Перспективный план по устному народному творчеству в старшей, подготовительной группе

Перспективный план по устному народному творчеству в старшей, подготовительной группе

Перспективный план по ознакомлению детей с русским народным творчеством (старшая группа) № 1       

сентябрь октябрь ноябрь
1 Тема: «Что летом родится — зимой пригодится»Беседа о лете. Народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о лете. Тема: «Октябрь- капустник»Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день).загадки о капусте. Тема: «Ноябрь — полузимник»Приметы ноября. «Знаешь ли ты сказки» -литературная викторина по сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатй, мохнатый, да масляный».
2 Тема: «Гуляй да присматривайся»Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.Дидактическая игра «С какого дерева детки» (лист, плод) Разучивание песенки – попевки «Восенушка — осень» Тема: «Зайчишка — тусишка»Знакомство со сказкой «Заяц-хваста» с использованием персонажей театра. Заучивание потешки «Зайчишка-трусишка» Тема: «Гончарные мастеровые».Рассматривание глиняной посуды. Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»
3 Тема: «Вершки да корешки»Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки до корешки. Загадывание загадок. Тема: «У страха глаза велики»Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики». Пословицы и поговорки о страхе. Тема: «Дикие животные»Знакомство со сказкой «Лиса и рак» Разучивание песенки — потешки о лисе. Как животные готовятся к зиме.
4 Тема: «Хлеб всему – голова»Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда (серп). Пословицы и поговорки о хлебе. Тема: «Дружка за дружку держаться-ничего не бояться»Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый, да масляный». Беседа о взаимовыручке и поддержке. Тема: «Что нам осень принесла». Беседа об осени. Повторение примет, песенок, загадокоб осени.

Перспективный план по ознакомлению детей с русским народным творчеством (старшая группа) № 2

декабрь январь февраль
1 Тема: «Здравствуй зимушка-зима»Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» Тема: «Гуляй, да присматривайся. Январь-просинец»Беседа о характерных особенностях января. (приметы, пословицы). Знакомство со сказкой «Морозко» Тема: «Гуляй, да присматривайся. Февраль-бокогрей»»Приметы и пословицы о феврале. Знакомство со сказкой «Два Мороза»
2 Тема: «Проказы старухи-зимы»Загадывание загадок о зиме, повторение заклички. Знакомство со сказкой К.Д, Ушинского «Проказы старухи-зимы» Тема: «Хороший город Городец»Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи, рассматривание картинок. Пение частушек. Тема: «Сказки Старушек-веселушек для Кузи». Чтение смешных диалоговРазыгрывание их по ролям.
3 Тема: «Лиса-обманщица»Викторина по сказкам. Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Драматизация фрагментов сказки Тема: «Городецкая роспись».Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых элементов на магнитной доске. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. Тема: «Зимние забавы»Посиделки с народными играми-забавами. Разучивание слов к народным играм.
4 Тема: «С Новым годом со всем родом!»Рассказ о традициях празднования нового года. Разучивание колядок. Тема: «Ой, ты Масленица!»Рассказ о Масленице, Пение обрядовых песенок.

Перспективный план по ознакомлению детей с русским народным творчеством (старшая группа) № 3

март апрель май
1 Тема: «Нет милее дружка, чем родимая матушка»Беседа о маме. Пословицы и поговорки о матери, материнской любви. Знакомство со сказкой «Сердце матери» Скребцовой Тема: «Шутки шутить – людей смешить»Продолжать знакомить с потешным фольклором. Загадывание загадок, разучивание скороговорок и чистоговорок.Театр Петрушки. Тема: «Весна красна цветами». Приметы и поговорки о мае-месяце.Знакомство с весенними цветами.рассказывание майской сказки с показом картинок «Лялин День»
2 ма: «Мудреному и счастье к лицу»Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадки для догадливых. Тема: «Небылица в лицах, небывальщина»Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. Тема: «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Рассказ о воинах – защитниках Отечества». Знакомство со сказкой «Каша из топора» и песней «Салдатушки — бравы ребятушки»
3 Тема: «Гуляй, да присматривайся. Март-протальник»Беседа о ранней весне с приметами и поговорками. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите Тема: «Апрель ленивого на любит, проворного голубит». Рассказ о приметах апреля, весенних полевых работах. Посадка рассады для огорода. Тема: «Изба красна углами, а человек — делами». Знакомство с устройством русской избы, загадки о предметах быта.
4 Тема: «Весна, весна, поди сюда».Пение закличек о весне. Загадки о птицах. Изготовление «печеньев- жаворонков». Тема:«Пасхальная неделя»Знакомство с традициями празднования Пасхи. Изготовление корзиночек для яиц (оригами) Тема: «Делу время – потехе – час»Знакомство с ремеслами, пословицами и поговорками о труде.Чтение сказки «Ленивица и Рукодельница»

Литература

1. Князева О.Л, Маханева М.Д.   Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб. Детство- Пресс 2002 .

2. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — С-Пб. Детство-Пресс. 2001.

3. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники игры и забавы для детей.-М. ТЦ СФЕРА 1998.

Источник: https://dohcolonoc.ru/planirovanie/5529-perspektivnyj-plan-po-oznakomleniyu-detej-s-russkim-narodnym-tvorchestvom.html

Перспективное планирование работы с детьми 2-3 лет по ознакомлению с устным народным творчеством и художественной литературой

Перспективное планирование работы с детьми 2 – 3 лет

по ознакомлению с устным народным творчеством и

художественной литературой.

I неделя II неделя III неделя IV неделя
сентябрь «НАША МАША МАЛЕНЬКА…» — чтение рус. н. потешки.Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа. «ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК!…» чтение потешки.Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать дей-ствиям персонажа . «КУРОЧКА-РЯБА» -чтение рус. н. сказки.Цель: Прочитать знакомую детям сказку, поощрять при произно-шении отдельных слов из текста. Рассмотреть с детьми иллюстрации к сказки, обратить внимание детей на яркость красок. «КТО КАК КРИЧИТ» А. Барто — чтениеЦель: Познакомить детей с новым для них худож. произведением. Предоставить возмож-ность «поиграть» в героев стихотворения Поощрять самостоя-тельное творчество детей, подражание го-лосам и повадкам героев стихотворения.
октябрь «КОЛОБОК» настоль-ный театр.Цель: Формировать у детей интерес к театральным действии-ям. Вызвать эмоцио-нальный отклик. «МИШКА» А. Барто-чтение стихотворе-ния.Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. «ЗАИНЬКА, ПОХО-ДИ…» хороводная игра.Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями. «ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК…» чтениеРус. н. потешки.Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.
ноябрь «КОЗЛЯТКИ И ВОЛК» — чтение рус. н. сказки.Цель: Познакомить детей с новой для них рус. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь. «ЗАЙКА, ЗАЙКА, ЧТО СТОБОЙ?» хоровод-ная игра.Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствую-щими движениями «СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ» С.Маршак – чтение стихотворения.Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить слушать поэтический текст. «ПЕТУШОК, ПЕТУШОК» чтение потешки.Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик.
декабрь «КАРАВАЙ» хоровод-ная игра.Цель: Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональ-ный отклик. «СЛОН» А. Барто- чтение.Цель: Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художе-ственное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. «ТЕРЕМОК» настоль-ный театр.Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способ-ствовать формирова-нию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев. «КУРОЧКА» Е.Чарушин — чтение.Цель: Учить детей воспринимать художе-ственный текст без наглядного сопровож-дения, побуждать повторять отдельные слова при повторном чтение текста.
январь «ТРИ МЕДВЕДЯ» Л.Толстой – чтение.Цель: Приучать детей внимательно слушать большое по объёму произведение, старать-ся вызвать эмоциональ-ный отклик. «ЗЕРКАЛО» рус. н. хороводная игра.Цель: Формировать у детей интерес к народному устному творчеству. «КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ» (отрывок) М.Лермонтов – чтение стихотворе-ния.Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на поэтическое произ-ведение, желание вер-нуться к нему снова.
февраль «АЙ, КАЧИ-КАЧИ-КАЧИ» — чтение потешки.Цель: Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмо-циональный отклик. «РЕПКА» настольный театр.Цель: Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Способ-ствовать формирова-нию навыка перевоп-лощаться в образы сказочных героев. «ЧИКИ-ЧИКИ-ЧИКАЛОЧКИ» — заучивание на изусть потешки.Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её вместе с воспитателем. «МАША И МЕДВЕДЬ» — чтение рус. н. сказки.Цель: Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдель-ных эпизодов.
март «ПУТАНИЦА» К.Чуковский – чтение сказки.Цель: Познакомить детей с доброй и весёлой сказкой, выз-вать желание вос-производить звукопод-ражания; учить импро-визировать по сказке. «ЛОШАДКА» А.БартоЗаучивание наизусть.Цель: Помочь детям запомнить и с минимальной помощью воспитателя, читать стихотворение. «ИДЁТ КОЗА РОГАТАЯ» -пальчиковая игра.Цель: Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики. «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» -чтение рус. н. сказки.Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.
апрель «КОМОЧЕК ПУХА, ДЛИНОЕ УХО» — загадывание загадок.Цель: Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками.Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать. «КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА» — показ пальчикового театра.Цель: Познакомить детей с новой рус. н. сказкой. Формировать интерес к театрализо-ванной деятельности. «КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?» В.Сутеев – чтение.Цель: Продолжать учить детей слушать художественное произ-ведение без наглядного сопровождения. Учить изображать действия персонажей. «СОРОКА-БЕЛОБОКА» -пальчи-ковая игра.Цель: Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоя-тельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.
май «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» — чтение рус. н. сказки.Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. «ПОД СОСНАМИ, ПОД ЁЛКАМИ…» — загадывание загадок.Цель: Продолжать знакомить детей с загадками, учить по-нимать смысл загадки. «ДОЖДИК-ДОЖДИК, ПОЛНО ЛИТЬ» — заучивание потешки.Цель: Помочь детям запомнить песенку и проговаривать её самостоятельно. «ЗЕМЛЯНИЧКА» Н.Павлова – чтение.Цель: Познакомить детей с новым для них произведением. Учить отвечать на вопросы воспитателя по тексту.
Читайте также:  Сценарий итогового праздничного концерта для детей

Источник: http://www.pedagog.kamardin.com/index.php/2011-01-06-20-23-35/32-16/188-2-3

Тематическая неделя «Народные промыслы России» старшая группа, ноябрь | Календарно-тематическое планирование в ДОУ по ФГОС

Главная страница » Старшая группа » Календарный план на ноябрь, старшая группа, 1 неделя

Календарное планирование ноябрь

Россия издревле славилась своими мастерами — кузнецами, гончарами, художниками и т.д. Мастера делают прекрасные игрушки, расписывают чудесную посуду, изготавливают одежду и при этом поют народные песни. Рассказать детям о таких людях и их труде можно в рамках знакомства с народными промыслами России.

Согласно программе «От рождения до школы», в старшей группе происходит знакомство детей с такими промыслами, как гончарное искусство, резьба по дереву и изготовление народных игрушек, кузнечное ремесло и конечно же разные виды росписи посуды и игрушек.

С гжельской и хохломской росписями педагог более детально познакомит детей чуть позже, а в начале ноября, согласно ФГОС ДО, планируется неделя, направленная на знакомство детей с бытом и трудом русских людей, расширение знаний о народной игрушке и русском народном творчестве.

Стихи по теме недели, содержание экскурсии в русскую избу, рассказы о прикладном искусстве для детей вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Народные промыслы России».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о профессиях гончара, кузнеца, организация сюжетных игр «Семья ремесленников из Городца», «Ярмарка» и т.д., которые позволят расширить знания детей о труде русских людей. Дети отправляются в прошлое игрушек, узнают об убранстве русской избы и значении слов «хлебосольство и радушие».

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития взрослый организует наблюдения в природе за перелётными птицами, заготовку листьев для гербария, просмотр презентации «Скопинская керамика» и опыты на выявление свойств глины.

Речевое развитие

Продолжается работа по развитию умения описывать посуду, выделяя особенности росписи на ней, чтению и пересказу русских народных сказок. Речевому развитию способствуют обсуждение пословиц и поговорок, а так же игры с дыхательными тренажёрами и разучивание мирилок.

Художественно-эстетическое развитие

Старшие дошкольники разучивают песни и хороводы, слушают народную музыку. Дети плетут половицы, работают кузнецами и украшают жостовский поднос, что способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Физическое развитие

Педагог продолжает знакомить детей с народными подвижными играми, беседует о значении режима дня, предлагает игры на развитие глазодвигательных мышц, что положительно сказывается на физическом развитии детей.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Дидактическая игра «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. Беседа «Россия мастерами славится». Цель: приобщать детей к народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Пальчиковая игра «Кузнец». Цель: разучить слова. Открытие мини-музея «Расписные чудеса». Цель: продолжить знакомство детей с разными видами росписей: городецкой, жостовской, гжельской и т.д. Физминутка «Чудо-птицы». Цель: развивать координацию движения и речи.
Про-гулка Беседа «Чем играли наши бабушки». Цель: рассказать детям о народных игрушках. Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счёте (прямом и обратном) в пределах 10. Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Игры с перчаточным театром. Цель: развивать воображение и театральные способности детей. П.и. «Чай, чай, выручай». Цель: развивать физические качества. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Рассказ воспитателя о работе гончара. Цель: расширять знания детей о труде взрослых. Эксперименты с глиной. Цель: опытным путём выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды. Чтение русских народных сказок по выбору детей. Цель: выяснить, какие сказки нравятся детям. Аппликация «У берёзы хоровод». Цель: продолжить учить детей работать с ножницами, складывать бумагу гармошкой. Настольная игра «Что сначала — что потом». Цель: закреплять знания детей о режиме дня.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Цель: расширять знание о быте наших предков, обогащать словарь. Игра «Сложи узор» (кубики Никитина). Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие. Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем. Хоровод «Было у матушки двенадцать дочерей». Цель: расширять знания о русском быте через танцы и песни. Проблемная ситуация «Придумай новое правило к подвижной игре». Цель: расширять представления о подвижных играх, развивать внимание.
Про-гулка Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице. Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. Наблюдение за осиной. Цель: ознакомить с деревом — осиной, её строением, листьями. Самостоятельные игры в книжном уголке. Цель: формировать бережное отношение к книгам. Экскурсия в мини-музей «Разные ложки». Цель: расширять знания о способах росписи посуды. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой левой рукой прицеливаясь.
ОД
Читайте также:  Пословицы и поговорки о грибах для детей

(14

Источник: https://KalendarnyiPlan.ru/kalendarnyi-plan-na-noyabr-starshaya-gruppa-1-nedelya/

Перспективное планирование работы с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством осень

Перспективное планирование работы с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством осень

Перспективное планирование работы с детьми

по ознакомлению с устным народным творчеством

ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО
Сказки «Курочка Ряба», «Тере­мок», «Волк и семеро коз­лят». «Репка», «Как коза избушку построила», «Маша и медведь». «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот, Петух и Лиса». «Снегурушка и Лиса», «Гуси-Лебеди», «Пе­тушок и бобовое зернышко».
Загадки Мохнатень-кая, усатень-кая, молоко пьет, песенки поет.(Кошка)С хозяином дружит, дом сторожит. (Собака)Живет под крылечком, а хвост колечком.(Собака)Хвост с узо­рами, сапоги со шпорами. (Петух) Зимой спит — летом улья воротит.(Пчела)Квокчет, квокчет, деток созывает, всех под крыло созывает. (Наседка)Спереди пятачок, сзади крю­чок, посередине спинка, на спинке щетинка. (Поросенок) Зимой и летом одним цветом. (Елка)Комочек пуха, длинное ухо. (Заяц)Прыгает ловко, любит мор­ковку. (Заяц) Не птичка, а с крыльями.(Ба­бочка) Под соснами, под ел­ками лежит мешок с иголками.(Еж)Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу.(Белка)Голубой платок, алый колобок по платку ка­тается, людям улыба­ется. (Солнце)
^ Сентябрь лето кончает, а осень начинает. Надулся как индюк. Декабрь год кончает, а зиму начинает. Шумит как ветер. Вода с гор по­текла — весну принесла. Вер­тится как сорока на полу. Что летом уродится — зимой пригодится. Си­дит как на иголках.
Потешкиипесенки «Наша Маша маленька», «Водичка-во­дичка», «За­инька похо-ди», « Пе­ту-шок-пету­шок». «Наша Маша маленька», «Пошел котик на Торжок», «Ай, качи-качи-качи», «Сорока-белобока». «Курочка-рябушечка…», «Травка-му­равка», «Наши уточки с утра», «Чики-чики-чи­калочки», «До­ждик-дождик, полно лить». «Дождик, дождик, пуще», «Солнышко-ведрышко…», «Ой, ду-ду, ду-ду», «Котик се­ренький присел», «Бо­жья коровка».
^ Игра «Ладушки-ладушки». Игра «Каравай». Новогодние колядки: «Масленица-кривошейка, встречаем тебе хорошенько — сыром, маслом, бли­ном и румяным пиро­гом». Игра «Идет коза рогатая». Веснянки: «Жаворонки, прилетите, холодную зиму унесите, теплую весну принесите», «Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Игра «Еду-еду к бабе, к деду».Троицкие песни: «Ой завью я венок из кра­сивых цветов, из кра­сивых цветов на все праздники».

Перспективное планирование работы с детьми

по ознакомлению с устным народным творчеством

ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО
Обрядовая поэзия Колядки:«Я маленький мальчик…», «Коляда, коляда, ты подай пирога». Масленичные песни «Масленица-кривошейка, встречаем тебе хорошенько», «Тин-тин-тин-ка, подайте блинка…» Веснянки:«Выходи народ, становись у ворот, весну закликать, зиму провожать», «Весна-красна к нам пришла с рожью зернистой», «Чок, чок, чок, чок, прилети, куличок!» ^ : «Пойдем, девочки, завивать веночки, завьем веночки, завьем зеленые», «На поляне, на лугу гнулась березонька», «Завивали девушки, лентой украшали, березку прославляли…»
^ «Каравай», «Круг-кружочек», «Ходит Васька серенький». «Бабка Ежка», «Заинька, по сеничкам гуляй-таки, гуляй!». «Воробушек», «Шел козел по лесу», «Ой, ребята, тарара…» «У медведя во бору…», «Мак — маковистый».
Сказки «Как коза избушку построила», «Репка», «Маша и медведь». «Жихарка», «Волк и козлята», «Теремок», «Снегурушки и лиса». «Заюшкина избушка», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко». «Лиса, заяц и петух», «Коза-дереза», «Как петушок лису перехитрил».
Театр Инсценирование сказки «Репка». Инсценирование сказки «Теремок». ^ «Колобок». Инсценирование сказки «Волк и козлята».
Загадки Неизвестно, где живет, полетит — деревья гнет. (Ветер)Лежала под елками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. (Еж)Сидит старый дед в золотую шубу одет. (Лук) Мохнатенька, усатенька, лапки мягоньки, а коготки востры. (Кошка) Рассыпалось к ночи золотое зерно, глянули утром — нет ничего.(Звезды)Выгляну в оконце — лежит белое суконце. Всю зиму лежит, а весной убежит. (Снег) Теремок ползет, на себе его везет хозяюшка богатая, богатая, рогатая.(Улитка)Хвост крючком, рыльце пятачком. (Свинья) Ходит князь по двору, придирается ко всему. Двойная бородка, царская походка.(Петух) Белая вата поплыла куда-то.(Облака)Золотое коромысло над рекою повисло. (Радуга)Около носа вьется, а в руки не дается. (Комар)Мал Еремка да удал, незаметно по лесу ходит, тяжелее себя ношу носит. (Муравей)
Пословицыи поговорки Сентябрь лето кончает, а осень начинает. Весна красна цветами, а осень — пирогами. Умел ошибиться, умей и поправиться. Береги нос в большой мороз.Вьюги да метели на февраль налетели. Раз соврал, другой раз не поверят. Вода с гор потекла, весну принесла. Коли в мае дождь, будет и рожь.Дружба в делах помощница. Хочешь есть калачи — не лежи на печи. Поспешишь — людей насмешишь. Как аукнется, так и откликнется.
Закличкии приговорки «Божья коровка, полети на небо», «Солнышко, солнышко, выгляни на бревнышко, сядь на пенек, погуляй весь денек». «Морозушко-мороз, не тяни домой за нос, не студи, не балуй, иди окна разрисуй»,«Дождик, дождик, посильней, будет травка зеленей, вырастут цветочки на кругленьком лужочке». «Сорока-белобока, научи меня летать, не высоко, не далеко, чтобы солнышко видать!»«Бабочка-коробочка, полети на облачко, там твои детки на березовой ветке». «Водолей, лей, лей, загони моих гусей…», «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Улитка, улитка, выпусти рога…», «Гром, гром, не бей в наш дом…»
^песенки «Мальчик-пальчик», «Дождик», «Зайчик и охотник», «Петушок», «Сорока». «Гуси вы, гуси», «Кисонька-мурысонька», «Уж ты, зимушка-зима», «Тили-бом, тили-бом». «Еду-еду к бабе, к деду», «Курочка-рябушка», «Ножки вы, ножки, «Где вы были», «Как у нашего кота», «Весна, весна красная». «Ранним-рано поутру…», «Дождик, дождик, пуще», «Огуречик, огуречик», «Тень-тень — потетень», «Айты, моя девочка…», «Ой ты, мой сыночек…»

Перспективное планирование работы с детьми

Читайте также:  1 мая. история и традиции первомая

по ознакомлению с устным народным творчеством

ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА ЛЕТО
Обрядовая поэзия Колядки:«Коляда, коляда, ты подай пи­рога», «Коляда, растворяй во­рота». Масленич­ные песни: «Мас­ленка, масленка, погулена мас­ленка», «А мы Масленицу ожи­дали, дорогую гостьюшку встречали». Веснянки:«Приди, весна ясная…»,«Прилетите, жаворонки,к нам», «Мороз, мороз,не морозь овес», «Водянюшка-водяной». ^ : «Березы, радуйтесь! Зеленые, радуйтесь…»
Народные игры «Огородник и воробей», «Гуси и волк». «Я гуляла с вами, теперь села в сани», «Баба Яга», «Прятки», «Жмурки». «Жабка», «Горелки». «Пчелки яровые», «Коршун-коршунок…», «У медведя во бору».
Сказки «Бобовое зернышко», «Лиса и заяц», «Петушок — золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Лиса и волк», «Снегурочка», «Морозко», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди». «Хаврошечка», «Липунюшка», «Баба Яга», «Хвосты». «Терешечка», «У страха глаза велики».
Театр Инсценирование сказок «Теремок», «Колобок». Инсценирование сказок «Снегурочка и лиса», «Кот, петух и лиса».
Загадки Летом шубу надевает, а зимой снимает.(Лес)Сама бела, маковка зелена, летом мохнатенькая, а зимой сучковатенькая. (Береза) Хороводом и в ряд — в шляпках молодцы стоят.(Грибы)Белая вата поплыла куда-то.(Облака)Он с неба пришел и в небо ушел.(Дождь)Хвост крючком, рыльце пятачком. (Поросенок) Поле не меряно, овцы не считаны. (Небо, звезды)Неизвестно, где живет, полетит — деревья гнет. (Ветер)Выгляну в оконце — летит белое суконце, всю зиму лежит, а весной убежит. (Снег)Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар) Крашеное коромыслочерез реку повисло.(Радуга)Днем молчит, ночьюкричит, по лесу летает,прохожих пугает.(Филин)Стоит ствол, на стволекол, на колу дворец, во дворце певец. (Скворец)Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.(Крапива)Морщинистый Тит всюдеревню веселит.(Гармонь)Без рук, а рисует. (Мороз) Лежала под елками подушечка с иголками. Ле­жала, лежала да побежала. (Еж)В воде искупался, да сух остался. (Гусь)По горам, по долам ходят шуба да кафтан. (Баран)Сверкает, мелькает, огневые стрелы пускает. (Молния)Кто на себе дом носит.(Улитка)Кто на своей голове лес носит. (Олень)Золотой клубочек спрятался в дубочек. (Желудь)
Пословицыипоговорки Пословица — всем делам помощница. В чужой прудок не кидай неводок. Сентябрь лето кончает, а осень начинает. Что в воду упало, то пропало. Друга ищи, а найдешь — береги. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Был бы снежок, так скатаем ко­мок. Лето собирает, а зима съедает.От добра добра не ищут. Тише едешь — дальше будешь.Шила в мешке не утаишь. Береги нос в крепкий мороз.Дело мастера бо­ится. Зима без снега — лето без хлеба.Мороз не велик, а стоять не велит. Труд человека кормит. Сделать на скорую руку. Работает не покладая рук.Ранние пташки росу пьют, а поздние слезы льют.Весенний день год кормит. Весна-красна. Люди пахать, а мы руками махать. Есть сено, так и есть хлеб.Мокрому дождь не страшен.Что летом родится, то зимой пригодится. Пословица не мимо молвится.Где любовь, там и согласие.
Закличкииприговорки «Дождик, дождик, припусти», «Улитка, улитка, выпусти рога! Дам тебе хлеба и кусок пирога!», «Дождик, дождик перестань…», «Радуга-дуга, принесли дождя — нам по крошке, медведю по ложке!» «Морозушко-мороз, не тяни домой за нос, не студи, не балуй, иди окна разрисуй», «Хлебушко, расти! До новой весны, до нового лета, до нового хлеба!» «Радуга-дуга, от­воряй ворота, ключиком, за­мочком, шелко­вым платочком!», «Журавли летят, на всю Русь кри­чат», «Сорока-бе­лобока, научи меня летать, не высоко, не да­леко, чтобы сол­нышко видать». «Солнышко, солнышко, золотое зернышко! Гори, солнце, ярче, лето будет жарче», «Репа, репонька, родись крепонька, ни мала, ни долга, до мышиного хвоста!»
Потешки,народныепесенки «Бай, бай, бай, бай», «Пойди, котенька, в Торжок», «С гуся вода…», «Идет коза рогатая», «Чики, чики, чикалочки». «Летели две птички», «Гуси вы, гуси…», «Журавлики-журавли», «Мороз, мороз». «А лады, лады, лады», «Выходи, народ…», «Еду, еду к бабе, к деду…», «Сидит Ванечка вес­ной…», «Бойко Оля пляшет…» «По лужочку я шел», «Ну-ка, зайка, скоком-боком», «Встал наш Ваня на носок», «Мы частушек много знаем».

Источник: http://top-bal.ru/astromoiya/79540/index.html

детский сад — Тематическая неделя: «Народная культура и традиции»

детский сад - Тематическая неделя: «Народная культура и традиции»

Тематическая неделя: «Народная культура и традиции»

Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо  знакомить детей с  традициями и культурой нашего народа.

В нашем детском саду прошла тематическая неделя «Народная культура и традиции».

Цель – продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта. 

Совместная работа с детьми проходила согласно представленному плану.

Перспективное планирование по тематической  неделе:

«Народная культура и традиции» в старшей группе

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

понедельник

Познавательно исследовательская деятельность. Ручной труд «Птички»

Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?»

Хороводная игра: «Шла коза по лесу»

Выставка книг: «Русские народные сказки»

Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

вторник

Коммуникативная деятельность. Развитие речи «Предметы из бабушкиного сундука» (составление описательных рассказов)

Художественная деятельность. Рисование.

«Веселый Городец»- роспись разделочной доски

Рассматривание на выставке предметов творчества народных умельцев.

Индивидуальная работа по рисованию элементов Городецкой росписи (ягодки, завитки)

Д/и «Чей сувенир?»- углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев

«Русские посиделки»- изготовление дымковской барышни и теста.

Настольно печатная игра «Русские узоры»

среда

Чтение художественной литературы: Викторина «Народный фольклор»

Чтение: «Никита Кожемяка»

С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Слушание пьесы «Как мужик на гармошке играл»

Просмотр по видео «Гончар»

Д/и «Составь узор»

Решение ситуации: «Исчезли краски – чем можно расписать посуду?»

«Мозаика» Составь узор — развитие мелкой моторики

четверг

Художественная деятельность. Лепка. Дымковская игрушка «Козлик»

Беседа по пословицам: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей»

Театральная игра «Эти мудрые русские сказки»

Д/и «Откуда эта птица?»

Ручной труд – расписывание Дымковской барышни

пятница

Познавательно исследовательская деятельность. «В гости к русским мастерам»

Художественная деятельность. Рисование. «Сине голубая Гжель» посуда

Рассматривание посуды Гжельских мастеров. Альбомов декоративно прикладного искусства.

Итоговое мероприятие: Красны девицы, да добры молодцы»- закрепление знаний о культуре русского народа.

Выставка детских работ и поделок: «Золотые руки мастеров»

 Для родителей  была изготовлена ширма  «Народная культура и традиции», в родительском уголке  помещена статья  «Народная мудрость гласит» (пословицы). С родителями проведены  индивидуальные  беседы о значимости совместной творческой деятельности с детьми.

Воспитатели Н.А. Тимакова, И.Н. Харчикова

Источник: http://mbdou116.ru/index/tematicheskaja_nedelja_narodnaja_kultura_i_tradicii/0-35

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector