Пословицы на уроках русского языка

Пословицы и поговорки на уроках русского языка.

Движущей силой, развивающей человеческое общество, во все времена была система его ценностей. И не только материальных, но, в большей мере, морально-нравственных и духовных.

Ценности, появились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением о желаемом идеале. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определённый уровень развития общества.

Для закрепления и передачи следующим поколениям своей системы ценностей, которые были выработаны и выстраданы многими поколениями, русский народ создал богатый и разнообразный  «мир»- «мир» устного народного творчества.

И в нём «кладезем» народной мудрости являются пословицы и поговорки. Они были  достоинством  и  умом  народа.

Пословицы и поговорки  формировали и  укрепляла  его  нравственный  облик,  его  историческую память  и  наполняли глубоким содержанием всю  его  размеренную  жизнь, текущую  по  обычаям и обрядам, связанным  с  его  трудом, природой  и  почитанием  родителей. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение.

На каждое последующее поколение ложится задача передавать, укреплять и развивать это «богатство». В современном обществе чаще всего  это происходит в семье и школе.

В жизни каждой семьи возникают ситуации, при которых взрослые произносят ту или иную пословицу и детский цепкий ум сразу же её «схватывает», запоминает. И не только содержание, но и ситуацию,  в которой эта пословица уместна.

Но в последние годы в семьях пословицы звучат всё реже и поэтому эта задача, в большей мере, ложится на школу.

Современная школа уделяет изучению половиц очень большое  внимание, особенно на уроках русского языка и литературы.

И это не случайно, ведь пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.

Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию”. В книге “Родное слово”, предназначенной для учащихся начальных классов, К.Д.

Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/russkij-jazyk/113546-poslovicy-i-pogovorki-na-urokah-russkogo-jazy.html

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка при работе с детьми с легкой умственной отсталостью | Педагогический опыт | Журнал «Педмастерство» / публикации, конкурсы, конференции для педагогов, учителей, воспитателей

Автор: Клевцова Анна Владимировна

Организация: МБОУСКШИ№27

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Подбору речевого материала для уроков русского языка в коррекционной школе уделяется особое внимание. Речь учащихся зачастую бедна, маловыразительна, словарный запас ограничен.

Сравнения и иносказания для них сложны, смысл их нередко непонятен.

Применяя ту или иную пословицу, поговорку на уроке, мы разбираем значение отдельных слов, выясняем общий смысл, подбираем жизненные ситуации, к которым можно применить данное выражение.

Такая работа активизирует внимание, поддерживает познавательный интерес, пополняет активный словарь. Приобщаясь к образцам устной народной речи, учащиеся осознают их современность и непреходящую ценность, учатся понимать красоту слова. Это вызывает чувство гордости за свою родную культуру.

Использование пословиц и поговорок не только обогащает язык, активизирует мыслительные процессы, но и помогает воспитывать высокие нравственные качества.

Они порицают недостатки, одобряют положительные поступки и качества человека. Любовь к Родине и родителям, уважение к труду, чувство товарищества – эти слова неотделимы от понятия «народная мудрость». Своя земля и в горсти мила.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах. Сам погибай, а товарища выручай.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ

  1. Составление предложений из слов, данных в начальной форме:

Сам, погибать, а, товарищ, выручать.

  1. Составление предложений из данных слов:

Служить, Родине, жить.

  1. Восстановление деформированных предложений:

Горе и вместе лучше переносится.

  1. Исправление речевой ошибки:

Смелый побеждает, трус погибать.

  1. Дополнение недостающим словом:

Дело … боится.

  1. Продолжение пословицы (поговорки):

Без труда не вынешь и рыбку из …   .

  1. Подбор подходящей по смыслу пословицы или поговорки к данному выражению:

Всё тайное становится явным. (На обмане далеко не уедешь. Шила в мешке не утаишь).

Напиш(и,е)шь пером – не выруб(и,е)шь топором.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НАД КОНКРЕТНЫМИ ТЕМАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Твёрдые и мягкие согласные

Порядок время бережёт. Поле труд любит. И всякий человек вперёд смотрит. Мороз не велик, а стоять не велит. С родной земли – умри, не сходи. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Хорошая книга не в тягость, а в радость. Встать пораньше – шагнуть подальше.

Речи, как мёд, а дела, как полынь. Хороший гость хозяину в почёт. Январь – году начало, зиме серёдка. Больше дела, меньше слов. Мужество рождается в борьбе. Умел взять – умей отдать. Смелость города берёт. Меньше слов – больше дела. Нечистая совесть спать не даёт.

Болезнь не по лесу ходит, а по людям.

Парные звонкие и глухие согласные

Не в бровь, а в глаз. Зимою шубка не шутка. Кошке игрушки, а мышке слёзки. Не будь тороплив, а будь памятлив. Нет лучше дружка, чем родная матушка. В зимний холод всякий молод. Снег на полях – хлеб в закромах. В чужих руках всё дело легче. Рыбка мелка, да уха сладка. На сказки герой, а на работу слаб. Хороший друг – настоящий клад.

Сядем рядком, да поговорим ладком. Терпенье и труд всё перетрут. Спасибо, мороз, что снега нанёс. Не надобен клад, коли в семье лад. Как снег на голову. Хлеб – всему голова. Дорога ложка к обеду. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Старый друг лучше новых двух. Хлеб – соль ешь, а правду режь. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

На ошибках учатся.

Правописание безударных гласных в корне слова

В цвету трава – косить пора. Говорят в Москве, а слушают по всей стране. За глупой головой и ногам плохо. Своя земля и в горсти мила. Смотри дерево в плодах, а человека в делах. Посуда любит чистоту. Смелость города берёт. Не тот хорош, кто лицом пригож: а тот хорош, кто для дела гож. Дело мастера боится. На хороший цветок и пчела летит. На языке медок, а на сердце ледок.

Собака лает – ветер носит. Красна весна цветами, а осень плодами. Нет земли краше, чем страна наша. Тот герой, кто за Родину стоит горой. Если дружба велика, будет Родина крепка. Апрель с водою – май с травою. По лесу ходи – под ноги гляди. Вода на лугу – сено в стогу. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. С родной земли – умри, не сходи.

На чужой стороне и весна не красна. Взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй. Родная земля и в горсти мила. Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит. Не давши слово – крепись, а давши – держись. Чужая сторона без ветра сушит, без зимы знобит. Не спеши языком, торопись делом. На воре шапка горит. Под лежачий камень и вода не течёт.

Пуганая ворона и куста боится.

Слова с непроизносимыми согласными

Радостная жизнь сердце веселит. Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою. Человек трудолюбивый – самый счастливый. Сердце матери лучше солнца греет. Ленивому и в будни праздник. Дождливое лето хуже осени. Солнце пригреет – всё поспеет.

Солнце садится – лентяй веселится, солнце всходит – лентяй с ума сходит. Доброе слово и в ненастный день согреет. Праздному человеку всегда скучно. Будет и на нашей улице праздник. Сердце сердцу весть подаёт. Честное дело не таится.

Честные глаза вбок не глядят.

Правописание слов с предлогами и приставками

Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть. Сначала подумай, потом говори. Труд и накормит и научит. Язык до Киева доведёт. Родина поучает, Родина и выручает. За край родной иди бесстрашно в бой. Встать пораньше – шагнуть подальше. Родина – мать, умей за неё постоять. Друзья познаются в беде. Семь раз отмерь, один отрежь. Из огня да в полымя. Ищи ветра в поле.

Читайте также:  Этикет для детей школьного возраста

Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Кашу маслом не испортишь. Нашла коса на камень. Что в лоб, что по лбу. Для милого дружка и серёжку из ушка. У кого что болит, тот о том и говорит. По Сеньке и шапка. Дыма без огня не бывает. Мелет день до вечера, а послушать нечего. Наговорил с три короба. На словах густо, а в голове пусто. С болтунами держи язык за зубами.

Язык до добра не доведёт болтуна.

Разделительный ъ и разделительный ь

Без терпенья нет уменья. Терпенье и труд всё перетрут. Доброе молчанье лучше пустой болтовни. От желанья к исполненью приложи уменье. Ручьи сольются – река, люди соединятся – сила. Красна птица опереньем, а человек уменьем. Повторенье – мать ученья. На всякое хотенье есть терпенье. Уменье всегда найдёт примененье.

Ученье – свет, а неученье – тьма. За большим подъёмом и спуск большой. Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить. Не будь овцой, так и волк не съест. Знает кошка, чьё мясо съела. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Лето собирает, а зима подъедает. Всего света не изъездишь.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Горе в чужой земле безъязыкому. Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся. Где песня льётся, там легче живётся. Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья. На всякое хотенье есть терпенье. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Осенью и у воробья пир.

Не в деньгах счастье. На всякое хотенье имей терпенье.

Безударные падежные окончания имён существительных

В апреле земля преет. Проверяй друга в опасности. Добрые вести не лежат на месте. Солдата к славе ведут ученье и труд. Умный товарищ – половина дороги. Нашей Армии сыны Родине верны. Делу – время, потехе – час. Ленивому Микишке всё не до книжки. По наружности о человеке не суди. Богаче Сибири нет земли в мире.

Доброе братство милее богатства. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. В час испытаний поклонись отчизне. Счастье Родины дороже жизни. Трус и тени своей боится. Иная похвала хуже брани. Азбука – к мудрости ступенька. Всякой вещи своё место. Расстояние дружбе не помеха.

Птичка рада весне, а дитя родной матушке. Без заботы не жди радости от работы. Лень – ключ к бедности. Собирай по горсти – наберёшь кузовок. Кричать от радости или от горя – большая разница. Достоинство слова в краткости. При большой поспешности в работе погрешности. При солнышке тепло, при матери добро.

Хвастун вреднее моли. Дождливое лето хуже осени.

Правописание имён существительных с шипящей на конце слова

На чужбине и калач не в радость. Рожь поспела – берись за дело. Без работы и печь холодна. При верном псе и сторож спит. На помощь надейся, а сам не плошай. Спящий кот мышь не поймает. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Хорошую речь хорошо и слушать. Книга – лучший товарищ. Ложь ходит на гнилых ногах. Ростом с мышь, а храбрый малыш. Взявший меч от меча и погибнет. Всякая вещь хороша на своём месте. Грач на горе – весна на дворе. День да ночь – сутки прочь.

Не печь кормит, а нива.

Падежные окончания имён прилагательных

От хорошего братца можно ума набраться. Большому кораблю большое плавание. В колючем кустарнике не спрячешься. Маленькое дело лучше большого безделья. Лучшее враг хорошего. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Бездонную бочку водой не наполнить. Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.

У ленивого Емели семь воскресений на неделе. Правда светлее ясного солнца. Худое молчанье лучше доброго молчанья. Сегодняшнего дела на завтра не откладывай. В чужом месте, что в дремучем лесу. Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто. С надёжным другом и беда не страшна. Зимнее солнце плохо греет.

Береги землю любимую, как мать родимую. Плохой мир лучше доброй ссоры. За худым пойдёшь, худое и найдёшь. Без хорошего труда нет плода. Хорошую речь хорошо и слушать. Добрым словом мир освещается. Летний день за зимнюю неделю. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Свет не без добрых людей.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Неопределённая форма глагола

Легко подружиться, тяжело разлучиться. Умеешь ссориться, научись и мириться. Без дела жить – только небо коптить. Учить – ум точить. Любишь кататься – люби и саночки возить. Не стыдно не знать – стыдно не учиться. Умный любит учиться. Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Кто не способен гореть, того не зажечь. Нечем хвалиться, коли всё из рук валится. Волков бояться – в лес не ходить. Грамоте учиться – всегда пригодится. Умел ошибиться, умей и поправиться. Надо наклониться, чтобы из ручья напиться. За всё браться – ничего не сделать. С умным знаться – ума набраться.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Легко подружиться, тяжело разлучиться. Кто трудиться любит, тот голоден не будет. Жизнь прожить – не поле перейти. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Лишнее говорить – только себе вредить. Добро сеять – добро и пожинать.

Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

Личные окончания глаголов 2 лица ед. числа

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Без пословицы не проживёшь. Что написано пером, того не вырубишь топором. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь. Слезами горю не поможешь. Веника не сломишь, прутья по одному все переломаешь. Поспешишь – людей насмешишь. Что посеешь, то и пожнёшь.

Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь. Делаешь наспех, сделаешь на смех. Что людям пожелаешь, то и сам получаешь. Спишь, спишь – и отдохнуть некогда. Шила в мешке не утаишь. В умной беседе ума наберёшься, а в глупой и свой растеряешь. У скупого и в мороз льду не допросишься. Золотые руки на серебро не купишь.

На обмане далеко не уедешь. Бездонную бочку водой не наполнишь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Одной рукой узла не завяжешь. Без труда не проживёшь. На чужой роток не накинешь платок. Любишь кататься, люби и саночки возить. Близок локоток, а не укусишь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. На всякий роток не накинешь платок.

Правописание не с глаголами

Где не было начала, не будет и конца. Правда в воде не тонет, в огне не горит. Дело делать и за себя не может, а кричит за всех. Лентяю всё не можется да не здоровится. Дважды в год лета не бывает. Дело лени не любит. Кто поздно встаёт, у того хлеба не достаёт.

Чего не положил – не бери. Кто труд любит, долго спать не будет. Без заботы и репа не вырастет. Не за своё дело не берись, а за своим делом не ленись. Из песни слова не выкинешь. Под лежачий камень и вода не течёт. Повинную голову и меч не сечёт.

Семеро одного не ждут.

Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения

Работа и мучит, и кормит, и учит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Всякая работа мастера хвалит. Мягко стелет, да жёстко спать. Нос задирает, а в голове ветер гуляет. Кто собирает колосья, у того будет и воз. Смелый побеждает, трус погибает. Кто робеет, того бьют. Голод не тётка, пирожка не подсунет. От добра добра не ищут. И медведя люди учат. Вместе и горе лучше переносится.

С песней и труд спорится. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Всяк кулик своё болото хвалит. Выше головы не прыгнешь. Дарёному коню в зубы не смотрят. На бедного Макара все шишки валятся. Правда глаза колет. Рыбак рыбака видит издалека. Как аукнется, так и откликнется. Яблоко от яблони далеко не падает. Слышит звон, да не знает, где он. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

Местоимение

Одна у человека мать, одна у него и Родина. Живи для людей, поживут люди для тебя. Герой умирает, а слава его живёт. Брат мой, а ум у него свой. Если у тебя есть друг, советуйся с ним. Там хорошо, где нас нет. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. С ним каши не сваришь. Из него хоть верёвки вей.

Читайте также:  Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Знаки препинания в предложении

Сам погибай, а товарища выручай. Месяц светит, но не греет. Туча прошла, а дождя не принесла. Рыба видит приманку, а не крючок. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Суди о людях не по словам, а по делам. Летела пташка высоко, села недалеко. На всякий цветок пчела садится, но не со всякого мёд берёт. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Собака лает, а ветер носит. Лето собирает, а зима поедает. Летом ласточка день начинает, а соловей кончает. Паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт. Кто храбро врага бьёт, о том слава не умрёт. Смелого да умелого и страх не возьмёт, и враг не побьёт. Глаза страшатся, а руки делают.

Гора с горой не сходятся, а человек с человеком всегда сойдётся. Молодец против овец, а против молодца и сам овца. Не всё то золото, что блестит. Не место красит человека, а человек – место. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Не родись красивым, а родись счастливым. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Каковы сами, таковы и сани.

Лето припасает, а зима подбирает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока:

— при повторении;

— при изучении нового материала;

— при закреплении изученного материала.

Перечень пословиц и поговорок постоянно пополняется по мере усложнения учебного материала. Многие из них могут быть использованы при изучении нескольких тем русского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Степных, В.А. Использование пословиц и поговорок в учебном процессе. [Текст]/ В.А.Степных. Начальная школа № 5. -М.: Просвещение, 2010-45с.
  2. Фелицина, В.П.. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. [Текст]/ В.П. Фелицина, Ю.Е. Прохоров.- М.: Русский язык, 2011-145с.
  3. Даль, В.И. Пословицы русского народа. [Текст]/ В.И. Даль.- М.: Художественная литература,2014-365с.
  4.  Ушаков, О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. [Текст]/  О.Д. Ушаков. -М: Литера, 2006-123с.

Источник: http://www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/964

Уроки Совы Филиновны

Одной из целей изучения русского языка в основной школе, заявленных в примерной программе основного общего образования по русскому языку ФГОС второго поколения является воспитание уважения к родному языку, сознательному отношению к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально — эстетических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

На мой взгляд, одним из способов достижения этих целей является использование на уроках русского языка поговорок и пословиц. Пословицы и поговорки переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся — ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность.

В последнее время интерес к ним заметно вырос.

И это не случайно: едва ли можно указать на какую-либо иную форму словесно-художественного творчества народа, которая могла бы соперничать с пословицами и поговорками по известности, убедительности, способности жить долго.

Емкое, общественно значимое содержание в пословицах облекается в лаконичную и изящную форму: «Есть притча короче носа птичья, в ней загадка, разгадка да семь верст правды…» И каждая такая «притча» советует, как поступить, предупреждая о последствиях, напоминает о промахах или ошибках.

Нет нужды много говорить о том, что ничто так не украшает нашу речь, делая ее нестандартной, образной и яркой, как уместное употребление пословиц.

И, наверное, нет необходимости в многословном обосновании тезиса о желательности обращения к этому «живокипящему» источнику в школе всякий раз, когда это только возможно, — на уроках литературы, истории, русского языка.

Языковое пространство пословиц и поговорок очень обширно. Народные изречения — превосходный материал для проведения уроков русского языка.

Работа с пословицами может способствовать углубленному знакомству с этими интереснейшими пластами лексического запаса нашего языка, более эффективной организации словарной, орфографической, лингвистической работы.

Имея под рукой сборник пословиц и поговорок, можно легко найти материал, как для изучения нового материала, так и для закрепления и обобщения.

Рассмотрим лишь некоторые темы, изучаемые в 5 классе.

(Повторение изученного в начальной школе)

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы и записывая проверочные слова.

1. Бер:ги ( ) платье снову, а честь смол:ду ( ). 2. Крас:та ( ) до веч:ра ( ), д:брота ( ) навек. 3. Как гн:лой ( ) пень, под заступ гл:дит ( ). 4) Кр:пился ( ), да с ног св:лился ( ).

5) Медведи у волка не г:стят ( ). 6) Скр:пучая ( ) берёза дольше ст:ит ( ). 7) Худое хв:лить ( ) нечего. 8) П:хать ( ) — не руками м:хать ( ). 9) не погл:дев ( ) на пирог, не гов:ри ( ), что сыт.

10) Кто л:жит ( ) на п:чи, тот гложет кирпичи.

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, подбирая проверочные слова и обозначая орфограммы на месте пропусков.

Мелок бро… по самый ро.. . 2) Моло.. да приго.. — всюду вхо: 3) Был бы поко.., да пришел моро.. . 4) Рот не огоро..: не затворишь воро: 5) И жи..ка слеза, да е..ка. 6) Ноготок увя.. — всей птичке пропасть. 7) Каковы дру..ки, таковы и пиро..ки. 8) По пляске погу..ка, по песне припе.. . 9) Зимою шу..ка не шутка. 10) Гри.. не хле.., ягода — трава.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Зрительный диктант. На доске открывается по одному предложению, учащиеся должны прочитать и записать в тетрадь только слово с непроизносимой согласной в корне слова.

1) Без блина не масленица, без пирога не праздник. 2) Поздно пришёл — кости нашёл. 3) Честных почитай, а гордых презирай. 4) Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

5) Счастливый ходит — на клад набредёт, а несчастный пойдёт и гриба не найдёт. 6) Бессовестным глазам не первый базар: они отморгаются. 7) Где естно, там и тесно. 8) Завистливое око видит широко.

9) Одному жить — сердце холодить, а на людях и смерть красна.

4. Буквы и, у, а после шипящих

Прочитайте предложения. Как называются такие выражения? Спишите их, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограмму на месте пропусков.

1) Щи да каша — пищ.. наша. 2) Ч..ет кошка, чье мясо съела. 3) На бедного Макара все ш..шки валятся. 4) В ч..жой монастырь со своим уставом не ходят. 5) Без сч..стья и в лес по грибы не ходи. 6) По щ..чьему веленью, по моему хотенью. 7) Лиха беда — нач..ло. 8) На ч..жой роток не накинешь платок. 9) Не радуйся нашедш.., не плачь потерявш.. . 10) Всякому овощ., свое время.

Среди приведенных в этом упражнении слов с пропусками нет слов-исключений из правила о правописании гласных и, а, у после шипящих. Составьте со словами-исключениями из этого правила не менее пяти предложений, запишите их, орфограмму обозначьте.

5. Разделительные ъ и ь

Запишите пословицы, вставляя разделительные ъ и ь там, где это необходимо. Условия выбора знаков обозначьте графически.

Черепком нап..юсь, дубинкой отоб..юсь. 2) Не за то волка б. .ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 3) Горе в чужой земле без..языкому. 4) Один хлеба не с..ешь. 5) Найдешь кел..ю и под ел..ю. 6) Хочется пирожок с..есть, да не хочется в подпол..е лезть. 7) И не так под..езжали, да не так от..езжали. 8) Худое молчан..е лучше доброго ворчан..я.

6. — Тся и — ться в глаголах.

Запишите пословицы, восстанавливая их. При списывании обозначьте орфограммы.

Была бы охота, люби и саночки возить.
Любишь катат:ся, а выучит:ся можно.
В одно перо тут третий не суйся.
Где двое бранят:ся и птица не родит:ся.
Надо наклонит:ся, никуда не годит:ся.
С людьми бранит:ся, чтобы воды напит:ся.
Рубашка износит:ся, умей и поправит:ся.
Умел ошибит:ся, а доброе дело не забудет:ся.

Материал для любой темы по орфографии, лексике, пунктуации можно найти в сборнике русских пословиц и поговорок.

Для примера рассмотрим материал 9 класса. Основные темы — синтаксис и пунктуация. Открываем наш сборник «Русские пословицы и поговорки» и опять большой выбор языкового материала.

Сложносочинённое предложение.

Говорит красно, да слушать тошно.

Одному жить — сердце холодить, а на людях и смерть красна.

Медведь пляшет, а поводырь деньги берёт.

И лиса хитра, да шкуру её продают.

Читайте также:  Экологический светофор. игра для начальной школы

Сложноподчинённое предложение.

Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил.

Как сам будешь потчевать, так и люди тебя отпотчуют.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

Кто добру учится, тот добром и живёт.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

Бессоюзное сложное предложение.

Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

И хочется, и колется, и болит, и матушка не велит.

https://www.youtube.com/watch?v=belHIlh58z0

Иди скоро — нагонишь горе; иди тихо — тебя нагонит лихо.

Слово не воробей: вылетит — жди беды.

В 9 классе часто использую пословицы и поговорки для комплексного анализа предложения. Например, проанализируйте с фонетической, орфографической, лексической, синтаксической, пунктуационной точек зрения следующее предложение: «Лёжа на боку, не заработаешь и на понюшку табаку». Ответ на вопрос учащиеся дают в свободной форме.

Вот что написала одна из учениц: «Данное предложение простое, односоставное, определённо — личное. Оно имеет обобщенно — личное значение. Сказуемое выражено глаголом во 2 лице единственного числа. Предложение осложнено деепричастным оборотом, который выделен запятой. С фонетической точки зрения можно отметить слово заработаешь, здесь мягкий знак не имеет звука.

Чтобы правильно написать предложение, надо знать некоторые правила:

безударная гласная в корне, проверяемая ударением: боку(бок), заработаешь(раб);

словарное слово: табаку;

не с глаголами: не заработаешь;

ешь — -ишь всегда с мягким знаком.

С лексической точки зрения меня заинтересовало слово понюшка. В словаре С.И.Ожегова я прочитала, что понюшка — щепотка нюхательного табаку на один приём».

Такие задания чаще всего являются домашними. Дети с удовольствием выполняют их.

Таким образом, пословицы и поговорки являются замечательным материалом для уроков русского языка. Надо только подумать, как интереснее преподнести учащимся задания, чтобы заставить думать, размышлять, развивать творчество, чтобы решить на уроке и учебные и воспитательные задачи.

«Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова», — писал В.И.Даль в «Напутном» к знаменитому сборнику пословиц. И этот призыв прямо адресован учителям — словесникам — людям творческим, тонко чувствующим красоту и образность народной речи и стремящимся передать эту любовь своим ученикам.

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/prepodavanie-russkogo-yazyka-obmen-opytom/3912-ispolzovanie-poslovits-i-pogovorok-na-urokakh-russkogo-yazyka

Доклад на тему: «Языковые возможности пословиц, поговорок, загадок, поговорок на уроках русского языка»

Пословицы, загадки, поговорки представляют собой богатый материал для обучения нормам произношения, совершенствования орфоэпической культуры детей.

Работа с ними развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью.

С произведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. Придя в школу, они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и другие виды устного народного творчества.

Отбор ( подбор) пословиц определяется темой конкретного урока и его целями: образовательными, развивающими и воспитательными. Пословицы могут использоваться как дидактико — воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся.

Так, при объяснении правила правописания безударных гласных в корне берутся пословицы:

Конец — делу венец.

Кончил дело — гуляй смело.

В первой пословице слово с безударной гласной (конец), во второй — гласный находится под ударением (кончил). После выяснения смысла пословиц предлагается найти родственные слова, объяснить написание гласной О, найти проверочное слово. Эти пословицы учащиеся списывают, подчёркивают слова коней, кончил, гласную О Особо выделяют красной пометкой.

На этапе закрепления предлагаются такие пословицы:

Пока молод — не страшен ни жар, ни холод.

Около м л дых посидеть — самому пом_л_деть.

У м_л_дых дорога не имеет конца.

Учись см_л ду — пригодится в старости.

После выяснения смысла пословиц предлагается задание: списать и вставить пропущенные буквы.

При закреплении темы «Безударные гласные в корне» предлагаются пословицы с творческим заданием: подобрать и вписать пословицу подходящие по смыслу слова, например:

Дерево … живёт, дерево и воду бережёт.

Февраль силён метелью, а март … .

Март с водой, апрель с …, а май с … .

Октябрь землю покроет, где листиком, где с … .

При изучении звонких и глухих согласных также используются пословицы, которые помогают лучше усвоить данную тему.

Например:

Береги нос в большой мороз.

Разъясняется учащимся, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухими и звонкими согласными.

На этапе закрепления слов с парными согласными предлагаются пословицы:

Слаще всех плодов — плод честного труда.

Свой глаз — алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

Не шуба греет, а хлеб.

Дети читают пословицы, объясняют их смысл. Следующее задание : вписать в столбик слова с сомнительной согласной и подобрать к ним проверочное слово. На последних уроках по этой теме предлагаются пословицы под диктовку. Например:

Зелёный наряд радует взгляд.

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

При изучении слов с удвоенными согласными также используются пословицы:

Хорошая нива у дружного коллектива.

Ссора до добра не доводит.

Следующий вид работы по этой теме — это зрительный предупредительный диктант. На доске пословицы:

Русский Солдат не знает преград.

Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку.

Весенние ветры приносят летние дожди.

Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов, запоминают их. Затем слова с удвоенными согласными закрываются и учащиеся списывают пословицы.

В начальных классах учащиеся постепенно учатся различать Ь — показатель мягкости Ь — разделительный. На этих уроках используются плакаты с пословицами:

Родину — мать умей защищать.

Отольются волку овечьи слёзки.

Ученье — путь к уменью.

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Задание: выписать в первый столбик слова с мягким знаком — показателем мягкости, во второй — слова с разделительным мягким знаком. Большую помощь могут оказать пословицы при изучении грамматики. Так, например, при изучении имени существительного берутся такие пословицы:

Труд всегда даёт, а лень всегда берёт.

Мир строит, война разрушает.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, находят имена существительные, определяют род, число. Попутно дети выполняют задание по орфографии: объясняют правописание слов Сторона, война, родная. Затем они списывают пословицы, подчёркивают имена существительные. Определяют род, число.

Также на уроках русского языка можно использовать загадки и поговорки по разным темам. Так, загадку про орех: « Не разбив горшочка, не съешь кашки», в 3 и 4 классах можно записать полностью при изучении, например, темы «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком», а во 2 классе учащиеся, тренируясь в правописании слов с безударными гласными, запишут только слово отгадку орех.

1 класс

Слова с жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (щука)

Ног нет, а хожу. Рта нет, а скажу, когда всем спать, а когда вставать. (часы)

В брюхе — баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука, и та — на спине. (чайник)

2 класс

Правописание слов с ь ( обозначение мягкости согласных буквой ь)

Конь стальной, хвост льняной. (иголка с ниткой)

Я — вода и по воде плаваю.(льдинка)

Что вверх корнем растёт? (сосулька)

Когда он нужен, его выбрасывают. А когда не нужен, поднимают.(якорь)

Здесь можно использовать и Поговорки:

Больному всё горько.

Смелость города берёт.

Осень — перемен восемь.

Правописание слов с разделительным ь.

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто такая? (вода)

С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (рыба)

Поговорки:

Бьётся как рыба об лёд.

Своя семья — самые верные друзья.

Не игла шьёт, а руки.

Здоровью цены нет.

3 класс

Без руки, без ног — рубашки просит. (подушка)

Вся дорожка обсыпана горошком. (звёзды)

Белая кошка лезет в окошко. (свет)

Поговорки:

Остатки сладки.

Редко, да метко.

Не всякий гриб в лукошко кладут.

3 класс

Летом в шубе, а зимою голо. (лиственное дерево)

В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. (подсолнух)

Сидит на ложке, свесив ножки. (лапша)

Поговорки:

Кошке игрушки, мышке слёзки.

Лентяй усталости не знает.

Систематическая работа над пословицей, поговоркой, загадкой многое даёт учащимся. Изучение их обогащает речь учащихся, повышает их грамотность. Способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа прививает учащимся любовь к устному народному творчеству.

Используемая литература:

1. Дубовец З. А. Пословицы, загадки, поговорки на уроках русского языка.-М. 2000г.

2. Полончук О. Г. К урокам грамоты и литературного чтения. / «Начальная школа» №3 2004 г.

3. Орлова Г. А. Формирование языковой компетенции младших школьников.-М. 2001.

Источник: http://www.slavkrug.org/doklad-na-temu-yazykovye-vozmozhnosti-poslovic-pogovorok-zagadok-pogovorok-na-urokax-russkogo-yazyka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector