Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Владимирова Н. А., Емельянова Н. В. Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3285/ (дата обращения: 03.05.2018).

Препринт статьи



Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

С давних времён ученые разных стран искали пути гармоничного развития человека. Эта проблема занимала умы мыслителей, которые отмечали связь между движениями и состоянием психики, мыслями, поступками и чувствами человека. Ещё Аристотель писал, что гнев, радость, печаль выражаются в телодвижениях, мимике, жестах, и наоборот, движения в ассоциации вызывают определённое психическое состояние.

В наше время благодаря системному подходу психологии к познанию ребёнка в комплексе всех его способностей становится возможным обосновать роль движения в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии.

Для реализации задач гармоничного развития детей педагогам важно понять, как «действует» наше тело, научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями.

Таким образом, гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности. Идеальным является гармоничное развитие всех способностей человека. Однако это становится возможным при полной свободе действий, свободе, как от принуждения себя, так и от принуждения других.

Для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального в воспитаннике; для достижения полной гармонии самим собой и окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий необходимо создание соответствующих условий.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматривают как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные.

Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

Содержание подвижных игр для маленьких детей 3–4, 4–5 лет в детском саду направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания.

Подвижные игры для дошкольников оказывают положительное влияние на детский организм. Благодаря двигательной активности, повышается иммунитет организма, а значит, дети становятся выносливее.

Малыши, которые регулярно принимают участие в спортивных играх для дошкольников, имеют не только хорошую физическую форму, но и уверенную координацию движений. Игры заряжают малышей положительными эмоциями и дарят им хорошее настроение на протяжении всего дня.

Дети, занимающиеся таким видом физической активности, имеют хороший аппетит и глубокий сон, а также меньше капризничают.

Для подвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъёмом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Подвижные игры также несут в себе и важный социальный аспект. Дети, играя в такие игры, учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в команде, понимать, что такое ответственность, дисциплинированность, справедливость и честность.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных).

В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии.

Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения.

Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека — собирание своего «Я». Игра мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.

Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже потому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами писателя, педагога, психолога Януша Корчака, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».

Уже потому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение — «игровая дистрофия детей».

Игрою можно диагностировать, можно и понять ребёнка. Игрою можно ободрить.

С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: «… весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть».

Давайте запомним все — и учителя, и воспитатели, и родители, — что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть.

И то, и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребёнок — «существо играющее».

Главное назначение игр — развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое экспериментальное поведение. С одной стороны мы предлагаем ребенку пищу для подражания и повторения, с другой — представляем поле фантазии и личного творчества.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, изобретают, творят окружающее, при этом развиваются гармонично и целостно.

Литература:

  1. Беляев Е. А. 365 развивающих игр. М.: Рольф, Айрис — пресс, 1998.
  2. Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди. Л.: Лениздат, 1992.
  3. Степаненкова Э. Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников. //Дошкольное воспитание 1995г. № 12- с.23.
  4. Шмаков С. А. Игры — шутки, игры — минутки. — М.: Новая школа,1993.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3285/

Подвижная игра- незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценным морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

 Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа.

 Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Они являются всегда творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задаче.

Дети младшего возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают как воробышки, взмахивая руками; как бабочки крылышками и т. п.

Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживание, сочувствие, сопричастность.

Читайте также:  Викторина с ответами для школьников. этикет

Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших школьников носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры. Они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную информацию.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствование психофизических качеств.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному или коллективному творчеству (придумывание комбинаций, имитации движений транспортных средств, животных). Такие игры являются одновременно упражнением для воли, мысли, чувства и движения. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроение, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми.

 Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом целится, отбивает, подбрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами, стукает о пол, о стенку, бросает в корзину и т. д.

Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечного напряжения, вызывает удовольствие.

Игры-эстафеты, с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими. Соблюдая ряд условий: каждый ребенок, участвующий в игре должен хорошо владеть двигательными навыками, в которых соревнуются.

Важно так же объективно оценивать деятельность детей при подведении итого игры: необходимо оценивать движение ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемыми состоянием здоровья.

В играх «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные способности, осуществляются сенсорные коррекции.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок.

Велика роль игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся ситуации и познавать окружающий мир. Подвижные игры не редко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, жеребьевками.

Такие игры пополняют словарный запас, обогащают словарь детей. Подвижная игра учит искренности, дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

Правила игры воспринимают как закон, это формирует волю, развивает самообладание, умение контролировать свои поступки, поведение.

Формируют игры честность, дисциплинированность, справедливость. Умелое, вдумчивое руководство со стороны педагога способствует активной творческой личности. Пигра готовит к труду: дети вместе с воспитателем изготавливают атрибуты, убирают их на место в определенной последовательности.

Таким образом подвижные игры – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению на свежем воздухе, активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы решения игровых задач. Как метод физического воспитания способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.

Методика проведения игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое руководство игрой.

Обязательным условием успешного проведения подвижные игры является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение зависит от имеющихся двигательных навыков, типологической особенности нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную системы, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

Подбор подвижных игр от условий работы каждой возрастной группы, общего уровня физического развития, двигательных умений, состояний здоровья, времени года, места проведения, интересов детей.

Ознакомление с игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1-2 мин. Объясняя несюжетную игру раскрыть последовательность игровых действий, правила и сигнал. При объяснении не отвлекаться на замечания.

С помощью вопросов проверить как дети поняли игру. Если правила им понятны игра проходит весело и увлекательно.

Интерес к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают форму, выбирают капитана команды, судью, помощника. В ходе подвижных игр, соревнований воспитатель тщательно анализирует выполнение правил игры, отмечает нарушения. Воспитатель вправе усложнить правила игры, вносить дополнительные атрибуты, инвентарь. Дети в дальнейшем сами придумывают усложнения.

Воспитатель постепенно подводит детей  к придумыванию подвижных игр и к самостоятельной их организации. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умения самостоятельно их организовывать.

Источник: https://lapshina-bronsad3.edumsko.ru/articles/podvizhnaya_igra_kak_sredstvo_garmonichnogo_razvitiya_detej_doshkol_nogo_vozrasta

Эмма Степаненкова — Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

В пособии раскрыты особенности и специфика подвижной игры, методика проведения подвижных игр во всех возрастных группах детского сада.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

под общей редакцией:

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие отечественные ученые. Так, в созданной П.Ф.

Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально нормального типа».

По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности.

Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования, выполнения с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Многочисленные исследования доказывают, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М. Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.

), поэтому для реализации задач гармоничного развития важно понять, как действует наше тело.

Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией тела и индивидуальными способностями.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Одностороннее развитие губительно для личности и нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д.

Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности.

Читайте также:  Беседа с детьми «пушкинский день в россии»

Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность.

Играм типа «ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил.

Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных).

Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом.

Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

Именно поэтому Г. Гюрджиев, философ конца XIX – начала XX вв., в своей школе гармонического развития широко использовал подобные игры.

Он считал, что упражнения, требующие по сигналу (команде) остановить движение, сохраняя при этом определенное выражение лица, напряжение мускулов, дают возможность чувствовать свое тело в таких положениях, которые непривычны и неестественны для него, и таким образом расширить индивидуальный набор «штампа движений и поз».

Он утверждал, что стиль движений и поз разных народов, классов, эпох связан с характерными формами мыслей и чувств. Эта связь настолько тесна, что «человек никогда не может изменить ни образ мыслей, ни чувствования, не изменяя при этом репертуара своих двигательных поз». Доказывая, что автоматизм мыслей и чувств жестко связан с автоматизмом движений, Г.

Гюрджиев писал: «Мы не осознаем, до какой степени наша интеллектуальная, эмоциональная и двигательная функции взаимосвязаны, хотя в отдельных случаях и можем наблюдать, как сильно наше настроение и эмоциональное состояние зависят от наших поз» [1] .

Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувством печали или уныния, то вскоре он действительно почувствует печаль или уныние. Точно так же страх, равнодушие и отвращение могут быть вызваны путем искусственного изменения позы.

Начатое движение прекращается в игре командой: «Стоп!» Тело становится неподвижным и замирает в положении, в котором оно никогда не находилось в обычной жизни. В новой, необычной для себя позе человек способен думать по-новому, чувствовать по-новому, знать себя по-новому.

Разрушается круг старого автоматизма.

Стоп-упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения.

В таких играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии.

Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, что способствует выбросу эндорфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на физическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений кисти руки, а следовательно, совершенствовании коры головного мозга.

Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Особое значение, по его мнению, имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими элементу и настроению словами и песнями. Ф. Фребель часто сам создавал незатейливые песенки.

Источник: https://profilib.net/chtenie/150779/emma-stepanenkova-metodika-provedeniya-podvizhnykh-igr-posobie-dlya-pedagogov-doshkolnykh.php

«Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка»

Руководитель по физическому воспитанию

Абдыша Евгений Валерьевич

     Подвижная игра – наиболее характерная деятельность детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источники радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

     Подвижная игра связана с выполнением основных видов движений. Игры используются на непосредственной образовательной деятельности вместо физических минуток. Отбираются игры по принципу общепринятой нагрузки, тематики, возраста. Подвижные игры развивают у ребенка физические, умственные, воспитывают нравственно, а также развивают его психические процессы.

Существуют элементарные подвижные игры с правилами, которые делятся на :

ü сюжетные (где есть персонаж) ;

ü несюжетные (игры не имеют правил). Например, «Чьё звено», «Ловишки», «Быстро собирайтесь»;

ü игры-забавы;

ü аттракционы.

     Любая подвижная игра является средством познания ребёнка окружающего мира.

Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно, необходимо при всей их условности в игре, правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которая эмоционально дается при объяснении игры.

Играя с детьми в подвижные игры не имеющие сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка» и т. д.) .

     Интеллектуальному развитию детей также содействует содержание игр, так как задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игр и её правила, действие детей-персонажей.

Такие упражнения положительно влияют на развитие логического мышления, памяти, умение выражать в словах свои мысли, определять пространственные и временные ориентиры, а затем вместе со всеми осуществлять всё это в различных игровых действиях.

     Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Всё многообразие игровых движений детей опирающиеся на приобретенные ранее двигательные навыки, проявляются в доступной им точности, сложности, ловкости, своеобразной выразительности.

Особенно большое предпочтение отдается русским народным играм. Эстетическая сторона их обогащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках характерного скандирования.

Например: «Катился горох по блюду, ты води, а я не буду».

Конечно, при проведении подвижных игр никогда не забывай о красоте движений: обращаю внимание на детей, движение которых наиболее пластичны, соответствуют образу; напоминаю о том, что например, зайчик прыгает легко, а кошка ходит мягко; поощряю наиболее удачные попытки передать образ.

Большая роль отводится играм на свежем воздухе с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей. В результате дети стали знать больше игр и четко выполнять правила.

     Таким образом, использование всего богатства эмоционально –оздоровительных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществление задачи гармоничного развития ребенка.

Источник: http://ds30.viselki.ru/index.php/pedagogi/instruktor-fk/171-podvizhnaya-igra-kak-sredstvo-garmonichnogo-razvitiya-rebenka

Портал педагога | Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка

Автор: Кононова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: Усть-Лабинск
Наименование материала: Консультация
Тема: Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка
Дата публикации: 02.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6
Консультация для воспитателей

Читайте также:  Внеучебная деятельность в начальной школе

«Подвижная игра как средство гармоничного

развития ребенка»

Воспитатель:

Кононова О.А.

Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «беги!», «стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности. Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие отечественные ученые. Так, в созданной П.

Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны и единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально нормального типа». По мнению П.

Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой появляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят.

Однако в подвижных играх малышей прежде всего находят отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка крылышками. На пятом году жизни характер игровой деятельности ребенка меняется.

Ребенок стремится выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.

Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Игра типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил.

Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизируют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывание движений или мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству. Играм с мячом отводиться особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, игра, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движение с хлопками и т.д.

Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Важно так же объективно оценивать деятельность детей при проведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма. Подвижная игра готовит к труду. Дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают в определенной п о с л ед о ват е л ь н о с т и , совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а так же активизируют творческую деятельность, самостоятельность.

Особенности проведения подвижных игр

Подвижные игры классифицируются по возрасту по степени подвижности ребенка в игре (Игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метанием и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и подвижные игры). К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры.

К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и т.д. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных способностей каждого ребенка. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин.

Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым.

Учитывая это, воспитатель вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», а так же игры забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д.

Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др, воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма.

Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям. К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояния для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке.

В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего по началу поручается детям, которые могут с ней справиться. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка», «Найди себе пару». В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения.

Перед ребятами становится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. Движение детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования.

Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями.

Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предлагаемой ситуации. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него.

В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники»). Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил.

По началу ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше самостоятельности.

Важно использовать игры не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5789

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector