Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении к подрастающему поколению является реализация права на активное участие в жизни общества.

Эта группа включает такие права, как право на выражение собственного мнения, право объединяться в ассоциации, участвовать в решении проблем, касающихся их жизни и развития [3, с 154]. Данная группа формулируются на основе статей Конвенции ООН о правах ребенка.

В Российской Федерации направление, актуализирующее участие детей в жизни общества, отражено в принятой в 2012 году Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая приоритетной задачей ставит расширение сети детских и юношеских творческих объединений и других форм самодеятельности детей и подростков, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.

В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. Одной из актуальных форм участия детей в жизни общества являются детские общественные объединения.

Для организации деятельности детских общественных объединений как формы участия детей в жизни общества необходимо создание особых условий и способов организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности. Одно из условий – педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения как формы участия детей.

В рамках детских общественных объединений (далее ДОО) могут быть реализованы следующие функции участия детей в жизни общества:

– включение членов ДОО на посильном для них уровне в общественную жизнь, разнообразную социальную практику как средство гражданского становления личности ребёнка;

– удовлетворение потребностей и интересов членов ДОО, прежде всего, социальных по своей сути, например, в объединении, в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей на практике; передача некоторых специфических знаний (тех, которые трудно формируются и передаются школой, другими социально-педагогическими институтами, скажем организаторских, связанных с опытом самоуправления и т.п.);

– целенаправленное введение детей в социум и адаптация их к нему;

– защита прав, достоинства, интересов членов ДОО, в том числе от негативных влияний окружающих их социальных явлений [2].

Специфика деятельности и отношений в детских общественных объединениях способствует реализации значимого принципа участия детей в жизни общества. Этот принцип заключается в опоре на партнерскую модель взаимоотношений педагогов и детей при привлечении и организации участия детей в жизни общества.

В рамках данной модели ответственность за приобретение знаний и опыта делится пополам, между детьми и взрослыми: «я, взрослый, создаю структуру, а ты, работая в ней, приобретаешь свой собственный опыт, и что именно ты вынесешь для себя в результате, – зависит только от тебя».

На взрослых лежит задача создания структуры и событийности, а степень активности является ответственностью самих детей. Ключевой особенностью модели партнерства является ответственное участие детей и молодежи в управлении деятельностью: они не только являются исполнителями, но и принимают решения совместно со взрослыми, разделяя ответственность за последствия принятых решений.

Цель реализации партнерской модели взаимоотношений взрослых и детей заключается в том, чтобы дети приобрели практический опыт, который усилит их потенциал и поможет им стать активными членами общества.

Реализация данный модели подразумевает:

– позитивную ориентацию: вместо вопроса «что мы можем сделать для искоренения негативных явлений?», ставится вопрос «какие возможности, какую поддержку нужно предоставить подросткам для того, чтобы они были подготовленными и вовлеченными в жизнь общества?»;

– опору на сильные стороны: необходимо предоставить детям и подросткам возможности для развития своих способностей, имеющихся у них «сильных сторон», которые позволят им найти свое место в жизни;

– универсальность: вместо разделения детей и подростков на категории по принципу наличия той или иной социальной проблемы и отдельного воздействия на каждую из категорий, необходимо создавать возможности для развития всех детей и подростков, вне зависимости от различий;

– опору на общество: позитивное развитие детей – дело всего общества, а не только специалистов. Из этого следует, что обеспечение позитивного развития детей и подростков требует расширения сферы деятельности традиционных программ и привлечения широкого спектра общественных структур;

– партнерство: дети должны находиться не в роли получателей услуг, а в роли партнеров. Они должны иметь возможность вносить свой собственный вклад в планирование и реализацию деятельности.

Концепция партнерства предполагает возможность детей и подростков свободно участвовать в социальных процессах и процессах развития. При этом такая вовлеченность должна быть активной, добровольной и осознанной.

Педагогическая организация участия детей в жизни общества на основе партнерской модели взаимоотношении имеет следующий социально-педагогический потенциал:

– детям предоставляется возможность приобретения опыта, знаний и навыков для адекватного усвоения того огромного объема информации, с которым они сталкиваются в современной жизни;

– детям предоставляется возможность приобрести опыт долгосрочных поддерживающих взаимоотношений со взрослыми;

– детям предоставляется возможность получить подготовку к самостоятельной взрослой жизни, включая формирование навыков самостоятельного и ответственного принятия решений.

Для достижения реального участия детей и подростков в жизни общества необходимо обеспечение их определенным набором инструментов, таких как:

– подготовка детей и подростков к участию в общественной жизни;

– вовлечение детей и подростков в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий;

– расширение участия детей и подростков в работе СМИ;

– поощрение детей и подростков к безвозмездному труду и служению обществу;

– поддержка детских проектов и инициатив [1, с. 241].

На наш взгляд, именно детские общественные объединения являются эффективной формой участия детей в жизни общества, так как в связи со спецификой принципов организации объединений (самореализация, самоорганизация, самодеятельность, самоуправление, участвующая и поддерживающая функция взрослых, ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности), и системой отношений (демократизм, гуманизм) происходит обеспечение формирования социального опыта. Это, в первую очередь, опыт солидарного участия в обустройстве общественной жизни и общественно-приемлемых способов социального самоутверждения, освоении опыта общественного самоуправления и социальной ответственности.

Список литературы:

1. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей: совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). – М., 2011. – 272 с.

2. Лебедев Д. Н. Социально-педагогический потенциал // Пионеория 21 века [Электронный ресурс] URL: http://xn--c1arhd.xn--p1ai8F-xxi- %D0%B8%D1%86%D1%8B.html

3. Методика преподавания прав ребенка: Учеб.пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Д. М. Маллаев, Н. А. Сеидов, Д. И. Гасанова, Д. М. Абдуразакова, А. В. Керимова, П. О. Омарова, М. Г. Гасанов // Под ред. проф. Д. М. Маллаева и проф. П. О. Омаровой. – Махачкала: ГОУ ВПО «ДГПУ», Алеф, 2008. – 218 с.

Источник: http://io.nios.ru/articles2/84/68/detskie-obshchestvennye-obedineniya-kak-forma-uchastiya-detey-v-zhizni-obshchestva

Детские общественные объединения и организации в современных условиях и их роль в демократизации школы

Детские общественные объединения и организации в современных условиях и их роль в демократизации школы 

Демократизация современной школы немыслима без наличия в ее воспитательной среде разнообразных форм детских образований. Это может быть и хорошо забытое старое (пионерская организация) и принципиально новые объединения.

Прежде чем перейти к теме нашей совместной работы, необходимо определить основную сущность рассматриваемых понятий: «детское движение», «детская организация», «детское общественное объединение».

Под детским движением, с философских позиций, понимается совокупность действий и деятельности всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в регионе.

Мы рассматриваем детское общественное движение как совокупность состояний жизнедеятельности общественных формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду.

В рамках общего социального  явления можно видеть специфику отдельных видов детского движения, отличающихся прежде всего содержанием и направленностью деятельности определенного типа объединений и организаций, а также степенью их координированности.

Для обозначения отдельных видов детского движения используется понятие «движение» с указанием его видовой специфики: детское экологическое движение, коммунарское движение, скаутское движение и др.

Специфической особенностью детского движения является участие в нем взрослых в качестве непосредственных организаторов, участников, руководителей, представителей координационно-управленческих органов.

Опыт показывает, что, чем меньше существует сознательно создаваемых взрослыми позитивно направленных детских формирований, тем больше возникает стихийных, самоорганизующихся асоциальных объединений. Хотя не исключены возможности создания взрослыми асоциальных детских объединений и, наоборот, самоорганизации детских объединений позитивной социальной направленности.

Педагогам не должно быть безразлично, за кем и куда пойдут дети, в каких организациях и объединениях они будут удовлетворять свои социальные потребности и интересы.

Детское движение – объективное явление общественной жизни. Человеческое существо по мере своего роста, взросления и самосознания стремится к контакту с ровесниками. На определенном возрастном этапе (от 9 – 15 лет) чрезвычайно возрастает потребность в значительном расширении этих контактов и объединении в группу.

Принимают это во внимание государство, школа, семья или нет, есть для этого объективные социальные, политические условия или нет, при участии взрослых или без их участия – подростки во все времена будут собираться в свои группы, искать и создавать свои писаные или неписаные законы и правила, по которым, с их собственной точки зрения, им наиболее комфортно жить и развиваться, самовыражаться и самореализовываться. Любое объединение (социальная общность) – это совокупность множества людей, которые совместно действуют, при этом между ними существуют разнообразные, довольно устойчивые связи и отношения. Каждое объединение имеет свое неповторимое, только ему присущее своеобразие. Состоя и участвуя в том или ином объединении (социальной общности), человек таким образом, участвует в тех или иных социальных процессах, в жизни общества. Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.п., дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в игровой, учебной, трудовой и досуговой общественно полезной деятельности.

Читайте также:  Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября

За последние годы облик детского движения в России существенно изменился. Единой, монопольной и, по существу, государственной всесоюзной пионерской организации больше нет. Новые, а также возрожденные «старые» детские организации и объединения лишь в небольшой степени заполнили то пространство, которое она занимала многие десятилетия.

В настоящее время все большее распространение получают факты прямого отказа взрослых от детских организаций. И если в течение ряда лет главным тормозом на пути развития инициативы и активности ребят была чрезмерная опека педагогов, то в настоящее время им становится их своеобразный нейтралитет, безразличие.

Болезненная ломка первичных звеньев в традиционных формах организованного детского движения сопровождается отчуждением от них немалой части детей и подростков, переориентацией их активности в неформальные объединения. Эти объединения, занятые поиском увлекательных дел, нередко становятся на путь противоправной деятельности, способствуют криминогенной обстановке.

Обращение к истории показывает, что создание детских организаций диктовалась государственной и общественной необходимостью охвата воспитательным влиянием, прежде всего внешкольной жизни детей.

Современная картина детского движения довольно пестрая (пионеры, скауты, юные экологи и т.п.), но как показывают исследования, все они характеризуются следующим:

·        неравномерностью, локальностью и очаговостью (есть территория, где выстояли и сохранились лишь единичные детские объединения, есть регионы, в которых существует целый спектр детских объединений и организаций, хотя, далеко не все из них действуют на самом деле);

·        сравнительно небольшим охватом ребят (менее 20%, несмотря на то, что ребята иногда ошибочно называют факультатив тоже детским общественным объединением);

·        детское движение многопластово: одни детские общественные объединения главной своей целью считают удовлетворение конкретных интересов и потребностей подростков, другие предлагают подростку конкретную профильную деятельность: военно-патриотическую, туристическую, экологическую и т.п., имеющую общественную значимость, третьи предлагают ребятам определенную систему ценностей и чаще всего многопрофильную деятельность.

Детское движение – составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации. Составляющими детского движения являются детские общественные объединения и организации.

В современных условиях социального расслоения общества, разрушения традиционных нравственных идеалов, снижения доступности для всех людей сферы культуры, досуга, образования, резкого ухудшения криминогенной ситуации, в обстановке нестабильности и тревоги, многие дети, стремясь удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, находят выход из создавшегося сложного положения, опору и понимание и защищенность в детских общественных объединениях, являющихся основой детского движения.

В зависимости от путей включения детей в широкий спектр социальных отношений и удовлетворения их интересов и потребностей можно выделить три группы объединений детей и подростков.

I группа: Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это включение их в социальную практику.

Именно это отличает такие общественные объединения от кружков, секций и иных подобных образований в школах, учреждениях дополнительного образования и по месту жительства.

К объединениям этой группы можно отнести клубы общения; клубы, вводящие подростков в современные экономические отношения; творческие коллективы, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям.

В то же время эти объединения находятся на грани между обычными кружками и клубами учреждений дополнительного образования, школ и общественными объединениями детей. Эта грань трудноуловима, тем не менее различить те и другие можно по чертам самодеятельного характера и характерным признакам контакта с социальным окружением.

II группа: Объединения, предлагающие подросткам различные виды деятельности и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. На этой базе строятся отношения в организации между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых, что создает благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность.

Наиболее типичными на сегодня, для этой группы, являются профильными детские объединения военно-патриотической и военно-спортивной, туристической и краеведческой, юнкоровской, экономической, миротворческой и милосерднической направлености.

Однако существует опасность превращения профильного объединения в узкоспециализарованное, что неминуемо приведет к сокращению количества ребят и замкнутости деятельности.

Следует отметить, что большая часть объединений этой группы функционирует на базе каких-либо взрослых объединений или находится в тесной связи с ними.

III группа: Организации и объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность и которая является основой для формирования определенных отношений между детьми и взрослыми в процессе деятельности и общения. Выработать такую систему ценностей непросто, но это позволяет активно влиять на формирование личности подростка.

Объединениями этой группы можно считать: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунарские группы, пионерские организации и объединения.

Детским общественным объединением является такое общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа членов.

Общественным считается детское объединение, которое:

·        создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

·        осуществляет социально-творческую деятельность;

·        не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

Детское общественное объединение – особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединившихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей.

В отличие от детской организации, которая имеет четкую структуру, установленные для всех участников нормы и правила, детское общественное объединение – самостоятельная интеграция детей и взрослых на добровольной основе.

Существует большое количество форм детских общественных объединений: ассоциация, дружина, клуб, мастерская, союз, федерация.

Специфичность детского общественного объединения, заключающаяся в построении деятельности на базе интересов самих детей, социально значимой направленности, многообразия функций и программ по их реализации, по многообразной включения ребенка в систему социальных возможностей, позволяет утверждать уникальные педагогические  возможности детского объединения в организации процесса воспитания и развития  личности. Действуя  в рамках детского объединения, ребенок овладевает социальными навыками, которые он не сможет освоить и реализовать в других институтах воспитания и образования.

Понятием «детская общественная организация» обозначается особый тип детских общественных объединений.

Детская общественная организация (ДОО) представляет собой самостоятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально-ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

При наличии указанных признаков независимо от численности состава (но не менее 10 чел.) детское общественное объединение признается организацией.

Любое детское общественное объединение или организация имеет право на получение статуса юридического лица, если в его составе есть хотя бы один совершеннолетний гражданин. Для этого необходимо зарегистрировать устав в органах юстиции.

В то же время, общественное объединение (организация) вправе не регистрировать свой Устав (Положение) в государственных органах, в этом случае оно не приобретает прав юридического лица, но сохраняет все остальные права, представленные законодательством.

Таким образом, необходимо различать детские организации созданные взрослыми для детей от детских общественных организаций и детское объединение (класс, кружок) от детского общественного объединения.

Источник: http://modam2005.narod.ru/msite/staty1.htm

К вопросу о роли детских общественных объединениях в социализации личности подростка

В.Б. Костылева (Пермь)

Задачи социального становления личности ребенка являются важным для любого государства. Особенно это важно для общества в период, когда формируется социальный опыт у детей и подростков.

От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время и в будущем.

В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных объединений, направленных на создание условий для социализации личности подростка. В решении этой проблемы особенное место занимают детские общественные объединения (ДОО), работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей.

Обратимся к понятию «социализация». Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт.

Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе.

Читайте также:  Сценарий спортивного игрового занятия в средней группе по теме «здравствуй осень»

Усваивая общественный опыт, человек становится личностью, и приобретает, необходимые для жизни психические качества, знания, умения и навыки, в том числе и способность по-человечески общаться с людьми.

Успешность процесса социализации личности подростка в детском общественном объединении во многом зависит от определения содержания деятельности организации.

Отметим, что сущность детского общественного объединения с позиции социальной психологии может быть определена как свойственная данной общности – социальному организму – ценностно-мотивационная основа, авансирующая удовлетворение социальных притязаний ребенка определенного возраста в его реальных взаимоотношениях с материальным миром, с окружающей действительностью, представляющая социальные интересы детей в различных общественных сферах, содействующая полноценному взаиморазвитию личностных качеств и средовых возможностей.

С точки зрения социологии сущность детского общественного объединения можно определить как специфическое социокультурное образование, интегрировано представляющее жизненные ценности детства, реальные возможности обеспечения разносторонних потребностей и интересов ребенка в данном социуме.

Сущность детского объединения с точки зрения педагогики может быть представлена как интегрированная совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообразующие взаимоотношения детей и взрослых как равноправных партнеров с различным социальным статусом, направленных на оптимизацию их социального взаиморазвития и совершенствование окружающего жизненного пространства.

Вышеизложенные дисциплинарные позиции в толковании сущности детских общественных объединений сформулированы в авторском варианте Е. Дмитриенко [1, с. 59].

Говоря о детском общественном объединении, авторы учебного пособия «Педагогика детского движения» Э.Л. Мальцева и Н.М. Костина рассматривают сущность детского общественного объединения, представляя ее так же в трех аспектах [2, с. 36-37].

Социальный аспект проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, включить их через детское общественное объединение в освоение опыта социальных отношений, т.е.

направить социализацию ребенка в общественно одобряемом направлении. Через ДОО ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Психологический аспект связан с реализацией стремления детей к общению. ДОО расширяет представления ребенка о себе, способствует реализации идеальных представлений о своей роли, жизненном пути.

Педагогический аспект: ДОО занимает посредническую позицию между детством и обществом, создает условия для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений.

Согласно исследованию О.Д. Чугуновой, включенность в детское общественное объединение позволяет подростку наиболее полно удовлетворить свои социальные потребности, реализовать стремления и интересы, для которых в иных видах детских объединениях в силу их особенностей нет достаточных условий [3, с.63]. Именно в этом состоит роль ДОО в социализации личности подростка.

Стремление подростков к объединению – естественная потребность в этом возрасте, поскольку, объединяясь в группы, подростки стремятся самоутвердиться, самореализоваться.

Детские общественные объединения, по мнению О.Д. Чугуновой, могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивать необходимый уровень самооценки, поддерживать благоприятный социальный статус, служить условием защищенности подростка, восполнять недостаток событийности в жизни [194, с.64].

А.Г. Кирпичник, рассматривая значимость детских общественных объединений в процессе социализации личности подростка, указывает на необходимость детского движения детям для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.

Полагаем, что детские общественные объединения можно рассматривать в качестве пространства социализации личности подростков.

Под пространством социализации личности подростков нами понимается педагогически освоенная среда, которая создает не только дополнительные, но и новые возможности в социализации личности подростков в детском общественном объединении.

Особое место ДОО в социализации определяется реализацией специфического воспитательного потенциала детской организации.

Воспитательный потенциал детского общественного объединения есть определенная целостность социально-психологических факторов, обуславливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, творчества, саморазвития [4, с. 51].

ДОО является тем социальным институтом, которое способно предоставить подростку возможность самореализации и приобретения опыта участия в различных видах социально значимой деятельности.

По мнению исследователей детского движения, принципиально важным для реализации потенциала детского объединения в социализации личности подростков является создание им реальных возможностей для осознания личностью целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем; актуализации и развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечение личностно-значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного и межвозрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений ДОО.

Детское общественное объединение предоставляет возможность подросткам широкого и разностороннего включения в систему общественных отношений, организует жизнедеятельность, удовлетворяющую потребность подростка в развитии. По мнению М.Е. Кульпединовой, Д.Н.

Лебедева, открытость и добровольность членства, эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (большие по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможность выбора конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обуславливают особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения в социализации личности подростков.

Итак, возможности детского общественного объединения в социализации личности подростков расширяются за счет:

  • динамизма и включения подростков в разнообразные виды деятельности, которые способствуют социализации;
  • разнообразия реализуемых подростком в объединении социальных ролей (позиций);
  • расширения круга общения, наличия межвозрастного общения.

Подчеркнем, что детское общественное объединение создает условия для удовлетворения потребностей, интересов подростков, для конструктивного, творческого взаимодействия.

При этом за ребенком остается как право свободного перехода из одного детского общественного объединения в другое, так и право выбора вида деятельности.

Сила детских объединений в том, что в них воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации через социальное взаимодействие.

Социальный опыт ребенок получает не только в детском коллективе, но и вне его (в семье, в свободном общении). Однако этот же опыт, приобретаемый в ДОО с его общественно-значимой направленностью, широкими социальными связями, является качественно другим.

Он полнее, нежели накопленная сумма конкретных умений и навыков деятельности в обществе и для общества, так как обогащен усвоением коллективных целей и ценностей, приобщением к соответствующим нормам внутриколлективных и межколлективных отношений.

Предоставляемая возможность в детском общественном объединении каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением; наличие в ДОО субъект-субъектных отношений; наличие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведения; разнообразие реализуемых подростком в объединении социальных ролей (позиций), являются предпосылками для успешной социализации подростков.

Таким образом, детское общественное объединение, основанное, как правило, на общности интересов детей (а также взрослых), добровольном включении в совместную деятельность для решения конкретных задач, создает условия: для удовлетворения потребности подростка в равноправном положении со взрослыми; актуализации возможностей, не востребованных в других сообществах, членом которых он являлся или является; устранения дефицита содержательного общения (разновозрастного в том числе); развития социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, лидерских качеств. Это значительно повышает роль детского общественного объединения как фактора социализации, особенно в настоящее время, когда особенно остро обозначились такие проблемы, как вхождение подростков в социальную среду и трудности адаптации в ней.

Список литературы:

  1. ТИМ. Теория, история, методика детского движения: Инфор. Бюллетень.- Вып.4.- М.: Пресс- Соло, 1998.- 123 с.
  2. Мальцева Э.Л. Костина Н.М. Педагогика детского движения. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.- 516 с.
  3. Чугунова О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Дис… канд. пед. наук. Кострома, 2000.- 185 с.
  4. Кульпединова М.Е. Я становится богаче. Теория, история методика детского движения (ТИМ). Информационный бюллетень. Спец. Вып. М., 1995.- С. 51

Источник: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/115-k-voprosu-o-roli-detskikh-obshchestvennykh-obedineniyakh-v-sotsializatsii-lichnosti-podrostka

Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объедине

Научно-методическая статья.

Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях.

Автор: Бугаёва Наталья Ивановна, педагог-психолог МБОУ БСОШ №20 с.Богородицкое, Песчанокопский район, Ростовская область

Описание материала: Предлагаю вам научно-методическую статью для педагогов-психологов, классных руководителей, заместителей директора по УВР, организаторов ОДД, старших вожатых ДО. Данный материал может быть использован при подготовке к педагогическим советам, МО, родительским собраниям.

Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях.

Процесс развития личности подростка тесно связан с возрастными особенностями подросткового возраста, которые оказывают значительное влияние на формирование личности.

Теоретические обоснования психолого — педагогических особенностей подростков были рассмотрены следующими учёнными: Л.С. Выготским, Л.И. Уманским, А.Н. Лутошкиным, И.С. Коном, А.Г Кирпичником, Л.И. Божович, Р.В. Овчаровой, Л.В Байбородовой, А.В. Волоховым, М.И. Рожковым.

Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет. Понятие отрочества объединяет младший подростковый и старший подростковый возраст.

Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, другие в чём-то отстают от остальных, а чём-то опережают их и т.п.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок.

Значимость взрослого отчётливо проявляется в том, что для подростка существенна, не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по праву для 8 класса

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Отрочество — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти.

В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, появляется способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.

Формирующееся мышление неразрывно связано с рефлексией — способностью делать предметом мысли саму мысль — и служит необходимой основой для развития у подростка самоосознания.

В подростковом возрасте сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Центральное личностное новообразование этого периода — становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, своё сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость.

Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими — взрослыми и сверстниками — ищет критерии для такого сравнения.

Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции ребёнка.

Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов.

Подростковый возраст — это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток руководствуется в своём поведении. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания.

В зависимости от того, какой жизненный опыт приобретает подросток, какую деятельность он осуществляет, являясь членом детского общественного объединения, и будет складываться его личность, проходить положительная социализация. Главными здесь являются три взаимосвязанные сферы: деятельность, общение, самосознание.

Все они определяются процессом постоянного расширения и усложнения социальных связей с внешним миром, в результате которого подросток и развивается как личность, приобретая социальные установки, и удовлетворяет и развивает свои потребности и интересы.

Только как субъект социализации ребёнок становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.

По складу личности подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к совместной общественно-полезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.

Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.

Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым.

Следовательно, развитие организаторских качеств и способностей подростков в детских общественных объединениях является приоритетным направлением работы.

Раскроем определение понятия «организатор».

Организатор — человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за её результаты.

Л.И. Уманский считал, что структура личности, способной к организаторской деятельности, складывается из трёх необходимых компонентов: общих особенностей, специфических свойств и индивидуальных различий.

Общие особенности включают черты личности, которые объединяются направленностью (целеустремленность, убежденность, принципиальность, честность, чувство ответственности и долга, дисциплинированность, общественный характер интересов и мотивов деятельности и др.

) и подготовленностью личности (ЗУНы, опыт в области как целевой, так и организаторской деятельности), а также общие качества (общительность, общий уровень развития, практичность ума, наблюдательность, работоспособность, личная активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, самообладание.

Специфические свойства личности, или организаторские способности, включают: психологическую изобретательность, практически-психологическую направленность ума, психологический такт, общественную энергичность, требовательность, критичность, склонность к организаторской деятельности.

Психологическая изобретательность-способность личности наиболее полно и глубоко отражать психологию организуемой группы в процессе решения ею общегрупповой задачи.

Практически-психологическая направленность ума — владение навыками практической психологии, готовность применить данные о психологических феноменах к практике решения организаторских задач.

Психологический такт – способность соблюдать во взаимоотношениях с организуемыми чувство меры, адекватное их и своим психологическим особенностям.

Общественная энергичность – способность организатора заражать и заряжать своей энергией организуемых, создавать у них стенические чувство и волевое усилие.

Требовательность организатора к организуемым понимается, как способность осуществлять требование в соответствии с организаторской ситуацией и оптимальной силой воздействия.

Критичность организатора по отношению к организуемым есть способность обнаруживать и выражать значимые для организаторской деятельности отклонения от условий, диктуемых групповой задачей, и установленных норм.

Склонность к организаторской деятельности – свойство личности, которое можно рассматривать как психологическую готовность и потребность в организаторской деятельности, с одной стороны, и самочувствие в процессе её выполнения – с другой.

Индивидуальные различия проявляются в деловом, возрастном и динамическом диапазоне реализации организаторских способностей.

Способность к организации многих видов деятельности характеризует организатора с общими способностями (широкий деловой диапазон); направленность на один вид деятельности – видовые организаторские способности (видовой диапазон);узкоспециализированная направленность у организаторов со специальными способностями (узкий или специальный диапазон).

Возрастной диапазон организаторских способностей обнаруживается в зависимости от возрастной избирательности.

Первый тип такой зависимости – способен организовать сверстников, но не способен организовать младших – назван возрастной ограниченностью организаторских способностей; второй – способен организовать только младших – педагогической избирательностью; третий – отсутствием возрастной избирательности – возрастной неограниченностью.

Динамический диапазон организаторских способностей воплощается в индивидуальном стиле организатора, который обусловлен более всего динамикой его психики, которая ассоциируется с типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим и меланхолическим.

Л.И. Уманским было установлено, что организаторские способности могут проявляться как на раннем, так и на более позднем возрастном этапе.(63, с.92)

Развитие организаторских качеств подростков нельзя отделять от развития их организаторских знаний и умений. Организаторские знания и умения взаимосвязаны, но имеют разные теоретические обоснования.

Организаторские знания – это сумма сведений, познаний в области организаторской работы, понимание целей, задач деятельности, знание особенностей личности и коллектива, правил организаторской работы.

Организаторские умения – это способность человека быстро и эффективно применять имеющие организаторские знания на практике, действовать с учётом имеющегося опыта и сложившейся ситуации.

Организаторские знания и умения – это ценный багаж, который накапливается подростком в процессе общественной работы, в ходе которой от него требуется в постоянно изменяющейся обстановке выбирать верное решение и оперативно проводить его в жизнь.

Без таких качеств характера как практичность, целеустремленность, находчивость, смелость, твёрдость ему не обойтись. А задача педагогов – организаторов детских общественных объединений формировать и развивать у них эти качества. По мнению А.Н.

Лутошкина хорошая организаторская работа в детских организациях зависит:

— от знания людей, с которыми работаешь;

— от знания законов развития коллектива;

— от качеств личности самого организатора;

— знания особенностей организаторской работы;

— знания дела, которое организуешь;

— умения практически организовать.

Важнейшее значение в познании психолого-педагогических особенностей подростков имеет изучение их организаторской деятельности в детских общественных объединениях.

Дадим определение понятия организаторской деятельности.

Организаторская деятельность – деятельность человека, «осуществляющего мобилизацию», координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно действующей группы людей.

Организаторская деятельность носит исполнительский характер, её цель-обеспечение эффективной целевой деятельности (трудовой, учебной, спортивной и др.).

Продуктивность организаторской деятельности выражается, в количественно – качественном результате целевой деятельности, её непосредственная результативность имеет конкретное проявление.

Это степень сплочённости детского объединения, его организованность и работоспособность, отношения взаимопомощи и взаимопонимания между участниками, сформированность благоприятного психологического климата и т.д.

Организаторская деятельность, по мнению Л.И.Уманского и А.Н.

Лутошкина характеризуется определённой структурой, представляется как последовательность основных этапов её осуществления: усвоение задачи и первичное планирование; подбор младших организаторов, помощников; учёт личных качеств и способностей исполнителей с задачей; определение средств и условий; планирование; распределение заданий, внутренняя и внешняя координация; учёт и контроль; анализ эффективности; определение ударных участков и завершение работ.

Таким образом, специфика работы с подростками в детских общественных объединениях заключается в том, чтобы помочь детям обрести практические навыки общественной работы, определить основные направления содержания деятельности детской организации, учить их самостоятельно планировать работу, распределять обязанности между собой, нести ответственность за выполнение тех или иных дел.

Источник: http://aplik.ru/ref/15846/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector