Обучение в малых группах на уроке-исследовании

на примере работы с обучающимися на уроках физики

Главная цель педагогической деятельности-дать возможность каждому обучающемуся получить образование с учетом индивидуальных возможностей. Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом.

Современной школе требуются такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в получении образования. Одной из форм внутриклассной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя в личностно- ориентировочной педагогике, является групповая работа.

Объединение в группы в первую очередь целесообразно при проведении практических и лабораторных работ, но возможно применение этой формы работы на групповых зачетах, самостоятельных работах: т.е. для решения почти всех дидактических проблем.

Цель данной статьи раскрыть технологию работы с обучающимися в  форме групповой деятельности, показать эффективность ее использования на уроках физики, на основании собственного опыта и имеющихся методических материалов.               Как происходит организация работы в малых группах?  Пример.  Работа в группах постоянного состава (4 человека).

Группы составлены с учётом разной подготовленности обучающихся. Есть сильные и слабые обучающиеся. Очень важно, чтобы в группах не было обучающихся, испытывающих неприязнь и неприятие друг друга. Если такое случается, то хорошо бы предварительно обсудить состав группы. Каждой группе предлагается несколько задач разной степени сложности.

Цель группы – решить, как можно больше задач.

Задача считается решенной, если на доске в специальной таблице записан ответ и у всех обучающихся группы она решена в тетради. В группе разрешается разделить силы и решать одновременно разные задачи. Как правило, лидер поручает наиболее лёгкие задачи решать слабым обучающимся. Это является поощрением для обучающегося слабого, он прикладывает все силы, чтобы справиться с заданием.

Каждой группе дается одна задача, которая должна быть решена на доске (разобрана). Таким образом, 6 – 7 задач будут записаны у каждого обучающегося. По окончании работы группа сама оценивает свой результат по числу решенных задач и результат каждого обучающегося группы по КТУ (коэффициент трудового участия). Обычно дается 5 задач.

5 задач  –  5. 4 задачи – 4. 3 задачи – 3. Если в группах отношения хорошие, а этого нужно добиваться, то, как правило, обучающиеся щедрые на выставление КТУ.

Урок в такой форме позволяет решить много задач. Самое главное, что все обучающиеся вовлечены в учебный процесс.

Таблица на доске.  Этот урок можно провести при подготовке к контрольной работе, так как он позволяет решить за урок много разнообразных задач, и при этом обучающиеся работают в хорошем темпе. Приложение: листы с заданиями и ответы.         Какие достоинства имеет групповая форма работы? 1. Повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся. 2.Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких — то задач. 3.В малой группе всегда выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение. 4.Происходит развитие коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. 5.  Способствует улучшению психологического климата во всей группе обучающихся.             Наряду с достоинствами работы в малых группах имеется и ряд недостатков: Более слабый обучающийся может полностью полагаться на сильного, который, по его мнению, лучше знает, как решать задачи. Самостоятельно не работает на занятии. Преподаватель в каждом конкретном случае ищет и находит свои способы преодоления этого недостатка: 1.Объединение партнеров с разным уровнем подготовки требует определенной организации- надо организовать совместную деятельность в таких группах так, чтобы она вынуждала работать всех.   Например, это произойдет, если результат оценивается по тому, насколько активны все обучающиеся. 2.Задание дается таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. 3.Предложить задачи индивидуально каждому участнику данной группы (разной степени сложности) с дальнейшим обсуждением решений в группе. 4.Можно выровнять группы по силе обучающихся, в них входящих. (Но сложно учесть симпатии и антипатии обучающихся) Групповые формы работ способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, независимо от особенностей учебных групп.

Таким образом, групповая форма требует от преподавателя особых организационных усилий. Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной обучающихся.

Работа каждой группы должна быть под контролем преподавателя и умело направлять эту работу: оказывать своевременную помощь в виде проверки правильности направления хода работы, поощрять обучающихся к совместной работе, выступать в роли арбитра во всех спорах.

Обязательно надо следить за работой слабых обучающихся. (Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала.) Необходимо побуждать обучающихся к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка всегда вызывает столкновения разных точек зрения.

А в споре, как известно, всегда рождается истина. Применение технологии  обучения в малых группах  позволяет научить самостоятельности, мыслить логично, научно, творчески, ориентироваться на успех. Научить работать в коллективе- быть коммуникабельным и толерантным.

Вызывает чувство удовлетворения, уверенности в себе, стимулирует рост интереса к изучаемому предмету. Неоднократное проведение уроков по такой методике, как показывает мой опыт, очень повышает качество знаний и, соответственно, интерес к предмету. 

 

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/152-special-education/10669-Tekhnologiya_raboty_v_malykh_gruppakh.html

УчПортфолио.ру

 Преимущества групповой работы на уроках самопознания и в классе предшкольной подготовки             Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.

          Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми. Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения.

И школа, как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.

         Я часто задаю себе вопросы: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех?»
          Всем известно, в каждом классе есть дети с разными способностями. Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п.

Учителям нужно учитывать способности каждого и в то же время они должны обучать класс, как единую группу. Каждый учитель-предметник в школе старается решить данную проблему, применяя различные формы и методы работы.
Меня, как учителя также волнуют вопросы, как научить детей учиться, как их заинтересовать своим предметом.

Читайте также:  Успенский «охотничья собака ярик»

Я думаю, для этого необходимо применять такие формы работы с учащимися, которые будут способствовать повышению их  интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы.
             Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества друг с другом.

Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся я применению различные приемы: например приемы критического мышления: «Кластер», «Синквейн» и т.д. предполагают работу в группах, приемы диалогового обучения подтверждают, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии.

               Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.

             По итогам анкетирования, групповая форма является одной из любимых форм работы моих учеников… Почему? (ответы «учеников»)
                Да, наверное, самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее.

Групповая работа строится на следующих принципах:

           Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).
     Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
           Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли(спикер, оценщик, «хранитель времени», наблюдатель, в нулевых классах- капитаны экипажей)
            Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками. Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их   глазах смысл и значение учебной деятельности.
Какие же существуют требования к учебному материалу?
         По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.
          Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, анализировать, обобщать,  сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп.

Для формирования групп обучающихся,
я использую следующие методы:

А) По желанию
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию даю, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на … равные группы.
Такой вид объединения детей в группы можно успешно применять в том случае, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе и важен не результат, а сам процесс. Объединение в группы
Б) Случайным образом
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае ведущий должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
В) По определенному признаку
Для меня этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь.
Следующий метод
Г) По выбору «лидера»
Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. В моей практике наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

Плюсы и минусы некоторых принципов объединения детей в группы

 

Принцип объединения групп +
1. Стихийно  быстрота; возможность побыть в новой роли. возможна психологическая несовместимость
2.По желанию  — быстрее могут договориться друг с другом; — лучше понимают друг друга. -могут быть отверженные
3. «Слабые-сильные» идет активное взаимообогащение знаниями;  возможность найти свое место и почувствовать успех. возможно будут работать только «сильные» учащиеся  формирование пассива 
4.По выбору «Лидера» каждый ощущает свою полезность; -каждая группа уже имеет лидера, который сможет организовать эффективную работу. желаемых учащихся на всех не хватает; учащийся видит себя в группе, а его туда не выбирают. 

Организация работы группДалее следует не менее важный этап — организация работы группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Подготовка к выполнению группового задания. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам.
2) Групповая работа. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания.
3) Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи, рефлексия. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.о время групповой работы я  выполняю  разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и, в случае крайней необходимости, оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом.
В групповой работе важно формировать и развивать психологическую установку на сотрудничество. Я говорю ученикам: «Человек, увидевший талант другого, порадовавшийся за него, станет и сам талантливее». У нас на уроках часто можно услышать аплодисменты, мы радуемся находкам, открытиям друг друга.
Проверка результатов
В групповой работе роль оценщика и судьи я предлагаю взять на себя учащихся, но при этом заранее выдвигаю четкие критерии оценки заданий.
К работе по проверке результатов привлекаю экспертов из числа учеников класса. В работе с группами мне очень помогают:
«Листы самоконтроля, самооценки» которые я разрабатываю сама. От урока к уроку они несколько видоизменяются, но смысл остается один: дети видят весь объем работы, отслеживают на протяжении всей работы и оценивают выполненные задания, а также оценивают работу каждого члена группы по активности и вкладу в общее дело. Видят, где группа недоработала, где все получилось, какую корректировку нужно внести
Я пришла к выводу, что групповые формы работы позволяют создать более близкие контакты между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, быть активными, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата.
Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся. Такими заданиями являются: заполнение кластера по теме урока, ранжирование, создание постера по теме урока и т. д. Эти задания в группе способствуют развитию у учащихся умению мыслить самостоятельно, настроиться на успех. Учащиеся активно взаимодействуют в группе, обмениваются мнениями, сотрудничают.
Исходя из своего наблюдения, я отметила, что учащиеся со слабым уровнем мотивации, проявляют в группе активность и в какие-то моменты даже проявляют лидерские качества, например при оформлении и защите постеров. Учащиеся со среднем уровнем мотивации, по результатам моих наблюдений, принимают также непосредственное участие в группе, стараются помочь своим одноклассникам. Что касается учащихся с высоким уровнем мотивации, то при групповой работе им необходимо поручать более ответственные роли. Например, в конце урока отследить роль каждого учащегося и оценить работу в группе каждого ученика. По итогам моих наблюдений хотелось бы отметить следующее: на традиционных уроках наблюдалось, что учащиеся с низким уровнем мотивации чаще всего не участвовали в процессе обучения, старались быть незамеченными, то при групповой форме работы такие учащиеся становятся более раскрепощенными, так как чувствуют поддержку со стороны своих одногруппников. Также при выполнении более сложных заданий в группе учащиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.
Плюсы:
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Минусы:
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Из опыта применения групповой работы на своих уроках, я хотела бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.  При групповой форме работы заметна высокая обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Таким образом, сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучения в сотрудничестве является для меня понятной, приемлемой и приоритетной.
   
 

Читайте также:  Пословицы о весне

Источники

 
1.Beckman M. (1990) Collaborative Learning (Совместное обучение: подготовка и наличие свобод) College Teaching 38(4) 128-133
2.Slavin R.V. (1983) Whem Does Cooperative Learning(Cовместное обучение).Review of Edukational Research 50 (2) 315-342 3.http://so.orley-kost.kz/publikatsii/novye-podkhody-v-prepodavanii-i-obuchenii/219-preimushchestvo-gruppovoj-raboty-na-urokakh-gumanitarnogo-tsikl 4.http://infourok.ru/material.html?mid=5842

 5.Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Источник: http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=1264

Восемь форм группового обучения учеников: одна голова хорошо, а две лучше

  • в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • дети учатся обсуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение других;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • обсуждение одной информации с несколькими одноклассниками обеспечивает более прочное усвоение.

Существует много разновидностей групповой формы работы.

Обучение в командах

Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: в начале урока учитель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Лекция должна быть достаточно емкой по содержанию и одновременно практически-направленной. Рекомендуется использование наглядности, моделирования и учебных экспериментов.

Далее учащиеся работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. Учащиеся могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы учителю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них.

После проработки конспекта лекции учащиеся выполняют индивидуальные работы. На данном этапе помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно. Главная особенность данного метода заключается в системе оценки индивидуальных работ.

Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: учащийся может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы.

Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей: она заслуживает поощрения и внесения на специальную доску победителей.

Метод учебного турнира

Основная характеристика этого метода заключается в том, что после изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. Как правило, такого рода турниры проводятся раз в неделю после изучения крупной учебной темы. Порядок проведения таков.

Учащиеся из разных команд распределяются по уровню учебных достижений: сильные – первая подгруппа, средние – вторая подгруппа, слабые – третья подгруппа. Каждая подгруппа получает около тридцати пронумерованных карточек с вопросами, расположенных на столе в произвольном порядке в перевернутом виде.

Каждый учащийся подгруппы поочередно выбирает карточку и отвечает на вопрос, записанный на ней. Отвечать можно как устно, так и письменно. Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру – по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов).

В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи учителя. В среднем на каждого учащегося приходится по три карточки. Таким образом, учителю необходимо подготовить к турниру около 90 карточек-вопросов трех уровней сложности.

После турнира в подгруппах учащиеся возвращаются в свои команды и суммируют полученные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, признается победительницей.

Читайте также:  Сценарий праздника для детей «крещение руси»

Метод командной поддержки индивидуального обучения

Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией.

Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.

Индивидуальные задания проверяются специально назначенными учителем учащимися – «мониторами» из разных групп. Они снабжаются листами-ответами для оперативной проверки индивидуальных работ. В это время учитель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой.

В конце недели подводится итог: сколько тем изучила каждая группа и каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.

Метод «американской мозаики» (Jigsaw)

Этот метод  реализуется по следующей схеме: команды формируются по 4–6 человек. Новый учебный материал делится на 4–6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10–15-минутного обсуждения.

После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу.

Выигрывает та команда, которая набирает таким образом наибольший балл.

Метод кооперативного взаимообучения

Заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержке учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д.

Данный метод может применяться в работе различных по форме учебных групп: формальных (сформированных по специальным критериям для решения конкретной учебной задачи), неформальных (укомплектованных по принципу симпатии или дружбы или просто по «территориальному принципу» – сидят за одной партой), базовых (сформированных для решения долгосрочных учебных задач на протяжении учебной четверти, полугодия).

Метод группового исследования

Особенность данного метода заключается в том, что группы, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом.

Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы.

За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает групповую оценку.

Метод «кооп-кооп»

Этот метод очень близок по содержанию к методу группового исследования, но с одним лишь отличием: каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом.

После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и учителем) – перед всем классом. Дополнительно к этому учащиеся выполняют индивидуальную самостоятельную работу по всей теме.

Итоговая оценка группы включает как общий балл за доклад, так и индивидуальные баллы за самостоятельную работу.

Лабораторный метод

Если в классе, например, 32 человека, то учащиеся рассчитываются с 1-го по 8-й, а затем формируют малые группы из «первых», «вторых», «восьмых».

Цель учителя заключается в том, чтобы в укомплектованных по случайному признаку группах создать доброжелательную и плодотворную учебную атмосферу.

Именно поэтому начало работы в таких группах рекомендуется организовывать с выявления общих интересов, с поиска общей цели, с формирования командного духа, и т.д.

Поисковый метод

Специфика данного метода заключается в формировании поисковых групп учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта. Реализация данного метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности.

Именно поэтому разрешается формирование групп по произвольному (зачастую неформальному) признаку, цель которых – провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода, провести статистическую обработку результатов исследования, сформулировать новизну полученных результатов, оформить исследование в виде доклада, и, наконец, пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования.

Рассмотренные выше методы далеко не исчерпывают всего арсенала группового обучения. Это лишь наиболее популярные из них. Однако в целом они дают представление о процессуальных характеристиках такого обучения.

Естественно, что их можно комбинировать и использовать в сочетании с традиционными методами.

Более того, групповая  форма обучения – открытая и динамичная дидактическая система, она постоянно обогащается новыми находками учителей-практиков.

Приложение

Фрагменты урока «Решение тригонометрических уравнений».

Для проведения урока класс делится на три группы, отличающиеся по степени подготовленности учащихся. Все задания дифференцированы в зависимости от уровня группы (наиболее сложные задачи предлагаются III группе).

Задание 1. «Математическое лото».

Группам предлагается набор карточек с тригонометрическими уравнениями и значениями аргумента. Следует собрать лото по принципу домино, начиная с выделенной карточки.

Поощрительные очки получает группа, которая быстрее других правильно соберет лото.
Задания для 1 и 3 групп.

Задание 3. Учащимся каждой из групп предложены карточки с тремя группами заданий. На данном этапе следует внутри группы разработать способы решения двух первых уравнений и осуществить их представителями групп. По два участника групп, которые решали предложенные уравнения на доске, объясняют ход решения каждого.

После выступления ребят подводится итог: при  решении тригонометрических уравнений следует выполнить, если это возможно,  разложение на множители. Далее ученикам предлагается решить первое уравнение из своей индивидуальной карточки путем разложения на множители. Примеры индивидуальных карточек для участников 2 и 3 групп.

2 группа                                                          3 вариант Решите уравнения: 1. sin 2x + 2cos x = 1 + sin x 2. 2sin2x – 5cos x + 1 = 0 3. 9sin x – 10cos x = 0 4. 4sin2x + sin x×cos x – 3cos2x = 0 3 группа                                                          4 вариант Решите уравнения: 1.

sin3x×cos x – cos3х×sin x = 0,25 2. cos 4x + 3cos 2x = 1 3. 24sin x – 9cos x = 0

4. 3sin2х + 5sin x×cos x + 4cos2x = 1

Об авторах:

  • Кайсина Наталья Александровна, методист НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга,
  • Рогачева Татьяна Викторовна, учитель математики ГОУ №103 Санкт-Петербурга.

Источник: http://pedsovet.su/publ/205-1-0-1133

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector