Обучение дошкольников составлению описательных рассказов

Обучение дошкольников составлению описательных рассказов

Консультация для воспитателей, логопедов и родителей, раскрывающая методы и приемы составления описательных рассказов в процессе игр-выставок. Представлена нетрадиционная и интересная форма работы, позволяющая добиваться высоких результатов в составлении описательных рассказов.

Совершенствование связной речи детей — это одна из ведущих задач развития в дошкольном возрасте.

На пятом году жизни, появляется сложная форма связной речи — «сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном». (Д,Б.Эльконин). Именно в этом возрасте необходимо уделять внимание обучению рассказыванию.

Для полноценного речевого общения с окружающими одинаково важны все виды рассказов-монологов.

Легче всего начинать работу с описания игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект.

Умение точно, экономно и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления человека, облегчает процесс обмена информацией в различных видах деятельности.

«Несомненно, что слово играет решающую роль уже в наглядно-действенном мышлении и что только отражение в речи определенных предметов дает возможность ребенку составить о них дифференцированные представления и оперировать этими представлениями в умственном плане или в плане воображения». ( А. Запорожец).

Опыт моей работы, анализ литературы, наблюдения, беседы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Навыки приобретенные при описании одной родственной группы предметов (например, посуды), дети не всегда переносят в деятельность описания иной группы предметов (например одежды, мебели).

Легче усваивается совместная деятельность по составлению плана описания, совместное составление с педагогом. А вот самостоятельное составление рассказов детьми — утомительно для детей. Снижается устойчивость внимания в случаях, когда рассказывают сверстники.

Логопеду необходимо все время искать приемы, чтобы активизировать их внимание.

При сообщении цели непосредственной деятельности и игрового упражнения не стоит забывать о мотивах. Ведь именно мотивы побуждают человека к деятельности. Необходимо мотивировать детей. Можно включать в работу деловой мотив: «Ты сможешь купить игрушку, если сочинишь рассказ о ней».

Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только принята, но и затронула его интересы.

Также необходимо учитывать следующие моменты: желание детей рассказывать и слушать рассказы сверстников, количество и качество сочиненных рассказов.

Я решила провести эксперимент в процессе игры: » Срочно необходим ваш совет». Вниманию детей предложила пять бокалов и объяснила: «завхозу надо купить малышам новые бокалы.

В магазине предложили образцы, которые сейчас есть в магазине. Помогите выбрать нужные бокалы, только учтите бокал для малыша должен быть легким и конечно, красивым. Иметь удобную ручку.

Прежде чем вы будите высказывать свое мнение, нет ли у вас ко мне вопросов.»

Вопросы оказались:

— Вы действительно выберите те чашки, которые мы выберем? (Конечно, иначе зачем бы мы затеяли этот разговор?).

Заданные вопросы уже свидетельствовали о том, что дети заинтересовались. Позже, оценивая эту работу, дети высказывали удовлетворение тем, что им доверили настоящее дело, радовались деловому сотрудничеству со взрослым.

Как же проходила игра? Объяснение задания, включая цель, мотив деятельности, план описания чашки заняло 7 минут, количество заслушенных рассказов — 9 минут. Радовал тот факт, что дети размышляли, приступая к описанию.

(мне понравился вот этот бокал, но я еще не проверил, годится ли он малышам.) Легче, чем обычно, начинали рассказывать.

И первая фраза не была стереотипной, как зачастую бывает при составлении описательных рассказов по плану.

Обучая ребенка речи, необходимо создавать ему такие условия, однотипные с естественными, чтобы его речевые высказывания приближались к тем, которые существуют в жизни, когда удовлетворяется потребность в коммуникации.

При работе по составлению описательных рассказов  необходимо искоренить главный недостаток: дети больше слушают, нежели говорят. В деловом содружестве со взрослыми и сверстниками , ребенок уже не удовлетворяется активностью других, претендует на активную роль.

Необходимо выстраивать процесс игры таким образом, чтобы процесс обучения в достаточной мере удовлетворял любознательность ребенка и потребность в мыслительной деятельности. Необходимо поддерживать атмосферу непринужденного речевого общения.

Надо стараться, чтобы не было ни молчащих детей, ни тех, которым нечего сказать.

Работу по составлению описательных рассказов можно также проводить в процессе игр «Выставок». Интерес к играм- выставкам, так велик, что они играют в выставки на прогулке, дома, требуя, чтобы родители не только слушали , но и задавали вопросы.

Как же в играх-выставках решается ведущая задача — составление описательного рассказа? С этой целью я анализировала рассказы — результат речевой деятельности старших дошкольников, по традиционной методики и в игре-выставке. В основном я ориентировалась на два параметра:

  • употребление сложных предложений,
  • употребление наречий и прилагательных.

Монологи в процессе игры «Выставки» оказались объемнее, описывая экспонат дети чаще использовали сложные предложения, особенно сложноподчиненные, употребляли самые разнообразные наречия и прилагательные. В их рассказах прилагательные составляли 21% от числа всех используемых слов, 6 % — наречий.

Когда при описании подобных объектов вне выставочной ситуации эти же дети употребляли лишь 14% прилагательных и 3% наречий. Информативность, ведущий признак текста, выступил отчетливее.

В рассказах детей экскурсоводов четче проявлялись и такие признаки текста как целенаправленность, связь между частями описания и между предложениями.

Что еще положительно характеризуется в процессе игр-выставок:

  • Воспроизводят ситуации, в которых высказывания детей и их поведение максимально приближены к жизненным.
  • Отвечают потребностям старших дошкольников в активном деловом содружестве с окружающими.
  • Учат культуре общения. Ребенок помнит о взятой на себя роли и действует в соответствии с ней.
  • Поведение детей подтверждает положение Л.С.Ввыготского о том , что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя и может решать более трудные задачи.
  • Внимание детей поддерживается за счет чередования монологов (моментов более утомительных) и диалогов (моментов оживления).
  • Возможность задавать вопросы, возможность сформулировать вопрос поинтереснее необычайно активизирует мысль и речь ребенка.

Во время подготовительной работы к выставкам вопросы и ответы детей в массе своей просты и стереотипны. Однако в процессе игры звучат высказывания, вызывающие радость.

Наблюдения показывают, что после закрытия выставок интерес к экспонатам сохраняется в течении 6-8 минут, а в случае, когда экспонируются заводные игрушки, интерес не угасает в течении 10-15 минут.

Выставки можно проводить, используя разные игрушки и предметы. Это позволяет определенным образом решать проблему межпредметных связей. Так выставки решают интегративные задачи. Помогают уточнить представления детей об окружающем.

В старшей группе успешно проходят описания таких выставочных экземпляров, как чайная и столовая посуда, куклы в национальных костюмах, различные автомобили, подносы, книги.

В подготовительной группе дети с увлечением характеризуют изделия хохломы, дымковской игрушки.

Игры-выставки помогают достичь высокий результат, строятся с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально-волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.

Рассказы детей, записанные при традиционной методике

Игры-выставки (2).

Наташа Т., 5 лет 7 месяцев.

1. Летний костюм мальчика.

Это костюм для лета. Рубашка красная, на плечах широкие синие полоски. Есть карман, еще карман. И брюки. Костюм сшит из мягкой ткани. ( Дальше молчит, затрудняется. Ждет наводящих вопросов). Рубашка сшита с воротником.

2. Летнее платье девочки.

Это платье для лета. Девочке купили, чтобы носить в жару. У платья беленький воротничок и золотые пуговки. Рукава короткие. На платье есть поясок, а на пояске пряжка. Платье ситцевое. Очень красивое.

Денис Ш., 5 лет 6 месяцев.

1. Хохломская тарелка

Это тарелка, она черная. А внутри золотая. Вот тут проходит узор, ягодки и три листочка. Опять ягодки и опять три листочка. А вверху какие-то листочки. Тарелка небольшая.

2. Хохломская тарелка.

Это большая красивая тарелка для салата. Внутри она, как многие хохломские тарелки золотая, а снаружи черная. Нарисован красивый золотой узор, который состоит из веток и ягод, похожих на рябину. А над листьями — цветы. У тарелки обычная форма. Круглая. Есть красный ободок. Очень красивый.

1. Игрушечный пылесос.

Это пылесос. Сделан он серой пластмассы. Вверх непрозрачный, а низ прозрачный. Видно желтые шарики. Это, наверное, мусор. Еще есть шланг и щеточка. Есть кнопка. На нее нажмешь, и пылесос включается.

2. Снегоуборочная машина.

Эта машина называется снегоуборочная или грейдер. Она может опускать и поднимать щит. Руль тоже можно немного опустить вниз. При повороте руля влево колеса тоже поворачиваются влево. При повороте руля вправо колеса тоже поворачиваются вправо. Машина вся сделана из металла, а колеса из резины. Так же и у настоящей машины. Вся машина окрашена зеленым цветом. Шины колес черные.

Волкова Мария Александровна, учитель-логопед высшей категории, МБДОУ детский сад №5 «Березка»,

Нижегородская область, г. Сергач

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/sostavlenie-opisatelnyih-rasskazov/.html

Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов

Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Шарьинский филиал ГОУВПО

Костромской государственный университет им. Некрасова

Контрольная работа

по курсу: Методика развития речи детей дошкольного возраста

на тему: Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов

Выполнила:

студентка 3 курса

специальность: Педагогика и методика дошкольного образования

Тончавина Евгения Валерьевна

Шарья 2009

Содержание

Введение

1.Сущность, признаки и структура описательных рассказов

2.Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

.Методика обучения детей описанию игрушек и натуральных предметов

Заключение

Библиографический список

Введение

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И.

Тихеева писала: Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

Читайте также:  Примерные программы деятельности детских и подростковых объединений в школе

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь.

Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими.

По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д.

Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была полна и понятна для слушателя, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но я хочу остановиться на обучении детей составлению описательных рассказов, поскольку составление описательных рассказов при опоре на восприятие — ценный вид речевой деятельности. Занятия такого типа способствуют повышению эффективности подготовки детей к школьному обучению.

1. Сущность, признаки и структура описательных рассказов

В детском саду придается особое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Рассказ — это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) — более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

Рассказы по форме бывают сюжетные и описательные.

Описание — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.

О�

Источник: https://www.studsell.com/view/94462/

«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» — PDF

«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» - PDF

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» Тема «Мнемотехника эффективное средство развития связной речи дошкольников» ФИО педагогачилимова Гульнара Мунировна

Подробнее

О чём поговорить с ребёнком осенью? (составление осенних рассказов и заучивание осенних стихов по пиктограммам, осенние раскраски, штриховки) 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.

Подробнее

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

Подробнее

21 сентября 28 сентября. Тема недели: Волшебница осень. Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить

Подробнее

Автор проекта: учитель-логопед ГДОУ 113 Панова Н. Е. г. Санкт Петербург ДЕТСКО РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА». Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о временах

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 12» г. Усинска (МАДОУ «Детский сад 12» г. Усинска) «ЧЕЛЯДЬÖС 12 — А ВИДЗАНIН» ШКОЛАÖДЗ ВЕЛÖДАН УСИНСК КАРСА МУНИЦИПАЛЬНÖЙ АСШÖРЛУНА

Подробнее

Январь 2014г. Несколько шагов к развитию речи дошкольника. Мнемотаблицы Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Технологический колледж 2» Структурное подразделение школа-интернат VIII вида

Подробнее

Использование мнемотехники в познавательно-речевой деятельности Работа педагогов ГБДОУ 86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Воспитатели Гусева Л.И Крестова Е.П. Учитель-логопед Меттус А.В. Познавательно-речевое

Подробнее

Енина Екатерина Сергеевна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска детский сад комбинированного вида 93 город Мурманск, Мурманская область ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Подробнее

Живой мир ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разговорная устная речь в 4 классе представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных

Подробнее

ГКОУ ЛО «Киришская специальная школа-интернат» Рассмотрена на МС школы Протокол от 20 г. Утверждена Распоряжением от 20 г. Рабочая программа по живому миру для обучающихся 1, 3-4 «Б» класса специальной

Подробнее

Зимующие птицы. 1. Словарь: 1). Знать некоторых птиц: воробей, голубь, синица, сова, филин, дятел, сорока, ворона, галка, кукушка, скворец, снегирь и др. 2). Знать, чем питаются и какую пользу приносят

Подробнее

Консультация для родителей на тему «Услышал — забыл. Увидел — запомнил. «Мнемотехника». Сделал понял.»(китайская мудрость) Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения

Подробнее

Министерство образования и науки Республики Алтай Филиал 1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» Турочакского района с. Турочак Конспект НОД по экологии в старшей группе «Пернатые обитатели осеннего

Подробнее

Цели: Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи. Лексическая тема «Осень». 1. Уточнить представление об осени и ее приметах. 2. Расширить и активизировать словарь по теме. 3.

Подробнее

Система заданий для совместной работы родителей и ребенка дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (по лексическим темам). 1. «Детский сад» Нарисовать и составить описательный

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 426 г. Челябинска» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание (Формирование целостной

Подробнее

Конспект НОД в средней группе Тема: «Фрукты» Цели: -Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, пользе для здоровья человека. -Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен

Подробнее

1 Программа по курсу «Здравствуй, мир!» Автор программы: А.А.Вахрушев,Е.Е.Кочемасова Пояснительная записка Цель данного раздела: расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной

Подробнее

Паспорт фонда оценочных средств по окружающему миру 1 класс Разделы Представление оценочных средств. Текущий Промежуточный Итоговый Входной тест 1. Стартовая диагностическая работа. Проверочная работа

Подробнее

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Жизнь диких животных весной» Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной: линька,

Подробнее

Тематический проект «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!» Продолжительность: краткосрочный Участники: дети младшей группы воспитатели родители Актуальность Необходимость возрождения в обществе ведения

Подробнее

УДК 087.5 ББК я92 Н63 Н63 Николаев, А. Как научить ребёнка строить предложения / А. Николаев. М. : РИПОЛ классик, 2012. 96 с. : ил. (Играем и учимся). ISBN 978-5-386-05153-2 С помощью этой книги вы научите

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 78 «Алые паруса» города Ставрополя Рабочая тетрадь 2 для детей старшего дошкольного возраста по развитию

Подробнее

«Грамматика — логика языка» К. Д. Ушинский В сборнике подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения по формированию грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи: на развитие

Подробнее

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Домашние и дикие птицы» (конспект непосредственно образовательной

Подробнее

1 Пояснительная записка Данная программа обучения составлена на 2016-2017 учебный год с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. На момент поступления в школу была проведена диагностика

Подробнее

Найди ножку. Цель: Учить составлять предложения с многозначным словом ножка; помогать осмысливать разные значения этого слова. Что мы называем словом «ножка»? (ножка стула, стола, дивана, шкафа, ножка

Подробнее

Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста. Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника) — искусство запоминания, система «внутреннего письма»,

Подробнее

Возвращение синичек в наш город. Проект ученика 4В класса ГБУСОШ 1251у.к.1 города Москвы Сергиева Владимира. Руководитель: Волкова Людмила Вячеславовна, учитель начальных классов. Консультант работы: Сергиев

Подробнее

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Подробнее

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

Подробнее

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности для детей 2-й младшей группы «Путешествие по «Нашей Родине» Цель: воспитание у детей II младшей группы нравственно-патриотических чувств. Задачи: 1.

Подробнее

Развитие речи детей 4-5 лет На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов,

Подробнее

Перспективный план реализации лексических тем в старшей группе на 2015-2016 учебный год период месяц неделя лексические темы мероприятия 1 сентябрь диагностика диагностика «Дары осени» «Огород. Овощи»

Читайте также:  Праздник воздушных шаров в начальной школе. сценарий

Подробнее

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы по теме: «Природа-волшебница», проведенной воспитателем МДОБУ центра развития ребенка детского

Подробнее

«Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средством наглядного моделирования» Автор-составитель: Кобзева Анастасия Сергеевна воспитатель детского

Подробнее

МАДОУ «Детский сад 435» Консультация «Обучение дошкольников рассказыванию с помощью мнемотехники» Подготовил: О.М. Чичеватова, воспитатель Нижний Новгород 2016 г. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь

Подробнее

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ воспитательное занятие для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости воспитатель Гречко О.А., Красноярская общеобразовательная школа 5 Цель: повторение и уточнение знаний

Подробнее

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме: «Осень» воспитатель: Смотрова Н. С. Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме: «Осень»; создание положительной мотивации на игровую

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 126 г. Липецка КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Весна идет» Автор разработки Веселова Марина

Подробнее

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад 3 общеразвивающего вида «Лесная азбука» Интегрированное занятие в старшей группе Интеграция образовательных областей:

Подробнее

Лексическая тема «Весна, признаки весны» Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники,

Подробнее

Тема: «Друзья всегда придут на помощь». Возрастная направленность: средний дошкольный возраст. Цель: развивать умение детей взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Задачи: Социально-коммуникативное

Подробнее

Дети должны знать: — названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж; — что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище; — как называется жилище медведя (берлога),

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Ласточка» Интегрированное занятие по экологии. «Зимующие птицы» 2013 год Воспитатель Няурене И.М. Развивающие цели: развитие общей моторики, координации

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 44 «Ярославич» Конспект занятия во 2 младшей группе «Витаминные посадки» (Познавательное развитие) Воспитатель: Митряшина

Подробнее

Непосредственно образовательной деятельности в форме занятия. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, с элементами развития речи с использованием ИКТ «Прогулка в осенний лес» в средней

Подробнее

Наглядное моделирование в работе с детьми дошкольного возрастанаглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте

Подробнее

Холодкова Лариса Анатольевна воспитатель 2-й категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прохоровская начальная общеобразовательная

Подробнее

Тема: «Перелётные птицы». 4.03.16 1. Игра «Чьи крылья? Чей клюв?» У журавля журавлиные крылья, журавлиный клюв У гуся У утки У грача 2. Игра «Назови птенцов»: У журавля журавлята У грача У утки У лебедя

Подробнее

Хабарова А.А., воспитатель первой квалификационной категории Мнемотехника- в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение

Подробнее

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад 188 «Степашка» г.о.тольятти Конспект занятия с детьми старшей группы «ЗИМА» Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста Ивлева И.П г.тольятти Тема:

Подробнее

Эффективные формы контроля учащихся с интеллектуальной недостаточностью по учебному предмету «Человек и мир». Тестовые задания как форма контроля. Мордович Людмила Геннадьевна Государственное учреждение

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 32» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «Старик-годовик» Старшая группа Воспитатель I квалификационной категории Л.

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/30495052-Obuchenie-doshkolnikov-sostavleniyu-opisatelnyh-rasskazov-pri-pomoshchi-opornyh-shem-risunkov.html

1. Сущность, признаки и структура описательных рассказов

1. Сущность, признаки и структура описательных рассказовАнализ коррекционных приемов и методов обучения чтению для слабослышащих детей

Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекционной) школы рассказы составляют примерно 50% от произведений других жанров. Рассказ — это повествование, изображающее эпизоды…

Воспитательная система класса и особенности управления ею

1.1 Сущность и структура воспитательной системы

Воспитательная система класса — это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества…

Коммуникативный аспект педагогической деятельности

1.2.1 Сущность и структура педагогической деятельности

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая из них — деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого…

Обучение детей старшей группы составлению описательных рассказов

2. Особенности описательных рассказов детей старшего дошкольного возраста. Формирование у детей знаний о структурных частях текста

описательный рассказ речевой дошкольный Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О…

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы

1. Сущность и структура педагогической деятельности

Деятельность — активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной — постигается, открывается, изучается истина, в трудовой — создаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной — воспринимается…

Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями

1.1 Сущность и критерии познавательной активности, её уровни и признаки

В развитии теории и практики активного учения сыграли большую роль исследования Есипова Б.П., Левиной М.М., Огородникова И.Т., Русакова Б.А., Шаталовой Т.И. и других…

Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе

1.2 СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ЕГО СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКА

В чём сущность процесса обучения? Иначе говоря, что представляет собой главное звено, от которого зависят все последующие стороны и части обучения? Представим ученика, изучающего какой-либо учебный материал. Этот ученик познаёт мир…

Развитие умственых способностей детей

1. 1 Сущность и структура умственных способностей

Многие психологи при определении условий и движущих сил развития психики придерживались метафизической теории двух факторов (наследственности, и внешней среды), которые предопределяют ход развития психики…

Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области

1.1 Сущность и структура системы образования

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить: 1. Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных организаций; 2…

Специфика работы социального педагога с подростками-неформалами

1.2 Общая характеристика неформальных молодёжных объединений: сущность, основные признаки

М.В. Розин и А.П. Файн в своей работе «Демонстративность поведения участников неформальных объединений» пишут, что, любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни [9,64]…

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития воли у детей среднего дошкольного возраста

1.1 Сущность и структура сюжетно-ролевой игры

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми…

Учебные задания с элементами истории математики как средство развития исследовательских умений учащихся 7-9 классов

1.2.1 Сущность и структура исследовательских умений

Одна из основных задач школы — включение ребенка в активный процесс познания мира, себя в этом мире. Эта задача облегчается, когда учитель является носителем традиции науки и исследовательской деятельности…

Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр

1.1 Сущность и структура словаря имен прилагательных

Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи. Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря. Вопросами изучения активного словаря прилагательных занимались А. М…

Формирование мировоззренческой позиции школьников в начальной школе

1.1 Сущность мировоззрения и его внутренняя структура

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных…

Формирование сплоченного коллектива в начальной школе

1.2 Понятие «коллектив», его признаки и структура

Коллектив — это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью. Латинское слово «коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение…

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/25232

Формирование связной описательной речи у дошкольников с ОНР посредством использования наглядных схем | Методические разработки | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

Автор: Перькова Н. Г., Кондратова Т. А., Татаринкова Т. П.

Организация: МБДОУ детский сад №12

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

В современных исследованиях по проблеме развития связной речи детей с  ОНР специальное внимание уделяется формированию навыков описания предметов и явлений как одному из условий успешного обучения в школе. Описательная речь – один из базовых компонентов составления связных высказываний.

Описание – особый вид монологической речи, связанный с умением наблюдать, выделять признаки описываемого предмета, сравнивать, синтезировать свои наблюдения в своем высказывании.

Рассказ – описание, имеет большое значение для развития навыка связной монологической речи, способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов – обобщений: от описания одного предмета к описанию множества разных, а затем однородных предметов и активному использованию их в речи.

Но именно умение составлять описательные рассказы, как показывает опыт обучения детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.).

   Для детей описательный рассказ – самый сложный вид рассказа. Для детей с ОНР рассказ-описание вообще малодоступен, а большая часть из них способна лишь отвечать на вопросы взрослого.

Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.

Спонтанно справиться с  этой проблемой такие дети  не могут и требуют специального обучения.

В современной педагогической практике  при обучении детей составлению описательных рассказов обычно используются большей частью вербальные методы: составление рассказа по вопросам, по плану, по образцу взрослого, по памяти, по воображению.

Но это приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к образовательной деятельности,  что особенно характерно для наших ребят. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (памяти, восприятия, внимания) создает дополнительные затруднения.

Читайте также:  Рассказы о животных для младших школьников. ёж

В связи с этим возникает необходимость облегчить этот процесс, сделать его более доступным и интересным, найти эффективные вспомогательные средства, облегчающие становление у ребенка развернутого смыслового высказывания. 

По мнению многих психологов и педагогов (В. П. Глухов, Л. А. Венгер, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко),  значительно облегчает процесс становления описательной  речи использование  наглядных схем, с помощью которых происходит активная интеллектуальная и сенсорная работа ребенка по выделению признаков и свойств  предмета или явления.

В. П. Глухов отмечает: «При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, используются условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой»

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

С чего начать обучение?

При составлении рассказов-описаний мы используем поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:

1этап. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания.

Поэтому на первом этапе мы проводим с ребятами  подготовительные упражнения, которые направлены на развитие у них целенаправленного сенсорного восприятия и элементарного анализа воспринимаемого предмета — на обучение детей обследованию объекта (рассматривать, называть,  ощупывать, нюхать, надавливать и т. д.).

Это упражнения:   «Раскрась картинку», «Собери бусы», «Наложи заплатки», «Собери предмет из геометрических фигур», «Найди друзей (по цвету, форме, размеру)», «Узнай по вкусу, по запаху» и т. п.  С помощью таких упражнений дети учатся определять цвет, форму, размер, вкус, запах, другие отличительные признаки предметов.

Эти упражнения способствуют активизации речевого, слухового, зрительного, тактильного восприятия; развивают память, внимание, наблюдательность. 

Здесь мы также включаем в работу и упражнения на составление предложений и словосочетаний с опорой на зрительное и тактильное восприятие: упражнения «Дополни предложение», «Узнай по описанию», «Чем похожи и чем отличаются», «Подбери слова-действия, слова-признаки», «Подбери «кислые» слова, «зеленые» слова», «Скажи наоборот» и т. п. Упражнения проводятся с использованием материала лексических тем («Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и др.).

Подготовительные игры и упражнения мы проводим  как часть занятия по речевому развитию, познавательному развитию, на занятиях по заданию логопеда, а также в процессе режимных моментов.

На первом этапе дети научились выделять и называть существенные признаки предмета, составлять предложения и словосочетания, характеризующие эти признаки.

2этап. По мере выявления определенных свойств, характеристик данного предмета, вводим графический или наглядный символ, обозначающий данное свойство. Производим перевод сенсорного материала на  знаково-символический язык. Чтобы лучше воспроизвести все признаки, которые ребенок ощутил, почувствовал, ему поможет схема, которая обозначает эти признаки:

  • Изображение геометрических фигур — форма предмета.
  • Изображение клякс разного цвета – цвет предмета.
  • Изображение фигур разной величины – размер.
  • Изображение носа – запах предмета.
  • Изображение рта – вкус предмета.
  • Изображение сердца – отношение рассказчика к предмету.
  • Изображение человека – какую пользу приносит этот предмет для человека,  как он его может использовать и т. п.

Полезно здесь научить детей и дешифровке символов, т. е. научить определять, какое качество предмета конкретный символ обозначает.

Объяснив значение символов, проводим  игры на закрепление условных обозначений: «Расшифруй знаки – символы», «Покажи правильный символ» и т. п.

На  втором этапе дети научились соотносить признаки предмета  с соответствующими наглядными символами и наоборот. Мы познакомили детей с графическим способом представления информации.

3этап. Переходим к третьему этапу – непосредственно к процессу обучения составлению описательных рассказов с опорой на наглядные схемы. Схема – это графический план, последовательность предметных картинок,  составляющих содержание будущего рассказа-описания.

Каждая картинка в схеме должна моментально напомнить ребенку слово или выражение, которое мы ей обозначили.  Схема помогает детям определить последовательность изложения. Здесь воспитатель предлагает готовую схему, от детей требуется наполнить ее языковым содержанием.

Ребенок сможет составить рассказ только в том случае, если понимает, что означает тот или иной символ, поэтому на первых занятиях рассказыванию предшествует подробный разбор схемы.

Вместе с детьми обсуждаем содержание схемы и  по схеме составляем рассказ. На первых занятиях можно ограничиться показом 2-3символов, а потом вводить остальные.

Используя готовую схему, дети рассказывают о разных предметах из одной тематической группы. Например, тема «Фрукты». По одной схеме дети описывают разные фрукты.

Если дети хорошо справляются с подобными заданиями, задание усложняется. Изображений на схеме постепенно становится больше, они становятся более схематичными, имеющими более обобщенные значения.

На третьем этапе дети научились составлять описательные рассказы по готовой схеме.

4 этап. Далее мы используем схему, в которой отсутствует один или несколько символов, и предлагаем ребятам самостоятельно их придумать. Формирование навыков составления описательных рассказов при помощи схем происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Таким образом, они постепенно учатся планировать свою описательную речь.

На четвертом этапе дети научились самостоятельно подбирать и придумывать графические символы к различным признакам предметов.

5 этап.  Здесь учим детей  самостоятельно составлять  всю схему рассказа.

Как показывает практика, по мере того, как навык описания совершенствуется, дети начинают терять интерес к составлению рассказов. С другой стороны, отказ от схемы немедленно приводит к затруднениям: целиком удержать в памяти план из шести-семи пунктов наши воспитанники еще не могут.

Таким образом, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные полностью самими детьми. При этом детям предоставляется самостоятельность в выборе элементов рассказа и последовательности, в которой будет проходить описание.  Здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа.

  Огромное педагогическое значение имеет сам процесс составления этой схемы:

— дети сами определяют последовательность изложения;

— подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака.

Далее мы предлагаем детям дома с родителями или самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы «Моя семья», «Мой день рождения» и т. п.  Таким образом, на этапе коллективного составления схем  при составлении описательного рассказа постепенно растет доля самостоятельности детей.

На  пятом этапе дети научились самостоятельно составлять всю схему рассказа и по ней вести монолог.

Вся проделанная работа готовит детей к составлению описательного рассказа без опоры на схему.

Отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа. Дети готовы составлять описательные рассказы без опоры на схему.

Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование, экология). Перед изображением какого-либо предмета, дети рассказывают о нем, опираясь на уже знакомую схему. 

Использование наглядных схем в работе по развитию описательной речи у детей с ОНР неизменно подтверждает свою эффективность.

У детей расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется уверенность в своих силах, повышается познавательный интерес, происходят заметные сдвиги в развитии связной речи, мышления, улучшается зрительное восприятие, память.

Представленные приемы работы помогают создать необходимую мотивацию при обучении монологу, поддержать положительный эмоциональный настрой, интерес к занятиям и в целом – оптимизировать процесс развития связной речи дошкольников.

Приведем примеры использования наглядных схем для составления описательных рассказов. Начинаем обучение, используя самые простые готовые схемы, состоящие из трех пунктов: «Что это?», «Размер», «Цвет» (схема 1).

Постепенно переходим к схемам описания предмета, содержащим  до восьми пунктов.

Далее используем схемы, в которых отсутствует один или несколько символов, и предлагаем ребятам самостоятельно их придумать. В схеме 2 дети самостоятельно придумали первый символ.

Этот символ имеет сразу два значения: «Что это?» (вопросительный знак)  и «Размер» (разной величины вопросительные знаки – большой и маленький).

Самые длинные схемы используем для описания времен года (схема 3).

Рассмотрим  пример составления описательного рассказа по схеме на тему «Весна»  (12символов по количеству характерных признаков времени года, о котором надо рассказать):

  1. Солнце
  2. Сосульки.
  3. Ручьи.
  4. День становится длиннее ночи.
  5. Набухание почек.
  6. Весенние первоцветы.
  7. Появление травы.
  8. Прилет птиц.
  9. Выводятся птенцы.
  10. Пробуждение животных.
  11. У животных легкий, короткий мех.
  12. Появление насекомых.

Схема (наглядная модель высказывания) в каждом случае выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М.: Астрель, 2006.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь: монография / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996.
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов  / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос,1998.
  6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. — М.:Просвещение, 1986.
  7. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. – С.Пб.:  Детство-Пресс, 1999.
  8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2014.
  9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. —  М.: Гном и Д, 2000.  
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада  / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993.

Приложения:

Источник: http://www.pdou.ru/categories/2/articles/1087

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector