Психологическая игра для 5 класса

Предлагаемая нами методика развивающей работы представляет собой (по нами же разработанной классификации) игровую оболочку (см. статью М. Битяновой «Свободная деятельность», №№ 46, 47, 2000 г.). Но игровому пространству уделено много места и времени: игра должна захватить детей.

Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия. Данная игра имеет еще и эстетический эффект.

В основе игрового действия лежит образ красивых, разнообразных и неповторяющихся узоров, которые можно наблюдать в калейдоскопе. Калейдоскоп присутствует здесь в трех ипостасях: как реальная игрушка; как разноцветный бумажный узор, постепенно в процессе игры возникающий на листе ватмана; как метафора человеческих отношений.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушечные калейдоскопы. Лучше всего — по числу участников. Как минимум — один на пару. Если есть возможность, игрушки по окончании игры детям нужно подарить. Магнитофон и записи спокойной инструментальной музыки. Моток толстой веревки (шпагата, тесьмы), которую хорошо было бы видно на полу (ковре).

Заготовка для «бумажного калейдоскопа».

(По ходу игры постепенно на листе ватмана должны появиться пять круговых узоров. Каждый узор является итогом выполнения конкретного задания. Перед началом упражнения дети вытягивают из конверта разноцветные бумажные фигурки. По цвету или форме этих фигурок участники объединяются в пары или тройки, выполняют определенное задание.

Затем фигурки наклеиваются на лист ватмана таким образом, чтобы получился красивый круговой узор. Первый узор — внешний, далее следуют второй, третий, четвертый узоры; последний узор располагается в центре круга.

Ведущий должен заранее, исходя из количества детей, подготовить заготовку, на которую ему, по едва заметным ориентирам, было бы легко наклеивать фигурки детей.)

Кружки белой бумаги диаметром 7—8 см. Бланки для выполнения заданий третьего узора. Фломастеры, восковые мелки, бумага А4. Шейные платочки для завязывания глаз.

Несколько школьных парт со стульями.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Игра проводится в большом свободном помещении, желательно с ковровым покрытием, на котором можно было бы сидеть и даже лежать. Она длится около двух часов. Участие учителя (классного руководителя) обязательно.

Психологу желательно работать с помощником, который приклеивает цветные фигурки на лист ватмана. Перед началом игры пространство комнаты делится на две части. В первой половине с помощью веревки на полу выкладывается большой замкнутый круг (в нем должны с комфортом разместиться все дети).

Во второй половине проходит игровая разминка, затем — выполняются упражнения за партами.

Все основное действие происходит внутри круга. Стенд с бумажным калейдоскопом находится рядом с кругом, но за его пределами.

НАЧАЛО ИГРЫ

Ведущий предлагает детям свободно разместиться во второй половине помещения (где на полу нет веревочного круга). Раздаются калейдоскопы. Ведущий предлагает посмотреть в них, последить, как сменяют друг друга узоры.
Ведущий.

Вы видите маленькие частички стекла (пластмассы), каждая из которых имеет свой цвет и свою форму. Каждая из них очень хороша сама по себе! Но посмотрите, что происходит в калейдоскопе, когда эти частички объединяются по две, по три, небольшими группками…

Получаются яркие, многоцветные узоры, удивительно разнообразные по форме! Так и люди: каждый сам по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди общаются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения.

Волшебные узоры, нашей игры можно создавать как из маленьких стеклышек, так и из кусочков цветной бумаги. А можно их создавать, красиво общаясь друг с другом

. Ведущий рассказывает детям, что в игре будут три калейдоскопа. Один — настоящий: в перерывах между упражнениями в него можно будет заглянуть. Второй — бумажный: он будет создаваться на чистом листе ватмана с помощью участников. И третий — волшебный «человеческий» калейдоскоп: он появится благодаря тому, что каждый участник превратится в человека-стеклышко…

Ведущий просит положить калейдоскопы на специальный столик и не трогать их без разрешения ведущего.

РАЗМИНКА

Ведущий. Представьте себе, что каждый из нас — цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверное, какого-то великана) собрала все стеклышки и зажала их в ладони. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу… Ведущий просит детей собраться в тесную кучку.

А затем великан рассыпал нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало в круг!

Дети разбегаются и застывают. Ведущий следит за тем, чтобы все стояли неподвижно.

А теперь великанская рука берет цветные стеклышки по одному и перекладывает их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп. Стеклышко, имя которого я буду называть, перемещается в калейдоскоп и там застывает…

Ведущий называет имена детей по очереди. После того как все дети и педагог перешли в круг, разминка продолжается.

И завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз — и стеклышки объединились в пары!

Ведущий просит детей разбиться попарно и застыть.

Два — и стеклышки снова распались по одному и застыли!

Далее ведущий просит участников объединяться то в тройки, то в четверки, каждый раз обязательно застывая на месте.

А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать.

Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все его стеклышки выстроились в ровный-ровный круг! Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарайтесь встать в круг…

Не подсматривайте, так не интересно! Как вы думаете, круг уже получился? Итак, стеклышки застыли… и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг?

На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга.

ПЕРВЫЙ УЗОР

Ведущий. Итак, мы с вами стали частичками узора в великанском калейдоскопе, людьми-стеклышками. Пора появиться первому узору на нашем бумажном калейдоскопе. Каждый из вас получит сейчас чистый бумажный кружок. На полу, вы видите, лежат фломастеры и мелки. Создайте в кружке свой узор. Пусть он отразит ваш характер, настроение, ваше «Я».

Это не обязательно должен быть сюжетный рисунок: это может быть игра цвета, формы — все что угодно. Ведущий раздает детям кружки белой бумаги диаметром 7—8 см. Дети рисуют на полу. Затем каждый кружок приклеивается на ватман и получается первый, внешний узор: по всему периметру, вдоль внешней стороны круга, равномерно расположены кружки с рисунками, около каждого кружка — имя его автора.

Первый узор бумажного калейдоскопа создан.

Ведущий. Давайте посмотрим на узоры. Каждый из них — уникален, не похож на остальные. Каждый отражает неповторимость его создателя. Все рисунки красивы, а вместе они образовали замечательный узор — узор, состоящий из индивидуальностей.

Ведущий включает музыку. В течение нескольких минут дети могут отдохнуть, посмотреть в настоящие калейдоскопы, что-то добавить в свои рисунки. Если детей трудно настроить на работу после свободной паузы, можно в этот перерыв организовать подвижную общую игру.

По сигналу ведущего (колокольчик, звоночек, погремушка) дети снова превращаются в стеклышки, возвращаются в круг и застывают.

Ведущий. Когда люди-стеклышки общаются друг с другом и создают общие узоры, им в этом очень помогают две вещи.

Первая — они знают о том, что они разные, не похожи друг на друга, каждый уникален. И мы это тоже теперь знаем.

Ведущий еще раз обращает внимание детей на рисунки бумажного калейдоскопа.

Вторая — люди знают о том, что у них есть много общего, и это помогает им общаться, находить общий язык. Сейчас мы с вами потренируемся в этом умении.

Ведущий предлагает ребятам вытянуть из конверта цветные фигурки. Это маленькие рыбки. В конверте — по две рыбки одного цвета (или оттенка цвета). Если их приложить друг к другу (по типу двух туфель в обувной коробке), они образуют симметричный узор. По цвету фигурок дети разбиваются на пары.

В течение 3—4 минут им нужно придумать как можно больше признаков (во внешности, в характере, в интересах, в способностях, во вкусах), которые бы их объединяли. Надо найти как минимум три таких признака. Каждая пара записывает их на листе, затем называет вслух.

Пока пара зачитывает признаки, помощник ведущего приклеивает рыбок. В результате возникает второй круговой узор. Каждый его элемент — симметрично расположенные рыбки одного цвета. Когда дети работают в парах, ведущий и, по возможности, педагог оказывают им помощь.

Когда все рыбки приклеены, ведущий предлагает детям внимательно посмотреть на получившйся узор.

Ведущий. Посмотрите на наш второй узор: фигурки в каждой паре очень похожи друг на друга. У них много общего.

Каждая пара создала общий узор, благодаря тому что партнеры нашли друг у друга много похожих черт. Да, все мы разные, но у нас есть много общего, и мы можем интересно общаться друг с другом!

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для 4 класса. творчество поэтов

Перед третьим узором — небольшая пауза, отдых.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат педагогических наук

(Окончание следует)

Спонсор публикации статьи: интернет сайт бесплатных купонов iCoupons.ru – на сайте Вы можете найти и AliExpress, Focalprice, Ahappydeal купоны и многие другие. Они позволят Вам получить выгодную скидку, сделав покупку более приятной.

Источник: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100204

Адаптационный период в 5-м классе психологическая игра

Адаптационный период в 5-м классе

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА

НАЧНЁМ ДРУЖИТЬ

Задачи игры: диагностика группового взаимодействия, умения выстраивать отношения со сверстниками; создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки; определение лидерского потенциала в классе.Игра предлагается для детей 5-го класса. Проводится в начале учебного года.

При переходе в среднее звено некоторые дети строят свои отношения со сверстниками как бы заново, находят новое место в системе межличностных отношений класса, по-новому воспринимают позицию школьника. На фоне адаптационного периода это не всегда проходит гладко и безболезненно.

Поэтому серия игр, объединённых общим сюжетом, помогает детям быстрее определить своё место в коллективе, выбрать “своих” ребят из всего состава класса. Особенно это важно вновь прибывшим детям.Кроме того, классный руководитель, наблюдая за ходом игры и участвуя в ней, быстрее знакомится со своими воспитанниками, определяет лидерский потенциал класса.

Совместное продвижение к цели создаёт благоприятный эмоциональный фон, естественное единение учащихся. Предполагаемый психологический результат.На каждом этапе игры дети выполняют задание в разных составах. Поэтому, кроме своей малой группы, ребёнок учится договариваться, подчиняться интересам и работать в одинаковом темпе с другими одноклассниками.

Это расширяет его круг общения.Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета.АДЖАРВ (вражда) прячет ДРУЖБУ от ребят 5-го класса. Поэтому детям предлагаются разные задания, чтобы ДРУЖБУ вернуть в класс. В поисках ДРУЖБЫ они отправляются на острова Интересов, в Радужную страну. Затем создают фотографию своего класса.

Выполняя эти задания, дети понимают, как важно уметь договариваться, учитывать мнение одноклассников. Они учатся давать положительную оценку работам других детей и радоваться их успехам. Дети отмечают, что получить результат можно только при хорошем руководстве, при правильном распределении обязанностей.

Только после этого ДРУЖБА возвращается в класс, АДЖАРВ не удаётся её победить и овладеть сердцами детей. Но чтобы её сохранить в классе, необходимо каждый день, каждый час, каждый миг помнить о том, что резкое замечание, насмешка, отказ от взаимопомощи позволяют одержать победу АДЖАРВ.Время на игру и обсуждение.Игра занимает 1 час 40 минут – два этапа.

Каждый этап представляет собой самостоятельный сюжет, решает свои задачи. По окончании каждого этапа организуется обсуждение.Участники.Учащиеся 5-го класса (возраст 11-12 лет) и их классный руководитель в качестве помощника ведущего и наблюдателя. Ведущим является педагог-психолог.Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.

^

ЗАДАЧИ. Выявление интересов детей. Диагностика умения договариваться в группе, строить свои отношения с одноклассниками. Развитие навыков рефлексии.

^

Заготовка карты с изображением островов-интересов, в том числе без названия. Чистые листы ватмана по количеству “островов”. Цветные карандаши и фломастеры.СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (первая часть).Ведущий. Уж множество веков среди людей Две разные волшебницы живут. Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть, АДЖАРВ другую средь людей зовут.

Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать, В огонь и в воду за друзей идти. АДЖАРВ нас заставляет враждовать, И злость, и зависть для людей нести.– Ребята, это вступление к нашей игре не случайно. Дело в том, что без ДРУЖБЫ жизнь в классе невозможна, и вы своими делами должны сегодня доказать, что выбираете дружбу, а не вражду для своих отношений в классе.

Только с ДРУЖБОЙ жизнь в классе будет интересной. Но волшебница АДЖАРВ решила спрятать от вас ДРУЖБУ. На её поиски вам предстоит сегодня отправиться на острова Интересов. Итак, скорее в путь!Для путешествия нам понадобится карта. Вот она перед вами. На ней различные острова, каждый остров имеет свои бухты.

Мы с вами будем “проплывать” разные острова, а вы должны выбрать тот остров, который вам покажется наиболее интересным. Первым на нашем пути оказался остров Мастеров. Они любят шить, вязать, вышивать, выжигать, выпиливать, ухаживать за животными и растениями, изготавливать игрушки, плести из бисера и многое другое. Одним словом, мастерить.

Следующий наш остров – остров Красоты. На нём можно петь, танцевать, рисовать, ходить на концерты и ездить на экскурсии, готовить для детей и учителей поздравления к различным праздникам. Остальные ребята высаживаются на острове Игр. Здесь можно играть в подвижные игры, шашки и шахматы, устраивать для ребят развлечения и конкурсы.

Если кому-то ни один остров не понравился, вы можете продолжить путешествие самостоятельно и остановиться на своём острове. После этого ребята делятся на группы, согласно своему выбору. Каждая группа получает лист ватмана и рисует на нём свой остров, отмечает его бухты.Затем идёт представление и обсуждение получившихся работ.

– Отражает ли изображение острова его название?– Получился остров красочным, нарядным и весёлым? Хочется ли на нём побывать? – Дружно ли работала группа, выбравшая данный остров?– Удалось ли нам сегодня повстречать ДРУЖБУ на островах Интересов?В обсуждении последнего вопроса участвует учитель и комментирует свои наблюдения за ходом работы групп.

Она говорит, насколько сплочённо работала каждая группа, сумели ли ребята договориться об оформлении своего острова. Весь класс решает, продолжать ли поиски ДРУЖБЫ, или она есть в классе. В зависимости от решения второй этап игры проводится на следующий день (если решили, что ДРУЖБА не найдена), или через неделю.

^

ЗАДАЧИ. Создание ситуаций, требующих сотрудничества и взаимной договорённости в группе. Умение представлять итоги своей деятельности и радоваться результатам одноклассников. Определение лидерского потенциала в классе.

^

Набор цветных кругов для деления детей на группы. Листы ватмана по количеству групп. Карандаши и фломастеры. Ножницы и клей. Использованные красочные журналы (заранее приносят из дома). Открытки. Частицы стеклопластика с написанным словом ДРУЖБА.СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (вторая часть).

Перед тем, как зайти в класс, детям предлагается выбрать кружок определённого цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый. Затем они рассаживаются, согласно выбранному цвету (на столе лежит такой же кружок). Таким образом, класс делится на 6 групп в зависимости от количества детей в классе.Ведущий.

– Сегодня мы вновь попробуем доказать АДЖАРВ, что ей не место в нашем классе. А показать это мы ей сможем, выполнив быстро и дружно работу в группах. Поэтому в каждой группе нужно выбрать капитана или ответственного за группу. Выберите, пожалуйста, и попробуйте объяснить, почему именно этому человеку вы доверяете руководить работой вашей группы.

Через 2-3 минуты происходит представление капитанов с комментарием сделанного выбора.– А сейчас представьте, пожалуйста, что мы оказались в Радужной стране. Каждая группа смотрит на мир через свой цвет. Он соответствует цвету вашего кружка.

Каждой команде предлагается доказать, что мир интересен, что ваш цвет необходим, что очень много вещей вашего цвета и без него не обойтись. Для этого вы из журналов и открыток сделаете вырезки только своего цвета. Затем наклеите их на ватман. Получается коллаж, выполненный в одном цвете.

Чтобы ваша картина выглядела завершённой, можно дорисовать что-нибудь карандашом или фломастерами. После этого продумаете доказательство, что ваш цвет необходим: в какой форме оно будет происходить, кто его будет делать – вся команда или один человек.

В ходе работы психолог и классный руководитель помогают найти нужные вырезки, организуют работу примерно в одном темпе, объясняют в случае затруднения, как составить презентацию своего цвета. Учитель наблюдает, как в командах распределяются обязанности, кто берёт на себя роль организатора в каждой группе.Через 20 минут начинается представление своего цвета командами.

Хотя качество работ может быть различным, предлагается заметить интересные моменты, оригинальные находки и порадоваться за другую команду.– Дорогие ребята, вы представили прекрасные доказательства, насколько важен и нужен нам каждый цвет. На память о Радужной стране вы получаете цветные осколки. На каждом из них написаны какие-то знаки.

Если вы сумеете сложить осколки правильно, то прочитаете слово. На прямоугольном куске стеклопластика написано слово ДРУЖБА, и он разрезан произвольно на шесть частей. Если дети правильно соединят осколки, то составят слово.

Учитель наблюдает, как идёт работа: все ли участвуют в работе, или некоторые ребята выбрали роль наблюдателей; кто выступает лидером-организатором; спокойно ли идёт обсуждение и т. п.– Ребята, я могу вас поздравить: вы нашли ДРУЖБУ! Вы не только правильно сложили это слово, но и на двух наших занятиях показали, что умеете работать в группах с разным составом. Берегите её! АДЖАРВ всегда рада её заменить.Дружба школьная прекрасна! Не страшны ей и года! Где бы ни были, ребята, Помните друзей всегда! Закончить можно исполнением песен о дружбе, о друзьях. Вот ещё несколько методик определения сплочённости коллектива и уровня удовлетворённости взаимоотношениями в нём.

^

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1462963.html

Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогов Санкт-Петербурга)

Психологические игры в преподавании курса обществознания
в 5 — 8 классах

Читайте также:  Самое страшное зло — наркотики. полезная информация для школьников и их родителей

Месяц Юлия Васильевна, учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ  № 599 Санкт-Петербурга

      В своей педагогической деятельности я часто использую метод психологической игры, так как ряд тем в курсе обществознания 5-8 класса требуют эмоционального настроя и доверительной атмосферы, способствующей самовыражению учащихся.

Помощь в создании такой атмосферы на занятиях мне и оказывают некоторые психологические игры.

В ходе наблюдения я обратила внимание на то, что даже те школьники, которые считают себя слишком взрослыми для обычных игр, охотно откликаются на предложение поиграть в психологическую игру.

      Игра ставит смысловой акцент на каком – либо аспекте темы, имея ввиду вовлечение в нее всех учеников. При обсуждении игры, на мой взгляд, у учащихся ярче проявляются и развиваются ценностные ориентации, моральные качества, необходимо, чтобы учащиеся могли самостоятельно сделать вывод об отношении к каким-либо ценностям, осознать, как их поведение воспринимается окружающими.

      При использовании игрового метода я продумываю применение конкретной игры, исходя из задач урока и особенностей группы. Психологические игры использую на разных ступенях работы в темах курса обществознания 5-8 классов.

На мой взгляд, игра может быть полезна при актуализации проблемы, во время рефлексии – для соотнесения этически-правовой проблемы с личным опытом учащихся, обсуждение новой темы можно завязывать на игровой ситуации, а также в игровой форме могут быть выявлены знания, умения, жизненные позиции учащихся.

       В качестве наглядного примера приведу психологическую игру «Войди в круг», которую использую в 7 классе при изучении раздела «Человек среди людей» на практикуме, в сильном классе можно ее провести и на уроке изучения нового материала.

       Цель игры – осмысление форм общения, используемых людьми; сопоставление их с общественными нормами, ожиданиями других людей. Несколько учащихся выходят за дверь, затем приглашаются в класс по одному. Группа образует круг, плотно взявшись за руки. Входящему ученику предлагается войти в круг.

При этом у группы существует договоренность, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили. (Вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-либо условия и т. п.). Учащийся, пытающийся войти в круг, пробует различные формы поведения, старается угадать неизвестную ему договоренность группы.

Некоторые могут предпринять попытку войти силой.

       При обсуждении игры можно поговорить об агрессии, как о результате непонимания, невыполнения социальных норм, а также о том, что у разных групп людей (поколений, наций и т.п.) существуют свои «договоренности» о правилах «вхождения в круг», не всегда известные другим. Продолжительность игры — 10 минут.

     Итак, игровые методы требуют от педагога инициативы, умения сочетать предварительную подготовку и импровизацию, стремление понимать учащихся, а для ребят – это возможность экспериментировать с новыми формами поведения, не вызывая осуждения, а также равенство всех играющих, ведь игра предполагает свободное раскрытие мнений, творческих, мыслительных способностей участников.

      Закончить свою работу я хотела бы словами Г. Форда: «Самая трудная работа в жизни – это думать, потому, что не многие умеют это делать». Профессия учитель – самая «думающая» из всех профессий, и наша задача учить думать своих учеников. Психологические игры помогают нам в реализации данной задачи.

Источник: http://aneks.spb.ru/psikhologicheskie-aspekty-obucheniia-shkolnikov/psikhologicheskie-igry-v-prepodavanii-kursa-obshchestvoznaniia-v-5-8-klassakh.html

Психологическая игра для учащихся 5-6 классов

педагог-психолог Е.В. Максимова

Психологическая игра «Доброе животное»

Игра разработана для учеников 5-6 классов и состоит из двух частей. Проводится с целью снижения уровня агрессивности у младших подростков средствами совместной игровой и изобразительной деятельности.

Основные задачи: осознание собственных эмоций и чувств, развитие способностей управлять ими. Обретение опыта трансформации негативных чувств в позитивные. Открытие новых форм сотрудничества, обучение навыкам самопознания и самовосстановления. Продолжительность игры: 1 часть – 1час 20мин, 2 часть – 1 час 20 мин.

Ход игры

Часть I

Приветствие

Ведущий приветствует всех учеников. Каждый по очереди передавая друг другу мягкую игрушку по кругу, рассказывает о себе в следующем порядке:

  • Меня зовут…

  • Мне нравится, когда ласково меня называют…

Продолжительность: 5 мин.

Разминка. Игра «Внимание»

Цель: улучшение настроения, настрой участников группы на непринуждённое поведение, сокращение дистанции в общении.

Все участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Каждое задание надо стремиться выполнить как можно точнее.

1. Расположитесь в шеренге так, чтобы около меня стоял самый высокий из вас, а на противоположном конце шеренги – тот, у кого самый небольшой рост. Начали!

2. В начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами. В конце- с самыми светлыми.

3. Начало шеренги – это 1 января, конец – 31 декабря, надо расположиться по датам (без учета года) рождения.

Обсуждение: Как удаётся достичь понимания в общение?

Продолжительность: 5 мин.

Составление правил группы

На доске пишется: «Нам нужны правила»:

-доверие (необходимо доверять друг другу во время тренинга);

— активное участие в работе (но если не хочешь говорить, промолчи);

— конфиденциальность (не обсуждать происходящее после занятий);

— умение слушать каждого: не перебиваем говорящего, выслушиваем все до конца, не отвлекаемся.

С этого момента «Правила» должны все время находиться в классе», где проходят занятия.

Ритуал принятия правил: Упражнение «Я обещаю……».

Продолжительность: 5 мин.

Введение в игру

Игра «Лишний стул»

Цель: настройка группы на непринуждённое и откровенное общение.

Группа сидит в кругу. Ведущий встаёт, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все, к кому относится высказанное предположение. Тот, кому не досталось места, становится ведущим, и получает возможность предложить группе следующее условие. Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например:

Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.

— Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка — это только для детей.

— … те, кто всегда слушается своих родителей.

— … те, кто верит, что чудеса встречаются не только в сказках.

— … те, у кого есть чувство юмора.

— … те, кто не считает себя главным в любой компании.

Продолжительность: 10 мин.

Ведущий. Сегодня я вам расскажу сказку, которая называется «Котёнок».

Жил-был на свете маленький серый котенок по имени Мурзик. Всю свою сознательную жизнь он провел в подвале большого дома, и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться по двору за красивыми бабочками.

Котенок был таким симпатичным, что многие дети хотели его погладить. Но как только они подходили поближе, Мурзик шипел, скатил зубки и царапался своими острыми коготками.

Испуганные дети убегали домой, а серый котенок возвращался в темный и холодный подвал.

Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил поближе, дети громко кричали:
— Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно царапается.

Ведущий. Каким был котёнок Мурзик? Почему дети хотели погладить котёнка? Был ли он Злым на самом деле? Каждый участник высказывает свое мнение.

Игра «Контур человека»

Цель: исследование и анализ своих чувств, осознание своего эмоционального состояния.

Участники, сидя в кругу, каждый поочерёдно показывает какую-либо эмоцию (эмоциональное состояние, чувство). Остальные члены группы пытаются её отгадать. Далее ведущий раздаёт листы бумаги размером А4. Звучит спокойная музыка. Ведущий говорит: «Разделите лист на три части.

Изобразите с помощью линий и цвета страх, любовь и злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактными и не должны содержать конкретных образов (сердечки, цветочки, стрелки). На изображение каждой эмоции 2-3 мин.

Теперь на листе бумаге участники изображают контур человека (только контуры, очертания). Ведущий предлагает «заселить» силуэт эмоциями и чувствами, подобрать к каждому соответствующее место и подходящий цвет.

Теперь надо придумать название получившейся «картине» и короткий рассказ от имени самого первого изображенного чувства.

Обсуждение: участники рассаживаются по кругу и обмениваются впечатлениями. Важно чтобы каждый не только осознал свои доминирующие чувства, эмоции, но и попытался установить обратную связь с другими детьми, проявил эмпатию, психологическую поддержку.

Продолжительность: 30 мин.

Ведущий. Ребята, а у вас бывает так, что вы чувствуете себя одинокими, обиженными, и от этого вы как бы внутренне сжимаетесь, напрягаетесь? (ответы детей).

Сейчас мы рассмотрим приемы, которые помогут вам снять напряжение и расслабиться.

(Ведущий показывает ученикам приемы эмоциональной разрядки)

  1. Представьте, что вы – Котёнок, который сжался от напряжения. Напрягите сейчас мышцы всего тела; рук, ног; высоко- высоко поднимите плечи, сильно сожмите кулаки. А сейчас расслабьте все части тела. (Повторяется 3-5 раз).

  2. А сейчас еще один прием: сделайте очень глубокий вдох, самый глубокий, задержите дыхание на 10-15 секунд. Теперь выдохните весь воздух из легких и с выдохом расслабьтесь, сбросьте напряжение, возвратитесь к нормальному дыханию.

Читайте также:  Пословицы и поговорки про вину

Почувствовали ли вы напряжение в груди во время вдоха? Заметили ли расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение, оценим его. (Повторяется 4-5 раз). Вдох следует сочетать с напряжением мышц, выдох – с расслаблением.

После выполнения упражнения ведущий спрашивает у ребят об их ощущениях и объясняет, что расслабление (релаксация) лучше всего ощущается после напряжения и способствует восстановлению сил и энергии, а после глубоких вдохов и медленных выдохов человеку всегда становится легче.

Продолжительность: 10 мин.

Ведущий продолжает сказку «Котёнок»

Однажды в доме появилась новая девочка, которую звали Маша. Выйдя во двор, она неожиданно увидела серого котенка

— Какой хорошенький! – воскликнула девочка и подошла поближе.
— Только не трогай его, — вдруг сказал ей мальчик, проходивший мимо.

— Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой.

Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:— Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, когда-то его сильно обидели, и с тех пор он всех боится, а потому и царапается, защищаясь.

— Но царапаясь, он никогда не найдет себе друга и останется одиноким,

— произнес мальчик.

— А я знаю, как с ним подружиться, — улыбнулась Маша…

Обсуждение игры

Участники делятся впечатлениями, что понравилось, что нет. Для того, чтобы сохранить интерес группы до следующей встречи, можно предложить ребятам придумать свои варианты возможного развития сюжета.

Ритуал прощания

Дети, стоя в кругу, всей группой хором прощаются со сказкой «До свидания сказка!»

Часть II

Разминка

Для создания в группе дружелюбного, эмоционально тёплого настроения ведущий предлагает поиграть в игру «Передача предмета». Мягкая игрушка (котёнок) передаётся по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий. Игра продолжается до тех пор, пока предмет не обойдёт по кругу всех участников тренинга.

Продолжительность: 5 мин.

Введение в игровую ситуацию

Участники вспоминают первую часть сказки, рассказывают, что им запомнилось, и рассказывают свои варианты возможного развития сюжета.

Ведущий продолжает рассказывать сказку.

Через несколько минут она вынесла в руках блюдечко с молоком и поставила его на землю.

— Ксс, ксс, — шепотом позвала девочка Мурзика и отошла в сторонку.
Услышав шепот, котенок вышел из подвала и очень медленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сторонам и, не почувствовав опасности, выпил вкусное молоко.

Каждый день Маша поила маленького котенка и все ближе и ближе подходила к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ей дотронуться до своей мягкой спинки, а через месяц девочка и котенок так подружились, что вместе бегали по двору и играли с резиновым мячиком.

Ведущий. Ребята, а вам понравилось, как Маша погладила котёнка по мягкой спинке? Сейчас вы тоже сможете подарить друг другу своё тепло.

Игра «Ласковые ладошки»

Цель: выработать навыки расслабления и снятия напряжения.

Звучит музыка для релаксации. Дети становятся в круг друг за другом, и каждый последующий гладит впереди стоящего по спине, голове, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).

Продолжительность: 10 мин.

Ведущий продолжает сказку

Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и девочка, пожалев котенка, решила взять его к себе домой. Впервые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испуганными глазами он смотрел по сторонам, но не убегал.

В новой квартире котенка накормили и отмыли от уличной грязи, и когда Мурзик высох, все вдруг с удивлением обнаружили, что шерстка у него не серая, а белая и блестящая. Через несколько дней Маша с котенком снова вышли на улицу.

Увидев детей, стоящих в стороне и молча смотрящих на них, девочка громко сказала:

— Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.

Дети с опаской и недоверием подходили к котенку и дотрагивались до его шерстки. Но он действительно не царапался.- И совсем этот котенок не Злой, — с удивлением сказали они друг другу, а Добрый и Красивый.

— Совершенно верно, — улыбнулась Маша — Это Очень Добрый Котенок.

Анализ сказки

Ведущий задаёт вопросы к сказке.

1. Как вы думаете, почему дети называли котёнка Злым?

2. Был ли он Злым на самом деле?

3. Как девочка смогла подружиться с котёнком? Почему ей это удалось?

4. Сразу ли поверили дети в изменение характера котёнка? Почему ей это удалось?

5. Какая часть сказки показалась вам наиболее яркой? Что в ней привлекло?

6. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывал Котёнок?

7. Чему мы можем научиться у этой сказки?

Продолжительность: 10 мин.

Игра «Скульптура эмоций»

Цель: осмысление и обсуждение своих чувств, развитие способностей управлять ими. Обретение опыта трансформации негативных чувств в позитивные, создание творческого настроения.

Участники делятся на пары и договариваются, кто из них будет «глиной», кто — «скульптором», который разомнёт глину и вылепит из неё любое чувство, которое испытывал котёнок в начале сказки. Когда работа закончена ребёнок говорит «Замри», скульптура чувства готова.

Даётся следующая инструкция: «Вообразите, что чувство, которое вы вылепили, заговорило и сообщает, зачем оно вас посетило. Так как, каждое чувство несёт в себе какое — либо полезное сообщение, «скульптор с благодарностью выслушивает его и даёт достойный ответ, попросив не причинять ему никаких неприятностей.

Например, «скульптура» страха говорит:

— Я посещаю тебя, чтобы оберегать от опасностей. Будь осторожен!

Скульптор отвечает:

— Спасибо за предупреждение. Я буду действовать осмотрительно. Побудь со мной, пока я не сориентируюсь в незнакомой обстановке, но не бери за горло, иначе я вообще ничего не смогу сделать. Далее ведущий предлагает «скульптуру» вспомнить, как изменился котенок, когда подружился с девочкой, как изменились его чувства. Например, в начале сказки котенок был злым, а потом он стал добрым.

Осознав это, «скульптор» размягчает «глину» и лепит из неё новую позитивную скульптуру. Так участники тренинга учатся осознавать свои чувства и трансформировать негативные из них в позитивные. Затем участники меняются ролями, для того, чтобы каждый из них побывал в роли «скульптура» и роли «глины».

После того как работа завершена, участники рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями.

Продолжительность: 20 мин.

Игра: «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад.

А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.

Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Продолжительность: 5 мин.

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями. Рассказывают о том, что им особенно понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, им не хватило.

Прощание со сказкой

Ведущий обращает внимание членов группы на то, что они несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека – иногда сразу, иногда постепенно. Он благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной, говорят: «До свидания, сказка!»

Список литературы:

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битя нова. – М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).

  2. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.

3. Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевти-

ческих программ/Н.А. Сакович. – Спб.: Речь, 2005г

4. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост/

И.В. Стишенок. — Спб. : Речь, 2006.

5. Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003.

6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и

упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Ге-

незис, 2001.

9

Источник: http://moredocs.ru/psihologicheskaja-igra-dlja-uchashhihsja-5-6-klassov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector