Рассказы о труде для школьников

Василий Сухомлинский

Бабушка и Петрик

В теплый весенний день бабушка взяла внука с собой в лес. Собираясь в дорогу, она дала Петрику корзинку с едой и фляжку с водой. Петрик был ленивым мальчиком, и вскоре ноша показалась ему тяжелой. Тогда бабушка понесла корзинку с едой сама.

В лесу они сели под куст передохнуть. Вскоре к соседнему дереву прилетела маленькая птичка. В клюве она несла волосинку.

Петрик тихонько, чтобы не вспугнуть птичку, поднялся и увидел на дереве большое волосяное гнездо.

А птичка быстро улетела и вскоре возвратилась к гнезду с волосинкой в клюве. Петрик широко раскрыл глаза от удивления.

– Бабушка, – прошептал он, – неужели она каждый раз приносила по волосинке и построила такое большое гнездо?

– Да, по волосинке, – ответила бабушка. – Это трудолюбивая птичка. Петрик задумался. Через минуту он сказал:

– Бабушка, можно я сам понесу корзинку с едой? И пальто ваше понесу. Можно?

Василий Сухомлинский

Каждый человек должен

Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:

– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?

– Ночью тоже ведет поезд машинист.

– Как? – удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?

– Не спит, сынок.

– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше удивляется Петрик.

– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.

– Но как же это так? – не может понять Петрик. – Ведь спать-то ему хочется?

– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек – должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.

– И я должен? – спрашивает Петрик.

– И ты должен.

– Что же я должен?

– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

Петрик долго не мог уснуть.

Василий Сухомлинский

Правильно думай о труде

Пятиклассники посадили много кустов рябины. Когда-нибудь целая роща вырастет. А пока что нужно поливать кусты, ухаживать за ними.

Разделили кусты между учениками. Каждому досталось по четыре деревца.

Марийка и Оля сидят за одной партой. И кусты рябины их рядом.

Договариваются девочки и приходят вместе поливать деревья.

Первую рябину Марийке поливать очень легко, вторую – немного труднее, третью – трудно, а на четвертую уже совсем мало остается сил.

Но вот заболела Оля, и пионервожатая попросила Марийку:

– Поливай и Олины деревца. Она же твоя подруга.

Марийка тяжело вздохнула, взяла ведро и пошла к рябиновой роще. Она все думала: теперь ей поливать восемь деревьев. Восемь поливалок воды надо нести от колодца.

Девочка взялась за работу. Полила одно дерево, второе, третье. И вот что странно: работа казалась ей легкой. Уже на шестом деревце стало труднее. Седьмое деревце поливать было совсем трудно, а на восьмое едва хватило сил.

«Вот оно что, – думала Марийка, окончив работу. – Теперь я знаю, как облегчить работу. Надо думать: мне поливать двенадцать деревьев. Тогда восемь поливать будет совсем легко».

Так она и сделала на следующий день. Собираясь на работу, она все время думала: мне надо полить двенадцать деревьев. Вытащить из колодца и отнести в рябиновую рощу двенадцать ведер воды.

Поливая, она все время думала только об одном: мне сегодня надо полить двенадцать деревьев.

Полила восемь – и не ощутила усталости. «Самое трудное – приучить себе правильно думать о труде», – вспомнила Марийка слова учителя.

Василий Сухомлинский

Не потерял, а нашел

Когда сыну исполнилось двенадцать лет, отец дал ему новую лопатку и сказал:

– Иди, сын, в поле, отмерь участок площадью сто ступней вдоль и сто поперек и вскопай.

Пошел сын в поле, отмерил участок и стал копать. А копать он еще не умел. Трудно было вначале, пока приловчился копать и к лопате приспособился.

К концу работа пошла все лучше и лучше. Но, когда сын вонзил лопату в землю, чтобы перевернуть последнюю горсть почвы, лопата сломалась.

Возвратился сын домой, а на душе неспокойно: что скажет отец за сломанную лопату?

– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я допустил потерю в хозяйстве. Лопата сломалась.

– А копать ты научился? Копать тебе в конце было трудно или легко?

– Научился, и копать в конце мне было легче, чем в начале.

– Значит, ты не потерял, а нашел.

– Что же я нашел, отец?

– Желание трудиться. Это самая дорогая находка.

Источник: https://multiurok.ru/blog/dietskiie-rasskazy-o-trudoliubii-i-lieni.html

Стихи о труде

Каждый труд благослови, удача!Рыбаку — чтоб с рыбой невода,Пахарю — чтоб плуг его и клячаДоставали хлеба на года.Воду пьют из кружек и стаканов,Из кувшинок также можно пить —Там, где омут розовых тумановНе устанет берег золотить.

Хорошо лежать в траве зелёнойИ, впиваясь в призрачную гладь,Чей-то взгляд, ревнивый и влюблённый,На себе, уставшем, вспоминать.Коростели свищут… коростели…Потому так и светлы всегдаТе, что в жизни сердцем опростелиПод весёлой ношею труда.Только я забыл, что я крестьянин,И теперь рассказываю сам,Соглядатай праздный, я ль не страненДорогим мне пашням и лесам.

Словно жаль кому-то и кого-то,Словно кто-то к родине отвык,И с того, поднявшись над болотом,В душу плачут чибис и кулик.

Сергей Есенин

*****Кто на свете самый главный,Самый добрый, самый славный?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд!Кто на свете самый умный,Самый старый, самый юный?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд!КтоНа все века и годыНастоящийЦарь природы?Царь полей,Заводов,Руд?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд!

*****Дети! Надобно трудиться:Не бегите от труда;Ах! От праздности родитсяМного горя и стыда.Тот кто хочет доброй славы,Должен хлеб свой в поте есть,Не за игры и забавыДостается людям честь.Дети! Дети! Не ленитесь!Труд всегда приносит плод:Будешь смолоду трудиться —Встретишь старость без забот.

Грот Я.

*****Стол, за которым ты сидишь,Кровать, в которой ты уснёшь,Тетрадь, ботинки, пара лыж,Тарелка, вилка, ложка, нож,И каждый гвоздь,И каждый дом,И каждый ломтик хлеба –Всё это создано трудом,А не свалилось с неба!За всё, что создано для нас,Мы благодарны людям,Придёт пора, настанет час –И мы трудиться будем.*****Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдаётся:»Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.Потел, потел; но наконец устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался;А Ларчик просто открывался.

Иван Крылов

*****В мире слов разнообразных,Что блестят, горят и жгут, —Золотых, стальных, алмазных, —Нет священней слова: «Труд!»Троглодит стал человекомВ тот заветный день, когдаОн сошник повёл к просекам,Начиная круг труда.Всё, что пьём мы полной чашей,В прошлом создано трудом:Всё довольство жизни нашей,Всё, чем красен каждый дом.Новой лампы свет победный,Бег моторов, поездов,Монопланов лет бесследный,Всё — наследие трудов!Все искусства, знанья, книги —Воплощённые труды!В каждом шаге, в каждом мигеЯвно видны их следы.И на место в жизни правоТолько тем, чьи дни — в трудах:Только труженикам — слава,Только им — венок в веках!Но когда заря смеётся,Встретив позднюю звезду, —Что за радость в душу льётсяВсех, кто бодро встал к труду!И, окончив день, усталый,Каждый щедро награждён,Если труд, хоть скромный, малый,Был с успехом завершён!

Валерий Брюсов

*****Выступал докладчик юный,Говорил он о труде.Он доказывал с трибуны:— Нужен труд всегда, везде!Нам велит трудиться школа,Учит этому отряд…— Подними бумажки с пола!Крикнул кто-то из ребят.Но тут докладчик морщится:— На это есть уборщица!

Агния Барто

*****Сколько нужного на светеЛюди делают вокруг:Те плетут морские сети,Те с рассветом косят луг,Варят сталь, штурмуют космос,За станком в цеху стоят,Миллионы умных взрослыхУчат грамоте ребят,Кто-то нефть в тайге качаетИз глубин земных пластов,А другие листья чаяАккуратно рвут с кустов.Ежедневно дел в достаткеДля тебя и для меня.Будет все всегда в порядке,Если трудится Земля.*****»Сухуми, гостиница Рица».И море шумит тяжело.Готова я Богу молиться,Чтоб не было Вам тяжело.Но нет всемогущего Бога,А есть всесжигающий труд.Пускай же уймётся тревога,Когда Вы возьмётесь за труд.А море — оно дружелюбно,Хотя и шумит тяжело.Безбрежно оно и безлюдно,Чтоб не было Вам тяжело.

Чуковская Л.

*****Каменщик строит жилища,Платье – работа портного.Но ведь портному работатьНегде без тёплого крова.Каменщик был бы раздетым,Если б умелые рукиВовремя не смастерилиФартук, и куртку, и брюки.Пекарь сапожнику к срокуСшить сапоги поручает.Ну а сапожник без хлебаМного ль нашьёт, натачает?Стало быть, так и выходит,Всё, что мы делаем, нужно.Значит, давайте трудитьсяЧестно, усердно и дружно.*****Единое счастье — работа,В полях, за станком, за столом, -Работа до жаркого пота,Работа без лишнего счета, -Часы за упорным трудом!Иди неуклонно за плугом,Рассчитывай взмахи косы,Клонись к лошадиным подпругам,Доколь не заблещут над лугомАлмазы вечерней росы!На фабрике, в шуме стозвонномМашин, и колес, и ремней,Заполни, с лицом непреклонным,Свой день, в череду миллионномРабочих, преемственных дней!Иль — согнут над белой страницей, -Что сердце диктует, пиши,Пусть небо зажжется денницей, -Всю ночь выводи вереницей -Заветные мысли души!Посеянный хлеб разойдетсяПо миру, с гудящих станковПоток животворный польется,Печатная мысль отзоветсяВо глуби бессчетных умов.Работай! Незримо, чудесноРабота, как сев, прорастет.Что станет с плодами — безвестно,Но благостно, влагой небесной,Труд всякий падет на народ.Великая радость — работа,В полях, за станком, за столом!Работай до жаркого пота,Работай без лишнего счета,Все счастье земли — за трудом!

Читайте также:  Плющ. лечебные свойства и противопоказания

Валерий Брюсов

*****Дайте грабли, лопату, топор или лом,Или серп для жнитва отточите,Или косу давайте вы мне для косьбы,Или цеп,— или что вы хотите!И сильна, и крепка будет эта рука,И ко всякой работе привычна,Потому что нужда, в тяжкой жизни труда,Нас работать учила отлично…

Василий Жуковский

*****Ты, который трудишься, сапоги ли чистишь,бухгалтер или бухгалтерова помощница,ты, чье лицо от дел и тощищипомятое и зелёное, как трёшница.Портной, например. Чего ты радиэти брюки принес к примерке?У тебя совершенно нету дядей,а если есть, то небогатый, не мрёт и не в Америке.Говорю тебе я, начитанный и умный:ни Пушкин, ни Щепкин, ни Врубельни строчке, ни позе, ни краске надуманнойне верили — а верили в рубль.Живёшь утюжить и ножницами раниться.Уже сединою бороду пе?ревил,а видел ты когда-нибудь, как померанецрастёт себе и растёт на дереве?Потеете и трудитесь, трудитесь и потеете,вытелятся и вытянутся какие-то дети,мальчики — бухгалтеры, девочки — помощницы,те и тебудут потеть, как потели эти.А я вчера, не насилуемый никем,просто,снял в «железку» по шестой рукетри тысячи двести — со? ста.Ничего, если, приложивши палец ко рту,зубоскалят, будто помог тем,что у меня такой-то и такой-то тузмягко помечен ногтем.Игроческие очи из ночиблестели, как два рубля,я разгружал кого-то, как настойчивый рабочийразгружает трюм корабля.Слава тому, кто первый нашёл,как без труда и хитрости,чистоплотно и хорошокарманы ближнему вывернуть и вытрясти!И когда говорят мне, что труд, и ещё, и ещёбудто хрен натирают на заржавленной тёркея ласково спрашиваю, взяв за плечо:«А вы прикупаете к пятёрке?»

Владимир Маяковский

*****Кем был твой прадед на Руси –Свою фамилию спроси.Есть в каждом классе Кузнецов.Кто прадед Кузнецова?Он был из рода кузнецов,Отец отца отцова.У Гончарова прадед зналГончарный круг и глину.У Дегтярёва – дёготь гнал,В дегтярне горбил спину.Быть может, юный СтоляровИ с долотом не сладит,А прадед был из мастеров,Он столяром был, прадед.С пилою Пильщиков дружил,Мял Кожемякин кожи.В атаки Воинов ходил,Стрельцов сражался тоже.Звучат, как музыка, как стих,Фамилии простые.Вглядись – и ты увидишь в нихИсторию России.*****Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Гони её от дома к дому,Тащи с этапа на этап,По пустырю, по бурелому,Через сугроб, через ухаб!Не разрешай ей спать в постелиПри свете утренней звезды,Держи лентяйку в чёрном телеИ не снимай с неё узды!Коль дать ей вздумаешь поблажку,Освобождая от работ,Она последнюю рубашкуС тебя без жалости сорвёт.А ты хватай её за плечи,Учи и мучай дотемна,Чтоб жить с тобой по-человечьиУчилась заново она.Она рабыня и царица,Она работница и дочь,Она обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий

*****Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,Плату приявший свою, чуждый работе другой?Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

Александр Пушкин

Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/8896

Стихи о труде для детей

Приучать детей к труду, безусловно, лучше всего на личном примере. Выполняя вместе с ребенком посильную работу по дому, вы тем самым формируете у него навыки выполнения тысячи разных бытовых задач. Ну, а чтобы трудиться было веселей, выучите несколько стихов о труде! Тем более что к празднику Труда они пригодятся вашему малышу и в садике и в школе.

Стихи о труде для самых маленьких

Мастерица

Г.Ладонщиков

Я не привыкла напрасно хвалиться,

но все называют меня мастерицей –

За то, что сама я на куклу свою

Вяжу, вышиваю и шью и крою.

Помогать я буду всем

Л.Дьяконов

У меня сестренок семь. Помогать я буду всем: С Пашей сеять, С Дашей жать, С Леной куклу наряжать, С Нюрой стряпать, С Шурой шить, С Верой сено ворошить, Песни петь с Марусенькой,

Самою малюсенькой.

Стихотворения о труде и профессиях

Строители

Г.Люшнин

Папу знает весь  район,

Мастер он отличный.

Со своей бригадой он

Строит дом крипичный.

Дом среди других домов

И стройней и выше.

Говорят, до облаков

Дом достанет крышей.

Мы с сестренкою вдвоем

На лугу зеленом

Двухэтажный строим дом

С окнами, с балконом.

Папа к нам вчера пришел,

Осмотрел, как надо,

И сказал он: “Хорошо.

Славная бригада!”.

Строители

Б.Заходер

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка.

Водопроводчик

М.Пожаров

– Эй, молодчик!

Ты водопроводчик.

Загляни в квартиру пять:

Стало кухню заливать.

С краном кухонным беда,

Через край бежит вода.

– Кран закрутим. все устроим,

Воду живо успокоим.

Портниха

В.Орлов

Научилась вышивать я

Кур, цыплят и петушков.

А еще для кукол платья

Сшила я из лоскутков.

– Молодец, – сказала мама, –

Ты у нас портниха прямо!

Наша Аленушка

М.Агашина

– Скоро семь часов утра, – говорит Алёнка. – Ну, теперь уже пора

разбудить ребёнка!

Ну-ка, доченька, вставай, умываться давай. Ну-ка, ручки вытирай,

ну-ка, ладушки сыграй!

Дочке чистое бельё буду надевать я, приготовлю для неё

розовое платье,

вот как дочку наряжу – красный бантик завяжу, причешу ребёнка!

Где у нас гребёнка?

2. Начала Алёнка вышивать цыплёнка. Тихо села в уголок, завязала узелок. Жёлтой ниткой – пушок, красной ниткой – гребешок. – Смешная ты, Алёнка! Да разве у цыплёнка

бывает гребешок?

Аленка засмеялась – она уж догадалась: – А это не цыплёнок,

а взрослый петушок!

3.

Ни одной минутки у нас свободной нет: это ведь не шутки –

самой варить обед!

Хорошенько надо мыть мясо и картошку, лист лавровый положить, посолить немножко, надо резать лук –

не хватает рук!

Это вот второе, оно ещё сырое. А на первое лапшу.

В гости Мишу приглашу!

До чего же хороша у Алёнушки лапша! Если хочешь, кушай с нами.

сколько требует душа!

Стирка

Е.Серова

Не мешайте нам сейчас –

Стирка срочная у нас:

Я и мама, мы вдвоем

Управляемся с бельем.

Наше правило такое –

Не давать  белью покоя!

Так и эдак повернем

и намылим и натрем.

Воду чистую в корыто

Надо чаще подливать…

Все готово, перемыто –

Значит, будем отжимать!

Я развесила белье

Куклино и мишкино,

Мама вешает мое

и еще братишкино.

Михкина рубаха –

Белая, как сахар!

Сохнет куклин наряд…

Наряжу своих ребя!

  • Стихи про маму — стихи на 8 марта

Источник: http://kinderinfo.ru/stixi-o-trude-dlya-detej/

Труд красит человека

Страница обновлена 28.07.2017

МОУ Бурмакинская СОШ№2

Классный час

по нравственному воспитанию

«Труд красит человека».

Классный руководитель 7 класса

Шитова Татьяна Сергеевна

Бурмакино 2009

Задачи кл. часа: привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации подростков.

Цели: расширить представление детей о значении труда в жизни общества ; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми:

А) предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему: «Профессии наших родителей» по плану:

-Чем занимаются ваши родители на работе?

-Кто они по профессии?

-Чем привлекает их эта профессия?

Б) назначить двух учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).

Ход классного часа

1.Проблемная ситуация. «Два плуга»

Классный руководитель. Тема нашего классного часа- «Труд красит человека». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга» Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

Учитель читает рассказ.

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.

Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

2 .Интерактивная беседа

Классный руководитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Ответы детей:

-Труд красит человека, а безделье его уродует.

-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

Читайте также:  Упражнения для развития памяти младших школьников

-Без туда человек заржавеет и может заболеть.

3    Мини-лекция «Что труд дает человеку

Классный руководитель. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд – высшее мерило богоугодности и человека.

Еще один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами.

И в наше время человек в обществе ценится по труду.

 Труд- это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно.

От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

4.Игра «Окончание пословицы»

Классный руководитель. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.

Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах)

Терпенье и труд…(все перетрут)

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Маленькое дело …(лучше большого безделья).

Горька работа, …(да сладок хлеб)

Не везде сила: где уменье, …(а где и терпенье)

Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)

Не спеши языком-…(спеши делом)

Любишь кататься- …(люби и саночки возить)

Делу время,…(потехе час)                                                                     

 Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)

4.                                  Игра «Ринг профессий»

Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли вы знаете профессий. Мы поиграем в игру «Ринг профессий». В игре участвует 4 команды (по количеству рядов). Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. (Дети выходят к доске).

По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение 3 секунд (раз, два, три), она выбывает из игры. Игра продолжается 5 минут. Побеждает тот, кто остался на ринге.

Внимание- начали!

Дети по очереди называют профессии, проигравшие выбывают и садятся на свои места.

Игра закончилась. Победил ( первый) ряд! Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.

Победитель садится на место.

5.                                  «Угадай профессию»

Классный руководитель. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

-Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

-Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

-Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда, как другие искусства редко обходятся без греха.

-Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия – питает всех. (Земледелие).

К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

7. Блиц – интервью «Моя любимая профессия»

Классный руководитель. А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

К учителю подходят два репортера.

Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии семиклассники.

Репортер 1. У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортер 2. И чем она вас привлекает?

Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.

8           Устные рассказы. «Профессии наших родителей».

Классный руководитель. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, рекламы.

А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить.

Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей.

9. Заключительное слово

Классный руководитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда.

Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать свое счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд.

Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».

10       ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Классный руководитель. Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

Примерные ответы детей:

-Запомнилась сказка о двух плугах, потому что она говорит о людях.

-Запомнилась пословица про невесту, которую надо искать в огороде.

-Запомнились слова о профессии земледельца, что она самая лучшая

-Заставила задуматься о выборе будущей профессии.

Источник: https://burmak2.edu.yar.ru/docs/klassnie_chasi/rkfccysq_xfc_.html

Радой Киров — Солнце в корзинке

В один прекрасный осенний день надоела человеку его собственная лень. Вытолкнул он ее за порог, запихнул в огромный мешок и стал колотить ее палкой:

— Получай! — приговаривал он. — Тебя мне не жалко. Ходишь за мною повсюду, как тень. Из-за тебя мои дети не ели который уж день. Был я богатым, теперь — бедняк. Ты самый опасный мой враг. И чего ты ко мне прицепилась? Получай по заслугам!..

Заплакала Лень и взмолилась:

— Пощади ты меня, человек, больше я не могу. Отпусти — я далеко-далеко убегу. Другого найду человека, и он меня будет любить…

Но мужик продолжал негодницу бить. И Лень заплакала снова:

— Человек, человек, даю тебе слово: я сделаю так, что ты будешь богатым… Но перестань меня бить, прошу я, как брата.

— Ха-ха-ха! — захохотал человек. — Я бы видеть хотел того, кто от лени разбогател.

— Человек, — хныкала Лень, — коль меня пожалеешь, ты обязательно разбогатеешь. Пусть сама сделать этого я не могу, но зато приведу я тебе слугу — это моя сестрица родная. И будешь ты жить, заботы не зная. Послушай меня, и навсегда ты забудешь, что такое нужда.

И подумал тогда человек:

— А может и вправду я с нуждой распрощаюсь навек?..

И развязал мешок.

Бросилась Лень наутек — от одного двора к другому двору. И скоро привела к человеку сестру. Сказала:

— Служить тебе будет моя дорогая сестра. Она тебе сделает много добра, и скоро ты станешь, как прежде, богат.

— Ладно, — сказал человек, — я сестре твоей рад. Ты прости, что с тобою я был слишком крут. Но скажи, как сестрицу зовут?

— Да какое же это имеет значение? — ответила Лень, еле скрыв огорчение. — Поверь мне, что многие, многие люди сестрицу мою и лелеют, и любят.

— Лень, ты хочешь меня обвести вокруг пальца речами своими! Я желаю узнать ее имя! Неужели ты думаешь, что меня проведешь?

— Ладно, — ответила Лень, — имя сестры моей — Ложь.

— Ха-ха-ха! Значит вместе с тобой и сестрою твоею стану жить я на свете и разбогатею?

— Зря смеешься! Другие, как ты, тоже смеялись вначале, но потом с нашей помощью стали они богачами.

— Подождите, схожу я за другом, он даст мне совет, и тогда я скажу вам, согласен я или нет.

Ушел человеку и вернулся назад через десять минут, и друга с собою привел по имени Труд.

— Послушай, — сказал он Труду, — эти двое хотят подружиться со мной. Говорят, что я стану богат. А привел я тебя, чтоб помог ты, дружок, запихнуть мне их вместе вот в этот мешок!

Ах, как сестры вопили, вырывались, кусались, но ничего не поделаешь — обе в мешке оказались. Труд покрепче мешок завязал и закинул в глубокую реку, чтоб никогда Лень и Ложь не мешали жить человеку.

Но зато с той поры человек и Труд на земле неразлучно живут. Ни одно хорошее дело не делается без труда.

А что человек не стал богачом — не беда! Зато он живет счастливо, достойно и честно.

А стал бы счастливым он, разбогатев, — неизвестно.

На зорьке солнце встало, засияло. Улыбнулось и лучам своим сказало:

Читайте также:  Развитие памяти у детей 6 лет

— К земле летите, пусть настанет там рассвет, и передайте от меня привет цветам и травам, и деревьям тоже — всем, кто без солнца в мире жить не может.

Лучи ему ответили:

— Летим! Горячий твой привет передадим деревьям, травам, листьям и цветам и только что пробившимся росткам. Мы тронем кроны, мы согреем землю и прорастет зерно, что в почве дремлет.

И в дальний путь отправились лучи — приветливы, светлы и горячи. А солнце долго им смотрело вслед и всем вокруг дарило щедрый свет.

Не знаю, сколько их на землю полетело, но понеслись они, как огненные стрелы. И сразу же на свете рассвело, и сразу стало на земле тепло. Одни лучи согрели в море воду, и сразу же улучшилась погода. Другие заглянули в сад зеленый помочь раскрыться почкам и бутонам. И что есть силы целый день светили третьи, чтоб посильнее загорели дети.

Лучи трудились до зари, забыв усталость, и вечером, когда уже смеркалось, а месяц выплыл в небеса со звездной ратью — они вернулись к солнышку в объятья. И каждый луч рассказывал подробно, как много дел он сделал добрых.

Сказал один:

— Согрел в саду я зернышко.

— Ну что ж, чудесно! — улыбнулось солнышко.

— А я спустился в речку с небосвода, — сказал другой, — и сделал теплой воду. И в ней купалось много взрослых и ребят, а я смотрел на них и был ужасно рад.

Промолвил третий луч:

— А я помог расти пшенице, и она созреет в срок.

Олин лишь лучик в стороне молчал уныло.

— А ты что делал? — солнышко спросило.

— Я виноват… простите… — луч сказал, — я целый день… с ребятами играл.

Тут все лучи заговорили с возмущеньем:

— И речи быть не может о прощенье! Бездельник он! А мы должны трудиться? Да как же так! Куда это годится! Любой из нас, конечно, был бы рад день провести, как наш ленивый брат. За это наказать его придется!..

— Послушайте, друзья, — вмешалось солнце, — хочу я дать вам всем один совет: нельзя решать, кто виноват, кто нет, кто лодырь, кто герой, кто трус, кто смелый, пока не знаем мы, как было дело. Нет, ничего решать без этого нельзя! Пускай нам луч расскажет все, друзья.

— Да что тут скажешь… — луч забормотал, — летел я очень долго и устал. Остановился отдохнуть я наугад, а это оказался детский сад. Шел дождик там… наверно, долго слишком. И было очень скучно ребятишкам.

Увидел я, сидит печальный мальчик — и в солнечный я превратился зайчик. Ребята стали бегать и смеяться, шуметь и прыгать и за мной гоняться.

Ах, если б видели вы, как резвились дети! День пролетел — а я и не заметил.

И солнце, слушая рассказ, повеселело:

— Ну что же, лучик, сделал доброе ты дело.

— Да, молодец он, — согласились братья, — играть с детьми — вполне достойное занятье. И коли ты развеселил ребят, то значит, ты ни в чем не виноват! А завтра, братец, ты и нас с собой возьми, играть нам тоже хочется с детьми.

— Луч молодец! — решила дружно вся семья.

На том кончается история моя.

Новый топор отправился на работу. Он сказал:

— Я работаю не для почета. Просто ненавижу бурьян и колючки, и я, как известно, не белоручка. Сегодня же вырублю кусты у дороги, в которых уже поселились сороки.

Работал до вечера он, пока солнце светить не устало. И, правда, колючих кустов как не бывало.

На этом топор не остановился, каждый день с утра и до ночи трудился, поскольку старательным был работником: крышу на доме чинил вместе с плотником, в лесу пропадал с дровосеками целыми днями — помогал запасаться на зиму дровами. И даже зимой он работал.

Но время пришло — и опять наступила весна. Радостно вздохнула земля, снова зазеленели поля. И опять работы полно — топор был доволен. Но однажды он шел через поле — смотрит: снова вырос колючий кустарник возле дороги, и опять по нему гуляют сороки!

— Ну и ну! — удивился топор. — Снова вырос кустарник колючий. Да какой высокий и могучий! Зря работал я прошлой весной от зари до заката…

Опечалился он и отправился дальше. Но встретил лопату. Рассказал ей топор о своем огорченье. А лопата в ответ:

— Не могу я помочь, к сожаленью. Ты пошел бы, дружище, к кирке за советом, ведь и она воевала с бурьяном весною и летом.

И пошел наш топор за советом к кирке, а стоял ее дом за оврагом невдалеке. С удивлением смотрит топор: «Да, действительно, странно, почему возле дома кирки ни колючек, ни злого бурьяна?»

И спросил он кирку:

— Объясни, сделай милость. Не пойму, как же так получилось: я не раз вырубал и бурьян, и колючки, вот честное слово! Но весной вырастают они снова и снова. Что толку, скажи, что работаю я неустанно? А у тебя, я смотрю, ни колючек, ни густого бурьяна! Как ты с ними воюешь и с бурьяном упорным?

Отвечала кирка:

— Вырубаю их с корнем!

Источник: https://profilib.net/chtenie/118573/radoy-kirov-solntse-v-korzinke-6.php

Тема урока: «Книги о труде»

Цели: Закреплять знания учащихся о разных профессиях, учить выразительно читать наизусть, развивать творческие способности, воспитывать в детях желание овладевать каким-либо ремеслом, стремление сделать что-либо своими руками, воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Оборудование: Выставка книг, фотографии людей разных профессий. ХОД УРОКА Слово учителя (с элементами беседы) С давних времен человек стремился научиться применять законы природы в повседневной жизни. Вспомните, как герои сказок летали на ковре-самолете, путешествовали в сапогах-скороходах.

Прошли века, прежде чем человек поднялся в небо и изобрел скоростные автомобили. К своей цели человек пришел в результате упорного труда, наблюдений, экспериментов.

Только трудолюбивые и настойчивые люди достигали результатов. Люди овладевали самыми разными профессиями и ремеслами.

Дети читают стихотворения о труде. 1-й ученик: Всегда внимательно, с любовью Наш доктор лечит вас, ребят. Когда поправит вам здоровье, Он больше всех бывает рад.

А сколько есть еще врачей, Которые готовы Не отдыхать, не спать ночей, Чтоб были вы здоровы. (А. Кардашева) 2-й ученик: В доме, полном света, Новый детский сад. Дом построил этот Каменщик — мой брат. (А Бродский) 3-й ученик: Летят опилки белые, Летят из-под пилы.

Этот плотник делает Рамы и полы. (Н. Ходза) 4-й ученик: Красить комнаты пора — Пригласили маляра. Но не с кистью и ведром Наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принес Механический насос.

(С. Баруздин) Учитель Сегодня мы с вами будем знакомиться с книгами, которые расскажут о мастерах-умельцах. Чтение рассказов Е. Пермяка «Как огонь воду замуж взял» и М. Ильина «Сто тысяч почему».

Обсуждение прочитанного.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанных рассказов: 1) Он — мастер на все руки, он земледелец: сеет зерно, удобряет землю, он пожарный: высматривает огонь в таежной глуши и тушит его, он — рыбак и охотник, он геолог: помогает находить глубоко под землей железо, нефть, уголь, он — извозчик: перевозит людей и грузы. Кто он? Какие волшебники его создают, учат служить людям? 2) Он прожил 250 лет, но по-прежнему, молод.

Все эти годы он только тем и занимался, что стирал написанное. Потом он выучился одевать людей. Кто он? Жители какой страны открыли его удивительные свойства? Какой великий путешественник познакомил с ним всех людей? 3) Автомобиль и паровоз — близкие родственники. У них одна и та же бабушка.

Она жива до сих пор, но давно уже не ходит, потому что очень стара: в 1969 г. ей исполнилось 200 лет. Кто эта «бабушка»? Какими были и какими станут ее внуки? Чему их научил и мечтает научить человек?

Учитель А теперь отгадайте загадки о том, что изобрел человек. Стоит в саду среди пруда Столбом серебряным вода. (Фонтан.) Я лошадь твоя и карета. Глаза мои — два огня. Сердце, бензином согретое, Стучит в груди у меня. (Автомобиль.

) Вот зеленая гора, В ней глубокая нора. Что за чудо? Что за чудо! Кто-то выбежал оттуда На колесах и с трубой, Хвост волочит за собой. (Паровоз.) Мы поймали нашу речку, Привели ее домой.

Жарко вытопили печку И купаемся зимой. (Водопровод.

) Я конем рогатым правлю, Если этого коня Я к забору не приставлю, Упадет он без меня. (Велосипед.) Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. (Антенна.

) Учитель Послушайте пословицы о труде: Мастера по работе видно. Судят не по словам, а по делам.

Терпение и труд всё перетрут. Почет и труд рядом живут. Итоги урока Учитель Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового и интересного. Мы говорили о мастерах-умельцах, которые придумали удивительные вещи.

Надеюсь, вы нашли ответ на многие свои «почему» в книгах, с которыми мы с вами познакомились.

Каждый из вас должен запомнить простую истину: любое дело спорится в руках того, кто смело берется за любое дело, любит трудиться, выполняет работу старательно и прилежно. Домашнее задание Читать книги Д.

Родари.

Источник: http://www.nitpa.org/tema-uroka-knigi-o-trude/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector