Рассказы ушинского для 2 класса

 
Бишка
Бодливая корова
Васька
Ворона и рак
Вместе тесно, а врозь скучно
Ветер и солнце
Ворон и сорока
В лесу летом
Волк и собака
Весна
Грядки гвоздики
Гадюка
Гусь и журавль
Дети в роще
Два плуга
Два козлика
Дятел
Дедушка
Жалобы зайки
Зима
История одной яблоньки
Играющие собаки
Курица и утята
Кукушечка
Как рубашка в поле выросла
Козел
Козлятки и волк
Коровка
Ласточка
Любопытство
Леший
Лето
Лес и ручей
Лошадка
Лиса и гуси

Краткая биография и творчество К.Д.Ушинского

  Константин Ушинский появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина — отставного офицера, ветерана войны 1812 года.

Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей.

Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.   После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием.

Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.   Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась — в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.  

В русской и мировой педагогике имя К.Д.Ушинского занимает особое и значительное место.

Помимо громадного вклада в развитие отечественной педаго­гической мысли — он справедливо считается создателем русской народной школы — чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования.

Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практиче­ской педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женско­го образования (несколько лет он служил инспектором Смольно­го института для благородных девиц).

В области народного образо­вания Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриали­зации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ… в более об­ширную и свободную сферу».

 

Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыс­лил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861).

Ушинский признавал краеугольным камнем формирования лич­ности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств».

Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеж­дений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».

 

В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью.

Цель его книги — дать ученикам младших классов по возможности полное представ­ление о мире, которое поможет развитию их мыслительных спо­собностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики».

В приложении-хрестоматии ученик знакомился с «образцами сло­га лучших писателей» — как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произве­дениями современных авторов — Некрасова, Тургенева, Гонча­рова, Никитина, Майкова и др.

В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.

 

Второй учебной книгой, созданной Константином Ушинским, было «Родное слово» для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех.

Так же как «Детский мир…», «Родное слово» слово сложено на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на луч­ших литературных образцах.

Ушинский стремится и здесь дать де­тям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.

 

Произведения для детей. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных кни­гах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читате­лям конкретные знания.

Например, «Детский мир…» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагуб­ности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в шко­лу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу.

Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними — все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? — говорит им уставшая малиновка.

— В школу не пошли, ничего не выучи­ли, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать… Помни­те, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».

 

Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представле­ние о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокой­ная интонация — все располагает маленького читателя к воспри­ятию информации, заключенной в этих рассказах.

  На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, про­питанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.  

Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, на­правленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начина­ется словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей».

Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой — свободной, разумной и бессмерт­ной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

В хресто­матии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать — и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

 

В «Детском мире…» в разделе «Из русской истории» напечата­ны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Россий­ского», сделанное Ишимовой.

 

Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жало­бы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что приро­да в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.

  Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошло­годней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот просну­лась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лап­ками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?  

Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сен­тенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и расска­зы в прозе».

 

Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре жела­ния», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отли­чаются тонкой психологичностью и на простых примерах препо­дают детям уроки жизни.

Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут ме­шать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домо­вом.

Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу — она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» — рассказ о другой черте характера — нерешительности.

Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не спосо­бен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.

 

Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отда­вал им предпочтение даже перед хорошо написанным литератур­ным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народно­го творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».

 

В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хит­рый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь».

В другой сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь».

Козел просто­душно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины — на рога, да и вон из колодца».

  Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Род­ное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педаго­гические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».   Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет. ——————————————————

Рассказы и сказки Ушинского для
детей. Читаем бесплатно онлайн

 

Читать все рассказы и сказки Ушинского
Читать рассказы других авторов

Источник: http://skazkibasni.com/konstantin-ushinskij

Сказки Ушинского Константина Дмитриевича — Ушинский К.Д. скачать бесплатно или читать онлайн | Хранители сказок

Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда.

Читайте также:  Психологическая игра для 10 класса

Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории  и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена.

В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией.

Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной —рецензиями, переводами и обзорами в журналах.

Все попытки  вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.

Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день.

Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию.

Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году.

Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Источник: http://hobbitaniya.ru/ushinskiy/ushinskiy.php

План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Методическая разработка/Рассказы о животных К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»/ 2 класс

Учитель Трегубова Лариса Андреевна.

Учитель начальных классов.

Школа: МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области

Класс: 2

Предмет: Литературное чтение.

Образовательная система: «Начальная школа XXI века».

Тема урока: Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

Дидактическая цель: формировать представления о главных особенностях художественного текста;

Вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, слегка осуждает – «разбойница»);

Делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану близко к тексту с использованием авторских слов и выражений;

Вести наблюдение за средствами создания выразительности.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Личностные: наличие интереса к учебному труду.

Регулятивные: умение сохранять и принимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: умение устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные: умение формулировать своё отношение и позицию, учитывая мнение других.

Образовательные ресурсы: листочки для моделирования, иллюстрация «Лиса»

                Сценарий урока

1. Начало урока.

— Прозвенел звонок. За окном идёт снег. Падают снежинки на землю, укрывают её белым, пушистым, тёплым одеялом. Какое у вас настроение? Закройте глазки, мысленно пошлите  снежинки своим родным. Пожелайте всем добра, любви. Откройте глазки. К какому уроку вы приготовились?

2.

Проверка домашнего задания: а) — Какое произведение по жанру вы  готовили дома? Как оно называется? Кто написал? О чём он писал? О каком времени года говорится в рассказе? Где происходит действие? Что очень захотелось автору? Смог ли автор напиться в лесу? Из чего он напился? Прочитайте описание сыроежки. С чем Пришвин  её сравнивает? Смог ли сразу автор напиться? Кто прилетел к чаше? Рассмотрите иллюстрацию на с.9. Какой отрывок из текста к ней относится? Прочитайте. Легко ли было старику выпить воду из лесной тарелки? Найдите и прочитайте это место в тексте. Как автор относится к жителям леса?( заботливо, внимательно, по – доброму) Какие слова подчёркивают его бережное отношение к природе?                                                                                                  Итог: -Чему учит это произведение? (природу нужно беречь, любить, охранять, защищать) Закройте учебники.

  1. Подготовка к первичному чтению.

-Сегодня мы  продолжаем работать по разделу… Как называется раздел? (о братьях наших меньших) С какими произведениями вы уже познакомились? Кто написал?

а) игра «Отгадай название произведения и кто написал?» (читаю отрывки)

— О ком вы будете читать узнаете, когда отгадаете загадку.

«Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка! Это кто?»

— Нас сегодня Лиса пригласила посетить «Страну лисьих сказок». Она приготовила нам сюрпризы — загадки. Думаю, что мы сможем правильно их разгадать.

—  Какие русские народные сказки вы знаете, где главная героиня — Лиса?

б) Работа в группах. Игра «Отгадай сказки»: — Вы будете зачитывать отрывки из сказок и отгадывать.

 «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:

— Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслина головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку»

 «Петушок — золотой гребешок»

— Какая здесь лиса? (Коварная, сначала она явно льстит петушку, затем вызывает обиду и зависть).

 «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:

— Хозяин, пусти меня ночевать!

Он говорит: — Некуда, лисонька тесно!»

Дети: «За лапоток — курочку, за курочку — гусочку».

— Какой здесь показана лиса?

(Не только хитрая, но ещё недобрая, коварная, злая насмешница).

— А какими волк и медведь?

(Глупыми)

 «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: — Стук-стук-стук»

(Лисичка со скалочкой)

— Какая здесь лиса? (Глупая)

— Почему? (Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее).

Вот такой лиса показана в сказках.

в) работа по картинке «Лиса»

  -Рассмотрите картинку. Какой её рисует художник? Какая голова?

Глаза? Уши? Туловище? Окраска? Ноги? Хвост? (голова с удлинённой мордой, очень выразительные глаза, большие заострённые уши, туловище длинное и приземистое, окраска на спине ярко-рыжая, будто золотистая, ноги гибкие, тонкие, брюхо с грудкой белое, хвост пушистый с белым кончиком).

г) сообщение темы урока: -Откройте учебники на с. 11 Как называется новое произведение ? Кто написал?

4. Словарная работа

— Ребята, посмотрите на доску.

— Как вы понимаете значения этих слов?

Патрикеевна пригибается (кланяется) выстланы (покрыты травой поты) принаряжена (красиво одета)

— Остановимся на слове «Патрикеевна»

— Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Выступление ученика:

— Патрикей — имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ». Но в старину «и» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось Патрикей, имя это делали только детям княжеского рода.

— Какая же связь с лисой?

— Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна.

Читайте также:  Паспорт информационно - творческого проекта для старших дошкольников «как хлеб на стол пришел»

Физкультминутка

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

5. Чтение произведения учителем.

А) моделирование обложки: О чём говорит эта обложка?

6. Выявление первичных впечатлений.

1. — Какова лиса в изображении К.Д. Ушинского? Какой вы ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского -лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница

2.

—  Как автор относится к лисе? Откуда это видно?

На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает. Выберите нужное.

3.-  Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика).

7. Анализ произведения.

1) Чтение текста детьми.

2) Беседа но вопросам:

— Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с уменьшительно -ласкательными словами. Они нужны, чтобы обмануть нас, вызвать доверие

—  Каким вы представили себе «наряд» лисы?

— Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется? Кто может показать это?

—  Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут улыбаться?

— Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он?

3). Деление текста на части и составление простого плана.

 Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана. План.

1. Внешность лисы.

(«Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова. Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая — блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена: на груди жилет, а на шее белый галстучек. Покажи на рисунках. Скажите об этом другими словами. Кто сказал интереснее: ты или автор? Продолжаем составлять план.

2.

Повадки.

(«Ходит лиса тихонько»)

3. Лисья нора.

(«Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста

4. Пища лисы.

(«Лиса разбойница»). Всерьез или в шутку автор называет лису постницей?

— Почему ты так думаешь?

— Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок? (Красотой, хитростью и повадками).

— Найдите 3 вопрос на с.12.  «Лиса — всему свету краса». Подходит ли эта пословица к рассказу К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»? (Да, подходит, т.к. К.Д. Ушинский в своем рассказе каждым словом подчеркивает красоту и изящество лисы).

— Почему автор выбрал такой заголовок? (Этим названием он показывает, какой мы должны увидеть лису и тем самым передаёт свое отношение к ней)

8. Работа по тетради. Работа в парах. Задание 1, 3.

9. Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились?

-Кто автор?

-Как называется? Поблагодарите друг друга за работу. Кивните головой кому понравился урок.

10. Домашнее задание.

Подготовить рассказ о лисе, выполнить задания 2, 4 по тетради.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/10/22/metodicheskaya-razrabotkarasskazy-o-zhivotnykh-kd-ushinskiy

Короткие рассказы для детей. Ушинский К. Д

Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог — тоже  писал для детей. Его книжка «Детский мир. Хрестоматия» с пользой применяется в настоящее время.

Его произведения предназначались для чтения ученикам начальной школы. Ведь обучение начиналось с 9 лет. На этот возраст они и рассчитаны. Для самостоятельного чтения детям 6-7 лет подойдут короткие рассказы.

Их содержание понятно. Единственное проблема — авторская пунктуация и длинные предложения. Поэтому мы адаптировали маленькие рассказы К. Д. Ушинского: длинные предложения делили на более короткие не изменяя содержания.

Короткие рассказы для детей

Не ладно скроен, да крепко сшит

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

– Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

– Правда, — ответил ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка: служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Васька

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр.

У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.

Мышки

Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки сверху торчат, хвостища по земле волочатся.

Собрались мышки, подпольные воровки, думушку думают, совет держат: «Как бы нам, мышкам, сухарь в норку протащить?» Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель, Вася, недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостики вам помнёт, шубочки вам порвёт.

Коровка

Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у ней широк, уши в сторону, во рту зубов недочёт, зато рожища большие, хребет – остриём, хвост помелом, бока оттопырились, копыта двойные.

Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт:
– Выходи, хозяюшка, выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек.

Мороз не страшен

Обидно зиме, что даже маленькие ребятишки, и те не боятся её сильных морозов! Катаются на коньках да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят, горы строят, водой их поливают, да ещё просят мороза: «Приди-ка, помоги!»

Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за щёку. Щека даже побелела. А мальчик схватил снегу, давай тереть. И лицо стало красное, как огонь.

Ворона и рак

Летела ворона над озером; смотрит – рак ползёт: цап его. Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит:

– Ай, ворона! Ворона! Знал я твоего отца и мать, что за славные птицы были!

– Угу! – говорит ворона, не раскрывая рта.

– И сестёр, и братьев твоих знал – отличные были птицы!

– Угу! – опять говорит ворона.

– Да хоть хорошие были птицы, а всё же далеко до тебя.

– Ага! – крикнула ворона во весь рот и уронила Рака в воду.

Дятел

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает.

Кругом ствола обежит, никого не проглядит.

Испугалися мураши:

– Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся – не хотят они вон идти.

Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку таскает.

Лиса и гуси

Пришла однажды лиса на лужок. А на лугу были гуси. Хорошие гуси, жирные. Обрадовалась лиса и говорит:

– Вот я сейчас всех вас съем!

А гуси говорят:

– Ты, лиса, добрая! Ты, лиса, хорошая, не ешь, пожалей нас!

– Нет! – говорит лиса, – не буду жалеть, всех съем!

Что тут делать? Тогда один гусь говорит:

– Позволь, лиса, нам песню спеть, а потом ешь нас!

– Ну ладно, – говорит лиса, – пойте!

Стали гуси все в ряд и запели:

Га!

Га-га!

Га-га-га!

Га-га-га-га!

Га-га-га-га-га!

Они и теперь поют, а лиса ждёт, когда они кончат.

Орёл

Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далёко, на солнце немигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая.

Раскраска рассказу»Орёл»

Худо тому, кто добра не делает никому

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш.»

А Гришенька в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».

«Гриша! помоги мне уложить книги в сумку».

А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».

Любили ли Гришу товарищи?

Курица и утята

Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждёт, когда у ней утятки выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдёт ненадолго корма поклевать да опять на гнездо.

Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает — корма им ищет.

Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовёт, — боится, что они утонут.

А утята рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала. 

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/korotkie-rasskazy-ushinskij-k-d

Сказки Константина Дмитриевича Ушинского

ПодробностиКатегория: Авторские и литературные сказкиОпубликовано 09.11.2016 14:01Просмотров: 1185

Константи́н Дми́триевич Уши́нский – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, «учитель русских учителей». 

К.Д. Ушинский (1823-1870) родился в Туле в дворянской семье. Начальное образование получил дома. 

Учился в Новгород-Северской гимназии (в этот небольшой уездный город в Черниговской губернии был назначен судьёй его отец).В 1844 г. он окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора кафедры энциклопедии законоведения в Ярославском Демидовском юридическом лицее.

Уже в это время молодой учёный стал задумываться о том, какими методами лучше учить простой народ грамоте. Но его демократические взгляды не разделяло руководство лицея, и молодой педагог был уволен.

Пришлось устроиться мелким чиновником в департамент иностранных исповеданий, а также подрабатывать переводами и обзорами печати в журналах.

В 1854 г. он получил место преподавателя русской словесности и географии в Гатчинском сиротском интернате. С этого момента началась его яркая преобразовательская деятельность в педагогике. Она, конечно, вызвала противодействие консерваторов, последовал политический донос. В 1862 г.

Ушинский был направлен с семьёй в командировку в Швейцарию для изучения там системы школьного образования. Вернувшись в Россию в 1867 г., Ушинский начал создавать труды по педагогике: «Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии» и др.

Главной задачей воспитания Ушинский считал формирование личности и подготовку человека к самостоятельной жизни. Он понимал, что учить надо так, чтобы у человека появилось желание самостоятельно приобретать новые знания.

Ушинский большое значение придавал детскому чтению и работал над составлением книг для чтения: «Детский мир», «Родное слово» (учебник русского языка, выдержавший 157 изданий).

Сказки К.Д. Ушинского

Сказки и рассказы К. Ушинского дидактичны. Но по-другому и быть не могло – писал их педагог с целью воспитания детей. Большинство сказок написано для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Читайте также:  Беседа с детьми «пушкинский день в россии»

Сказки невелики по размеру и имеют определённый источник – русский фольклор. Темы сказок разнообразны и поучительны. Некоторые из них имеют явно выраженный познавательный характер.Сказки Ушинского написаны простым языком, близким к народному.

Он часто вводит в сюжет сказок народные пословицы, поговорки, присказки.

А теперь обратимся к самим сказкам.

Сказка «Слепая лошадь»

Эта трогательная сказка о том, что человек всегда должен быть благодарным за добро, которое ему сделали и всегда быть в ответе за тех, кого приручил. О том, что нельзя нарушать данное слово, иначе можно стать предателем. О том, что добро должно побеждать зло.

Содержание

У богатого купца Уседома была замечательная лошадь Догони-Ветер – так прозвали её за быстроту ног. «Не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра.

Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади».Однажды Уседом ехал вечером по лесу, и на него напали разбойники.

Только быстрые ноги Догони-Ветра помогли купцу спастись от смерти. И тогда он пообещал всегда ухаживать за лошадью, что бы ни случилось.

Но в этот день ленивый работник не дал как следует остыть измученному животному и напоил раньше времени. Лошадь заболела, а потом ослепла. Хозяин сначала, как и обещал, ухаживал за ней и жалел её, но постепенно стал забывать о своей спасительнице и даже посчитал, что незачем тратить корм на ненужную лошадь, пусть сама добывает себе корм. И выгнал со двора.

Несчастное животное бродило по городу в поисках пищи и добралось до площади, «где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты».

«Слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то, что было еще рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты».
Неблагодарного купца обязали содержать лошадь по-прежнему и кормить её до самой её смерти. «Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади…»

Сказка «Ветер и Солнце»

Очень короткая сказка о том, как поспорили Ветер и Солнце, кто из них сильнее. Решили проверить свою силу на человеке – снять с него дорожный плащ. Ветер рвал и трепал, но ничего не смог сделать – человек только крепче сжимал руками одежду. А Солнце ласково пригрело, человек согрелся и сам снял плащ.
С помощью ласки и доброты можно добиться гораздо больше, чем силой и гневом.

Сказка «Два козлика»

Эта известная сказка – о двух козликах-упрямцах. Никто не хотел уступить при переходе по бревну через речку. В результате оба упали в неё. Мораль сказки ясна даже маленькому ребёнку: кто-то должен уступить первым, а упрямство – плохое качество.

Сказка «Два плуга» – о значении трудолюбия. От ничегонеделания даже железо ржавеет, а от работы становится ещё краше.

— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Сказки Ушинского о животных («Лиса и козёл», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак» и др.) повествуют о тех чертах характера, которые присущи и людям: хитрости, смекалке, безалаберности, предусмотрительности, доброте и т.д.

Интересны познавательные сказки Ушинского. Из них дети узнают о повадках животных, их предназначении, причём эти знания представлены очень лаконично и простым разговорным языком. В сказке «Не ладно скроен, да крепко сшит» два героя: зайчик и ёжик. Зайчик считает, что у ёжика очень некрасивое, колючее платье. Ёжик соглашается, но добавляет:

— Но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Больше ничего не скажешь. А ребёнку ясно, для чего ёжику колючки.

Из сказки «Лиса Патрикеевна» ребёнок узнает почти всё об этом животном: как она выглядит («у кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек); как она движется («ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает»); какие норы она роет («роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы»). А в заключение получит общую характеристику лисы: «Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса – хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика».

Так же легко и просто ребёнок узнаёт о предназначении собаки (сказки «Бишка», «Храбрая собака»), коровы (сказка «Коровка»).

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей» рассказывают детям о том, как должны распределяться обязанности в семье. На важность авторитета отца указывает последняя строчка сказки «Козёл»: «Погодите, ужо придет бородатый хозяин – всем вам порядок даст!».

В сказке «Петушок с семьёй» петушок является миротворцем, он не любит ссор и тут же устанавливает в семье мир и порядок: «Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

Сказка «Жалобы зайки» учит детей доброте и снисходительности к тем, кто слабее и беззащитнее.

Источник: http://ency.info/slovesnost/avtorskie-skazki/633-skazki-konstantina-dmitrievicha-ushinskogo

Сказки для воспитания или Ушинский – детям (часть 1)

Я думаю, все вы наслышаны о том, кто такой Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей», и мне нет нужды о нем рассказывать.

Если же кто-то из вас с ним незнаком либо вообще впервые о нем слышит, то могу вам посоветовать «великую всесильную Википедию» (там вы сможете ознакомиться с его биографией).

А данная статья создана для того, чтобы помочь вам в воспитании детей посредством сказок данного писателя. Да-да, именно писателя, так как пусть он и вошел в историю прежде всего как педагог, но в литературе для детей он тоже оставил свой, довольно таки жирный след.

Анализ сказок Ушинского

Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер.

Источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.).

Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!

В каком возрасте стоит читать с детьми произведения Ушинского?

Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям.

С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию. А это только положительные качества литературы для детей.

О критериях хорошей книги для детей вы можете прочитать здесь.

Да что тут говорить, о произведениях Константина Дмитриевича Ушинского для детей положительно отзывался сам Лев Николаевич Толстой! (Ну о нем, я уверена, точно все наслышаны!)))

Итак, об основном я вкратце рассказала. Теперь дело за главным: для чего я это все затеяла.

Хочу сделать краткий анализ многих произведений Ушинского для детей и объяснить, с помощью какого произведения что можно воспитывать у ребенка. А это проще сделать с помощью интересной литературы, а не занудных лекций «о том о сем»!

Начну я со сказок для воспитания, которые написал Константин Дмитриевич Ушинский детям.

Сказка «Два козлика»

— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.

Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т.д.

), а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.

Сказка «Слепая лошадь»

— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.

Сказка «Ветер и Солнце»

— о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

Сказка «Два плуга»

— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.

В следующей статье Сказки для воспитания или Ушинский детям (часть 2) вы узнаете, с помощью каких сказок учить детей быть сообразительными, прививать любовь к порядку в семье и др.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий

Источник: http://lit-dety.ru/nemnogo-o-detskoj-literature/skazki-dlya-vospitaniya-ili-ushinskij-detyam-chast-1.html/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector