Применение проблемного обучения на уроках математики

Применение проблемного обучения на уроках математикиПроблемное обучение на уроках математикиПроблема — это противоречие между двумя фактами: новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью.Визитная карточкаЗырянова Любовь Николаевна Высшее образование. Закончила БиГПИ в 1990 году.

Учитель математики в старших классах, I квалификационная категория Педагогический стаж 25 лет«Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний». С.Л.

РубинштейЗамечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше – предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения.

Проблемы в обучении: проблема несоответствия уровня обученности школьников их реальным возможностям; — низкий уровень мотивации; — снижение или отсутствие интереса к предмету; — высокий уровень тревожности учащихся; — быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья.

Решением проблемы в учебной деятельности будет новое знание, новый алгоритм. Проблемное обучение — это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний. Целью проблемного обучения является развитие интеллекта и творческой активности.

Цель активизации учащихся путём проблемного обучения состоит: Выявить уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Углубление знаний при помощи ранее усвоенных или новое применение прежних знаний, которое ищется и находится учеником поставленным в соответствующую ситуацию.

Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение.В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы. Постановка проблемы (возникновение проблемной ситуации). Поиск решения (проходит выдвижение и проверка гипотез).

Выражение решения — формулировка нового знания научным языком.

Данная технология позволяет: — активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала; — сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения; — использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации; — повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.

Действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или новый способ решения проблемы.. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности.

Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке. 1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения. 2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. 3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. 4.

Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. 5. Предлагать практические исследовательские задания. 6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи. 7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. 8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта. 9.

Использовать тесты с выбором правильного ответа.

Проблемная задача №1. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см? Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.

Проблемная задача №2. Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?   Проблема: несоответствие  единиц измерения

Проблемная задача №3. Все грани куба покрасили красной краской и распилили его на n3  маленьких одинаковых кубиков. Выведите формулу для нахождения количества кубиков, не имеющих ни одной окрашенной грани.

Проблемная задача №4.

Проблемная задача №5. На охоте с двух отвесных скал два охотника заметили козла и разом в него выстрелили, причем стрелы достигли цели одновременно. Охотники одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью. Кому достанется козел, если известно, что высота одной скалы 40 м. , второй 20 м., а расстояние между скалами 100 м.?Проблемная задача №6.

Человек посадил пару кроликов в загон, окруженный со всех сторон стеной. Сколько пар кроликов за год может произвести на свет эта пара, если известно, что каждый месяц, начиная со второго, каждая пара кроликов производит на свет одну пару?Проблемная задача №7. Давайте представим ситуацию. Брат с сестрой пришли в гости к бабушке. Бабушка к их приходу испекла печенье.

Моё самое большое!!Как же ребятам разобраться, какое печенье больше?Наверно нужно определить какое из них занимает больше места на плоскости. Эта величина называется площадью. Но на глаз сравнить площади квадрата и круга сложно. В таком случае используют способ наложения фигур.Как видно, круг поместился в квадрат.Значит, площадь круга меньше, чем площадь квадрата.

Процесс решения этих задач ведет к формированию научного мировоззрения, эстетических взглядов, нравственных привычек. (межпредметная связь) Структура отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. По отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, т.е.

не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление этой деятельностью.

Заключение. Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность.

Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью.

Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок.

Желаю всем успехов в творчестве!

Источник: http://lusana.ru/presentation/26204

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. По мнению М.И.

Махмутова, проблемным обучением можно назвать также обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук.

       Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. По мнению М.И.

Махмутова, проблемным обучением можно назвать также обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук.

Такое обучение он называет также развивающим. Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.

      Проблемное обучение в начальной школе ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, т.е. оно более интенсивно, чем непроблемное обучение, влияет на развитие творческого мышления младших школьников.

Но чтобы эта функция проблемного обучения наилучшим образом была реализована в младших классах, недостаточно включить в процесс обучения случайную совокупность проблем. Система проблем должна охватывать основные типы проблем, свойственных данной области знаний, хотя может и не ограничиваться ими.

Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде. Материал не дается, а задается как предмет поиска. Весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности детей.

        В настоящее время в учебных заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям.

Читайте также:  Сидераты это

Это один из методов активного обучения, способствующий организации поисковой деятельности обучаемых, формированию у них навыков продуктивного, творческого изучения дисциплины.

Преподаватель должен исходить из того, что процесс усвоения знаний не может сводиться лишь к их простому восприятию, ознакомлению и воспроизведению.

       Репродуктивные методы обучения не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности обучаемых, слабо способствуют умственному развитию.

       Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение обучаемых к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы), исходя из реальных условий.

      На практике проблемный и репродуктивный методы обучения, как правило, применяются преподавателем в совокупности, они дополняют друг друга.

При этом предполагается оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности обучаемых по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления и профессиональных действий. Центральными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и проблема.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у обучаемого, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

Следовательно, проблемная ситуация – это такая ситуация, в которой оказывается обучаемый, когда на пути достижения своей цели встречает какое-то затруднение или препятствие и его надо преодолеть. Проблемная ситуация служит началом, отправной точкой проблемного обучения.

                        Проблемная ситуация включает в себя три главных компонента:

а) потребность обучаемого в новом знании или способе действия;

б) неизвестное знание, которое он должен усвоить;

в) достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки обучаемого, его интеллектуальные возможности.

Можно утверждать, что проблемная ситуация возникает тогда, когда известна цель, но неизвестны пути ее достижения.

                    Выделяют следующие варианты возникновения проблемной ситуации:

1) несоответствие между имеющимися у обучаемых знаний, которые требуются для ее решения (разрешения);

2) необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи вообще или оптимальным образом;

3) противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и их практической возможностью.

Сложность проблемной ситуации (степень проблемности) во многом определяется уровнем знаний обучаемых, поэтому при широком использовании рассматриваемых методов необходимо в процессе всего обучения повышать сложность проблем.

Могут быть следующие варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности):

– обучаемые получают всю необходимую информацию;

– обучаемые получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих данных преподавателем или самостоятельно;

– обучаемым бегло обрисовывается ситуация и выдается минимальная информация, помимо сбора дополнительной информации для решения задачи от обучаемых требуется профессиональное мышление, интуиция.

Для решения проблемных ситуаций обучаемые должны иметь определенную систему знаний, определенное количество информации. Отсюда следует, что проблемное обучение не должно противопоставляться традиционным.

Важным в рассматриваемых методах является форма создания ситуаций. Она может быть в виде:

а) словесного описания (устно или письменно);

б) графического изображения (схемы, диаграммы);

в) фрагментов из видеофильма и т.д.

Для развития различных сторон творческой деятельности обучаемых, повышения интереса и активности в процессе обучения целесообразно использовать (создавать) различные по своему внутреннему характеру проблемные ситуации. Такими ситуациями могут быть:

1) ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение;

2) ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

3) ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;

4) ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

5) ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в активный поиск;

6) ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

7) ситуация-несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы как методы активного обучения сводятся в конечном итоге к способам (методам) решения (разрешения) проблемных ситуаций. Возникающие в процессе обучения проблемы чаще всего разрешаются через решение проблемных задач (заданий), вопросов, ситуаций.

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение обучаемых к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий.

Проблемная задача – это крупная учебно-познавательная задача (задание), требующая анализа и нахождения способов и приемов ее решения.

                            Структурными элементами педагогической задачи являются:

  1. Известное – факт, пример, ситуация, взятые из учебно-воспитательной практики.
  2. Неизвестное – существо проблемы, заложенной в данной ситуации.
  3. Требование задачи – проанализировать сложившуюся ситуацию, найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций науки и передовой педагогической практики.

    Для решения проблемной задачи необходимо использование ряда дидактических материалов:

– системы проблемно-поисковых вопросов к данной задаче;

– схемы ориентировочной основы действий;

– дополнительных материалов, характеризующих (уточняющих) проблемную ситуацию, детали обстановки;

– научную, методическую и учебную литературу по теме обсуждения;

– справочники, инструкции, другие нормативные акты и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=1h42_xRFeQo

Проблемное обучение, как и любое другое обучение, может способствовать реализации двух целей:

1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;

2) достигнуть высокого уровня развития учащихся, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить еще одну из целей проблемного обучения – сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. В проблемном обучении принцип проблемности реализуется:

1) в содержании учебного предмета – это достигается разработкой системы проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины;

2) в ходе развертывания этого содержания в учебном процессе – это достигается построением проблемного обучения по диалогическому типу, где и преподаватель, и учащийся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в обмене суждениями, обсуждают альтернативные варианты решений. Средством управления мышлением учащихся служат проблемные и информационные вопросы.

В практике работы с младшими школьниками  часто сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым образцам. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

Поэтому использование проблемного обучения в работе с младшими школьниками положительно повлияет на реализацию компетентностного подхода в работе с детьми.

Проблемное обучение является адекватным и социально-педагогическим целям, и содержанию современного наушного знания, и закономерностям познавательной деятельности и развития детей.

Читайте также:  Сценарий концерта ко дню пожилого человека в подготовительной группе

Целевыми ориентациями проблемного обучения в начальных классах являются: приобретение знаний, умений и навыков; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей. М.И.

Махмутов структурной единицей проблемного обучения считает проблемную ситуацию, которая является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ребенка и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Поскольку понятие «проблемная ситуация» в теории проблемного обучения является центральным, проанализируем его поподробнее.

                        Характерными признаками проблемной ситуации является наличие:

– состояния интеллектуального затруднения;

– противоречивости ситуации;

– рассогласования между знаниями и умениями, которыми владеет ребенок, и теми, что необходимы для понимания, объяснения, решения задачи.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. О том, что ребенок «присвоил» проблему, можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме он проявил интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Поэтому цель учителя – создать проблемную мотивацию, которая подводит к принятию и осознанию необходимости поиска, добывания новых знаний, умений, способов деятельности. В связи с проблемным обучением в начальной школе употребляют обычно два термина: «проблема» и «проблемная задача».

Иногда они понимаются как синонимы, чаще же объекты, обозначаемые этими терминами, отличают по объему. Проблема распадается на последовательность (или разветвленную совокупность) проблемных задач.

Таким образом, проблемную задачу можно рассматривать как простейший, частный случай проблемы, состоящей из одной задачи.

Решение проблемных ситуаций на занятиях получило распространение и в нашей работе с младшими школьниками. Проблемная ситуация создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании проблемных ситуаций учителем применяются следующие методические приемы:

– акцентируем внимание детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

– рассматриваем задачи с различных позиций, часто ролевых (пожарного, эколога, врача и т.д.);

– ставим проблемные задачи.

Вывод. Систематическое использование проблемных ситуаций способствует тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Он становится творческой личностью, стремящейся к поиску ответов на вопросы, которые ставит перед ним жизнь.

Источник: https://dukina-shk33bal.edusev.ru/articles/ispol_zovanie_problemnogo_obucheniya_na_urokah_matematiki_v_nachal_noj_shkole

Использование проблемного обучения на уроках математики Тайсина Ясима Газнавийовна

Утверждаю
Директор МОУ «Бардымская гимназия»_________Исмагилова Н.Г.

Педагогический проект

Использование проблемного обучения

на уроках математики

Тайсина Ясима Газнавийовна

учитель математики и экономики

МОУ «Бардымская гимназия»

Бардымского района

Пермского края

Барда, 2009

Краткая аннотация проекта.

Мне хочется, чтобы на уроках мои ученики не сидели со скучающими взглядами, а стремились узнавать что-то новое, рассуждали, спорили, сами делали выводы и приходили к новым открытиям.

Сегодня для меня самым главным является освоение и внедрение современных образовательных технологий.

В результате долгих раздумий, я остановилась на технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение – перспективная педагогическая технология.

Основной этап становления теории проблемного обучения начинается с середины ХХ века и связан с именами И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Т.В.Кудрявцева и др.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки (М.И.Махмутов).

Проблемное обучение добивается самостоятельного открытия знаний учащимися. Каким образом это можно достичь, описала кандидат психологических наук, доцент Е.Л.Мельникова.

Данный проект – это возможность разработки электронного пособия с дидактическими материалами и методическими рекомендациями к урокам математики по технологии проблемного обучения. Нельзя не согласиться с В.Т.

Кудрявцевым, который писал: «Думается, что полноценное дальнейшее развитие теории проблемного обучения не только является делом ученых, но предполагает вовлечение в совместную работу с ними практиков сферы народного образования».

Обоснование необходимости проекта

Математика считается одним из трудных для понимания большинства учащихся предметом. Большое количество программного материала, усваиваемого в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени на творческо-исследовательскую работу. Обучение порой сводится к передаче информации и заучиванию учениками формул, уравнений и определений. В итоге учащиеся теряют интерес к математике.

Успешность обучения зависит от желания овладения основами наук. Чтобы у школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и увлекательным.

Урок современный, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть все, что делает ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый класс.

По-моему, среди педагогических технологий наиболее эффективной является проблемное обучение, потому что:

  1. Новую информацию учащиеся получают/ добывают в ходе решения теоретических и практических проблем;
  2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает разные трудности (мыслительные операции анализа информации, ее переработка, обобщение и формулировка вывода);
  3. Темп передачи информации зависит от возможностей, способностей учащихся;
  4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов;
  5. Результаты учения сравнительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения, творческие способности.

Цель педагогического проекта: освоение технологии проблемного обучения как эффективного способа развития активности и самостоятельности учащихся на уроках математики.

Задачи:

  1. Изучить технологию проблемного обучения;
  2. Разработать уроки и проводить их в контексте проблемного обучения;
  3. Провести диагностику эффективности применения технологии проблемного обучения на уроках математики.

Основное содержание проекта.

Основной этап становления теории проблемного обучения начинается с середины ХХ века и связан с именами И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Т.В.Кудрявцева и др.

Проблемное обучение – обучение, при котором преподаватель, систематически содавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (М.И.Махмутов 1998г.).

Сущность проблемного обучения И.Я.

Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». По мнению Т.

В. Кудрявцева: «Суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщёнными знаниями и принципами проблемных задач».

Проблемное обучение добивается самостоятельного открытия знаний учащимися. Каким образом это можно достичь, описала кандидат психологических наук, доцент Е.Л.Мельникова. Ею была разработана технология проблемного обучения. Постановка учебной проблемы осуществляется на этапе актуализации знаний.

Автор выделяет три звена проблемной ситуации на уроке: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения и реализация продукта. «Взаимосвязь знания и действия, — подчеркивает М.И. Махмутов. — наиболее полно выражена в проблемной ситуации…

в факте осознания учеником противоречия, понимания учеником того, что он не знает способа действия для усвоения (присвоения) нового знания».

Создание проблемной ситуации на уроке, на первый взгляд не так просто. Существует несколько приемов создания проблемной ситуации, которые представлены в следующей таблице.

Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации
С удивлением Между двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Источник: http://psihdocs.ru/ispolezovanie-problemnogo-obucheniya-na-urokah-matematiki-tajs.html

Теоретические основы использования проблемного обучения на уроках математики

Теоретические основы использования

проблемного  обучения на уроках математики.

Одна из серьезных проблем современной школы — нежелание большинства учащихся учиться. Такое состояние порождает ряд других не менее катастрофических проблем:

Читайте также:  Герб России: описание и значение для детей

•      усиливается репрессивная, принудительная составляющая учебного процесса, что вызывает еще большее отторжение учения;
•      подавляются творческие начала, разрушаются личностные качества учащихся.

Все эти негативные последствия влияют и на личность учителя, его труд становится безрадостным, вызывая зачастую отчаяние и безысходность.

Главным девизом работы педагогического коллектива Краснодарской школы в последние годы стали слова Д.Пойа: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Достижение этой непростой цели стало возможным только через создание принципиально новой системы работы учителей и учащихся на разных ступенях образовательного процесса, через привитие детям мотива познания, желание и способность получать новые знания, учиться.

В системе школьного образования до последнего времени остаются неиспользованными потенциальные возможности проблемного метода обучения.

Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы.

Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях.

Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проблемного обучения на своих уроках.

Целый ряд ученых и практиков уже не один десяток лет занимаются этой проблемой. Психологической основой концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.

Рубинштейном. Вопросы теории и технологии проблемного обучения были развиты и конкретизированы в трудах А.В. Брумменского, А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, В. Оконь, Т.В.Кудрявцева и др.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: — 10% от того, что они читают; — 26% от того, что они слышат; — 30% от того, что они видят; — 50% от того, что они видят и слышат; — 70% от того, что они обсуждают с другими; — 80% от того, что основано на личном опыте; — 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают; — 95% от того, чему они обучаются сами. Психологический механизм решения проблемы.

  Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов: – оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания; – отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;

– учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;

– личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Усиление практической направленности содержания предмета «Математика» требует развития самостоятельности и инициативы учащихся.

Логическая структура урока в логике проблемного обучения имеет не линейный характер, а более сложный: если в начале урока поставлена проблема, а следующий ход урока направлен на ее разрешение, то обращение к данной проблеме происходит в течение всего урока.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Сущность моего опыта «Использование проблемного обучения на уроках математики и во внеурочной деятельности» заключается в создании условий для творческого саморазвития личности через технологию проблемного обучения.

Новизна опыта состоит в конструировании содержания и организации, разработке технологического подхода к решению заявленной темы как средства творческого саморазвития личности школьника в учебно–познавательной деятельности. Новизна реализуется в постоянной вариативности компонентов создаваемых ситуаций, в условиях обучения, заданиях и приемах их выполнения, в постоянной смене проблем, способов их доказательств и выводов.

Использование проблемных методов и приемов на уроке осуществляется по определенному алгоритму. Данная технологическая схема позволяет целенаправленно добиваться высоких результатов на уроке.

Технологическая схема использования

проблемных ситуаций на уроке:

1) учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; 2) сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

3) предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций, побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания;

4) ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения), анализирует умение применять полученные знания.

В практике работы использую самые различные методы, приемы и средства проблемного обучения, которые различаются степенью возрастания сложности и самостоятельности учащихся при решении учебных проблем, Например: проблемное изложение знаний; привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения и закрепления знаний; исследовательский метод. Формы реализации проблемного обучения зависят и от других факторов, таких как возраст учащихся, уровень знаний.

Современная действительность требует от школы выпускников, умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы.

Литература:

  1. Кульневич С.В. Современный урок. Часть II Проблемные уроки. – Ростов на Дону: Учитель, 2006
  2. Пойа Д. Математическое открытие. – М., 2005
  3. Сергачева Н.Я. Останавливаю свой выбор на развивающем обучении
  4. Математика. – Прилож. к газете «Первое сентября». — 2006. — № 43.
  5. Крупич В.И. Дидактический механизм возникновения проблемной ситуации в обучении математике. — М.:МГПИ,2002
  6. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Серия: Педагогика и психология. – М.: Знание, 2002
  7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. Серия «Педагогика и психология», №7, — М., 2004
  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 2005
  9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/teoreticheskie-osnovi-ispolezovaniya-problemnogo-obucheniya-na.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector