Развитие хватательного рефлекса и вестибулярных навыков малыша

Развитие хватательного рефлекса и вестибулярных навыков малыша

Нам кажется, что новорожденный ребенок – абсолютно несмышленый и беспомощный. Он беспорядочно сучит ножками, взмахивает ручонками, он еще не может сконцентрировать взгляд, не умеет даже улыбаться. Но так ли он беспомощен на самом деле? Нет, он приходит в этот мир во всеоружии.

Мудрая природа снабдила его целым арсеналом средств, которые помогут ему развиваться, познавать мир. Мы называем их рефлексами. К коже человека вплотную подходят окончания нервных клеток. Особенно много их в конечностях: пальцах рук и ног, ладонях, стопах. У новорожденного они обладают особой чувствительностью.

Кожа – главный канал, который связывает малыша с окружающим миром. В ответ на раздражение кожи возникают двигательные реакции. Именно они помогли малышу выкарабкаться на свет из маминого животика. Двигательное возбуждение передается в кору головного мозга. Чем больше импульсов поступает в мозг, тем активнее идет формирование мозговых клеток, нейронов, и связей между ними.

Чем больше таких связей, тем лучше развивается интеллект. А значит, стимулируя рефлексы новорожденного при помощи несложных упражнений, мы будем способствовать не только физическому, но и интеллектуальному развитию малыша.

Кроме того, даже при самых благополучных родах малыш испытывает колоссальные перегрузки, сопоставимые с теми, которые испытывает космонавт при выходе на орбиту. Особенно интенсивные нагрузки ложатся на крохотный позвоночник и, как следствие, у новорожденного нарушается мышечный тонус. Рефлекторная гимнастика поможет малышу восстановиться после родов.

Развитие рефлексов влияет и на нервную систему, и на эмоциональную сферу. Если рефлексы развиты нормально, малыш спокоен, он не боится мира в который попал, принимает себя и мир такими, какие они есть. Итак, роль рефлексов трудно переоценить. Поэтому так важно развивать и стимулировать то, что заложено в маленького человечка природой.

Каждый рефлекс должен:
• вызреть внутриутробно

• пробудиться • быть хорошо оттернирован, отработан • интегрироваться, т.е. перейти в сознательное, целенаправленное действие или навык. Например, хватательный рефлекс формирует в дальнейшем движения рук, мелкую моторику. Сосательный рефлекс – умение есть твердую пищу. Итак, рассмотрим, как развивается каждый из рефлексов.

Рефлексы, стимулирующие развитие заднего мозга. Сосательный рефлексЕсли новорожденному вложить в рот сосок, он активно совершает сосательные движения. Для выживания малыш этот рефлекс – едва ли не самый важный, он активизируется одним из первых и запускает множество функций. Поэтому и мы уделим ему максимум внимания.

Сосательный рефлекс влияет: • на развитие и правильное совмещение костей черепа. Если малыш сосет ритмично, правильно, кости черепа, сместившиеся во время родов, постепенно становятся на место и правильно срастаются • на эмоциональное развитие. При сосании раздражается твердое небо, которое связано с отделом мозга, отвечающим за эмоциональную сферу.

Поэтому сосание успокаивает малыша, формирует у него доверие к миру. • на развитие интеллекта. При сосании стимулируется мягкое небо, связанное с гипофизом, отделом мозга, который вырабатывает гормоны, влияющие на рост и интеллект. • отвечает за контроль движений головы, развитие мышц шеи, стимулирует развитие зрения и т.д. Тренировка: кормление по требованию.

Чтобы сосательный рефлекс выполнял все свои функции, важно, чтобы ребенок правильно взял грудь. Если он захватывает сосок месте с ареолой, как и задумано природой, при сосании буду стимулироваться все зоны твердого и мягкого неба, а значит, и соответствующие зоны коры головного мозга.

Поисковый рефлекс
Если малышу погладить щечку или дотронуться до нее соском, он повернется в сторону стимула.

Этот рефлекс • оказывает влияние на познавательное развитие, побуждает интерес к окружающему миру. • активизирует мышцы, необходимые для переворота со спины на живот и с живота на спину.

Тренировка: перед кормлением дотроньтесь до уголка рта или щечки малыша. Повторяйте не больше трех раз, чтобы кроха не устал.

Защитная реакция
Если положить малыша на животик, он повернет головку набок, освобождая дыхание.

• На психологическом уровне этот рефлекс формирует умение защитить себя в этом мире. • На мышечном – активизирует мускулатуру шеи и плеч. Тренировка: с самого рождения как можно чаще кладите малыша на животик, в этой позе он может и бодрствовать, и спать. Не пеленайте ребенка, не кладите его на мягкую поверхность.

Абдоминальный рефлекс
Если вы пощекочете животик малыша слева от пупка, он согнет правую ручку и ножку и наоборот.

Этот рефлекс
• развивает поясничную область. • укрепляет связь между полушариями мозга • активизирует кровообращение малого таза, улучшает перистальтику. Это – хорошая профилактика запоров (при поносе малышу, наоборот, полезно побольше ползать на животе) Тренировка: положите малыша на спинку, по три раза проведите с каждой стороны от пупка штриховым, щекочущим движением

Рефлекс Галанта
Если малышу, лежащему на животике или на боку, пощекотать область поясницы, он поднимает с противоположной стороны таз и сгибает ножку.

• подготавливает мышцы к ползанью • тренирует и восстанавливает поясничный отдел позвоночника • влияет на пищеварение и стул • укрепляет связь между правым и левым полушариями мозга

Рефлекс ползания
Лежа на животе ребенок поднимает голову и совершает несколько ползательных движений. Если взрослый приставит к пяточкам малыша свои ладони, он станет активно отталкиваться от препятствия, в ползанье включатся руки. Впервые этот рефлекс оживляется в процессе родов, когда малыш выбирается на свет из маминого животика.

Этот рефлекс – один из самых важных. • Он активизирует практически все зоны мозга одновременно. Поскольку при ползании ребенок совершает асимметричные движения (правая рука –левая нога и наоборот), между правое и левое полушарие мозга учатся взаимодействовать, работать синхронно.

То есть, ползание способствует интенсивному развития мозга. • При ползании тренируются мышцы спины, рук, ног, плечевого пояса, словом тоже почти все; укрепляется позвоночник. Чем активнее будет стимулироваться ползательный рефлекс, тем раньше малыш поползет сознательно по-настоящему.

Тренировка: во время занятий ребенок должен быть голеньким. Положите его на большой стол, а еще лучше – на пол. Под его стопки подставьте свои ладони. Сначала малыш может капризничать, потому что ему действительно очень трудно. Поэтому время «тренировок» увеличивайте постепенно.

В среднем они должны занимать около 20 минут в день.

Тонический лабиринтный рефлекс
У ребенка, лежащего:

• на спине повышен тонус задней половины тела • на животе повышен тонус передней половины тела • на левом боку повышен тонус левой половины тела • на правом боку повышен тонус правой половины тела. Этот рефлекс подготавливает мускулатуру малыша к сидению и стоянию Тренировка: почаще меняйте положение малыша при лежании. Кладите его то на животик, то на спинку, то на правый бочок, то на левый.

Рефлекс паренья
Если ребенка поднять вверх над головой, он выпрямится, «как самолетик».

Рефлекс укрепляет мышцы конечностей, тренирует позвоночник. Рефлексы, стимулирующие развитие среднего мозга.

Рефлекс Моро Если положить малыша на спинку и подсунуть ему под головку руку, а потом резко ее выдернуть, он резко выбрасывает в стороны руки и ноги, делает глубокий вдох, выдох, снова сжимается в клубочек и начинает плакать.

Это так называемый сигнальный рефлекс. Он участвует в пробуждении первого вздоха сразу после родов, способствует выработке адекватной реакции на страх и опасность.

Этот рефлекс должен исчезнуть до 4 месяцев, иначе начнет тормозиться развитие двигательных и познавательных навыков.

Хватательный рефлекс
Если положить ребеночку в ладошку палец, он крепко схватится за него. Иногда даже удается так поднять малыша: он может провисеть несколько секунд и даже минут.

Хватательный рефлекс очень важен: 1. он влияет на развитие всех манипуляционных навыков, мелкой моторики 2. стимулирует развитие коры больших полушарий мозга 3. подготавливает к возникновению и развитию речи. Тренировка: когда малыш сыт и спокоен. вкладывайте свои пальцы ему в ручки.

Если вы чувствуете, что одной ручкой он хватает вас слабее, чем другой, побольше тренируйте ту, которая ослаблена.

Рефлекс подтягивания.
Если положить малыша на спинку и, взяв за область запястий, легонько потянуть на себя, он начнет сгибать руки в локтях, как будто подтягиваясь.

Этот рефлекс – база для развития самых разнообразных движений. Малыш учится

• дотягиваться до различных предметов • вставать у опоры • поднимать ноги. Тренировка: положите малыша на твердую поверхность, возьмите его за запястья и осторожно потяните на себя. Повторите несколько раз, пока малыш не устанет.

Рефлекс опорности рук
Ребенок лежит на руках у взрослого лицом вниз в горизонтальном положении. Когда взрослый приближает малыша к опоре, он вытягивает по направлению к ней руки.

Этот рефлекс формирует умение действовать двумя руками одновременно: • дотягиваться до предметов • вставать, держась за опору • бросать мячик • подтягиваться на перекладине Тренировка: 1-2 раза в день, держа малыша на руках лицом вниз, опускайте его над опорой (столом, кроватью и т.д.)

Туловищная выпрямительная реакция.
Если, держа малыша под мышками, мы поставим его полной стопой на твердую поверхность, он распрямляет туловище.

Этот рефлекс • выпрямляет позвоночник, • своевременно формирует его изгибы • влияет на двигательное развитие • ускоряет развитие зрительной системы Тренировка: в первые недели жизни должна занимать всего 3-4 секунды, после этого малыш устанет.

Со временем можно понемногу удлинять «тренировки».

Автоматическая походка
Если взяв малыша под мышки, и чуть-чуть наклонив вперед, дотронуться пяточками до твердой поверхности, он начнет перебирать ножками, как при ходьбе

Этот рефлекс • способствует комплексному развитию мозга • укрепляет зрение, особенно дальнее Рефлексы, стимулирующие развитие коры больших полушарий Ассиметрический тонический рефлекс шеи Если малыш, лежа на спине, поворачивает голову вправо, левая ручка и ножка сгибается, а правая – разгибается Этот рефлекс • регулирует автономную работу левого и правого полушария • координирует работу глаз и мозга • способствует развитию навыка ползания и ходьбы • способствует развитию вестибулярного аппарата Тренировка: когда малыш лежит на спине, кладите игрушки то слева, то справа от его головки на расстоянии вытянутой руки, размещайте то с одной, то с другой стороны источники звуков: музыкальную игрушку, колокольчик, магнитофон.

Рефлекс перекрестного сгиба ног:
Если вы пощекочете малышу одну из ножек в области свода стопы, она разогнется, а противоположная – согнется.

Этот рефлекс влияет • на развитие походки

Читайте также:  Везалий. биография

Тренировка: 4-5 раз в день по несколько секунд, пока это доставляет малышу удовольствие.

Анна Батылина, семейный врач

Источник: https://www.baby.ru/company/moscow/magazin/45629/blog/post/1136580/

Этапы развития хватательного рефлекса

Как только малыш научится удерживать предметы, так сразу сможет попасть в удивительный мир игры. Первый осознанный хватательный рефлекс станет первыми шажками на пути к самостоятельному употреблению пищи, рисованию, чтению, навыкам письма, да и вообще самостоятельным действиям.

Как развивается хватательный рефлекс?

Новорожденные обладают врожденным хватательным рефлексом. Но для того, чтобы он стал осознанным, и движения ребенка стали более координированными, потребуется, примерно, год. Начиная с трех месяцев жизни, хватательный рефлекс развивается все интенсивней, и ребенок начинает делать большие успехи с каждым новым месяцем.

С рождения до 2-ух месяцев

Как уже говорилось ранее, младенцы рождаются с наличием хватательного рефлекса. Если вы нажмете на ладошку своего новорожденного ребенка пальцем, то он обязательно сомкнет свою ладонь вокруг него. Но это движение пока еще инстинктивно и неосознанно.

Большую часть времени ручки малыша будут сжаты в маленькие кулачки. Но скоро новорожденный кроха станет проявлять любопытство и будет открывать и закрывать их. Так начнутся его первые исследования самого себя.

Очень даже возможно, что ваш ребенок будет пробовать схватить какую-нибудь вещь, находящуюся в свободном доступе.

Три месяца

Ваш ребенок еще не совсем понимает, а что же он на самом деле хочет, но он всегда будет проявлять радостное оживление при виде своих первых игрушек. Пытаясь завладеть интересным для него объектом, малыш, тем самым, развивает свои глаза и координацию рук.

Повесьте в кроватке над головой новорожденного мобиль с игрушками. Он обязательно станет их рассматривать и будет пытаться дотянуться до них. Когда малышу исполнится 3 месяца, можно начинать играть с ним в игру «ку-ку», легонько накрывая его лицо пеленкой.

Увидев как вы убираете ткань с его лица, он станет пытаться, со временем, убрать ее самостоятельно.

От 4-х до 8-ми месяцев

На этом временном промежутке стоит позаботиться о безопасности вашего малыша. Уберите из его свободного доступа все игрушки, имеющие мелкие детали. Они могут оказаться небезопасными. Ближе к 8-ми месяцам ребенок уже довольно хорошо научится удерживать предметы. Но ему по-прежнему будет не хватать определенной ловкости.

С 9-ти до 12-ти месяцев

Теперь для вашего малыша не существует проблемы схватить ту или иную вещь правой и даже левой рукой. В этом возрасте различие в левой и правой руке для ребенка совершенно не важны.

Их пока просто нет. Только к двум годам станет ясно правша ваш малыш или левша.

Ручки ребенка стали довольно цепкие и сильные, поэтому вам с некоторым усилием придется отбирать запретную вещь из маленьких рук.

Что происходит дальше?

Излюбленным занятием годовасика станет бросание игрушек. Ему будет доставлять большое удовольствие бросить игрушку и ждать, когда вы ее поднимите и отдадите ему, чтобы потом он смог снова ее бросить. Поэтому наберитесь терпения.

В три года координация станет настолько хорошей, что ребенок сможет поставить на листе бумаги свою подпись, пусть даже и очень корявую.

Задача родителей

Чтобы стимулировать у вашего ребенка хватательный рефлекс, располагайте цветную и интересную игрушку вне пределов ее досягаемости, но чтобы малыш, приложив небольшие усилия, смог ее схватить. Поощряйте его к такому занятию.

Для того, чтобы разрабатывались пальчики, предложите ему лепку из пластилина, дайте в руки яблоко, нарезанную морковь, корочку хлеба и т.п.

Тем самым вы будете не только помогать развивать у ребенка мелкую моторику, но и способствовать развитию речи.

Когда стоит проявить беспокойство?

Если вы видите, что малышу интересен предмет, но он не пытается его ухватить, даже если вы держите у него его перед носом, то это повод обратиться за консультацией к врачу. Или он по достижению им 9-ти месяцев, так и не научился хватать и удерживать предметы, то это тоже повод обсудить данную проблему с доктором.

Источник: https://www.sympaty.net/20110209/etapy-razvitiya-xvatatelnogo-refleksa/

Хватательный рефлекс у новорожденных

Чтобы новорожденный младенец мог адаптироваться к условиям жизни после родов, у него имеется ряд физиологичных безусловных рефлексов.

Проверяя их, врачи убеждаются в том, что с малюткой все в порядке, либо выявляют разные проблемы со здоровьем у крохи. Некоторые из рефлексов очень важны для развития двигательных навыков по мере роста малютки.

Одним из таких рефлексов можно назвать хватательный.

Наличие рефлексов способствует более быстрому адаптированию малыша во внеутробной жизни

Это один из самых древних рефлексов человека, возникающий сразу после рождения. Его считают физиологичным в возрасте первых трех-четырех месяцев, после чего на базе такого рефлекса формируется навык произвольно захватывать предметы.

Чтобы вызвать данный рефлекс, нужно надавить на ладошку младенца. Кроха сразу же обхватит ваш палец, иногда настолько сильно, что малютку можно будет подтянуть вверх. Аналогичным действием можно вызвать проявление хватательного рефлекса на ногах – если надавить большим пальцем на стопу, пальчики будут сгибаться.

О хватательном и некоторых других врожденных рефлексах смотрите в видео:

Различают четыре этапа, во время которых формируется условный хватательный рефлекс:

  • 1 этап – на первом-втором месяце жизни. На этой стадии малютка будет захватывать пальцы взрослого при нажатии на ладони рефлекторно и неосознанно.
  • 2 этап – в трехмесячном возрасте. Малыш пока еще не научился осознанно хватать предметы, но оживляется, увидев игрушки, подвешенные над кроваткой. Стараясь завладеть ими, он совершенствует координацию движений рук.
  • 3 этап – с четвертого по восьмой месяц жизни. В этот период младенец учится самостоятельно удерживать любые предметы и игрушки, которые его привлекли. К концу данной стадии кроха довольно хорошо их удерживает, но орудует ручками пока еще недостаточно ловко.
  • 4 этап – с девятого месяца до года. На этой стадии ребенок отлично захватывает предметы, используя для этого обе руки. Нередко, чтобы отнять небезопасный предмет, родителям приходится приложить большие усилия, освобождая его их цепких и сильных ручек карапуза.

В первые месяцы жизни младенец захватывает руки взрослого только благодаря рефлексам, делая это неосознанно

  • Если у ребенка возник парез рук, хватательный рефлекс будет ослабленным или исчезнет.
  • Ослабление данного рефлекса отмечают при заторможенности нервной системы, а при повышенной возбудимости реакция будет усиленной.
  • Если физиологичный хватательный рефлекс вызывается в возрасте старше 4-5 месяцев, это может быть признаком проблем с нервной системой.

Наличие врожденных рефлексов обязательно проверяется педиатром и неврологом

Отсутствие или слишком слабое проявление хватательного рефлекса у младенца первых месяцев жизни должно стать поводом для более детального обследования крохи. Ребенка должен осмотреть невролог, проверяя и другие рефлексы, чтобы исключить неврологическую патологию.

Чтобы стимулировать развитие осознанного хватательного рефлекса, родителям следует придумывать больше игр, в которых младенец будет захватывать предметы руками. К примеру, можно положить рядом с малышом яркую игрушку и подождать, когда она очутится в руках карапуза.

Если ребенок к 9-месячному возрасту не научился осознанно захватывать предметы, это тоже должно стать поводом для обращения к врачу.

Источник: http://www.o-krohe.ru/novorozhdennyj/hvatatelnyj-refleks/

Основные особенности и этапы развития хватательного рефлекса у новорожденных

Хватательный рефлекс у новорожденных представляет собой филогенетически древний механизм. Как только ребенок научится держать предметы в ручках, он тут же окажется в удивительной вселенной детства.

Когда хватательный рефлекс у новорожденных станет осознанным, это будет свидетельствовать, что уже совсем скоро ребенок сможет самостоятельно употреблять пищу.

Общая информация

Хватательный рефлекс у новорожденных является врожденным механизмом. На двенадцатом месяце он трансформируется в осознанное действие, а движения малыша становятся более осмысленными и координированными.

Этапы развития

Существует четыре основных этапа развития хватательного рефлекса у новорожденных:

  1. Ноль-два месяца.
  2. Три месяца.
  3. Четыре-восемь месяцев.
  4. Девять-двенадцать месяцев.

Первый этап

Хватательный рефлекс у новорожденных на первом этапе выражается очень просто. Как только родитель или доктор нажмет на ладонь малыша, он тут же сомкнет ее вокруг пальца взрослого. На данном этапе это движение является пока неосознанным.

В течение длительного времени руки ребенка будут сжаты в кулачки, но немногим позже малыш, стремясь исследовать новый мир, будет разжимать и сжимать их.

В некоторых случаях уже на этом этапе ребенок пытается схватить то, что находится в поле его зрения.

Второй этап

На втором этапе, когда ребенок достигает трех месяцев, он еще не до конца осознает, что конкретно ему требуется. Тем не менее он проявляет оживление, когда в поле его зрения попадают первые игрушки.

Стремясь завладеть предметом, который привлек его внимание, кроха развивает не только координацию верхних конечностей, но и органы зрения. На этом этапе родителям рекомендуется повесить над кроваткой малыша какую-нибудь интересную игрушку.

Также с трехмесячным малышом уже можно играть в простейшие игры с закрыванием лица.

Третий этап

На этом этапе кроха научается самостоятельно и достаточно хорошо удерживать игрушки и предметы, привлекшие его внимание. Учитывая то, что, стремясь познать этот мир, он будет проявлять внимание к самым неожиданным деталям, целесообразно позаботиться о его безопасности.

Неплохо удерживать предметы ребенок научается на восьмом месяце жизни. Но на этом этапе ему еще не хватает некоторой ловкости.

Четвертый этап

Как только малыш приблизится к своему первому юбилею, вопрос хватательного рефлекса будет практически решен. Девятимесячная кроха уже не испытывает никаких проблем с хватанием предметов как правой, так и левой рукой.

На этом этапе руки малыша приобрели силу и цепкость. Поэтому родителям приходится с некоторым усилием отнимать у него «опасный» предмет.

Как нужно действовать?

Основной задачей родителей является стимулирование хватательного рефлекса у малыша. Для этого следует играть с ребенком в простые игры. Например, рекомендуется расположить любимую игрушку крохи так, чтобы он видел ее, но мог достать, только приложив существенное усилие.

Как только малышу «стукнет» год, следует развивать мелкую моторику. Для разрабатывания пальчиков можно предложить ему кусочек пластилина, хлебную корочку, кусочек яблока или моркови. Таким образом, мамы и папы убивают двух зайцев: развивается не только мелкая моторика, но и речь малыша.

Информация к размышлению

У детей с задержкой в развитии наблюдается заторможенная, ослабленная реакция. У гиперактивных и легковозбудимых малышей реакция, наоборот, выражена очень ярко.

Аналогичный хватательный рефлекс у новорожденных может быть вызван и с ног. Это может произойти на фоне надавливания большим пальцем руки на подушечку нижней конечности. Ответной реакцией принято считать сгибание пальцев на подошве.

Читайте также:  Эколого-психологический тренинг для начальной школы

В случае нанесения штрихов-го раздражения на подошву при помощи пальца, стопа сгибается с тыльной стороны, а пальцы веерообразно расходятся.

Слабость реакции

Важно помнить о том, что слабый хватательный рефлекс у новорожденного может проявляться едва ли не с самого первого дня его появления на свет.

Но как только ребенок достигает двух-трехмесячного возраста, он уверенно хватает за любой предмет, который предлагают им взрослые.

Если хватательный рефлекс у новорожденных слабый в течение длительного времени, то не стоит торопиться бить тревогу. Может быть, что ребенку просто требуется помощь взрослого.

Когда реакция отсутствует

Некоторые родители сталкиваются с отсутствием хватательного рефлекса у новорожденных, что в большинстве случаев становится серьезным поводом для паники. Вместо того чтобы бить в набат тревоги и терроризировать врачей, следует постараться развить необходимую реакцию.

Для этого рекомендовано проделать следующие манипуляции:

  • показать малышу красивую яркую игрушку;
  • подвесить ее над его головой;
  • поддержать стремление крохи добраться до вожделенного предмета.

Еще одной причиной отсутствия хватательного рефлекса у новорожденных является мышечный тонус. Решить эту проблему можно при помощи специальных массажных процедур. Их можно выполнить самостоятельно или доверить опытным рукам квалифицированного специалиста.

Лечение не будет длительным. Скомбинировав массаж с выполнением специальных упражнений, можно достаточно быстро добиться решения тревожащей проблемы.

Нужен доктор!

В некоторых случаях наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных. Если, несмотря на все манипуляции, ситуация остается неизменной, следует проконсультироваться с доктором.

В некоторых случаях врач принимает решение относительно медикаментозной терапии. Иногда крохе назначаются специальные процедуры, при помощи которых малыш может научиться управлять собственным телом и развить необходимые для комфортного существования навыки.

После этого ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами.

Напоследок

К доктору нужно обратиться и в том случае, если девятимесячный малыш так и не научился самостоятельно удерживать предметы.

Перед походом к педиатру необходимо учитывать и тот факт, что недоношенные дети развиваются не так, как обычные ребятишки. Этапы развития необходимой реакции в этом случае оказываются несколько смещенными.

Источник: http://VashNevrolog.ru/fiziologiya/osnovnye-osobennosti-i-etapy-razvitiya-xvatatelnogo-refleksa-u-novorozhdennyx.html

Розвиток хватального рефлексу і вестибулярних навичок малюка

Крім повзання, вам, батькам, необхідно розвивати у малюка хапальний рефлекс. Для цього вам потрібно разів по десять на день підносити свої пальці або іграшки до його ручкам. Малюк буде рефлекторно хапатися за пальці і підтягуватися, намагаючись піднятися над ліжечком. Робити цю вправу слід недовго — не більше хвилини.

Ця вправа сприяє дозріванню мозку і досягнення наступної стадії. Новонароджений повинен користуватися своїм хапальним рефлексом як можна частіше. Більше того, кожен раз, коли дитина вистачає якісь предмети, рано чи пізно вони будуть випадати з його пальців, завдяки чому мозок дитини навчиться розрізняти відчуття «відпустив».

А програма розвитку вестибулярних навичок за методикою Глена Домана прискорить зростання відділів мозку, відповідальних за рівновагу.

Ви можете вибрати будь-яку вправу, погодившись з тим, яке з них більше сподобається самому малюкові (стимуляція Повинна проводитися дуже дбайливо, обережно і бути приємною новонародженим, доставляти задоволення).

Корисні вправи для розвитку малюка

❀ малюка носять по кругу, здійснюючи при цьому плавні рухи вгору-вниз, вперед-назад і з боку в бік;

❀ лежачи на спині, батьки похитують дитини над собою або поклавши дитину собі на живіт;

❀ піднявши над собою дитину, м'яко нахиляють його вправо — вліво, потім опускають собі на груди і знову піднімають; малюка качають в кріслі-качалці, тримаючи руками у вертикальному положенні;

❀ малюка «катають» на подушці, для цього дитину кладуть ниць на велику подушку — обличчям до себе або спиною і обережно піднімають край подушки лівою рукою так, щоб дитина скотився на протилежну сторону. Потім піднімають інший кінець подушки — і дитина скочується у зворотний бік;

❀ новонародженого качають на подушці, при цьому його особа знаходиться навпроти однієї руки батьків, а ноги — навпроти іншої, піднімаючи подушку за різні кінці, батьки як би качають дитини від голови до ніг;

❀ подушку, на якій лежить дитина, розгойдують з боку в бік або обертають спочатку за годинниковою стрілкою, потім проти; малюк при цьому лежить на спині голівкою до самого краю подушки;

❀ горизонтальне кружляння: дорослий кладе дитину животом або боком собі на плече і здійснює кругові рухи за годинниковою стрілкою і проти;

❀ батьки, стоячи на колінах, чи тримають новонародженого перед собою — лівою рукою знизу, правою — з задньої сторони голови. Таким чином, малюк знаходиться в майже вертикальній позиції.

Обережно піднімають його до рівня очей, а потім так само обережно опускають його голову.

Новонароджений перекидається з вертикальної позиції в горизонтальну, при цьому його голова повинна знаходитися нижче ніг, повторюють цю вправу ще кілька разів;

❀ новонародженого обережно притискають до себе і м'яко «скачуть» по всьому будинку. Дитина відчуває як рухається тіло дорослої вгору-вниз.

Дуже добре супроводжувати всі ці вправи мелодійним співом.

В принципі широко популярна у нас динамічна гімнастика для немовлят цілком замінює вправи, які пропонує виконувати Доман, і багато хто з вас інтуїтивно роблять зі своїми дітьми саме те, про що він пише.

Источник: http://ped-kopilka.com.ua/psihologija/razvitie-hvatatelnogo-refleksa-i-vestibuljarnyh-navykov-malysha.html

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулиро­вание, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.

 Ребенок может успешно овладеть одной группой навыков и отставать в овладении другой. Такая неравномерность в развитии может быть результатом маминого воспитания.

Одна мама считает, что главное — выработать у малыша навыки самообслуживания, а болтать нечего; такой ребенок может отставать в речевом развитии, но рано научится самостоятельно есть.

Другая мама все делает за ребенка, но очень много с ним общается и играет, соответственно, у него рано развивается речь.

 Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.

 Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.

 Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка.

С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном по­ложении), в которых их исследуют.

Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.

Поисковым рефлекс Куссмауля

При поглаживании в области угла рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает рот и пытается дотронуться языком до места раздражения.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.

Хоботковый рефлекс

Вызывается постукиванием пальцем или молоточком по верхней губе — в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры или губы складываются в виде хоботка.

В норме рефлекс угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого черепных нервов.

Сосательный рефлекс

Если поместить указательный палец исследующего в рот ребенка на глубину 3-4 см, то он совершает ритмичные сосательные движения.

После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраня­ется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечива­ющих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При по­ражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании на ладонь ребенок открывает рот, иногда высовывает язык и закрывает глаза.

В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.

Хватательный рефлекс

При надавливании на ладони ребенка его пальцы рефлекторно сжимаются, обхватывая и удерживая палец исследующего.

Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.

Рефлекс Робинзона

Иногда ребенок удерживает пальцы исследователя так крепко, что его можно поднять кверху, — это рефлекс Робинзона.

Для него характерны те же закономерности, что и для хватательного.

Нижний хватательный рефлекс

Вызывается легким надавливанием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы — в ответ возникает подошвенное сгибание пальцев ног.

В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.

Рефлекс Моро (рефлекс обхватывания)

Чаще его вызывают различными путями: ударом по пеленальному столу в 20-30 см от головы ребенка или быст­рым выпрямлением согнутых ног, а также подниманием таза и ног ребенка над кроватью.

В ответ происходят: разведение рук (первая фаза рефлекса) и их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища (2 фаза). Иногда в течение первой не­дели жизни ребенка наблюдается только первая фаза.

Более позднее появление второй фазы не говорит о патологии.

В норме рефлекс исчезает к 4-5-ти месяцам. Отсутс­твие рефлекса Моро или стойкое исчезновение второй фазы — это подозрение на поражение вестибулярного нерва.

Запаздывание рефлекса отмечается у детей, родившихся в асфиксии, а снижение — у новорожденных при родовой травме. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появ­ление говорит о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности.

Асимметрия рефлекса свидетельствует о гемипарезе. Асимметрия и даже исчезно­вение рефлекса — о параличе Эрба.

Рефлекс Бабинского

Вызывается раздражением наружного края подошвы в направлении от пятки к пальцам. В ответ происходят: выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение и сгибание остальных пальцев.

Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.

Читайте также:  Полезные свойства рео

Рефлекс опоры

Состоит из 2 фаз:

фаза — если взять новорожденного ребенка под мышки, он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах;

фаза — поставленный к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола.

В норме рефлекс сохраняется до 1,5-2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.

Автоматическая походка, или шаговый рефлекс

При легком наклоне тела кпереди и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Рефлекс автоматической ходьбы в норме исчезает к 2-м месяцам.

Снижение рефлекса отмечают у детей с поражением нервной системы, его отсутствие — у детей с поражением поясничного отдела спинного мозга.

Защитный рефлекс

Уложенный на живот новорожденный поворачивает го­лову в сторону и пытается ее приподнять.

В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удер­живать голову.

У детей с поражением нервной системы за­щитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга.

У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка на животе под влиянием этого рефлекса нарастает тонус в сгибателях — голова приводится к груди, в руках нарастает сгибательная установка и они также прижимаются к груди, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу, спина выгибается. Через 20-30 секунд эта поза сменяется плавательными движениями, переходя в рефлекс ползания.

Рефлекс ползания Бауэра

Если новорожденному, уложенному на живот, слегка надавить на подошвенную поверхность ног, ребенок рефлекторно выполняет движения ползания.

В норме рефлекс сохраня­ется до 3-4-х месяцев. Его сни­жение отмечают у детей, ро­дившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины параллельно позвоночни­ку новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя (нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах).

В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.

Рефлекс Переза

Вызывается путем проведения штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее.

В ответ ноги ребенка одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание.

Если вызывать рефлекс в положении ребенка лицом вниз на ладони врача, в ответ у него возникают резкий крик, разгибание рук, ног, головы, выпячивание ануса и мочеиспускание.

В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.

Поматериалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

Источник: https://www.dgorodok.ru/zdorove/novorozhdennyj/normy-razvitiya-rebenka-do-goda/115-bezuslovnye-refleksy-novorozhdennykh-detej

Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

рефлексы новорожденного ребенка

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  • «Временные» рефлексы – например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Клик для увеличения (Основные рефлексы)

Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к  двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы— набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, — верхний защитный рефлекс.

Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять.

Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно — симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
  • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Рефлекс «автоматической» походки, являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например).

Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу.

Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

Источник: http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/refleksyi-novorozhdennyih-detey.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector