Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет

Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет

Вашему крохе исполнился годик! Кажется, время незаметно пролетело. Ещё вчера роддом, а уже сегодня Ваш ребенок сам заходит к Вам на кухню, пока Вы готовите!

Малыш учится думать и понимать намного раньше, чем в год. Он активно развивается не только физически, но и со стороны психологии.

Какие же особенности психологии ребенка в 1 год?

Что происходит у малыша в голове в этом возрасте?

Начинает понимать, что он отдельно живущий человек от мамы.Что маме нужно отлучаться, делать разные дела, и что он, кроха, не всегда будет в центре внимания у самой любимой. Это, конечно, расстраивает малыша, но благодаря этому, он начинает искать себе новые занятия и увлечения.Малыша просто не остановить!Появляется огромное исследование все изучить, найти новое, познать, потрогать.

Вместе с навыком выше, ребенок понимает, что делать он пока все не может в силу своих возможностей.Например, ему хочется успеть за мамой, но так быстро он не ходит. Ему хочется достать чашку с комода, но он не настолько высокий.

В связи с этим, он может сильно расстроиться, иногда это доходит до истерик, когда что-то не получается, и единственный способ успокоить – это спокойной объяснить, что не так, почему у него не выходит. Только лаской и нежностью Вы вернете крохе состояние спокойствия. Можете вместе с ним сделать то, что ему так хочется, и после – показать новое занятие, переключить его.

Стоит помнить, что в этом возрасте ребенок, скорее всего, не сможет успокоиться сам.Поэтому, просто ждать, пока пройдет истерика, не стоит. Нужно применять методы, описанные выше.

Особенности психологического развития детей в 1,5 года

К полутора годам крохи произойдут заметные изменения:

Задействуется сознание крохи.Он теперь понимает, что играть можно в компании с кем-то! А не просто сидеть рядом, и наблюдать, как это делается. Малыш проявляет большой интерес к своим одногодкам и в этом возрасте у них появляются первые совместные игры – в песочнице, или дома с игрушками. С взрослыми кроха так же охотно играет.

Так, как понимает кроха значительно больше, то уже такой предмет, как книги, он воспринимает не только как игрушку.В этом возрасте нужно «успеть» приучить кроху любить книги. Чтение может оказывать положительное влияние в любом возрасте. В этом возрасте малыш развивает воображение, когда представляет воображаемых героев с маленьких стишков.

Малыш начинает понимать, что такое порядок, а что такое беспорядок.Нужно и тут «успеть» привить крохе, что после приема пищи нужно умываться и убирать столик, после игр в игрушки – нужно складывать их все в корзину, с утра и вечером перед сном – чистить зубы и так далее.

Зарождайте в крохе первые правила этикета!Понимает, что становится более самостоятельным, но без мамы находится все-таки сложно.Мама – гарантия спокойного и уравновешенного состояния. Если Вы до этого приучали понемногу ребенка к другим членам семейства, давали им гулять на улице, то ребенок может чувствовать себя спокойным и с ними.

Это необходимо как для родителей (хоть какое-то свободное время), так и для ребенка (развивает самостоятельность).Ребенок начнет ярко выражать эмоции.Из них значительно будут выделяться негативные – это еще одни психологические особенности развития детей этого возраста.

Малыш будет недоволен чем-то (недостатком внимания, неумением сделать что-то) и начнет это выражать сначала с помощью унывания, потом, если это не поможет – с помощью крика, плача. Что делать? Помните, кроха – такой же человек, как и Вы, но пока его багаж знаний намного меньше.

Нужно все объяснять по сто раз, показывать, успокаивать добрыми словами, делать все вместе. Кричать, применять силу – не стоит. Это вызовет ещё большую истерику, и спустя 5 минут Вы оба будете не в себе. Не жалейте времени, и знайте, единственный выход в такой ситуации – идти на компромисс Вам обоим.

Детская психология в 2 года

Спустя полгода Вы можете наблюдать, что с Вашим ребенком в два года происходят такие изменения:

Кроха очень эмоционален.Ещё 2 минуты назад он спокойной играл в кубики, а уже сейчас разнервничался и кричит. В этом возрасте отвлечь малыша от истерик легко. Можно просто начать с ним играть, показывать новые постройки с кубиков, или, если это не помогает, сделать то, что Вы обычно делали – обнять, поцеловать, подбросить вверх.

Ребенок так же быстро вернется в состояние спокойствия и равновесия.Такие важные действия, как запоминать, мыслить, обращать внимание, происходят не по желанию крохи, а невольно.Это еще одни особенности психологического развития детей этого возраста. Ребенок не может самостоятельно обращать внимание на то, что ему жизненно необходимо.

Он автоматически обращает внимание на то, что само его привлекает, запоминает так же непроизвольно. Опираясь на это, нужно подыскивать для малыша сугубо индивидуальный подход. Чему учить, что показывать, что должен запомнить в этом возрасте.

Вы лучше всего знаете малыша, и точно найдете способ, как привлечь во время внимание, как научить нужным вещам, и как сделать Вашу с ним жизнь ярче и веселее.Ещё один способ, с помощью которого можно научить чему-нибудь ребенка – способ подражания взрослым.Малыш видит и замечает абсолютно все, повторяет с точностью действия и поведение.

Если Вы будете вести себя так, как хотите этого от крохи, то проблем не возникнет. Собственные ошибки отразятся на ребенке, как в зеркале.Сверстники в этом возрасте не воспринимаются, как предмет подражания.Они скорее оказываются соперниками, это у них на инстинктивном уровне. Ваш ребенок хочет поиграть машинкой, но она у его друга.

Значит нужно отобрать? Но благодаря общению со сверстниками, малыш учится поведению в обществе, понимает, что нужно попросить, сказать, а не кричать и закатывать истерики.

После двух лет жизни Вас ждет не менее увлекательные занятия с крохой. Будет не легче, Ваше терпение малыш будет испробовать разными способами, но такова судьба каждого родителя.

Понимайте своих малышей, идите на диалоги, компромиссы, и тогда взаимная помощь будет длиться на протяжении всей жизни, а Вы будете оставаться самыми близкими людьми на этой планете!

Источник: http://CheeryBaby.ru/blog/psihologija-rebenka-1-2-let/

Психология детей от 1 до 3 лет

Психология детей от 1 до 3 лет

Психологическое развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет отличается большой интенсивностью: если примерно до года шло, условно говоря, спонтанное накопление информации об окружающем мире, то сейчас малыш учится сознательно «извлекать» ее из памяти и ею оперировать.

Вы учите ребенка говорить, он привыкает классифицировать предметы и явления (для этого ему нужно развитое абстрактное мышление), выявлять причинно-следственные взаимосвязи (логика), моделировать явления и события в уме (воображение). Кроме того, сейчас он активно продуцирует свое отношение к окружающим его объектам, явлениям и людям (эмоции), и пока эти эмоции интенсивны и неконтролируемы.

В ближайшие 1-2 года ему предстоит научиться в какой-то мере управлять ими и приводить их в соответствие с нормами общества (для этого ребенку на самом простом уровне предстоит познакомиться с такими понятиями, как мораль и этика, что ознаменует начало самого «тонкого» момента социализации — приобщения к культуре).

А устанавливать дружественные и конструктивные взаимоотношения с другими людьми ему поможет такое замечательное качество, как эмпатия (способность понимать чувства других людей и сопереживать им).

Психологическое развитие ребенка 1-3 лет с точки зрения психоанализа

«Отец психоанализа» Зигмунд Фрейд утверждал, что примерно в год заканчивается «оральная» стадия развития личности (связанная с сосательным рефлексом, когда основное удовлетворение младенец получал «через рот») и начинается новая, «анальная» стадия, ключевым моментом которой становится обретение ребенком контроля над своей выделительной системой и связанные с этим переживания. С тем, насколько успешно карапуз пройдет эту стадию, будет связано развитие у него в дальнейшем таких качеств характера, как самоконтроль, щедрость, позитивная самооценка или, наоборот, беспокойство, мелочность, жадность, грубость, скупость и т.д. Зависеть развитие этих свойств характера будет в первую очередь от поведения родителей, от того, насколько спокойно, деликатно и тактично они приучат ребенка к горшку.

Несмотря на то что в последнее время все больше специалистов в области детской психологии критически относятся к теории Фрейда, считая ее в чем-то необоснованной, его утверждения, связанные с приучением ребенка к горшку, в целом представляются здравыми. По крайней мере, сложно отрицать тот факт, что грубое и неделикатное поведение родителей в этом вопросе может эмоционально травмировать ребенка, что впоследствии скажется на формировании его личности.

Роль родителей в формировании гармоничной личности ребенка

Помогать в познании окружающего мира

Если у детей до года ведущей является потребность в безопасности, то у карапузов более старшего возраста на первый план выходит потребность в познании окружающего мира.

Дети невероятно любопытны, им интересно все: они с равным удовольствием листают и рвут книжки, разбирают папин телефон и помогают маме на кухне.

Поощряйте любознательность карапуза: отвечайте на его вопросы, вовлекайте в свои дела, не запрещайте ему слишком много, и тогда он вырастет развитым, активным и инициативным.

Дарить ощущение безопасности

Безусловно, ваш малыш уже довольно взрослый и в чем-то самостоятельный, но он все еще очень зависим от родителей, в первую очередь — от мамы. Именно мама призвана научить ребенка справляться со своими эмоциями (которых он сам пока боится), переживать неудачи и первые «удары судьбы».

Еще одна важная задача мамы — отучить ребенка от грудного вскармливания так, чтобы это не нанесло ему психологической травмы. Кроме того, у детей после 1,5-2 лет появляется еще одна проблема — страхи.

Интенсивное восприятие малышом новой информации имеет свою оборотную сторону: часто «перегрузки» ребенка выливаются в усталость, эмоциональные срывы, страхи и ночные кошмары.

Кстати, страхи и кошмары будут приобретать новые, все более изощренные формы по мере интеллектуального и речевого развития ребенка и знакомства его с культурой (со сказками, фильмами и т.д.) Задача родителей — помочь ребенку научиться конструктивно относиться к этому явлению и контролировать его.

Формировать правильную самооценку

К 2,5-3 годам уже можно говорить о формировании личности ребенка, то есть о том, что карапуз способен идентифицировать себя с определенными качествами, каким-то образом анализировать свои мотивы и побуждения и сознательно контролировать свое поведение.

Для того чтобы у малыша сформировалась адекватная самооценка (незавышенная и незаниженная), общайтесь с ним правильно: не сравнивайте его с другими детьми, не навязывайте чувство вины за проступки. Не злоупотребляйте «методом кнута» — положительная мотивация часто эффективнее (читайте статью о том, как наказывать ребенка правильно).

Читайте также:  Психологические игры и упражнения для детей 8-14 лет на развитие воображения и мышления

Если малыш не прав, спокойно и аргументированно объясните ему, в чем его ошибка и как можно в следующий раз ее избежать.

Побуждать к самостоятельности

Процесс социализации зачастую воспринимается малышом как череда утрат. Так, отнятие от груди — утрата первой и самой тесной близости с мамой, приучение к горшку — утрата абсолютной свободы и вседозволенности. Нужно, чтобы родители объяснили ребенку, что эти минусы меркнут на фоне тех преимуществ, которые он получает, становясь взрослым и самостоятельным.

Развивать сильные стороны и «работать» со слабыми

С возрастом ребенок все ярче проявляет свои личные качества и способности.

После полутора лет обычно уже заметно, к какому виду деятельности тяготеет малыш: предпочитает ли он шумные игры со сверстниками, манипуляции с разными предметами или готов часами сидеть и слушать, как мама читает ему книги (можете также пройти тест на раннюю диагностику способностей ребенка). Таким образом, внимательный родитель сможет легко разглядеть в малыше как сильные, так и слабые стороны, чтобы их вовремя скорректировать

Также читайте:

Источник: http://DetyvRadost.ru/psihologiya-detey-ot-1-do-3-let/

Психологические особенности детей 1,5 — 3 лет

Психологические особенности детей 1,5 - 3 лет

Педагог-психолог Дорохина О.В.,
МАДОУ № 48, г. Армавир

Цель: расширить представления педагогов и родителей о психологических особенностях возраста.

Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни.

Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей.

Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно.

Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

  • к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;
  • к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;
  • к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
  • В этом возрасте задержка речевого развития должна насторожить – это может говорить о ЗПР или о развивающееся глухоте.

    Также в этом возрасте нужно стимулировать высказывания детей. Существует одна психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители ребенка сбились с ног, водили ребенка по врачам, экстрасенсам, но все безуспешно.

    Однажды, когда вся семья села за слол, ребенок отчетливо сказал: «Мне нечем есть».

    Когда родители опомнились от счастья и спросили ребенка, почему он все это время молчал, он ответил: «А зачем было говорить? Вы и так все за меня говорили».

    Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь.

    Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

    В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3 лет малыш способен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),
  • цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
  • Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

    Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

    Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т.е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т.д.

    Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

    Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

    Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

    Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

    Источник: http://tc-sfera.ru/posts/psihologicheskie-osobennosti-detey-15-3-let

    Психологические процессы у малышей в возрасте от года до трех лет

    Психологические процессы у малышей в возрасте от года до трех лет

    Большинство психологических процессов у детей раннего возраста носят особенный, непроизвольный характер. Им необходим эмоциональный комфорт для того, чтобы правильно развиваться.

    Родители должны следить за режимом, отдыхом и активностью малыша. Психологические особенности этого возраста связаны с активным развитием психической деятельности.

    Сейчас появляется много возможностей для дальнейшего развития личности – нельзя терять время.

    Обучение в игровой форме подходит для детей 1-3 лет лучше всего. Вы удивитесь, узнав, как много уже умеет кроха в этом возрасте. Он не беспомощное существо, а маленький человечек, который готов учиться всему.

    Психологические процессы у детей

    Первое, что нужно отметить — особенности психологических процессов у малышей раннего возраста. Сейчас личность, ценности, характер находятся в постоянном развитии. Но процесс этот – внутренний.

    Малыш даже не всегда понимает, как день за днем становится взрослее, опытнее. Эти изменения происходят на подсознательном уровне, подготавливая кроху к самостоятельной жизни. Он отнюдь не беспомощный человечек, который ничего не может сам.

    Тут все зависит от родителей: используют они его потенциал или нет.

    На то, чтобы начать сидеть, ходить и бегать, малыша толкает интерес, жажда познания. Опять же, это процесс неосознанный. Теперь ребенок психологически готов обучаться, так что не нужно его останавливать. Очень часто, родители считают, что он еще «совсем маленький», ограждают его от разных полезных видов деятельности. Очень зря.

    Стоит учитывать и другие психологические особенности детей 1-3 лет. Их интересы, желания, эмоции всегда сиюминутные. Кроха может начать плакать из-за ушиба или потерянной игрушки, но через секунду все меняется.

    Что-то привлекло его внимание, и о своих проблемах он тут же забыл. Он не может строить планов – мозг фиксируется лишь на настоящем моменте.

    Подход к обучению должен быть соответствующим, учитывая кратковременную концентрацию внимания.

    Сознание

    В 1-2 годика психологическая жизнь малыша не очень богатая. Он фиксирует знакомые лица, известные предметы. Они все уже связаны с некоторыми эмоциональными реакциями.

    Например, при виде ведерка и совочка кроха оживляется, ведь эти предметы связаны с прогулкой, игрой. Видит маму — бессознательно радуется, ведь она – самый знакомый, родной человек. Она кормит его, успокаивает, играет.

    Пока что складывается привязанность – говорить о любви еще рано.

    У детей возраста 3 лет психика уже устроена сложнее. Их словарный запас шире, они уже более опытные. Дети научились выражать свои чувства. Им все проще устанавливать связь между предметом и его названием, предметом и различными действиями с ним.

    Планирование

    В 1-3 года планирование развито очень слабо. У малышей раннего возраста (1-2 года) оно вообще отсутствует. Это связано с тем, что они еще не умеют фантазировать, замышлять. Малыш видит игрушку — берет ее и играет, ему дают конфетку — ее нужно сразу открыть. Мысль оставить сладкое на потом ему в голову не приходит.

    Поведение

    Чем младше малыш, тем проще его поведение. Психологические особенности таковы, что дети до 2 лет используют привычные методы общения. Что-то не так — он начинает кричать. Точно так же поступает младенец, который кричит чисто инстинктивно, подзывая маму.

    Уже с 2-2,5 лет сильно проявляется будущий характер малыша. Он становится все самостоятельнее. Сам для себя выясняет, что многие действия родителей может повторить.

    Теперь ему интересно самому застегивать одежду, кушать ложкой, собирать свои игрушки. У детей в этом возрасте появляется первый кризис самостоятельности. Это хорошо, ведь так ребенок утверждается как личность.

    Может выбирать, а значит, его психическая деятельность выходит на новый уровень.

    Деятельность ребенка

    Деятельность носит лишь частично осознанный характер. Только к 3 годам малыш задумывается о смысле и последствиях своих действий.  Опять же, он подвержен сиюминутным порывам.

    Вот малыш играет с кубиками, а потом резко начинает бегать по комнате. Или его привлекает телевизор, и он забывает про игру.

    У детей раннего возраста плохая концентрация, именно поэтому происходит частая смена видов деятельности.

    К трем годам и после малыши способны возобновить то, чем занимались. Ребенок рисует, потом может побегать и вернуться к рисованию. Это значит, что психическая деятельность усовершенствовалась. Как только произошла презентация этой психической особенности, можно начинать более серьезное обучение малыша. Например, спорту, танцам, иностранным языкам.

    Режим и отдых

    Для нормальной психической деятельности малышу необходим хороший отдых. Днем спать необходимо, можно даже 2 раза по 1-1,5 часа. Если кроха не будет отдыхать, то наступит перевозбуждение.

    После это дети бывают капризные, агрессивные. Психологические механизмы могут функционировать без проблем только в том случае, если мозг достаточно отдыхает за день.

    Иначе развития не происходит, так мозг перегружен информацией и утомлен.

    Очень важно малышу бывать на свежем воздухе – не менее 2-3 часов в день. На стадии активного развития детям просто необходимы длительные прогулки. Они очень подвижные, а в квартире не получится побегать, поиграть. Кроме того, на площадках и в парках есть другие дети, с которыми можно общаться и играть.

    Читайте также:  Экстремальные виды спорта

    Игры

    Для детей раннего возраста игра — самый интересный и привлекательный вид деятельности. С 3 лет игры становятся все более сложными. Часто — ролевыми. Теперь одних игрушек не хватает – малышам хочется играть вместе. Ограничивать игровую деятельность нельзя, ведь так дети отрабатывают социальные механизмы, решают жизненные ситуации.

    Общение

    Общение играет очень важную роль. Уже к 3 годам малыши могут поддерживать длительные дружеские отношения. Хорошо влияет на психологическое развитие посещение садика или кружков. Там, кроме учебы, дети могут еще и общаться. Это хороший стимулятор для развития речи, социальных навыков, расширения круга интересов.

    Обучение

    Обучение все еще завязано на игровой деятельности. В садике постепенно вводится физическая культура, творчество. Многие считают, что 3 года — самое время начать изучать иностранные языки. В этом есть смысл. Сейчас мозг готов легко принять иностранный язык, и даже не один.

    Источник: https://rebenkoved.ru/psihologiya/psihologicheskie-protsessy-u-malyshej-v-vozraste-ot-goda-do-treh-let.html

    Развитие и психология ребенка от 1 года до 3-х лет

    Развитие и психология ребенка от 1 года до 3-х лет

    Малыш — не маленькая копия взрослого. Он живет по своим возрастным законам. Знание этих законов помогает родителям лучше понимать и развивать своего кроху. Эта статья кратко, без лишних отступлений расскажет Вам о важнейших ступенях в развитии и особенностях психологии детей в возрасте 1-3 лет.

    Физиология

    1 год. Ребенок неустойчиво стоит на широко расставленных ногах, при ходьбе раскачивается со стороны в сторону. У малыша относительно длинное туловище, большая голова (1/5 от общей длины тела), короткие ноги. Центр тяжести выше, чем у взрослого. Недостаточное развитие свода стопы.

    С первой половины 2-го года малыш может начать проситься на горшок.

    2 года. Основные приобретения за этот период: овладение прямой походкой; развитие предметной деятельности (манипулирует с предметами), овладение речью; намечаются необходимые изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный).

    2-2,5 года окончательно прорезываются молочные зубы (всего 20).

    С 2 до 3 лет происходит быстрое окостенение конечностей, однако кисти рук еще сохраняют хрящевое строение.

    Совершенствуется работа систем кровообращения и дыхания: замедляется частота пульса, увеличивается количество крови, которое сердце  выбрасывает в 1 удар, увеличивается объем легких; дыхание в возрасте 2-3 года частое, неровное, поверхностное.

    Движения: ходьба, лазание, бег, метание.

    Нервная система: повышается ее работоспособность, нервные клетки не так утомляются, поэтому малыш уже может бодрствовать до 6 часов без перерыва.

    Развитие психики

    На развитие психики ребенка от 1 до 3 лет влияют:

    Овладение прямой походкой.Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояний и пространственного расположения предметов. Приближаясь к предмету, на который смотрит ребенок, он начинает понимать направление и удаленность.

    Развитие предметных действий – овладение способами обращения с предметами как это принято в обществе. Ребенок учится у взрослых постоянному назначению вещей. Предметы, окружающие малыша (мебель, одежда, посуда, игрушки и т.д.) имеют определенное значение в мире людей.

    Это значение вещей малыш постигает в раннем детстве. Соотнося предметы между собой, орудуя ими, ребенок наибольшим образом способствует развитию психики. Начинают появляться новые виды деятельности: игра и продуктивные (рисование, лепка, конструирование).

    Малыш накапливает впечатления, что способствует развитию речи.

    Память

    В начале 2-го года малыш узнает знакомых людей, даже если он их не видел несколько недель, хорошо вспоминает события недельной давности, хорошо ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. Выходя на улицу сам, подходит к месту, где недавно играл.

    К концу 2-го года узнавание более совершенно.  Помнит события трехмесячной давности.

    На 3-м году жизни малыш может вспомнить события, происходившие с ним 6 месяцев назад (например, летом вспоминают зимние события).

    Внимание

    Особенности нервной системы ребенка таковы, что он не может долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Однако по сравнению с более ранним возрастом внимание становиться более устойчивым.

    В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, в 3 года – примерно 30 минут, а если сильно заинтересовался, то может быть трудно отвлечь и через полчаса. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует.

    Очень важно в этом возрасте побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать. В возрасте 1-3 года активно развивается воображение (например, малыш скачет на палке, как на лошади).

    Восприятие

    В этом возрасте восприятие крайне несовершенно. Ребенок в 1 год неспособен последовательно рассматривать предмет и выяснять его свойства. Обычно малыш выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.

    К концу 3-го года ребенок  усваивает 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).

    Наибольшее влияние на развитие интеллекта  оказывают действия с предметами (орудиями): соотнесение предметов между собой (например, складывание пирамидки), употребление орудий (например, кушает ложкой). Малышу свойственна повышенная эмоциональность.

    Мышление

    Развиваются наглядно действенное и наглядно образное мышление. Зарождаются обобщения. Ребенок начинает усваивать знаки, однако они  пока разобщены, не связаны между собой.

    В возрасте 1-2 лет ребенок начинает активно экспериментировать методом проб и ошибок, использовать разные способы действия с предметами. Например, заметив направление, в котором упал предмет, малыш его будет бросать снова и снова разными способами и смотреть на результат. Закатившуюся вещицу ребенок будет также доставить разными способам: с помощью, веревки, палки, ложки и т.п.

    В раннем возрасте слово взрослого может содействовать развитию наглядно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенку выход из ситуации не только действием, но и словом. Например, если малыш настойчиво тянет коробку через прутья кровати, взрослый может дать только словесную инструкцию: «Поверни коробочку, тогда она пройдет».

    Речь

    С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается на 2-м, 3-м и даже 4-м годах жизни.

    До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от30-40 до 100 слов) и употребляется редко. После полутора лет – резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают.

    2-й и 3-й годы жизни ребенка – период усвоения речи. Развитие происходит в двух направлениях: совершенствуется понимание малышом речи взрослых; 2) складывается собственная активная речь. Если в этот период происходит задержка в развитии речи, то позже наверстать упущенное очень сложно.

    Вторая половина 2-го года – переход к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

    К концу 2-го года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений, внутри который с 2-х лет начинается согласование всех слов предложения. К 3-м годам малыш в основном правильно применяет падежи. Примерно в это же время ребенок начинает сознательно контролировать правильность своих высказываний и речи других людей.

    На 3-м году жизни у ребенка меняется понимание речи взрослого человека.

    Малыш к этому возрасту не только понимает отдельные слова и способен выполнить действие по просьбе взрослого, но и начинает слушать любые высказывания взрослого, которые не направлены непосредственно на него.

      Ребенок начинает слушать и понимать сообщения, которые выходят за рамки ситуации его общения со взрослым. Это дает малышу  возможность использовать речь, как средство познания мира, недоступного непосредственному опыту ребенка.

    Словарный запас:

    1 год – 10-20 слов;

    1,5 года – 30-40 слов;

    2 года – до 300 слов;

    3 года – 1200-1500 слов.

    С появлением речи становятся шире возможности общения малыша со взрослыми. Появляются отношения сотрудничества.

    Возраст 1-3 года — критический, потому что в этом возрасте на основе овладения речью происходит переход от естественного к социальному типу развития и создаются предпосылки для формирования личности.

    Игра

    В 2-3 года заметное место начинает занимать игра. Примерно в год и 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, мое , укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, пишет палочкой на столе, «читает».

    Приблизительно в полтора года  происходит скачок: ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик.

    После 1 года, ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет. К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога» (голова, шея, 2 ноги). Рисование хорошо развивает воображение и творчество.

    У ребенка 1-3 лет сильно развит интерес к окружающему миру. Желание знать «что это такое» должно замечаться и поощряться родителями.

    В возрасте от одного года до трех лет развитие психики и мозга ребенка не просто быстрое, а стремительное.  От  того, сколько времени, внимания и возможностей для развития предоставляют родители зависят интеллектуальные способности малыша в  дальнейшем. немаловажную роль здесь играют развивающая среда и правильно подобранные игрушки.

    Источник: http://e-krasotka.com/beremennost-i-deti/vospitanie/razvitie-i-psixologiya-rebenka-ot-1-goda-do-3-x-let/

    Основные особенности развития детей раннего возраста

    Основные особенности развития детей раннего возраста

    Развитие детей в раннем детстве имеет ряд особенностей, поэтому нельзя не учитывать, что 2-3-летки крайне эмоциональны и восприимчивы к происходящему вокруг них, они неспособны долго концентрироваться, очень привязчивы и ранимы. Кроме того, малыши неохотно делятся игрушками, а маму не отпускают от себя ни на шаг, воспринимая как единоличную собственность.

    Дети до трех лет проходят уникальные по своей важности этапы развития эмоциональной и интеллектуальной сферы.

    Их мышление и эмоциональное восприятие жизни имеют свои особенности, которые делают детей раннего возраста совершенно непохожими ни на взрослых, ни на школьников, ни на старших дошкольников.

    Знание возрастных особенностей детей 1-3 лет позволит принимать решения относительно воспитательных методов и поможет правильно реагировать в каждой конкретной ситуации.

    Возрастные особенности детей раннего возраста: полезависимость в 1-3 года

    Одной из основных особенностей развития детей 1-3 лет является полезависимость, то есть зависимость поведения человека, в данном случае маленького ребенка, от событий и стимулов окружающего его пространства (поля). Это повышенная восприимчивость ребенка к событиям окружающего мира.

    Возрастные особенности детей раннего возраста таковы, что ребенок импульсивно откликается на все стимулы в окружающей его среде.

    Для него каждый предмет обладает непреодолимой притягательностью, влечет его к себе потрогать, лизнуть, постучать им обо что-то.

    Читайте также:  Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. игра-путешествие

    Ребенок как бы чувствует побуждающий призыв от каждого предмета в его окружении, предметы манят ребенка потрогать их, исследовать. И сдержать этот свой импульс он не имеет ни желания, ни возможности.

    Так объясняется поведение, которое раздражает многих взрослых. Обычно про такие явления говорят: ребенок везде лезет, не понимает запретов, все тянет в рот. Естественно, что и контролю со стороны взрослых такое поведение практически не поддается.

    Что бы они ни делали, переломить законы природы невозможно, и ребенок с высокой полезависимостью продолжает вести себя именно таким образом.

    Благодаря этой возрастной особенности детей 1-3 лет можно с успехом использовать метод переключения внимания ребенка в случае нежелательного поведения.

    Этот метод можно считать основным маневром прерывания нежелательного поведения в течение, по крайней мере, двух первых лет жизни ребенка. Используйте способность малыша мгновенно переключать свое внимание, когда хотите прекратить нежелательные действия ребенка.

    Не противодействуйте ему, просто учитывая эту характеристику особенностей детей раннего возраста, переключите его внимание.

    Легко заметить, что все предметы маленькие дети исследуют ртом. Рот для ребенка является первым анализатором, то есть воспринимающей системой. С помощью нее малыш получает информацию о предметах, и другого способа у него пока нет. Позже кроха сможет получать информацию, ощупывая предметы с помощью рук, а затем — и путем простого наблюдения.

    Но до этого времени еще пройдет не один год, а в возрасте до двух-трех лет такое поведение, как засовывание в рот предметов, нормально и его не следует прерывать (исключая те случаи, когда это опасно для здоровья — например, предметы слишком грязные или слишком мелкие). Родители часто задают вопрос, до какого же времени ребенок будет тянуть все в рот.

    Точного ответа на такой вопрос нет. У всех детей это происходит в свое время: обычно в пределах от одного года до трех лет. Если у ребенка старше трех лет наблюдаются особенности развития, присущие ребенку в 1 год (например, засовывание в рот предметов), то это может быть тревожащим признаком. В таком случае малыша лучше показать специалисту.

    До этого возраста волноваться не стоит.

    Характеристика возрастных особенностей: внимание у детей раннего возраста

    Внимание ребенка — очень важный параметр, влияющий на общение с ним взрослого человека. Нужно знать, что внимание у маленьких детей устроено иначе, чем у взрослого, и претерпевает значительные изменения в течение первых лет жизни. Оно проходит несколько стадий.

    На втором году жизни ребенок может сконцентрировать свое внимание на чем-то своем.

    Однако особенности детей 1-3 лет таковы, что их внимание ограничено и может идти только по одному каналу, например, по слуховому или по зрительному, но не по двум одновременно.

    Таким образом, ребенок, увлеченный, например, своей игрой, может игнорировать слова взрослого просто потому, что не может достаточно сконцентрироваться на них.

    В возрасте двух-трех лет ребенок уже может переключать внимание в ответ, например, на обращение к нему, а затем вновь продолжать свое дело.

    Только к 4—5 годам малыш сможет воспринимать информацию по двум каналам (например, зрительному и звуковому) одновременно. До этого бесполезно ожидать, что увлеченный своей игрой малыш воспримет ваши инструкции и бросится их выполнять.

    Учитывая эту характеристику особенностей развития детей раннего возраста, прежде чем сказать ребенку что-то важное, добейтесь концентрации внимания на вас и ваших словах.

    Для этого используйте простые методы: присядьте на один уровень с малышом, загляните ему в глаза, дождитесь, чтоб он действительно обратил на вас внимание.

    Не стоит ждать, что играющий ребенок отреагирует на слова, если вы, стоя спиной к нему и занимаясь, например, мытьем посуды, что-то проговорите ему, слегка повернув голову в сторону малыша.

    Возрастные психологические особенности мышления детей раннего возраста

    Мышление у маленьких детей также весьма специфично, и поэтому некоторые особенности развития детей раннего возраста (1-3 лет) вызывают непонимание со стороны взрослых.

    Малыши не отличают сны и фантазии от реальности. Для них все явления, происходящие в их внутреннем мире, столь же реальны, как и события, имеющие место на самом деле. С этим связаны по крайней мере два недоразумения: обманы совсем маленьких детей и трудности в связи с воображаемыми опасностями иенами.

    Некоторые родители, сталкиваясь с обманами малышей, начинают чрезмерно переживать, усматривая в этом врожденные пороки или непреодолимую наследственность. На самом же деле, обман ребенка до трех лет — это еще и не совсем обман.

    Например, малыш может говорить вам, что он доел кашу, хотя легко проверить, что она стоит нетронутая на столе. Действительно, ребенок мог фантазировать о том, что каша съедена, ил и его желание, чтобы каши на тарелке уже не было, так сильно, что он принял его за реальность.

    Для ребенка фантазия так же реальна, как и сама реальность, принципиальной границы он между этими явлениями не проводит. Но можно представить себе возмущение взрослого, которому ребенок вот так вот «врет в глаза».

    В действительности такой обман не равен настоящему взрослому обману, он скорее желаемая реальность или фантастический способ справиться с неприятностями (слишком большой объем каши!).

    Мышление детей конкретно, наглядно и ситуативно. Малыш может понять только то, что видит; ему недоступны абстрактные понятия: дружба, ложь, честность.

    Поэтому, учитывая характеристику возрастных особенностей детей раннего возраста, бесполезно использовать абстрактные понятия, пытаясь убедить в чем-то ребенка. Он не понимает того, чего он не может потрогать, увидеть или ощутить.

    Фантазия в данном случае — не исключение, так как ребенок ее действительно видит в своем воображении.

    Особенности эмоционального развития ребенка в 1, 2 и 3 года

    Важной характеристикой эмоциональной жизни ребенка до трех лет является тот факт, что фактически отсутствует система намеренной (произвольной) регуляции эмоций.

    Даже для большинства взрослых владение своими эмоциями — задача трудная, а для ребенка и вовсе уж непосильная.

    Из-за этих особенностей развития дети 1, 2, 3лет нуждаются во внешней помощи, чтобы регулировать свои эмоции, успокаиваться, отвлекаться от неприятных событий и переживаний.

    В связи с этим требования к ребенку, чтобы он успокоился, перестал злиться или плакать, крайне абсурдны, так как малыш не в состоянии успокоить сам себя. У него просто не наработаны для этого необходимые механизмы.

    Учитывая психологические особенности детей раннего возраста, необходима длительная и намеренная работа, чтобы научить ребенка качественно справляться со своими эмоциями, не подавляя их.

    А для такого нежного возраста, о котором идет речь в этой статье, важно понять и запомнить: ребенок — не властелин над своими эмоциями.

    Взрослые не вправе требовать от него, чтобы он перестал злиться, успокоился и так далее.

    Психологические особенности детей 1-3 лет: чувство привязанности

    Чувство привязанности не является врожденным у человека. Оно — результат правильного взаимодействия с близкими взрослыми в раннем детстве (в основном с родителями).

    Если опыт нормального общения с близкими взрослыми отсутствует в раннем детстве или он недостаточен, то человек вырастает не способным испытывать чувство привязанности и не нуждающимся в нем.

    Такая картина обычно сопровождается и другими эмоциональными и умственными нарушениями.

    Период, который называют «сензитивным» (то есть повышенно чувствительным) для формирования чувства привязанности к близким, — раннее детство (примерно с 9 месяцев до 2,5 лет).

    В начале этого периода психологические особенности детей 1-3 лет заметно меняются, появляется негативная реакция на чужих людей, иногда довольно острая.

    Ребенок может плакать и демонстрировать испуг в ответ на попытки малознакомых людей взять его на руки, а иногда вообще на приближение к ребенку чужого.

    Эта ситуация часто пугает родителей — малыш внезапно и без видимых причин изменился, но она совершенно нормальна: ребенок начал отличать так называемых «своих», то есть людей близких, которых он часто видит, от сравнительно чужих, то есть людей, с которыми он не так хорошо знаком. И эти чужие начали у него вызывать смутные опасения.

    В этот же период из-за особенностей психологического развития ребенка раннего возраста начинает остро реагировать на уход матери, иногда даже на ее переход в другую комнату иди простое отдаление. Он плачет, цепляется за мать и всячески демонстрирует свое нежелание, чтобы она уходила.

    Такие явления обычно проходят примерно к 2,5 годам, а своего пика они достигают в 1,5 года. Явление это объясняется двумя главными причинами. Во-первых, ребенок в период формирования чувства привязанности остро нуждается в той самой фигуре, которая вызывает основную его привязанность, как правило — в матери.

    А с другой стороны, он пока еще не уверен, что человек, исчезнувший из поля его зрения, все еще существует, хотя ему невидим.

    Конечно, мозг ребенка постоянно развивается, и понятие о сохранности невидимых предметов у ребенка постоянно совершенствуется. Но все же в силу возрастных психологических особенностей уход матери дети 1-3 лет переживают как ее исчезновение с непредсказуемыми последствиями, поэтому и боятся.

    Но, даже учитывая особенности развития детей раннего возраста, острая реакция ребенка на расставание не должна на два года привязать мать к нему.

    Мать может уходить по своим делам и предоставлять ребенку адаптироваться с другими людьми.

    Плач ребенка в данном случае — сигнал для того, чтобы поддержать его, но не для того, чтобы никогда с ним не расставаться, переживая о том, что он будет плакать.

    Однако в этот период (до трех лет) лучше избегать длительных отъездов матери (например, в двухнедельный отпуск). Для ребенка длительная разлука может иметь серьезные последствия, которые скажутся на формировании его характера и картины мира.

    Такой опыт не только ведет к отдаленным последствиям, но также и очень мучителен. Фигура матери для него — воплощение мира и залог его безопасности.

    Если же она исчезает (а как мы теперь знаем, для ребенка исчезновение не носит временного характера), ребенок страдает, страдает его чувство защищенности. Впоследствии такой человек будет повышено склонным к болезненным депрессивным реакциям даже на незначительные стрессы.

    Длительная разлука с матерью в младенчестве может оказать сильное воздействие на всю жизнь человека. Эту возрастную психологическую особенность детей раннего возраста обязательно нужно учитывать.

    Статья прочитана 1 205 раз(a).

    Источник: http://vkapuste.ru/?p=9258

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector