соблюдать технику безопасности, культуру поведения.
  • Нельзя ломать ветки кустарников или деревьев, топтать пришкольные клумбы.
  • На территории школьного двора запрещено мусорить.
  • Запрещено портить спортивные снаряды или декоративные элементы на территории школьного двора.
  • Запрещается разводить костры.
Читайте также:  Сценарий осеннего праздника для детей средней группы «как зайцы дом строили»

Стоит отдельно коснуться культуры внешнего вида школьников. Опрятная и аккуратная внешность является визитной карточкой хорошего воспитания и вежливости.

Основные требования к внешнему виду учащихся в общеобразовательных учреждениях:

  • Если в учебном заведении предусмотрена специальная школьная форма, учащийся должен посещать школу только в этой одежде. Свободный стиль одежды в таком случае не допускается.
  • В случаях, когда регламентом учебного заведения форма одежды не установлена, учащийся должен приходить в опрятной и чистой одежде. Не допускаются излишне яркие и вызывающие элементы. Стиль одежды учащегося должен быть близок к сдержанному деловому.
  • В классах и коридорах школы учащийся должен находиться только в сменной обуви. Обувь должна быть опрятной, чистой. Девочкам запрещается носить туфли на высокой шпильке или вызывающих ярких цветов.
  • Спортивная обувь допустима только на уроках физкультуры. Стиль повседневной обуви для посещения уроков должен быть близок к деловому.
  • Прическа учащихся должна быть аккуратной. Недопустимы вызывающие стрижки, яркий цвет волос, ношение головных уборов.
  • Учащийся должен следить за своим внешним видом, владеть навыками гигиены. Ученику желательно иметь при себе салфетки и носовой платок. Ученику следует своевременно мыть руки при загрязнении (например, чернилами, или после приема пищи в столовой).

В следующем видео вас ждут главные правила поведения для учащихся в школе.

Источник: http://wlooks.ru/etiket/obshchenie/pravila-povedeniya-v-shkole/

Правила поведения в компании

13 января 2017   

Очень важно научиться правильно себя вести в компании, неважно какой – твоих друзей, знакомых, взрослых и т.д. Это нужно для того, чтобы показать свое расположение к людям, создать о себе приятное впечатление и, возможно, найти новых друзей.

Приятное впечатление о человеке создается с его внешнего вида, ведь, как известно, «встречают по одежде, а провожают по уму».

Для девочек этикет предписывает необходимость выработать красивую осанку: спину нужно держать прямо, плечи должны быть развёрнуты, а голова слегка приподнята. В редких случаях человек получает красивую осанку от природы. Чаще всего она является результатом терпеливо вырабатываемой привычки.

Всегда следи также за своей походкой. Не размахивай при ходьбе руками, не держи руки в карманах.

По правилам этикета девочкам очень важно уметь красиво сидеть. Поэтому просто недопустимо:

·        шумно обрушиваться на сиденье стула;

·        усаживаясь, задирать пальто или платье;

·        сидеть, развалившись на стуле;

·        сидеть, широко расставив ноги;

·        сидеть, примостившись на самом краешке стула;

·        обвивать ногами ножку стула;

·        обнимать руками колени;

·        вставая, отталкивать стул.

К мальчикам этикет не менее строг. Им предписано всегда быть внимательными, галантными и предупредительными со всеми знакомыми и незнакомыми женщинами и девочками. Поддержать и защитить женщину, а также тех, кто слабее и младше, считается одним из главных достоинств мужчины.

Для мальчиков также существуют правила, о которых не стоит забывать:

·        мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;

·        не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;

·        помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;

·        будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям, помогай им всегда, если считаешь свою помощь необходимой.

·        никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и задиристым.

А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам, и мальчикам:

·        воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;

·        в обществе не шепчутся;

·        зевать в обществе — значит демонстрировать свою невоспитанность;

·        при покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;

·        никогда не шмыгай носом, а если тебе необходимо сморкнуться, делай это тихо, отвернувшись или отойдя в сторону;

Источник: http://school.ozin-ozi-tanu.kz/learn/show/id/22

Этикет на одиннадцать лет, или Правила этикета для родителей школьников

Школа – то место, в котором мы проводим сначала долгие годы в качестве учеников, а потом не менее долгие в качестве родителей учеников. И в наших силах сделать так, чтобы годы эти стали не слишком мучительными ни для нас самих, ни для наших детей, ни для учителей.

Помочь в этом нам, в том числе, может и этикет. Да-да, обычный этикет, правил которого ещё никто не отменял. А пользу от их применения в жизни сложно переоценить. Как же вести себя родителям учеников, чтобы треугольник ребёнок-учитель-родители работал продуктивно и без эксцессов?

Зарисовки из жизни

Зарисовка первая. Какая встреча!

Важность того, чтобы любимая родная школа находилась подальше от не менее любимого и родного дома, я поняла буквально через пару месяцев от начала педагогической карьеры, и тут же принялась мысленно хвалить себя на все лады.

Я до работы добиралась на перекладных и раньше, по наивности, считала это неудобством. Зря я так. Потому что, живи я поближе к работе, жизнь моя превратилась бы… Нет, не в кошмар, конечно.

Но уж совершенно точно в непрекращающуюся комедию положений.

Хотя… Она даже при условии того, что я жила в сорока минутах езды от работы, и то частенько поражала своей непредсказуемостью. Но обо всём по порядку.

Одно время я имела неосторожность забегать после работы на рынок, находящийся неподалёку от школы, за продуктами.

Тащить сумки с покупками (это помимо пакетов с тетрадями) на двух автобусах было неудобно и тяжело, да и рынок этот был дороже того, что имелся около моего дома.

Но к тому времени, когда я заканчивала работу, в моём районе обычно уже были закрыты даже супермаркеты. А есть-то хотелось. Вот и приходилось пользоваться рынком у школы.

Но чего мне это стоило! Проблема состояла в том, что рынок этот был единственным в районе, да к тому же располагался прямо у выхода из метро. И родители моих учеников неминуемо забегали на него после работы. А там…

«Ба! Какая удача! И продукты купим, и с учителем пообщаемся!»

Читайте также:  Беседа с родителями начальных классов о вредных привычках (наркотики)

Заботливые и неравнодушные (честь им и хвала!) родители моих многочисленных учеников, очевидно, думали примерно так. Потому что в очередях я регулярно оказывалась в центре внимания. То сзади раздавалось деликатное покашливание, то кто-то теребил меня за сумку, то тянул за локоть (а иногда и всё вместе сразу, одномоментно).

— Здравствуйте, Яна Александровна! – то и дело слышала я. И разумеется, в самый неподходящий момент.

Как назло именно тогда, когда подходила моя очередь за хлебом, или я судорожно пыталась засунуть в отказывающийся растягиваться пакет колбасу, или покупала предметы личной гигиены (пожалуй, это всё же самый неудачный, но реально имевший место быть вариант). Ах, да! Ещё однажды меня буквально сняли со ступеней подошедшего наконец-то (после получаса ожидания!) автобуса (остановка была прямо около рынка).

А дальше начинались вопросы из серии:

— А как мой (моя) сегодня сочинение (изложение, диктант и т.д. и т.п.) написал(а)?

В этом месте мне хотелось заплакать и убежать. Потому что почти каждое слово из этого невинного, на первый взгляд, вопроса могло вогнать в ступор.

Во-первых, на тот момент я учила восемь классов. От двадцати пяти до тридцати человек в каждом. То есть не меньше двухсот человек. Даже если у каждого всего по одному родителю, а такое – слава Богу – всё же не в каждой семье, то получается, что я должна была знать в лицо и по имени ещё как минимум двести мам или пап (и понимать, кто чей родитель).

А ведь у многих детей в наличии не только папа с мамой, но ещё и любящие бабушки и дедушки.  К тому времени я этих детей учила не несколько лет, а всего несколько месяцев. И родителей их в лучшем случае видела по два-три раза. У меня, слава Богу, хорошая память.

Но не настолько же! И поэтому милое, ни в чём не повинное притяжательное местоимение «мой» или, как вариант, «моя» вгоняли в ступор. Кабы я знала, о ком шла речь!

Во-вторых, сочинение (изложение, диктант и т.д. и т.п.) мы написали за несколько часов до исторической встречи с родителями. И проверить их я просто физически не успела бы.

В-третьих, даже если и успела бы, то вспомнить, кто из моих двухсот учеников что получил, точно не сумела бы. И никто бы не сумел. Нереально это.

Поэтому на рынок тот я вскоре ходить перестала. Нашла ещё один, у той остановки, где пересаживалась с одного автобуса на другой. И долгие годы очень радовалась, что живу далеко от школы.

Потому что не хотела бы, чтобы родители моих учеников, да и сами дети, видели, как я почти каждое утро галопирую, догоняя автобус (на каблуках и с пакетами, полными тетрадей) или еле живая, и не в силах вымолвить ни слова, гуляю с собакой по вечерам.

Зарисовка вторая. «У меня зазвонил телефон. – Кто говорит?»

Телефон учителя звонит гораздо чаще, чем телефон любого другого среднестатистического человека. Хотя нет, есть, есть, конечно, профессии, представители которых пользуются не меньшим, а, пожалуй, даже большим спросом – врачи, например.

Но факт остаётся фактом – телефон учителя звонит очень часто.

И даже если не упоминать о том, что частенько он делает это в то время, когда уже давно положено спать, то остаётся ещё несколько причин, по которым многие учителя не любят телефонные звонки.

Первая причина очень проста – мало кому нравится гадать, с кем имеешь удовольствие общаться. А запомнить голоса всех двухсот родителей (это как минимум, помните?) невозможно. И чтобы вбить в память телефона номера  двухсот человек, требуется много времени.

Но почему-то мало кто считает нужным представиться. И приходится учителю слушать монолог родителя, гадая, кто же это, и пытаясь по смыслу разговора вычислить абонента. Ну, или ждать момента, чтобы вклиниться в разговор и напрямик поинтересоваться тем, кто звонит.

Вторая причина в том, что вести диалог, например, об оценках, не имея перед глазами классного журнала (не важно, бумажной его версии или электронной), очень сложно. И отвечать, почему у ребёнка за сочинение три, не видя его тетради, затруднительно. Да и делать это, разрываясь между кастрюлей с борщом, глажкой рубашки мужу и проверкой тетрадей собственных детей – неудобно.

Третья причина – учителю тоже хочется иметь хотя бы немного свободного личного (!) времени. Понятно, что тот, кто идёт в учителя, должен понимать, что соглашается на круглосуточную работу и непрекращающуюся заботу о своих учениках. Но хотя бы чуть-чуть, совсем немного времени у него должно быть что называется «для себя».

 

Зарисовка третья. Человек из комитета

Школа – это не только учителя и ученики. Это ещё и родители. В том числе – и родительский комитет. Мало кто идёт в него из любви к процессу. В основном – от безысходности: никто не хочет, а промолчать и не вызваться помогать учителю совесть и активная жизненная позиция не позволяют.

За годы работы в школе я видела много родительских комитетов. Более того, теперь, когда наш старший сын пошёл в первый класс, я тоже – человек из комитета.

У нас прекрасная школа, очень хороший классный руководитель и изумительные родители: понимающие, чуткие, неравнодушные, готовые помочь. Но всё равно быть членом родительского комитета, а уж тем более его председателем, – это непростой труд.

К счастью, большинство наших родителей это понимает, ценит и старается не осложнять и без того непростую жизнь людей из комитета.

Однако иногда случается непредвиденное.

Сумму, необходимую на удовлетворение классных нужд, мы обсудили заранее. Возражавших не было. Многие сдали деньги сразу. Другие – в течение года. Но однажды членам родительского комитета вдруг предложили стать коллекторами. Да-да, именно так.

Оказалось, что в семье одного из детей сложились отношения, когда все финансовые вопросы решал отец. Мама права голоса не имела, во всяком случае, по её словам. Она отказалась сама обсуждать ситуацию с мужем и попыталась переложить это неблагодарное дело на членов родительского комитета.

При содействии классного руководителя этот вопрос был решён, но неприятный осадок остался.

Зарисовка четвёртая. «Как много на свете жестоких разлук. Поссорились как-то Морковка и Лук…»

Ссоры детей и вмешательство в них родителей – отдельная тема. Ссоры были, есть и будут, и никуда от этого не деться. Но вот наше отношение к ним можно и нужно менять.

В одном из классов Л. толкнул М. Тот упал, ударился (к счастью, несильно) и рассказал об этом родителям. Те отправились к классному руководителю с требованием поставить Л. на внутришкольный учёт. Буквально через день М. порвал пиджак Л.  И тогда родители М.

то ли в отместку, то ли из принципа затребовали с родителей обидчика оплатить починку пиджака. Вскоре Л. снова задел М., папу и маму того с трудом отговорили от похода в полицию. Родителям Л. эта ситуация стоила многих неприятных минут.

А потом М… А после Л…

Вам ещё не надоело? Вот и всем в классе это тоже порядком надоело, потому что родители с обеих сторон в каждой конфликтной ситуации раздували из мухи слона, принимались давить на классного руководителя (которая и так очень внимательна ко взаимоотношениям детей и дисциплине), привлекали сторонников, пытались делить класс на два лагеря… В общем, из обычных детских ссор раздули масштабную войну и средств её ведения не выбирали – били изо всех доступных орудий. К счастью, классному руководителю удалось направить их энергию на мирные цели. Но надолго ли?

 

А давайте по-другому

Вот такие совершенно реальные зарисовки из жизни тех, чьи жизни связаны со школой. А ведь всех этих комичных и не очень ситуаций легко было бы избежать, если бы мы, родители, помнили несколько самых простых правил этикета и следовали им.

Ита-а-а-а-ак… Барабанная дробь… Позвольте представить вашему вниманию плод многих лет жизни, так или иначе связанных со школой…

Правила этикета для родителей школьников:

  1. Обязательно представляться во время личной встречи или телефонного звонка (особенно звонка!) хотя бы первые полгода-год при редких встречах и не меньше месяца – при регулярных. А во время телефонного разговора лучшее представляться всегда, даже если учитель знает вас уже не первый год.

Это ведь так просто сказать: «Здравствуйте, Людмила Ивановна! Я мама Кости Васильева Екатерина Анатольевна». И всё – учитель понимает, с кем говорит, и занят только тем, что внимательно слушает вас, а не гадает, кто же его собеседник и как к нему обращаться.

Родителям несложно, а для учителей – огромное облегчение понимать, с кем они имеют удовольствие беседовать. Поверьте.

  1. По возможности не звонить поздно вечером или рано утром.

Учителя тоже люди и у них есть семьи. Статья эта адресована адекватным людям, поэтому не стану писать про то, что не стоит звонить в состоянии, далёком от трезвого. Думаю, это и так всем понятно. Хотя жизнь показывает, что, увы, не всегда.

  1. Спорные вопросы (почему «три», а не «пять») решать в школе, а не по телефону или в ходе случайной встречи на улице.

Тогда учитель сможет показать вам работу ребёнка и аргументированно объяснить свою позицию (ну, или не объяснить, такое тоже бывает, ошибаются все, даже учителя).

  1. Ценить совершенно бескорыстный труд представителей родительского комитета и не перекладывать на них решение своих семейных проблем.
  1. Если родительский комитет не оплачивает телефонные разговоры учителя (родители одноклассников моего сына приняли решение выделять средства на оплату рабочего телефона классного руководителя), то или звонить самим, или не затягивать беседу.
  1. Относиться друг к другу не как к врагам. А по всем конфликтным вопросам в первую очередь обращаться не в полицию и даже не к директору, а к классному руководителю.
Читайте также:  Сценарий осеннего праздника для детей средней группы «как зайцы дом строили»

Учителя видят и знают многое, и могут точнее нас, родителей, оценить ситуацию, расспросить всех участников конфликта и выяснить, кто и в чём виноват.

  1. Не решать конфликты с чужими детьми лично. Только через их родителей и/или в присутствии последних.

Сцены, когда папа под два метра ростом на полном серьёзе выясняет отношения с семилетним мальчишкой, отвратительны. Даже в крайне взволнованном состоянии нельзя опускаться до этого.

  1. Не считать, что именно наш ребёнок всегда прав. Увы, это совсем не обязательно.

Поэтому даже в самой неприятной ситуации нужно уметь выдохнуть, успокоиться и попытаться разобраться объективно.

От души надеюсь, что эти правила помогут нам всем и облегчат жизнь учителям. Глядишь, и конфликтов и недопонимания станет меньше, а взаимоуважения и желания помочь – больше. А ведь ради такой радужной перспективы можно немного и постараться.

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 03.09.2016

Источник: https://materinstvo.ru/art/11549

Свод строгих правил этикета или законы поведения в обществе

Этикет – это явление историческое. Все правила этикета, которые  выражаются в определенных формах поведения,  объединяют морально-этическую и эстетическую стороны жизни. Первая сторона выражает нравственную норму: предупредительную заботу, уважение, защиту. Вторая сторона говорит о красоте, изяществе форм человеческого поведения.

Рекомендации эксперта по этикету и протоколу

к оглавлению ↑ к оглавлению ↑

Уже в первобытном давнем обществе во время совместного труда выработались определенные требования и нормы поведения для всех членов общества.

Древнейшие своды кодекса поведения, которые сохранились до настоящего времени, созданы пять тысяч лет назад.

Древнекитайская «Книга исторических приданий» перечисляет пять основных человеческих положительных качеств: человеколюбие, верность, мудрость, почитание старших, мужество.

С течением времени появлялись новые нравы, обычаи, мораль. Нормы поведения оттачивались столетиями, сливались в понятие «этикет» — определенный кодекс поведения,  норм, обязанностей, которых должны придерживаться люди в разных жизненных ситуациях.

к оглавлению ↑

Правила этикета для малышей

Самые маленькие дети уже умеют махать на прощание ручкой или улыбаться при встрече. Папы учат мальчиков подавать руку для крепкого пожатия, а мамы знакомят малышей на детской площадке, даже если при этом сам малыш выглядывает из-за спины родителей.

Воспитывая ребенка, взрослые сами того не замечая, преподают ему уроки этикета, правила общения со сверстниками («Поздоровайся с другом», «Нельзя забирать игрушки, нужно спросить разрешения», «Девочку нужно пропускать вперед и защищать») и со старшими («Подари маме цветы», «Пойди и встреть папу с работы», «Помоги бабушке донести пакет»).

Позже дети научатся пользоваться столовыми приборами, благодарить маму за приготовленный обед, правильно вести себя в гостях и на людях.

Учить ребенка правилам этикета нужно с самого раннего возраста. Стыдно бывает за школьников, которые не уступают место в транспорте пожилым людям. А научить ребенка, как известно, легче всего на собственном примере. Ведь родители для него и авторитет, и пример для подражания. Соблюдайте правила этикета сами, и их будет знать и применять и ваш ребенок.

к оглавлению ↑

Общение с друзьями и любимыми

Если друзья постоянно шлют разную чепуху (картинки, ненужные ссылки) на рабочий ящик, отвлекая от работы, то лучший выход – проигнорировать это. Установить спам-фильтр и на вопрос, получены ли картинки, отвечать, что нет, так как они отсеяны как атака.

Если женщины пытаются выпытать личные подробности, можно либо отказаться отвечать, либо откровенничать, умалчивая об интимных деталях и не говорить о человеке за глаза ничего такого, чего нельзя было бы сказать ему в лицо.

Если приглашение на вечеринку или в гости пришло девушке, но она собирается отправиться туда вместе с молодым человеком, нужно предварительно поинтересоваться у организаторов праздника, можно ли прийти не одной.

Если после посиделок в кафе друзья решают разделить счет поровну, можно отговориться, сказав, что не намерены были тратить сегодня большую сумму и заплатить только за себя.

На свидании захотелось есть, тогда нужно смело сказать об этом кавалеру, возможно, он пригласит даму в кафе. Но не стоит заказывать самые дорогие блюда, ведь посещение ресторана не было запланировано, и счет может поставить мужчину в неловкое положение.

При расставании лучше высказать все при личной встрече, не ограничиваясь электронным сообщением, к тому же это подтвердит твердые намерения больше не встречаться.

Стоит ли женщине принимать дорогой подарок от поклонника, к которому она равнодушна? Правила этикета оставляют это на усмотрение самой женщины, но это ни к чему ее не обязывает. Если подарок неприятен, можно вернуть его с объяснением, что подарить что-то равноценное нет возможности.

Если мужчина хвастается своими бывшими успехами на личном фронте, можно смело объяснить ему, что слушать это женщине неприятно. В качестве аргумента можно спросить мужчину, понравится ли ему рассказ о победах женщины.

к оглавлению ↑

Правила этикета при знакомстве с родителями

Знакомясь с родителями второй половины, хочется произвести наилучшее впечатление, оставаясь самим собой и соблюдая нормы общественного этикета.

Не нужно демонстрировать свое волнение, не следует пытаться скрыть его под  маской напускной бравады и раскованности, лучше вести себя естественно.

Не принято, будучи первый раз в гостях у потенциальных родственников, заводить разговор об обстановке и интерьере дома. Садясь за накрытый стол, нужно занять место, указанное хозяевами дома. Обязательно следует следить за выпрямленной позой и не расслабляться за столом.

Не нужно с самого начала знакомства проявлять чрезмерную активность, принимать инициативу разговора. Лучше вести себя корректно и скромно, отвечать на вопросы родителей жениха. Рассказывать в первый же день знакомства о себе надо только, когда об этом хозяева сами попросят.

Невежливо будет отказаться от предложенного угощения, иначе можно серьёзно обидеть потенциальную тёщу или свекровь. Желательно попробовать  все угощения, предложенные хозяйкой, и обязательно выразить восхищение их вкусом.

Нужно постараться растянуть один бокал спиртного на весь вечер, не поддаваясь уловкам хитрого свёкра или тестя, произносящего тосты и подливающего алкоголь.

Девушки не должны курить при первом знакомстве, молодые люди могут закурить лишь после  предложения от хозяина.

Если поводом для знакомства стал какой-либо праздник, то следует заблаговременно позаботиться о подарках родителям. Нельзя дарить домашних животных, за исключением тех случаев, когда точно известно, что требуется определенный зверек.

Духи, индивидуальная косметика и белье – также табу, ведь изучить вкусы хозяйки может только достаточно близкий человек. Рубашки и галстуки дарят только родным, поэтому не следует преподносить их будущему свекру или тестю в первый день знакомства.

Лучше выбрать красивые цветы в нейтральной упаковке, подобрать хорошую книгу.

Не нужно растягивать свой  визит, в гостях нельзя засиживаться. Покидая дом, нужно пригласить в гости родителей жениха или невесты в ответ.

к оглавлению ↑

Правила поведения за столом

Этикет приема пищи обусловлен традициями, национальными особенностями. Но общие правила одинаковые, их минимум обязан знать каждый культурный человек.

Сначала к столу приглашают женщин, а затем мужчин. Опоздать к званому обеду и ужину считается недопустимым. К столу садятся, соблюдая определенное расстояние комфорта — не  близко, но и не очень далеко.

Сидя за обеденным столом, локти нельзя класть на стол, исключение делается иногда для женщин, но лишь на маленький промежуток времени.

Булочки, хлеб берут руками, ломают, а не отрезают ножом. От целых кусков  хлеба кусать нельзя,  от них отламывают маленькие кусочки. Даже детям не разрешается скатывать хлебный мякиш в шарики, играть приборами, салфетками.

  Голову низко во время принятия пищи не наклоняют над тарелкой, аккуратно подносят ложку или вилку ко рту. Пить и есть нужно беззвучно, не чавкая, не прихлебывая громко. Неприлично быстро есть, если даже человек очень голоден.

Нож нужно держать правой рукой, а вилку — левой. Не употребляют однако нож, по правилам этикета, когда едят спагетти (нужно пользоваться  вилкой и большой ложкой), морепродукты (раков нужно брать руками, а креветок накалывают вилкой, для крабов, омаров, лангустов есть специальные щипчики), рыбу, желе и пудинги (можно пользоваться вилкой или ложкой).

Когда Юрия Гагарина пригласили после полета на прием к английской королеве во дворец и предложили угощение, разложив на столе огромное количество различных вилок и ножей, великий космонавт смутился.

Королева Елизавета пришла ему на помощь, сообщив, что хотя она выросла во дворце и знает правила этикета наизусть, все равно не помнит о предназначении всех этих приборов.

Если на приеме человек не знает, как себя вести, можно просто понаблюдать за другими или спросить совета.

к оглавлению ↑

Этикет в деловой атмосфере

Соблюдая правила этикета на работе, человек формирует свой положительный, надежный образ грамотного и сведущего, воспитанного партнера. Опытные работодатели обращают на соблюдение этикета особое внимание.

Нужно быть пунктуальным и правильно рассчитывать время. Нельзя говорить лишнего другим, обсуждать работодателя и коллег. Следует думать не только о себе, но и об интересах партнеров.

Одеваться следует, следуя заведенным нормам определенного общества. Обязательно нужно следить за правильностью и чистотой речи. Дикция, интонация, произношение должны быть четкими. Недопустимо употреблять нецензурные слова. Умение выслушать собеседника – это ценное качество.

загрузка…

Источник: http://3ladies.su/psihology/communication/pravila-etiketa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector