Рассказы о природе пришвина для младших школьников 2 класса

Рассказы о природе Пришвина для младших школьников 2 класса

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом.

Читать дальше

Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка. Тогда я заметил, что ветер несет на меня опилки и они тут же ложатся дорожкой в направлении ветра

Значит, в той стороне, откуда был ветер, кто-то работал над сухим деревом.

Я пошёл на ветер по этой белой дорожке опилок и скоро увидел, что это две самые маленькие синицы, гайки — сизые, с чёрными полосками на белых пухленьких щёчках, — работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в гнилой древесине. Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.

Читать дальше

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отвертывалась. Позвали меня.

– Лада, – сказал я, – надо поесть.

Она подняла голову и забила прутом. Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.

– Кушай, Лада, – повторил я и подвинул блюдце поближе.

Она протянула нос к молоку и залакала.

Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

Расскажу случай, который был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы. Я и питался все время гречневой кашей. Вот, бывало, прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю;

— Кашки хочешь, дурашка?

Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой: “Кашки хочешь, дурашка?”, он сказал бы: “Хочу”.

Читать дальше

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.

Читать дальше

Было высказано скромное желание оживить общественную жизнь вопросами быта, и по всему литературному фронту пошло: Троцкий сказал, Троцкий сказал…

Я слышал от писателей, которые называют себя «бытовиками», что будто бы и нет никакого еще у нас быта: милиционера, например, нельзя теперь описать, как раньше городового: сегодня он милиционер, а завтра заведующий отделом МКМ (Московское купоросное масло).

Читать дальше

Пришел ко мне Федор из Раменья, промысловый охотник. Раменье недалеко от Москвы, всего несколько часов, и все-таки сохранились тут настоящие промышленники, всю зиму только и занимающиеся охотой на лисиц, зайцев, белок и куниц. Занятые люди, и среди них этот Федор, по мастерству своему – башмачник, ему охота, конечно, невыгодна, да вот поди рассуди людей.

Федор прослышал, будто у нас лисиц много развелось, пришел ко мне проведать, привел своих собак, известных в нашем краю, один Соловей, другой называется вроде как бы по-французски – Рестон.

Читать дальше

В старые времена это было: теперь я старик, а был я тогда мальчишкой.

Земляки мои – большие любители перепелиного крика. Повесят себе, бывало, у окна лубяную круглую клетку с перепелом и наслаждаются, а тот-то разливается:

– Пить-полоть!

Не раз, проезжая рыбными рядами, видал я, как на утренней заре, обнажив волосатую грудь, слушает купец своего голосистого.

А тот-то старается! Вот как дует, что в соседнем железном ряду ведра звенят.

Читать дальше

Однажды колхозный мальчик Миша прочитал книгу о разных животных; особенно понравился ему рассказ об утятах, и ему самому захотелось написать рассказ о гусях. Недалеко был один колхоз, где на речке всегда бывает много гусей.

– Попробую! – сказал он.

И отправился по лесной зеленой дорожке к гусям.

Скоро нагнал его колхозник Осип.

Читать дальше

Ночью была метель, я несколько раз выходил на двор – все метет и метет. Казалось, назавтра никак нельзя думать о волчьей облаве. Но случилось так, что матерая пара волков задержалась до света на приваде. Их кто-то подшумел на темнозорьке, они вышли на озеро и сели в раздумье, куда им идти.

Начальник нашей волчьей команды, великан Федя, с своим помощником, кассиром из казначейства, Дмитрием Николаевичем, подсмотрели их, сели в кусты, и, когда волки тронулись в нежеланную сторону, выскочили, поднажали и так вогнали в наш лес.

Сытые волки недолго шли и улеглись недалеко от села, за коровьим кладбищем.

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

Источник: http://VseSkazki.su/avtorskie-skazki/m-prishvin.html?start=10

Классный час (2 класс) по теме: По страницам книг М.М.Пришвина

Классный час

По страницам любимых книг

(Литературная игра — путешествие по творчеству

М. Пришвина для младших школьников)

Выполнила:

учитель начальных классов

                                                        Колчина Вера Витальевна

 2011 – 2012 учебный год  

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя – натуралиста М.М.Пришвина; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: компьютер, книги с произведениями М.М.Пришвина, указатели « названия станций», конверты с буквами, жетоны, призы.

Ход мероприятия.

На доске:

Для рыбы нужна чистая вода –будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах разныеценные животные – будем

охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух,зверям – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину.

                                                                                       М.М.Пришвин.

Здравствуйте, ребята! Бывают ли на свете волшебники? Вы скажете: «Конечно, но только в сказках». А вот и нет. Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал, и с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил …Кто же был этот волшебник?

А был это хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин (показ фото писателя Слайд2). Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел. Пришвин писал так: «Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват».

Он учил любить свою родную землю, беречь её. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе —  вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину!  

Итак, ребята, мы отправляемся в путешествие по страницам книг Михаила Пришвина. Но путешествие не простое:  

                                         Мы сегодня поиграем,

Все загадки разгадаем.

А сейчас поторопитесь –

Hа  команды разделитесь.

Начинается игра,

В путешествие пора!

Первая станция — «Загадкино». Вам предстоит, как вы уже поняли, отгадывать загадки. Но загадки непростые. В них зашифрованы названия рассказов Пришвина.  Первая загадка:

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово дрозд-приятель!»

И ставит подпись…(Дятел)

Слайд3.

Правильно!  Так называется один из рассказов Михаила Михайловича Пришвина. Давайте его послушаем. Но будьте внимательны, в конце зададим вопросы. (Чтение рассказа вслух).

«Дятел»

Видел дятла: короткий – хвостик ведь у него маленький, летел,           насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек.

Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать.

И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

 Хорошо слушали? Тогда внимание – вопросы!

На каком дереве у дятла была мастерская? (БЕРЁЗА) (За правильный ответ вручается жетон).

С какого дерева была шишка в клюве дятла? (ЕЛЬ) (За правильный ответ вручается жетон).

Как повёл себя дятел (выбрать ответ):

а) выбросил новую шишку, чтобы освободить клюв и удалить старую шишку;

б) ничего не делал, сидел на ветке и смотрел по сторонам;

в) не выбрасывая новую шишку, освободил для неё место в развилине дерева, где у него защемляются шишки. А как он это сделал, мы узнаем из рассказа (чтение рассказа).

Следующая загадка: Под соснами, под ёлками

Лежит клубок с иголками.  (Ёж).

Слайд 4.

Про ежа у Пришвина тоже есть рассказ. Давайте послушаем. (Чтение отрывка из рассказа «Ёж»).

Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.

Мышей у меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажёг лампу, и — здравствуйте! — ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.

И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.

Читайте также:  Язык жестов: о чем может рассказать телодвижения собеседника?

Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу- какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:

'Зачем это ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.

 А что было с ежом дальше, вы сможете узнать, если прочитаете этот рассказ сами.

А теперь отправляемся дальше.

Следующая станция —  «Творческая». Каждая команда получит сейчас конверт с буквами. Ваша задача составить из них слово как можно быстрее. (Пока команды собирают слова, звучит весёлая музыка. Самая быстрая команда получает жетон).

        Слова у вас получились не простые. Это названия рассказов Пришвина. Первая команда, прочитайте своё название: «Филин».(Слайд 5) Этот рассказ о том, как ночной хищник — филин устроил в тихом лесу  переполох (чтение рассказа).

Вторая команда, прочитайте своё слово: «Лимон». Этот рассказ вовсе не о тех лимонах, которые мы покупаем в магазинах, а о маленькой собачке, которая держала в страхе всех обитателей дома директора совхоза, где жил Пришвин. Подробнее о лимоне в узнаете, если прочитаете рассказ.

А как называется следующий рассказ Михаила Михайловича Пришвина, нам скажет третья команда. «Силач». Что же это за силач, мы сейчас узнаем (чтение рассказа «СИЛАЧ»). Вот такой маленький рассказ, всего из двух предложений.

«Силач»

Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый свод с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет.

Так о каком силаче шла речь? (О грибе).

Ребята, перед вами закрыто слово, которое означает название птицы. Вот её описание из одноимённого рассказа Пришвина: «…

маленькая птичка с чёрным галстучком, в светло-сером, отлично натянутом платьице, живая, подвижная…» Эта птичка бегая, постоянно трясёт  длинным хвостиком. В давние времена задок у птиц называли «гузкой».

Вопрос: как же называется эта птица? (Слайд 6) (за правильный ответ вручается  жетон).

Путешествие продолжается.

 Третья станция — «Запоминайка». Сейчас, ребята, вы услышите рассказ. Но его нужно слушать очень внимательно. Ваша задача заключается в том, чтобы запомнить как можно больше животных, которые в нём упоминаются. Это могут быть звери, птицы, насекомые и т.д. Готовы? Тогда слушаем. (Чтение рассказа «Гости» и показ фото животных на мониторе компьютера). (Слайды 7-24)

«Гости»

Сегодня с утра стали собираться к нам гости. Первая прибежала трясогузка, просто так, чтобы только на нас посмотреть. Прилетел к нам журавль и сел на той стороне речки, в жёлтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать.

Ещё скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые, высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями. Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко.

Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц. Тогда все трясогузки помчались за ним, как комары. К трясогузкам присоединились вороны и множество птиц, стерегущих свои гнёзда, где выводились птенцы. У громадного хищника был жалкий вид: этакая махина – и улепётывает от птиц во все лопатки.

Неустанно куковала в бору кукушка.

Цапля вымахнула из сухих, старых тростников.

Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

Землеройка пискнула в старой листве.

И когда стало ещё теплее, то листья черёмухи, как птички с зелёными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели на голые веточки.

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

Гусь запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине, хвостом. А когда всё вымыл, всё вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, мокро сверкающий клюв и загоготал.

Гадюка просыхала на камнях, свернувшись колечком.

Лисица лохматая озабоченно мелькнула в тростниках.

И когда мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки и стали что-то клевать. И это были сегодня наши последние гости.

 Теперь возьмите листочки и карандаши и всей командой напишите, какие животные вам запомнились. Победит та команда, у которой этот список будет длиннее.(Слайд 25- музыка)

 (Команды по очереди  читают свои списки. За правильные ответы команды получают жетоны. Затем определяется победитель конкурса). ТРЯСОГУЗКА, ЖУРАВЛЬ, СКОПА, КОРШУН, ЛУНЬ, ВОРОНЫ, КУКУШКА, ЦАПЛЯ, ОВСЯНКА, ЗЕМЛЕРОЙКА, ГУСЬ, ЛИСА, ГАДЮКА, ПЧЕЛА, ШМЕЛЬ, БАБОЧКА.

Завершается игра,

Подвести итог пора!

(По количеству жетонов определяется победитель игры).

Вручаются призы.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/02/01/po-stranitsam-knig-mmprishvina

рассказы о природе (список авторов) — авторы рассказов о природе

Я в детстве не любила рассказы о природе. Лида тоже не любит. Но читать все равно надо( Тем более, возможно, мы просто не те рассказы читаем.Вот я составила для себя примерный список авторов, писавших о природе.

Рассказы о природе обычно маленькие, но их очень много, я в список внесла лишь некоторые, для примера. Для себя решила начать со сборников рассказов о природе, посмотрим, как пойдет.

А потом, возможно, и отдельных авторов начнем читать.

1. Мамин-Сибиряк Дм. Аленушкины сказки Воробьиные истории Светлячки Богач и Ерёмка. Приемыш.
2. Пришвин М. Лисичкин хлеб Зверь бурундук Ребята и зверята Про птиц и зверей
3. Чарушин Е. Рассказы про Томку, Тюпу, Пуньку и др.
4. Бианки В. Синичкин календарь Птичьи разговоры Лесные домишки Сова Рыбий дом Мастера без топора Про птиц и звере Наши птицы Как муравьишка домой спешил Мышонок Пик
5. Снегирев Г. Охотничьи истории Хитрый бурундук
6. Соколов-Микитов И. Лесные рассказы Год в лесу
7. Паустовский К. Похождения жука-носорога. Заячиь лапы. Прощание с летом
8. Сахарнов С. Рам и Рум В гостях у крокодилов Дельфиний остров Кто живет в теплом море Сказки из дорожного чемодана
9. Чаплина В. Фомка- белый медвежонок Как заяц в лесу живет Мои питомцы Забавные животные
10.Сладков Н. Лесные сказки Лесной календарь Лесные тайнички Бюро лесных услуг Весенние радости
11. Житков Б. Беспризорная кошка Мангуста Что бывало Как я ловил человечков
12. Коваль Ю. Алый Заячьи тропы Полынные сказки
13. Аракчеев Ю. Сидел в траве кузнечик Кто они такие
14. Скребицкий Г. Лесной голосок Длиннохвостые разбойники
15. Шим Э. Приключения зайца Муравейник Жук на ниточке Утка в бутылке
Толстой Л., Ушинский К., Даль В. и др.

Сразу скажу, что читала я не все из этого, точнее, многое читала в детстве и не помню. Буду рада советам/дополнениям. И еще — хочу выделить у этих писателей рассказы о животных с элементами приключения, как Кот-ворюга, Мышонок Пик. Эти Лиде должны понравиться. И еще мне очень понравилась книга Н. Павловой Желтый, белый, Лиловый — может, посоветуете что-то типа этого? О насекомых, растениях

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3220843

Михаил Пришвин биография

Михаил Пришвин биографияМихаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте.

Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича).

Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.

В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу.
С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома.

Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

В краткой биографии Пришвина важно отметить, что в 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.

В 1930-х годах писатель совершил путешествие на Дальний Восток. Следующими книгами Пришвина были: «Дорогие звери» и написанная на ее основе повесть «Жень-шень»(1933), «Календарь природы» (1935), роман «Кащеева цепь» и многие другие. Также высоко ценятся его «Дневники» (1905—1954).

«Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве от рака желудка.

Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.

Именем писателя был назван, открытый в 1982, году астероид №9539.

После прочтения этой краткой биографии Пришвина – попробуйте пройти тест:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: http://obrazovaka.ru/alpha/p/prishvin-mixail-prishvin-mikhail

Рассказы Пришвина о природе. Рассказы для детей :

Рассказы Пришвина о природе. Рассказы для детей :

Кто не помнит своих первых книжек? Вероятно, не найдется такого человека. С первых толстых страниц «малышкиных» книжек начинается знакомство детей с миром, окружающим их.

Они узнают о жителях леса и их повадках, о домашних животных и пользе их для человека, о жизни растений и временах года.

Книги постепенно, с каждой страницей приближают малышей к миру природы, учат беречь ее, жить с ней в гармонии.

Особое, уникальное место среди литературных произведений, предназначенных для детского чтения, занимают рассказы Пришвина о природе. Непревзойденный мастер короткого жанра, он тонко и понятно описывал мир лесных обитателей. Иногда для этого ему хватало нескольких предложений.

Наблюдательность юного натуралиста

Еще мальчиком почувствовал свое призвание к писательству М. Пришвин.

Рассказы о природе появились еще в первых заметках собственного дневника, начало которому было положено в детстве будущего писателя. Он рос любознательным и очень внимательным к мелочам ребенком.

Небольшое имение, где провел свое детство Пришвин, находилось в Орловской губернии, славившейся густыми лесами, порой непроходимыми.

Увлекательные рассказы охотников о встречах с обитателями леса с раннего детства будоражили фантазию мальчика. Как ни просился юный натуралист на охоту, впервые его желание исполнилось только в 13 лет. До этого времени ему позволялось гулять только в округе, а для такого уединения он использовал любую возможность.

Читайте также:  Праздники в 1 классе. сценарии

Первые лесные впечатления

Во время любимых прогулок по лесу юный фантазер с наслаждением заслушивался пением птиц, внимательно приглядывался к малейшим изменениям в природе и искал встречи с его таинственными обитателями.

Нередко ему попадало от матери за долгое отсутствие. Но рассказы мальчика о его лесных открытиях были настолько эмоциональны и полны восторга, что родительский гнев быстро сменялся на милость.

Все свои наблюдения маленький натуралист сразу записывал в дневник.

Именно эти первые записи впечатлений от встреч с тайнами природы вошли в рассказы про природу Пришвина и помогли найти писателю те точные слова, которые стали понятны даже малышам.

Проба пера

Писательский талант юного любителя природы был впервые по-настоящему замечен в Елецкой гимназии, где учителем географии в то время работал писатель В. Розанов. Именно он отметил внимательное отношение подростка к родной земле и умение точно, кратко, очень понятно описывать свои впечатления в школьных сочинениях.

Признание учителем особой наблюдательности Пришвина впоследствии сыграло важную роль в принятии решения посвятить себя литературе. Но принято оно будет только к 30 годам, а все предшествующие годы копилкой натуралистических впечатлений станет его дневник.

Из этой копилки появятся многие рассказы Пришвина о природе, написанные для маленьких читателей.

Участник экспедиции в северные края

Тяга будущего писателя к биологии проявилась сначала в желании приобрести профессию агронома (учился в Германии). Затем он успешно применял полученные знания в сельскохозяйственной науке (работал в сельскохозяйственной академии Москвы). Но переломным событием в его жизни стало знакомство с академиком-языковедом А.А. Шахматовым.

Всеобщий интерес к этнографии подтолкнул писателя отправиться с научной экспедицией в северные районы России для изучения фольклора и собирательства местных сказаний.

Природа родных мест победила сомнения

Девственность и чистота северных пейзажей оказала на писателя неизгладимое впечатление, и этот факт стал переломной точкой в определении его предназначения. Именно в этом путешествии его мысли часто уносились в детство, когда мальчиком он хотел убежать в далекую Азию.

Здесь, среди нетронутых лесных просторов, он понял, что родная природа стала для него той самой мечтой, но не далекой, а близкой и понятной. «Только тут впервые я понял, что значит жить самому и самому за себя отвечать», — писал на страницах дневника Пришвин.

Рассказы о природе составили основу впечатлений от того путешествия и вошли в натуралистический сборник «В краю непуганых птиц». Широкое признание книги распахнуло для ее автора двери во все литературные общества.

Получив в своих путешествиях неоценимый опыт натуралиста, писатель одну за другой рождает книги.

Путевые заметки и очерки натуралиста лягут в основу таких произведений, как «За волшебным колобком», «Светлое озеро», «Черный араб», «Птичье кладбище» и «Славны бубны».

В русских литературных кругах «певцом природы» будет признан именно Михаил Пришвин. Рассказы о природе, написанные к этому времени, уже были очень популярны и служили примером для изучения словесности в начальных классах гимназий.

Певец природы

В 20-е годы появляются первые рассказы Пришвина о природе, положившие начало целой серии коротких зарисовок о жизни леса – детские и охотничьи.

Натуралистические и географические заметки на этом этапе творчества получают философско-поэтическую окраску и собираются в книгу «Календарь природы», где «поэтом и певцом чистой жизни» становится сам Пришвин. Рассказы о природе теперь полностью посвящены воспеванию красот, окружающих нас.

Добрый, гуманный и простой для понимания язык повествования не может оставить равнодушным никого. В этих литературных зарисовках маленькие читатели не только открывают для себя новый мир лесных обитателей, но и учатся понимать, что значит внимательное отношение к ним.

Нравственный стержень детских рассказов М. Пришвина

Получив определенный багаж знаний в первые годы жизни, дети продолжают пополнять его, переступив порог школы. Бережливость к природным богатствам земли формируется как на этапе познания, так и в процессе их творчества.

Человек и природа в рассказах Пришвина – та самая основа воспитания нравственных ценностей, которая должна быть заложена с раннего детства. А особое воздействие на хрупкие чувства детей оказывает художественная литература.

Именно книга служит платформой знаний, опорой для будущей цельной личности.

Ценность пришвинских рассказов для нравственного воспитания детей заключена в его собственном восприятии природы. Главным персонажем на страницах коротких рассказов становится сам автор.

Отражая свои детские впечатления посредством охотничьих этюдов, писатель доносит малышам важную мысль: охотиться надо не за животными, а за знаниями о них. Он уходил на охоту за скворцами, перепелками, бабочками и кузнечиками без ружья.

Объясняя такую странность для бывалых лесников, он говорил, что главный его трофей – находки и наблюдения. Охотник за находками очень тонко подмечает любые изменения вокруг, и под его пером между строк природа наполняется жизнью: она звучит и дышит.

Живые страницы со звуками и дыханием

Со страниц книг писателя-натуралиста доносятся настоящие звуки и говор лесной жизни. Обитатели зеленых просторов свистят и кукуют, орут и пищат, гудят и шипят. Трава, деревья, ручьи и озера, тропинки и даже старые пни — все живут настоящей жизнью.

В рассказе «Золотой луг» простые одуванчики засыпают на ночь и пробуждаются с восходом солнца. Так же как люди. Знакомый для всех гриб, с трудом поднимающий на своих плечах листву, сравнивается с богатырем в «Силаче».

В «Опушке» дети глазами автора видят ель, похожую на облаченную в длинное платье даму, и ее спутниц – елочек-голоножек.

Рассказы Пришвина о природе, так легко воспринимаемые детской фантазией и заставляющие малышей смотреть на мир природы глазами радости и удивления, бесспорно говорят о том, что писатель до старости сохранил в своей душе мир ребенка.

Источник: https://www.syl.ru/article/184391/new_rasskazyi-prishvina-o-prirode-rasskazyi-dlya-detey

ТЕМА: РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ М.М. ПРИШВИНА

ТЕМА: РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ М.М. ПРИШВИНА

Цели:

Уточнить представление детей о познавательной литературе, учить выборочному и выразительному чтению; прививать детям любовь к природе, учить ценить все живое.

Оборудование:

Выставка книг М.М. Пришвина, грамзапись.

ХОД УРОКА

Звучит музыка, сопровождаемая тихим пением птиц.

Слово учителя (с элементами беседы)

Сегодня мы с вами отправимся в лес. Посмотрите вокруг себя, прислушайтесь.,, Как вы думаете, кого мы там встретим?

(Ежика, лисичку, послушаем пение птиц, узнаем, как нужно помогать животным и птицам.) Как вы думаете, что нам поможет побывать в лесу? (Автор книг, которые мы видим на выставке.)

Мы будем сегодня читать рассказы М.М. Пришвина, один из них называется «Гаечки».

Перед чтением учитель поясняет, что Гаечка — это маленькая птичка, «сизая, с черными полосками на белых пухленьких щечках». Затем учитель читает начало рассказа, а дети продолжают — по очереди.

Учитель

Зачем дана иллюстрация, предшествующая рассказу? Чем она нам помогает? Что случилось с охотником в лесу? За кем он наблюдал? Кто помнит, как выглядели птички? Давайте зачитаем.

Как они себя вели? Что думал о них охотник? Нравится он вам или нет? Почему? Как вы думаете, как надо вести себя в лесу, чтобы увидеть что-то интересное? Прочитайте, как переговаривались гаечки, попавшие в эту переделку.

Дети выборочно читают, отвечают на вопросы полными ответами.

Учитель

Вы не забыли, что мы сегодня в лесу. Давайте на несколько минут представим, что ярко светит солнце, пробилась первая трава, не деревьях молодые листочки. Весна! Поют птицы!

Дети слушают запись с пением птиц.

Прочитаем еще один рассказ М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб ».

Рассказ дети читают самостоятельно. После этого учитель задает вопросы.

Учитель

О ком вы узнали из рассказа? Прочитайте, что Пришвин принес из леса. Что нового вы узнали из рассказа? Прочитайте, как деревья лечатся смолой.

Присутствует ли в этом рассказе элемент сказки? Прочитайте этот эпизод. Почему Зиночка полюбила хлеб? Чему учит нас этот рассказ?

Чьи рассказы мы сегодня читали? Что их объединяет? Чему они учат?

Ответы детей.

Учитель

Рассказы Пришвина объединяет любовь к животным, к природе. Они носят познавательный характер. Они учат любить и ценить все живое на земле.

Выводы

Ученик читает отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина»:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».



Источник: https://scribble.su/school-literature/notes-lessons-extracurricular-reading/40.html

Урок по творчеству М. Пришвина Цели: Обучающие: раскрыть мастерство Пришвина как писателя; показать единство человека и природы, задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей

«Очарованный странник»

библиотечный урок по творчеству М.Пришвина

Цели:

Обучающие: раскрыть мастерство Пришвина как писателя; показать единство человека и природы, задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.

Развивающие: совершенствовать технику выразительного чтения, развивать устную речь, учиться навыку анализа текста, развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию.

Воспитательные: прививать интерес к чтению посредствам внедрения различных форм работы и использования иллюстративного материала, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения.

Ход мероприятия:

– Улыбнёмся друг другу, чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение.

– Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам!

Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу.

С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

— Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду? Какое сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь?

(Ученики отвечают)

— Вот видите, каждый человек по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако о природе много создано замечательных книг и картин.

(Работа с выставкой)

-Посмотрите на нашу выставку, все представленные на выставке книги, несут нам добро, свет и радость. Все они очень интересны и поучительны. Я советую вам обязательно их прочитать, чтобы учиться видеть необычное, чтобы беречь природу, чтобы почувствовать, что родина и природа — единое целое.
— Какие книги читали вы? Каких авторов, писавших о природе, знаете?

(Бианки, Житков, Скребицкий, Сладков, Чаплина, Дмитриев, Сетон-Томпсон, Паустовский, др.)

— А сегодня мы с вами будем говорить о человеке, который видел то, что не каждому дано увидеть, слышал то, что не каждому дано услышать. С его именем связаны такие сочетания слов: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» А ещё давайте послушаем стихотворение об этом писателе:
«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек…

М. Цуранов

И так этот человек- Михаил Пришвин, 4 февраля ему исполнилось 140 лет со дня рождения.

Тема нашего урока: знакомство с Михаилом Михайловичем Пришвиным.

Давайте поставим перед собой задачи, о чем бы вы хотели узнать сегодня на этом уроке?

— Биография Пришвина.

— Произведения.

— Какие авторы ещё писали о природе?

(Обращение к портрету)

— Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда?

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

(Добрый, ласковый, внимательный взгляд)
Михаил Пришвин удивительный человек, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях… этот человек- М. Пришвин.

Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им — солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!».

А главным героем пришвинских произведений, была природа.

Отгадав кроссворд, мы узнаем, что же больше всего любил Пришвин.

Разгадывание кроссворда

По горизонтали:

1. Глаза — на рогах, а домик — на спине. (Улитка.)

2. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая -для лета, Для зимы -другого цвета. (Заяц.)

3. Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь.)

По вертикали:

4. Выпуча глаза сидит,

Не по-русски Говорит, Родилась в воде,

А живет на земле. (Лягушка.)

5. Пришла из лесу
птичница в рыжей шубке -кур посчитать. (Лиса.)

6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

7. Кричит: «Крак!»
Червякам — враг. (Ворона.)

8. С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

9. Не солнце,
Не огонь,

А светит. (Светлячок.)

— Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. (Люби живое.)

Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?

(«Береги все живое — растения, животных…».)
Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверям — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину».
Знакомство с биографией писателя.

Вы лучше поймёте его произведения, сюжет его книг, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Правила работы в группах вспомним.

Текст для 1 группы:

Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом.

Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом.

Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Источник: http://mognovse.ru/tol-urok-po-tvorchestvu-m-prishvina-celi-obuchayushie-raskrite.html

Детям о природе: книги, с которых стоит начать

Не так уж редко можно встретиться с мнением, что книги о природе – далеко не самое интересное (а то и […]

Не так уж редко можно встретиться с мнением, что книги о природе – далеко не самое интересное (а то и просто скучное) чтение. В самом деле: много описаний, маловато динамики в сюжете (а то и вообще нет), часто ни развития действия, ни кульминации… На самом деле это не так.

Чтобы читателям было легче открыть для себя богатство этих книг, «Батя» сделал подборку изданий, с которых хорошо начать знакомство с литературой о родной природе.

Домишки, носы, хвосты… Виталий Бианки

Если сказать «детские книги о природе», одним из первых среди авторов вспомнится Виталий Бианки. Книги Бианки учат проникать в тайны природы, его тексты обращены к воображению ребёнка.

В далеком 1928 году впервые вышла отдельным изданием «Лесная газета» (до этого печаталась в журнале), ставшая за прошедшие годы детской классикой. С помощью газетных приёмов — телеграмма, хроника, объявление, фельетон, — в этой «газете» дан календарь лесной жизни на каждый месяц. Год начинается с «месяца пробуждения» (с 21 марта по 20 апреля).

Сразу помногу читать «Лесную газету» могут ребята, действительно увлеченные миром природы. Если же ребенок пока не определился, «Лесную газету» можно читать понемногу ежедневно (например, на ночь вместе с родителями).

Если юному читателю пока не по силам одолеть «Лесную газету» полностью, стоит обратить внимание на издания, представляющие из себя тематические выдержки, объединенные общей темой.

Например, на книгу «Лесные детёныши» .

Помимо разделов «Кто где живет», «Лесные детеныши», «Новые лесные обычаи», «Готовятся к зиме», «Книга зимы», сюда вошли еще и два рассказа-сказки «Чей нос лучше?» и «Чьи это ноги?».

Младшие школьники могут начать знакомство с Бианки также с книги «Тайна ночного леса», в которую вошли всего два произведения, и оба – о куропатках.

«Оранжевое горлышко» – целая повесть о жизни куропаток, написанная от имени жаворонка и содержащая множество историй из жизни птичьих «семей». «Тайна ночного леса» – рассказ юнната.

Есть очень удачное издание с иллюстрациями Владимира и Ирины Стахеевых.

Для юных любителей спорта (а также для тех, кто хочет больше узнать о жизни насекомых) можно порекомендовать«Репортаж со стадиона ”Жукамо”». Книгу с красочными, реалистичными, подробными, во всех смыслах замечательными иллюстрациями Елены Нецкой выпустило издательство «Речь».

Есть немало сборников сказок и рассказов Бианки, в которые входят самые его известные произведения для детей – «Первая охота», «Музыкант», «Как Муравьишка домой спешил», «Хвосты» и другие. Из всего ассортимента вы сможете выбрать то, которое будет вам ближе по оформлению. Но есть серия, на которую стоит обратить особое внимание.

Выпущенная издательством «Амфора» к юбилею писателя (2014 г.) серия альманахов так и называется – «Виталий Бианки». Можно сказать, что это собрание сочинений, которое одновременно может быть и детским изданием.

Помимо знаменитой «Лесной газеты» сюда вошли его произведения о Ленинградской и Новгородской областях («Город и лес у моря», «На земле Новгородской»), «Лесные были и небылицы», а также сборник «Я учил их птицам».

Виталий Бианки не только сам был талантливым писателем, но и помогал другим авторам овладевать мастерством. Святослав Сахарнов и Николай Сладков считали его своим учителем.

Морские сказки Святослава Сахарнова

Книги Святослава Сахарнова «Кто в море живет» и «Морские сказки» подойдут для детей, интересующихся морем и его обитателями. Первая книга состоит из совсем коротеньких рассказиков об обитателях холодных и теплых морей.

Во второй – небольшие, понятные и интересные тексты рассказывают о раке-мошеннике, доме «крабишки» и даже о том, какого цвета море. Есть очень красивые издания Сахарнова, оформленные рисунками Николая Устинова или Юрия Смольникова.

С.Сахарнов, «Морские сказки», иллюстрации Ю. Смольникова

Лесные рассказы и сказки Николая Сладкова

Рыбная тема хорошо раскрыта в некоторых книгах Николая Сладкова, например, «В подводном лесу», но больше этот автор писал про лес обычный, наземный.

Среди авторов, пишущих о природе, Николай Сладков стоит особняком. Абсолютное большинство тех, кто на страницах своих книг так тонко и точно описывает жизнь лесов, лугов, рек, зверей и птиц – охотники, т.е.

зверей и птиц не только знают, ценят, любуются ими, но в них ещё и стреляют, в большинстве случаев из «спортивного» интереса… А Николай Сладков – не охотник, а …фотоохотник. Он и других призывал брать в лес не ружье, а фоторужье.

А сказки-рассказы его отличаются особой поэтичностью.

Выбирать есть из чего: у Сладкова есть рассказы, сказки, поэтичные и информативные новеллы о природе. О птицах, о животных, о насекомых, о жизни леса – обо всём и на любой вкус.

Вы сами знаете, что за загадочный зверь ест жуков, муравьев, ос, шмелей, гусениц, личинок, сброшенные лосями рога, мышей, ящериц, рыбу, птенцов и птичьи яйца, почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы? Читайте с детьми Николая Сладкова – узнаете.

Иллюстрация к книге Н.Сладкова «Лестные сказки», рис. В. Бастрыкина

От осьминожек до бобров. Геннадий Снегирев

У большинства авторов, пишущих о природе, есть своя любимая местность или, по крайней мере, климатическая зона.

Геннадий Снегирев прожил непростую жизнь, много путешествовал и на страницах своих книг рассказывает юным читателям об обитателях самых разных уголках нашей страны.

Но надо быть готовыми, что из его книг юные читатели узнают много нового, но могут узнать и про то, что значит «белковать» и «соболевать», о реалиях охоты, о том, как гибнут животные и птицы.

В 2013 году издательство «Махаон» выпустило книгу «Хитрый бурундук». Это именно детское издание, в нем есть даже рассказы, написанные от имени ребенка.

Рассказы хорошие, интересные, веселые, но нужно учитывать разный жизненный опыт автора, родившегося в 1933 году, и сегодняшних читателей.

Возможно, детям покажется фантастической ситуация из рассказа «Верблюжья варежка», когда у мамы закончилась шерсть для вязания, а сын пошел состригать ее с горба верблюда, который привез дрова.

Геннадий Снегирев, «Хитрый бурундук», иллюстрации Ю. Николаева

«Заячье зеркало» Семена Устинова

В 2012 году издательство «Мир детства» выпустило книгу иркутского ученого, кандидата биологических наук, писателя Семёна Устинова «Заячье зеркало». Большая часть книги посвящена историям оленя-кабаржонка («Пятнистая шубка») и волчонка («Серый комочек»).

Описания природы и животных здесь реалистичные и увлекающие. Рассказывается здесь и о гибели зверей, об их охоте, но стиль повествования такой, что понятно, почему так происходит, подобраны очень верные слова.

Текст дополнен акварельными иллюстрациями Владимира Дугина – без иллюстраций нет ни одного разворота.

Иллюстрация к книге Семен Устинов, «Заячье зеркало», рис. В. Дугина

Русский лес Ивана Соколова-Микитова

Лиричные, завораживающие описания природы в разное время года, наблюдения из жизни зверей и птиц – вот общие впечатления от книг Соколова-Микитова.

Есть такое упражнение для улучшения грамотности и стиля для учащихся: брать высокохудожественные произведения на родном языке и регулярно понемногу переписывать их в тетрадь. Результат обязательно будет. Тексты Ивана Соколова-Микитова идеально подходят для таких занятий.

Но только нужно внимательно выбирать произведения. И.С. Соколов-Микитов – охотник. Поэтому рядом с полными лиризма волшебными описаниями природы, рассказы о реалиях охоты, которые не для впечатлительных точно.

Довольно много натуралистичных сцен, то и дело среди погибших то медведица, то медвежата, то те и другие. Если у Устинова в тексте есть объяснения, почему человек пришел охотиться на волков, то в этих рассказах сцены охоты, убийство, удары выглядят бессмысленно жестокими.

Есть, правда, издания, в которых подобраны рассказы, хорошо подходящие для детей. Так, например, в сборник«Рассказы о природе» издательства «Стрекоза» вошли фрагменты его цикла «Года в лесу», а в раздел под названием «Мои друзья» – рассказы «Черемуха», «Тропинка», «Лесные музыканты» и другие.

Сборник рассказов«Русский лес» за последние годы выходил в издательствах «Эксмо», «Детская литература», «Речь» с иллюстрациями разных художников, в разных ценовых категориях, и он также ориентирован на младших школьников.

Стоит обратить внимание на издания, посвященные одному времени года («Осень в лесу», «Зима в лесу», «Весна в лесу», «Лето в лесу»), которые выходят в издательстве «Речь» с чудесными иллюстрациями Георгия Никольского.

Иллюстрация к книге И.Соколова-Микитова «Весна в лесу», рис. Г. Никольского

Сборники

Если вы пока не уверены, что ваши дети готовы много читать о природе, обратите внимание на сборники с текстами разных писателей. Помимо перечисленных авторов можно встретить рассказы Михаила Пришвина, Георгия Скребицкого, Константина Ушинского и других писателей, с большой любовью относившихся к окружающему их миру живой природы.

Валентина Курицина/»Батя»

Источник: https://pravoslavie.fm/review/detyam-o-prirode-knigi-s-kotorykh-stoit/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector