Пословицы и поговорки про русь

Пословицы и поговорки про Русь

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ

Примеры: «Солнце днем работает, а ночью отдых берет» (анимистичекое воззрение на солнце), «Который бог замочит, тот и высушит» (многобожие), «Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился» (намек на жертвоприношение), «Жил в лесе, молился пням» (почитание лешего), «Храбер, силен, а все с лешим не справишься», «Был бы бес, будет и леший», «В лесу леший, а дома мачеха», «Егорий да Влас всему хозяйству глаз» (почитание Волоса), «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «На печи сидел, кирпичам молился» (почитание домового), «Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь», «Не все то русалка, что в воду ныряет», «Старый ворон мимо не каркнет», «Всякому бы ворону на свою голову каркать», «Венчали вокруг ели, а черты пели» (брак без церковного обряда), «Взял боженьку за ноженьку, да и об пол» (низвержение кумиров).

Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: «Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана» (т.е. леший), «Всякому черту вольно в своем болоте бродить» (водяной), «В тихом омуте черти водятся).

Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: «Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь», «Бойся не бойся, а року не миновать», «Где нет доли, там и счастье не велико», «Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив», «Не страшны злыдни за горами», «Деньги идут к богатому, злыдни — к убогому», «От лиха не уйдешь».

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ

Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: «Не поле кормит, а нива», «Одним конем всего поля не изъездишь», «Рыба-вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова», «Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды», «Мужик умирать собирайся, а земельку паши», «Дорогой товар из земли растет».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ

Примеры: «Бог не в силе, а в правде», «Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море», «Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда», «Золото огнем искушается, а человек напастьми», «Притча во языцех» (из псалтири), «Смирен духом, да горд брюхом», «На небо поглядывает, а на земле пошаривает», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Спереди — блажен муж, а сзади — вскую шаташася» ( о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

 Примеры: «Хозяин в дому, как хан в Крыму», «Как Бог до людей, так отец до детей», «В девках сижено — горе мыкано, замуж выдано — вдвое прибыло», «За чужую душу одна сваха божится», «В лесу медведь, а дома — мачеха», «Жене спускать — добра не видать», «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу», «Кто любит , тот и лупит » (жену), «Жену не бить — милу не быть».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ — МИРА

Примеры: «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Ты за мир, и мир за тебя», «Мирская правда крепко стоит», «Мир — велик человек», «Мир за себя постоит», «На мир и суда нет», «Мир заревет, так леса стонут».

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО

Примеры: «Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил», «Что мне законы: мне судьи знакомы», «Не бойся суда — бойся судьи», «Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась», «Наказал Бог народ — послал воевод», «Конь любит овес, а воевода — принос».

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ

Примеры: «Деньги, что каменья — тяжело на душу ложатся», «Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство», «Гол да наг — перед Богом прав», «Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают», «Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Коли деньги говорят, тогда правда молчит», «Не проси у богатого, проси у тароватого», «В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.»

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

Примеры: «На правду, что на солнце — во все глаза не взглянешь», «Засыпь правду золотом, а она всплывет», «Правду со дня моря выносит», «Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься», «Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть», «Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла», «Правда не на миру стоит, а по миру ходит», «Без правды не жить, да и о правде не жить», «Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться», «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше», «Ретивая лошадка долго не живет».

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ

Примеры: «Шипит, как каленое железо, когда плюнешь» (о горячем, раздражительном человеке), «Его в ступе пестом не умелешь» (упрямый), «Идет в сапогах, а след босиком» (хитрый), «Где ни ступит, тут и стукнет» (увалень), «Ветрами подшит» (непостоянный), «Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит» (мямля), «Из молодых да ранний, петухом кричит» (выскочка), «Лепечет, что сорока» (о том, кто скоро говорит), «Сказал, что отрубил» ( о говорящем кратко и решительно), «Говорит, что река льется» (плавно), «Воркует, как голубок» (нежно), «Что слово молвит, то рублем подарит» (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ

Примеры: «Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает», «На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся», «Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть».

Древние пословицы славян

Эти древнейшие на Земле основы нравственности изначальной, единой веры всего человечества славяне сохранили и пронесли через тьму веков, невзирая на всю ложь мира сего. Каждая из этих драгоценных заповедей искрилась в русском языке богатейшей россыпью пословиц и поговорок, переливавшихся чудным светом народной мудрости.

Замысел на чужое

— На чужой каравай рот не разевай! — Не разводи усок на чужой кусок! — За чужим добром не гоняйся с багром! — Не надейся, Роман, на чужой карман! — Воровское стяжание впрок не пойдет. — Пожалей чужое — Бог даст свое. — Жизнь на нитке, а думают о прибытке. — Свои сухари лучше чужих пирогов.

— Чужое-не прочно и большое, а свое — и малое, да правое.

Замысел на действие преступное

— Где клятва — тут и преступление. — Жить вертко /лукаво/ — помирать терпко. — Каково житье, таково и на том свете вытье. — Как жил, так и умер. Каково живется, таково и отрыгнется. — Лучше смерть, нежели зол живот. — Чего в другом не любишь, того и сам не делай!

— Жизнь дана на добрые дела.

Ложь

— Рать стоит до мира, ложь — до правды. — Лжа /ложь/, что ржа: тлит. — Что лживо, то и гнило. — И в бедах люди живут, а в неправде пропадают. — Вранье не введет в добро. — Всякую ложь к себе приложь. — Без правды не житье, а вытье.

— Без правды не живут люди, а только маются. — Не с ветру говорится, что лгать не годится. — Кто лжет, тот и крадет. — Врун, так и обманщик; обманщик, так и плут; плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор. — Проврался, что прокрался: люди долго помнят.

— Лгать, так людей обегать. — Врать, так с людьми не знаться. — Соврешь — не помрешь, да впредь не поверят. — Раз солгал, а на век лгуном стал. — Все минется, одна правда останется. — Правда, что шило в мешке — не утаишь.

— Хлеб-соль ешь, а правду-матку режь! — Нечего Бога гневить, надо правду говорить.

Читайте также:  Сказки русских писателей 3 класс

— Делай не ложью — будет по-Божью.

Клевета

— Бойся клеветника, как злого еретика. — Клеветники на том свете раскаленные сковороды лижут. — Ябедника на том свете за язык вешают. — Клевета — что уголь: не обожжет, так замарает. — Змею обойдешь, а от клеветы не уйдешь. — Лихо тому, кто неправду творит кому.

— Бог любит праведника, а черт — ябедника.

Непригодные речи

— Во многословии не без пустословия. — Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь. — Плюнешь — не воротишь; выпустишь слово — не поймаешь. — Язык мой — враг мой. — Слово — не нож, а до ножа доводит.

— Богу-то молись, да и черту не груби!

Овладеть чужим

— Неправдой нажитое впрок не пойдет. — Чужое добро боком выйдет. — Худом нажитое — добро не сотворит. — Нажитое грехом не устроит дом. — В чужой прудок не кидай неводок! — И с умом воровать — беды не миновать. — Чужой хлеб горек. Чужим куском подавишься. — Чужой хлеб рот дерет. Чужой кус в рот нейдет. — Украсть — в беду попасть.

— Вор ворует не для прибыли, а для гибели. — Раз украл — навек вором ославился. — Чужая одежа не надежа. — За свое вступайся, а за чужое не хватайся! — Неправая нажива — детям не разжива. — Лучше по миру сбирать, чем чужое брать! — Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. — Лучше с убытком торговать, чем с барышом воровать.

— Лишнего не бери — души не губи.

Совершить убийство

— Жизнь дает один только Бог, а отнимает всякая гадина. — Убитый молчит, но за него спросится. — Мертвый у ворот не стоит, а свое возьмет. — По чужую голову идти — свою нести.

— Сгубить легко, да душе каково?

Все эти грехи были выражены и в таком виде:

— ментальные грехи /алчность; зависть; отрицание реальности Творца/; — словесные грехи /лжесвидетельство; грубые слова; ревнивые речи; ложь/;

— физические грехи /нанесение телесных повреждений; похоть; воровство/.

Изначальный смысл некоторых русских пословиц, к сожалению, был искажен. Примером могут послужить опасные недоговорки известных пословиц:

Последняя пословица, безусловно, имеет христианское происхождение. Считается, что ее в современном, недоговоренном евангельском варианте дал Иисус Христос как заповедь для устранения зла.

Но если брать только ее первую часть /в евангельском варианте/, то она будет пресекать зло лишь в том случае, когда агрессивность проявит погорячившийся приличный человек, у которого проснется совесть, и он одумается при виде незащищающейся жертвы.

Но если нападающим будет садист, то зло будет только увеличиваться, так как он будет с большим удовольствием ломать подставленные челюсти, и, уверившись в своей безнаказанности, нагрешит еще больше. Ответственность за возросшее при этом зло ляжет не только на нападающего, но и на того, кто спровоцировал его на дальнейшее злодеяние.

Ибо обиженный имел шанс остановить зло, подставив, в соответствии с первой частью заповеди, другую щеку, т.е. дав агрессору возможность покаяться, и убедившись в неэффективности евангельской части заповеди и перейдя к ее второй, недоговариваемой части, дать негодяю достойный отпор, чтоб ему впредь неповадно было, — пресекая, тем самым, дальнейшее увеличение зла. Подтверждая это правило, Веды утверждают:

— ненаказанное зло увеличивается…

«И будут руки наши утруждены не от плуга, а от тяжелых мечей, так как нам велено идти к границам нашим и стеречь их от врагов».

Источник: http://SlavicNews.ru/slavianskie-poslovicy/

Пословицы о Руси

Пословицы о Руси

Чу! — здесь русским духом пахнет.

Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.

Москва создана веками, Питер миллионами.

Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.).

В Москву идти — голову нести (старин.).

Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина).

Московская разнобоярщина (семибоярщина).

Не только звону, что в Москве (что в Киеве).

С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акальщиков).

Москва сгорела от денежной (копеечной) свечи;

Москва не клином сошлась, околицы нет.

Москва горбатая; горбатая старушка (т. е. на холмах).

Два брата с Арбата, а оба горбата.

Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать.

В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.

В Москве недорода хлебу не бывает.

Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.

Славится Москва невестами, колоколами да калачами.

Москва любит запасец.

У спаса нет без запаса.

Москва людна и хлебна. Москва — царство, деревня — рай.

В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).

Московская грязь не марается.

Москва, что доска: спать широко, да кругом метет.

В Москве деньгу беречь, себя не стеречь.

В Москву бресть (идти) — последню копейку (деньгу) несть.

Москва — кому мать, кому мачеха.

В Москву идтить — только деньгу добыть.

Москва слезам не верит (не потакает, т. е. никого не разжалобишь, все чужие).

Москву не расквелишь (не разжалобишь).

Москва ни по чем не плачет (не тужит).

Москва по нашим (по чужим) бедам не плачет.

Живучи в Москве, пожить и в тоске.

Живет на Москве — в немалой тоске.

Ой, Москва! — она бьет с носка. Бей в доску, поминай Москву!

У нашего Макарьи по три деньги Натальи, а грош дай, любую выбирай.

Калязинцы, угличане, вологжане — толоконники.

Зубчане — таракана на канате на Волгу поить водили.

Ты чей молодеч? — Зубчевский купеч. — А где был? — В Москву по миру ходил.

Владимирцы — каменщики; клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву!

Наши холопы каменницы (стар. ростовцы владимирцам).

Собирались кулики, на болоте сидючи, — они суздальцы и володимирцы (из песни).

Русский бог велик. Русским богом да русским царем святорусская земля стоит.

Русский народ — царелюбивый.

Земля русская вся под богом.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.

России и лету союза нету. Русь под снегом закоченела.

Летит гусь на святую Русь (Наполеон).

На Руси никто с голоду не умирывал.

Руси есть веселие пити, не может без него быти.

Русская кость тепло любит. Пар костей не ломит.

Русский гостинец — кулага с саламатой.

Русский человек хлеб-соль водит.

Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит).

Русский терпелив до зачина. Русский задора ждет.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Русский молодец — сте басурманам конец.

На пардон, на аман у русского и слова нет.

Русский человек — добрый человек (чувашский привет).

Русак умен, да задним умом. Русский назад умен.

Кабы у немца напереди, что у русского назади — с ним бы и ладов не было (ум).

Русский народ не боится креста, а боится песта.

Бей русского, часы сделает. Русский что увидит, то и сделает.

Русак не дурак: поесть захочет — скажет, присесть захочет — сядет.

Русский догадлив (сметлив, себе на уме).

На Руси не все караси — есть и ерши.

Русский человек любит авось.

Русский на авось и взрос.

Русский человек любит авось, небось да как-нибудь.

Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.

Русский человек и гуллив и хвастлив.

Русский аппетит никогда (ничему) не претит.

Крестьянское горло — суконное бердо: все мнет.

В русском брюхе и долото сгниет.

Что русскому здорово, то немцу смерть.

Русский час — десять, а немецкому и конца нет.

Я русский, на манер французский, только немного погишпанистее.

Он, видно, по-русски не понимает (т. е. хоть ему какую правду в глаза говори).

Читайте также:  Роль игры в жизни ребенка. понимание роли игры в жизни детей

Родом не немчин, а указывать горазд.

Принять кого по-русски (т. е. или прямо и грубо, или хлебосольно).

Я тебе по-русски отрежу, напрямик.

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Чернолапотница прошла (прозвище наших баб в опрятной Сибири за грязный

след, выносимый ими из избы на снег).

Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала (старин. урал. каз.).

Русь навалила, нас совсем задавила (сибирск.).

В Сибири бабы коромыслами соболей бьют.

Москали (т. е. русские, по присловиям малорусов): московский час;

подожди с московский час (от русской поговорки: сейчас). Московская

правда. От москаля хоть полы обрежь да беги. Мамо, черт лезет в хату!

Дарма, дочко, абы не москаль. От черта открестишьс

Русский час — с днем тридцать; деревенский месяц — с неделей десять.

Москаль ворона, а привязчивее черта.

Как москаль скажет сухо, поднимайся под самое yxol

Варил черт с москалем пиво, да и от солоду отрекся.

Кто против бога и великого Новгорода?

Где святая София, там и Новгород.

Новгород судится своим судом (в древности).

Новгород (древний) судит один бог.

Можайцы поросятники, можайский ветер (ненадежные).

Коломенцы — чернонебые. Клиновцы — лапотники.

Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет.

Верейцы — сочевники (сочи — вязенки у рыбаков и хлебенное).

Дмитровцы — лягушечники, болотники. Рузцы — дровосеки.

Орешек (Шлиссельбург) и перцу горчае (старин.).

Луговцы — разносчики. Ладожане — щуку с яиц согнали.

Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев — гущеедов).

Новгородцы — долбежники. Упрям, как новгородец.

Не новгородский дворянин — не велик барин.

Уломский гвоздь (Новгородская губерния, Череповецкий уезд, село Улома, где все кузнецы, гвоздари).

Тихвинцы — свято место, где тихвинца нет.

Крещане (Крестцы) — лапотники. Кирилловцы — кашехлебы.

Белозерцы — белозерские снетки.

Кирилловский поклон девяти пяденей с хвостом (монаст.).

Демьянцы — горшечники.

Валдайские горы да любанские воры. Колокольники.

Молодец, купи баранок, да хороших каких — а поцелуй впридачу.

Город Боровичи — гам-город.

Боровичане — волнушечники, водохлебы.

Боровичане — луковники. Луку, луку зеленого.

От Волока до Утки шел трои сутки (три версты).

Старорусцы — лошадь съели да в Новгород писали, чтоб еще прислали.

Псковичи — капустники, мякинники, ершееды.

Пронеси бог Княжий мост да Михайлов погост (Псковская губерния; мост и погост этот в топях, где некогда много было разбоев).

Торопчане — табатеры.

Торопчане — египчане (египтяне?).

Торопчане: поляки с пушками, а мы с клюшками (осада Сергиевской лавры при Самозванце).

Хоцу — вскоцу, не хоцу — не вскоцу (в старину невеста говорила: хочу —

вскочу и, соглашаясь идти замуж, прыгала через положенный кругом пояс

или в наставленную юбку).

Порховцы — толоконники.

Проедешь Погорелец и Кушалино — ступай смело до Москвы.

Кушали (Тверской уезд, с. Кушалино) — бердники, частобаи.

Кушалинские крестьянки — тонкопряхи.

Осташи — ершееды, сапожники, золотошвеи; волчьи объедки.

Селигерцы (Тверская губерния) — ершееды.

Кимряки — сычужники (Кимры. Тверская губерния, Корчев.

Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.

Кимряки — летом штукатуры, зимой чеботари.

Города Коростеня, владения Ольгина, народ кривичи.

Новоторы — воры (говорят осташи, которым отвечают): и осташи хороши.

Воры — новоторы, и осташи — хороши, а свято то место, где тихвинца нет.

Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.

Старичане: Старица — дегтярница. Мазилку потеряли, да за Нов за ней ворочались.

Возьми сорок алтын! «Сороцы не сороцы, а меньше рубля не отдам».

Старичане — петуха встречали с хлебом-солью.

Кашинцы — водохлебы (т. е. чайники).

Кашинцы — собаку за волка убили да деньги заплатили.

Калязинцы — свинью за бобра купили; собаку за волка купили.

Мурашкинцы — тулупники, рубезок кислый; кислая овчина.

Ой ты, Устя Копосовска! (Брань; Копосово — село под Нижним).

Кунавина слобода в три дуги меня свела (пристанище разврата на Нижегородской ярмарке).

Ныне пустяки-то позади Оки (о Кунавине же).

Лысковцы — народ честный; коли не вор, так мошенник.

Сыщи в Лыскове не пьяницу, не мошенника, а в Юркине не разбойника (села Макарьевского уезда).

Черновское (Нижегородская губерния) — место воровское.

У Макарья — по деньге Наталья, а на грош — целый воз.

Балахонцы — гагары. Балахонская гагара.

Город Балахна стоит, полы распахня (Балахна растянулась по Волге

версты на три).

В Городце (Балахновский уезд) на горе по три девки во дворе.

Арзамасцы — гусятники, луковники; малеваны (иконописцы).

Арзамасцы собор кандалами сковали (связали обручами свод).

В Кардовили удавили, в Понятовке схоронили, в Корино по вино.

Кострома блудливая (веселая) сторона.

На Куси — выпей да закуси (Кусь, река Костромской губернии).

Костромичи: лучше бы три раза погорела, чем раз овдовела.

Костромичи в кучу, а ярославцы прочь (врознь).

На руку нечисты; лапти растеряли, по дворам искали, было шесть – стало (нашли) семь.

Галич Кострому обманул на острову.

Черт с хохла голову снял да приставил ему индюшечью.

Хохол глупее вороны, а хитрее черта.

Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).

Чтоб те хохлы да повыдохли! — А чтоб те москали да их повытаскали (ответ).

И по воду хохол, и по мякину хохол.

Хохол не соврет, да и правды не скажет.

Он хохол (т. е. хитер и упрям).

Русак до читанья, хохол до спеванья.

Венгер из-под Лохвицы (Полтавская губерния, коробейники).

Заднепровский итальянец. Задрипанцы.

Продали с хохла пояс за три деньги, а хохол нипочем в придачу пошел.

Полтава сидит на горе, как пава, а в грязи, как жаба.

Золотоноша кругом хороша.

Мценяне. Амченина бы те во двор (а святых вон).

Волга всем рекам мать. Волга-матушка широка и долга.

Волга-матушка — глубокая, раздольная, разгульная.

Источник: http://pozdrav.ixrad.ru/index.php/2011-06-17-09-50-06/111-2011-06-18-09-35-19

Пословицы и поговорки древней руси

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

пословицы о налогах картинки

Пословицами называются краткие изречения, в которых высказывается суждение о каком-нибудь предмете или событии. В древности пословицы назывались «притчами».

пословицы о землетресении

10 пословиц о зиме

Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне.

Отличаясь часто мерностью склада, имея нередко созвучия в начале и в средине (аллитерацию) или в конце (рифму), эти обобщения легко запоминались, выделялись из рассказов и даже переживали в народной памяти самые рассказы.

Примерами пословиц, до сих пор связанных с рассказами или песнями, могут служисть следующие: «В горе жить не кручинну быть, а нагому ходить — не соромиться» (из песни), «от радости кудри вьются, в печали секутся», «нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки о журавле), «и ракитовый куст за правду стоит» ( из сказки об убитой сестре и дудке), «битый небитого везет» (из сказки), «то старина, то и деяние» (из старины).

а мюссе пословици

Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других.

Важное значение пословицы народ выразил в пословицах же: «Старинная пословица во век не сломится», «старинная пословица не мимо молвится», «добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз», «на пословице суда нет».

пословицы на казахском о характере человека

Пословицы касаются исторических событий, отражают древний быт, верования языческие и христианские, семейный и общественный быт, мораль, и т.д.

пословицы о пир

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ. Этот разряд пословиц обнимает исторические события с древнейших времен и до позднейших. Примеры: «Погибоша, аки Обри (авары), их же несть ни поемени, ни наследства» (в летописи), «беда, аки в Родне» (голод в 980 г.

в Родне), «Руси веселье пити, не может без того быти» (слова Владимира магометанским миссионерам под 986 г.), «Путята крести (новгородцев) мечем, а Добрыня огнем» (о крещении новгородцев, оказавших сопротивление), «не погнетши (не раздавивши) пчел, меду не едать», говорил волынско-галицкий князь Роман о своевольных боярах (под 1231 г.

), «не во время гость хуже татарина», «тут словно Мамай воевал», «каков хан, такова и орда» (эти пословицы отражают татарщину), «семеро пойдут, Сибирь возьмут» (после завоевания Сибири казаками с Ермаком во главе), «вот тебе бабушка и Юрьев день» (по поводу запрещения при Борисе крестьянам перехода к другим помещикам даже в осенний Юрьев день), «пропал, как швед под Полтавой» (после поражения шведов под Полтавой, «голодный француз и вороне рад» (во время сидения французов в Москве).

Читайте также:  Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. охрана окружающей среды

пословица лес не в диво

Историческое содержание имеют и следующие пословицы: «На одном вече, да не одни речи» (отголоски вечевого образа правления), «Братчина судит, как судья» (судебная власть общины), «Брат брату головой в уплату» (круговая порука родных за преступления, совершенные одним из них), «На деле прав, да на дыбе виноват» (пытка), «Душа согрешила, а ноги виноваты» (пытка, правеж), «Лежачего не бьют» (во время кулачных боев), «По имени тебе место дать, по отчеству пожаловать» (местничество).

пословицы с точки зрения житейской психологии

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ.

Примеры: «Солнце днем работает, а ночью отдых берет» (анимистичекое воззрение на солнце), «Который бог замочит, тот и высушит» (многобожие), «Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился» (намек на жертвоприношение), «Жил в лесе, молился пням» (почитание лешего), «Храбер, силен, а все с лешим не справишься», «Был бы бес, будет и леший», «В лесу леший, а дома мачеха», «Егорий да Влас всему хозяйству глаз» (почитание Волоса), «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «На печи сидел, кирпичам молился» (почитание домового), «Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь», «Не все то русалка, что в воду ныряет», «Старый ворон мимо не каркнет», «Всякому бы ворону на свою голову каркать», «Венчали вокруг ели, а черты пели» (брак без церковного обряда), «Взял боженьку за ноженьку, да и об пол» (низвержение кумиров).

пословицы на 3 закон ньютона

Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: «Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана» (т.е. леший), «Всякому черту вольно в своем болоте бродить» (водяной), «В тихом омуте черти водятся).

очень умные пословицы о любви

Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: «Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь», «Бойся не бойся, а року не миновать», «Где нет доли, там и счастье не велико», «Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив», «Не страшны злыдни за горами», «Деньги идут к богатому, злыдни — к убогому», «От лиха не уйдешь».

пословица скороговорка об оружии

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ. Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: «Не поле кормит, а нива», «Одним конем всего поля не изъездишь», «Рыба-вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова», «Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды», «Мужик умирать собирайся, а земельку паши», «Дорогой товар из земли растет».

реферат пословицы о покоянии

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ Примеры: «Бог не в силе, а в правде», «Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море», «Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда», «Золото огнем искушается, а человек напастьми», «Притча во языцех» (из псалтири), «Смирен духом, да горд брюхом», «На небо поглядывает, а на земле пошаривает», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Спереди — блажен муж, а сзади — вскую шаташася» ( о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

пословицы о письменности

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ.

Примеры: «Хозяин в дому, как хан в Крыму», «Как Бог до людей, так отец до детей», «В девках сижено — горе мыкано, замуж выдано — вдвое прибыло», «За чужую душу одна сваха божится», «В лесу медведь, а дома — мачеха», «Жене спускать — добра не видать», «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу», «Кто любит. тот и лупит » (жену), «Жену не бить — милу не быть».

пословицы ягодка ягодке рознь

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ — МИРА. Примеры: «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Ты за мир, и мир за тебя», «Мирская правда крепко стоит», «Мир — велик человек», «Мир за себя постоит», «На мир и суда нет», «Мир заревет, так леса стонут».

пословицы о рыбной ухе

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО. Примеры: «Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил», «Что мне законы: мне судьи знакомы», «Не бойся суда — бойся судьи», «Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась», «Наказал Бог народ — послал воевод», «Конь любит овес, а воевода — принос».

пословицы бурятии

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ.

Примеры: «Деньги, что каменья — тяжело на душу ложатся», «Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство», «Гол да наг — перед Богом прав», «Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают», «Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Коли деньги говорят, тогда правда молчит», «Не проси у богатого, проси у тароватого», «В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.»

пословицы лицо земли

ПОСЛОВИЦЫ. ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ.

Примеры: «На правду, что на солнце — во все глаза не взглянешь», «Засыпь правду золотом, а она всплывет», «Правду со дня моря выносит», «Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься», «Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть», «Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла», «Правда не на миру стоит, а по миру ходит», «Без правды не жить, да и о правде не жить», «Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться», «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше», «Ретивая лошадка долго не живет».

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ.

Примеры: «Шипит, как каленое железо, когда плюнешь» (о горячем, раздражительном человеке), «Его в ступе пестом не умелешь» (упрямый), «Идет в сапогах, а след босиком» (хитрый), «Где ни ступит, тут и стукнет» (увалень), «Ветрами подшит» (непостоянный), «Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит» (мямля), «Из молодых да ранний, петухом кричит» (выскочка), «Лепечет, что сорока» (о том, кто скоро говорит), «Сказал, что отрубил» ( о говорящем кратко и решительно), «Говорит, что река льется» (плавно), «Воркует, как голубок» (нежно), «Что слово молвит, то рублем подарит» (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ. Примеры: «Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает», «На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся», «Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть».

пословицы об обещании

ПОГОВОРКИ Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. «Поговорка, — говорит народ, — цветочек, пословица — ягодка». Поговорки называются также «присловьями» и «присказками».

Примеры: «Вертится, как бес перед заутреней», «Как две капли воды», «Один, как перст», «Ни дать, ни взять», «Как снег на голову», «На помине легок», «Не по дням, а по часам растет», «Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Источник: https://po.mirtesen.ru/blog/43734843176

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector