Психологические тренинги, тесты, 8-10 класс

Психологические тренинги, тесты, 8-10 класс

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание.

Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше.

После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя».

Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь.

Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать.

Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться.

Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера.

Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести.

В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество.

Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться.

Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным».

После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться.

Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)
Читайте также:  Сценарий литературной интеллектуальной игры для 2-3 класса

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно.

Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С).

Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Цель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время: 15–20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/psihologicheskie-uprazhneniya

Психологического тренинг «Стресс – враг или…друг?» 10 класс

      Но вот первая тревога прошла, и вы приступает к выполнению задания. Ситуация продолжает оставаться напряженной, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно чем в обычной ситуации.

      Ваш организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Однако, на этой стадии из – за того, что организм работает очень напряженно, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

      Стадия стабилизации или сопротивления.

        высокая работоспособность отрицательные эмоциональные переживания всплеск умственной и физической энергии усталость быстрое расходование ресурсов организма ухудшение самочувствия

        — Необходимо использовать положительные моменты, которые дает нам стресс, например высокую работоспособность, всплеск умственной и физической энергии, мобилизацию всех психических и физических функций организма. Однако следует научиться справляться с тревогой на первой стадии стресса, и что особенно важно, не допускать доведения организма до третьей стадии — стадии истощения.

        VII. Способы поведения в стрессовой ситуации. Упражнение «Скульптура».

        Стрессовые состояния влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по — разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. Попробуйте «вылепить» на одном из участников скульптуру. Для этого вам необходимо разделиться на 2 команды (одна «лепит» фигуру «кролика», другая «льва»). Для помощи им даются признаки каждого из способов поведения. (звучит музыка)

        Пассивность

        Испуг

        Отказ от деятельности и ее дезорганизация

        повышение активности

        мобилизация сил

        смелость и решительность

        повышение эффективности деятельности

        — Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

        VIII. Микроисследование. (обучающиеся психологического объединения заранее проводят диагностику и представляют результаты)

        Цель микроисследования: диагностика самооценки уровня стрессоустойчивостипедагогов.

        Задачи:

        1. Провести самоодиагностику стрессоустойчивости.

        2. Довести до сведения каждого педагога результаты в конфиденциальной форме.

        3. Оценить общие результаты по классу.

        Методика: «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Литературный источник — Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. Н. В.Киршева, Н.В. Рябчикова. _ М.: Геликон, 1995.)

        Рекомендации: продолжить работу по овладению учителями методами и навыками саморегуляции через лекционные занятия и психологические тренинги.

        Педагогам с высоким и выше среднего уровнем стрессоустойчивости поделиться способами реагирования на стресс, которые используются ими.

        Со средним и чуть выше среднего уровнями – рассказать об опыте применения данных способов в собственной жизни.

        IX. Способы преодоления стресса — саморегуляция.

        Саморегуляция – способность человека произвольно управлять своей деятельностью.

        Наверняка такой опыт есть у каждого из вас, попадая в напряженные ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом.

        Упражнение «Антистрессовый чемоданчик»

        — У нас впереди долгая жизнь, чтобы прожить ее счастливо каждый из вас сейчас соберет «антистрессовый чемоданчик» в дорогу.

        — У каждого из вас рисунок открытого чемоданчика. Запишите на своем чемодане те способы, которые вы уже использовали в своей жизни.

        — Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс? (зачитываются записи): поспать, принять душ или ванную, пойти погулять одному или с друзьями, заняться любимым делом, послушать музыку, поиграть, поплакать, громко покричать, вспомнить что – то приятное и т. д.

        — Вами уже названы способы преодоления стресса, сейчас вы видите на экране дополнение к этому списку.

        Способы преодоления стресса.

        • Использование, какого – то успокаивающего движения или действия, например, посмотреть на текущую струйку воды, выполнить упражнение «Маятник», то есть, стоя на одном месте, покачиваться вперед – назад с пятки на мысок;
        • Выполнить какой – либо ритуал, например, заварить чай или разложить свою коллекцию;
        • Заняться любым отвлекающим действием (полить цветы, постирать и т. д.);
        • Попробовать отнестись с юмором к сложившейся ситуации;
        • Мысленно проиграть предстоящую ситуацию перед сном в выгодном для вас свете;
        • Переоценить ситуацию и воспринять ее не как экстремальную;
        • Сознательно утрировать негативные последствия ситуации, чтобы реальные последствия оказались менее травмирующими;
        • Включиться в оказание помощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда неблагоприятные последствия для себя окажутся меньшими;
        • Найти возможность поговорить с близкими тебе людьми или друзьями.
        Читайте также:  Художественные произведения о природе для младших школьников

        — Добавьте в свой чемоданчик что – то из предложенных способов.

        По желанию участники знакомят друг друга с содержимым своего «Антистрессового чемоданчика»

        Упражнение «Частица» (упражнение проводит педагог – психолог)

        Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и, слушая голос, создавайте свои внутренние образы.

        «Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива (пауза). Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, она пребывает там, в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться (пауза).

        Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа – язычка пламени, драгоценного камня или озера, спокойного, с гладкой поверхностью (пауза). Преисполненная глубокой умиротворенности и радости, спокойствия, она, эта драгоценная частица находится в полной безопасности. Она там – глубоко в нас.

        Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, вы сами (пауза 20 секунд).

        Запомните это ощущение. Теперь глубоко вздохните, медленно откройте глаза и возвратитесь в реальную жизнь.

        — Изменилось ли что – то в вашем состоянии после выполнения упражнения «Частица».

        XI. Рефлексия.

        — Сейчас каждый скажет что для вас на этом тренинге оказалось интересным и полезным.

        — Сегодня на занятии вы собрали «Антистрессовый чемоданчик», его задача помочь вам преодолеть стресс. Вам может помочь доктор – время, но вы можете помочь себе и сами и тогда вам пригодятся «Правила поведения в стрессе» (памятка раздается всем желающим)

        Правила поведения в стрессе.

            1. Верьте, что жизнь вас не оставит – «Кривая вывезет всегда». Персидский поэт Низами формулирует его так: «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим».
            2. Поймите, что пережить вашу неприятность можете только вы, не перекладывайте ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получится. Примите случившееся как неизбежное.
            3. Поделитесь с кем – ни будь своими переживаниями. Не замыкайтесь на своих проблемах и побольше общайтесь с людьми.
            4. Найдите образец: человека, который выстоял в подобной или еще более сложной ситуации. Подумайте, как он справлялся с проблемами.
            5. Если вам показалось, что вас хотели обидеть, не делайте скоропалительных выводов. Вы сейчас очень возбуждены и можете все неправильно истолковать.
            6. Сделайте выводы. Примите поражение как ценный урок, подаренный вам жизнью. Теперь вы знаете, что так поступать (полагаться на таких людей, не учитывать таких – то обстоятельств) не следует – в другой раз учтите ваше новое знание.
            7. Не предавайтесь «генерализации» (если вас предал один человек, это совсем не значит, что «все такие») и «катастрофизации» (если вы получили на экзамене «2» — это еще не катастрофа, экзамен можно пересдать).
            8. Не «пережевывайте» бесконечно случившееся. Оставьте его для истории и вспомните, что вокруг множество дел, требующих ваших рук и ума.
            9. Практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

        А еще постарайтесь выглядеть как можно лучше (так, чтобы нравиться себе) и прилагайте для этого соответствующие усилия.

        — А завершаем нашу беседу стихотворением Ю. Мерзлякова

        Литература.

        1. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ отв. Редактор А.А. Крылов. – М, 1980.

        1. Плахотникова И.В., Моросанова В. И. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие. – М.: Вербум – М, 2004.

        1. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

        1. Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. – М.: ТОО «ТП», В. Секачев, 1998 г.

        1. Самоукина Н. В. Экстремальная психология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. 2000 Г.

        Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/psihologicheskogo-trening-stress-vrag-ilidrug-klass.html

        Уроки Совы Филиновны

        Цель: создание условий для объединения членов нового коллектива.

        Задачи:

        Познакомить учащихся друг с другом.

        Познакомить с правилами тренинга, стадиями развития коллектива, способами оценки каждого задания.

        Включить в игровое взаимодействие с целью достижения высоких общегрупповых баллов и интеграции членов классного коллектива.

        Место проведения: школьный класс.

        Продолжительность: 2,5-3 часа.

        Предварительная подготовка: психолог 1 сентября приходит в класс.

        I. Проводит анкету с учащимися:

        Считаешь ли ты новый класс «своим»?

        Веришь ли ты, что класс будет дружным?

        Готов ли ты что-нибудь делать для сплочения класса?

        II. Обращается с просьбой помочь ему в организации тренинга и предлагает собраться желающим в кабинете после классного часа.

        III. Распределяет задания между членами инициативной группы, консультирует учащихся по организации и проведению упражнений.

        Оборудование и материалы:

        классная доска, мел;

        бэйджи и фломастеры;

        результаты анкеты в виде диаграмм;

        рисунки-символы стадий развития коллектива;

        текст с правилами тренинга;

        бланк учета баллов;

        листы с текстом психологических характеристик геометрических фигур (на группу 6-8 экз.);

        бланк к упражнению Охота за фактами (по кол-ву уч-ся) и авторучки;

        три приза (тетрадь, ручка, блокнот);

        веревки (или платки) 6-8 шт. для упражнения «Экстрим»;

        куски обоев 50 х 50 см (или картонные папки) — 8-10 шт. для упражнения «Экстрим»;

        Читайте также:  Работа с родителями в детском саду по пдд

        инструкции для участников групп для упражнения «Экстрим» на группу (6 экз.);

        бланки с вопросами для упражнения «Следопыт» (5 экз.)

        ватман, клей;

        разноцветные листки для отзыва участников (по кол-ву уч-ся).

        План тренингового занятия.

        I. Введение в тренинг.

        Вступительное слово психолога.

        Знакомство друг с другом.

        Результаты анкетирования.

        Информирование о стадиях развития коллектива.

        II. Основная часть 

        Упражнение «Геометрические фигуры».

        Упражнение «Общие черты».

        Упражнение «Охота за фактами».

        Упражнение «Кто?».

        Разминка: «Пианино», «Стройся».

        Упражнение «Экстрим».

        Упражнение «Следопыт».

        III. Завершение работы 

        Задание «Отзыв в классную газету».

        Упражнение «Пирамида».

        Рефлексия.

        Упражнение «Аплодисменты по кругу».

        Ход тренинга

        I. Введение в тренинг.

        Психолог: Добрый день, уважаемые десятиклассники. Давайте начнем наш тренинг со знакомства друг с другом. Напишите свое имя или производное от имени, т.е. так как вы хотели, чтобы вас называли одноклассники. Напишите имя очень разборчиво на бэйджиках.

        (Участники оформляют бэйджи.)

        Назовите четко свое имя. Следующий участник называет имя предыдущего участника и свое. Третий участник называет имя двух предыдущих и своё и т.д. Понятно? Кто самый смелый и хочет начать самым первым?

        Ведущий: Теперь мы знаем всех по именам. А сейчас мы хотим Вас познакомить с результатами анкеты. На рис.1. представлены ответы учащихся класса на вопрос «Считаешь ли ты новый класс «своим»?». Так 38% уч-ся ответили «да», 3%- «не знаю», а 59% — «нет».

        На вопрос «Веришь ли ты, что класс будет дружным?» большинство учащихся ответило «нет» (66%), а вот 28% верят в то, что это произойдет, 6% учащихся ответило «не знаю».

        На вопрос «Готов ли ты что-нибудь делать для сплочения класса?» только 31% учащихся ответило «да», 69% учащихся нашего класса ответило «нет».

        Психолог: Дорогие друзья, я сомневаюсь, что большинство из Вас хочет учиться в чужом, недружном классе. Но вот, чтобы класс стал своим для этого надо что-то делать. Мы с инициативной группой подготовили этот тренинг. Тренинг от слова «тренировка», давайте потренируемся в умении действовать сообща, а в конце тренинга оценим, как это у нас получилось.

        Психолог: Для начала давайте познакомимся со стадиями развития коллектива и определим, на какой стадии находимся мы.

        Образное описание стадий развития коллектива
        (по А.Н. Лутошкину)

        Для самодиагностики коллектива предлагаются следующие символы: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».

        «Песчаная россыпь». Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в тоже время заметь – ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок – отнесет часть песка.

        Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.

        «Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

        «Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

        «Алый парус». Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В классе товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу.

        «Горящий факел». В классе тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Класс не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идет на помощь, не дожидаясь призывов.

        Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, определите, на каком этапе находится наш коллектив.

        (Участники высказываются.)

        Психолог: Я согласна с большинством учащихся пока уровень развития коллектива самый низкий — «Песчаная россыпь». Это закономерно для каждого нового коллектива. Развитие быстро не происходит, однако давайте сегодня попробуем подняться на ступень выше. В этом нам поможет тренинг сплочения.

        В течение всего отведенного времени мы будем объединяться в различные микрогруппы для выполнения задания. Задание будет оцениваться двумя оценками или 10 баллов или 0 баллов. 10 баллов ставится за общее выполнение задания, 0 баллов ставится в случае, если кто-то не выполнял задание.

        Если группа наберет в течение сегодняшнего тренинга более 140 баллов – коллектив начал развиваться и группа поднялась на ступень выше, достигла стадии «Мягкая глины».

        Ведущий: Прежде чем приступим к действиям, давайте познакомимся с Правилами тренинга:

        Быть активным (принимать участие во всех заданиях).

        Говорить по очереди.

        Прислушиваться к мнению других.

        Каждое задание оценивается 0 бал. или 10 бал.

        (Каждый участник дает согласие соблюдать правила и правила вывешиваются на доску.)

        II. Основная часть 

        III. Завершение работы

        Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/psikhologiya/400-psikhologicheskij-trening-v-10-klasse-vozmjomsya-za-ruki-druzya-chtob-ne-propast-poodinochke

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock
        detector