Работа над характеристикой литературного героя

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Работа над характеристикой литературного героя

Работа над характеристикой литературного героя (по содержанию повести-сказки Э. Н. Успенского)

Автор: Загарских Марина Константиновна, учитель МКОУ СОШ п. Вичёвщина Куменского района Кировской области

Описание работы: характеристика литературного героя почтальона Печкина на примере повести-сказки Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Материал предназначен для учителей начальных классов, который можно использовать на уроках внеклассного чтения или на занятиях внеурочной деятельности.

Разработка методического приема на примере повести-сказки Э.Н.Успенского «Дядя Федор, пес и кот».

  1. Название приема: Работа над характеристикой литературного героя.

  2. Цели и задачи:

Сверхзадача: решить проблему отношения к одинокому существованию.

Цель:

— Образовательная:

  • совершенствование навыка чтения;
  • сформировать умение анализировать характер героя через его поступки, портрет, речь;
  • формирование умения аргументировать свой ответ;
  • сформировать умение выделять эпизоды, определять их роль в произведении;
  • расширение словарного запаса учащихся;

— Развивающая:

  • развитие связной устной речи учащихся;
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие мышления, памяти, сосредоточенности внимания;

— Воспитательная:

  • привитие интереса к предмету;
  • воспитать умение сопереживать герою.

3. Оборудование:

Текст произведения; портрет Э.Н.Успенского; рисунки, изображающие героев; таблица; слова для словарной работы, выписанные на доску.

  1. Описание приема (ход работы).

В ходе работы над произведением учащиеся заполняют в тетрадях, а учитель на доске таблицу.

Учитель:

Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. Свой путь в литературе он начал как писатель-юморист для взрослых, но затем начал писать и для детей. Все вы хорошо знаете его произведение «Дядя Федор, пес и кот», секрет успеха которого таится, прежде всего, в героях. Сегодня на уроке мы будем работать над характеристикой одного из героев этого произведения: почтальона Печкина.

Дети видят на доске еще незаполненную таблицу, которую учитель предлагает им заполнить:

Характеристика литературного героя

Приемы и средства создания образа-персонажа Примеры из текста Комментарий Выводы(характер героя)

почтальона Печкина.

Учитель:

Посмотрите внимательно на таблицу, чтобы начать работу нам необходимо заполнить первый столик, для этого вам нужно вспомнить и ответить на вопрос: с помощью чего автор может показать характер своего героя в произведении?

Ученики вспоминают пройденный материал и отвечают на вопрос, задача учителя – следить за правильностью ответов, в случае необходимости корректировать их, дополнять и заносить их в таблицу.

(Например, ученик дает ответ: «Автор может показать характер героя через то, как он говорит, какие слова употребляет». Учитель: «Молодец, ты сказал правильно. Но твой ответ мы запишем в таблицу одним словом: речь.

Ты согласен?»)

С помощью учителя дети заполняют таблицу:

Характеристика литературного героя

почтальона Печкина.

Приемы и средства создания образа-персонажа Примеры из текста Комментарий Выводы(характер героя)
1. Внешний вид
2. Речь
3. Поведение, поступки героя
4. Отзывы о герое других действу- ющих лиц
5. Оценка критиков
6. Авторская оценка

Учитель:

Теперь план, по которому мы будем характеризовать героя, известен. Начинаем нашу работу. Найдите в тексте отрывки, в которых говориться о внешнем виде Печкина. Зачитайте их.

Ученики:

  • «Потом они пошли домой по тропинке под солнышком. А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком. (Это не дядя с хвостиком, а возраст у него с хвостиком. Значит, ему пятьдесят лет и еще чуть-чуть)».
  • «А тут к ним почтальон Печкин идет. Румяный такой и радостный».

Учитель:

Правильно, что же мы запишем в таблицу?

Что вы можете сказать о характере героя, опираясь на описание его внешнего вида?

Дети выделяют главное в ответах и делают краткую запись в таблице:

Приемы и средства создания образа-персонажа Примеры из текста Комментарий Выводы(характер героя)
1. Внешний вид «Дядя … лет пятидесяти с хвостиком»;«Румяный такой и радостный». Почтальон Печкин – пожилой человек с приятной внешностью. Кажется доброжелательным, приветливым человеком.

Характеристика литературного героя

почтальона Печкина.

Учитель:

Найдите и зачитайте отрывки, в которых показана речь почтальона.

Ученики:

  • «Нет, я не из милиции, — отвечает дядя. – Я из почты. Я почтальон тутошний – Печкин. Поэтому я все должен знать. Чтобы письма разносить и газеты. Вы, например, что выписываете?»
  • «Тут почтальон Печкин приходит. Он в дверь постучал и слышит:

— Кто там?

— Это я, почтальон Печкин. Принес журнал «Мурзилка», — отвечает он.

Галчонок опять спрашивает:

— Кто там?

Почтальон снова говорит:

— Это я, почтальон Печкин. Принес журнал «Мурзилка».

И так у них целый день продолжалось.

  • «- Ну и что? – говорит кот. – Мало ли таких мальчиков!

— Может, и немало, — отвечает почтальон, — только этот мальчик из дома ушел. А родители беспокоятся, что с ним. И даже премию обещали тому, кто его найдет. Может, велосипед дадут. А мне велосипед во как нужен, почту развозить. Я даже метр принес: буду вашего хозяина измерять».

  • «Здравствуйте, папа и мама!

Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Федора. Вы про него еще заметку в газете писали. Этот мальчик живет у нас…

Все у вашего мальчика хорошо… можете приехать за ним…

До свидания. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин».

  • «Вам посылка пришла. Вот она. Только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету».
  • «Это по правилам, — отвечает Печкин. – Я, может, вас очень люблю. Я, может, плакать буду. А только правил нарушать нельзя».
  • «- Не пора ли вам на почту идти? А то скоро она закроется, – спрашивает Шарик.

— И пускай закрывается. У меня ключ есть».

  • «Здравствуйте. Я вам газету «Современный почтальон» принес».

Учитель:

Сделайте краткую запись в таблице, цитаты разбейте на группы, прокомментируйте свой ответ.

Я написал…, разбил на … группы и считаю, что…

Ученики отвечают по схеме: , т.о. ученики аргументируют свою запись. Учитель внимательно выслушивает несколько ответов и вместе с детьми делает запись в таблице:

Характеристика литературного героя

Приемы и средства создания образа-персонажа Примеры из текста Комментарий Выводы(характер героя)
2. Речь «Тутошний», «нету», «пускай»; «Здравствуйте», «до свидания», «пишет вам»;«Что выписываете?», «почту развозить», «заметка в газете»,«посылка», «документы». Печкин часто употребляет просторечия, но в то же время вежлив.Встречается очень много профессиональ-ной лексики. Печкин предстает перед нами как очень дотош-ный человек, соблюдение правил для которого пре-выше всего. В общении с другими напускает на себя важность, деловитость, но на самом деле прост.

почтальона Печкина.

Учитель открывает заранее записанные на доске качества характера:

любопытство

щедрость

бюрократизм

дотошность

доброжелательность

любовь к сладкому

терпение

легкомысленность

доверчивость

Для некоторых слов дается справка, т.к. младшие школьники могут не знать значение некоторых слов:

Бюрократизм (как качество характера) подразумевает деятельность человека, которая излишне осложнена и направлена на обеспечение служебных интересов в ущерб/во вред интересам общества.

Дотошный – любопытный, во все вникающий.

Легкомысленность – несерьезность, необдуманность в поступках, бездумноеповедение.

(Значения слов взяты из толкового словаря С.И.Ожегова).

Учитель:

Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны различные качества характера. Выберите те, которыми, по-вашему мнению, обладает Печкин. В каких обстоятельствах герой проявляет эти качества?

Ученики работают самостоятельно. Учитель направляет их на верный ответ. Обсуждение, запись в таблицу:

Характеристика литературного героя

почтальона Печкина.

Приемы и средства создания образа-персонажа Примеры из текста Комментарий Выводы(характер героя)
3. Поведение, поступки героя Первая встреча почтальона с дядей Федором;Попытка Печкина подсмотреть в окно;Печкин интере –суется, почему дядя Федор печку не топит. При каждой встрече засыпает других героев вопросами: откуда? Зачем? А это что? Герой не просто лю -бопытен, а дотошен. Его интересует все, что происходит вокруг.

Несогласие Печкина отдать посылку без документов;«Это по правилам, а правила нарушать нельзя». Герой приносит иуносит посылку, зная,что это бесполезно. Печкина можно назвать бюрократом, т.к. для него важнее всего «сделать как положено», по правилам.
Печкин и Хватайка.Хватайка выхватывает уПечкина конфету. Герой ни разу не произносит плохого слова. Печкин терпелив и вежлив.
«Он не стал обижаться, атолько махнул рукой и двелишних конфеты в карманположил».«Пришлось им Печкинаснова чаем отпаивать».«Подайте мне вон те кон –феты. Очень они замечатель-ные!» Никогда не отказыва-ется от чая и конфет. Печкин очень любит сладкое, готов все простить д. Федору,Шарику и Матроски- ну за чашку чая с конфетами.Не обидчив.

Если ученики выделили еще какие-либо качества и доказали, приведя в качестве примера конкретные поступки героя, то их следует занести в таблицу.

Учитель:

Ребята, сейчас постарайтесь, не смотря в текст, вспомнить, как отзывались о почтальоне другие герои.

Ответы заносят в таблицу:

Характеристика литературного героя

Приемы и средства создания образа-персонажа Примеры из текста Комментарий Выводы(характер героя)
4. Отзывы о герое других действующих лиц. Шарик постоянно пытается укусить его.«- Ох, как неудобно, -говорит мама. – Мы совсем про Печкина забыли…- И правильно, он такой вредный» Герои недолюбливают Печкина из-за его любопытства и бюрократизма.

почтальона Печкина.

Учитель зачитывает дополнительную информацию, а дети самостоятельно заполняют следующий пункт таблицы.

Учитель:

Успенский берет за основу какой-либо человеческий тип и один — двумя штрихами превращает его в карикатуру. Он прибавил к банальному бюрократизму Печкина такие

черточки, как любовь к сладкому и занудство не принятого в игру, и получил совершенно нового героя – бюрократа с детскою душою.

Проверка таблицы.

Учитель:

У нас остался последний пункт – авторская оценка. Это самый сложный пункт, где нужно понять, каким же на самом деле хотел показать нам Печкина Успенский. Поэтому сначала мы ответим на несколько вопросов, пользуясь таблицей:

  • назовите отрицательные качества героя.

Любопытство

Дотошность

Занудство

Бюрократизм

Терпение

Любовь к сладкому

Умеренная простота в общении

Не обидчив, быстро «отходит»

Вежлив

  • Как вы думаете, зачем автор наделяет такого «дотошного бюрократа» положительными чертами?
  • Зачем автор вводит такого героя в свое произведение?
  • Ребята, обратите внимание, что все герои произведения условно разделены на группы: друзья, которым весело вместе, родители мальчика. А к какой из этих групп вы относите Печкина?
  • Опираясь на свои ответы, скажите, почему же Печкин такой вредный?
Читайте также:  Полезные свойства инжира

Если дети пришли к неправильному выводу, следует объяснить, что Печкин, на самом деле, очень одинок, и все, чего ему не хватает – это хороших друзей.

  • Найдите и зачитайте отрывок, который показывает отношение автора к своему герою.

Ученики:

«Почтальон даже растрогался:

— Спасибо вам! Я почему нехороший был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну. И какую-нибудь зверюшку заведу, чтобы жить веселей: ты домой приходишь, а она тебе радуется!.. Приезжайте в наше Простоквашино…»

Заполнение таблицы до конца. Проверка.

Учитель:

На примере почтальона Печкина автор показывает, что, не смотря на отрицательные черты характера, герой может оставаться хорошим человеком. И важно помочь ему.

Произведение заставляет задуматься над тем, что одиночество и одинокие люди, в наши дни остаются незамеченными, общество безразлично к этой проблеме, хотя именно оно и может, и должно помочь им.

Пауза для осмысления услышанного.

Для проверки понимания можно предложить сравнить 2 рисунка, изображающих Печкина.

Учитель:

Какой из этих рисунков больше подходит герою по характеру? (Если рисунков и иллюстраций нет, можно предложить вопрос: Вспомните мультфильм и сравните с тем, что вы прочитали. Какую разницу вы заметили?)

Ребята, посмотрите на доску, проверьте, чтобы таблица в тетради была заполнена, как на доске.

5. Эффективность приема.

В ходе работы над характеристикой героя учащиеся совершенствуют навык чтения; учатся анализировать характер героя через его поступки, портрет, речь; учатся выделять эпизоды, определять их роль в произведении. Идет расширение словарного запаса учащихся.

При каждом ответе учитель выводит учеников на связный текст, просит аргументировать свое мнение, что развивает устную речь учащихся; параллельно развиваются восприятие, мышление, память, внимание.

С помощью интересно подобранного материала и заданий учитель прививает интерес к предмету; затрагивает такие вопросы, как одиночество, сопереживание; старается сформировать правильное отношение детей к социальным проблемам общества.

6. Библиографический список:

  • Кобелева Е.А. Теория и методика обучения литературе. – Киров, 2007. – 185 с.
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве/ Книга для чтения в 3 классе. Пособие для учащихся. В 2-х ч., ч. 1; «БАЛЛАС», 1993. – 192 с.
  • Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература – М.: «Академия», 2002. – 472 с.
  • Ожегов С.И. «Словарь русского языка» — М.: 2004.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/64009.html

Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе

Дегтерева Г. Д. Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/606/ (дата обращения: 04.05.2018).

В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник»Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д.

В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие повышению качества литературного анализа произведения, развитию эмоциональной сферы учащихся, их творческих способностей, расширению лексического запаса школьников, развитию связной речи и формированию начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Формирование функционально грамотных людей — одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения — формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.

Грамотный читатель — это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.

Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Согласно изменениям, внесенным во ФГОС НОО приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать в т. ч. формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. [1, C. 5]

В примерной основной образовательной программе начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г.

№ 1/15)) в списке метапредметных результатов указано, что каждый выпускник начальной школы научится «осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников», «ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках»; выпускник получит возможность научиться «работать с несколькими источниками информации», «сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников» [3, C. 17, 22].

В настоящее время не все учебно-методические комплекты содержат задания, направленные на формирование УУД, поэтому перед педагогами встаёт вопрос: как органично выстроить работу по формированию УДД в образовательном процессе?

Решить данную проблему помогает учебно-методическое пособие «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н. и Дегтеревой Г. Д.

 Справочник содержит лексико-методический и литературоведческий материал, способствует повышению качества литературного анализа произведения, развитию эмоциональной сферы учащихся, их творческих способностей, расширению лексического запаса школьников, развитию связной речи.

Это пособие помогает учителю эффективно организовать разные этапы урока литературного чтения и русского языка и формировать УУД разных блоков. Актуальность справочника обусловлена ограниченностью лексического запаса современного школьника.

Многие педагоги сходятся во мнении, что словарь учащихся беден и не выходит за рамки бытового уровня. Поэтому справочник «Моя шкатулка» богат лексическим материалом.

С помощью страниц пособия любой учащийся подберет нужные слова для описания времени года, человека, домашнего питомца, для характеристики литературного героя и оценки его поступков.

«Словарь характеристики литературного героя» составлен на основе требований примерной программы по литературному чтению и планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

В примерной программе по литературному чтению в разделе «Работа с текстом художественного произведения» обозначено: «Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту», «Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь» [3, C. 44].

Слова в «Словаре характеристики литературного героя» сгруппированы по темам: отношение к другим, к себе, к вещам, к труду, волевые, нравственные и эмоциональные качества. Кроме того, слова распределены на группы «синонимы-антонимы».

Учителю следует при работе с данным словарем проводить работу от общего к частному: подбирать подходящие ключевые слова сначала на одной странице, далее на двух, трех. Аналогичную работу следует проводить и по подбору синонимов к ключевым словам. Когда эти этапы работы будут усвоены учащимися, они смогут самостоятельно подбирать подходящие слова в данном словаре.

Рассмотрим примеры заданий, с использованием «Словаря характеристики литературного героя». На уроке литературного чтения в 3 классе по теме: Н. А. Артюхова «Трусиха» учащиеся могут воспользоваться «Словарем характеристики литературного героя» для определения ключевых слов его характеристики.

Фрагмент анализа произведения.

У: Почему Валю не брали в игру?

Д: Валю не брали в игру, потому что она была трусливая.

У: Подтвердим ваш ответ словами текста.

Дети зачитывают подтверждение из текста: «Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках».

У: Какой была Валя в начале рассказа, нам поможет ответить наша Шкатулка на стр. 118.

Черты характера отражающие волевые качества человека

СМЕЛЫЙ— ТРУСЛИВЫЙ
БесстрашныйБоевойГеройГероическийМужественныйОтважныйхрабрый БоязливыйМалодушныйНерешительныйНесмелыйПугливыйРобкийтрус

У: Прочитаем группу словсмелый — трусливый.

У: Какие слова нам помогут?

Д: Трусливая, боязливая, пугливая.

У: Используя выбранные слова, составьте предложение.

Д: В начале рассказа Валя была трусливая, боязливая, пугливая.

Выполняя данное задание, ученики упражняются в построении логически оформленного высказывания. Анализируя и оценивая поступки и действия главных героев, они пополняют запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.

На каждом уроке, работая с произведениями разных жанров, мы формируем у детей духовно-нравственные ценности, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Важно, чтобы ученики научились полноценно воспринимать художественное произведение. Они должны с помощью воображения представить, описанную автором жизнь и пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями. Важно строить уроки литературного чтения так, чтобы рассуждения учеников о собственном отношении к прочитанному пронизывали всю работу над текстом.Так, для подбора слов характеристики другого (литературного героя), при знакомстве с рассказом с басней И. А. Крылова можно предложить ученикам следующее задание.

У: Используя план, составьте с помощью «Словаря характеристики литературного героя» характеристику муравья и стрекозы.

У: Прочитаем план.

Д: План

  1.                Черты характера, отражающие отношение к труду, к делу.
  2.                Черты характера, отражающие волевые качества.
  3.                Черты характера, отражающие отношение к себе. [1, C. 73]
Муравей Стрекоза
1.трудолюбивыйтруженикработящийусердныйдеятельныйстарательный 1.лениваялентяйкабездельницанерадивая
2.настойчивыйсамостоятельныйупорныйцелеустремленныйспокойный 3.беспомощнаяслабохарактернаякапризнаяизбалованнаяизнеженнаясвоенравная
3.самоотверженныйскромный 3.себялюбиваяэгоистичная

Таким образом, использование данных и многих других заданий, направленных на развитие речи младших школьников и пополнение словарного запаса, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, формирует навыки учебного труда, умение самостоятельно добывать информацию, повышает интерес к самостоятельной читательской деятельности.

Работа со «Словарем характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе способствует формированию у учащихся умения исследовать литературный текст, формулировать и высказывать собственные суждения.

Все это ведет к пониманию смысла текста учащимися, адекватному оцениванию поступков действующих лиц, а, следовательно, наиболее осознанному чтению.

Литература:

  1.                Бершанская О. Н., Дегтерева Г. Д. Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2015.- 128 с.
  2.                Бершанская О. Н., Дегтерева Г. Д. Моя шкатулка: справочник.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014.- 144 с.: илл.
  3.                Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.

Основные термины (генерируются автоматически): характеристики литературного героя», литературного чтения, уроках литературного чтения, «Словаря характеристики литературного, «Словарем характеристики литературного, повышению качества литературного, качества литературного анализа, литературного анализа произведения, начальной школе, универсальных учебных действий, литературного чтения и русского, уроке литературного чтения, «Словарь характеристики литературного, уроках чтения, уроки литературного чтения, лексического запаса, «Словаре характеристики литературного, литературного чтения — формирование, литературного героя» характеристику, лексического запаса школьников.

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/25/606/

Как писать характеристику героя

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя, начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя.

Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое времяпрепровождение.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для старшеклассников, посвящённое дню энергетика

Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.Подробно опишите в характеристике портрет героя, одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера.

Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя, тоже противоречивые, неоднозначные.Поступки героя, безусловно, необходимо описать в характеристике.

Например, Печорин во время грозы вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя — важная составляющая характеристики героя.

Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», раскрывается в его речи: «Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы».Составляя характеристику героя, обратите внимание на мировоззрение персонажа, круг его интересов.

Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что народ является движущей силой истории. Образ Пьера показан в развитии.

Если вы составляете характеристику этого героя, обязательно опишите его поиски жизненного пути.Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении.

Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини романа Пушкина «Евгений Онегин», отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. «Татьяна, милая Татьяна…», — пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Источники:

  • Характеристика литературного героя

Характеристика героя подразумевает составление как можно более полного его описания. Задача автора характеристики – систематизировать и обобщить информацию о герое, сделать из нее выводы. Такая работа покажет не только аналитические способности, а также мыслительные и речевые навыки пишущего.

Вам понадобится

  • — произведение, героя которого описываете;
  • — критическая литература о произведении;
  • — информация о постановках по данному произведению и иллюстрациях к нему.

Инструкция

Начните характеристику с того, как в произведении читатели знакомятся с героем. В каких условиях он появляется, какое создается впечатление при знакомстве с ним и какими художественными приемами пользуется при этом автор. Хорошим вступлением будет информация о прототипе героя, о том, как автору пришла мысль о таком образе.Опишите героя.

Это касается и внешности, и образа жизни, и рода деятельности. Ваша задача – выбрать по максимуму все описания автора, короткие фразы других действующих лиц, которые касаются героя, проанализировать их. Привести в качестве цитат лучше те, которые наиболее ярко передают образ человека, а остальное выразите своими словами.Переходите к личностной характеристике героя.

На основании поведения его в произведении, его поступков, постарайтесь передать мировоззрение, определить личные качества, стремления, характер. Для усиления вашего описания вы можете сравнить его с другими лицами в этом произведении или обозначать сходство с героями других произведений, былин. Но используйте этот прием умеренно.

Существует ли какой-то конфликт в личности героя? Сделайте вывод об особенностях этого человека и о том, что хотел передать автор с помощью данного образа, какие особенности эпохи или слоя населения. Каково отношение самого автора к герою? Приведите в пример цитаты из произведения, которые подтверждают ваши мысли.

Неплохо здесь использовать и мнение разных критиков по поводу описываемого персонажа.Сделайте вывод. Укажите собственное мнение о герое, выразите согласие или несогласие с автором. Какие чувства лично у вас вызывает этот человек: сочувствие, радость, ненависть или что-то другое.

Отметьте, близок ли вам хоть в чем-то герой или непонятен, остается ли актуальным его образ в современном мире, оказал ли он какое-то влияние на дальнейшую литературу, стало ли его имя нарицательным, проявляли ли к нему интерес художники и режиссеры.

Источники:

  • 800 характеристик литературных героев! Материалы для сочинения.

С героями сказок А.С. Пушкина дети знакомятся в самом раннем возрасте. Все персонажи сказок очень колоритные, запоминаются надолго, а потому неудивительно, что большинству персонажей были поставлены памятники в разных уголках нашей страны и зарубежья.

Инструкция

Одной из самых любимых детьми произведений А.С. Пушкина является «Сказка о рыбаке и рыбке». Неудивительно, что главную героиню — исполнительницу желаний Золотую Рыбку — увековечили во многих городах. Не факт, что везде она установлена в честь произведения А.С. Пушкина, где-то это просто символ того, что желания сбываются.

Одной из последних установили памятник рыбке в Астрахани. Также яркая рыбка на гребне морской волны установлена в Кемерово. Есть свой исполнитель желаний и в Донецке, и в Абакане. В Санкт-Петербурге, богатом на скульптурные композиции, не забыли и про эту пушкинскую героиню. В Москве на Манежной площади рыбку изобразили вместе с поймавшим ее стариком.

В Воронеже также установлена скульптура старику, пришедшему к морю просить помощи. На поляне сказок в Ялте тоже есть персонажи этой сказки — старик со старухой.Еще одно популярное и знакомое почти наизусть произведение — это «Сказка о царе Салтане».

На южном курорте Лазаревское установлена большая белая скульптура, посвященная царевне-лебеди, а на постаменте расположились богатыри, князь Гвидон и все остальные персонажи. Есть царевна-лебедь и в городском сквере Абакана, где представлены и другие сказочные персонажи.

В Санкт-Петербурге не забыли и о еще одном примечательном персонаже этого произведения — белочке, грызущей орешки, и установили ей памятник в парке Лесотехнической академии.Героям из «Сказки о попе и работнике его Балде» установлена скульптурная группа в Воронеже. Здесь можно увидеть Балду, потешающегося над чертом, пытающимся поднять лошадь.

Также Балду запечатлели вместе с чертом у Черного моря, которое он вспенил. Эта скульптурная композиция находится в Ялте.

Любима детьми и «Сказка о золотом петушке», скульптура которого установлена в Сочи. Царь Дадон и звездочет из этого же произведения нашли свое воплощение в скульптурной композиции в Воронеже, где очень любят всех пушкинских героев.

Сказочные герои, представляющие Лукоморье из поэмы «Руслан и Людмила», также есть во многих городах России. В Москве, в Отрадном есть целая скульптурная композиция в цвете, посвященная знаменитому дубу, избушке на курьих ножках, русалке и, естественно, ученому коту, ходящему по цепи. Кот ученый вообще является самым любимым персонажем у скульпторов, потому что его изваяния есть и в Пушкине, и в Донецке, и в Оренбурге, и в Туле, в Перми. Кстати, именно в Перми возле памятника Пушкину изображены барельефы с некоторыми персонажами его произведений.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-40890-kak-pisat-harakteristiku-geroya

Конспект урока по Литературе «Создание характеристики героя» 6 класс

Урок литературы, 6 класс,

учителя русского языка и литературы

Румянцевой И.А.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова!» — писал Я.А. Каменский. Различного рода игры – хорошая форма для коллективного познания. С их помощью можно моделировать реальную научную, производственную или иную «взрослую» деятельность. Общая цель игры: формирование творческого отношения к предмету.

Как нельзя лучше эту форму урока можно использовать при изучении весьма скучной, с точки зрения учеников, темы «Создание характеристики героя».

Наличие плана-схемы характеристики, умение находить портретные особенности, объяснять поступки героев, конечно, помогает учащимся в определении характера героя, но в какой-то мере «убивает» творчество и интерес, превращая важную работу в рутинную.

Приемы ТРИЗ технологии помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления») Так как эти приемы не столь широко распространены и применяются, в представленном конспекте урока литературы мы сочли необходимым представить их краткое описание.

Цель урока: создать характеристику героя.

Задачи:

систематизировать знания учащихся о главных героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;

— прививать интерес к литературе с помощью исследовательской работы; формировать эстетический вкус учащихся при восприятии художественной литературы;

— способствовать развитию у обучающихся культуры речи, умения правильного говорения при устном выступлении, отстаивания собственной позиции.

Оборудование:

— карточки с заданием для групп (Приложение 1).

— раздаточный материал (Приложение 2), оформленный в виде старинных рукописей.

Словарная работа:

архивариус, спикер, рецензия.

Используемые приемы:

«Да-нетка», «Привлекательная цель», НИЛ (научно-исследовательская лаборатория), Синквейн.

Вступительное слово учителя.

Первый этап урока – вызов (активизация).

Ребята, мы продолжаем работу над повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и сегодняшний урок мы начнем с игры «Да-нетка». Она поможет нам определить, насколько хорошо мы узнали героев повести Н.В.Гоголя.

«Да-нетка». Этот прием ставит учащихся в активную позицию, учит

— связывать разрозненные факты в единую картину;

— систематизировать уже имеющуюся информацию;

— слушать и слышать товарищей.

— Я загадала имя одного из героев повести и написала его с обратной стороны доски (это имя одного из главных героев, над образом которого будут работать ученики). Вы должны попытаться узнать героя, задавая вопросы, на которые я могу отвечать только словами «да», «нет», «и да, и нет».

Примерные вопросы учащихся (задаются до тех пор, пока герой не будет узнан):

— Это главный герой повести?

— Он мужчина или женщина?

— Для него характерны героические поступки?

— Был влюблен?

— У него есть брат?

— В конце повести он погибает?

— Герой участвовал в осаде города?

— Он был атаманом?

— Давайте проверим, смогли ли вы угадать героя? (На этом этапе необходимо отметить и похвалить учащихся, задавших точные вопросы, а также прокомментировать вопросы, на которые невозможно ответить в рамках игры).

Читайте также:  Школьникам

— А получилась ли у нас полная характеристика героя? (Нет, конечно).

— Тогда давайте постараемся определить цель нашего урока. (Ребятами формулируется цель: составить полную характеристику главных героев повести, и записывается тема урока).

Второй этап урока – осмысление (активная поисковая деятельность).

(Прием «Привлекательная цель») Давайте представим, что мы находимся в уникальном месте: хранилище старых книг.

И мы архивариусы (лексическое значение слова написано на доске), в руки которых попали фрагменты уникальной рукописи повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба».

Нам необходимо попытаться собрать, систематизировать и обобщить информацию о главных героях. А также довести до сведения класса результаты своих исследований.

Обучающие делятся на 4 группы (деление происходит в зависимости от уровня подготовленности, индивидуальности ребят и т.д.) Первая группа работает над созданием образа Тараса Бульбы, вторая – Остапа, третья – Андрия, четвертая представляет собой ученый совет. Каждая из групп получает задание (Приложение 1) и текстовый материал (Приложение 2), оформленный в виде старинных рукописей.

Прием НИЛ (научно – исследовательская лаборатория). В группе ребята

— исследуют, отбирают и систематизируют литературный материал (Приложение 2);

— обрабатывают результат: обсуждают план доклада, выбирают спикеров, которые будут представлять результаты классу.

По окончании групповой работы выступают спикеры групп с результатами работы, затем следует выступление ученого совета (он анализирует результаты, оценивает работу групп).

Третий этап урока – рефлексия.

Итак, мы с вами, ребята, постарались совместными усилиями создать характеристики главных героев произведения Н.В.Гоголя, проведя интересную и важную исследовательскую работу. А теперь я попрошу выразить свое отношение к полюбившимся героям повести при помощи Синквейна.

Прием «Синквейн» позволяет обнародовать собственную позицию и соотнести ее с мнением других.

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Во второй следует описание темы в двух словах (обычно прилагательных).

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Выступления учащихся с Синквейнами.

Тарас Бульба

Великий, могучий

Борется, преодолевает, страдает

Им может гордиться все Запорожье

Гигант.

Остап

Мужественный, цельный

Сражается, мучается, погибает

Достойный сын своего отца

Патриот.

Андрий

Красивый и слабый

Храбрится, влюбляется, предает

Нельзя уважать таких людей

Предатель.

Подведение итогов урока.

Д/з дается по выбору

  1. творческое задание: написать творческую работу на тему «Какие новые грани характера героя открыл я на уроке»;

  2. нарисовать портрет полюбившегося героя.

Приложение №1.

Задание ученому совету.

Проанализируйте результаты работы групп, дайте небольшую рецензию на выступления архивариуса.

Задание группе №1. Тарас Бульба.

1. Выберите только те фрагменты рукописи, которые касаются вашего героя.

  1. Скомпонуйте их так, чтобы получилась цельная характеристика.

  2. Обработайте результат, обсудите его.

  3. Выберите самого компетентного архивариуса, который доложит результат ученому совету.

Задание группе №2. Остап Бульба.

  1. Выберите только те фрагменты рукописи, которые касаются вашего героя.

  2. Скомпонуйте их так, чтобы получилась цельная характеристика.

  3. Обработайте результат, обсудите его.

  4. Выберите самого компетентного архивариуса, который доложит результат ученому совету.

Задание группе №3. Андрий Бульба.

1. Выберите только те фрагменты рукописи, которые касаются вашего героя.

  1. Скомпонуйте их так, чтобы получилась цельная характеристика.

  2. Обработайте результат, обсудите его.

  3. Выберите самого компетентного архивариуса, который доложит результат ученому совету.

Приложение №2

Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.

Был упрям страшно. Это был один из тех

характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV

век на полукочующем углу Европы.

Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы.

Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.

Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее; так и летели черные волосы из-под медной его шапки: вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.

Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза

свои, — ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнулось лицо его.

Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!

Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания.

Казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела.

Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее.

Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый.

Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественно обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам.

Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство.

Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма.

Сам со своими казаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважали в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда глумились над Православием и не чтили обычая предков и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.

Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.

Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную: пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука: самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы.

Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи — меньше их или больше, — все равно, все товарищи, все нам дороги.

Сильный был он казак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед.

Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою.

Все вынесли и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками.

Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать.

Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайне мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время.

Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.

Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не покорилась ему!..

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-sozdanie-harakteristiki-geroya-klas.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector