Развитие коммуникативных навыков в проектно — исследовательской деятельности у дошкольников

Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников

Роль речи в жизни ребенка трудно переоценить, настолько разнообразен спектр ее функций. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Как отмечали М.М. Бахтин, А.Н.

Рубинштейн — в общении реализуются межличностные и общественные отношения людей, полноценное, результативное, положительно окрашенное общение со взрослыми и сверстниками — важнейшее условие социализации ребенка.

Коммуникативные умения как oснова коммуникaтивной культуры ребёнка, которая реализуется в cитуации общения, рассматривается О.А. Веселковой. Я.Л. Коломинский, Л.Я. Лoзoван, М.Г.

Маркинa, рaссматривают коммуникативные умения как группу умений, характеризующих личностные качества ребёнка, необходимые для обеспечeния полнoценного процeсса общения , взаимодействия. Однако, в работах М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Л.И.

Галигузовой занимающих преобладающее направление в дошкольной педагогике, понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» являются взаимозаменяемыми, авторы отмечают, что «развитие общения дошкольников со сверстникам, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности … в основе формирования межличностных отношений и привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей»

Наблюдения за детьми в первый месяц их пребывания в детском саду, а также диагностика нервно-психического развития позволили выяснить, что у детей, имеющих нарушения речевого развития, в соответствии с речевым онтогенезом налицо несоответствие эпикризных сроков и объема речевых навыков, в первую очередь объема активного словаря, наличие только двусложных и назывных предложений, наличие в речи детей физиологических аграмматизмов, Все это является прямой причиной несовершенства коммуникативных навыков: дети не в состоянии выразить свои просьбы, пожаловаться на дискомфорт, скоординировать игровые действия, внятно объяснить свое состояние и т.п.

По итогам аналитической работы с медицинскими картами воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста, поступающих в дошкольное образовательное учреждение в последние годы, было выявлено увеличение количества детей с речевыми нарушениями.

Так в 2013 – 2014 году число детей с речевыми нарушениями составляло 62% от общего числа воспитанников. В 2014 – 2015 уже 68%.

Среди речевых нарушений преобладают задержка речевого развития — 16 человек, дислалия – 20 человек, дизартрия – 4 человека, задержка психо — речевого развития — 6 человек, ОНР 2 степени – 2 человека.

Современные тенденции развития системы образования в стране формируют задачи подготовки детей активными, эрудированными, общительными, умеющими ставить перед собой и решать определенные задачи. Дошкольное учреждение — первая ступень в системе образования, уже четко ориентирована на достижение определенных стандартов: дошкольник «…

достаточно хорошо владеет устной речью, как средством коммуникации со сверстниками и взрослыми для установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…

«

Одной из важнейших исследовательских задач остается разработка средств формирования коммуникативных умений в тех формах деятельности, которые близки и доступны ребенку.

В последнее время уделяется большое внимание проблеме формирования коммуникативных умений в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с речевым недоразвитием в процессе игровой деятельности, например, работы О.А. Черенковой, Л.Г. Соловьевой, Л.Р. Мунияровой.

Недостаточно разработаны приемы формирования коммуникативных умений в процессе специально организованной, совместной со взрослыми, деятельности. Такой формой сотрудничества, реализующей индивидуально-личностный подход, несомненно выступает технология проектирования.

Конечно, принимая во внимание возраст дошкольником, необходимо в первую очередь вводить в практику работы такие типы проектов, как исследовательско — творческий и ролево — игровой.

Именно в этих типах проектов одной из основных задач будет развитие коммуникативных навыков через вступление в познавательное общение, в диалог, формирование личных высказываний.

Другая немаловажная причина использования технологии проектирования — обязательное сотрудничество с семьей, как субъектом образовательной среды, т.е. проектная деятельность должна реализовываться в триаде педагог-ребенок-родитель. В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с родителями по вопросу развития коммуникативных умений ребёнка Совместная проектная деятельность предусматривает возможности использования семейного воспитания в целях развития коммуникативных умений у дошкольников.

Предполагается, что активное вовлечение детей младшего дошкольного возраста в совместную проектную — ролево — игровую, исследовательско -творческую — деятельность будет способствовать развитию коммуникативных навыков у дошкольников с речевым недоразвитием, позволит обеспечить более продуктивную коррекцию имеющихся у них нарушений. Кроме того, будут конкретизированы и дополнены содержание и методы работы по развитию коммуникативных навыков у детей с речевым недоразвитием в условиях специально организованной проектной деятельности, отвечающей методологической стратегии коммуникативно — деятельностного подхода.

Список литературы

  • 1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.. (ред.)От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) —М.: Мозаика-синтез, 2014.
  • 2.Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка./ Н. Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004.
  • 3.Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев.: Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001
  • 4.Лисина М.И.(ред.). Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М., 1985.
  • 5.Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под ред. Лисиной М.И. – М., 1980.

Источник: http://metodportal.ru/articles/48-proektnaja-dejatelnost-kak-sredstvo-razvitija-kommunikativnyh-umenii-detei-mladshego-doshkolnogo-.html

Коммуникативная деятельность дошкольников в непосредственно образовательной деятельности

Коммуникативная деятельность дошкольников в непосредственно образовательной деятельности

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня. 

В настоящее время я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР, где вся деятельность воспитателя и других специалистов, в основном, направлена на развитие речи детей.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Для детей с ОНР очень важно иметь коммуникативные навыки для позитивной социализации.

Поэтому мы большое внимание уделяем совершенствованию грамматического строя речи, автоматизации звуков в слогах и в словах; формировании движений артикуляционного аппарата; активизации и расширению словарного запаса детей, развиваем связную речь, учим вежливому обращению к сверстникам и взрослым, слушать друг друга, уважать мнение старших и своих сверстников и т.д.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией.

Например, для решения проблемы развитие коммуникативных умений детей средней группы в образовательной деятельности мы разрабатываем свои методические разработки, исходя из индивидуальных речевых особенностей детей в группе.

С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.

Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОО следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/10553-kommunikativnaya-deyatelnost-doshkolnikov.html

«Формирование ключевых компетенций дошкольников посредством проектной деятельности» — PDF

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 3 «Белоснежка» города Мирного Архангельской области (МКДОУ 3) «Формирование ключевых компетентностей участников

Подробнее

УДК 373.2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 2015 Ю. И. Задорожная аспирант кафедры теории и методики преподавания

Подробнее

УДК 373 Светлана Анфисова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В исследованиях многих авторов

Подробнее

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Подробнее

Социально-коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС ДО. Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности: несмотря на изменения в мире, обществе и семье,

Читайте также:  Психологическая игра для 5 класса

Подробнее

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЯ ВОКРУГ НАС» С.Е. Анфисова (Тольяттинский

Подробнее

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

Подробнее

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ТЕМП» 1. Создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области. 2. Создание мотивационных

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Костромы «Центр развития ребёнка — Детский сад 13» ВЫСТАВКА ТЕХНИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ВОСПИТАТЕЛИ ТАТЬЯНА АНТОНОВНА ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА ИГОРЕВНА

Подробнее

Становление коммуникативной компетентности дошкольников согласно ФГОС ДО. Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Стародубцева Елена Викторовна Щербина Любовь Степановна Федосеенко Татьяна Тихоновна МБДОУ «Д/С 46» г. Белгород, Белгородская область ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

Подробнее

Районное методическое объединение воспитателей и логопедов образовательных организаций Смоленского района Смоленской области КОНСУЛЬТАЦИЯ «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Подробнее

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЕСТЬ ПРОЦЕСС, СВЯЗАННЫЙ С ОТРАБОТКОЙ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ, РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ,

Подробнее

Что нужно знать родителям о готовности к школе детей дошкольного возраста. ВОПРОС Что подразумевает мотивационная готовность ребенка к обучению в школе? Мотивационная готовность обеспечивает положительное

Подробнее

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Задачи: создать условия для обеспечения психологического

Подробнее

В чём преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования? -Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в лицее 265, на семинаре, подготовленном

Подробнее

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ ФГОС В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГОВ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Воспитатель: Фомина Екатерина Сергеевна МБДОУ «Родничок» с. Быков «Расскажи и я забуду, покажи я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская

Подробнее

Методическое объединение Тема: «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДО в вопросе проектной деятельности в соответствии с ФГОС

Подробнее

Круглый стол «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО» Драчкова Е.А., старший воспитатель, высшая кв. категория «Школьное обучение никогда не начинается

Подробнее

Информационно-аналитический отчет педагогического работника по динамике развития необходимых умений и навыков в каждый возрастной период. В межаттестационный период (с 2011 по 2016гг) педагогической деятельностью

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Земляничка» План работы по преемственности на 2016 2017 учебный год: «Преемственность в работе детского сада и школы с учётом

Подробнее

L o g o О преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГТ И ФГОС Заместитель начальника Управления образования по вопросам содержания и экспертизы качества образования

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад 117 города Воронежа «Развитие познавательной и эмоциональной сферы воспитанников через проектную деятельность

Подробнее

ООП ДО (модель, рекомендации по разработке). Подходы к оценке результатов. Понятие «образовательного результата». Формы, методы, средства в контексте ФГОС ДО Лекция 6 Тема: подходы к оценке результатов:

Подробнее

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей Шестакова Светлана Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

Подробнее

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении» Уважаемые родители в методическом стенде в модулях мы показали воспитательно — образовательный процесс в нашей дошкольной организации

Подробнее

ПЕДСОВЕТ 3. Деловая игра «Аукцион педагогических идей»: — Цель: стимулирование активности педагогов ДОУ по вопросу использования инновационных технологий в образовательном процессе, повышение компетентности

Подробнее

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета) В Федеральном

Подробнее

1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение о системе оценки деятельности педагогических работников в соответствии ФГОС ДО муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития

Подробнее

Педагогический совет Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы школы, класса Глоссарий Компетентный человек это сформированная личность, способная брать на себя ответственность

Подробнее

Родителям о ФГОС ДО Уважаемые родители! С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Что такое Федеральный государственный

Подробнее

Аннотация к рабочей программе по предмету «Технология» Пояснительная записка 1-4 класс Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической

Подробнее

Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Я-исследователь» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы исследовательского

Подробнее

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании

Подробнее

Инновационный педагогический опыт Аношкиной Елены Анатольевны, воспитателя МДОУ «Детский сад 79 комбинированного вида» «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»

Подробнее

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 79 Г. МУРМАНСКА Основная образовательная Программа МБДОУ 79 г. Мурманска разработана в соответствии с требованиями основных нормативных

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/38157445-Formirovanie-klyuchevyh-kompetenciy-doshkolnikov-posredstvom-proektnoy-deyatelnosti.html

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в образовательной деятельности | Методические разработки | Конкурсы для воспитателей / Академия дошкольного образования

Автор: Митусова Наталья Илларионовна

Организация: МАДОУ ЦРР детский сад № 50

Населенный пункт: Самарская область г.о.Самара

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»- В.А. Сухомлинский.

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков с самого раннего детства.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.

Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Формирование этой способности — важное условие нормального

психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста

общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.

Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие.

Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Выбирая общение объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество.

В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.

), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте общение и его значение для развития личности — важная проблема научных исследований.

Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной

ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.

Современная педагогическая практика опирается на психолого — педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольного возраста.

Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно — ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности.

Проблеме формирования коммуникативных навыков дошкольников посвящено много исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении таких педагогов и психологов, как О.С. Газмана, И.С. Кона, Б.Ф. Ломова, Н.Н.

Михайловой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, С.Г. Якобсона, А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович, Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой и многих других.

Читайте также:  Социальное развитие дошкольников

В данных исследованиях рассматриваются особенности общения детей со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативные навыки, как способ установления взаимоотношений между людьми, рассматривают М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.В. Теряева, З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и другие.

Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, А.А. Яноушека и других.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимоотношения с окружающими как залог их благополучного развития.

Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень

сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2015г.) подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры. Средством решения задач наследования

служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества.

Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования» и др.

Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников.

Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно

придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.).

Современные исследователи предлагают различные способы формирования коммуникативных навыков у детей при организации образовательной деятельности.

По мнению Н.А. Коротковой, формирование коммуникативных навыков в партнерском взаимодействии строится на базе следующих видов детской деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно — исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.

Проанализировав научно- методическую литературу, мы пришли к выводу, что формирование коммуникативных навыков целесообразно в совместной взросло-детской деятельности как наиболее доступной модели внеситуативного общения.

В качестве основных форм организации этой деятельности используются кружковые занятия, и дидактические игры, проектная деятельность коммуникативного содержания, рассматриваемые нами как средства формирования умений.

На основе анализа данных форм установлено существенное сходство между ними, что позволяет применить к ним единые приемы руководства, акцентирующие внимание ребенка на компонентах коммуникативной деятельности.

Необходимый уровень сформированности коммуникативных навыков обеспечивается путем поэтапного их формирования.

На этапе создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений воспитатель выявляет у детей имеющийся опыт, доводит до их понимания роли общения в жизни и развитии человека и создает интерес к процессу овладения коммуникативными умениями. На

этом этапе используются модель круга общения детей, специально подобранные коммуникативные ситуации, анализ художественных

произведений с точки зрения определения коммуникативных навыков, идентификация ребенка с каким-либо литературным героем, которого он хотел бы обучить правильному общению, алгоритм анализа совместной деятельности детей.

На этапе ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности основное внимание уделяется знакомству детей со средствами и способами общения, со структурой коммуникативной деятельности и упражнению коммуникативных умений в репродуктивной деятельности. Широко используются формы совместной взросло-детской деятельности — занятия кружка «В стране волшебных слов и интересных собеседников» и специально направленные на формирование коммуникативных умений дидактические игры. Модель партнеров.

На этапе творческого применения коммуникативных умений создаются условия для свободного оперирования коммуникативными умениями в разнообразной творческой деятельности и для творческого их использования в самостоятельном, свободном общении.

Детей широко вовлекают в творческие задания — сочинение рассказов из личного коммуникативного опыта, создаются условия для творческих игр и для принятия детьми различных ролевых позиций, требующих творческого изложения своих замыслов (ребенок в роли героя персональной выставки, экскурсовода). Основными формами творческого оперирования коммуникативными умениями в самостоятельном, свободном общении выступают совместные со взрослыми традиционные мероприятия, имеющие неформальный личностный характер (чаепития, беседы при свечах, спортивные праздники), самостоятельные дидактические игры.

Особую значимость в формировании названных навыков у старших дошкольников приобретает предметно — развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных навыков детей в различных видах детской деятельности.

Теоретическое изучение проблемы позволяет сделать следующие выводы:

Формирование коммуникативных навыков — одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая серьезного теоретического переосмысления.

Анализ психолого-педагогической теории и практики работы дошкольных образовательных учреждений отечественными психологами и педагогами позволил определить сущность исследуемых навыков как сложных, осознанных коммуникативных действий детей, осуществляемых на основе полученных знаний и практической подготовленности.

Содержание коммуникативных навыков конкретизировано в соответствии со структурой и функциями общения как коммуникативной деятельности (М. И. Лисина, Б.Ф. Ломов).

По своему содержанию данные навыки объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно — коммуникативные, аффективно — коммуникативные навыки, направленные на реализацию функций общения, и соответствующие структуре коммуникативной деятельности навыки ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, выбирать вербальные и невербальные средства, реализовывать задуманное в процессе общения, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.

Список литературы:

1. Адамьянц Т.З. Что такое коммуникативные навыки и надо ли их развивать? Всероссийский Интернет — педсовет, www. pedsovet. prg.

2. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения дошкольников.- М., «Педагогика» 1974.

3. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться.//Дошкольное воспитание 1995.- № 11 С. 73-78.

4. Поморцева Н.В. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности.//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».-М., 2012.

5. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка.- СПб.: Речь; -М.: Сфера. 2011.

Источник: http://www.adou.ru/categories/2/articles/322

Программа развития исследовательских умений старших дошкольников

Программа развития исследовательских умений старших дошкольников

В стремительно меняющихся условиях действительности приходит понимание необходимости пересмотреть роль и значение исследовательских умений в жизни человека.

В современном мире становится очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуется всем людям, а не только тем, чья деятельность связана с научной работой.

Такие исследовательские умения, как умение быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить.

Основы исследовательских умений начинают закладываться уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника – познавательной и исследовательской. Участвуя в исследовательской работе, дошкольники проявляют любознательность и желание экспериментировать.

Исследовательское поведение – универсальная характерис тика человеческой деятельности, пронизывающая другие виды де ятельности.

В настоящее время А.И. Савенков даёт определение исследо вательскому поведению как виду поведения выстроенному на ба зе поисковой активности и направленному на изучение нестан дартного объекта или разрешения нетипичной ситуации [1].

В основе исследовательского поведения ле жит поисковая активность, являющаяся, по мнению И.П. Павло ва, безусловным рефлексом и рассматривающаяся как первона чальная психическая реакция на новый стимул.

Потребность в поиске, получение удовольствия от результа тов творчества, от процесса сотворения являются неотъемлемой частью развития человека как личности и творца. Неудовлетворён ная потребность в исследовательском поведении является причи ной нервных расстройств, приводящих к нервным заболеваниям.

Дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом для формирования произвольности, активности, самостоятельности и инициативности, служит хорошей базой для развития исследова тельского поведения.

В настоящее время одним из эффективных способов разви тия такого поведения у детей в детском саду, по мнению А.И. Са венкова, является предложенная им методика проведения детских исследований.

В данной методике акцент делается на обучение ре бёнка самостоятельному приобретению знаний путём собственно го исследовательского поиска.

Автор методики доказывает, что исследовательская деятельность соответствует интересам детей до школьного возраста, доступна им, а, следовательно, продуктивна.

В воспитательно-образовательном процессе наиболее эф фективно возможна организация, направленная на включение ис следовательской деятельности на процесс развития ребёнка [2].

А.И. Савенков выделяет следующие исследовательские уме ния и навыки, необходимые в исследовательском поиске:

Читайте также:  Психологические игры на доверие для младших школьников

видеть проблемы;

задавать вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определения понятиям;

умения и навыки проведения экспериментов;

структурировать полученный в ходе исследования материал;

делать выводы и умозаключения;

доказывать и защищать свои идеи.

Таким образом, развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современности.

Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб. Питер, 2004. – 272 с.

Егорова Т. А. Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. 2004. №2.

Перейти к обсуждению работы

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

[6,99] В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми — возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Чем заинтересовал нас метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждениях любого типа, в любой группе детского сада.

Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка.

Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Данные диагностик по программе Развитие показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно — научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.

[4,101] Решением проблемы, на наш взгляд, может стать исследовательско — творческий проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом — путем самостоятельного исследования мира.

Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

  1. Развитие способности у детей старшего дошкольного возраста к поисковой деятельности:
  2. определение задач, исходя из поставленной проблемы;
  3. планирование этапов своих действий;
  4. выбор материала и способа действия.
  5. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
  6. Совершенствование стиля партнерских отношений.
  7. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Реализация задач: активное включение детей, занимающихся поисковой деятельностью вне детского сада, в образовательный процесс ДОУ. Организация экспериментов, опытов, лабораторий.

Анализ программ дошкольного воспитания по проблеме развития исследовательской деятельности

С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста.

В программе «Из детства – в отрочество» (Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др.

) провозглашается направленность на формирование собственной активности ребенка – исследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной.

Авторами программы признается важность развивающего эффекта при изучении многих, в том числе и математических, понятий на основе чувственного опыта, «памяти рук и глаз».

В результате у ребенка возникает познавательный интерес, развивается эвристическое мышление, речь, сообразительность, расширяется понятийный опыт и самостоятельность.

В разделе по математическому развитию используется специальная педагогическая технология организации целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение.

Реальное (прямое) обучение предлагает применение эвристических методов обучения.

В разделе «Математика» ставится задача формирования активного отношения к собственной познавательной активности, умения выделять в ней цель и способы ее достижения, умения стремиться объективно оценивать результаты деятельности.

Одной из задач, реализуемых программой «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.), является задача формирования самостоятельности, целеустремленности, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.

Но, поставленные задачи в разделе «Математика» не связаны с исследовательскими методами обучения, не всегда соотносятся с возрастными особенностями и возможностями детей. Их реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения.

То есть ребенок выступает в качестве объекта обучения, в которого новый материал «вводят».

Программа «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./ под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович) относится к содержательно насыщенным программам, что особо отмечается во введении к ней: «Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов».

Но при этом содержание и способ организации математического развития ребенка, по замыслу авторов, педагог определяет сам. В методических рекомендациях даны только описания игр и указано программное содержание, а сама методика работы с этим содержанием не рассматривается.

Также необходимо отметить, максимальная детская активность в ходе обучения и усвоения знаний, по мнению авторов, обеспечивается педагогом, то есть речь идет об управляемом и регулируемом обучающем процессе, основанном на «знаниевой парадигме».

В программных задачах по математике для детей старшего дошкольного возраста отмечается, что геометрические фигуры, протяженности и объемы, масса объектов, сила, глубина становятся предметов изучения и самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Но предлагаемые для этой деятельности игры по уровню сложности не посильны для самостоятельных действий с ними детей 5 – 7 лет. Поэтому работа с ними превращается в работу по указанию педагога, что не соответствует идеям развивающего обучения.

Анализ программы «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Н.С. Варенцова и др.) показал, что авторы придерживаются теории А.В.

Запорожца о самоценности дошкольного периода развития ребенка, основной путь которого амплификации, то есть его обогащение, наполнение значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта.

Однако все примеры в разделах программ обычно приводятся на материале художественно-литературной, конструктивной, природопознавательной деятельности. И не одного примера не приведено на примере математики.

Основное место в программе «Развитие» занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. При этом развитие элементарных математических представлений рассматривается отдельно от развития логического развития.

Формирование и развитие математических представлений происходит на основе построения и использования детьми различных наглядных моделей. Такие составляющие исследовательских способностей как познавательная активность, творческое мышление развивается обособленно, не образуя собственно исследовательского поведения.

В настоящее время получила распространение программа дошкольного образования «Школа 2100» (под ред. А.А. Леонтьева). Математический блок программы был разработан Л.Г. Петерсон под руководством Г.В. Дорофеева.

Основными задачами программы является: формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; развитие вариативного и образного мышления, творческих способностей; формирование приемов умственных действий; развитие любознательности, самостоятельности, инициативности; развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.

Информация по педагогике:

Методика развития речи
Задание 1. Ознакомьтесь со списком литературы по теме в учебнике М.Р.Львова, дополните его: внесите в свой список труды по теории, речи, общения, риторике, лингвистике текста, возможно — по логике, поэтике и пр. Задание 2. Ознакомьтесь с целями и приёмами работы по развитию речи на лексическом уров.

Сложности проведения театрализованной деятельности с умственно отсталыми детьми
При проведении театрализованной деятельности детьми с легкой степенью умственной отсталости возникает целый ряд специфических препятствий. Они основаны на особенностях протекания следующих психических процессов: 1. Память. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение – у умст.

Концепция и взгляды Н.К. Крупской
Девиз концепции Н. К. Крупской можно проследить в статье Самоубийства среди учащихся и свободная трудовая школа , Надежда Константиновна писала об отсутствии духовной близости между учениками и учителями. За редкими исключениями, ученик не делится с учителем своими задушевными мыслями, с.

Источники: http://www.scienceforum.ru/2015/1160/12210, http://mybiblioteka.su/1-58818.html, http://www.easilyeducation.ru/eidets-555-1.html

Комментариев пока нет!

Источник: http://vyrastitrebenka.ru/razvitie-doshkolnikov/programma-razvitija-issledovatelskih-umenij.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector