Рассказы о животных, 3 класс. внеклассное чтение

КОНСПЕКТ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

«РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ»

Задачи:

1. Познакомить детей с художественной и научно-художественной литературой о животных;

2. Работать над содержанием рассказа Н.Сладкова;

3. Развивать речь, мышление, внимание, память;

4. Расширять словарный запас детей;

5.Прививать любовь к животным.

Оборудование: чистоговорка, портрет  Н. Сладкова,  книги о животных, презентация, иллюстрации к рассказу.

Цели: 
— Воспитывать культуру устной речи, культуру поведения и бережного отношения к животным;

— сформировать интерес к самостоятельному чтению книг; — развивать связную речь, образное мышление.

Оборудование:

Выставка книг, портреты писателей (Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б. Житков, М. Пришвин, К.Паустовский), учебник, книги для дополнительного чтения, серия картинок по теме, буквы для кроссворда,видео и аудио материал, памятки о правильном и бережном обращении с книгой; словарные слова;

Планируемые результаты.

Предметные:

организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у детей навыка чтения;

Метапредметные:

Познавательные

– развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно — следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные

– развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные

– развивать умение в ступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно -познавательных задач.

Личностные:

— содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Ход урока

1 Мотивация учебной деятельности

Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроках не скучать,

А работать и читать!

2 Актуализация знаний

— Начнём наш урок с загадок. Отгадайте, о ком говорится в загадках. Какие слова помогли отгадать тебе  загадку? Жу­жу, жу­жу, Я на ветке сижу, Букву Ж всегда твержу. Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук)

Эта рыжая плутовка Ловит мышек в поле ловко. Хоть похожа на собаку, Никогда не лезет в драку. Нет хитрей её в лесу

И узнали мы… (Лису)!

Солнца яркого боится. Ночью ­ хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о (Сове). 

Мои прекрасные рога,  Всегда угроза для врага. Но добрый нрав имею я, Поверьте мне, мои друзья. И я в лесах у вас не гость,

Живу я здесь, красавец­… (Лось)

Роет он в земле ходы, Чтоб добыть себе еды, Любит свёклу и морковку, Корешки сгрызает ловко. Он слепой. Глаза ему

Под землёю ни к чему.

Перерыл весь огород!
Догадались? Это (Крот)

Что за странная картинка? Вот пушистая травинка Плавно по листку ползет. Все жует, жует, жует. Не жучок, не птица.

Это (Гусеница)

Что за серенький зверёк, Хвостик длинный, как шнурок, Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал? (Мышка)

Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно… (Ежик)

                                      Ключевое слово: ЖИВОТНЫЕ

3 Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, а о чём вы любите читать и слушать книги?

Рассмотрите обложки книг, которые сегодня представлены на выставке в нашей литературной гостинной ( но выставке представлены книги В. Бианки, Е. Чарушина, Б. Житкова, М. Пришвина, Н. Сладкова.)

Как вы думаете, о чём или о ком эти книги?

Дети: о природе, о птицах, о животных.

Фамилии каких писателей вам знакомы?

Сегодня на уроке  внеклассного чтения  мы  познакомимся с интересным произведением  о животных.

Читая книги о природе, мы познаем мир растений, животных, наблюдаем за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Это понимали и детские писатели. Ведь людей всегда волновали вопросы: «Почему одни птицы зимующие, а другие улетают на юг?», «Как зимуют животные зимой?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?».

Ответы на эти и другие вопросы можно найти у писателей, которые и писали про природу, животных и их взаимоотношения.

Свои произведения о животных, о природе посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, М. Пришвин, К.Паустовский и другие. Многие из них были познавательными, воспитывали интерес к активному изучению природы.

4 Работа в парах с проверкой.

Соедини автора с его произведением:

Посмотрите внимательно и скажите с творчеством какого писателя мы с вами еще не знакомы?

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с одним рассказом о животных, который написан русским писателем Н.И. Сладковым. Книга, откуда будет прочитан наш первый рассказ называется «Рассказы о животных». Ребята, найдите эту книгу на нашей выставке.

Учитель вывешивает на доску портрет писателя.

(Презентация)

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года 5 января 1920 года в Москве в семье рабочего- металлиста, но всю жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе. Николай Иванович

 Неподалёку от дома Николая Сладкова было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Неподалёку от дома Николая Сладкова было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

 

 С детства он любил и интересовался природой. Уже со второго класса он начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения.

С Виталием Валентиновичем Бианки — замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником — он познакомился будучи юннатом. С детства он любил и интересовался природой.

Уже со второго класса он начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки — замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником — он познакомился будучи юннатом.

Вместе с Бианки он много лет готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей. Вместе с Бианки он много лет готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей. 

 Молодость будущего писателя пришлась на военные годы. К началу войны он успел окончить первый курс Гидрографического института и добровольцем ушёл на фронт. Всю войну прослужил в моторизированном топографическом отряде. После войны, оставаясь до 1958 года военнослужащим, Николай Иванович всё своё свободное время посвящал изучению природы.

Молодость будущего писателя пришлась на военные годы. К началу войны он успел окончить первый курс Гидрографического института и добровольцем ушёл на фронт. Всю войну прослужил в моторизированном топографическом отряде. После войны, оставаясь до 1958 года военнослужащим, Николай Иванович всё своё свободное время посвящал изучению природы.

 

Профессия военного топографа помогла Николаю Ивановичу в работе над книгами. Он открыл для себя горы Кавказа и Тянь-Шаня, которые полюбил на всю жизнь. Николай Иванович много путешествовал, как правило в одиночку, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке.

Профессия военного топографа помогла Николаю Ивановичу в работе над книгами. Он открыл для себя горы Кавказа и Тянь-Шаня, которые полюбил на всю жизнь. Николай Иванович много путешествовал, как правило в одиночку, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке.

 

В молодости Николай Сладков увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

В молодости Николай Сладков увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

 

Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост».

Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой- невидимкой»… Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источником сюжетов его рассказов. В 1953 году вышла его первая книга. Она называлась «Серебряный хвост».

Потом были другие: «Безымянной тропой», «Десять стреляных гильз», «Трясогузкины письма», «В лесах счастливой охоты», «Иду я по лесу», «Планета чудес», «Под шапкой- невидимкой»… Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. 

Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков все свое творчество посвятил природе. Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков все свое творчество посвятил природе.

Как каждый талантливый писатель он открыл в ней что-то свое и писал о ней Как каждый талантливый писатель он открыл в ней что-то свое и писал о ней по-своему, не похоже на других…

по-своему, не похоже на других… 

В своих книгах Сладков говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. За книгу «Подводная газета» он получил Государственную премию имени Н.К.Крупской.

В своих книгах Сладков говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает нам, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Николай Сладков писал о том, что знал лучше всего, что любил больше всего и чему больше всего удивлялся. За книгу «Подводная газета» он получил Государственную премию имени Н.К.Крупской.

 

 Всю жизнь Николай Иванович Сладков Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами. в природе своими глазами. 

— О чём писал Н.Сладков?

-Как он относился к природе, животным? (Всю свою жизнь Н.И. Сладков был защитником природы)

А может быть какие-нибудь его произведения вам уже знакомы?

Работа по теме урока:

5 Речевая разминка

Прежде чем начать беседу над новым материалом, давайте подготовим наш речевой аппарат:

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

— прочитайте шепотом.

— сейчас давайте прочитаем ее в полголоса.

— читаем громче.

— читаем с вопросительной интонацией.

— сейчас читаем быстро, как мы читаем чистоговорки.

— читаем все вместе быстро.

6 Чтение и обсуждение  текста.

 А) Словарная работа:

-Объяснить смысл, найти сходства и различия после самостоятельного чтения.

Б) Самостоятельное чтение. Объяснение слов.

В) Чтение цепочкой и обсуждение:

 — Почему медвежонок удрал от матери?

— Почему Н.Сладкову удалось увидеть медвежонка?

— Что ожидал найти медвежонок у пня? (Вкусные угощения муравьёв, личинок жуков.)

— Нашёл? Огорчился? (Разочаровался.)

 — Почему мишка повеселел, когда увидел камень? ( Кроме еды, которая там может быть, он хотел испробовать свою силу.)

— Как использовал медвежонок прежний опыт, когда он встретил гриб? (Он стал осторожнее и сначала испугался не принесёт ли беды гриб, но проявил нетерпение от того, что был голоден.)

— Почему медвежонок тихонечко завыл? (Ему было неприятно: добычи нет, а неприятностей много)

— Почему мишка не съел свою первую добычу – лягушку? ( Решил поиграть.)

— Можно сказать, что мишка был уверен в том, что эта добыча от него не уйдёт? (Да, ведь она такая маленькая, а он очень ловкий. Иначе он не отпустил бы лягушку и не стал бы с ней играть.)

 — Как изменилось его настроение в связи с новой неудачей? (Он собрался заорать.)

Читайте также:  Экологический светофор. игра для начальной школы

— Почему мамина ласка не понравилась медвежонку? (От оплеух ему было больно и обидно, что добычи нет и мама не помогла, не пожалела.)

— Зачем медведица ударила малыша?

— Как об этом говорит автор? (Она учила уму и осторожности)

— Чего опасалась мамаша? (Лес тёмный, густой и малыш мог потеряться, мог попасть в капкан, могла укусить змея.)

— Соответствует ли название содержанию?

— Были ли моменты, когда вы смеялись при чтении?

— Как называется добрый смех? (Юмор.)

— Можно ли узнать об авторе после чтения рассказа? (Да, он добрый, наблюдательный, любит природу.)

7 Восстановить содержание рассказа с помощью картинок.

8 Рефлексия деятельности на уроке.

— С каким жанром литературы мы сегодня познакомились на уроке?

-Кто его автор?

— Что понравилось на уроке и хотелось бы повторить?

9.Задание на дом:.

Пересказать .

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_vneklassnogo_chteniya_v_3_klasse_211524.html

Короткие рассказы о животных

Рейтинг:  4 / 5

Для отработки навыка чтения начинающим читать детям требуются простые в понимании и по словарному составу тексты. Тут подойдут короткие рассказы о животных.

Рассказы, сказочные и не очень, о животных полезны не только для школьников, но и для начинающих читать дошкольников, потому что кроме навыков чтения расширяют кругозор ребят. С примерами текстов можно познакомиться здесь.

Полезно прочитать текст и нарисовать его содержание. Такая практика развивает образность: ребёнок читает и сразу на «внутреннем мониторе» представляет картинку.

Понимание и запоминание значительно облегчаются. Не все дети (по разным причинам) любят рисовать. Поэтому мы придумали рассказы к раскраскам: читаем текст и раскрашиваем животное. Сайт «Нестандартные дети» желает успехов.

Короткие рассказы о животных

Автор рассказов детский психолог Галина Обнорская.

Рассказ о белочке.

Жила в старом лесу белка. У белки весной появилась дочка белочка.

Один раз белка с белочкой собирали грибы на зиму. Вдруг на соседней ёлке появилась куница. Она приготовилась схватить белочку. Мама – белка прыгнула навстречу кунице и крикнула дочке: «Беги!»

Белочка бросилась наутёк. Наконец она остановилась. Посмотрела по сторонам, а места незнакомые! Мамы – белки нет. Что делать?

Увидела белочка дупло на сосне, спряталась и заснула. А утром мама дочку нашла.

Рассказ о сове.

В северных лесах живёт сова. Но не простая сова, а полярная. Эта сова белая. Лапы мохнатые, покрыты перьями. Густые перья берегут ноги птицы от мороза.

Белую сову не видно на снегу. Летает сова тихо. Спрячется в снегу и подкараулит мышку. Глупая мышка не заметит.

Рассказ о лосе

 Старый лось долго ходил по лесу. Он очень устал. Остановился лось и задремал.

Приснилось лосю, что он ещё маленький лосёнок. Он идёт с мамой по лесу. Мама ест ветки и листья. А лосёнок весело прыгает по тропинке рядом.

Вдруг кто-то страшно загудел около уха. Лосёнок испугался и побежал к маме. Мама сказала: «Не бойся. Это шмель. Он лосят не кусает».

На лесной поляне лосёнку понравились бабочки. Сначала лосёнок их не заметил. Бабочки смирно сидели на цветах. Лосёнок поскакал на полянке. Тут бабочки взлетели в воздух. Их было очень много, целый рой. А одна, самая красивая, села лосёнку на нос.

Далеко за лесом загудел поезд. Старый лось проснулся. Он отдохнул. Можно идти дальше по своим делам.

Рассказ об олене

Олени живут на Севере. Родина оленей называется тундра. В тундре растёт трава, кустарники и седой олений мох. Олений мох – пища для оленей.

Олени ходят стадами. В стаде олени разного возраста. Есть старые олени и малыши – оленята. Взрослые олени защищают малышей от волков.

Бывает, волки нападают на стадо. Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога. Рога у них острые. Волки опасаются оленьих рогов.

В стаде есть вожак. Это самый сильный олень. Все олени ему подчиняются. Вожак охраняет стадо. Когда стадо отдыхает, вожак находит высокий камень. Он стоит на камне и смотрит во все стороны. Увидит опасность и затрубит. Олени встанут и уйдут подальше от беды.

Рассказ о лисе

У подножия горы было круглое озеро. Место было безлюдное, тихое. В озере плавало много рыбы. Это озерцо понравилось стае уток. Утки свили гнёзда и вывели утят. Так жили они на озере всё лето.

Однажды на берегу появилась лиса. Лиса охотилась и набрела на озеро с утками. Утята уже подросли, но летать ещё не научились. Лиса думала легко поймать себе добычу. Но не тут-то было.

 Хитрые утки уплыли далеко на другой берег. Лиса разорила утиные гнёзда и убежала.

Рассказ о медведе

В горах Хибинах на Севере можно повстречать медведя. Весной медведь злой, потому что голодный. Всю зиму он спал в берлоге. А зима на Севере длинная. Медведь проголодался. Оттого зол.

Вот пришёл он к озеру. Поймает рыбку, съест. Воды напьётся. Озёра в горах чистые. Вода свежая и прозрачная.

К середине лета медведь наестся, растолстеет. Добродушнее станет. Но всё равно не стоит с ним встречаться. Медведь – дикий зверь, опасный.

К осени медведь ест всё подряд: рыбу, ягоды, грибы. Жир под шкурой копит к зимней спячке. Жир в берлоге зимой его и кормит, и греет.

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/korotkie-rasskazy-o-zhivotnykh

Урок внеклассного чтения «Рассказы о животных»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Неделя начальных классов

Открытый урок по внеклассному чтению

Тема: Рассказы о животных.

Провела: Е.В. Головач

2014 год

Тема урока: Рассказы о животных

Планируемые результаты.

организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у детей навыка чтения;

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: портреты писателей В. Бианки и Е. Чарушин, Н. Сладкова, М. Пришвина, Б. Житкова; выставка книг; памятки о правильном и бережном обращении с книгой; словарные слова;

Ход урока

1 Мотивация учебной деятельности

Учитель: Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга — самый верный,

Самый лучший друг.

— Как вы  понимаете эти слова?

— Что вы можете сказать о книге?

— Можно ли  книгу назвать – источником знаний?

— О чем бывают книги?

2 Актуализация знаний. -Начнём наш урок с загадок. Дома вам нужно было найти загадки о животных и сделать книжку малышку. Сейчас мы проведём конкурс на лучшую книжку.

Дети читают загадки и демонстрируют свои книжка — малышки.

Из книг мы узнаем много интересного, познавательного, и именно эти знания пригодятся нам в жизни.

 Из каких частей состоит книга? У каждой книги  есть  обложка, оглавление, содержание.

О чем может рассказать обложка книги?

На сегодняшнем занятии мы посетим литературную гостиную. А для того, чтобы узнать кто здесь хозяйничает и кто встретит нас у своих дверей, давайте все вместе отгадаем загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Ученики: Книга.

Учитель: Правильно, ребята. Это книга. А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг? Для чего они нам нужны!

Вот послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.В. Михалкова

«Как бы жили мы без книг»

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей…

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Без книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия. Перед вами выставка  книг.  Что  объединяет эти книги? (Это книги о животных, для детей, познавательные).

3 Самоопределение к деятельности.

Как вы думаете, почему  я урок  начала с выставки этих книг?

Учитель: Ребята, а о чём вы любите читать и слушать книги?

Рассмотрите обложки книг, которые сегодня представлены на выставке в нашей литературной гостинной ( но выставке представлены книги В. Бианки, Е. Чарушина, Б. Житкова, М. Пришвина, Н. Сладкова, В Чаплиной.)

Как вы думаете, о чём или о ком эти книги?

Дети: о природе, о птицах, о животных.

Фамилии каких писателей вам знакомы?

Сегодня на уроке  внеклассного чтения  мы  познакомимся с интересным произведением  о животных.

Читая книги о природе, мы познаем мир растений, животных, наблюдаем за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Это понимали и детские писатели. Ведь людей всегда волновали вопросы: «Почему одни птицы зимующие, а другие улетают на юг?», «Как зимуют животные зимой?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?».

Ответы на эти и другие вопросы можно найти у писателей, которые и писали про природу, животных и их взаимоотношения.

Свои произведения о животных, о природе посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, М. Пришвин, К.Паустовский и другие. Многие из них были познавательными, воспитывали интерес к активному изучению природы.

4 Работа в парах с проверкой по эталону.

Соедини автора с его произведением:

Посмотрите внимательно и скажите с творчеством какого писателя мы с вами еще не знакомы?

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с одним рассказом о животных, который написан русским писателем Н.И. Сладковым. Книга, откуда будет прочитан наш первый рассказ называется «Рассказы о животных». Ребята, найдите эту книгу на нашей выставке.

Один из учеников находит из нескольких изданий нужную книгу и озвучивает вслух её автора. Учитель вывешивает на доску портрет писателя.

Николай Иванович Сладков родился в обычной рабочей московской семье, учился и жил в Ленинграде. Выдумщик, сказочник, натуралист Сладков является автором целой библиотеки книг: «За пером синей птицы». «Дети радуги», «Жизнь на песке», «Подводная газета». Первая книга называлась «Серебряный хвост». Всего Николай Сладков написал более 60 книг.

С детства Сладков любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Вместе с Бианки много лет готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей.

Сладков был настоящим исследователем природы. Вёл дневник наблюдения, он понял, что «загадки в лесу – на каждом шагу». Он вслушивался, всматривался. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений.

Читайте также:  Сидераты это

Начало всех рассказов Сладкова лежало в его дневниках наблюдений. Он очень любил природу, животных и призывал людей: «Откройте глаза – и красота земли хлынет в вас водопадами красок. Всё живое пропитано поэзией и красотой».

— О чём писал Н.Сладков?

-Как он относился к природе, животным? (Всю свою жизнь Н.И. Сладков был защитником природы)

А может быть какие-нибудь его произведения вам уже знакомы?

Работа по теме урока:

5 Речевая разминка

Прежде чем начать беседу над новым материалом, давайте подготовим наш речевой аппарат:

Белый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела.

Белой даже не была.

— прочитайте скороговорку шепотом.

— сейчас давайте прочитаем ее в полголоса.

— читаем громче.

— читаем с вопросительной интонацией.

— сейчас читаем быстро, как мы читаем скороговорки.

— читаем все вместе быстро.

6 Чтение и обсуждение  текста.

 А) Словарная работа:

-Чтение слов с доски: два зверька полчка, потрусил дальше, тряхнул курдючком,  похромал дальше, мишка плетётся.

-Объяснить смысл, найти сходства и различия после самостоятельного чтения.

Б) Самостоятельное чтение. Объяснение слов.

В) Чтение цепочкой и обсуждение:

 — Почему медвежонок удрал от матери?

— Почему Н.Сладкову удалось увидеть медвежонка?

— Что ожидал найти медвежонок у пня? (Вкусные угощения муравьёв, личинок жуков.)

— Нашёл? Огорчился? (Разочаровался.)

 — Почему мишка повеселел, когда увидел камень? ( Кроме еды, которая там может быть, он хотел испробовать свою силу.)

— Как использовал медвежонок прежний опыт, когда он встретил гриб? (Он стал осторожнее и сначала испугался не принесёт ли беды гриб, но проявил нетерпение от того, что был голоден.)

— Почему медвежонок тихонечко завыл? (Ему было неприятно: добычи нет, а неприятностей много)

— Почему мишка не съел свою первую добычу – лягушку? ( Решил поиграть.)

— Можно сказать, что мишка был уверен в том, что эта добыча от него не уйдёт? (Да, ведь она такая маленькая, а он очень ловкий. Иначе он не отпустил бы лягушку и не стал бы с ней играть.)

 — Как изменилось его настроение в связи с новой неудачей? (Он собрался заорать.)

— Почему мамина ласка не понравилась медвежонку? (От оплеух ему было больно и обидно, что добычи нет и мама не помогла, не пожалела.)

— Зачем медведица ударила малыша?

— Как об этом говорит автор? (Она учила уму и осторожности)

— Чего опасалась мамаша? (Лес тёмный, густой и малыш мог потеряться, мог попасть в капкан, могла укусить змея.)

— Соответствует ли название содержанию?

— Были ли моменты, когда вы смеялись при чтении?

— Как называется добрый смех? (Юмор.)

— Можно ли узнать об авторе после чтения рассказа? (Да, он добрый, наблюдательный, любит природу.)

7 Восстановить содержание рассказа с помощью картинок.

8 Рефлексия деятельности на уроке.

— С каким жанром литературы мы сегодня познакомились на уроке?

-Кто его автор?

— Что понравилось на уроке и хотелось бы повторить?

9 Оценивание.

10 Задание на дом:.

Отработка навыка пересказа.

— Представь себе, что это ты неслух, превратиться в медвежонка тебе поможет медвежья шапочка. Расскажи о твоей встрече с пнём. Начни так: «Я выскочил на поляну и увидел пень. …» (и т.п.)

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-vneklassnogo-chteniya-rasskazy-o-zhivotnykh.html

Бианки В. Короткие рассказы про животных

Первая охота

Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами». Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу. Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.

Выпь думает: «Я его обману!» Удод думает: «Я его удивлю!» Вертишейка думает: «Я его напугаю!» Ящерка думает: «Я от него вывернусь!» Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!» «А я его прогоню!» – думает Жук Бомбардир. «Мы все за себя постоять умеем, каждый по своему!» – думают они про себя.

А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде. «Вот я её сейчас поймаю!» – думает Щенок, и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину. А Выпь глянула на него и шагнула в камыш.

Ветер по озеру бежит, камыш колышет. Камыш качается

взад – вперёд,
взад – вперёд.

У Щенка перед глазами жёлтые и коричневые полосы качаются

взад – вперёд,
взад – вперёд.

А Выпь стоит в камыше, вытянулась – тонкая тонкая, и вся в жёлтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается

взад – вперёд,
взад – вперёд.

Щенок глаза выпучил, смотрел, смотрел – не видит Выпи в камыше. «Ну, – думает, – обманула меня Выпь. Не прыгать же мне в пустой камыш! Пойду другую птицу поймаю». Выбежал на пригорок, смотрит: сидит на земле Удод, хохлом играет, – то развернёт, то сложит. «Вот я на него сейчас с пригорка прыгну!» – думает Щенок.

А Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пёстрый лоскут, и торчит из него кривая игла. Удивился Щенок: куда же Удод девался? «Неужели я эту пёструю тряпку за него принял? Пойду поскорей маленькую птичку поймаю». Подбежал к дереву и видит: сидит на ветке маленькая птица Вертишейка.

Кинулся к ней, а Вертишейка юрк в дупло. «Ага! – думает Щенок. – Попалась!» Поднялся на задние лапы, заглянул в дупло, а в чёрном дупле змея извивается и страшно шипит. Отшатнулся Щенок, шерсть дыбом поднял – и наутёк. А Вертишейка шипит ему вслед из дупла, головой крутит, по спине у неё извивается полоска чёрных перьев. «Уф! Напугала как! Еле ноги унёс.

Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше Ящерку поймаю». Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень! Хвост в зубах у Щенка извивается, Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней.

Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает. «Ну, – думает Щенок, – уж если Ящерка и та от меня вывернулась, так я хоть насекомых наловлю». Посмотрел кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, по воздуху бабочки летают.

Бросился Щенок ловить их, и вдруг – стало кругом, как на загадочной картинке: все тут, а никого не видно – спрятались все. Зелёные кузнечики в зелёной траве притаились. Гусеницы на веточках вытянулись и замерли: их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили – не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.

Один крошечный Жук Бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук Бомбардир остановился, да как пальнёт в него летучей едкой струйкой – прямо в нос попал. Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся – да через луг, да в подворотню. Забился в конуру и нос высунуть боится.

А звери, птицы и насекомые – все опять за свои дела принялись.

***

Лис и мышонок

– Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? – Землю копал. – Для чего землю копал? – Норку делал. – Для чего норку делал? – От тебя, лис, прятаться. – Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу! – А у меня в норке спаленка. – Кушать захочешь – вылезешь! – А у меня в норке кладовочка. – Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!

– А я от тебя в отнорочек – и был таков!

***

Сова

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова. – Здорово, – говорит, – друг! А Старик ей: – Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг! Рассердилась Сова. – Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, сам лови.

А Старик: – Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела. Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят, перекликаются: – Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? Мышь Мыши в ответ: – Не видать Совы, не слыхать Совы.

Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла: – Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли. – А пускай идут, – говорит Старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла: – Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись. – А пускай летят, – говорит Старик. – Что от них толку: ни мёду, ни воску, – волдыри только. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла: – Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить. – И ветер разнесёт, – говорит Старик, а сам в затылке скребёт. По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла: – Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышишь, без клеверу, что каша без масла. Молчит Старик, ничего не говорит. Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже. А Сова из дупла: – Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить, – пошёл Старик Сове кланяться: – Уж ты, Совушка-Вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай. А Соза из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп. – То-то, – говорит, – старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Думаешь, мне-то легко без твоих мышей? Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать. Сова полетела мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у коровы много.

Читайте также:  Беседа о весне в подготовительной группе детского сада

Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать уваживать.

Источник: http://playroom.ru/bianki-v-korotkie-rasskazy-pro-zhivotnyh/

Пришвин М.М. Рассказы

                        Золотой луг

   У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало идем куда‑нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

– Сережа! – позову я его деловито.

Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Лисичкин хлеб

 Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

– Это что за птица? – спросила Зиночка.

– Терентий, – ответил я.

И рассказал ей про тетерева как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом.

Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей – что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по‑рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника.

Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

– Кто же их там лечит? – спросила Зиночка.

– Сами лечатся, – ответил я. – Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка, и ранку эту затянет.

Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.

И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу.

А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

– Откуда же это в лесу взялся хлеб?

– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

– Заячья.

– А хлеб – лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

– Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый‑то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

– Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Еж

 Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук‑тук‑тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.

Мышей у меня было много. Я слышал – ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.

Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза все смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола ежик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе, наконец, место под кроватью и там совершенно затих.

Когда стемнело, я зажег лампу, и – здравствуйте! – ежик выбежал из‑под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.

Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были, как стволы деревьев, и, наверное, очень нравились ежику он так и шнырял между ними, понюхивая и почесывая иголками задник у моих сапог.

Прочитав газету, я уронил ее на пол, перешел в кровать и уснул.

Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой‑то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажег свечку и только заметил, как еж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты.

Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: «Зачем это ежику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из‑под кровати – и прямо к газете; завертелся возле нее, шумел, шумел и, наконец, ухитрился: надел себе как‑то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.

Тут я и понял его: газета ему была, как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда, и оказалось, правда: в скором времени еж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу – луну.

Я подпустил облака и спрашиваю.

– Что тебе еще надо?

Ежик не испугался.

– Пить хочешь?

Я встал. Ежик не бежит.

Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеек поплескивает.

– Ну, иди, иди, – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода.

Смотрю: будто двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он двинется – и я двину, да так и сошлись.

– Пей, – говорю окончательно.

Он и залакал.

А я так легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и все приговариваю.

– Хороший ты малый, хороший!

Напился еж, я говорю:

– Давай спать.

Лег и задул свечу.

Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.

Зажигаю свечу – и что же вы думаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот еж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит – на колючках другое яблоко тащит в гнездо.

Так вот и устроился у меня жить ежик. А сейчас, я как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.

 Занятна охота на лисиц с флагами. Обойдут лисицу, узнают ее лежку и по кустам на версту, на две вокруг спящей развесят веревку с кумачовыми флагами. Лисица очень боится цветных флагов и запаха кумача, спугнутая ищет выхода из страшного круга. Выход ей оставляют, и около этого места под прикрытием елочки ждет ее охотник.

Такая охота с флагами много добычливей, чем с гончими собаками. А эта зима была такая снежная, с таким рыхлым снегом, что собака тонула вся по уши и гонять лисиц с собакой стало невозможно. Однажды, измучив себя и собаку, я сказал егерю Михал Михалычу:

– Бросим собак, заведем флаги, ведь с флагами можно каждую лисицу убить.

– Как это каждую? – спросил Михал Михалыч.

– Так просто, – ответил я. – После пороши возьмем свежий след, обойдем, затянем круг флагами, и лисица наша.

– Это было в прежнее время, – сказал егерь, – бывало, лисица суток трое сидит и не смеет выйти за флаги. Что лисица! Волки сидели по двое суток. Теперь звери стали умнее, часто с гону прямо под флаги, и прощай.

– Я понимаю, – ответил я, – что звери матерые, не раз уже бывшие в переделке, поумнели и уходят под флаги, но ведь таких сравнительно немного, большинство, особенно молодежь, флагов и не видывали.

– Не видывали! Им и видеть не нужно. У них есть разговор.

– Какой такой разговор?

– Обыкновенный разговор. Бывает, ставишь капкан, зверь старый, умный побывает возле, не понравится ему, и отойдет. А другие потом и далеко не подойдут. Ну вот, скажи, как же они узнают?

– А как ты думаешь?

– Я думаю, – ответил Михал Михалыч, – звери читают.

– Читают?

– Ну да, носом читают. Это можно и по собакам заметить. Известно, как они везде на столбиках, на кустиках оставляют свои заметки, другие потом идут и все разбирают. Так лисица, волк постоянно читают; у нас глаза, у них нос. Второе у зверей и птиц я считаю голос. Летит ворон и кричит.

Нам хоть бы что. А лисичка навострила ушки в кустах, спешит в поле. Ворон летит и кричит наверху, а внизу по крику ворона во весь дух мчится лисица. Ворон спускается на падаль, а лисица уж тут как тут.

Да что лисица, а разве не случалось тебе о чем‑нибудь догадываться по сорочьему крику?

Мне, конечно, как всякому охотнику, приходилось пользоваться чекотанием сороки, но Михал Михалыч рассказал особенный случай. Раз у него на заячьем гону скололись собаки. Заяц вдруг будто провалился сквозь землю.

Тогда, совсем в другой стороне, зачекотала сорока. Егерь, крадучись, идет к сороке, чтобы она его не заметила.

А это было зимой, когда все зайцы уже побелели, только снег весь растаял, и белые на земле стали далеко заметны.

Егерь глянул под дерево, на котором чекотала сорока, и видит: белый просто лежит на зеленом мошку, и глазенки черные, как две бобины, глядят.

Сорока выдала зайца, но она и человека выдает зайцу и всякому зверю, только бы кого ей первого заметить.

– А знаешь, – сказал Михал Михалыч, – есть маленькая желтая болотная овсянка. Когда входишь в болото за утками, начинаешь тихонько скрадывать, вдруг откуда ни возьмись эта самая желтая птичка садится на тростинку впереди тебя, качается на ней и попискивает.

Идешь дальше, и она перелетает на другую тростинку и все пищит и пищит. Это она дает знать всему болотному населению; глядишь – там утка не в меру вылетела, а там журавли замахали крыльями, там стали вырываться бекасы. И все это она, все она.

Так по‑разному сказывают птицы, а звери больше читают следы.

Источник: http://bibliotekakirov.ucoz.ua/load/3_klass/prishvin_m_m_rasskazy/5-1-0-176

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector