Рассказы о войне 1941-1945 для 1-2-3-4 класса: примеры книг о ВОв для школьников

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:

— Война! Война!

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

С. П. Алексеев  Победа будет за нами!

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград.

Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов.

Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.

И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.

Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.

Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.

Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл.

Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь.

«Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.

Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один.

Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые.

Память вечная Григорянам.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.

В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.

Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

  • Стал он Героем Советского Союза.
  • Стал дважды Героем Советского Союза.
  • Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим.

Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем.

В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

  • Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.
  • Герои. Герои… Подвиги. Подвиги… Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.
  • Прошло почти семьдесят лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.
Читайте также:  Януш Корчак: биография для детей

Сергей Алексеев. Зоя

Сизой лентой на запад бежит шоссе. Мчат по шоссе машины. 85-й километр от Москвы. Присмотрись налево. Мраморный пьедестал. На пьедестале застыла девушка. Связаны руки. Гордый, открытый взгляд.

  • Это памятник Зое. Зое Космодемьянской.
  • Зоя училась в московской школе. Когда враг стал подходить к Москве, она вступила в партизанский отряд. Девушка перешла линию фронта и присоединилась к народным мстителям. Многие жители Подмосковья против фашистов тогда поднялись.
  • Полюбили в отряде Зою. Отважно переносила она все тяготы и невзгоды опасной жизни. «Партизанка Таня» — так называли в отряде Зою.
  • В селе Петрищево остановился большой фашистский отряд. Ночью Зоя проникла в Петрищево, перерезала телефонные провода и подожгла дома, в которых остановились гитлеровцы. Через два дня Зоя снова пришла в Петрищево. Но враги схватили юную партизанку.

Допрашивал Зою сам командир дивизии подполковник Рюдерер:

— Кто вы?

— Не скажу.

— Это вы подожгли дома?

— Да, я.

— Ваши цели?

— Уничтожить вас.

Зою начали избивать. Требовали, чтобы она выдала своих товарищей, сказала, откуда пришла, кто послал её на задание.

«Нет», «Не знаю», «Не скажу», «Нет», — отвечала Зоя.

И снова пошли побои.

Ночью Зою подвергли новым мучениям. Почти раздетую, в одном нижнем белье, её несколько раз выгоняли на улицу и заставляли босую ходить по снегу.

И снова:

— Скажите, кто вы? Кто вас послал? Откуда пришли?

Зоя не отвечала.

Утром Зою повели на казнь. Устроили её в центре деревни на деревенской площади. К месту казни согнали жителей.

Девушку повели к виселице. Поставили на ящик. Набросили петлю на шею.

Последняя минута, последний миг молодой жизни. Как использовать этот миг? Как остаться бойцом до конца?

Вот комендант приготовился дать команду. Вот занёс руку, но остановился. Кто-то из фашистов в это время припал к фотоаппарату. Комендант приосанился — нужно получиться достойным на снимке. И в это время…

— Товарищи! Не бойтесь, — прозвучал голос Зои. — Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите!

Стоявший рядом фашист подбежал к Зое, хотел ударить, но девушка оттолкнула его ногой.

— Мне не страшно умирать, товарищи, — говорила Зоя. — Это счастье — умереть за свой народ. — И, чуть повернувшись, прокричала своим мучителям: — Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Всё равно победа будет за нами!

Комендант дёрнулся. Подал рукой команду…

Минское шоссе. 85-й километр от Москвы. Памятник героине. Люди, пришедшие поклониться Зое. Синее небо. Простор. Цветы…

Сергей Алексеев. Подвиг у Дубосекова  

В середине ноября 1941 года фашисты возобновили своё наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришёлся по дивизии генерала Панфилова.

Разъезд Дубосеково. 118-й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь.

Их было 28. Возглавлял бойцов политрук (была в те годы такая должность) Клочков. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов.

Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:

— Батюшки, двадцать штук!

Усмехнулся Клочков:

— Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.

— Меньше, — сказал рядовой Емцов.

— Конечно, меньше, — сказал Петренко.

Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.

Вступили герои в бой.

— Ура! — разнеслось над окопами.

Это солдаты первый подбили танк.

Снова гремит «Ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул бронёй и замер. И снова «Ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевших шесть.

Рассмеялся сержант Петренко:

— Поперхнулся, видать, разбойник.

— Эка же, хвост поджал.

Передохнули солдаты. Видят — снова идёт лавина. Сосчитали — тридцать фашистских танков.

Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе всё танки, ближе.

— Друзья, — произнёс Клочков, — велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.

— Понятно, товарищ политрук, — ответили солдаты.

— Москва!

Вступили солдаты в битву. Всё меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов. Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Всё меньше и меньше солдат и гранат.

Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.

Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.

Разъезд Дубосеково. Поле. Холмы. Перелески. Где-то рядом петляет Лама. Разъезд Дубосеково — для каждого русского сердца дорогое, святое место.

Источник: http://rsoh-tatiana.ucoz.ru/load/dlja_vas_rebjata/ehto_interesno/o_vojne/17-1-0-380

Книги о Великой Отечественной войне для школьников

  1. Доброго дня, дорогие читатели! Скажите, как Вы воспитываете в своих чадах дух патриотизма и любовь к Родине? Наверно, в ответ Вы также спросите меня о том, с которого возраста надо это делать. А я скажу, что для дошколят, это вполне актуально. Удивлены? Ну, ведь наверняка на Ваших книжных полках есть рассказы о животных, растениях. Так?
  2. В садах их учат уважению и трудолюбию, помощи семье и другим людям. Именно с этого начинается воспитание и любовь к стране в целом.
  3. Но книжные издания для правильного воспитания являются неотъемлемой частью! Вы согласны? В школе в это понятие вкладывается нечто большее, сюда добавляются более серьёзные произведения.
  4. К таким относятся книги о Великой Отечественной войне для школьников. Какими они должны быть по возрастам? И на что надо обратить особое внимание?

Что должны нести произведения о войне?

Люди нашего поколения ещё понимают смысл таких сочинений, а, главное, их необходимость. Помните, как нам рассказывали учителя о том нелёгком времени? А знаете, для чего это делалось и делается? Чтобы не было повтора событий тех страшных лет. Но, кроме этого, авторы пытаются донести до маленького читателя, что необходимо уважать близких, любить семью и Родину, быть мужественными.

Читайте также:  Сценарий осеннего бала в 5-8 классах

Но какие именно произведения будут интересны деткам? Наверное, о таких же, как они сами. Ведь война стирала грань взросления. Дети там сразу становились взрослыми, трудясь в тылу и на стрельбищах (ведь и такое было). Да, вот это геройство! Все книжки должны учить только уму и трудолюбию! Чтобы и мысли в голову детишек не закрадывалось о тех ужасах, которые происходят с нынешней молодёжью!

Вот поэтому и нужно читать такие великие и бессмертные писания. В этой статье я разделила книги по этапам: от 1 ― 2 до 8 класса. Посмотрите, пожалуйста. Быть может, Вы сможете дополнить и от себя чем-то мой список?

Особенности изданий для 1 ― 2 класса

Дух патриотизма тут, несомненно, должен присутствовать! Но изучив информацию и пообщавшись с одним педагогом, скажу: чем прощу, тем лучше. Не давайте сразу килограммовых мемуаров для прочтения. И тут должны отсутствовать цифры, это пока дитя не поймёт в 7 лет. Подойдут небольшие рассказы. Например, такие:

  • «Письмо с фронта» Анатолий Митяев. Небольшие рассказы о геройстве и мужестве. А самое интересное, что тут есть правдивые факты! Значит, детки пройдутся по будням солдат.
  • «Твои защитники» Лев Кассиль.
  • «Я солдат, и ты солдат» А. Меркуша.
  • «Рассказы о великой Московской битве» С. Алексеев.
  • «Рассказ о громком барабане» Софья Могилевская.

Конечно, многое зависит от учителя, как он донесёт это до первоклашек. Но ведь и семья должна тоже влиять на мировоззрение малыша. Вы согласны с этим утверждением?

Для 3 класса о войне

С каждым годом детки растут, и их восприятие жизни тоже меняется. Литература должна становиться немного серьёзнее. Но тексты также не должны быть слишком длинными, а то и интереса не будет у дитя читать. Нам ведь его необходимо заинтересовать, не так ли?

  • «Рассказы о маршале Жукове» А.С. Алексеев.
  • «Клятва Тимура» А. Гайдар.
  • «Витя Коробков» Е. Суворина.
  • «Сын полка» В. Катаев. Когда остаёшься совсем один, без близких людей, становится страшно. Но если ты ещё ребёнок, страшнее вдвойне. Как часть, где служат военные, может стать и матерью, и отцом для сироты? Оказывается, может.
  • «Девочка из города» Л. Воронкова. Ещё одна история о сиротке, проделавшей большой путь, но нашедшей новую семью.
  • «Девочки с Васильевского острова» Ю. Яковлев. Честно, комок подступает к горлу, когда просто читаешь краткое описание. За основу был взят дневник маленькой девочки, которая погибла вместе со своей семьёй от голода.

Читая эти издания, есть над чем подумать. Авторы пытаются донести до маленького читателя, какому примеру стоит следовать по этой жизни. И нельзя терять своё достоинство в любых, даже самых сложных, ситуациях.

4 ― 5 классы

Уже такие взрослые в этом возрасте… Самостоятельные детки. Много интересов у них теперь появляется, им любопытно общаться друг с другом, появляются увлечения вне дома. Но книга ведь должна сопровождать и на этом этапе! И, главное, чтобы она вызывала большой интерес! Я почитала много отзывов о литературе на этот возраст. И вот список того, что больше всего нравится деткам:

  • «Иван. Зося» Владимир Богомолов. Как и многие книги, эта передаёт страшные военные события глазами маленького ребёнка.
  • «Васёк Трубачёв и его товарищи» В.А. Осеева.
  • «Как Серёжа на войну ходил» Ю. Яковлев.
  • «Крайний случай» И. Туричин.

Тяжело представить, что победа нам досталась и ценой детских жизней. Некоторые из них пока живы. Эти сочинения покупают для деток, но многие взрослые, открыв книгу, зачитываются сами. Ведь интересно знать, что испытали наши бабушки и дедушки в те жуткие времена. А у Вас есть любимые произведения на военную тематику?

6 ― 8 классы

В пересчёте на возраст, это 12 ― 14 лет. Вполне взрослый человек, способный многое понять, имеющий свою позицию. А ведь в этом возрасте детишки уже шли на фронт. У моей знакомой бабуля в 14 лет стала бригадиром в колхозе. А кто ещё будет кормить страну?

Именно такие подвиги достойны, чтобы о них писали и говорили ещё многие годы. А вот что будет интересно прочесть нашим школьникам в 6 ― 8 классе.

  • «Великие Победы» Алексеев С. Думаете, что наши солдаты одержали лишь одну победу, в Берлине? А вот и нет! Ведь каждый освобождённый город, это большая победа!
  • «Улица младшего сына» Лев Кассиль.
  • «Последние холода» А. А. Лиханов.
  • «Три девочки. История одной квартиры» Елена Верейская. Повесть о настоящей дружбе и преданности.
  • «До свидания, мальчики» Борис Блатер.

Действительно, хочется самой почитать эти произведения. Некоторые из них хорошо знакомы. Возможно, кому-то они покажутся сложными для восприятия.

Но чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с такими вещами, тем лучше. Знаете почему? Потому что на воспитание нового поколения отводится определённый промежуток времени. Сегодня это покажется сложным и слишком печальным нам, завтра, уже будет неинтересным для детишек. Приучайте к хорошей книге, пока есть интерес у малыша.

Мне очень интересно, какие произведения стоят на полках у Вас дома? Что даёте читать детям о войне? Быть может, дополните мой список? Делитесь мыслями, оставляя комментарии! И подписывайтесь на обновления блога. Всего доброго!

Источник: https://my-happybaby.ru/knigi-o-velikoj-otechestvennoj-vojne-dlya-shkolnikov

Григорий Рыжов — Рассказы о войне 1941-1945 гг. Военные судьбы людей

Август 1954 года. Село Красильники Спасского района Рязанской области. В это время я со своей семьёй жил здесь, куда мы приехали из Молотовска, сейчас этот морской город называется Северодвинск, где строят на верфях военные корабли и подводные лодки. Туда мы попали по вербовке из Свердловска, где жила моя семья.

Семья была из пяти человек. Отец, звали его Михаил, устроился работать слесарем на станции Исаково. Мать, звали её Ирина, работала в колхозе за палочки, т. е. за трудодни.

Мне, Григорию, тогда было 9 лет, сестре Вере 8 лет и самая младшая сестре Наде был всего 1 год. Она родилась в Молотовске. Мы жили у бабушки Кати, матери отца, ей тогда было 62 года.

Итого семья наша состояла из шести человек.

Колхоз был не из богатых, 260 дворов. Сеяли на полях зерновые, кукурузу и овощи. Огурцы и помидоры росли прямо на грядках под открытым небом. Колхозное стадо коров составляло до 600 голов, были и свиньи до 100 голов. Были курятник и утятник, гусятник. В колхозе имелось табун лошадей до 50 голов, в основном рабочие. Вся продукция сдавалась государству.

Читайте также:  Посвящение в первоклассники. сценарий праздника

При Н. С. Хрущёве колхозники жили в основном своим хозяйством. Принцип такой, один член семьи работает в колхозе, а остальные работают в собственном хозяйстве. Имели земли до 30 соток, где росли яблони и груши до 25 деревьев, кроме этого росли сливы, вишни и ягодные кусты.

Сажали ранние огурцы в парники, а затем в гряды под открытым небом. Климат на рязанской земле мягкий и солнечный. Через три – четыре дня по 10 – 20 мешков возили на американских грузовых машинах огурцы в Москву продавать, до которой расстояние составляло 250 километров.

И так всё лето колхозники работали на своём хозяйстве.

Надо сказать, что в каждом доме имели в хозяйстве одну – две коровы, телёнок, несколько свиней, до десяти баранов, гусей, уток и кур. Я подростком тогда уже задумывался. Куда столько скотины и птицы? Продавать её некому, значит, за зиму съедали, у кого большая семья. Возможно, сдали излишки государству…

В 1962 году Н. С. Хрущёв ввёл налог высокий домашнюю скотину, и стало не выгодно её держать. В деревнях стали резать скотину на мясо или продавать её. В деревне стало трудно жить. Ввели паспорта в деревне, и молодёжь массово стала уезжать в город. Деревни в центральной европейской части стали беднетьть и чахнуть, а то и вовсе исчезать. Оставались одни старики и старушки…

У меня были деревенские друзья, некоторые старше на 2 и больше лет. Мы часто пропадали в свободное время от домашней работы у конюхов на «Пупке», так называлась возвышенность на большом лугу, где паслись табун лошадей, стадо колхозных коров и домашний скот под наблюдением пастухов.

  • Одного из моих друзей звали Миня, что равнозначно Мише. Он старше меня был на два года. Колька по прозвищу «Карась», который жил напротив моего дома, тоже старше меня на два года. Колька по прозвищу «Коляска», младше меня на год и другие ребята. У нашей семьи было прозвище «Лиса». В деревне у каждой семьи были прозвища. Так повелось на Руси.
  • Рядом с селом по путям железнодорожным катились поезда на электротяге грузовые и пассажирские. Они катились по высокой насыпи, которая по высоте достигала до 12 метров. Для проезда и загона лошадей после работы, стада коров с села на луга был построен железобетонный мост.
  • Мы, ребята, кто посмелее, ходили по перилам этого моста. Ширина перил была не больше 90 миллиметров, а высота над землёй 12 метров. Один из этих смельчаков был и я. Немногие отваживались пройти по перилам моста, как и ездить верхом на лошадях, да ещё и гонять их в табуне…
  • На Юг от железной дороги в двух километрах лежало озеро длиной три километра, а шириной метров 200. За озером протекала судоходная река Ока, которая весной разливалась и затопляла почти весь луг, кроме островка, который и был прозван «пупком».
  • Днём пасли лошадей, которые были на отдыхе или не было для них работы, их было не больше двух десятков, взрослые ребята лет 18 – 19. Обычно осенью уходили на службу в Советскую Армию. К ним, нас несколько ребят, ходили к ним почти каждый день пасти лошадей. Сгоняли их кучнее, чтобы не уходили на чужие пастбища.
  • Разжигали костёр из коровяка в виде лепёшек, которые хорошо горят. Пекли картошку, да курили табак самосад в виде самокруток из газет. В каждом доме рос в огороде табак, он рос как сорняк…

На «Пупке» был построен шалаш для укрытия от дождя и прохлады ночью. В нём могли свободно помещаться три человека. Спали на нарах, постель была из соломы и старых фуфаек.

Просто катались на лошадях во весь дух по лугам на обгонки, да так, что дух захватывало. Вечером в 20 часов мы сгоняли лошадей в табун и гнали их к озеру на стойбище, где их спутывали путами за передние ноги.

Путать лошадей – это нужно не бояться находиться у них под ногами и под брюхом. Не многие это делали. Лошади знали и не трогали нас. К чужим людям они относились с настороженностью и даже с агрессией. Могли лягнуть ногой, укусить и т. д.

Это делалось для того, чтобы ночью далеко не разбредались. Жалко лошадей, ноги натирали до кровяных ран…

Однако, десятки раз мы, мальчишки, падали с них, но Бог милостиво спасал нас от увечий и больших травм. Вот так.

Вечером в 21 часов молодых конюхов меняли опытные в возрасте конюхи. Они работали по два человека. Мы, ребята, часто оставались допоздна, а то и ночевали тут на месте у костра или в шалаше.

Нам было интересно, как взрослые рассказывали всякие интересные истории и случаи в жизни. Часто рассказывали про чудеса, ведьм и нечистой силы. Слушаешь, и становится страшно, по коже бегут мурашки.

Кругом темнота, мертвецкая тишина и костёр горит, освещая наши разгорячённые лица.

Когда возвращаемся в полночь домой в деревню и, кажется, что тебя окружает нечистая сила и идёт за тобой следом…

Одним из вечеров в середине августа, после того, как мы согнали лошадей в табун к озёру, спутали передние ноги лошадей путами, отпустив их пастись по лугу, где росла зелёная, сочная трава.

Закончив с лошадьми, мы с друзьями отправились к конюхам к шалашу на «Пупку». Вечер, солнце уже склонялась к закату, багровея над горизонтом. В августе дни заметно становятся короче и прохладнее, но не настолько.

Девять часов вечера. Нас было трое, я, Митька по прозвищу «Рябой», отец его переболел оспой и, на лице у него осталась рябь. Так привилось такое прозвище к их семье. С нами был ещё один мальчишка, Колька «Карась».

Через 30 минут мы находились на «Пупке» у шалаша, где оживлённо разговаривали конюха. Говорили о новостях в деревне, в колхозе и прочие. Заговорили о лошадях. Мы сказали конюхам, что лошадей спутали и отпустили пастись в луга, что всё нормально.

На пупке всегда держали двух лучших лошадей, которые быстро бегали. С такими лошадями можно быстро собирать лошадей в табун и гнать их к стойбищу на озеро.

Фронтовик Пётр Смолов – танкист

На смену пришли два конюха, одному было за 30 лет, ещё молодой в силе мужчина. Его звали Петром Ивановичем по прозвищу «Боец». Это название он получил по молодости, когда дрался на кулаках и всех побивал. Был хулиганистым и дерзким.

Фамилия у него была Смолов. Возможно, его предки добывали смолу из сосновых деревьев. Так и прилипло прозвище к их семье «Смола». В нашей деревне Красильниково ему не было равных в кулачных боях.

Он имел рост выше среднего до 175 сантиметров, весом достигал до 85 килограммов.

Петр в 20 лет ушёл на фронт танкистом, будучи, работая в колхозе трактористом. Закончил четыре класса сельской школы, а потом помогал по хозяйству дома. Повзрослев, стал работать в колхозе. Это произошло в 1942 году.

После обучения на курсах танкистов курсантов направили на Сталинградский фронт в сентябре 1942 году. Там тогда проходили ожесточённые бои за город Сталинград.

Получил тяжёлое ранение в грудь, в госпитале под Москвой лечился несколько месяцев.

Побывал дома проездом и снова на фронт в июне 1943 году под Курск, где развивались решающие события в битве с фашистско – немецкими захватчиками. Участвовал в битве под Курском. Получил тяжёлое ранение с ожогами лица и рук. Снова госпиталь в городе Рязани, почти дома. Пролечился четыре месяца с отдыхом дома в деревне.

Источник: https://www.libfox.ru/658824-grigoriy-ryzhov-rasskazy-o-voyne-1941-1945-gg-voennye-sudby-lyudey.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector