Программа развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет

Программа развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет

Цель программы:

— обеспечение сохранения психического здоровья воспитанников, их психологического и психосоматического благополучия;

— обеспечение соответствующих условий для гармоничного самочувствия ребенка;

— создание условий, обеспечивающих свободу самовыражения каждого воспитанника;

— содействие созданию положительного эмоционального настроя у каждого ребенка и положительного эмоционального климата в группах;

— формирование у дошкольников умения освобождаться от напряжения;

— формирование у детей навыков вербальной и невербальной коммуникации, толерантного отношения к окружающим;

— воспитание положительных нравственных черт характера и эмпатии;

— психокоррекция проявлений тревожности, агрессивности, импульсивности, неуверенности у детей старшего дошкольного возраста.

Задача коррекционно-развивающей программы:

— создавать атмосферу безопасности и положительный эмоциональный настрой в группе сверстников;

— проводить коррекцию нежелательных эмоциональных проявлений в поведении и настроении;

— формировать у старших дошкольников навыки общения в системах «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый»;

— учить детей понимать самих себя и других людей, строить отношения с большой группой сверстников на основе саморегуляции поведения и деятельности, умение находить компромиссы;

формировать у детей навыки самоконтроля собственного эмоционального состояния;

— способствовать формированию у детей положительных черт характера;

— обучать дошкольников приемам саморелаксации;

— совершенствовать познавательные психические процессы: память, мышление, восприятие, развивать устойчивость, сосредоточенность, концентрацию внимания;

— обеспечивать ощущение силы и ценности собственного «Я» каждым ребенком;

— способствовать свободе самовыражения детей через свободную изобразительную деятельность.

Занятия по развитию эмоциональной сферы и формирования навыков общения проводятся психологом детского сада еженедельно.

Общее количество занятий — 19.

Целесообразно (для получения наибольшего эффекта) формировать группы по 6-8 детей.

Структура занятий

I фаза: мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное отражение отдельных эмоций и состояний, связанных с переживанием физического и психического удовольствия/неудовольствия.

II фаза: этюды и игры на отражение отдельных черт характера и эмоций.

Цель: выразительное отражение чувств, рожденных переживанием, их моральное оценивание.

III фаза: терапевтические этюды и игры, направленные на определенного ребенка или группу.

Цель: коррекция настроения, отдельных черт характера детей, тренировка стандартных ситуаций в общении.

IV фаза: моторно-мышечные тренировки.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, формирование желаемого настроения, поведения, черт характера.

V фаза: арттерапия (рисование, лепка, аппликация), основанная на методике свободы самовыражения Арно Стена.

Цель: получение обратной связи, закрепление желаемого настроения, содействие самовыражению.

Занятие №1

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Занятие №5

Занятие №6

Занятие №7

Занятие №8

Занятие №9

Занятие №10

Занятие №11

Занятие №12

Занятие №13

Занятие №14

Занятие №15

Занятие №16

Занятие №17

Занятие №18

Занятие №19

Источник: https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/podgotovka-detej-k-shkole/razvitie-emotsionalnoj-sfery/35-programma-razvitiya-emotsionalnoj-sfery-poznavatelnykh-psikhicheskikh-protsessov-sotsializatsii-starshikh-doshkolnikov

Программа по развитию эмоционально личностной сферы детей 5 -7 лет «Помощницы эмоции». ( «Радуга чувств»)

Программа по развитию эмоционально — личностной сферы детей 5 -7 лет«Помощницы эмоции». ( «Радуга чувств»)

Пояснительная записка.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Bыготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр «мультиков» или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу.

Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Специальная проведенная работа показала, что родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало достается теплых слов.

Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения.

Читайте также:  Правила поведения при буре и урагане. правила поведения для детей

Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

И одним из эффективных способов формирования эмоционально чувственной сферы ребёнка является приобщение его к миру искусства. Эту деятельность нужно вести в разных направлениях: через взаимодействие с музыкой, пением, живописью, архитектурой, занятия литературным и художественным творчеством. Н.

Басин, О. Суслова считают, что « природа ребёнка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь – чувственным аспектом познания»(3).

Основная цель программы – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, помочь развитию его эмоционально – чувственного внутреннего мира.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

1. помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

2. обучить способам регуляции эмоциональных состояний, элементам расслабления.3. вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; проектировать его нежелательные черты характера и поведения ;4. подвести ребёнка к пониманию, что искусство отражает окружающий мир, в том числе может отразить внутренний мир самого ребёнка.5.помочь ребёнку через художественные образы, обращённые к чувствам и сердцу, приобрести ориентации в общечеловеческих ценностях.

6. через взаимодействие с произведениями искусства и художественное творчество ребёнка сохранить и укрепить его психологическое, а как следствие и физическое здоровье, применяя целительную силу искусства живописи, музыки, пения, художественного слова.

Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет.

Содержит в себе 4 блока:

I блок: « Я и мои эмоции».II блок: «Я и мои чувства».III блок: «Я и искусство».IV блок: «Я и общество».

I блок.

Цель: Научить ребёнка понимать и распознавать свои эмоции, уметь ими владеть, правильно реагировать, откликаться на происходящее.
Задачи: 1. Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями.2.Научить проявлять и выражать своё эмоциональное состояние.3.Сформировать умение контролировать свои эмоции, быть их «хозяином».

II блок.

Цель: Сформировать знания о различных чувствах человека, умение их проявлять, придерживаясь норм нравственности и социокультуры.

Задачи:

1.Познакомить детей с различными чувствами.2. Научить распознавать и произвольно проявлять чувства.3. Учить анализировать возникающие чувства при взаимодействии с произведениями искусства, и во время занятия художественным творчеством обогащая свой внутренний мир.

III блок.

Цель: Научить распознавать эмоциональное состояние, передаваемое в произведениях искусства, и откликаться на них, проявляя свои чувства.

Задачи:

1.Учить выделять и распознавать элементы художественной выразительности, используемые в различных видах искусства, дать понятие о средствах художественной выразительности.

2. Развивать эмоционально – эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения.

3. Учить передавать своё эмоциональное состояние в процессе художественного творчества, пения, литературного творчества через различные средства художественной выразительности (цвет, форму, характер линий, динамичность, тембр голоса, выразительность, мимику, и т. д.).

4. Укреплять психологическое здоровье ребёнка , как неотъемлемую часть его общего здоровья через арт -терапевтические техники.

IV блок.

Цель: Формировать понятия этики, эстетики, способствовать овладению способами социального поведения.

Задачи:

1. Дать знания о нормах и правилах этики.2. Учить законам эстетики, знакомя с понятиями – красота, привлекательность, аккуратность.3. Помочь ребёнку овладеть навыками общения в различных жизненных ситуациях и сформировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.4. Повышать уровень эмпатийности ребёнка.Знакомить с общекультурными ценностями, формировать желание приобщаться с этим ценностям и создавать их самим В каждом из представленных блоках — по 8 занятия, продолжительностью 25 -30 минут.

Структура занятия такова:

Каждое занятие состоит из четырёх частей: приветствие и прощание, разминка, основная часть и заключительная часть.

Приветствие и прощание создаёт свой ритуал, традиции, которые придают занятиям необычность, формируют групповые нормы, развивают сплочённость группы.

В разминку входит упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния цель — включить детей в работу.

Основная часть определяется содержанием темы.Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.

(приложение 1)

Методы и формы занятий: этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера, сказкотерапия, рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, психогимнастика, ролевые ситуативные игры, проблемные ситуации. .

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются следующие методические средства:

  • Ролевые игры,которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
  • Психогимнастические игры,основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
  • Релаксационные методыиспользование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
  • Использование эмоционально-символических методовгрупповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,..; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
  • Коммуникативные упражнении,при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
  • Игры, направленные на развитие воображения:вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:

  • Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
  • Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
  • Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
  • Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой)
  • Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)
  • Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)
  • Анкета для педагогов и родителей.
Читайте также:  Развитие воображения детей 3, 4, 5 лет

Ожидаемый результат

Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;

Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;Умеют управлять своими эмоциями и чувствами.

Эмоции освобождаются от импульсивности , начинают появляться высшие чувства – сочувствие, сострадание, обнаруживается способность к эмпатии, возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков.

Для того, что бы дать оценку результативности данной программы проводится диагностика детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий и после них.

Диагностика состоит из 8 тестовых методик (Приложение 2)

Литература

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т.“Я хочу”. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд. “ВИРТ” Кишинев. “Дорваль” СПб.,1993.
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М.: Книголюб, 2004.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М.В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  6. Пусть меня похвалят! / под ред. Е.Горбаченок, С.Слепица, Т.Казаченок. Белфакс, 2007.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000.
  8. Хухлаева О.В.Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.
  9. Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М.Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
  11. Яковлева Н.Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: “Валерии СПД”, 2001.

Источник: http://psiholik.ru/programma-po-razvitiyu-emocionaleno-lichnostnoj-sferi-detej-5/index.html

Программа «Развитие эмоциональной сферы» Цель: развитие эмоциональной сферы у дошкольни­ков в возрасте 5-7 лет. Задачи

Программа «Развитие эмоциональной сферы» Цель: развитие эмоциональной сферы у дошкольни­ков в возрасте 5-7 лет. ЗадачиЦель: развитие эмоциональной сферы у дошкольни­ков в возрасте 5-7 лет.

Задачи:

— познакомить детей с основными эмоциями;— способствовать осознанию своих эмоций;— формировать умение понимать эмоции других людей;— развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;— формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;— обучать приемам регуляции и саморегуляции. Для отбора детей проводится диагностика, целью которой является изучение:— особенностей использования детьми мимики, пантомимики и выразительности речи при демонстрации заданной эмоции;

— понимания детьмиэмоциональных состояний дру­гих людей по изображению;

— понимания детьми своего эмоционального состояния. Критерием отбора являются показатели ниже сред­него уровня по двум и более параметрам. В группе может быть 5-6 человек. Частота занятий — 1 раз в две недели. Продолжительность — 20-30 минут (в зависимости от возраста). Количество занятий — 16.

Структура занятий

Приветствие.

Рефлексия прошлого занятия:— Испытывал ли ты и твои близкие радость (грусть и т.п.) за время, прошедшее с прошлого занятия? Методические приемы:

— прослушиваниеи обсуждение рассказов, музыкаль­ных произведений;

— рисование различных эмоций, чувств, настроений;— разыгрывание этюдов;— использование танцевальных техник; Упражнения, направленные на расслабление, успо­коение, например «Волшебный сон».

Рефлексия занятия:

— Что нового мы узнали сегодня на занятии?— Что особенно понравилось? Игры «Рукопожатие в кругу», «Улыбнись другу» и другие.Поскольку рефлексия и ритуал прощания аналогичны в каждом занятии, мы их в описании опускаем, за ис­ключением некоторых случаев.

Критерии эффективности программы

Выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня по всем параметрам.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Введение в курс «Развитие эмоциональной сферы»

Цель: знакомство с ведущими курса; ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами.

Знакомство

Ведущий. Здравствуйте, дети! Мы — группа. Нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга.Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце.

В серд­це человека заключены тепло, любовь, дружба. Я пред­лагаю его вам… Меня зовут Ирина Николаевна (психо­лог передает мягкое сердечко самому близкому ребен­ку, который называет свое имя и передает сердечко другому). Постарайтесь запомнить имена членов нашей группы.

(Психолог громко, четко и эмоционально по­вторяет имя каждого ребенка.)Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, хоро­шо ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (психолог называет имена детей).

Я надеюсь, что вы тоже запомнили имена друг друга.

Ритуал приветствия

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить привет­ствие, которое нужно пропеть:— Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть голо­вой.)— Доброе утро, Маша! (Называются имена детей по кругу.

)— Доброе утро, Ирина Николаевна!— Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, затем опускают.)— Доброе утро, небо! (Аналогичные движения.)— Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в сторо­ны, затем опускают.

)

Принятие правил

Появляется мягкая игрушка (или кукла), здоровается с детьми, лично знакомится с каждым ребенком, с психологом: спрашивает имя ребенка, гладит, предлагает подружиться.

Читайте также:  Педагогический проект во второй младшей группе детского сада

Далее гость предлагает ребятам свои правила— Никого не обижай, никого не унижай!

  • Слушай внимательно!
  • Хочешь сказать, подними руку!

— Будь на своем месте!Ребятам предлагается потренироваться в соблюде­нии правил: поиграть в игру «Испорченный телефон». Дети делятся на две команды.

Психолог объясняет, что нужно по цепочке передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ре­бенок в цепочке сигнализирует высоко поднятой рукой, когда получит слово.Ребенок, которому должны передать слово, делает вид, что спит. Каждый передающий должен «разбудить» другого, делая это бережно и осторожно.

Таким обра­зом, мы тренируемся соблюдать два правила: «никого не обижай» и «слушай внимательно». В конце игры про­веряются слова, особо отмечаются дети, «разбудившие» других тихонечко, поглаживая по голове, по плечу.Психолог благодарит всех детей за участие и пред­лагает разучить ритуал прощания.

Ритуал прощания

Все встают в круг и передают в ладошке соседу свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой. Психо­лог дарит детям сердечко и кладет его каждому в ла­дошку. Просит и детей подарить ему что-нибудь на па­мять.

Говорит детям:— Вроде у вас нет ничего с собой, но у вас есть теп­лота ваших сердец, которую можно почувствовать, до­тронувшись до ваших ладошек.Игра «Рукопожатие по кругу».

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Удивительный мир эмоциональных чувств».

Цель: ознакомление детей с эмоциями; развитие уме­ния правильно выражать свои эмоции и чувства посред­ством мимики; развитие выразительности жестов; сня­тие психомышечного напряжения.

Ритуал приветствия

Источник: http://topreferat.znate.ru/docs/index-49722.html

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста

В последнее время наблюдаются сложности в общении между детьми дошкольного возраста. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своих сверстников и взрослых людей, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния.

Следствием всего этого могут быть конфликты между детьми, недопонимание между взрослым и ребёнком. Поэтому необходимо научить детей-дошкольников различать свои эмоциональные состояния и эмоции других людей, а также управлять своими эмоциями.

Не стоит забывать и о том, что именно в дошкольном возрасте эмоциональная сфера легко поддаётся коррекции.

Предлагаемая программа рекомендована детям среднего  и старшего дошкольного возраста.

Цель программы: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста (5-6 лет), испытывающих сложности в общении.

Задачи программы:

  1. Определить актуальный уровень развития эмоционально-волевой сферы ребёнка.
  2. Научить детей распознавать и принимать свои эмоции.
  3. Научить детей устанавливать связи между событием и эмоцией.
  4. Формировать потребности родителей детей в психологических знаниях через просвещение и систему индивидуальных консультаций.

Методические рекомендации по организации занятий с детьми

Программа включает в себя три этапа: первичная диагностика, коррекционно-развивающая работа, итоговая диагностика (контрольный этап).

Цель первого этапа программы (первичной диагностики): определение актуального уровня развития эмоционально-волевой сферы каждого участника группы.

Для реализации данного этапа программы были использованы следующие методики:

Тест измерения уровня тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амеи).

Тест «Страхи в домиках» (А.И. Захарова, М.А. Панфиловой).

Цель второго этапа программы (коррекционно-развивающая работа): коррекция эмоционально-волевых нарушений, с использованием наиболее сильных сторон личности ребёнка.

Цель третьего этапа программы (итоговая диагностика): отслеживание эффективности программы.

 Программа предполагает занятия с педагогом-психологом 2 раза в неделю.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Продолжительность каждого занятия – 25 минут.

Групповые занятия рекомендуется проводить с 5-6 участниками.

Структура групповых занятий.

Каждое занятие состоит из трёх частей: вводной, основной, завершающей.

Цель вводной части: вызвать чувство доверия, снизить физическое и эмоциональное напряжение участников группы. В этой части используются упражнения – приветствия, игры-разминки.

В основной части используются:

  • игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, позы, пантомимики;
  • упражнения на выявление отношения детей к разным эмоциям;
  • игры, направленные на развитие коммуникативных навыков;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • рисование, лепка, аппликация;
  • упражнения на установление связи между событием и эмоцией;

Итоговая часть занятия включает в себя упражнения на снижение мышечного напряжения, укрепления сплочённости группы. В этой части используются игры на напряжение и расслабление.

Методы и техники, используемые в программе

Арт-терапия. Используется для развития личности ребёнка через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Игротерапия. Используется для снятия физического и эмоционального напряжения, развития уверенности в себе, снижение уровня тревожности, страхов, способствует сплочению группы.

Телесно ориентированная терапия. Используется для снятия мышечных зажимов, эмоционального и физического напряжения.

Релаксация. Освобождение от эмоционального и физического напряжение, сосредоточение на своих ощущениях.

Критерии эффективности программы:

  • Снижение уровня тревожности;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Снижение уровня конфликтности во взаимодействиях со сверстниками.

Полный текст материала Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Источник: http://pedsovet.su/load/316-1-0-45863

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector