Пословицы и поговорки для дошкольников

На данной странице вы найдете пословицы для детей дошкольного возраста, ребенку обязательно пригодится эта информация для общего развития.

В здоровом теле — здоровый дух.

***

Друзья прямые — братья родные.

***

У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.

***

Азбука — к мудрости ступенька.

***

Талант трудом добывают.

***

Отца с матерью почитать — горя не знать.

***

Мал да удал.

***

Делай другим добро — будешь сам без беды.

***

На ошибках учатся.

***

Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

***

Старый друг лучше новых двух.

***

Лад и согласие — первой счастье.

***

Семья опора счастья.

***

Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

***

Ученью время — игре час.

***

Лучше не обещать, чем слово не сдержать.

***

Речь без пословицы, что суп без соли.

***

Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.

***

Терпенье и труд всё перетрут.

***

Не делай того, чего надо стыдиться.

***

Умную речь приятно и слушать.

***

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

***

Нет такого дружка, как родимая матушка.

***

Чистота — залог здоровья.

***

Друг в беде узнаётся.

***

В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.

***

На свете всё найдешь, кроме родной матери.

***

Скромность красит человека.

***

Яйца курицу не учат.

***

Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое.

***

Счастье и труд рядом живут.

***

Ласковым словом и камень растопишь.

***

Все бобры добры до своих бобрят.

***

После драки кулаками не машут.

***

Послушному сыну родительский наказ не тягостен.

***

Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

***

Любому молодцу скромность к лицу.

***

Легко найти счастье, а потерять и того легче.

***

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

***

Умный делу научит, а глупый только наскучит.

***

Было бы начало, будет и конец.

***

Будет день, будет и ночь.

***

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

***

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

***

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

***

Неверный друг — опасный враг.

***

Сытый голодного не разумеет.

***

От лени — болезнь, от работы — здоровье.

***

Добро побеждает зло.

Источник: http://poslovic.ru/blog/poslovicy-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Пословицы и поговорки для детей

Пословицы и поговорки для детей читать

Как отличить пословицу от поговорки?

И пословицы, и поговорки придуманы людьми и для людей. Написаны и те и другие понятным для восприятия языком. Многие люди не могут распознать, к какому жанру относится то или иное выражение.

В принципе, можно не задумываться об этом вопросе и жить спокойно дальше. Но, для общего развития, подобная информация не будет лишней.

Тем более, зная некоторые секреты, можно научиться, без особого труда, различать пословицы с поговорками. Рассмотрим их.

Итак, речь идет о пословице, если:

Фраза является законченным предложением.
Имеет поучительный наказ.
Вторая часть высказывания рифмуется с первой.

Поговорку распознают по следующим признакам:

Короткая фраза из двух-четырех слов.
Не имеет морали.
Входит в состав предложения.
Используется для придания яркого образа в предложении.

Итак, пословицы — это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Поговорки — это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывающие ритмически организованными, не обладающие свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа.

https://www.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Это основные моменты отличий пословицы от поговорки. При желании их можно легко запомнить и удивить своими познаниями окружающих людей.

Пословицы и поговорки для детей читать по темам

Пословицы и поговорки о числах

Пословицы и поговорки о беде

Пословицы и поговорки о Боге, вере, религии

Пословицы и поговорки о волке

Пословицы и поговорки о временах года

Пословицы и поговорки о гостях

Пословицы и поговорки о деньгах, богатстве, бедности

Пословицы и поговорки о детях, матери и отце

Пословицы и поговорки о добре и зле

Пословицы и поговорки о дружбе

Пословицы и поговорки о еде, хлебе, пищи

Пословицы и поговорки о животных

Пословицы и поговорки о жизни

Пословицы и поговорки о здоровье и болезнях

Пословицы и поговорки о котах, кошках

Пословицы и поговорки о лени

Пословицы и поговорки о лисе

Пословицы и поговорки о любви

Пословицы и поговорки о медведе

Пословицы и поговорки о Москве и других городах

Пословицы и поговорки об ответственности и безответственности

Пословицы и поговорки о пословицах и поговорках

Пословицы и поговорки о правде

Пословицы и поговорки о природе и месяцах года

Пословицы и поговорки о птицах

Пословицы и поговорки о Родине

Пословицы и поговорки о русских

Пословицы и поговорки о рыбе

Пословицы и поговорки о слове и деле

Пословицы и поговорки о смелости, храбрости

Пословицы и поговорки о собаке

Пословицы и поговорки о соли

Пословицы и поговорки о счастье

Пословицы и поговорки о труде, работе

Пословицы и поговорки об ученье, классе, школе

Пословицы и поговорки о человеке

Пословицы и поговорки о языке

Пословицы и поговорки про детей

Пословицы и поговорки про дочь

Пословицы и поговорки про сына

Разные пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки на английском языке с переводом

Источник: http://www.miloliza.com/poslovitsy-i-pogovorki-dlya-detej

Пословицы и поговорки для дошкольников

Пословицы и поговорки для детей 5, 6, 7 лет

В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика.

Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла свои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.

Однако ни одна из них не обходится без живого и мудрого материала: это загадки, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки.

Научите ребенка объяснять пословицы и поговорки своими словами. Процесс будет полезным, поскольку развивает абстрактное и образное мышление. Кроме того, он окажется веселым. Ваш ребенок наверняка удивит вас своими нестандартными вариантами умозаключений.

Пословицы и поговорки о труде

Кончил дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Мала пчелка, да и та работает.

Усердная мышь и доску прогрызет.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Пословицы и поговорки о дружбе

Читайте также:  Рассказы о великой отечественной войне 1941-1945

Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Сытый голодному не товарищ.

Друзья — не разлей вода.

Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Друга за деньги не купишь.

Пословицы и поговорки о речи

Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

Держи язык за зубами.

Язык мой — враг мой.

За словом в карман не полезет.

Мал язык, да всем телом владеет.

Нем, как рыба.

Не спеши языком, торопись делом.

Никто за язык не тянет.

Язык до Киева доведет.

Молчание — золото.

Твоими бы устами да мед пить.

Пословицы и поговорки о пище

Голод и волка из лесу гонит.

Голоден, как волк.

Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Мельница сильна водой, а человек едой.

Сладкого досыта не наешься.

Натощак и песня не поется.

И пес перед хлебом смиряется.

Положить зубы на полку.

Пословицы и поговорки о времени

Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Всякому овощу свое время.

Обещанного три года ждут.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Век прожить — не поле перейти.

Делу время, потехе час.

Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/poslovicy-i-pogovorki-dlya-doshkolnikov-1046063

Пословицы в развитии речи дошкольника

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а  в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.

Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский,  помогают «выломать  детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Последователь великого русского педагога методист В. И.

Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с « понятиями об окружающей  природе,  о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве,  о науке и промыслах, — со всем его бытом семейным и общественным».

Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л.Н. Толстой, И.И. Паульсон, В.А. Флерова и др. Они показали  лучшие образцы широкого использования пословиц  в педагогических целях, воспитательной работе.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится « мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать более сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах  педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других  учёных. А.М. Леушина  совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи.

«Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям  богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость.В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи».

Пословицы, по её мнению,  являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: « Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы.

Например, что значит,  когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно,  что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

https://www.youtube.com/watch?v=wOHkF175OFs

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат.

Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных.

На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти о всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

В настоящее время речь многих  детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период, возможно, исправить почти все недостатки в речи.

Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами.

Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.

Выдающийся русский педагог И.И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки ( чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например, для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

Читайте также:  Совместимость козерога

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль» (А.П. Усова)

http://детсадшерья.рф/dlya-vas-roditeli/konsultacii-logopeda/

Источник: https://xn--2-7sbm4am4a.xn--p1ai/sovety-speczialistov/pedagog-logoped/807-2014-10-20-07-14-50

Использование русских народных пословиц и поговорок в образовательном процессе и жизни для детей старшего дошкольного возраста

Калачева Анна Владимировна

Воспитатель, СП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7, Самарская область, г. Сызрань

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Калачева А.В. Использование русских народных пословиц и поговорок в образовательном процессе и жизни для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 03.05.2018 ).

Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах

 Ф. Бэкон

Отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Леушина неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре, как средстве обучения и воспитания.

Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ведь речь – величайшее богатство, данное человеку.

И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.

Детский фольклор полуфункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Известно много источников народной мудрости.

К малым фольклорным жанрам относятся загадки, прибаутки, считалки, скороговорки, пословицы и поговорки.

Естественно, может возникнуть вопрос: а зачем нам опыт предков, которые жили несколько веков назад? Возможны различные точки зрения, но нельзя оспаривать нравственную ценность этого исторического материала.

В наши дни, как никогда актуальны проблемы милосердия, гуманности, патриотизма, духовности в отношениях между людьми.

Принцип ФГОС ДО, гласит, что необходимо приобщать детей к социокультурным  нормам, традициям семьи, общества и государства. Это возможно осуществить, в том числе и с помощью пословиц и поговорок.

https://www.youtube.com/watch?v=KNqZGs0nkB0

Используя в своей речи пословицы и поговорки ,  дети учатся ясно, логично, образно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение выразительно описывать предмет, дать ему яркую характеристику.

Пословицы – устное народное творчество, представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, пословицы, поговорки. В наши дни это становится все актуальней.

С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Через близкое и родное творчество своего народа, дети понимают  и творчество других народов.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре.

Необходимо занимать детей пословицами и поговорками, которые органически входили бы в их жизнь, были им понятны и интересны, которые они могли бы самостоятельно применить.

Родители  сами должны быть проникнуты чувством народного,  много знать различных пословиц и поговорок, смело и умело использовать их, согласно ситуациям возникающим при общении с  детьми.

Ребенок схватывает те или иные пословицы и поговорки, усваивает их смысл и сам начинает постепенно их употреблять в своей речи.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно – исследовательских работ психологов и педагогов.

Исследователи отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков в дошкольном периоде, овладение литературным языком является необходимым компонентом образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи.

Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени. От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались ими в своей речи.

Хорошо уже то, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием: «поспешишь – людей насмешишь».

Если  в речи детей промелькнет изредка поговорка или пословица, то это будет большой наградой взрослому за его труды приобщению к фольклору, но нарочно вызывать ребенка на это не следует.

К.Д. Ушинский отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во  – первых, из-за своей формы, во – вторых, из-за своего содержания.

Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослого, при этом с самого начала для него раскрывается, прежде всего, смысл пословицы как общепринятого поучения.

Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: «Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Береги нос в большой мороз».

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий  характер,  в какой – то мере доступен его пониманию: «И грибка не поднять, если не нагнешься»: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понятна им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц становится понятным детям лишь с возрастом.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Не спеши языком, торопись делом»; «Кончил дело – гуляй смело». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.

Правильное понимание содержания пословиц и поговорок научит ребенка широко использовать их в повседневной жизни. Ведь мы все, взрослые хотим, чтобы наши дети выросли умными, честными, трудолюбивыми.

Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого.

Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы родителями  и воспитателями в работе с детьми.

В заключении можно подвести итог выше сказанного, что:

  1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.
  2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.
  3. У детей повысится  уровень познавательной и речевой деятельности, повысится  и обогатится  словарный запас.
  4. Через пословицы и поговорки развивается и формируется  грамматический строй, связная  речь, ( что немало важно на сегодняшний день), способствование речевой активности дошкольников с ОНР.

Использование пословиц и поговорок позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысить уровень усвоения материала по темам.

Список использованной литературы:

  1. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М.: Художественная литература, 1985.
  2. Дошкольное воспитание. 2004. №4.
  3. Дошкольное воспитание. 2004. №9.
  4. Читаем, учим, играем, 2009. №4.
  5. Кузьмина М. Пословицы. М.: Хатбер-пресс, 2014.
  6. Кузьмина М. Поговорки. М.: Хатбер-пресс, 2014.
  7. Ласковое слово что солнышко в ненастье. М.: Детская литература, 1979.
  8. Старинные русские пословицы и поговорки. М.: Детская литература, 1983.
  9. Шергин Б. Одно дело делаешь, другое не порть (половицы в рассказах). М.: Детская литература, 1983.
  10. При солнышке тепло, при матери добро. М.: Детская литература, 1974.
  11. Делу время, потехе час. М.: Детская литература, 1986.
Читайте также:  Телефонный этикет для школьников. как правильно разговаривать по телефону? общение по телефону

Источник: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/267-ispolzovanie-russkih-narodnyh-poslovits-i-pogovorok-v-obrazovatelnom-protsesse-i-zhizni-dlya-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Развивающее значение пословиц для детей дошкольников

Образовательный процесс детей дошкольного возраста предполагает формирование правильного понимания окружающего мира, явлений, действий и других факторов. Важную роль в обучении играют различные художественные произведения и народное творчество. Использование таких элементов позволяет развить у детей интерес к художественному слову, стихам и литературе.

Особенности использования

Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является применение художественного слова.

Простые пословицы и поговорки развивают мышление, ведь ребенку необходимо осмыслить фразу, понять ее содержание и значение.

Также народные произведения способствуют воспитанию любви к творчеству, знакомству с литературными произведениями своего народа.

Пословицы — это краткие и точные высказывания, которые несут в себе определенный смысл. Такие элементы имеют следующие особенности:

  • аллегорический стиль суждения;
  • четкая форма;
  • обобщение;
  • выразительность.

Народные поговорки очень схожи с пословицами, что позволяет использовать такие произведения для образования, развития и воспитания ребенка. Поговорки существуют на самые различные темы, например, о дружбе или о труде, о честности и времени.

Для детей в дошкольный возрастной период занятия, в которых используются пословицы и поговорки, начинаются со средней группы детского сада.

Программа обучения предполагает не только чтение педагогом таких произведений, но и совместная работа с детьми над пониманием смысла высказывания, ведь это развивает мышление и другие качества.

Данный возрастной период является наиболее важным, так как в этот момент ребенок стремится получить новые знания и умения, применить навыки на практике и понять суть того или иного слова, действия или выражения. Народные поговорки являются оптимальным средством для достижения таких целей и улучшения образования.

https://www.youtube.com/watch?v=5Qm23x-o7vs

Использование пословиц в различных образовательных занятиях для детей обеспечивает воспитание следующих качеств:

  • отработка звуков, тренировка чистоты произношения и речи;
  • обучение четкости и ясности выражения мыслей;
  • навыки творческого использования слова;
  • умение обсуждать, находить смысл поговорки.

Образовательные занятия могут проводиться как в форме беседы, так и с творческим подходом. Начинать лучше всего с объяснения смысла той или иной поговорки. Для этого ребенок должен попытаться выразить основную мысль изречения своими словами.

Такие занятия можно проводить ежедневно, изучая по две поговорки. Также можно разделить выражения на тематические блоки, например, о дружбе и силе.

При этом важно заинтересовать ребенка процессом обучения, ведь именно это обеспечивает качество усвоения информации.

Освоение любой поговорки может проводиться в виде активных занятий. Такой вариант оптимален в том случае, когда дети уже хорошо знакомы с такими произведениями. Для этого педагог произносить поговорку, а ребенок должен продолжить ее. При этом используется мяч. Игровой подход обеспечивает заинтересованность детей.

Очень важно обеспечить правильное формирование и понимание окружающего мира, творчества и действий. Народные поговорки являются простым, но эффективным методом для интересных обучающих занятий.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/poslovicy_dlya_detej_doshkolnogo_vozrasta.html

Пословицы и поговорки для развития детей

24 Апрель 2015      admin74      Главная страница » Развитие детей      Просмотров:   1713

Важно использовать пословицы и поговорки для развития детей с целью постановки правильной речи, умения сосредотачиваться, укрепления памяти. К тому же, в этих небольших по объему произведениях запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо, поэтому можно поразмышлять вместе с ребенком и об этом.

В основе названий этих видов народного творчества – корни «слов» и «говор». Это означает, что такие выражения свойственны для разговорной речи и используются для того, чтобы сделать ее более образной, меткой, выразительной. Человек, умело использующий пословицы и поговорки в речи, может эмоционально захватить аудиторию, произвести на нее впечатление.

В чем отличие пословиц и поговорок?

Среди малых фольклорных форм пословицы и поговорки считаются едва ли не самыми многочисленными. Однако структура их отличается: пословицы состоят из двух частей – условия и следствия (вывода), а поговорки представляют собой частичное суждение о чем- либо. Например:

  • «Лыка не вяжет», «остался у разбитого корыта», «не в городе Богдан, ни в селе Селифан» – поговорки
  • «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Сам погибай, а друга выручай», «Семь раз отмерь – один отрежь» – пословицы

С одной стороны, это примеры устного творчества, легко запоминающиеся и воспроизводимые. С другой – в них «спрятано» сложное обобщение целой группы сходных явлений. Главная польза заключается как раз в осмыслении этого скрытого послания.

Использовать пословицы и поговорки для развития детей можно только с условием хорошего понимания самими взрослыми их поучительного смысла. При формальном подходе эти занятия пользы не принесут.

Пословицы, поговорки и… логика

С помощью малых произведений фольклора можно успешно развивать логику детей.

В одном из городов было проведено исследование нескольких десятков детей старшего школьного возраста среднего уровня развития, по итогам которого выяснилось, что примерно 20 % из них вообще не понимают смысл пословиц, некоторые даже отказывались давать пояснения. Около 70 % понимают прямое значение ( «не плюй в колодец – пригодится воды напиться» = «не надо плевать в колодец, потому что потом из него неприятно будет пить»)

Скрытый смысл образных выражений – поговорок не улавливают более 30 % детей. Многие затрудняются объяснить его своими словами или на примерах.

Это грустная статистика, потому что доказано: образцы устного творчества развивают логику. Когда ребенок объясняет их значение, он тренирует понимание причинно-следственных связей. Пословицы так и «устроены»: в них вывод невозможен без первоначального условия.

Игры с пословицами и поговорками

Пословицы и поговорки для развития детей лучше применять в привычной ребятам игровой форме.

Игра «Угадай пословицы и поговорки»

Ведущий зачитывает краткое пояснение-намек, а игроки как можно скорее угадывают, о какой пословице идет речь:

  • Что летит, когда лес рубят? (щепки)
  • По чему провожают? (ум)
  • Кто до старости щенок? (маленькая собачка)
  • На кого зверь бежит? (на ловца)
  • Что не тянет, если своя? (ноша)

и т.д.

Игра «Путаница»

Это развлечение для деток постарше. Нужно написать на отдельных листах пословицы, затем разрезать их по словам и перемешать. Детям нужно быстро сориентироваться в том, какая именно пословица «перепутана», и восстановить ее.

Источник: http://sonyaclub.ru/poslovicy-i-pogovorki-dlya-razvitiya-detej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector