Ранее развитие и обучение ребенка. методика макото шичида

Для большинства российских мам методика Шичиды – это нечто неизвестное, в отличие от методик раннего развития по Доману, Монтессори, Никитиным и других, находящихся на слуху в среде «продвинутых» родителей.

Но сей факт не может умалить достоинств метода Шичиды, который получил широкое распространение по всему миру. Недаром в Японии (а также в некоторых других странах – Таиланде, Сингапуре, США) открыто уже около 460 развивающих детских центров, пользующихся большим спросом.

Информация о методике еще только начинает появляться в России, однако «завоевание» уважения родителей и педагогов происходит серьезными темпами.

И это при том, что никаких школ развития по Шичиде в нашей стране пока нет, как нет и мало-мальски серьезной литературы и русскоязычных сайтов, посвященных данной методике раннего развития. Чем же метод Шичиды так увлекает молодых мам?

Профессор Макото Шичида: «Все дети рождаются гениями»

Макото Шичида (Makoto Shichida, 1929-2009) – японский профессор, обладатель докторской степени в области образования, член Международной Академии образования, советник Японской ассоциации по математике. За существенный вклад в изучение головного мозга и его возможностей Макото Шичида был удостоен в 1997 году  высшей Почетной премии Всемирного научного совета, а в 1998 году – Всемирной премии мира.

Шичида посвятил жизнь исследованиям и практической деятельности в области обучения и образования, написав более 100 книг (некоторые из них были переведены на английский язык) и создав собственную уникальную методику раннего развития детей. Сайт Макото Шичиды: shichida.co.jp

По мнению Макото Шичиды, дети от рождения гениальны и обладают уникальными способностями. Задача родителей – не дать малышу «растерять» данные от природы таланты.

Как и многие другие специалисты в области раннего развития, Шичида считает, что все новорожденные имеют одинаково высокий потенциал.

Однако в отличие, например, от Домана, Макото Шичида утверждает, что родителям не стоит увлекаться академическим обучением крохи. Главное – обеспечить ребенку такие условия, чтобы его мозг в них максимально развивался.

Правополушарное развитие по методу Макото Шичида

Современное дошкольное образование направлено на развитие левого полушария мозга, отвечающего за логику и аналитическое мышление. Правому же полушарию, связанному с бессознательным, интуитивным, практически не уделяется внимания.

Основная идея Шичиды, отличающая его методику от других – это необходимость развития правого полушария головного мозга. Японский профессор говорит о «высокой емкости памяти» правого полушария, которое быстро обрабатывает и накапливает информацию, поступающую в виде изображений.

В отличие от левого полушария, представляющего собой что-то типа оперативной памяти (быстро «скидывающего» ненужное), правое, по аналогии, является неким неограниченным по объему жестким диском, информация на котором сохраняется навсегда в виде зрительных образов. Левое полушарие развивается благодаря медленному обучению, с многократными повторами.

Правое же полушарие, напротив, связано с подсознанием и интуицией, и информация в нем усваивается очень быстро.

Для нормального функционирования мозга человеку, разумеется, необходимы оба полушария. Они работают синхронно: правое хранит огромное количество информации, а левое в нужные моменты извлекает, обрабатывает и использует ее.

Шичида утверждает, что у детей до 3 лет именно правое полушарие доминирует (у них не развито аналитическое мышление и логика), и в силах родителей создать вокруг ребенка среду, которая будет стимулировать правополушарное развитие – основу будущих способностей. Тем более, что малыши очень любят и хотят учиться.

Уже с 3 лет левое полушарие начинает проявлять себя – у ребенка появляется логика и лингвистические навыки. К 6 годам мозг ребенка сформирован примерно на 80%, а левое, логическое полушарие окончательно «подчиняет» себе правое. Поэтому Шичида и считает идеальным для правополушарного развития возраст с полугода до 6 лет.

Макото Шичида говорит о важности развития правого полушария в раннем возрасте следующее:

В книге «Дети гениев» Шичида называет правое полушарие «изображением мозга», объясняя это тем, что именно правое полушарие ответственно за фотографическую память и способность видеть сны.

Люди с хорошо развитым правым полушарием мозга, а значит, обладающие фотографической памятью, легко восстанавливают в памяти любую когда-либо увиденную картинку. Они грамотно пишут, обладают огромным багажом знаний, поскольку сохраняют в голове информацию из множества книг, имеют абсолютный слух, могут видеть проблему с разных сторон.

Таким людям легко учиться, в школе и университете им не приходится заниматься зубрежкой. По мнению Макото Шичиды, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны.

Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной, а также они способны улучшить свои спортивные возможности».

Это кажется чудом, не так ли? Однако множество исследований, проведенных Шичидой, свидетельствуют о том, что быстрый, мигающий показ различных изображений приносит реальную пользу в развитии детей дошкольного возраста. Кроме того, согласно исследованиям ученых из Гарвардского университета, выдающиеся люди действительно имеют одинаково развитые полушария головного мозга.

Методика раннего развития Макото Шичиды

Говоря кратко, система Макото Шичида базируется на следующих основных принципах:

  • дети гениальны с рождения;
  • ЛЮБОВЬ родителей к ребенку – это основа обучения;
  • в процессе развития важно задействовать все органы чувств малыша (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание);
  • в раннем возрасте необходимо уделять максимальное внимание развитию правого полушария мозга, которое доминирует у детей до 3 лет;
  • успех занятий зависит от их систематичности и последовательности.

Развитие по Шичиде направлено на развитие возможностей правого полушария: фотографической памяти, математических способностей, высокой скорости обработки информации, визуализации, способностей к изучению иностранных языков, музыкальных способностей, интуиции, экстрасенсорного восприятия. Дети, которых развивают по данной методике, учатся  использовать правое полушарие осознанно, а не на бессознательном уровне, как это делает большинство взрослых людей.

Каковы же методы развития Шичиды?

  1. Создание теплой, благожелательной обстановки во время занятий. В школах Шичиды занятия с детьми проводятся в маленьких группах – не более 6 человек, причем с обязательным присутствием одного из родителей каждого ребенка. Ощущение связи с мамой или папой помогает малышам чувствовать свою защищенность, делает их более уверенными, стимулирует мозговую активность. Методика Макото Шичида подчеркивает важность гармоничных и любящих отношений с детьми в отношении их умственного развития.  Занятия должны проходить в обстановке расслабленности, а не давления, поэтому время для них нужно подбирать с тем учетом, чтобы у ребенка было хорошее настроение.
  2. Продолжительность занятий в школе Шичиды – не более 50 минут. Но полчаса практических занятий в день Макото Шичида считает необходимыми для достижения мозгом ребенка максимального потенциала.
  3. Настрой на занятия. Как уже было сказано выше, для успеха занятий по Шичиде важно, чтобы малыш был в хорошем настроении, а также не был перевозбужден. Перед началом выполнения упражнений рекомендуется дать ребенку послушать музыку с альфа-волнами, которая активирует работу мозга. Что такое альфа-волны, или альфа-сигналы? Это некие вибрации, на которых основаны интуиция, телепатия и ясновидение. Альфа-волны испускает мозг в моменты расслабления и медитации. Шичида считает, что дети, в отличие от взрослых, умеют считывать альфа-сигналы, и эту способность необходимо развивать. Что касается конкретных примеров, примером музыки с альфа-волнами являются аудиозаписи «Волны Океана» (Ocean Waves) доктора Джеффри Томпсона, «Отдых и заземление» от Kelly Howell. Также в школах Шичиды практикуют дыхательные упражнения перед выполнением основных заданий.
  4. Динамичность и разнообразие форм занятий с ребенком. Методика Шичиды охватывает широкий спектр заданий – гуманитарных, музыкальных, математических, на изучение иностранных языков, физических. И, конечно, все задания должны быть интересными для ребенка. В идеале каждое упражнение по методу Шичиды выполняется за 1-2 минуты (максимум – 5 минут). Если процесс затягивается, ребенку нужно помочь и в дальнейшем использовать более простые задания.

В занятия по методу Шичиды входят следующие игры и упражнения:

  • игры на развитие воображения (представить себя кем-то другим, составить историю);
  • упражнения на развитие функции ESP (ясновидение, телепатия, психометрия, предвидение);
  • демонстрация флеш-карточек для развития фотопамяти;
  • игры с карточками (развивают память, фантазию);
  • игры с танграмами, пазлами, конструкторами (развивают воображение, творческие способности);
  • математика (распознавание количества точек на карточках, знакомство с цифрами);
  • музыка и физические упражнения;
  • творческие задания (лепка, рисование);
  • чтение книг.
  1. Не нужно ожидать моментального эффекта от занятий. Родители не должны требовать от малыша воспроизведения демонстрируемых изображений. Информация в процессе занятий откладывается на подсознательном уровне и будет извлечена тогда, когда действительно понадобится.

Принципы воспитания от Макото Шичида

Макото Шичида советует родителям верить в ребенка и его потенциал, не требовать от него невозможного, не сравнивать с другими детьми, как можно чаще хвалить и реже – указывать на недостатки. Учебные успехи ребенка не должны быть для вас главной ценностью.

Помните, что все дети от рождения идеальны, и старайтесь проявлять любовь к малышу всеми возможными способами. К слову, когда профессор Шичида однажды побеседовал с группой детей, он услышал от них, что их родители любят их недостаточно.

Поэтому не будьте столь уверены, что именно ваш ребенок получает достаточное количество внимания и любви. Советы Макото Шичида о том, как проявлять любовь к ребенку:

Крепкие 8-секундные объятия

После того, как малыш выполнил вашу просьбу или задание, похвалите его: «Спасибо тебе большое, ты мне так помог (так порадовал меня)! Я очень сильно тебя люблю!» и крепко обнимите.

За 8 секунд объятий ваша любовь дойдет до сердца ребенка, считает Макото Шичида. Этот способ помогает справляться с капризами и плохим поведением.

Похвала делает малыша более уверенным в себе, мотивирует на хорошие поступки.

Внимательно слушайте ребенка

Многие мамы стараются больше говорить с ребенком, но важно не только говорить самим, но и слушать малыша. Односторонние разговоры, особенно в назидательно-нравоучительном ключе, заставляют ребенка замкнуться и почувствовать себя нелюбимым. Слушайте и старайтесь СЛЫШАТЬ.

Хорошо в разговоре с детьми действует практика «метода эха», при котором взрослый играет пассивную роль, повторяя, как эхо, слова ребенка, анализируя их и задавая вопросы. Например: «Мама, не хочу ходить в садик». – «Ты не хочешь ходить в садик… Что тебе там не нравится?». – «Саша меня обижает».

– «Саша тебя обижает. А почему он так делает?».

Используйте метод 5-минутного настроя

Этот метод используется, когда есть необходимость коррекции каких-либо нарушений поведения малыша – сосание пальца, разбрасывание игрушек, нежелание идти в детский сад, истерики и т.п.

Через 5 минут после засыпания, когда сознание ребенка уже спит, подсознание продолжает бодрствовать и реагировать на поступающую извне информацию.

В это время можно эффективно воздействовать напрямую на подсознание малыша, шепотом рассказывая ему о том, каким станет его поведение.

Например, мальчик, 2 года, сосет палец. Мама через 5 минут после того, как он заснет, начинает говорить ему следующее: «Сыночек, ты уже такой большой, тебе целых два годика.

Ты счастливый и спокойный, мы с папой тебя очень любим и всегда заботимся о тебе. Ты чувствуешь себя уверенным и любимым. Тебе не нужно сосать пальчик. Сейчас ты будешь спать крепко, сладким сном. Тебе очень хорошо.

Завтра ты проснешься в радостном настроении, и мы вместе поиграем».

Макото Шичида рассказывает в своей книге, что все мамы, чьи дети имели те или иные нарушения поведения, заметили улучшения после использования данной методики. Один ребенок через три дня без слез пошел в садик, другой – менее чем через неделю перестал сосать пальчик.

Читайте также:  Беседа о весне в подготовительной группе детского сада

Методика Шичида: за и против

Методы развития Шичиды, с одной стороны, подтверждены многолетними исследованиями японского профессора и имеют некоторые точки соприкосновения с другими методиками.

А с другой – любые обещания развить экстрасенсорные способности, интуицию и прочие «эфемерные» материи зачастую воспринимаются как обман.

Однако, независимо от вашей позиции на тему ясновидения, отрицать методику профессора Шичида не стоит.

Однозначными плюсами методики являются: упор на любовь и гармоничные отношения родителей и ребенка; стремление наполнить жизнь малыша разнообразными и интересными для него заданиями; наличие системы, облегчающей ежедневные занятия с ребенком; отсутствие у взрослых цели как можно скорее научить кроху читать и считать, т.е. развить у него академические навыки.

К недостаткам метода можно отнести уже упомянутые выше предположения автора о развитии сверхспособностей – не всем они нравятся. Однако кого-то именно эта часть методики Шичида и привлекает. А упражнения типа «Шар энергии», кажущиеся некоторым излишне магическими, можно сравнить с любыми другими детскими играми, где малыш просто тренирует воображение.

Некоторым в методике не нравится пункт о показывании огромного количества карточек, которые должны быть постоянно разными. Действительно, если следовать методу Шичиды досконально, распечатывание тысяч карточек может представлять проблему. А показ изображений на компьютере не слишком полезен для зрения малыша.

В любом случае, мамы, использующие методику Шичида в занятиях с детьми, отзываются о ней с восторгом.

Они рассказывают о блестящих успехах своих малышей, имеющих хорошую память, рано начинающих говорить и с легкостью осваивающих чтение и счет.

Можно ли считать это заслугой методики или же самих мам – сложно сказать. Одно можно утверждать наверняка: общение с ребенком, игры с ним и занятия точно не пропадут даром.

Непосредственно о самих занятиях по методике Шичиды речь пойдет в следующей статье – Методика Макото Шичида: план занятий, игры и упражнения.

Специально для lovingmama.ru

Источник: http://LovingMama.ru/article/1021-metod-shichidy

Методика раннего развития Макото Шичиды

5 Декабря 2016

Методика Макото Шичида (теория). Суть методики. Типы упражнений. Как правильно проводить занятия.

Если о методиках раннего развития Глена Домана, Марии Монтессори, Бориса Павловича и Лены Андреевны Никитиных знает почти любая продвинутая мама, то о принципах и системе занятий японского профессора Макото Шичиды известно далеко не всем.

Специализированных школ, так же как и литературы, в России пока очень мало (если быть точнее — на русском языке одна авторская книга сомнительного перевода, а в Москве не так давно открылся единственный центр, проводящий занятия).

Но, несмотря на информационные трудности, популярность методики растет с каждым днем. Итак, что же она из себя представляет и на каких принципах основана?

Суть методики Макото Шичиды

Макото Шичида считает, что любой ребенок может стать если не гением, то талантливым во всем человеком это точно. Главное — правильно развивать его мозг. Притом начинать нужно не с запоминания букв, цифр и другой информации, за которую отвечает левое полушарие. Все это можно сделать и в 4, и в 5 и даже в 6 лет — оно активно развивается всю жизнь.

Главное, чему нужно научить ребенка до достижения им трехлетнего возраста — это активно и правильно использовать все чувства — зрения, обоняние, осязание, вкус и слух. Именно этому способствует развитие правого полушария мозга, отвечающего за все интуитивное и бессознательное.

Однако не стоит думать, что Макото Шичида предлагает вовсе отказаться от академического образования. Оно «возьмет свое», так как после трех лет левое полушарие развивается куда более активно. А вот правое как раз наоборот, затормаживается и перестает быть доминирующим. Именно поэтому так важно, чтобы оно успело получить максимум информации в течение первых трех лет жизни ребенка.

Результатом и итогом занятий по методике, предлагаемой Шичидой, является равномерное развитие обоих полушарий мозга. Люди, которым удалось добиться этого, в дальнейшем легко запоминают большие объемы информации, анализируют ее, выделяют важное.

Кроме того, они успешны в музыке, спорте и многих других отраслях. Чудо? На самом деле, если верить Макото Шичиде, нет. Достаточно во время и правильно развить мозг ребенка, и тогда он будет обладать если не суперспособностями, то талантами уж точно.

Принципы, на которых основана методика Макото Шичиды

Основных принципов, на которых базируется методика Макото Шичиды, не так много. Если сформулировать кратко, то они будут звучать так:

  • любой ребенок с рождения обладает задатками гения;
  • первое, что способствует успешному обучению — любовь родителей и благоприятный климат в семье;
  • в первые годы жизни важно максимально развить все органы чувств ребенка;
  • в раннем возрасте необходимо уделять внимание развитию не левого, как это обычно делается, а правого полушария мозга — оно доминирует всего лишь до трех лет;
  • то, насколько занятия будут успешными, напрямую зависит от их систематичности и последовательности.

Вот, в принципе, и все. Вроде бы все просто, но одновременно сложно, так как кардинально отличается от большинства существующих методик раннего развития, предлагающих с самого рождения делать упор именно на «академические» знания, умения и навыки.

Методы развития Макото Шичиды

Итак, какие же основные методы предлагает использовать японский профессор для того, чтобы без каких-либо сверхусилий воспитать из ребенка гения?

  1. Доброжелательная обстановка во время занятий. Макото Шичида уверяет, что только теплая и уютная атмосфера способствует тому, чтобы ребенок быстро и эффективно развивался. Именно поэтому в своих книгах он настаивает на проведении занятий в микрогруппах (не более шести человек) и в присутствии одного из родителей.

    Ведь только с ними малыши будут чувствовать себя комфортно и в безопасности. А это, в свою очередь, способствует развитию уверенности и стимулированию мозговой деятельности. Если вы решили проводить занятия по методике Шичиды самостоятельно, то помните — главное показать ребенку, что вы его любите и цените.

  2. Занятие должны проводиться исключительно тогда, когда у ребенка хорошее настроение. Без желания и соответствующего настроя ничему научиться, если верить Макото Шичиде, невозможно.
  3. Регулярность и допустимая длительность занятий. То, что занятия должны проходить регулярно и по расписанию — это понятно.

    Ребенка, несмотря на развитие интуитивных способностей, все же нужно дисциплинировать. А вот длительность их должна быть строго регламентирована — не менее 30 (для совсем маленьких детей) и не более 50 (для детей постарше) минут.

  4. Правильный настрой — залог успеха.

    Если верить японскому профессору, то занятие пройдет с пользой только тогда, когда ребенок правильно на него настроится. Сделать это не сложно — можно послушать альфа-музыку (например Шум океана) и сделать дыхательную гимнастику. Что касается альфа-сигналов — это вибрации, отвечающие за интуицию, телепатию и ясновидение. Маленькие дети, в отличие от взрослых, отлично могут их считывать.

    По крайней мере так считает Макото Шичида.

  5. Занятия должны быть динамичными и разнообразными. Шичида предлагает давать детям небольшие, несложные задания (на их выполнение должно уходит 1-2 минуты), охватывающие весь спектр восприятий. Главное, чтобы для ребенка они были интересными и посильными.
  6. Занятия не приносят моментального эффекта.

    Занятия по методу Шичиды приносят эффект, но не сразу. Он будет виден после того, как ребенок пойдет в школу. Профессор считает, что информация в правом полушарии откладывается в «дальний ящик» и извлекается оттуда при необходимости. Следовательно, чем больше ее, тем больше ситуаций и проблем, которые уже повзрослевший человек сможет решить без труда.

Типы упражнений по методике Макото Шичиды

Для успешной реализации своей методики Макото Шичида предлагает проводить с детьми следующие типы упражнений.

Варианты упражнений для каждого типа заданий.

  1. Дыхательные упражнения. Перед любым занятием, а иногда и в ходе него, ребенок должен расслабиться. Именно в таком состоянии правое полушарие мозга получает большее количество информации. Для этого идеально подходят дыхательные упражнения.
  2. Упражнения на развития образного мышления. Делятся на три типа: шар энергии, когда ребенок концентрируется и представляет, что в его руках — энергетическая сила в виде шара; воспоминания и фантазия. В любом случае, ребенку приходится что-то воображать и, так или иначе, мыслить образами.
  3. Упражнения на развитие памяти и внимания. Их можно проводить с карточками или предметами. Главное — сначала показать ребенку какой-то набор, а затем убрать из него один из элементов.
  4. Конструирование. Например, сбор из лего-деталей предмета по образцу. В дальнейшем ребенок сам сможет создавать проекты, возможно и грандиозные.
  5. Упражнения на внимательность. Например, найти отличие между картинками. В ходе таких занятий ребенок должен научиться «вникать в детали».
  6. Сбор разрезных картинок. Сначала это могут быть изображения из двух частей, затем более сложные. По сути, это аналог пазлов. Кстати, вполне можно использовать и их.
  7. Упражнения на развитие телепатических способностей. Суть их заключается в «передаче своих мыслей» ребенку. Он должен угадать что-то, задуманное вами. Макото Шичида считает, что все дети в возрасте до трех лет обладают телепатическими способностями. И если их развивать, то они сохраняться и в будущем.
  8. Упражнения на развития ясновидения. Это, в отличие от телепатии, «чтение» не чьего-то потока мыслей, а глобальной информации. Например, воспроизведение наугад карточек, которые лежат рубашками вниз.
  9. Упражнения с мандалами. Круглые разноцветные узоры — ноу хау методики Шичида. Занятий с ними, способствующих развитию правого полушария мозга, довольно много.
  10. Сетка памяти. Если выдать ребенку несколько карточек с картинками, а затем показать на несколько секунд их расстановку в определенном порядке, то со временем он научится их воспроизводить. Так развивается один из главных человеческих навыков — память. Также методика предполагает другие упражнения, направленные на ее развитие. Практически все они связаны с карточками.
  11. Упражнения на развитие слуха. Это может быть прослушивание классической музыки, или просто игры с современными гаджетами.
  12. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Это могут быть лабиринты или даже традиционная сортировка крупы.
  13. Упражнения на развитие цветовосприятия. Начинать их следует с карточек, а затем переходить на настоящие краски.
  14. Упражнения с запахами. На занятиях ребенок должен непременно знакомиться с запахами. Нюхать можно привычные ароматы или что-то необычное. в любом случае, необходимо обсуждение почувствованного.

Подробный план занятий по возрастам.

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/development/metodika-rannego-razvitiya-makoto-shichidy.html

Все дети рождаются гениями: методика Макото Шичиды

Методика обучения и развития детей раннего возраста японского профессора Макото Шичиды получила широкое распространение во всем мире и набирает все большую популярность у нас.

С одной стороны у нее много общего с известными в России методиками, а с другой — есть явное отличие: профессор убежден, что у детей в в раннем возрасте можно развить экстрасенсорные способности, интуицию, абсолютный слух, способность к языкам и фотографическую память.

Флеш-карточки — важная составляющая методики. Фото с сайта

На сегодняшний день существует множество методик раннего развития, которые применяют в своей деятельности многочисленные развивающие центры. Коротко напомним о наиболее популярных.

Основные методики детского развития — Вальдорфская педагогика, целью которой является воспитание ребенка, сообразно с темпом его развития, его личностными особенностями; — методика Марии Монтессори ориентирована на самостоятельное развитие ребенка в специально созданных условиях, воспитание в нем потребности к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию; — методика Глена Домана, в которой приоритетным направлением является опережающее обучение, интенсивное развитие мыслительной деятельности с использованием наглядности; — методика Сесиль Лупан следует принципам методики Глена Домана, выделяя приоритет игровой деятельности в обучении ребенка;

 — методические подходы Жана Ледлоффа, который считает, что развитие ребенка в первую очередь должно быть природосообразным.

Что же интересного и важного в методике Макото Шичида?
Данная методика пока не получила широкого распространения и признания в отечественной образовательной практике, но уже
первые шаги в использовании подходов профессора Шичиды в центрах раннего развития позволяют утверждать, что у данной методики большое будущее. Результаты работы с малышами очевидны и устойчивы. Так что же мы знаем о профессоре и его методике?

Макото Шичида (1929–2009) — японский профессор, член Международной академии образования. Фото с сайта.

В 1998 году Макото Шичида был удостоен Всемирной премии мира за вклад в исследования головного мозга. Его методика пользуется огромным спросом за рубежом — открыто более 460 центров в Японии, Таиланде, Сингапуре, США.

В основе его методики лежит утверждение, что развитие правого полушария мозга, отвечающее за творчество, предоставляет безграничные возможности для развития интеллекта и памяти ребенка раннего возраста.

Профессор Шичида изучал головной мозг человека более 40 лет и пришел к выводу, что левое и правое полушария обладают разнымивозможностями. Первое имеет краткосрочную память, постоянно «стирает лишнее», но способно обрабатывать информацию с большой

скоростью. Второе — своеобразный архив, в который попадает все, что хотя бы краем глаза видел человек.

Вразрез с общепринятой доктриной Макото Шичида утверждает, что у детей до 6 лет доминирует правое полушарие. В этом есть существенные плюсы.

Если левое полушарие постоянно избавляется от старой информации, то в правом полушарии ничего не исчезает бесследно. Оно является своеобразным архивом хранения информации.

Более того, заимствуя термины из музыковедения, профессор определяет темп работы левого полушария как adagio (медленно), а правого полушария — как prestissimo (очень быстро).

Интенсивное развитие в раннем возрасте правого полушария посредством зрительных образов будет способствовать становлению у ребенка способности к интуиции, фотографической памяти, моментальному счету, изучению языков.

В настоящее время по методике раннего развития Макото Шичида в Японии уже действует около 500 развивающих детских центров, из них более 400 основал сам Шичида. В учебных заведениях, работающих по методике Шичида, учатся дети от 6 месяцев до 6 лет. Именно этот возрастной диапазон автор считает оптимальным для обучения по своей системе.

Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали.

И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития.

Принципы методики Макото Шичиды — все дети рождаются гениями; — крайне важна крепкая связь между родителями и ребенком; — доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения; — стимулирование детей должно проводиться при участии всех пяти органов чувств;

 — повторение и последовательность являются ключом к успеху в обучении.

Участие родителей является ключом к успеху Чтобы помочь ребенку достичь своего максимального потенциала, родители должны четко выполнять предлагаемые в ходе деятельностизадания. Ведь тренировка и развитие мозга является непрерывным процессом, который требует постоянного внимания со стороны родителей, особенно дома.

Упражнения с участием родителей на развитие воображения:

 — представить себя очень-очень маленьким; — представить себя каким-то животным (кошечкой, зайчиком, птичкой и т.п.). Фантазировать должен ребенок, а не мама, поэтому задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета глаза у кошечки? А шерстка? Куда кошечка пошла гулять? Кого встретила по дороге?»; — представить себя неодушевленным предметом, например стулом или шкафом. Ощутить себя легким, как перышко, или тяжелыми твердым, как бревно. Дети благодаря таким заданиям учатся визуализировать цвет и форму, «слышать» звук, чувствовать по памяти запах, вкус, осязательные ощущения; — попросить малыша показать, как его любимый персонаж или игрушка кушает, играет, спит, гуляет. С детьми постарше можно пофантазировать вместе: «Представь, что мы вышли из дома и пошли / поехали / поплыли на лодочке в гости к бабушке. Кого мы встретили? Чем бабушка нас угостит?»; — вспомнить события вчерашнего или какого-либо интересного дня (день рождения, день встречи Нового года, выходной, когда вывсей семьей ездили в лес или парк). Маленькому — рассказываете вы, ребенку постарше — задаете наводящие вопросы, дети 3–4 летобычно охотно делятся воспоминаниями сами; 

— использовать изображения: посмотреть на картинку, закрыть глаза и представить ее. Постараться максимально подробно описать образ, возникший в голове.

Насколько методика соответствует требованиям ФГОС ДО?Смысл методики заключается не столько в специфике предлагаемых заданий и даже не в том, насколько успешно ребенок способенэти задания выполнить, а в регулярной смене деятельности, что полностью соответствует требованиям федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и большинства образовательных программ для детей дошкольного

возраста. Во время занятия происходит смена примерно 15–25 видов деятельности. Таким образом, не возникает противоречий с исследованиями отечественных ученых в области развития ребенка, с нормативными требованиями, с требованиями, предъявляемыми родителями к системе российского образования.

Однозначными плюсами методики являются: упор на любовь и гармоничные отношения родителей и ребенка; стремление наполнить жизнь малыша разнообразными и интересными для него заданиями; наличие системы, облегчающей ежедневные занятия с ребенком; отсутствие у взрослых цели как можно скорее научить кроху читать и считать, то есть развить у него академические навыки.

Международное признание заслуг в области психологических исследований профессора Макото Шичиды, широкое признание эффективности предлагаемой им методики за рубежом являются достаточными основаниями для рекомендации его методической системы к внедрению в практику отечественного образования (Белинова Н.В., Белова Ю.О. «Обучение и развитие детей раннего возраста по методике Макото Шичиды», — Журнал «Практика управление ДОУ» 2017, №1, с.18).

Источник: https://medium.com/direktoria-online/makoto-shichida-216129adb9a1

Методика раннего развития Макото Шичида

«Все дети рождаются гениями!» — утверждает профессор Макото Шичида, создатель методики раннего развития. И только от родителей и воспитателей зависит, сможет ли он использовать все скрытые в нем способности и реализовать свои таланты.

Методика раннего развития Макото Шичида – самая популярная в современной Японии.

Сегодня в Стране восходящего солнца действуют уже 500 развивающих детских центров, работа которых основана на принципах системы раннего развития Макото Шичида.

Методика основана на стимуляции детского мозга и развитии у ребенка особенных способностей.

Ученый считает, что сразу после рождения и до трех лет мозг ребенка – это накопитель информации на всю остальную жизнь. Ребенок в этот период переполнен жаждой знания, он обрабатывает огромные объемы информации, с легкостью овладевает иностранными языками и множеством навыков.

Задача родителей и педагогов не потерять время, а стимулировать все пять органов чувств малыша и обеспечивать потребности для его развития. Шичида считает, что чем раньше начинать занятия с ребенком, тем больше возможностей перед ним откроются в будущем.

Лучшие методики раннего развития строятся на внимании к ребенку, к его потребностям и чувствам. Также построена и система Шичида. Ее основные принципы:

— все дети рождаются гениями;- крепкая связь между родителями и ребенком – основа воспитания и развития;- доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;- стимулирование детей должно проводиться при участии всех пяти органов чувств;- последовательности и повторение – главное в обучении.

Многие современные методики раннего развития предлагают родителям активно участвовать в занятиях с малышом, система Шичида – настаивает на этом. Присутствие одного из родителей, его увлеченность процессом наравне с малышом обеспечивает успех занятия.

Основным плюсом методики является максимальное раскрытие потенциала ребенка. Занимаясь по методике, Шичида ребенок знакомится с  алфавитом, начинает читать, писать, узнает цифры, поет, рисует, развивает память и воображение – и все это легко, все в игровой форме. Очень популярны у родителей флеш-карточки Шичида —  карточки с рисунком (например, волк, коза, кошка, снегирь и т.п.), которые можно приобрести, а можно сделать своими руками. Когда ребенок смотрит на рисунок, работает правое полушарие. Когда мама или папа проговаривают название изображения — левое. А так как правое полушарие отвечает за фотографическую память, то вскоре ребёнок запомнит эти карточки, что поможет ему в будущем овладевать любыми знаниями в любом объеме.

Еще одной популярной игрой является мандала, но ее можно заменить на обычную раскраску. Несколько секунд ребенок смотрит на цветной рисунок, а затем получает такой же, но – черно-белый. Задача малыша – раскрасить картинку точно так же, как предыдущую.

В занятиях с ребенком по методу Шичидо нельзя забывать о физическом развитии. Положите на пол веревочку или скакалку и пусть малыш пройдет по всем ее изгибам. Это не так просто, как кажется! Зато прекрасно развивается координация, внимательность, общая моторика.

К минусам методики Шичидо можно отнести огромное количество подсобных материалов (к примеру, тысяча флеш-карточек), методика объемная и достаточно трудная для родителей – непедагогов.

Кокорева Ксения
Возможно Вас также заинтересует:

 Как выбрать нарядное платье для девочки [Выбирай]
 Устами младенца. 9 месяцев [Развивайся]
 Детский адвокат [Развивайся]
 Еще раз о конструкторах [Играй]
 Пункты проката лыж, коньков, сноубордов в Оренбурге [Город для детей]

Источник: http://mamy-papy56.ru/publ/razvitie_rebenka/metodika_rannego_razvitija_makoto_shichida/2-1-0-38

Методика Макото Шичиды

О методике макото шичиды

Макото Шичида

Основа методики – это воспитание детей с добротой в сердце и развитие их талантов. Методикой профессора Макото Шичиды за 30 с лишним лет занимается более 300 тыс.человек.

Методика был создана Макото Шичидой – ведущим деятелем раннего развития детей в Японии и основателя правополушарных занятий. 60 лет назад, будучи студентом и педагогом, он встретил школьника, который не мог запомнить ничего дольше 5 минут.

Это подтолкнуло профессора задать простой вопрос: «Являются ли способности человека врожденными или приобретенными?». Это авторская теория и ее результаты известны во всем мире как «Выявление природных способностей по Методике Макото Шичиды».

Данная методика получила активное распространение в других странах, благодаря сильному желанию владельцев образовательных центров перенять успешный опыт.

Преимущества методики Макото Шичиды и структура занятий

Методика Макото Шичиды популярна в Японии, Китае и других странах Азии, в США, Канаде. В России данная методика находит все большее применение благодаря своей высокой эффективности. Профессор Макото Шичида предлагает раскрывать в ребенке таланты и развивать его разносторонне.

И начинать тренировать мозг с самого рождения. Если не тренировать мышцы, то они станут дряблыми. Также и с мозгом, он нуждается в регулярной подпитке. И, если не тренировать правое полушарие, то его возможности значительно снизятся.

Главная мысль в том, что у ребенка с рождения есть огромный потенциал, который нужно вовремя поддержать и раскрыть, иначе он исчезнет.

Правое полушарие – образное, хранит информацию как архив, запоминает все, что видел человек, для активизации важна быстрота показа материала. Левое полушарие – логическое, но информация периодически стирается, необходимо медленное неоднократное донесение материала.

С развитием ребенка связи между полушариями уменьшаются.

Макото Шичида предлагает обеспечить для детей возможности по закреплению данной связи, а также предоставляет ряд техник по развитию правого полушария мозга, которое доминирует у детей до 6 лет, таким образом не нарушая их естественного гармоничного развития, и все это через любовь и взаимное уважение.

Что это дает:

  • Развитие фотографической памяти.
    В отличие от обычной памяти, фотографическая память фиксирует изображение любой сцены жизни, книжной страницы, лица (любой информации, которую можно воспринять зрительно) точно так же, как это делает фотоаппарат. При этом несущественные детали не удаляются, изображение не меняется с течением времени, а ранние изображения не вытесняются новыми. Можно сказать, что память «считывает» изображение так, как если бы оно находилось перед глазами каждый раз, когда вы пытаетесь вспомнить. Также фотографическая память может хранить тысячи разных изображений абсолютно нетронутыми, независимо от прошедшего времени. Теоретически, человек, обладающий такой памятью, может хранить целый архив документов и книг в голове – и использовать его в любое время. Если представить фотографическую память на линии графика с двумя противоположными концами, то на одном из них расположилась бы амнезия, а на другом фотографическая память.
  • Необыкновенные вычислительные способности.
    Это возможности быстрого счета — умение складывать, вычитать, умножать, делить многозначные числа в уме за считанные секунды.
  • Скорочтение.
  • Лингвистические способности.
    Дети способны к изучению нескольких языков одновременно, что дается им значительно легче, чем взрослым.
  • Музыкальный слух.
    Шичидо говорит о возможности развития абсолютного слуха при своевременном старте занятий.
  • Развитие интуиции и телепатии.
  • Раскрытие творческого потенциала.

Занятия по методике Макото Шичиды включают в себя короткие задания, игры по 3-5 минут. Таким образом, внимание ребенка не рассеивается, интерес сохраняется, продуктивность повышается.

Примерная структура занятий:

  1. Настройка на занятие (Pre-lesson) .
    Это переключение мозга ребенка с левополушарного на правополушарное путем релаксации, что делает обучение для ребенка значительно легче и эффективнее. Используются методикаы альфа-релаксации, дыхания, методика настроя «5 минут», шар энергии, образная тренировка.
  2. Воображение (Imaging).

    Это способность сознания создавать образы, идеи; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Используются методикаы представлений себя кем-то / где-то, фантазирования целых историй, сказок, запоминание образов.

  3. Тренировка фотографической памяти: похожие картинки (Photo memory).

    демонстрация слайдов (Flashcards), цепочка памяти (Linking Memory), сетка памяти (Memory Grid).

    • Показ карточек на различие (например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок, а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел).

    • Демонстрация четких изображений (предпочтительнее на белом фоне) в очень высоком темпе, что позволяет активировать правое полушарие мозга. Одни и те же наборы карточек показываются не ранее, чем через три месяца и не более трех раз. Ребенок учится в быстром темпе воспринимать образ, речь, развивая фотографическую память.

    • Техника по запоминанию больших объемов информации через связывание слов. Перед ребенком раскладываются карточки и одновременно поочередно описывается нелогичная история, что позволяет легче запоминать информацию и при этом не связывать слова и смыл, развивать фантазию.
    • Задание по запоминанию месторасположения картинки.

      Детям выдается небольшой разлинованный лист в виде сетки, в ячейках располагаются карточки с изображением, на запоминание которого дается несколько секунд, после чего карточки смешиваются, и детям надо по памяти восстановить их, правильно расположив в ячейках.

  4. Мандала (Mandala).

    Мандала — это схематическое изображение, которое не содержит фактически никакой информации, кроме геометрических форм, симметричное, и поэтому не отвлекает на поиск баланса и логики изображения. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры.

    Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена.

  5. Танграмы (Tangrams)
    Танграм развивает детей по нескольким направлениям, влияет на восприятие, воображение, внимательность, память и многое другое. Дети создают картину, используя танграмы или другие пазлы.

    Схемы нарисованы на листе, и дети должны найти правильные куски танграм для создания соответствующей фигурки.

  6. Интуиция и ясновидение (ESP Games)
    Развитие «шестого чувство», которое присутствует у детей и отключается, если не находит своевременного применения.

  7. Cкорочтение (Quantum Reading)
    Чтение разнообразной литературы и скоростное чтение (в 2,3,4 раза быстрее обычного).
  8. Распознавание количества (Quantity Recognition) и Запоминание чисел (Number Memory)
    Преподавание количества с помощью показа красных точек на карточках, изображений животных / цветов / бабочек и пр. Соотнесение с числами.

  9. Моторика и сенсорика
    Игры на моторику (пересыпания – переливания, шнуровка, магнитная рыбалка и др.) и на сенсорное восприятие (предмет на ощупь, сортировка по цвету, форме, лото и др.)
  10. Занятия на цветовосприятие, интеллект, ассоциативное мышление, творческие занятия.
    Различные игры-задания после основного блока.
  11. Крепкие 8-секундные объятия.

    Вы должны не просто приобнять ребенка, а крепко обнять и держать в ваших объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь тут же дойдет до сердца ребенка.

Профессор Шичида уделяет внимание не только правому полушарию, но и левому, говорит о необходимости разностороннего гармоничного развития. Особенно большое значение Макото Шичида придает любви между родителями и ребенком. Любовь — это главный элемент в воспитании детей.

По мотивам книги «Малыши – гении Макото Шичиды»

Помощь ребенку в воспитании целостной личности во всех аспектах его разнообразной жизни

Метод М.Шичиды нацелен на то, чтобы подготовить детей к их насыщенной жизни с поддержкой родителей в 4х аспектах воспитания: интеллектуальном развитии, нравственном воспитании, физической культуре и правильном питании.

Интеллектуальное развитие – увеличивать способности детей через приобретение знаний.

Нравственное воспитание – сформировать у детей моральные представления, воспитать нравственные чувства, включающие любовь, эмпатию, уважение и др.

Физическая культура – превратить ежедневную рутину в увлекательные занятия через правильно подобранные упражнения.

Правильное питание – этот аспект помогает детям быть здоровыми путем полноценного питания, полезного для их организма.

Воспитание детей часто стоит на трех столпах: физическом, интеллектуальном и нравственном. Профессор Шичида добавляет полноценное питание. Неправильные привычки в питании затрагивают физическое и душевное здоровье.

Это делает фундамент обучения нестабильным и становится сложнее улучшать показатели. Когда дети здоровы и счастливы, то каждый ребенок чувствует мотивацию и будет показывать положительные результаты.

И когда ребенок ощущает отдачу, приобретает уверенность в себе, то и обучение становится увлекательным. Желание ребенка познавать новое увеличивается.

Раннее развитие в самом младенчестве играет важную роль в построении фундамента. Когда предоставляется подходящий стимул на протяжении золотого периода (до 3 лет) и наполняются отношения между родителями и детьми любовью, то это позволяет ребенку показать феноменальное развитие врожденных способностей.

Вот почему мы верим, что важно обойти трудности, связанные с запоминанием информации в шаблонах стандартного образования, и заменить их с «философии ума» на «Философию сердца». Помогая, таким образом, ребенку приобрести богатый опыт, здоровое тело, правильные привычки в питании и способности к сопереживанию.

Становление целостной личности для развития доброты в сердце

Левополушарное развитие теоретически контрастирует с чувственным правополушарным, которым руководит симпатия, любовь. Чтобы вырастить любознательного ребенка, необходимо развивать левое и правое полушария сбалансировано.

Однако, если не будет достаточно приемлемого развития в младенчестве правополушарных способностей, то с годами все сложнее будет их использовать. Когда ребенок вырастет, значительные усилия будут направлены на раскрытие этих способностей.

Методика Макото Шичиды направлена на обеспечение развития целостной личности, подчеркивает при этом важность развития доброты в сердце. Данная беспрецедентная методика продолжает распространяться не только в Японии, но и по всему миру.

Важный взгляд на работу мозга при раннем развитии

Право полушарие впитывает большое количество информации за короткий период времени, может надолго запоминать и воспроизводить вещи, увиденные за мгновение, не забывает ничего, отвечает за фантазию, активизируется в расслабленном состоянии, отвечает за внимательность.
Левое полушарие запоминает постепенно, воспроизводит через речь, необходимо время для запоминания и восприятия, отвечает за логичность, неусидчивость, напряжение.

Вышеописанное показывает, что правое полушарие может переработать большой объем информации за короткий промежуток времени. Левое полушарие, известное как языковой мозг, постепенно запоминает информацию.

Правое полушарие, известное как образное мышление, запоминает информацию через образы. Также оно контролируется сопереживаниями, идеями.

Если правое полушарие активируется в младенчестве и наполняется любовью, то ребенок вырастает счастливым и с невероятной памятью.

Знаете ли вы, что у мозга есть периоды роста?

Мозг растет, получая раздражители, но фундамент этой схемы устанавливается до 3 лет. Большинство зон строится к 6 годам. Другими словами, необходимо обеспечить разнообразное поощрение для роста мозга в течение этих стадий. Также мы можем охарактеризовать это как «Закон угасающих возможностей».

Детский мозг имеет чудесный удивительный потенциал к впитыванию информации. Когда дети маленькие, эти способности еще больше. Другими словами этот закон гласит «Чем раньше, тем лучше». Способности имеют потенциал для расцвета. С годами этот потенциал постепенно
угасает.

Но, если вы будете стимулировать ребенка с ранних лет, то возможно ускорить развитие этих способностей. Правое полушарие – это ключ для того, чтобы раскрыть в младенческом потенциале эти гениальные способности. Любовь – это необходимый элемент для раскрытия способностей.

Правополушарное развитие включает любовь и доброту, и это основа для духовности.

    Пирамида

  1. Плод (внутриутробно) – безграничные возможности
  2. 0 -3 – невероятные к усвоению способности
  3. 3-6 – супер способности через игру и интерес
  4. 6-8 –если начинать с этого возраста, то нужны большие усилия для развития врожденных способностей

Какими растут дети по методике М.Шичида

6 простых пунктов о воспитании по методике М.Шичида:

  1. Достаточно ли вы хвалите сильные стороны вашего ребенка? («Хвалите!»)
    Хорошее воспитание детей включает в себя похвалу, одобрение со стороны родителей. То, как ребенок себя выражает, будет меняться от этого простого факта. Не акцентируйтесь на слабостях вашего ребенка.
  2. Удовлетворены ли вы тем, какой сейчас ваш ребенок?
    То, каким ребенок является в настоящем, это неокончательная форма. Поймите, что ваш ребенок растет. Всегда помните, что ваш ребенок проходит период взросления.
  3. Может вы бессознательно думаете, что ваш ребенок заурядный, посредственный, такой как все? («Верьте!»)
    Если вы оцениваете своего ребенка по возрастным стандартам, вы будете не удовлетворены и в недоумении, почему у него не получается делать те или иные вещи. Старайтесь смотреть на все с точки зрения вашего ребенка. Осознайте, что его способности экстраординарны и обращайтесь к нему с любовью и добротой. Не будьте перфекционистом.
  4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
  5. Может быть вы стремитесь сделать из вашего ребенка отличника?
    Никогда не делайте приоритетом академические достижения. Конечно, учеба это значимо, но, неважно насколько развит мозг, если ребенок фокусируется только на себе. Начните с обучения ребенка основам «что такое жить» и «жить с чуткостью к ближнему».
  6. Родители часто желают для своих детей достижения более высоких результатов, нежели те, которые они показывает в настоящий момент.
    Если вы принимаете ребенка таким, каков он есть, с посылом: «Я счастлив от того, что ты есть у меня», то ребенок начинает показывать еще лучшие результаты. Смотрите на вашего ребенка, как на уникального.

Источник: shichidaeducation.com

Группа: не более 6 человек, для детей от 0 до 4 лет Вторник, четверг (точное время, пожалуйста, уточняйте по телефону)

Занятия проходят мама + малыш, блоками, по 3-5 минут каждый, общая продолжительность 45 минут. Блоки охватывают структуру по Шичиде, географию, что позволяет окунуться в атмосферу другой страны, все это в игровой форме, рассчитанной на самых непоседливых малышей.

Источник: http://www.cleverkidsufa.ru/metod-makoto-shichidy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector