Программа уроков свободного выбора. как писать стихи

Программа уроков свободного выбора. Как писать стихи

А давайте-ка поучимся писать стихи.

Потому как поэзия — это такое дело… когда она накатывает на человека, молчать бывает просто невозможно — разражаешься стихотворными строчками, как грозовая туча — ливнем, как бутылка шампанского — пеной, как осенний лес — опенками, как торнадо — волной и ветром. И хочется написать так, чтобы — ух! И так не хочется выглядеть беспомощно…

А чтобы получилось — надо поучиться. Потому как стихи — это даже не рисунок. В стихах, даже чтобы создать настоящий качественный примитив, нужно знать основные законы поэзии.

Начнем с главного. С того, что такое стихи и чем они интересны. В первую очередь тем, что стихотворение — самый краткий и простой путь от сердца пишущего к сердцу читающего.

Это самый яркий, концентрированный и где-то даже суггестивный (гипнотический, спасибо Елене Подгорной за расшифровку этого термина) способ рассказать другому о том, что тебя волнует. Это наиболее тонкий и благородный способ выразить себя в искусстве.

Разумеется, для пишущих — потому как те, кто поет или рисует выражают себя в звуке или линии.

Итак, стихотворение — это самый лучший способ выразить себя для пишущего человека.

Все мы, человеки, когда становимся сытыми и одетыми, обязательно стремимся выразить себя (иногда это случается и до сытости), самовыражение — одна из естественных потребностей человека, такая же, как еда, жажда и желание быть любимым.

А это значит, хочется самовыражаться — самовыражайтесь.

Но хорошенько подумайте, чем.

Стоит ли тысячный раз писать слова вроде:

«ты меня любил,

и я тебя любила,

ты меня забыл,

а я вот не забыла»…

и при этом делать вид ,что все это первый раз переживается вами, и только вами, во всем белом свете… Это не самовыражение, а попытка быть как все. Оно нам, поэтам, разве надо?

Отыщите в себе или своем чувстве то, чего до вас еще никто не открыл. Или скажите о своем чувстве так, как до вас никто не сказал.  Или, наоборот, скажите так, как сказали бы тысячи искренне влюбленных людей — честно, ярко, так, чтобы запомнилось. Так. как никто, кроме вас, не скажет.

Одним словом, поработайте над художественным содержанием. Если вам хочется описать чувства брошенной женщины — найдите свежий образ, например, потерянной монетки ,которую вчера еще лелеяли в кошельке, как единственное богатство, а сегодня уронили в щель в полу…

или ключика от старого замка: замок сменили и ключик, так верно служивший хозяину, выбросили… или разбитой чашки…  или модной майки, выброшенной на тряпки…

Хочется порассуждать о свем месте в жизни — попробуйте представить себя пешкой на шахматной доске, которая понятия не имеет о дальнейших ходах гроссмейстера: она окружена высокими, сильными фигурами, которые знают .что делают, а она…

Или найдите сильную деталь, которая выразит ваше чувство.

Знаете, например, как Ахматова выразила состояние женщины, которой только что объявили, что она — брошена?

Ахматова не стала стихотворно причитать вроде того что

я сижу и плачу, слезы так и льются,

я ничего не значу, ты не хотел вернуться…

Она просто написала:

«Я на правую руку надела

перчатку с левой руки»

Представляете себе состояние женщины, которая не рукавицу — тонкую перчатку натянула не на ту руку?

Ох, аж захватывает дух, до чего же сильная и правдивая деталь!

Так что домашнее задание будет таким: найдите в своем переживании свежесть и новизну. Или в словах ,которые вы хотите употребить — свежесть и новизну. Или в образе, который станет центральным — свежесть и новизну.

А на следующем уроке научимся подбирать к этому всему рифму. 

Источник: http://www.velvet.by/hobby/anna-severinets/kak-pisat-stikhi-urok-pervyi-ideya

Как писать стихи

Как писать стихиВ первую очередь нужно познакомиться с теоретическими основами написания стихотворений. В общепринятом понимании стих – это особая художественная форма речи, которой присущи ритм, метричность, наличие размера и рифмы. Под ритмом здесь понимается некий звуковой порядок построения стихотворных фраз. Самое распространенное на сегодняшний день стихосложение – силлабо-тоническое.

Этот термин означает, что строки в стихотворении должны быть организованы как по количеству слогов, так и по числу ударений.

Вторая важная составляющая стиха – метрическая организация, то есть постоянное чередование ударных и безударных слогов по той или иной системе.

В сочетании с дополнительными характеристиками, такими как количество подобных чередований, окончаниями строк и прочими моментами формируется стихотворный размер.

Способов метрической организации существует множество, однако наиболее распространены пять, из которых два так называемых «двустопных», когда сильный слог через один чередуется со слабым (ямб и хорей), и три трехстопных (один ударный слог на два безударных) – дактиль, анапест и амфибрахий. Разница между ними заключается в положении ударного слога относительно безударных.

Третий атрибут стихотворения – рифма. Видов и способов классификации рифм довольно много, но для начала стоит запомнить, что рифмы бывают мужские, когда ударение падает на последний слог, и женские, когда ударный слог предпоследний. Кроме того, стихи классифицируются по расположению рифм в четверостишии.

Освоив теоретическую часть, можно переходить к практическим упражнениям. Для начала нужно научиться писать правильно. Здесь не столько важно содержание стиха, сколько его форма: вы можете рифмовать все, что приходит вам в голову, лишь бы научиться автоматически считать слоги и чувствовать ритм. Хорошим упражнением может стать придумывание рифм к первому попавшемуся слову (например, грех — орех, смех, всех).

У начинающих поэтов часто возникают трудности с выбором темы. Именно поэтому большинство стихотворений написано про любовь — самое поэтическое чувство. Чтобы от них избавиться, попробуйте ассоциативный подход. Возьмите любое слово или понятие и запишите свои ассоциации с ним. Теперь попробуйте описать это явление в стихотворении, используя свои записи.

Возможно, с первого раза у вас и не получится шедевр мирового уровня, но после нескольких тренировок вы научитесь с легкостью выстраивать цепочки ассоциаций даже с самыми прозаическими предметами и событиями. Значительную помощь вам может оказать чтение классических стихотворений, например, Пушкина.

Имея некоторую теоретическую подготовку, вы сможете по-новому взглянуть на знакомые с детства строчки, понять технику исполнения стиха.

Естественно, все эти рекомендации подходят лишь для начального этапа. Чтобы развиться в поэтическом плане, необходимо будет выработать собственный стиль, использовать уникальные образы, ломаный ритм, сложные рифмы. Однако перед тем как научиться сочинять стихи оригинально, необходимо просто научиться писать стихи.

Источники:

Иногда необходимо написать стихи для песни по случаю: на день рождения коллеги или для возлюбленной. Как же сделать это, если вы никогда не писали стихи? Вот несколько советов, которые помгут вам это сделать.

Вам понадобится

  • Современный словарь рифм русского языка, бумага, ручка, вдохновение и полчаса свободного времени.

Инструкция

Вам нужно за час-два написать поздравление или объяснение в любви в стихотворной форме, да ещё чтобы оно легло на музыку как песня. Эта задача выполнимая. Сначала вам следует послушать музыку и определить ритмический рисунок, который вы будете использовать. Чаще всего это или простой или смешанный размер.

Сущействуют 5 основных разновидностей ритма: хорей («Бу?ря мгло?ю не?бо кро?ет ви?хри сне?жные крутя?»), ямб («Мой дя?дя са?мых че?стных пра?вил»), дактиль («Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники»), амфибрахий («Не ве?тер бушу?ет над бо?ром, не с го?р побежа?ли ручьи? «), анапест («О, весна? без конца? и без кра?ю — без конца? и без кра?ю мечта?!»).

Затем вы можете воспользоваться словарем рифм русского языка, где найдете подходящие по тематике слова с рифмами. Таким образом, окончания строк у вас будут готовы. Останется лишь «уложить» остальные слова в размер музыки.

При сложностях в подборе наиболее точных слов или выражений вы можете воспользоваться словарем синонимов, так как употребление одного и того же слова в стихотворном тексте нежелательно. Также этот словарь может пригодиться при подборе идентичного слова с иным набором слогов.

Обратите внимание

Обратите внимание на орфоэпию: иногда написание русских слов не совпадает с произношением, это может и помешать, и помочь начинающему поэту. Особенное внимание уделите ударению в слове. Для этого вы можете воспользоваться орфоэпическим словарем.

Полезный совет

Не следует использовать клише, старайтесь сочинить оригинальный текст. Избегайте рифм типа «ботинки-полуботинки», «розы-морозы», «кровь-любовь».

Источники:

  • Различные электронные словари в 2018
  • написание песни в 2018

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-813604-kak-pisat-stihi

Как научиться писать стихи: советы начинающим

Как научиться писать стихи: советы начинающим

Иногда в жизни наступает тот самый момент, когда хочется проявить себя в творчестве, выразить наболевшие мысли и эмоции. Тут-то и приходит на ум стихотворная форма. И вроде бы чувства переполняют, и есть что сказать, а стихотворение не клеится. В чем же причина? Как научиться писать стихи так, чтобы они звучали хорошо?

Первое, с чем вы должны определиться — это о чем писать.

Определитесь с темой

Темой вашего стихотворения может стать окружающая жизнь, какое-то событие, абстрактное понятие или чувство.

Когда вы только начинаете писать стихи, пишите о том, что знаете и о чем действительно можете рассказать. Вам может не хватить убедительности, если вы решите построить стихотворение на выдумке, и читатель сразу заподозрит вас в неискренности.

Запишите в столбик какие-то ключевые понятия, ряд ассоциаций к вашей теме, они помогут ее раскрыть. Например, к стихотворению о весне: «капель», «подснежники», «новая жизнь», «тепло», «расцвет».

Продумайте структуру будущего стиха, как в обыкновенном сочинении. Главную мысль будет эффективнее всего оставить для концовки стихотворения. 

Ознакомьтесь с основами стихосложения

Многие считают, будто поэзия — это свободное от каких-либо рамок искусство, а творить нужно, как сердце подскажет, однако это совсем не так.

Вдохновение — очень важная составляющая создания стихов, тем не менее, существуют определенные правила стихосложения, при несоблюдении которых ваша работа вряд ли удовлетворит вас и возможную аудиторию слушателей.

Какой стихотворный размер выбрать

В стихосложении есть такое важное понятие как стихотворный размер, или метр. Оно означает определенный порядок чередования гласных, ударных и безударных.

В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

Ямбом называется двусложная стопа, ударение в которой приходится на каждый четный слог:

(А.С.Пушкин)Стопой называют повторяющиеся группы ударных и безударных слогов одной строки. Схематически стопу ямба можно представить так: (- !).Хорей — это двусложная стопа с ударением на каждый первый (нечетный) слог:

Читайте также:  Праздник новоселья в 5 классе. сценарий

(! -)

(А.С. Пушкин)Дактиль, амфибрахий и анапест являются трехсложными стихотворными размерами. Ударение в дактиле падает на каждый первый слог, то есть долгими будут первый слог, четвертый, седьмой и т. д.:

(! — -)

(А.А. Блок)Амфибрахий — трехсложная стопа в которой ударение падает на каждый второй слог: второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и т. д.:

(- ! -)

(Н.А. Некрасов)Анапест — долгим слогом в этой стопе будет каждый третий: третий, шестой, девятый и т. д.:

(- — !)

(Я.П. Полонский)

Выбрав один из этих размеров, вам следует научиться его придерживаться.

Если сложно соблюдать один размер на протяжении всего стиха, попробуйте, например, одну строчку написать в одном размере, а вторую в другом, самое главное — не нарушать ритмический рисунок стихотворения. 

Какую рифмовку выбрать

Говоря о том, как писать стихи, нельзя обойти стороной вопрос: а как же научиться стихи рифмовать?

К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.

Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертое и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как ААВВ:

(А. Прокофьев)Кольцевая рифмовка — первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей:

(АВВА)

(Ф.И. Тютчев)При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

(АВАВ)

(Ф.И. Тютчев)Холостая рифмовка — вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой:

(АВСВ)

(А.Н. Плещеев)

Используйте художественно-поэтические средства

Дайте волю своему воображению — то, что в обычной разговорной речи не очень уместно, может быть позволено в поэзии. Насыщайте свое стихотворение интересными поэтичными образами, красочными описаниями.

Обратите внимание на подбор рифмы: избегайте банальностей в духе «любовь — вновь — кровь», «слезы — розы — морозы», и т. д. Глагольные рифмы в духе — «знать — летать» также считаются тривиальными. Не забывайте про выразительные средства и стилистические приемы: метафоры, гиперболы, эпитеты и многие другие. Но не перестарайтесь и не перегрузите стихотворение.

Важно научиться не оставлять проходные строки, которые создаются, чтобы заполнить место и закончить рифму. Каждая строка должна иметь смысловую нагрузку.

Читайте много поэзии

Часто начинающие поэты не интересуются работами признанных авторов, лишая себя возможности не только найти вдохновение, но и поучиться у мастеров своего дела.

Не повторяйте эту ошибку и читайте как можно больше поэзии: наблюдайте за структурой и ритмикой стихотворений и запоминайте полезные детали.

Развивайте словарный запас

Чтобы научиться писать интересные и красивые стихи, выбирая неизбитые обороты, умело избегая шаблоны, и чтобы подбор рифмы никогда не был препятствием — вам необходимо быть как можно более красноречивыми.

Расширить лексикон поможет активное чтение, при чем не только поэзии, а в обязательном порядке и прозы. Говоря о чтении, имеем в виду художественную литературу, лучше всего XX века — именно она является образцом для нашего времени.

Полезно будет учить наизусть стихотворения и отрывки из прозы, поработать со словарем синонимов, а также следить за своей собственной речью и стараться не употреблять одни и те же фразы в разговоре.

Пишите грамотно

Вы можете научиться писать замечательные стихотворение и по форме, и по содержанию, но допускать досадные ошибки в орфографии или пунктуации и свести на нет приятное впечатление для читателя.

Будьте грамотны в процессе написания и не забудьте окончательно отредактировать законченное произведение.

Чаще практикуйтесь

По началу ваши стихи не будут идеальными, но с практикой придет умение.

Пробуйте писать стихи на случайные темы: придумайте стихотворение о том, как прошел ваш день, напишите про ваш город, родственников, друзей, опишите в стихотворной форме любимую книгу, главное — пишите, пишите и еще раз пишите! Анализируйте написанное, вносите исправления, делайте выводы.

Не бойтесь критики

Слушать нелестные отзывы не очень приятно, но именно здоровая критика поможет вам расти над собой.

Вместо того, чтобы складывать свои стихи в стол, обязательно покажите их для начала кому-нибудь из близких.

А если есть возможность, отдайте написанное на суд более опытным критикам — возможно, в вашем окружении есть поэты или писатели, учителя-филологи или просто люди с хорошим литературным чутьем, которые смогут беспристрастно и как можно более объективно оценить ваш труд.

Такой взгляд со стороны поможет вам в дальнейшем провести работу над ошибками и научиться писать еще лучше.

Сочинение стихотворений — увлекательнейшее занятие, которое, однако, требует постоянного самосовершенствования и практики. Посвящайте этому делу побольше времени и прогресс не заставит себя ждать.

Источник: http://megapoisk.com/kak-nauchitsja-pisat-stihi-sovety-nachinajuschim

Как написать верлибр: несколько советов

Как написать верлибр: несколько советов

Верлибр сегодня один из самых популярных творческих методов. Может показаться, что сегодня верлибры пишут все начинающие авторы, ведь неопытным  «поэтам» часто кажется, что написать верлибр много проще, чем рифмованное стихотворение – не нужно мучительно подбирать рифмы, придерживаться размера, следить за системой ударений.

Однако, на самом деле  написать хороший верлибр объемом в три строчки намного сложнее, чем любое «правильное» стихотворение. Дело в том, что очень часто рифма, ритм, размер скрывают недостатки произведения.

Так, рифмованное стихотворение может быть написано просто «ни о чем», оно может быть пустым и бессмысленным, но за счет хорошо выдержанной формы даже полный бред может выглядеть красиво.

Свободный стих лишен такого прикрытия, как форма. Именно поэтому поэт-верлибрист, как сапер, не имеет права на ошибку. Еще Томас Элиот писал, что автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи.

Итак, каким же должен быть хороший верлибр?

— Прежде всего, хороший верлибр должен быть минималистичен, в нем не должно быть лишних слов.

Если в рифмованном стихотворении автор может позволить себе использовать те или иные слова для сохранения формы, то автор верлибра не может позволить себе подобной роскоши. Свободный стих должен быть коротким, емким и нести смысловую нагрузку.

Я завершила мысль, вместив ее в три слова. Слова,как лепестки ощипанных ромашек, трепещут на столе.

(Ксения Некрасова)

— Поэт-верлибрист должен в совершенстве владеть рифмованным стихом. Человек не знакомый с азами поэзии не сможет написать стихотворения, даже в прозе. Верлибр – это довольно сложный жанр, освоить который нелегко и за который не стоит даже браться, не имея никакой подготовки.

К сожалению, кажущаяся простота верлибра часто привлекает именно начинающих, неопытных авторов. Именно поэтому, сегодня в периодической печати и в интернете можно видеть так много плохих верлибров – вероятнее всего, их пишут люди, не имеющие представления о том, что такое поэзия.

                                                 Мы видим Луну – темное небесное тело-                                                 только потому что она отражает солнечный свет.

                                                Общеизвестный факт

Я лишь незаметное темное тело Холодное темное тело И если кто-то видит во мне свет – Значит, я просто

Отражаю Тебя.

(Алла Стратулат)

— Хороший верлибр часто остроумен, он может строиться на игре слов, он может быть похожим на афоризм. Но в любом случае свободный стих должен быть написан тонко, филигранно подобранными словами. И он обязательно должен доносить да читателя какую-либо идею, мысль. Свободный стих не может быть просто описательным – хотите писать хокку, учите японский.

МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

Паранойя

Передается через взгляд.

Кататония – через шепот.

Шизофрения – через шариковую ручку.

В душе нет иммунитета.

(Антон Куликов)

Как видите, верлибр написать не так просто, как может показаться на первый взгляд. По мнению многих критиков, почти 90% верлибров, которые пишутся сегодня на русском языке, не имеют никакого отношения к поэзии. И только многодневная, напряженная работа над каждым словом поможет вам научиться писать по-настоящему хорошие верлибры.

Источник: http://verlibr.blogspot.ru/2011/03/blog-post_04.html

Как научиться писать стихи

Как научиться писать стихи

Возможно, читать стихи сейчас не так популярно, как смотреть сериалы. Но мы верим, что остались еще истинные ценители поэзии.

Ты с удовольствием читаешь стихи Есенина, Пушкина, Фета, Рождественского и мечтаешь сочинить что-то хоть отдаленно похожее? Тогда скорее читай наши советы.

Упорство, тренировка и вот уже вместо унылого текстового поздравления с днем рождения ты пишешь подруге целое стихотворение!

Пиши только тогда, когда есть вдохновение

Творчество напрямую связано с твоим внутренним состоянием. Невозможно создать что-то хорошее, если у тебя нет подходящего настроения.

Ни в коем случае не заставляй себя, не загоняй в какие-то рамки, типа «напишу что-то завтра после уроков, потому что будет свободное время» или «сегодня вечером нужно пару строчек написать, а завтра уже побольше».

Поверь, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэзия – это отражение твоих чувств и порыв души.

Если ты хоть иногда проявляла внимание на уроках литературы, ты должна вспомнить, что существуют разные типы рифм и размеры стихотворений. Но на первом этапе не советуем тебе забивать этим голову.

Для начала просто найди самые легкие рифмы, которые придут в голову, и запиши их. Потом с помощью этих слов попробуй составить несколько строк. Не обязательно, чтобы они содержали какой-то глубокий смысл, ведь ты только пробуешь.

На начальном этапе главное для тебя – научиться работать со словом.

Выбери темы, которые тебе интересны

У поэтов и писателей есть огромный простор для творчества. Можно писать абсолютно обо всем, что происходит в жизни, что нас окружает, что мы чувствуем. Поэтому очень важно найти именно то, что близко тебе. Обычно любимая девичья тема, конечно же, любовь.

Но если ты наслаждаешься пейзажами и любишь слушать шум моря, смело отражай ощущения от единения с природой в стихотворных строках. Если тебя волнует проблема поиска себя, пиши об этом. Просто прислушайся к внутреннему голосу и поймешь, чем хочешь поделиться с миром.

Ну… или только с самыми близким.

Если ты уже потренировалась рифмовать слова и составлять незамысловатые строки, стоит перейти к написанию конкретного стихотворения на определенную тему. Где ее взять? Из жизни, конечно.

И если в твоей жизни совсем ничегошеньки не происходит, надо срочно кардинально менять ситуацию! Пробуй новое, соглашайся на все-все-все даже самые сумасшедшие предложения друзей, а еще извлекай выгоду из плохого. Несчастная любовь? Замечательно! Это просто непаханое поле для творчества! Запиши все слова и фразы, которые у тебя на уме.

Если там не будет ни одной рифмованной пары – ничего страшного. Когда будет список с конкретными словами и фразами, на них уже и будешь ориентироваться: придумывать рифмы, определять очередность.

Читайте также:  Открытка валентинка своими руками

Не забывай использовать художественные приемы

Метафоры, эпитеты, антитезы, анафоры, аллитерации – это именно то, что делает стихотворение таким легким, сказочным и придает идеальное звучание.

Ведь в обычной жизни мы редко пользуемся подобными приемами. Чаще мы разговариваем очень просто и понятно. Поэзия же дает нам возможность окунуться в совсем иной мир, увидеть то, что было скрыто.

В общем, средства художественной выразительности – твои лучшие друзья.

Если ты уже определилась с основными темами, подобрала много рифм, написала десяток простеньких стихотворений без особого смысла и поняла, что это действительно тебе интересно и ты хочешь совершенствоваться – тебе пора переходить к подробному изучению этого ремесла.

Теперь важно окунуться в теорию и разобраться, какие же бывают рифмы, определить, какие ты использовала в своих первых «трудах» и какие ближе всего твоему сердцу. Также обязательно изучи все приемы, которые используют поэты.

Очень полезно всю эту теорию разбирать на конкретных примерах, то есть проводить подробный анализ известных произведений. Можешь даже позаниматься с репетитором, если тебе так легче.

Учись у профессионалов

Конечно, в любом деле необходим определенный пример, ты должна на кого-то равняться. К счастью, мы знаем огромное количество талантливых поэтов, у которых можно чему-то научиться.

Поэтому лучшей тренировкой в промежутках между написанием собственных стихов будет чтение произведений других авторов. Тебе очень повезло, ведь специально для тебя мы составили подборку лучших стихотворений талантливейших поэтов.

Все они совершенно разные, каждый по-своему видит и показывает мир. Ты обязательно найдешь того, кто близок твоему сердцу.

  • Роберт Рождественский. Его стихи о любви такие легкие, будто парящие. Но в тоже время затрагивают самые тонкие струны души. Огромное количество стихотворений Рождественского было использовано известными музыкантами в качестве текстов песен. Одну из них ты наверняка отлично знаешь. Алексей Воробьев добавил к стихотворению «Будь, пожалуйста, послабее» нежнейшую мелодию и подарил нам песню, которая завоевала сотни девичьих сердец. Другие стихи этого поэта ничуть не хуже, поверь!

Что еще почитать: «Хотя б во сне давай увидимся с тобой», «Человеку надо мало», «Все начинается с любви», «Любовь настала», «Песня, в которой ты», «Приходи и позови», «Как много лет во мне любовь спала», «Я в глазах твоих утону, можно».

  • Александр Пушкин. Конечно, строки из произведений этого великого русского поэта ты знаешь с самого детства. И, возможно, после мучений в школе и зубрежки десятка его стихотворений, у тебя остались не самые положительные эмоции. Забудь про школьные будни и перечитай эти шедевры вновь. Обещаем, Александр Сергеевич пополнит список твоих любимых поэтов!

Что еще почитать: «Я вас любил, любовь еще, быть может», «Не множеством картин старинных мастеров», «Редеет облаков летучая гряда», «Признание», «Красавица», «Когда б не смутное влеченье».

  • Джордж Байрон. Английский поэт-романтик. Вся его лирика просто насквозь пропитана чистой и всепоглощающей любовью к женщине. В своих стихотворениях Байрон использует множества метафор и сравнений, чтобы описать красоту и прелесть своей любимой. Если твой парень не поэт и не мастер красивых речей, то просто почитай Байрона и почувствуй себя королевой. Мы уверены, твой бойфренд думает точно так же, просто не может правильно сказать!

Что еще почитать: «Она идет во всей красе», «Подражание Катуллу», «Сердолик», «К Мэри, при получении ее портрета», «Сонет к Дженевре».

  • Константин Бальмонт. Любовная лирика этого поэта обладает какой-то сказочной силой. Когда читаешь его стихотворения, ты слышишь все звуки, чувствуешь запахи и четко видишь все детали. Ты увидишь закат, сияние звезд, свет луны, услышишь плеск волн. Бальмонт идеально подойдет для чтения перед сном. После него тебе точно приснится идеальное место из твоих грез.

Что еще почитать: «Минута», «Беатриче», «Люби», «Линии света», «Весна, весна», «Нет дня, чтоб я не думал о тебе».

  • Омар Хайям. Персидский поэт, стал широко известен благодаря своим рубаи (четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространенная на Ближнем и Среднем Востоке). Все стихотворения, которые мы советуем тебе прочесть, состоят всего из четырех строчек. Но даже с помощью минимального количества слов Хайям умеет передать очень важные и глубокие мысли. Это, правда, не рубаи, но тоже очень известное стихотворение поэта.

Что еще почитать: «Как больно за сердца, в которых нет огня», «Изначальней всего остального любовь», «Быть в плену у любви, сердце, сладко тебе», «Словно солнце, горит, не сгорая, любовь», «Когда к жизни Любовь меня в мир призвала».

  • Александр Блок. Один из крупнейших представителей русского символизма. В стихотворениях у Блока все продумано до мелочей. Наверняка ты помнишь «Незнакомку» из школьной программы. Как бы тебя не бесило то, что пришлось учить это огромное стихотворение, ты определенно должна признать, что написано оно очень талантливо. Ты ведь прямо-таки окунаешься в эту уютную вечернюю атмосферу. Вот и остальные произведения Блока заставят тебя прожить каждую эмоцию вместе с автором.

Что еще почитать: «Одной тебе, тебе одной», «Пусть я и жил, не любя», «Как день, светла, но непонятна», «Я и молод, и свеж, и влюблен», «Уже над морем вечереет», «Пора забыться полным счастья сном», «Незнакомка».

  • Уильям Шекспир. Еще один хорошо известный тебе автор. Мы точно знаем, что ты уже прочитала «Ромео и Джульетту» и влюбилась в эту трагедию. Ведь там такая сильная любовь, о которой мечтает каждая девочка. Сонеты Шекспира, конечно, немного поменьше, чем драматические произведения. Но зато их много. Поэтому ты точно найдешь что-то себе по душе.

Что еще почитать: «Сонет 109», «Сонет 130», «Сонет 16», «Сонет 47».

  • Шарль Бодлер. Французский поэт, основоположник эстетики декаданса и символизма. Произведения этого автора отличаются от всего, о чем мы писали выше. В стихотворениях Бодлера ты не найдешь той романтики и сравнения женщины с прекрасными цветами и птицами. Его поэзия скорее окутана тайной и мраком. Женский образ и признания в любви могут показаться тебе немного странными. Но оторваться от стихов Бодлера просто невозможно!

Что еще почитать: «Тебя, как свод ночной, безумно я люблю», «Когда она идет, роняя блеск огней», «Признание», «Печаль луны», «Лебедь», «Гимн», «Что обещает ее лицо».

Источник: http://www.ellegirl.ru/articles/otkroy-v-sebe-poeta-kak-nauchitsya-pisat-stihi/

Техника написания стихов: базовая, декоративная и дополнительная

Техника написания стихов: базовая, декоративная и дополнительнаяveronasunriseВесьма познавательно! 🙂 Даже не подозревала раньше, что  техника написания стихов еще и на виды делится…

Базовые, декоративные и дополнительные техники работы с текстом

Техники написания поэтических текстов можно разделить на три группы: базовые, декоративные и дополнительные. Базовые техники составляют основу стихотворения с точки зрения композиции, они определяют его ритм, задают ему темп. Выделяют три разновидности базовых техник, причем вполне возможно последовательное использование их всех в одном стихотворении.

Относительно применения той или иной техники или техник в том или ином случае, никаких правил не существует. Как правило, их выбор определяется произвольно, в соответствии с замыслом стихотворения. Однако весьма жесткие требования к построению стиха предъявляет любая базовая техника, при этом их нарушение не допустимо.

Текст, написанный с учетом только этих требований, считать стихом нельзя. Для того чтобы произведение приобрело поэтическую форму, необходимо использование декоративных и дополнительных техник. Декоративные техники можно сравнить с красками, нанесенными на лист бумаги.

Базовая техника становится листом, а декоративные техники — красками, которые придадут этому листу художественное значение. Декоративные техники в поэзии — незаменимый элемент, служащий для придания выразительности, акцентировании внимания читателя на самых важных, с точки зрения автора, моментах в стихотворении.

Использование дополнительных техник в стихотворение усиливает фонетическую связь между словами в каждой строфе. В результате стих становится легким для восприятия на слух. Однако дополнительные техники применять не так просто.

Они представляют собой тщательную работу с буквами и слогами, в результате которой созвучие проявляется не только в рифмах, но и начальных слогах либо буквах соседних слов. Кроме этого возможен побор слов таким образом, чтобы их звучание усиливало выразительность стиха, и при этом осуществляло фонетическую связку между ними, например «шелестящий шепот».

В идеальном стихотворении каждое слово фонетически оказывается связано с другим словом, однако требование это не является строго обязательным. Использовать дополнительные техники во всем стихе довольно сложно, хотя это более чем оправданно.

Базовые техники: классическая техника

Классическая техника относится к базовым, то есть, составляет «скелет» стихотворения. Требований к размерности и ритмике стихотворения при использовании классической техники в соответствующих учебниках можно найти не мало. Однако все они сводятся к трем простым правилам.

Первое заключается в том, что в одной строфе все строки должны иметь метрические аналоги. То есть, строка, написанная с определенным чередованием ударных и безударных слогов, обязательно должна соответствовать другой строке, имеющей такой же ритмический рисунок в пределах одной строфы.

Такие строки могут объединяться парами или тройками, в принципе их количество в строфе может быть любым, важно одно — оставлять строки-одиночки в стихотворении нельзя.

Если точно попасть в метр не удается, а такая ситуация случается нередко, его нарушение можно компенсировать использованием одного и того же числа ударений или слогов в сочетающихся друг с другом строчках.

Если же сохранить метр в определенной части стихотворения и вовсе не получается, это можно замаскировать усиленным использованием декоративных техник. В противном случае, стихотворение будет сложным для восприятия, а смысл его понять будет практически невозможно.

Иногда при использовании классической техники некоторое отступление от правил даже приветствуется. Так, ломаный в последней строке стихотворения метр, придаст ему больше выразительности, поможет привлечь внимание читателя. При работе с классической техникой автору важно помнить, что поэзия — далеко не точная «наука», и целесообразное отступление от ее правил может стать одним из самых сильных козырей конкретного стихотворения. Важно только такими отступлениями не увлекаться.

Ломаный стих

Ломаный стих, так же, как и классическая техника, представляет собой набор приемов для базового написания стиха.

Однако, в отличие от стихотворных текстов, написанных с применением классической техники и в силу этого предполагающих некоторую монотонность, ломаный стих, как видно из названия, имеет рваный ритм, за счет чего достигается большая эмоциональность в изложении.

Однако нарушение ритмики необходимо компенсировать — в противном случае стих будет сложен для восприятия. Это делается с помощью декоративных техник.

Читайте также:  Совместимость скорпиона

Одно из важнейших требований при использовании в качестве базовой техники ломаного стиха — строгое соблюдение рифмы. Созвучия в окончаниях строк являются их единственной связью в строфе, поэтому их применение обязательно. Метр ломаного стиха также не является произвольным.

По своей сути он представляет собой какой-либо из традиционных метров, расширенный с помощью дополнительных пауз, либо убранных слогов. Разрывы метра (те участки строк, где метр ломается) выделяются интонационно. Для этого строка разбивается на несколько частей в местах этих разрывов.

Для поэтических произведений, написанных ломаным стихом, характерно употребление коротких, афористичных фраз. Разновидностей этой техники существует не мало. Между собой они различаются исходным метром, а также количеством и порядком вставленных пауз либо убранных слогов.

Ломаный стих, несмотря на то, что он является во многом произвольной техникой, использовать довольно сложно. Это объясняется тем, что, не имея строгих алгоритмов работы, автор должен действовать интуитивно, полагаясь в основном на свой вкус и чувство ритма.

Именно поэтому, написание поэтических произведений с использованием в качестве базовой техники ломаного стиха, несмотря на известную степень свободы, требует от автора особого опыта и умения.

Верлибр

Верлибр, также как классическая техника и вольный стих относится к базовым техникам работы с поэтическим текстом. С точки зрения степени свободы, которая предоставляется автору рамками метра, верлибр является самым «вольным» базисом.

Если классическая техника почти всегда требует строго соблюдения условий ритмики, вольный стих допускает некоторые отклонения, то верлибр не принимает ритмику и метр вообще. Однако за всякую свободу приходится платить.

В случае с верлибром работать придется над декоративными техниками — они должны использоваться в максимальном количестве, компенсируя отсутствие метра как такового.

Декоративные техники: работа с буквами и слогами

Работа с буквами и слогами является декоративной техникой и то, насколько правильно она применена, определяет не только звучание стихотворения, но задает ему тон, определяет его настроение. Проведение этой работы можно сравнить с наведением порядка в фонической составляющей стиха, оно обязательно даже в том случае, если автор отказывается от рифмы.

В противном случае получившийся текст отнести к поэзии нельзя. Несмотря на то, что техника предполагает осуществление отбора и букв, и слогов, работа со слогами, как правило, оказывается не нужна, если работа с буквами выполнена правильно. Ее можно разделить на две части — работу с гласными и работу с согласными.

В аспекте этой техники гласные создают основной рисунок стиха, в зависимости от ударности или безударности определяют его ритм. В это время согласные отвечают за выразительность яркость. Однако, работая с буквами, важно помнить, что даже одна неправильно подобранная согласная или гласная может нарушить гармонию стиха, сломать все, кропотливо выстроенное автором.

Ударные гласные своим звучанием задают основное настроение стиха, безударные оттеняют их, подчеркивая созданное впечатление. Однако в основе стиха может лежать сразу несколько гласных звуков, главное — не ошибиться при их комбинировании. То же можно сказать и о согласных. Будучи правильно расставленными в стихе, согласные звуки способны подчеркнуть звучание гласных.

Согласные придают стиху дополнительные оттенки, многократно усиливая влияние гласных звуков. Эмоциональный оттенок, который придаст стиху употребление того или иного согласного звука, определить легко. Для этого нужно подобрать несколько слов, начинающихся с буквы, которая обозначает данный звук.

Вероятнее всего у них будет некая общая черта, выделив которую будет не сложно определить, какое влияние согласная окажет на стих.

Декоративные техники: работа с рифмами

Подавляющее большинство стихотворений написано с использованием созвучий в окончаниях строк — рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен безупречно провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя. Использование рифм требует особого мастерства.

Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.

Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.

Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки.

Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.

Подбор устойчивых и вместе с этим небанальных созвучий является весьма трудоемкой задачей.

Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.

Источник: https://veronasunrise.livejournal.com/5377.html

Как научится писать и сочинять стихи с нуля?

Уже на уроках литературы в начальных классах учитель предлагает ученикам продолжить известные строки писателей своими авторскими рядками. У кого-то это получается хорошо, а кто-то и двух слов связать рифмой не может.

В подростковом возрасте приходит пленная любовь, душа рвется на волю, хочется писать и творить. На ум приходят сладостные речи, человек кричит словами о своих чувствах. Насколько это профессиональные строки – судить сложно, ведь эти слова льются от души и предназначены только любимому или любимой.

А как научиться писать стихи так, что смело демонстрировать их обществу, гордиться своими  плодами творчества? Основные рекомендации от известных творческих личностей!

  1. Магическая форма стихосложения включается в себя следующие понятия: знание + чувства+ воображение = результат творчества. Не зря все говорят про музу, которая посещает человека и наделяет его окрыленными мыслями, вот и получается стихотворение.
  2. Важно знать правила ритмики стиха, чередование безударных и ударных слогов в строке. Стихотворные размеры делятся на хорей и ямб (двусложные) и дактиль, амфибрахий, анапест (трехсложные). Эти особенности отличают прозу от стихосложения.
  3. Нужно поработать над изучением ритма, конечно, не стоит часами сидеть и придумывать рифму к одному слову, но вот подобрать логическое окончание строки – нехитрое дело! Освоив ритмику, можно будет писать не только простые четыре куплетные стишки, а посягнуть на более литературные «мысли».
  4. Использование художественных средств позволит Вам украшать свое творчество, выражать в скрытой форме свои чувства, зашифровывать послания читателям и т.д. Важно освоить метафору, метонимию, гиперболу, аллегорию, сравнение —  и тогда стихотворение заиграет новыми благодатными красками.

Чтобы поэзия была не такая скучная и однообразная, нужно ежедневно читать классику, восполнять свой словарный запас, учиться формировать предложения, создавая свой, индивидуальный стиль, который будет Вашей визитной карточкой на будущее.

Чувства в душе не запрячешь!

Когда человека что-то волнует, слова скачут на бумагу, получаются трепетные и задушевные строки. Писать под заказ – получается уныло и бессердечно. Даже если эти строки наивысшего литературного качества. Живые мысли становятся словами, рождают свое детище – стихотворение, которое заставляет читателей сопереживать, радоваться ил плакать с главным героем поэзии.

Если после прочтения Вашего стихотворения человеку нечего сказать, он полон эмоций, в душе клокочут чувства – значит, Вы правильно подобрали слова и ритм поэзии. Задели за тайные струны души читателя – это много стоит!

Да, такие стихотворения наполнены изысканными образами, удивляют и приносят удовольствие читателям. Зашифрованные смысли, затерянные мысли, загадочные образы – вот цель настоящего искусства. Чтобы добиться таких результатов – нужно много читать, думать, мечтать, мысленно создавать образы для будущего стихосложения.

Рекомендации для новичков

Начинающим писателям следует помнить про ритм стихотворения, один лишний слог способен погубить всю композиции. Не стоит жертвовать смыслом ради замысловатой фразы, чем проще – тем доступнее для общества.

Творчество – это процесс, а не результат. Нельзя утром сказать – вот я сегодня напишу стихотворение, ведь муза посещает человека в состоянии душевных переживаний, эмоций, а в «сухую» строчить бездарные строки – бесполезно.

Чтобы стихотворение было поэтичным следует избегать штампованных рифмовок, мол, слезы-грезы, небеса-чудеса. Это просто и скучно. И не нужно никому подражать, Ваш стиль должен быть индивидуальным и неповторимым!

Внимание! Нужно всегда много читать, как классику, так и современное творение писателей, учится и всегда стремиться к совершенству.

Полезные советы на каждый день

  1. Пишите каждый день, пусть из 10 стихов 9 уйдут в мусорную корзину, зато Вы будете оттачивать мастерство стихосложения. Учиться правильно подбирать причастные и деепричастные обороты, умело использовать метафорические структуры, искать свои неожиданные и цепляющие образы.
  2. Думаете, что все стихи про любовь? Нет, конечно.

    Можно попробовать себя в жанре послания, рассказать друзьям, родным, и даже незнакомым людям про свои чувства и переживания.

    Открыть свою душу, стать на миг ближе к окружающим, подарить им теплое слово и хорошее настроение!

  3. Повышайте общую грамотность, изучайте правила грамматики, читайте, пишите диктанты, пересказывайте тексты, наслаждайтесь процессом обучения и вдохновляйте на новые литературные свершения своих любимых.

«Поэтическим даром обладают немногие, но научиться писать стихи может каждый!»

Разновидности стихосложения

Способов выразить свою мысль существует множество, перечислим основные виды поэтических произведений:

  • белый стих, несмотря на то, что отсутствует рифма – четко сохраняется размер и ритм;
  • акростих – первые буквы каждой строки образуют новое слово, а может два или три;
  • смешанный стих сочетает в себе несколько видов рифм;
  • стихи в прозе – особо выразительный стиль передачи чувств писателя, могут относиться и к поэмам;
  • верлибр – непростой стиль, отличается особым построением строк, насыщением образов и отсутствием установленной рифмы.

Каким видом поэтического произведения воспользоваться – выбор за автором! Главное, чтобы вдохновение было рядом, и слова просились на бумагу безустанно.

Наслаждайте поэтическим творчеством классиков, современных писателей, творите свои шедевры – и делайте мир краше, добрее и счастливее! Вот основная задача писательского слова!

Источник: http://vremya-sovetov.ru/domashnee-xobbi/kak-nauchitsya-pisat-stixi-s-nulya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector