Этимология школьных слов

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация для 5 класса на тему «Этимология школьных слов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Этимология некоторых школьных слов (от А до Я) Подобрали ученики 5а класса Учитель: Воробьева Т.Ю.

2 слайд Описание слайда:

АТЛАС   В греческой мифологии был титан Атлант, который, согласно легенде, держал на голове и руках небесный свод (в наказание за участие в борьбе титанов против богов). «Тогда какое отношение Атлант имеет к атласу — спросите вы.

А ответ будет прост: Атлант по-гречески — Атлас, то есть это одно и то же. На титульном листе первых сборников географических карт, изданных в 1595 году, изображался Атлант (то есть Атлас). Отсюда и название. Надо добавить, что у итальянцев «атлас» — атлант.

А все дело в том, что греческое Атлас в родительном падеже — Атлантос.

3 слайд Описание слайда:

ГЛОБУС    Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий. Ну а почему же все-таки глобус назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само латинское слово globus означает «шар». Вот, оказывается, в чем секрет. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите земной шар.

4 слайд Описание слайда:

 Дневник Откуда к нам пришло это слово? Это буквальный перевод французского journal— «поденный», «ежедневный». Как говорят лингвисты, это калька с французского.

Кстати, у нас живут теперь два слова: и само французское, и его калька, русская копия, но они не равнозначны.

Порою их значения расходятся очень далеко («вести дневник» и «издавать журнал»), а порою очень близки («классный журнал» и «школьный дневник»).

5 слайд Описание слайда:

ДИСЦИПЛИНА Вам, наверное, приходилось помногу раз в день слушать разговоры учителей о дисциплине. А ведь это слово является как бы синонимом к слову предмет.

По-латыни discepe — «учиться»; cipulus — «ученик»: дисциплина сначала значило «наука», «обучение» и только потом приобрело еще и смысл «строгий порядок», «выдержка» — это ведь качества, необходимые для занятия наукой, школьными предметами, школьными «дисциплинами».

6 слайд Описание слайда:

ЖУРНАЛ  Каково истинное значение слова журнал? Французское journal — «дневник», «поденная запись», связанное с Jour— «день», стало затем означать «ежедневное издание», «газета». Первое из этих значений слово сохранило и перейдя в наш язык: «классный журнал».

А вот что касается печати, то здесь мы зовем журналами, то есть «ежедневными», как раз еженедельные, ежемесячные издания, придав ежедневным опять же французское (а там из итальянского) название газета.

А что касается классного журнала, то ему столько лет, сколько и нашей школе.

7 слайд Описание слайда:

КАНИКУЛЫ  Если перевести это слово с латыни на русский язык, то получится…«собачка», «щенок». Каникулой древние римляне называли Сириус—самую яркую звезду в созвездии Большого Пса.

В самые жаркие дни (с середины июля до конца августа) солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Слово перешло в русский язык и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом.

Бывают осенние, зимние, весенние и летние каникулы.

8 слайд Описание слайда:

КАРАКУЛИ   Не родственники ли слова каракуль-мех и каракули на письме? Странно, но нет, не родственники. А ведь каракули — это крючки и загогулины небрежного письма, похожие на завитушки шерсти на каракулевых бараньих шкурах. Есть возле Бухары озеро Кара-Куль (по-узбекски «Черное озеро»).

Тут очень давно и была выведена особо ценная порода баранов, мех которых и называют каракулем. Но оказывается, в общетюркском kаrа, кроме «черный», может значить и «плохой». А куль получилось не из «озера», а из другого слова — kul, означающего «рука», а в некоторых тюркских языках, например, в узбекском, еще и «письмо», «почерк».

И получается, что каракули — это «плохой почерк», «дурная рука».

9 слайд Описание слайда:

КАРАНДАШ Слово карандаш, известное у нас с ХVIII века, тюркского происхождения. Карадаш (qara taş) буквально означает «чёрный камень», то есть графит. Из этого природного минерала чёрного или тёмно-серого цвета делают стержни для рисования и черчения, которые вставляют в тонкую деревянную оправу, имеющую форму палочки.

10 слайд Описание слайда:

ЛАСТИК (РЕЗИНКА) Почему резинка названа  резинкой, это, наверное, всем понятно — она резиновая (от латинского  resina  — «смола»). А откуда второе название – ластик? Тоже из резины, вернее, из каучука — смолы, из которой делают резину. Каучук (кау — «дерево», учу — «плакать») по-латыни — gummi elasticus, что значит «упругий», «хорошо растягивающийся», отсюда и ластик. 

11 слайд Описание слайда:

ЛИНЕЙКА Производное от слова линия, заимствованного через немецкий из латинского языка, где linea — «линия», «нитка», производное от linum — «лён». Вот до чего мы добрались, выясняя истинное происхождение слова. А линейка буквально означает «инструмент для проведения линий». Ровненько так получается, как по натянутой ниточке.

12 слайд Описание слайда:

МЕЛ   Мел — это мельчайшие остатки древней жизни на Земле: раковин, обломков скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течение миллионов лет. Так, на месте нынешнего Белгорода очень давно было теплое море, потом оно обмелело, а известняки остались. Вот из них и «формируют» мел. Слова мел, мелкий, молоть — однокоренные.

13 слайд Описание слайда:

ОШИБКА  Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень —шиб-, означающий «бросок», «удар». В народных говорах и сейчас ошибаться значит «нанести удар мимо цели».

Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе. Ошибаться — значит сделать что-то не так. Старейшее значение глагола ошибаться — «оказаться на отшибе», «отстать», «лишиться чего-либо».

В Древней Руси хвост называли «ошибь» И правда: тот, кто много ошибается, всегда будет в хвосте плестись.

14 слайд Описание слайда:

ПАРТА   Сто раз на день школьник повторяет парта, на парте, за партой, а откуда взялось это парта, даже и ученые не очень-то ясно себе представляют. Слово это нерусское. Скорее всего, оно произошло от немецкого apart — «особо», «в отдельности»: когда-то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным, многоместным общим школьным столам и скамьям.

15 слайд Описание слайда:

ПОРТФЕЛЬ  Существительное портфель появилось в России в начале XIX века и произносилось тогда как портфейль. А возникло оно во французском языке из словосочетания porter feuille, буквально означавшего «носить листы бумаги».

Читайте также:  Эссе «мое любимое занятие», 6 класс

16 слайд Описание слайда:

ПРОГРАММА   Слово программа — греческое, значило оно «письменное объявление», «предписание», «предварительное описание» и пришло к нам в начале XIX века через западноевропейские языки, причем без изменений. Греческое слово состоит из двух: грамма — «писание», «запись» и про (здесь означает «вперед», «наперед»). Общий смысл таков: программа — это предначертание, нечто написанное в расчете на будущее.

17 слайд Описание слайда:

РАНЕЦ   Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» — Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150—200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.

18 слайд Описание слайда:

РУЧКА Если рука — это естественное приспособление, а вернее, орудие труда, то ручка — искусственное. Рука — большая, а ручка — маленькая; одно слово образовано от другого.

Но так ли все просто? Итак, когда-то греческое слово, от которого, возможно, и произошло наше рука, обозначало «собираю», «скапливаю», «орудие собирания (в кучу), загребания». А ведь когда пишут ручкой, то как бы собирают в группки буквы…

А другая версия — в древнерусском языке были слова рука и ручьный — видимо, то, что можно держать в руке, чем можно работать, держа в руке.

19 слайд Описание слайда:

ТЕТРАДЬ Слово тетрадь заимствовано в ХI веке из греческого языка, оно означает четвёртую часть полного листа (tetra переводится как четыре). В далёкие времена тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже — из бумаги.

20 слайд Описание слайда:

УПРАЖНЕНИЕ   Этимологи считают это слово заимствованием из старославянского языка и указывают на его связь с праздный, которому в русском языке соответствует слово порожний и от которого у нас образовано праздник. Предполагают, что старшим значением глагола упражнять было «заполнять пустоту», «устранять безделье».

21 слайд Описание слайда:

УРОК  Слово урок — почти точная копия слова уговор: приставка та же самая, а основа — говор (говорить) заменена тут новой — рок, -рек, того же корня, что и слово реку— «говорю речь». У-рок — это у-словие, указание. Наши современные значения его — «задание», а также «обусловленное время занятий» — образовались из этого, древнейшего.

22 слайд Описание слайда:

УЧЕБА  Были в древнерусском языке слова учити, учитися, ученье, ученый, учитель, ученикъ, учьба (учеба). В памятниках начала XI века встречается и слово укъ — «учение».

Именно древний корень -ук, восходящий к созвучному индоевропейскому, и был прародителем этих слов и многих других: наука, навык, привыкать… Слова, от него образованные, есть во многих славянских языках.

А означал индоевропейский ук — «приучаться», «привыкать», «доверять».

23 слайд Описание слайда:

ЦИФРА  Вначале древние люди, не знавшие цифр, считали на пальцах. Потом в древней Индии изобрели значки для обозначения цифр. У арабов ноль назывался sifr, что значит «пустышка».

А почему пустышка? Да потому, что им хотели предать индийское название нуля как «знака отсутствия». Так и появилось слово цифра, которое позже стало применяться во всех европейских языках не только для обозначения нуля, но и вообще всех знаков числа.

А в английском языке и осталось слово цифра в смысле «ноль», только произносится оно немного по-другому: зироу.

24 слайд Описание слайда:

Школа Все мы привыкли к тому, что, когда в школе начинаются занятия, прекращается досуг («свободное, незанятое время»).Однако, именно слово досуг (схолс по-гречески) явилось базой для нашего русского слова школа.

Это странное на первый взгляд обстоятельство объясняется тем, что школа не всегда была местом занятий. Древние греки под досугом понимали не безделье, а беседы о разных науках мудрецов-философов со своими учениками в свободное от работы время.

Вначале проводились только беседы, но постепенно они превратились в самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, поэзию, ораторское искусство. Кстати, в те далекие времена далеко не все имели достаточно досуга для получения образования.

Уже позднее, когда образование стало более доступным, греческое слово схоле приобрело значение, близкое к современному.

25 слайд Описание слайда:

ШПАРГАЛКА  Шпаргалка означает… «лохмотья», «пеленка». В польском языке так называли измаранный, негодный клочок бумаги. Это потом уже появился у нас и другой, известный смысл. Так что шпаргалка —дело не очень чистое, даже с этимологической точки зрения.

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-klassa-na-temu-etimologiya-shkolnih-slov-845798.html

Этимология слов русского языка . Видеоурок. Русский язык 6 Класс

Людям всегда хотелось знать, откуда появилось все на свете. Как возникла наша Земля, Луна, звезды? Когда появились первые растения и животные? А еще людям всегда было интересно узнать, как произошли слова нашего языка. Родилась даже специальная наука, которая стала заниматься историей возникновения слов. Она называется этимология.

Тема: Лексика. Фразеология

Урок: Этимология слов русского языка

Этимология – это раздел лингвистики, который изучает происхождение слов.

Оказывается, исторически родственными являются слова наперсток, перстень, перчатки. В них выделяется древний корень, связанный с устаревшим словом перст, то есть палец. Наперсток мы надевает на палец, перстень служит украшением для пальца, перчатки помогают нам согреть пальцы.

В наше время создаются специальные этимологические словари. В словарной статье такого словаря сообщаются следующие сведения:

– исконно русское слово или заимствованное;

– язык-источник, из которого пришло заимствованное слово;

– от какого исходного слова или словосочетания и с помощью какого способа оно образовано;

– какие родственные слова существуют у этого слова в настоящее время;

– какие звуковые и смысловые изменения произошли в слове.

Интересна этимология числительного сорок. Это слово первоначально было именем существительным и служило названием мешка. У восточных славян было принято продавать шкурки соболя по 40 штук (столько шкурок было нужно, чтобы сшить шубу).

Эти 40 шкурок клали в мешок, который назывался сорок.

Со временем произошел перенос названия: сначала сорок – это просто «мешок», потом сорок – мешок, в котором лежат шкурки соболя в количестве 40 штук, а затем уже – сорок как четыре десятка любых предметов! Так из имени существительного образовалось числительное.

Знание этимологии некоторых слов помогает нам избежать ошибок при их написании. Правописание слов долина и одолеть могут объяснить их этимологические «родственники» – слова дол, то есть низ, и подол – нижний край платья.

Читайте также:  Вечер встречи выпускников. сценарий

Долина — это низина между горами. Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз.

Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол (или подол).

Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое количество вёсен с тобой; твой одногодка, родившийся с тобой одной весной.

Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.

Следующий стишок позволяет запомнить правописание этих словарных слов:

Сверстник вырастет с версту. Рос ровесник всю весну.

В слове висок пишется буква И, так как по происхождению оно связано с глаголом висеть (виснуть) и первоначально обозначало висящую прядь волос.

Ученые-этимологи, занимающиеся историей происхождения слов, открыли некоторые древние суффиксы, которые в наше время не выделяются как значимые части слова при морфемном разборе.

Слова жир, пир некогда образовались от глаголов жити, пити с помощью древнего суффикса ; При помощи старинного суффикса —ог от слова пир образовалось слово пирог, а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать») — творог.

Сейчас мы не выделяем в слове окно, происхождение которого связано со словом око, то есть глаз, суффикс —н-. Как, впрочем, не выделяем суффикс —ц— в слове кольцо, которое исторически образовано от слова коло – круг.

Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется, например, узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь – медведем, а невежда – невеждой.

Оказывается, все эти слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть знать. Ведьма – «знающая, знахарка». Когда-то это слово не имело неодобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным  людям. А когда появились сказки про злых ведьм, слово изменило смысл. Невежда – «мало знающий человек».

Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знанию. Медведь – зверь, который ведает. То есть знает, любит мед.Почему именно такое название закрепилось за медведем? Суеверные охотники считали опасным называть животных, на которых идут охотиться, и давали им новые названия, имена-«маски».

Название медведь вытеснило прежнее наименование, которое в латинском языке звучало так: «урсус».

Домашнее задание

Задание №1

Воспользовавшись этимологическим словарем, расскажите о происхождении 5-6 слов.

Задание№2

Попробуйте сочинить свою историю происхождения какого-нибудь слова, затем сравните свою версию с объяснением в этимологическом словаре.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Этимология «школьных» слов (Источник).

2. Этимологический словарь (Источник).   

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

Источник: https://interneturok.ru/russian/6-klass/bleksika-frazeologiyab/etimologiya-slov-russkogo-yazyka

Профессор Знаев

А́збука

Слово азбука – древнерусское. По-древнерусски первая буква алфавита называлась «аз», а вторая – «буки». Из названий первых двух букв получилось слово азбука. Когда-то существовало и ещё одно название азбуки – «абевега», но оно не сохранилось.

А́лгебра

Слово пришло в русский язык из арабского мира, где в Средние века процветали точные науки. Не случайно и цифры, которыми мы пользуемся, называются арабскими. Al-gabr по-арабски означает «восстановление разрозненных частей» (al – арабский артикль, такой же, как, например, в английском the, в немецком der или во французском языке la/le).

Алфави́т

Слово алфавит пришло в наш язык из древней Аравии. Буква А похожа своим изображением на перевёрнутую вниз рогами голову быка, а бык на языке народов Аравии назывался «алеф».

Буква Б похожа на дом, а дом назывался «бет».

Из двух первых букв древней азбуки и получилось слово алефбет, которое дошло до нас, изменившись в алфавит.

Астроно́мия

Название науки о звёздах пришло к нам из греческого языка. Astron по-гречески – «звезда», а nomos – «закон». Теперь астрономией называют науку, занимающуюся изучением не только звёзд, но и Вселенной вообще.

Биоло́гия

Слово заимствовано из французского языка. Название этой науки образовал в 1802 году выдающийся французский естествоиспытатель Ламарк из двух греческих слов: bios – «жизнь» и logos – «слово», «учение».

Биология изучает жизнедеятельность и среду обитания всех живых организмов: бактерий, грибов, растений, животных, человека.

Вундерки́нд

Слово заимствовано из немецкого языка, где было образовано сложением двух слов: Wunder – «чудо» и Kind – «ребёнок». Вундеркинд – «чудо-ребёнок». Но первоначально слово использовалось как определение Иисуса Христа в детстве.

Геогра́фия

География – наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности. Название этой науке дал греческий учёный Эратосфен более двадцати двух тысяч лет тому назад. По-гречески ge – «Земля», grapho – «пишу». Буквальный перевод – «описание Земли».

Геоме́трия

Название науки составлено из двух греческих слов: ge – «Земля», metreo – «мерить». Буквальный перевод – «землемерие».

Такое название объясняется тем, что зарождение науки было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий.

Геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила главным образом практическим целям. Позднее геометрия сформировалась уже как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.

Гимна́зия

Слово возродилось в нашем языке совсем недавно. Оно имеет греческое происхождение. Поначалу существительное гимнасий не имело никакого отношения к образованию. Им называлось место, где греческие юноши занимались гимнастикой.

В древних Афинах гимнасии обычно располагались за городом, имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В гимнасиях выступали известные учёные, они же обучали красноречию.

Афиняне до глубокой старости проводили время в гимнасиях, где отдыхали и одновременно пополняли свои знания.

Сегодня гимназия – среднее общеобразовательное учебное учреждение.

Гра́мота

Слово греческого происхождения, означающее «чтение и письмо». Значение полностью сохранилось и в наше время: обучение детей грамоте – это обучение чтению и письму.

Исто́рия

История – греческое слово, означающее «исследование». Наука история исследует события прошлого, законы и процессы развития человеческого общества.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие в начальной школе «богатыри земли русской»

Кани́кулы

Каникулы – самое любимое слово всех школьников. Но когда-то это латинское слово к школе не имело никакого отношения. В Древнем Риме каникулой называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В переводе слово буквально означает «собачка», «щенок». В период наиболее жарких дней в году (в июле – августе) солнце проходило через это созвездие, тогда и делали перерыв в занятиях и работе.

Это время так и стали называть – «каникулы».

Литерату́ра

Это слово существует во всех европейских языках. Образовано оно от латинского слова litteratura, которое имеет значение «рукопись», «сочинение». А это слово, в свою очередь, образовалось с помощью суффикса от littera, что значит «буква».

Мел

Слово образовано от того же корня, что и глаголы мелю, молоть, и первоначально означало «мелкий», «молотый».

Педаго́г

Русский язык заимствовал слово в XVIII веке из французского языка. Но история его начинается гораздо раньше, в Древней Греции. Греческое слово paidagogos в переводе означает «сопровождающий ребёнка» (pais – «дитя», ago – «веду»).

В Древней Греции до семи лет дети из зажиточных семей, кроме игр, ничем не занимались. В семь лет ребёнка передавали педагогу, который ежедневно водил его в школу, носил письменные принадлежности и музыкальные инструменты – «сопровождал». Дома педагог обучал своего подопечного хорошим манерам. Кого же брали в педагоги?

Педагогом становился состарившийся или увечный раб, который ни для какой другой работы был непригоден. Нередко такой педагог даже плохо говорил по-гречески.

Как видите, не было у слова педагог ничего общего с нынешним его толкованием. Сегодня педагог – синоним слов учитель, преподаватель, наставник. Современный педагог – образованный, уважаемый человек и вовсе не обязательно пожилого возраста.

Пена́л

Раньше, когда и в помине не было шариковых ручек, писали гусиными перьями. Перо по-латыни – penna. Хранили перья в специальных коробочках – пеналах. Теперь в пеналах перьев не найдешь, а название сохранилось.

Портфе́ль

Слово заимствовано из французского языка. Оно состоит из двух частей: porter – «носить» и feuille – «лист». Портфель – «листонос», в нём удобно носить тетради и книги.

Тетра́дь

Слово образовано от греческого tetra, которое используется как часть сложных слов и обозначает «четыре». Слово тетрадь означает «четвёртая часть листа». Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из четырёх листков. Такими и были первые тетрадки.

Черни́ла

Когда-то чернила делались из сажи и были чёрными. Неудивительно, что название красящей жидкости для письма образовалось от корня черн-. Сегодня чернила могут быть любого цвета, а в названии сохранилась история происхождения этого слова.

Шко́ла

Слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «отдых», «досуг». Согласитесь, очень непривычное для нас сочетание слова и его значения.

А дело в том, что первые школы появились в Древней Греции. Греки же под досугом подразумевали не безделье, не развлечение, а свободные (на досуге) беседы мудрецов-философов со своими учениками. Учителя и ученики в это свободное время говорили о разных науках, обсуждали важные философские проблемы.

Уже гораздо позднее появилась привычная школа с уроками и домашними заданиями.

Шпарга́лка

Слово пришло к нам из польского языка, но имеет греческое происхождение и в переводе означает «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли негодный, исписанный клочок бумаги. У нас многие любители шпаргалок не подозревают даже, что носят у себя в карманах «грязные пелёнки».

В гостях у сказки

Ба́ба Яга́

Слово яга произошло от древнерусского глагола ягать, что значит «кричать, ругаться».

Вы, конечно, согласитесь, что в русских народных сказках своими проделками и сварливым характером Баба Яга полностью подтверждает значение своего имени.

Ве́дьма

Эта представительница нечистой силы, оказывается, имеет прямое отношение к знанию, потому что происходит от одного корня с глаголом ведать, то есть «знать». В древнерусском языке было ещё существительное ведь – «знание». Поначалу ведьмами называли знахарок, ведающих, умеющих лечить. Бранное значение слово ведьма приобрело уже позднее.

Гном

Слово заимствовано из немецкого языка и пришло в сказки из западноевропейской мифологии. Гном – фантастическое существо, уродливый карлик, охраняющий подземные сокровища.

Каще́й (Коще́й)

В. И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» представляет это слово как переоформление тюркского слова под воздействием слова кость. Кащей в русских народных сказках хоть и бессмертное, но на самом деле очень костлявое существо.

Кики́мора

Как и во всём, что связано с нечистой силой, в этимологии слова кикимора нет ясности. Одни учёные полагают, что слово образовано от звукоподражательного глагола кикать. Другие усматривают в этом слове две части: кика – «чуб», «коса», мора – «нечистый дух». Интересно, что в древнескандинавском языке есть слово mara, означающее «домовой».

Колду́н

Первоначальное значение слова колдун – «заклинатель, заговариватель». Возможно, слово имеет родственника в литовском языке, где kalba – «язык».

Колобо́к

Изобретательный русский народ создал много ярких по своей образности слов. Когда-то на Руси существовало слово колоб, которое имело значение «круглый хлебец». В свою очередь это слово было образовано от слова коло, лежащего в основе существительного колесо.

При помощи уменьшительного суффикса было образовано слово колобок, которое стало именем персонажа любимой народной сказки «Колобок».

Лукомо́рье

«У лукоморья дуб зелёный…»… Каждый ребёнок знает эти пушкинские строки. Но далеко не каждый взрослый ответит на вопрос, где находится сказочное лукоморье и что это такое.

Оказывается, так называли в старину морской залив. Слово лукоморье образовано от слова лука (или лук), которое имеет значение «кривой, изогнутый». Получается, что лукоморье – это лука, изгиб моря.

Руса́лка

В языческой Руси существовал праздник, когда люди, встречая весну, подносили ей дары, посвящали свои песни. Этот праздник назывался «русалия». Слово русалка буквально означает «существо, чествуемое в праздник русалий».

Ска́зка

Слово образовано при помощи суффикса от глагола сказать, который дал ещё такие родственные слова, как сказ, сказание.

Тролль

Слово пришло из шведского языка, а образ тролля (карлика или великана), обычно враждебного людям, родился из древних скандинавских поверий.

Фе́я

Слово пришло из французского языка. У кельтских и романских народов в старину существовало поверье о сверхъестественном существе женского пола, способном творить чудеса, делать людям добро и зло. А в сказках фея – волшебница.

Источник: http://znaew.ru/index.php/otkuda-prishli-slova/4842-shkolnye-slova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector