Художественные произведения о природе для младших школьников

Детство — пора, когда все впечатления особенно яркие и значительные. Прочитанная в эти годы книга, производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти ребенка на всю жизнь.

Книга учит быть гражданином, развивает эстетическое восприятие, представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности, обогащает знаниями и представлениями о природе и мире.

Книги о природе занимают важное место в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию экологической культуры. Природоведческая литература носит познавательный характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

Художественные произведения

Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

При знакомстве ребят с художественными и научно-популярными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе [1, с. 16].

Основоположниками детских книг о природе являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин.

Виталия Валентиновича Бианки признают классиком русской природоведческой литературы для детей. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.

Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В.

Бианки помогают педагогу в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Например, сказка «Первая охота» В.

Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты».

Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Педагоги используют произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В.

Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного .

Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же, привлекает младших школьников. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой («Как муравьишка домой спешил», «Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.).

Одной из задач, которую ставит Бианки — воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина.

  • Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев» голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми («Золотой луг», «Силач», «Шепот в лесу», «Именины осинки».
  • «Колокольчик», «Лисичкин хлеб», «Чудесный доктор», «Деревья в плену», «Осинкам холодно»). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: «Ярик», «Орлиное гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и плакса», «Первая стойка».
  • У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе — «Ярик», «Ужасная встреча», «Сват», «Первая стойка», «Кладовая солнца» и др.
  • Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину Евгений Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей. В биографии этого человека написано, что еще с самого детства он полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.
  • Сейчас мы знаем Евгения Чарушина и как писателя, и как художника, в основе творчества которого лежит образ природы. Чарушин-писатель позаимствовал от В. Бианки интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей, но в отличие от Баинки, Чарушин своих героев показывает более индивидуализировано, лирично.

Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит писателя с Пришвиным.

При знакомстве ребят с собакой можно использовать такие рассказы Чарушина, как «Военная собака», «Верный Трой», «Томка»; кошка описана в таких произведениях, как «Кот Епифан», «Кот и рыбки», «Кошка Маруська»; образ медведя в рассказах «Медведь-рыбак», «Медвежата», «Медвежонок».

О лесных зверях-детенышах повествуется в рассказах «Олешки», «Лесной котенок», «Про зайчат», «Волчишко», «Друзья», сборник «Про больших и маленьких» («Про зверей», «Про охоту», «Про ребят и зверят»), о птицах — «Хитрая мама», «Четыре утки», «Пунька и птицы», «Сорока», «Яшка». Все эти рассказы и сказки можно с успехом использовать в ознакомлении детей с природой.

Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. Одним из циклов для детей является цикл «Про животных», «Про волка», «Про обезьянку», «Беспризорная кошка», «Мангуста», «Про слона» и др.

Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру.

Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).

Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского. Это «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Летние дни», «Барсучий нос» и другие. Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н. Павловой, Е. Серовой, Г. Снегирева и др.

Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. В частности произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.

Воспитательное значение поэзии А.С.

Пушкина для детей огромно: его стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры…», пейзажные зарисовки из романов «Евгений Онегин» и «Цыганы», «Зимняя дорога» развивают нравственную и эстетическую восприимчивость.

Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.

Многие стихотворения посвятил детям Н.А. Некрасов, часть из которых можно с детьми при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней («Дедушка Мазай и зайцы», «Пчелы», «Соловьи»). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: «Перед дождем», «На ручей, рябой и пестрый…» и др.

Говоря о книгах о природе, которые педагог использует в работе с детьми, нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф. Тютчеве. Его стихотворения «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер» считаются подлинными шедеврами русской поэзии.

Его художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Можно использовать такие стихотворения, как «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимой», «Пусть сосны и ели…», «Ещё земли печален вид», «В небе тают облака…» и др.

Любовью к родной природе пронизана поэзия А.А. Фета. Его стихи посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы.

Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в своей неповторимости: коростель «вполголоса скрипит», «краснеют по краям кленовые листы». У А.А.

Фета великолепные произведения о природе «Чудная картина», «Ласточки пропали», «Рад я дождю», «Кот поет…», «Мама! Глянь-ка…» и многие другие [5, с. 89].

Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А.Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение «Травка зеленеет» с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы — «Старик», «Птичка», «Дети и птичка», даже стихотворение «Осень» не наводит грусти.

«Летний дождь», «Ласточка примчалась», «Ласточка», «В мае», «Осень», «Весна» — эти стихи принадлежат поэту А. Майкову. Стихотворения Майкова удовлетворяют педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

Сергей Есенин так же посвятил детям многие стихотворения, которые, в основном, носят природоведческий характер: он рассказывает маленьким читателям о родной природе. Яркие образы нашей русской природы переданы в таких известных детских стихотворениях выдающегося поэта Есенина, как «Береза», «Поет зима, аукает», «Нивы сжаты», «Черемуха» и другие.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/15547

Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Предъявление к учащимся начальной школы новых требований к усвоению образовательной программы начального общего образования повлекло за собой «формирование у студентов специальных компетенций, востребованных современной школой». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. При этом передача задача учителя транслировать обучающимся «знания об окружающем мире, социальном опыте, накопленном в процессе культурно-исторического развития общества».

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

  • личностные;
  • регулятивные;
  • коммуникативные;
  • познавательные.
  • Подробнее хотелось бы остановиться напознавательных универсальных учебных действиях, которые для успешной самореализации должны быть сформированы уже в начальной школе.
Читайте также:  Пословицы и поговорки про знание

Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [2, с. 11].Познавательные УУД включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

На уроках русского языка и математики проще формировать УУД. Сложнее обстоит дело с учебным предметом литературное чтение. Казалось бы: читай, рассуждай, меняй виды деятельности.

Но достаточно ли это для урока чтения? Любое действие ученика, совершаемое им на уроке, – это учебная деятельность. Но в основе учебной деятельности лежат познавательные мотивы и интересы.

И всегда ли ребенку интересно то, что он читает на уроке? Всегда ли он понимает, для чего он это читает? Нет, только тогда, когда имеются знания, которые позволят понять смысл прочитанного.

Отсюда возникает следующий вопрос: какие произведения лучше будут усваиваться детьми? Для ответа на него был проведен опрос учителей начальных классов, русского языка и литературы, а также родителей. Результат показал, что 48% опрошенных ответили «сказки», а 52% – «рассказы о природе и животных».

Обобщим, чем опрошенные мотивировали свой выбор: «Сказки имеют интересные сюжеты, героев знакомых с детства, учат верить в чудеса, воспитывают понятия о добре и зле. Рассказы о природе и животных содержат более реалистичные образы, учат ценить окружающий мир, позволяют узнать особенности живой природы».

Познавательные УУД – способы познания окружающего мира. Несомненно, сказки нужно читать детям, но лишь произведения о природе смогут сформировать у ребенка целостную неискаженную картину мира.

С природой ребенок сталкивается повсюду, с самого раннего возраста знаком с её явлениями.

Поэтому возможности развития познавательных УУД рассматривались на примере произведений о природе, изучаемых в курсе литературного чтения за 1- 4 класс.

В результате проведенного анализа учебников по литературному чтению за 1-4 класс на предмет изучения произведений о природе был сделан вывод о том, что произведения о природе занимают в курсе литературного чтения значительное место.

Авторы учебников включают как художественные, так и научно-познавательные учебные произведения о природе. Следует отметить, что более 90% из них являются художественными.

Дети изучают их круглый год, соотносят содержание с окружающей природой, подкрепляют прочитанное наблюдениями, материалом по окружающему миру.

По результатам количественного анализа тематического распределения часов за 1-4 класс можно сделать вывод о том, что в курсе литературного чтения УМК «Школа России» и УМК «Школа 2100» уделено примерно одинаковое количество часов на изучение произведений о природе: 84 часа в УМК «Школа России» и 81 час в УМК «Школа 2100». Анализ результатов изучения курса «Литературное чтение» рабочих программ «Школа России» и «Школа 2100» показал, что они равноценно направлены на формирование и развитие УУД, в том числе познавательных.

Приведем примеры заданий, способствующих развитию познавательных УУД на примере рассказа Михаила Пришвина «Берестяная трубочка».

1) Поиск и выделение необходимой информации.

— Что такое берестяная трубочка? Как нам объясняет это автор?

— Сколько открытий сделал автор? Найдите и прочитайте.

2) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

— Что вас удивило?

— Что для вас было самым интересным?

— Как вы представляли берестяную трубочку до прочтения рассказа?

3) Смысловое чтение.

— Прочитайте и подумайте, почему автор так назвал произведение?

— В процессе чтения выделите открытия, которые сделал автор.

4) Анализ объектов с целью выделения признаков.

— Посмотрите на картинку. Как художник изображает на ней берестяную трубочку? Какого она цвета? Какую форму имеет? Из чего она сделана?

— Сможем ли мы найти берестяную трубочку? По каким признакам мы определим, что это она?

5) Установление причинно-следственных связей.

— Почему берестяная трубочка быстро сворачивается?

6) Выдвижение гипотез и их обоснование.

— Нужна ли людям береста? Для чего?

— В какое время года происходят действия в рассказе? Почему так думаете?

Таким образом, на уроках литературного чтения при изучении произведений о природе учитель имеет большие возможности по формированию познавательных УУД.

Подобная работа над произведениями о природе может быть очень полезной для ребенка в двух направлениях: формирование познавательных УУД при анализе текста и открытие новых знаний об окружающей природе.

У детей формируются навыки работы с информацией, её обработки и использования. Они познают с помощью всего этого окружающий мир.

Источник: https://moluch.ru/archive/100/22529/

Детям о природе: книги, с которых стоит начать

Не так уж редко можно встретиться с мнением, что книги о природе – далеко не самое интересное (а то и просто скучное) чтение. В самом деле: много описаний, маловато динамики в сюжете (а то и вообще нет), часто ни развития действия, ни кульминации… На самом деле это не так.

Чтобы читателям было легче открыть для себя богатство этих книг, «Батя» сделал подборку изданий, с которых хорошо начать знакомство с литературой о родной природе.

Домишки, носы, хвосты… Виталий Бианки

Если сказать «детские книги о природе», одним из первых среди авторов вспомнится Виталий Бианки. Книги Бианки учат проникать в тайны природы, его тексты обращены к воображению ребёнка.

В далеком 1928 году впервые вышла отдельным изданием «Лесная газета» (до этого печаталась в журнале), ставшая за прошедшие годы детской классикой. С помощью газетных приёмов — телеграмма, хроника, объявление, фельетон, — в этой «газете» дан календарь лесной жизни на каждый месяц. Год начинается с «месяца пробуждения» (с 21 марта по 20 апреля).

Сразу помногу читать «Лесную газету» могут ребята, действительно увлеченные миром природы. Если же ребенок пока не определился, «Лесную газету» можно читать понемногу ежедневно (например, на ночь вместе с родителями).

Если юному читателю пока не по силам одолеть «Лесную газету» полностью, стоит обратить внимание на издания, представляющие из себя тематические выдержки, объединенные общей темой.

Например, на книгу «Лесные детёныши» .

Помимо разделов «Кто где живет», «Лесные детеныши», «Новые лесные обычаи», «Готовятся к зиме», «Книга зимы», сюда вошли еще и два рассказа-сказки «Чей нос лучше?» и «Чьи это ноги?».

Младшие школьники могут начать знакомство с Бианки также с книги «Тайна ночного леса», в которую вошли всего два произведения, и оба – о куропатках.

«Оранжевое горлышко» – целая повесть о жизни куропаток, написанная от имени жаворонка и содержащая множество историй из жизни птичьих «семей». «Тайна ночного леса» – рассказ юнната.

Есть очень удачное издание с иллюстрациями Владимира и Ирины Стахеевых.

Для юных любителей спорта (а также для тех, кто хочет больше узнать о жизни насекомых) можно порекомендовать«Репортаж со стадиона ”Жукамо”». Книгу с красочными, реалистичными, подробными, во всех смыслах замечательными иллюстрациями Елены Нецкой выпустило издательство «Речь».

Есть немало сборников сказок и рассказов Бианки, в которые входят самые его известные произведения для детей – «Первая охота», «Музыкант», «Как Муравьишка домой спешил», «Хвосты» и другие. Из всего ассортимента вы сможете выбрать то, которое будет вам ближе по оформлению. Но есть серия, на которую стоит обратить особое внимание.

Выпущенная издательством «Амфора» к юбилею писателя (2014 г.) серия альманахов так и называется – «Виталий Бианки». Можно сказать, что это собрание сочинений, которое одновременно может быть и детским изданием.

Помимо знаменитой «Лесной газеты» сюда вошли его произведения о Ленинградской и Новгородской областях («Город и лес у моря», «На земле Новгородской»), «Лесные были и небылицы», а также сборник «Я учил их птицам».

Виталий Бианки не только сам был талантливым писателем, но и помогал другим авторам овладевать мастерством. Святослав Сахарнов и Николай Сладков считали его своим учителем.

Морские сказки Святослава Сахарнова

Книги Святослава Сахарнова «Кто в море живет» и «Морские сказки» подойдут для детей, интересующихся морем и его обитателями. Первая книга состоит из совсем коротеньких рассказиков об обитателях холодных и теплых морей.

Во второй – небольшие, понятные и интересные тексты рассказывают о раке-мошеннике, доме «крабишки» и даже о том, какого цвета море. Есть очень красивые издания Сахарнова, оформленные рисунками Николая Устинова или Юрия Смольникова.

С.Сахарнов, «Морские сказки», иллюстрации Ю. Смольникова

Лесные рассказы и сказки Николая Сладкова

Рыбная тема хорошо раскрыта в некоторых книгах Николая Сладкова, например, «В подводном лесу», но больше этот автор писал про лес обычный, наземный.

Среди авторов, пишущих о природе, Николай Сладков стоит особняком. Абсолютное большинство тех, кто на страницах своих книг так тонко и точно описывает жизнь лесов, лугов, рек, зверей и птиц – охотники, т.е.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. экология и война

зверей и птиц не только знают, ценят, любуются ими, но в них ещё и стреляют, в большинстве случаев из «спортивного» интереса… А Николай Сладков – не охотник, а …фотоохотник. Он и других призывал брать в лес не ружье, а фоторужье.

А сказки-рассказы его отличаются особой поэтичностью.

Выбирать есть из чего: у Сладкова есть рассказы, сказки, поэтичные и информативные новеллы о природе. О птицах, о животных, о насекомых, о жизни леса – обо всём и на любой вкус.

Вы сами знаете, что за загадочный зверь ест жуков, муравьев, ос, шмелей, гусениц, личинок, сброшенные лосями рога, мышей, ящериц, рыбу, птенцов и птичьи яйца, почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы? Читайте с детьми Николая Сладкова – узнаете.

Иллюстрация к книге Н.Сладкова «Лестные сказки», рис. В. Бастрыкина

От осьминожек до бобров. Геннадий Снегирев

  • У большинства авторов, пишущих о природе, есть своя любимая местность или, по крайней мере, климатическая зона.
  • Геннадий Снегирев прожил непростую жизнь, много путешествовал и на страницах своих книг рассказывает юным читателям об обитателях самых разных уголках нашей страны.
  • Но надо быть готовыми, что из его книг юные читатели узнают много нового, но могут узнать и про то, что значит «белковать» и «соболевать», о реалиях охоты, о том, как гибнут животные и птицы.
  • В 2013 году издательство «Махаон» выпустило книгу «Хитрый бурундук». Это именно детское издание, в нем есть даже рассказы, написанные от имени ребенка.
  • Рассказы хорошие, интересные, веселые, но нужно учитывать разный жизненный опыт автора, родившегося в 1933 году, и сегодняшних читателей.

Возможно, детям покажется фантастической ситуация из рассказа «Верблюжья варежка», когда у мамы закончилась шерсть для вязания, а сын пошел состригать ее с горба верблюда, который привез дрова.

«Заячье зеркало» Семена Устинова

  • В 2012 году издательство «Мир детства» выпустило книгу иркутского ученого, кандидата биологических наук, писателя Семёна Устинова «Заячье зеркало». Большая часть книги посвящена историям оленя-кабаржонка («Пятнистая шубка») и волчонка («Серый комочек»).
  • Описания природы и животных здесь реалистичные и увлекающие. Рассказывается здесь и о гибели зверей, об их охоте, но стиль повествования такой, что понятно, почему так происходит, подобраны очень верные слова.

Текст дополнен акварельными иллюстрациями Владимира Дугина – без иллюстраций нет ни одного разворота.

Русский лес Ивана Соколова-Микитова

Лиричные, завораживающие описания природы в разное время года, наблюдения из жизни зверей и птиц – вот общие впечатления от книг Соколова-Микитова.

Есть такое упражнение для улучшения грамотности и стиля для учащихся: брать высокохудожественные произведения на родном языке и регулярно понемногу переписывать их в тетрадь. Результат обязательно будет. Тексты Ивана Соколова-Микитова идеально подходят для таких занятий.

Но только нужно внимательно выбирать произведения. И.С. Соколов-Микитов – охотник. Поэтому рядом с полными лиризма волшебными описаниями природы, рассказы о реалиях охоты, которые не для впечатлительных точно.

Довольно много натуралистичных сцен, то и дело среди погибших то медведица, то медвежата, то те и другие. Если у Устинова в тексте есть объяснения, почему человек пришел охотиться на волков, то в этих рассказах сцены охоты, убийство, удары выглядят бессмысленно жестокими.

Есть, правда, издания, в которых подобраны рассказы, хорошо подходящие для детей. Так, например, в сборник«Рассказы о природе» издательства «Стрекоза» вошли фрагменты его цикла «Года в лесу», а в раздел под названием «Мои друзья» – рассказы «Черемуха», «Тропинка», «Лесные музыканты» и другие.

Сборник рассказов«Русский лес» за последние годы выходил в издательствах «Эксмо», «Детская литература», «Речь» с иллюстрациями разных художников, в разных ценовых категориях, и он также ориентирован на младших школьников.

Стоит обратить внимание на издания, посвященные одному времени года («Осень в лесу», «Зима в лесу», «Весна в лесу», «Лето в лесу»), которые выходят в издательстве «Речь» с чудесными иллюстрациями Георгия Никольского.

Источник: https://pravoslavie.fm/review/detyam-o-prirode-knigi-s-kotorykh-stoit/

«Мир лесной сказки»: книги для детей младшего школьного возраста

  • В список литературы «Мир лесной сказки» вошли замечательные истории, рассказы, сказки, художественная ценность и занимательность которых не вызывают сомнений. Чем раньше взрослые начнут приобщать ребенка к книге, тем гармоничнее будет развиваться малыш.
  • Не теряйте времени и начинайте знакомить ребёнка с лучшими прозаическими произведениями о природе, написанными для маленьких детей.
  • И пусть уже сейчас ваш ребенок познакомится с сезонными явлениями в жизни леса, узнает много нового и интересного о растениях, зверях и птицах.
  • Бианки, В. Лесные домишки: сказки и рассказы. – М.: Сантакс-Пресс, 1997.
  • В книгу известного писателя — натуралиста Виталия Бианки вошли рассказы и сказки, которые помогут вам раскрывать тайны леса, разгадывать различные загадки из жизни зверей и птиц.

Виталий Валентинович Бианки как никто другой умеет показать настоящую жизнь лесных обитателей – её радости, тревоги и хлопоты, её вечное обновление.

Интересная и умная книга увлекательно и ярко описывает природу родного края, знакомит с повадками и поведением животных, рассказывает о дружбе человека и зверя.

Бианки, В.В. Синичкин календарь. – М.: Стрекоза, 1998.

  • Героиня сказки «Синичкин календарь» — молоденькая синичка Зинька. Она наблюдает за природой, заводит дружбу со многими зверями, освобождает в марте куропаток из снежной тюрьмы, в июле пытается кормить чужих птенчиков.
  • Но синичка — не главная героиня. В центре повествования — сама природа: лес, поле, луг, река. В. Бианки даёт картину постоянной изменчивости природы. Читатель узнаёт, что в каждый из двенадцати месяцев в году в ней происходят замечательные события.
  • В «Синичкином календаре», с одной стороны, сохраняются все особенности народной сказки, а с другой стороны, в сказочной форме даются научные знания о природе. И поведение синички Зиньки помогает автору блестяще это сделать.

Бианки, В.В. Сказки и рассказы / В.В. Бианки, М.М. Пришвин. – Тула; М.: Астрель, 2011.

Сказки и рассказы знаменитых писателей — натуралистов В.В. Бианки и М.М. Пришвина откроют читателю удивительный мир природы, такие его стороны, которые скрыты от беглого взгляда.

В книге — короткие рассказы и сказки про лесных и домашних обитателей, интересные, добрые, некоторые с юмором, некоторые с грустным концом, но в целом — очень увлекательные. Настоящая русская классика сказок про животных.

Очень украшают книгу великолепные иллюстрации И. Цыганкова: крупные, яркие, живые, эмоциональные и реалистичные. Ребенок с большим интересом будет  рассматривать букашек, птиц, животных.

Ботанические сказки. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2012.

Под обложкой этой удивительной книжки живут обитатели лесов, садов и огородов. Болтливая Редька, которая считает, что она самая знаменитая и мечтает о том, что ее будут показывать на выставке. Богатырь Желудь, с твердым характером, благодаря чему он добился своего — превратился в мощного зеленого великана.

Цветочек Льна, считающий себя самым счастливым, — он испытывает радость оттого, что приносит людям пользу. Растения рождаются, растут и радуются жизни. Но они часто и печалятся, потому что их незаслуженно сжигают, вырубают и срывают без надобности.

А ведь зацепиться корешками за землю, пережить зиму и ветры, распрямиться, после того как на тебя наступили, очень  сложно.

В сборник включены сказки Клавдии Лукашевич, Александра Федорова-Давыдова, Александра Куприна, Дмитрия Мамина-Сибиряка, Карла Эвальда и Ганса Христиана Андерсена.

Грибачев, Н.М. А это мы! – заяц Коська, белка Ленка, лиса Лариска, медведь Потап, ёж Кирюха, волк Бакула и прочие. – М.: Сов. Россия, 1982.

  • В эту книгу вошли сказочные истории, рассказанные старым и мудрым Лосем. Герои его рассказов — лиса Лариска, бобер Борька, енот Ероха, белка Ленка, сом Самсон, крот Прокоп, еж Кирюха и многие другие обитатели лесов и рек.
  • Но главный герой всех рассказов — заяц Коська. Веселый и озорной, искренний и наивный, сообразительный и безумно любопытный зайчонок, с которым постоянно происходят какие-то истории.
  • Истории часто смешные, но поучительные, помогающие юному читателю понять разницу между добром и злом, правдой и ложью…

Зальтен, Ф. Бемби: лесная сказка. – СПб.: Северо-Запад, 1993.

Однажды в лесу родился оленёнок Бемби. Он был совсем маленький и глупый, поэтому всюду ходил с мамой. Постепенно у него появились друзья. А потом и враги — волки и… Человек с ружьем. Шло время.

Одни обитатели леса умирали, другие появлялись на свет. Оленёнок узнал, что законы леса суровы и жестоки. Но узнал он и другое: сильнее жестокости любовь и дружба.

Именно благодаря ей жизнь в лесу продолжается.

Просто невероятно! Как достоверно и красиво удалось Ф. Зальтену передать мир природы. Здесь нет никаких поучительных наставлений, недосказанности, просто трогательная история из жизни животных. И ребенок ей верит!

Кинкейд, Л. Лесные истории с кротенком Вили и его друзьями / Л.Кинкейд, Э.Кинкейд. – М.: Иванушка, 1994.

Смешные и поучительные истории о приключениях кротенка Вилли и его друзей — барсуков Дэви и Базиля. Герои книги решили поселиться в лесной сторожке, которая пустовала много лет. Их соседями оказались лесные обитатели ясеневой рощи, с которыми им предстояло подружиться.

Это и лягушка, которая устроила свой дом в кувшине, и летучие мыши, устроившие ночной переполох на чердаке, кролик, белка, которой кротенок помог искать «сокровище», пчелы, землеройки и многие другие.

В книге очень хорошие добрые иллюстрации, которые, несомненно, понравятся малышам.

Читайте также:  Ролевые игры для детей

Константиновский, М. КОАПП! Спасите наши уши! – М.: Стрекоза-Пресс, 2005.

Комитет Охраны Авторских Прав Природы, сокращенно КОАПП — организация, созданная по инициативе Кашалота в 1964 году в связи с появлением у людей новой науки — бионики (как известно, задача этой науки — использовать изобретения Природы в технике).

Основная цель КОАППа — кратко, но исчерпывающе сформулирована в песенке: «Славный наш дружный Комитет выдает каждому патент, защитив приоритет Природы!».

Но коапповцы (председатель – Кашалот, действительные члены: Сова, Гепард, Стрекоза, Рак и Человек, члены-корреспонденты: Мартышка и рыба Удильщик, секретарь – птица-Секретарь) не забывают и о повседневных нуждах своих собратьев-животных, заботясь об их здоровье, быте, образовании и культурном досуге…

Кротов, В. Червячок Игнатий и его друзья: сказки. – М.: Махаон, 2005.

Червячок Игнатий живёт в такой сказке, где червяков не боятся и даже не называют их «червяками», а только ласково говорят: «червячки», «червячок»… Во всём остальном эта сказка довольно похожа на нашу жизнь. Только чудеса в ней заметнее.

Червячок Игнатий (ему не очень нравится, когда его называют просто «Игнатий», потому что его тогда можно спутать с каким-нибудь человеком) — замечательное существо. Он умный, добрый, работящий (червячки ведь рыхлят нашу землю), много читает и любит общаться с другими живыми существами, даже с людьми.

У него много друзей — и насекомых, и разных прочих. Весёлая божья коровка Пятнашка, строгий жук Дормидонт, изобретательный паук Пафнутий, неторопливая улитка Ульяна, резвые кузнечики Кузя и Смит, старательный муравей Моня… А ещё художник Эдуард, гном Ом, девочка Маша Макеева, и другие девочки, и мальчики, и взрослые… Нет, всех не перечислишь.

Если Вы ещё не знакомы с червячком Игнатием – заходите в сказку и познакомьтесь с ним. Никто никогда ещё не жалел о встрече с червячком Игнатием.

Крюкова, Т. Лесная аптека: сказочная энциклопедия лекарственных растений. – М.: Аквилегия-М, 2006.

Книга известной детской писательницы, лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования Тамары Крюковой помогает развить образное мышление ребенка, пробуждает любознательность, живой интерес к чтению, любовь к родной природе.

Познавательные и удивительно добрые сказки знакомят детей с лекарственными растениями, помогают найти ответы на многие детские «почему?».

Например, почему календулу в народе называют ноготками и чьи это ноготки? Какие болезни помогает вылечить это растение? А почему малина и крапива растут всегда вместе, как неразлучные подруги? Книга рекомендуется для старших дошкольников и младших школьников, а также для чтения взрослыми детям.

Крюкова, Т. Сказки дремучего леса. – М.: Аквилегия-М, 2006.

Еще одна книга Тамары Крюковой, адресованная детям. Герои книги — обитатели дремучего леса: Лиса, Медведь, Заяц и другие. Жизнь этих сказочных героев наполнена волшебством и невероятными приключениями, часто они попадают в забавные ситуации, из которых обязательно находят выход, приобретая при этом на своих ошибках неоценимый опыт.

Книга рекомендуется как для чтения вслух взрослыми, так и для детей, читающих самостоятельно. Адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Мамин-Сибиряк, Д. Насекомьи сказки / Д. Мамин-Сибиряк, В. Бианки. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2010.

  • Добрые и веселые сказки написаны известными русскими писателями — Дмитрием Маминым-Сибиряком и Виталием Бианки. Первая сказка сборника «Насекомьи сказки» называется «Последняя муха».
  •   Автор подробно, остроумно рассказывает историю жизни обыкновенной мушки.
  • Казалось бы, такое невзрачное создание! Но и у неё «всё, как у людей» − детство, полное открытий, наивная юность, вся дальнейшая жизнь с отчаянной силой полёта и самоуверенностью на грани фантастики.

Пришвин, М. Лесной шатер. – М.: Искатель, 1998.

Простые и выразительные, искренние и поэтичные произведения неутомимого исследователя жизни – замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина раскрывают тайны природы, учат любить родную землю и понимать ее красоту.

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще выше.

Рассказы о природе / К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский, В. Бианки. – М.: Самовар, 2005.

  • В данную книгу вошли 13 интереснейших рассказов о природе средней полосы, написанные с любовью и мастерством. Образное и нескучное описание смены времён года, случаи из жизни различных зверей и птиц, истории об их взаимоотношениях с человеком — вот содержание вошедших в книгу рассказов. Авторы рассказов: К. Ушинский, Г.
  • Скребицкий, В. Бианки, К. Паустовский — одни из лучших в описании природы и животных. Они мастерски, очень точно с помощью слов передают бессловесное, учат понимать и ориентироваться в окружающей среде.
  • Они без морали и назидания рассказывают очень важные и нужные вещи, преподносят огромный познавательный материал, интересно и увлекательно.

Скребицкий, Г. Неведомые тропы: рассказы для детей. – М.: Махаон, 2000.

В книгу вошли  рассказы и сказки о родной природе известного писателя — натуралиста Георгия Скребицкого. За тридцать лет автор написал немало хороших книг.

И читатели – прежде всего дети, подростки – узнавали с его помощью многое в прекрасном мире нашей природы.

Читая книгу, юный читатель проникнет в недоступный мир, скрытый от постороннего взгляда, ощутит дыхание лесов и лугов, пройдет по нехоженым лесным тропам. Книга учит любви и бережному отношению к окружающему миру.

Сладков, Н. Бюро лесных услуг: сказки и рассказы. – М.: Стрекоза-Пресс, 2005.

Доводилось ли вам видеть, как зайцы водят хоровод? А знаете ли, для чего существует Бюро лесных услуг? Слышали вы когда-нибудь пение жаб, мышей и шмелей? Если еще ничего об этом не слышали и не читали, то сейчас как раз время исправить упущенное.

Написал очень добрые интересные сказки и рассказы об обитателях нашего леса известный писатель — натуралист и большой знаток природы Николай Иванович Сладков.

В сборник вошли рассказы: «Как Медведя переворачивали», «Трое на одном бревне», «Непослушные малыши», «Суд над Декабрем», «Лесные тайнички», «Медовый дождь» и другие удивительные истории о зверях и птицах, с которыми целый год, с декабря по январь, происходят самые разные чудеса.

Тихонов, А. Про нечистую и добрую силу: сказки русского леса. – М.: Робинс, 2010.

Ну какой ребёнок не любит слушать сказки? В этой книге юного читателя ждут удивительные встречи с известными фольклорными персонажами – Бабой Ягой, Лешим, Кикиморой, Водяным, а также другими интересными героями (Грибным Дедушкой, Ягодной Плаксой, Логовушкой). Эти лесные жители расскажут малышу множество удивительных историй. Например, о том, как правильно собирать грибы, какие птицы и звери живут в лесу, какие бывают лекарственные растения. Ваш кроха научится любить природу и бережно к ней относиться.

В книге — сказки, рассказы, весёлые стихи и, конечно же, великолепные яркие иллюстрации. Она рассчитана на дошколят и младших школьников.

Чарушина-Капустина, Н.Н. Лесная сказка. – СПб.: Амфора, 2011.

Каждому необходим друг — и зверям, и птицам, и людям. Даже если ты всего лишь кленовый лист, тебе тоже важно быть нужным, а то ведь недолго и засохнуть от обиды!

Автор и художник этой книги — Наталья Чарушина-Капустина — знакомит ребят с обитателями осеннего леса, а ещё — учит доброте, бережному отношению к природе и умению видеть красоту в каждой травинке.

Шим, Э. Рассказы и сказки о природе. — М.: Стрекоза, 2008.

  • Хотите узнать, почему подорожником лечат раны, а от лука плачут, как поют птицы, кто лечит деревья….
  • Эта книга учит понимать «язык зверей и птиц», сострадать и сочувствовать жучкам, паучкам и всему живому. Писатель Эдуард Шим — хороший рассказчик, он пишет легко, понятно, занимательно. В сборник вошли рассказы и сказки: «Жук на ниточке», «Подорожник», «Очень вредная крапива», «Медведь – рыболов» и многие другие.

Яковлев, Ю.Я иду за носорогом: рассказы. — М.: ДРОФА, 2003. — 96 с.: ил.

Герои книги Юрия Яковлева — дети, которые дружат с собаками, бегемотами, и в общении с ними проявляют замечательные качества: мужество, верность, любовь. Вот так дружба с носорогом Носиком помогла мальчику Алексею хорошо учиться, а позже сам Алексей спас носорога от неминуемой смерти.

В книге помимо рассказов о природе есть замечательная сказка. Герои доброй и мудрой сказки «Умка» знакомы нам с детства, по мультфильму. Белый медвежонок Умка только начинает познавать мир.

Он учится строить хорошую берлогу и ловить нерпу, а когда приплывет веселая рыба-солнце, Умка вместе с мамой, большой медведицей, отправится на льдине по северным морям.

Но на берегу о нем будет помнить друг — маленький двуногий медвежонок, который умеет сбрасывать шкуру.

Источник: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2013-04-11-07-47-28

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector