Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Чердакова Татьяна Владимировна

воспитатель

ГККП детский сад «Арайлы» при отделе образования Зерендинского района Акмолинской области

Модернизация образовательного процесса на основе внедрения инновационных методик и технологий дошкольного воспитания и обучения, поддержка и развитие инновационной практики в дошкольных организаций.

В условиях модернизации отечественного образования, Казахстанские дошкольные образовательные учреждения  перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами. Государственные  стандарт  основной общеобразовательной программы дошкольного образования и другие.

  Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики детского сада, а также в педагогических технологиях.

 Следовательно, педагогический процесс в ДУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги используют методы проблемного обучения.

Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер и поэтому-то взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных,  творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.

Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов…  Этот метод  предлагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным интересом именно в этом знании.

Отсюда чрезвычайно важно было показать детям так же их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Но, возникает вопрос, для чего и когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные уже знания, и в то же время, новые знания, которые ему ещё предстоит приобрести.

Метод проекта – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом, которого является продукт, оформленный тем или иным способом.

Сегодня данный термин связывают с понятием «проблема»,  в связи с этим, под методом проекта понимают совокупность учебно-познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, в данном случае дошкольников, с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике.

Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольныхучреждений.

Следовательно, метод проектов делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития познавательных навыков детей, исследовательской деятельности детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, где взрослые являются помощниками и направляют деятельность детей.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие:дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные:дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например “Театральная неделя”).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, — между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, “Времена года ” — на учебный год).

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть.

Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума.

Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным

IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

На всех этапах проектной деятельности решаются почти все задачи по формированию ключевых компетентностях у детей дошкольного возраста.

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте — это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности.

Одной из особенностей метода проекта является самостоятельный поиск и отбор информации, который влияет на формирование технологической, информационной и коммуникативной компетентности участников проекта.

Чтобы найти материал для данного проекта, ребенок должен понять инструкцию, спланировать этапы своей деятельности, установить причинно-следственные связи, уметь ориентироваться в разных источниках информации, найти нужный материал, сделать выводы.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемый действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок — взрослый», т.е. на их соучастии в деятельности на партнерских правах.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений,  я убедилась в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

В практике нашего детского сада используется тематическое планирование.  Темы многих проектов, реализуемых в детском саду, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

Читайте также:  Ребенок - телец. как воспитывать

Я в своей работе часто пользуюсь данным методом, потому что он дает возможность помочь ребенку исследовать окружающий мир, получить ответы на непонятные ему вопросы, реализовать творческие способности детей дошкольного возраста.

Дети порой задают  такие вопросы на которые ответить с первого раза очень сложно, или создаются проблемные ситуации которые лучше объяснить и довести до сознания ребенка простыми словами невозможно. Вот тогда и возникает необходимость использования метода проектирования.

Например: Мой проект «Игрушки» актуальностью этого проекта является проблема того что дети не умеют правильно играть с игрушками по прямому его назнечению, не умеют играть с ними правильно.

Я спросила у детей как надо играть с некоторыми видами игрушек и предложила им узнать из чего они сделаны. Так определилась тема нашего проекта. Изучила и подобрала материал, разработала структуру проекта, составила тематический план мероприятий, подобрала дидактические игры и вопросы для обсуждения с родителями связанные с реализацией проекта.

В ходе реализации самого проекта мы проводили беседы, тематические занятия, посетили магазин игрушек, узнавали из какого материала делаются игрушки, на какие категории они делятся. Проводили тематические прогулки куда дети выбирали какие игрушки нужно брать с собой на прогулку. Разучивали стихи, песни, физминутки о игрушках и учили детей самих ухаживать и убирать угрушки на место.

Прододилась работа с родителями на тему выбора игрушек: (консультация, папка-передвижка, стенгазета, анкетирование, выставка развивающих игрушек, а так же выставка «игрушка своими руками».

Учили родителей подбирать игрушки по возрасту ребенка и играть дома по правилам. Объясняли родителям о роли игрушки в жизни и развитии их детей.

На последнем этапе реализации проекта мы провели развлечение «Любимые игрушки», где дети принесли любимую игрушку из дома и рассказывали о том как играют и ухаживают за ней дома. Затем вместе с игрушкой играли, пели, танцевали. Отчетную докуметацию по проекту я оформила в виде буклета с фотографиями детей сфотографированных во время запланированных мероприятий.

Так,  в нашем дошкольном учреждении было разработано ряд педагогических проектов: групповые : «Новый год», « Игрушка », «Воспитание патриотизма у дошкольников », « Семья» , « Огород на окне»  и т.д.,

Таким образом, метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к школьному обучению. Использование метода проектов эффективно в процессе формирования умений в области технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентностей дошкольников.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Меркулова Т.В. ,Дубинина Е.А., Котова Т.А. Москва 2010 год

«Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика»

2.Журнал №2 2014 год «Дошкольное образование в Казахстане»

  1. Журнал №3 2015 год «Дошкольное образование в Казахстане»
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения .Авторы-составители .: Л.С.Киселева, Т.А.Данилова , Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.
  3. Материалы сайтов www.dosvozrast.ru

Источник: http://informznaika.ru/?p=7446

Использование проектного метода в дошкольных учреждениях

Использование проектного метода в дошкольных учреждениях

К работе прилагается презентация.

(1 слайд) «Использование проектного метода в дошкольных учреждениях»

Как одного из методов интегрированного обучения дошкольников.

Метод проекта делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

(2 слайд)Федеральные государственные требования (ФГТ)

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).
Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой

важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

(3 слайд) В чем актуальность проблемы?

Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.

В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

В нашем МБДОУ детском саду № 10 п. Сафоново – 1 мы внедрили в практику технологию — метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми:

повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

(4 слайд) Проект – что это?

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

А в переводе с греческого – это путь исследования.

(5 слайд) История проектой деятельности

Из истории известно, что понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.

1920 г. – США педагог, психолог, философ Джордж Дьюи.
Обучение сообразно личным интересам.

1926 г. – советская педагогика, Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.

1929-30 г. – разработка комплексно-проектных программ в СССР. Приобретение лишь тех знаний, которые связаны с необходимостью выполнения практических работ на производстве, сельхозтруде.

1931 г. – проектный метод осужден постановлением ЦК ВКП(б)

  1. г– Широкое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляют планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей.

Сейчас проектный метод – основа американской программы СОРОСа «Шаг за шагом», в России – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.

(6 слайд) Типология проектов в ДОУ

Классификация Типы
По количеству(7 слайд) индивидуальные; парные;групповые, фронтальные
По содержанию(8 слайд) монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе (биология, история…).Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.Интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей) – в основном используются в ДОУ.
По продолжительности(9 слайд) краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца);долгосрочные проекты (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду проектной деятельности (10 слайд) Исследовательские — дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.Творческие — дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).Ролево – игровые — с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решаютпо-своему поставленные проблемы.Ознакомительно-ориентировочный (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.Практико – ориентированные (прикладные) — дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)Комбинированные (универсальные) — представленияс использованием предварительно изготовленных изделий(показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

(11 слайд) Этапы проекта.

(12 слайд) План работы по подготовке проекта.

  1. Подготовительный / Целеполагание (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта).
Читайте также:  Развитие мелкой моторики у детей

Глубоко изучите тематику проекта, помогите ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

2. Деятельностный/ Разработка проекта – план работы по подготовке проекта(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка).

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания для самостоятельного выполнения.

  1. Выполнение проекта – практическая часть.

Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения

Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

  1. Завершающий / Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом).

(13 слайд)

Результаты проектно – тематического обучения

Помогает:

— осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

— активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

— развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;

— развивать мышление, воображение, память, внимание;

— развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения);

— контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе);

— организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);

— сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

(14 слайд)

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

К работе прилагается презентация.

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/1307-ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-doshkolnykh-uchrezhdeniyakh.html

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Касьянова А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 210-213. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10387/ (дата обращения: 03.05.2018).



Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Что такое проект? Проект — это:

  1. метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
  2. самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
  3. специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество образовательного процесса.

Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.). Предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент) например. «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п. Например «Герои-земляки»

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;

Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

Другими признаками классификации являются:

Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

Продолжительность (краткосрочный — несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности — 1–3 месяца, долгосрочный — до 1 года)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Читайте также:  Сценарий на пасху для детей и взрослых

В младшем дошкольном возрасте — это:

‒ вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

‒ активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

‒ формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

‒ формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

‒ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Этапы работы над проектом:

I этап разработки проекта — целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

II этап работынад проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.

Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям.

Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными.

Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом — его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума.

Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он — основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

В практике существует несколько методов разработки проектов.

  1. «Модель трех вопросов»
  2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

‒ Что мы знаем?

‒ Что мы хотим узнать?

‒ Как узнаем об этом?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть.

Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

Можно использовать символы — сбора информации в картинках.

Второй способ — метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее ребенок рисует толстые ветви к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь — поговорка.

Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д.

Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы с какой-либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Знания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной жизни, режимных моментах.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.

Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.

Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. пспр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.
  4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2007. — 116 с.
  5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, дошкольного учреждения, образовательного процесса, познавательной деятельности, метод проектов, совместного плана действий, дошкольного образования, Метод проектов, педагогическая технология, проблемной ситуации, исследовательской деятельности, Проектный метод, детского мышления воспитатель, самостоятельная деятельность детей, дошкольного возраста педагог, деятельности дошкольного учреждения, ДОУ проектная деятельность, метода проектов, большом листе.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10387/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector