Развитие музыкальных способностей ребёнка до 1 года

Развитие музыкальных способностей ребёнка до 1 года

Самый первый и самый совершенный музыкальный инструмент, с которым знакомятся дети, — это мамин голос, нежно напевающий колыбельную. Однако было бы ошибкой думать, что едва родившемуся крохе недоступна другая, более сложная музыка.

К моменту рождения ребенок имеет не только сформированный, но и достаточно «натренированный» орган слуха.

В освоении окружающего мира, которым немедленно займется ваш малыш, именно зрению и слуху предстоит играть ключевую роль, в особенности для «изучения» удаленных предметов — тех, которые нельзя хорошо рассмотреть, потрогать, понюхать, отправить в рот. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от органов слуха и зрения, способствуют правильному развитию малыша.

Для дальнейшего развития слуха ребенку потребуются постоянные и разнообразие стимулы. Одним из них будет для малыша мамин голос, уже знакомый ему по «прошлой», внутриутробной, жизни.

К нему присоединятся голоса окружающих, «бытовые» звуки и вскоре, конечно же, игрушки, которые значительно разнообразят звуковую картину вокруг малыша, будут способствовать становлению зрительно-слухового сосредоточения, а в дальнейшем помогут научиться различать звуки, будут стимулировать и развивать координацию движений.

Известно, что новорожденный различает звуки с разницей в громкости около 12 децибелов, а в дальнейшем человек научается дифференцировать звуки с разницей в десятые доли децибела. Интенсивность звучания детских игрушек может составлять до 100 децибелов.

Между тем оптимальная интенсивность звучания игрушек, предназначенных для ребенка первого года жизни, — 40-60 децибелов (так называемый речевой диапазон, соответствующий интенсивности звучания человеческой речи).

Родителям следует знать о том, что звуки, интенсивность которых превышает 90 децибелов, способны вызвать у малыша избыточное возбуждение или даже повреждение органа слуха.

Примерно к 2-4 неделям у ребенка появляется ориентировочная реакция на звук: малыш пытается определить его источник.

Кроме того, с возрастом значительно развивается способность различать высоту звука: младенец в 3,5 месяца различает звуки с разницей не менее 17 тонов (!), а примерно к 7 месяцам умеет отличать друг от друга звуки с разницей 0,5 тона.

Такому интенсивному развитию слуха, как уже говорилось, помогает соответствующая стимуляция, в том числе и звучащие игрушки. Кстати, они чаще всего бывают яркими и красочными, что способствует формированию сложных рефлекторных связей: сначала слухо-зрительных, а затем — слухо-зрительно-двигательных.

Какую музыку должен слышать малыш? Разную. Первое, что приходит в голову, — это купить новорожденному аудиокассету с детскими песенками — и пусть наслаждается! Однако родители очень скоро поймут, что удовольствие от синглов типа «Куда идет король — большой секрет!» получают все, кроме того, кому они адресованы.

К сожалению (или к счастью), младенцу их слушать пока рановато. Как показывает опыт, даже самые «продвинутые» детки начинают интересоваться подобной музыкой не раньше чем в полгода, а большинство будет способно оценить всю прелесть этих мелодий только в годовалом возрасте.

Вот тогда-то они и начинают весело пританцовывать, заслышав песенку, скажем, про знаменитого лентяя Антошку.

Младенцы обожают, когда их мама поет. И если под колыбельные так сладко засыпать, то под веселые, ритмичные мелодии времен нашего детства приятно купаться, ползать, раскидывать игрушки и заниматься другими важными делами.

Вот здесь-то и поможет уже упомянутая кассета с песенками, ибо большинство родителей способны воспроизвести разве что припев, а большую часть детского шлягера приходится просто мурлыкать! Решив приобрести такую кассету или CD, родители сталкиваются с чрезвычайно широким предложением со стороны производителей аудиопродукции. Здесь, на мой взгляд, правило одно: покупать нужно кассеты или диски только тех фирм, которые предлагают «родную» аранжировку. То есть на кассете песня из мультфильма должна звучать так же, как в мультфильме. Поверьте, слух взрослого, который вырос на «Бременских музыкантах», озвученных Анофриевым, Магомаевым и Жерздевой, никогда не воспримет перепевку этих мелодий.

Даже те, кто музыку не любит, понимают и признают ее почти магическую силу, когда приходится укачивать собственного младенца. Понимают это и производители аудиокассет, предлагая музыку, которую условно можно разделить на две категории. Одна — это собственно колыбельные, другая — и не музыка вовсе, а различные приятные звуки: шум волн, шелест леса, журчание ручья и так далее.

Что касается второй категории, то здесь совет дать сложно. Все дети реагируют на природные звуки по-разному: кто-то их любит, кто-то к ним равнодушен, а кто-то может даже испугаться. Но большинство мам признают «хитом» шум морского прибоя, под который маленькие мирно засыпают.

Теперь о колыбельных. Здесь как с искусственным вскармливанием: на каждой банке с сухой смесью обязательно написано, что идеальным питанием для ребенка является грудное молоко.

Колыбельные тоже лучше петь «вживую» — даже если у вас нет ни голоса, ни слуха.

Какой бы хорошей ни была аудиозапись, она никогда не заменит контакта с мамой, которая прижимает к груди сладко посапывающий кулечек, напевая вечное «баю-баюшки-баю».

И все-таки диск с колыбельными также стоит купить. Потому что исполнительнице рано или поздно захочется сменить репертуар, а запись послужит хорошим обучающим материалом. Прежде чем купить кассету, ее нужно обязательно послушать.

Если в подборке преобладают колыбельные песни народности маори или репертуар, принятый в английских домах XIX века, с покупкой, может быть, стоит повременить. Важно, чтобы на диске были знакомые вам мелодии, например наши народные колыбельные.

К тому же у этих песен текст и мелодия несложные, и выучить их может человек с любым уровнем музыкальных способностей.

Увы, и, увы! С классическим репертуаром хорошо знаком далеко не каждый из нас. В такой ситуации индустрия детских товаров придумала отличную палочку-выручалочку — кассеты с классической музыкой для малышей. Как правило, записаны на них самые популярные произведения в специальной «детской» аранжировке.

Соблазн купить младенцу пару-тройку таких кассет и тем самым, облегчить себе груз ответственности за его музыкальное развитие весьма велик. Но подбирать фонотеку для малыша в возрасте до года следует очень осмотрительно. Распространенное заблуждение гласит, что для детей нужно все упрощать.

А вот специалисты, напротив, утверждают, что самым маленьким необходимо предлагать вещи не попроще, но лучше по качеству.

А что может быть лучше настоящей, невыхолощенной музыки? Знакомить ребенка с классикой по «детским» кассетам — это как пытаться поразить воображение зрителя, творениями импрессионистов, набросав их быстренько фломастером.

Таким образом, можно составить представление о сюжете, но уж никак не насладиться тем эмоциональным импульсом, который возникает при каждом контакте с прекрасным. Следовательно, приобретать стоит только «взрослые» аудиозаписи, адаптации подойдут лишь в качестве гида по лабиринтам классики.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/22910

Как развить музыкальные способности детей дошкольного возраста

Как развить музыкальные способности детей дошкольного возраста

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.

Дети от рождения музыкальны — важно развивать эти способности

Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.

Виды музыкальных способностей

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Что входит в понятие «музыкальные способности»

Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее виды

Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности.

Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни.

С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.

Первые музыкальные игрушки

Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • Комплекс программ для повышения эмоционального восприятия музыкальных композиций. Прослушивание музыки помогает развивать способность откликаться на различные мелодии и формирует вкус ребенка.
  • К исполнительной деятельности можно отнести пение, воспроизведение ритма и игру на различных детских инструментах. Все эти действия позволяют ребенку развивать интерес к музыке и умение исполнить мелодию либо спеть песню с аккомпанементом или без него.
  • Повышение уровня музыкального образования является неотъемлемой частью деятельности детей. Этот процесс дает возможность узнать много нового и интересного о музыке, музыкальных инструментах, а также о возникновении разнообразных стилей и направлений.
Читайте также:  Сад и огород

Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.

Средства развития музыкальных способностей

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.

Музыкально-дидактическая игра на понятие ритма и ладов

Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

  • Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
  • Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
  • Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
  • Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Игровое обучение музыке

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

  1. Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
  2. Занятия, повышающие чувство ритма.
  3. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Ладовое чувство — статистика у дошкольников

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Что такое ладовое чувство

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.

Упражнения для тренировки слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Слуховые представления — статистика

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
  • Определение направления звука и местонахождения его источника.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/formirovanie-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-razvitie.html

Музыкальное развитие детей до года: самые действенные способы

Музыкальное развитие детей до года: самые действенные способы

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу рассказать вам о том, как можно развить музыкальные способности у ребенка с рождения до одного года, так как музыкальное развитие очень поможет достичь успехов и в других сферах жизни.

Одним из самых главных периодов в развитии ребенка является возраст от рождения до года. В это время малыш учится координировать движения, произносит первые звуки, учится логически мыслить и выражать свои эмоции, а также потребности. Кроме того, кроха делает первые шаги, а еще это время самое благоприятное для развития органов слуха и музыкальных способностей.

В это время следует продолжать пение мелодий и песенок, которые мама пела до появления малыша. Постепенно можно включать в репертуар и новые песенки, причем, мелодию как таковую, малыш возможно и не будет воспринимать, но эмоции, идущие от характера и ритма напева, он уже в состоянии уловить.

Ребенок, которому часто напевают, различает колыбельную, плясовую и маршеобразную мелодию. Очень хорошо, если различные манипуляции с ребенком, будь то купание, переодевание или пеленание, будут сопровождаться пением. Исполняемые мелодии должны быть простыми, и на начальном этапе основываться на одном или двух звуках, и быть контрастными по характеру.

Кроме мелодий, напеваемых взрослыми, у малыша должны быть и другие музыкальные впечатления, например от игры со звучащими погремушками.

С 1,5 — 2-х месяцев ребенок реагирует не только на цвет и форму погремушки, но и на разное звучание: громкое или тихое, резкое или приглушенное.

Первое время с погремушкой играет только взрослый, а малыш наблюдает. Движения рук взрослого должны быть свободными и ритмичными.

Интересной может быть игра на двух погремушках двумя руками, причем лучше, если не только цвет погремушки, но и тембр, и высота будут разными. В этом случае одна погремушка воспроизводит короткие звуки, другая — долгие, или вся ритмическая фигура повторяется каждой погремушкой; можно чередовать их отдельное и совместное звучание.

Как только ребенок научится брать и держать погремушки, можно взять его за руки и воспроизводить отдельные ровные удары вместе с ним, вначале — не более двух-трех. При этом лучше держать малыша в полусидячем положении спиной к себе, на коленях, тогда движения погремушкой «от себя» будут естественными для малыша.

Те же движения можно производить одной рукой ребенка по его коленке или по ладони взрослого, а потом по ладони другой руки малыша, с тем, чтобы этот ритм он почувствовал в разных проявлениях и привык к нему.

По мере роста ребенка эти ритмические упражнения хорошо сопровождать произнесением слов нараспев даже на одном звуке. Это может быть пропевание любых слогов: ма-ма-ма, ля-ля-ля, та-та-та и др. Игра на погремушках возможна также в чередовании с пением или речитативом.

В этих упражнениях у ребенка происходит активное формирование и развитие не только чувства ритма, но и тембрового слуха и координационных навыков. Развивающее действие оказывает на малыша и пропевание мелодии с одновременным выделением сильных и слабых долей погремушкой или бубном.

Положительный эффект также может дать прохлопывание ритма разучиваемой песенки ладошками малыша, взяв его за руки. Если руки ребенка не слушаются, и он не успевает прохлопать мелкие длительности, достаточно удовольствоваться прохлопыванием долгих длительностей или сильных долей, не требуя от малыша невозможного.

И, конечно же, занимаясь с ребенком, необходимо всегда помнить, что между ощущением ритмической пульсации, передачей ее в движении образуется двухсторонняя и более сложная система связей, которая требует длительных проб и тренировок.

https://www.youtube.com/watch?v=TfOJT4k46vA

В этот же период, по мере развития координации движения малыша, эти же упражнения можно простукивать палочкой по подвешенному колокольчику. Со звучанием колокольчика и погремушек следует познакомиться одновременно и обратить внимание на красивый тембр, спеть песенку: «Дин-дин-дин, дин-дин-дин, в колокольчик звоним».

Музыкальное развитие крохи: что нам поможет

Красивым тембром обладают куклы-неваляшки. Звучание их напоминает нежный звук, одни «поют» продолжительно, другие — коротко. Главное — привлечь внимание малыша к красивому тембру, вызвать у него, хотя бы на короткое время пристальное вслушивание в звуки качающейся куклы до тех пор, пока они не замолкнут.

Если малыш захочет слушать еще — очень хорошо, но если он начнет бросать куклу лишь для того, чтобы она снова встала, необходимо его остановить и объяснить, что кукла может заболеть и потерять красивый голос.

Малыши с восторгом воспринимают и слушают звучание бубна и треугольника, особенно если это еще сопровождается веселым пением мамы или папы. Однако следует учитывать, что громкое звучание быстро утомляет, мешает правильной, естественной работе слуха. Занимаясь с ребенком, надо следить за его вниманием, активностью и приводить занятия в часы длительного бодрствования, но не перед сном.

Все перечисленные инструменты относятся к числу ударных, но они не менее важны в развитии музыкальных способностей ребенка, чем обладающие высотой звука, так как в первую очередь способствуют развитию чувства ритма, памяти, тембрового слуха.

Помимо этого необходимо продолжать слушать (как и в пренатальный период) классическую музыку, которая дополнительно обогащает и развивает слуховые представления. На начальном этапе это может быть ряд миниатюрных пьес, например Менуэты В.А.Моцарта из ранних опусов, которые малыш способен воспринимать целиком и заинтересованно.

Также хороши пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. В текстах таких песен о кошке, медведе, собачке и т. д. содержатся слова, которые воспроизводят звуки животных: «ав», «мяу» и т. д. Песни с такой тематикой малыши очень любят, и вместе со взрослыми могут «помяукать» или «поавкать» в нужном месте текста.

Разучивая новые песенки, следует помнить, что ребенок усваивает мелодию в течении нескольких дней или месяцев. Торопить и сожалеть о том, что он медленно запоминает мелодию, нельзя, так как музыкальное развитие у каждого ребенка идет по-разному. В этом процессе большую роль играют здоровье, общее развитие и воспитание.

Помимо этого, огромное воздействие на развитие музыкальных способностей оказывают всевозможные игры и движения под музыку.

Пока ребенок мал, его можно взять на руки и вместе с ним идти по комнатам, весело притопывая, совершая небольшие повороты вправо и влево, кружась и отступая назад.

Естественно, что это действие должно происходить под музыку. Движения необходимо выполнять ритмично и, по возможности, менять при смене характера музыки.

Итак, сегодня я рассказала вам об очень простых и эффективных способах развития музыкальных способностей у ребенка. Если вы будете следовать этим советам и рекомендациям, то, при условии регулярных занятий, музыкальные способности вашего ребенка будут развиваться стремительными темпами, и ваш ребенок с каждым днем будет становиться все умнее и умнее!

Заходите к нам как можно чаще и вы узнаете еще много интересных способов развития своих деток. Обязательно подписывайтесь на обновления блога и делитесь статьями в социальных сетях.

Источник: https://malishandriya.ru/muzykalnoe-razvitie/

Развитие музыкальных способностей малыша

Развитие музыкальных способностей малышаНачинать развивать музыкальные способности малыша можно дома! И для этого вовсе не обязательно иметь музыкальное образование и абсолютный слух.

Для самых маленьких, например, подойдет игра в звуки животных.

Играть в нее можно везде – на прогулке, по дороге в детский садик, дома. Суть ее проста – малыш учится управлять своим голосом, учится понимать, как произвести «высокий» звук (пропищать мышкой) или низкий (промычать, как корова).

Первым шагом в развитии чувства ритма может стать игра «Домашний оркестр». Включаем любую музыку, и вместе с малышом, в такт музыке – играем на ложках, бубне, барабане, колокольчике – все зависит от Вашей фантазии. Обсудите с малышом, под какую музыку подойдет барабан, под какую – колокольчики.

Читайте также:  Внеклассная работа по математике в начальной школе

Многие родители начинают приобщать своего ребенка к миру музыки с песни «В лесу родилась елочка». Тогда как с точки зрения интонирования (чистого воспроизведения музыкального звука голосом) именно для детей эта песенка не так проста.

Начинать стоит с песен, в которых звуки расположены рядом, например, «Во поле березка стояла» (Сначала – мелодия на одной ноте, потом ноты идут по порядку вниз, без скачков, интервалов), «Кто пасется на лугу» (Далеко-далеко на лугу посутся ко) – так же, мелодия сначала идет на одной ноте.

В качестве аккомпанемента подойдет караоке – несмотря на то, что противников у него множество.

Конечно, аранжировки чаще всего примитивные, но все же присутствует мелодия, а в случае, если Вы сомневаетесь в чистоте своего пения, караоке – это выход из положения.

Еще одна игра — упражнение «Лесенка» — позволяет ребенку прочувствовать диапазон своего голоса, понять принципы управления им. Есть время – клеим лесенку из 8 ступенек, нет времени – просто рисуем ее на листе бумаги.

Далее все зависит от вашей фантазии – можно, например, на каждой ступеньке посадить по игрушке – внизу, соответственно – изображающую того, кто может издавать низкие звуки (мишку, волка), в середине – зайчика, лисичку, куколку, а наверху – мышку или птичку.

Обсудите с малышом – кто из них какие звуки издает – кто низкие, кто высокие, и пропойте вместе с ним как будто бы голосами этих животных на слог ля-ля-ля всю лесенку.Можно просто предложить ребенку пальчиком «шагать» по ступенькам лесенки, и вести свой голос за пальчиком сначала вверх, потом вниз.

Тем родителям, которые сомневаются в своих способностях чистого пения, можно порекомендовать проигрывать гамму (в нашем случае – лесенку) на музыкальном инструменте.Совсем не обязательно иметь дома фортепиано.

Для этой цели вполне подойдет детский синтезатор, или обычный, недорогой синтезатор, но обязательно купленный в музыкальном магазине и желательно при помощи кого-то с музыкальным образованием, кто мог бы помочь с выбором. Это не обязательно должен быть профессиональный инструмент, для малыша вполне подойдет недорогая модель Casio.

К слову — постарайтесь НЕ покупать малышу игрушки, в которые встроена клавиатура. Симпатичные цветастые мини-пианинки на книжках и панельках как правило издают невыносимую фальшь, и ничего кроме извращенного музыкального слуха сформировать не могут.

Если такие игрушки уже есть дома, постарайтесь хотя бы вынуть из них батарейки. Если это любимые игрушки малыша и на такие жертвы пойти вы не готовы – хотя бы меняйте батарейки часто – садящиеся батарейки очень влияют на звуки, издаваемые игрушкой, часто изменяя их до неузнаваемости.

Задавшись целью грамотного музыкального воспитания и формирования хорошего музыкального слуха у своего малыша, придется пожертвовать и другими так называемыми электронными музыкальными игрушками. Распознать игрушки с фальшивой музыкой несложно – как правило, это недорогие китайские игрушки, в которые встроены сразу несколько мелодий (чаще всего заморских).

Впрочем, последнее время стали появляться игрушки, так же относительно недорогие, в которых встроены мелодии из советских мультфильмов, как правило, в оригинальном звучании (качество воспроизведения которых тоже сомнительно, но все же не фальшиво – что главное). Их дома иметь можно, но лучше просто посмотреть с малышом мультфильм с понравившейся ему песенкой из игрушки.

Увы, зачастую уже с первых дней жизни из мобилей над детскими кроватками наших малышей доносится измененная до неузнаваемости волшебная колыбельная Иоганна Брамса.Очень хотелось бы, чтобы наши дети все же не пополнили ряды тех, про которых анекдот о том, что Моцарт – это «чувак, что пишет музыку для мобильных телефонов».И это в наших с Вами силах.

Однако в эпоху дискотек и ширпотребной музыки чрезвычайно сложно сформировать у ребенка хороший музыкальный вкус.Как может понравиться музыка классическая, если малыш ее слышал пару раз в жизни, и то случайно?Классическая музыка сложна для восприятия большинства.

И знакомство с ней начинать нужно с так называемой легкой классики – в народе называемой популярной классической музыкой. Подойдет «Шутка» Баха, «К Элизе» Бетховена, «Щелкунчик» Чайковского. Идут споры о том, стоит ли приучать малышей к классической музыке в современной обработке – здесь однозначно сказать сложно.

Все же дети наши с Вами – современные дети, возможно, им проще воспринимать эту музыку именно в современной обработке? В качественной.

Классику можно сделать фоном дома – подберите спокойные произведения. Включайте музыку сразу, как просыпаетесь – делайте под нее вместе с малышом домашние дела, завтракайте.

Это лучше, чем фон включенного телевизора.

Классические произведения, которые кажутся Вам эмоционально насыщенными, можно слушать с малышом, выделяя для этого 2-5 минут в день – просто устройтесь с ним удобно в кресле, предложите закрыть глазки и помечтать о чем-нибудь под музыку.

Когда произведение закончится – спросите малыша, что он себе представлял, поделитесь своими фантазиями. И пусть Вас не разочаровывает, что сначала под Турецкий марш Моцарта он будет представлять себе чупа-чупс, который Вы купили утром, а под Сентиментальный вальс Чайковского – черепашек ниндзя.

Все же это его выбор. Со временем он научится ценить и понимать эту музыку. Но ни в коем случае не стоит навязывать ему мнение о том, что вот это – настоящая музыка, а все иное – нет.

Необходимо просто дать ему выбор, дать возможность в дальнейшем определиться с тем, какая музыка ему близка – классика, джаз, рок, барды или все же поп?

Однако если в машине настроены только Кекс-fm и Русское радио, а по телевизору вы смотрите «Субботний вечер» — жалкую пародию Голубого огонька, возможности выбора у Вашего малыша, увы, не будет.Уже с 3-4-х лет малыша можно водить на концерты. Даже на «взрослые».

Только необходимо очень тщательно подходить к выбору программы. Если это симфонический концерт – подойдет легкая классика. Одного отделения малышу будет вполне достаточно. Но, конечно, не нужно говорить ему о том, что сейчас будет продолжение, а мы с тобой пойдем домой.

К сожалению, только в нашей стране после первого отделения зачастую в зале остается половина зрителей – а ведь это невоспитанно, это — неуважение к артистам и музыкантам. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы Ваш ребенок не пополнил ряды невежественных со временем.

Если сомневаетесь насчет сложных программ – начните с абонементов для детей, например, в Московском Международном Доме Музыки на Павелецкой.

Замечательные музыкальные занятия и встречи проводятся так же по абонементам для детей в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Концертный зал им.

Чайковского, предлагает, например, цикл программ «Сказки с оркестром» — для малышей, камерный зал Московской филармонии – абонемент «Учимся слушать музыку».

Только вот, к сожалению, таких бюджетов на рекламу всех этих замечательных программ не выделяется, как на ставшие последнее время популярными ледовые шоу и мюзиклы, на которые мы с вами идем с детьми. Поэтому и остаются программы классического музыкального воспитания вне поля нашего внимания.

P.S. На даче есть у меня один знакомый мальчик. В этом году родители отдали его в музыкальную школу, и он уже вполне сносно играет на аккордеоне. Увидев меня, он сразу попросил разучить с ним «Песню про батончики», которую мы с ним пели в прошлом году. Песню про батончики в своем репертуаре я вспомнить никак не могла.

«Ну из рекламы, про батончики» – внимал моей непонятливости маленький музыкант. Песня оказалась из кинофильма «Мама», «Мама-первое слово», шедевр, созданный Жераром Буржоа и Юрием Энтиным 35 лет назад. Тогда они, наверное, еще не подозревали, что станут крутыми парнями, которые пишут песни для рекламы Kinder шоколада.

Дата публикации 31.08.2011

Источник: https://materinstvo.ru/art/7709

Развитие музыкальных способностей детей

Развитие музыкальных способностей детей

Ребенок с самого рождения способен воспринимать музыку и эмоционально реагировать на нее. Вы видели, как расплывается в радостной улыбке лицо малыша, когда он слышит мамину колыбельную? Или как едва научившийся ходить кроха неуклюже притопывает в такт энергичной песне? Такая живая ответная реакция становится важнейшей предпосылкой для формирования детской музыкальности.

Музыкальное воспитание в семье

Огромную роль в раскрытии музыкальных способностей ребенка играет семья. Родители сами должны начать обучение: не стоит ждать, когда дети достигнут возраста 4–5 лет, чтобы отправить их в музыкальную школу к опытным педагогам. Ведь наиболее продуктивный возраст для занятий музыкой – младенческий (от 0 до 2 лет) и дошкольный (до 8 лет).

Чтобы музыкальное развитие происходило гармонично, родители должны учитывать особенности детей дошкольного возраста:

  1. Дети учатся, подражая взрослым. Вот почему первым учителем музыки становится мама. Она напевает малышу детские песенки и колыбельные, наигрывает ему мелодии. Кроха, видя это, принимается ей подражать. Так формируются основы музыкальности.
  2. Обучение в этом возрасте – приятная игра, а не обязанность. Нельзя заставлять детей часами сидеть за фортепиано или петь песни: они не должны чувствовать принуждения. Продуктивное развитие музыкальных способностей возможно только тогда, когда малыш весел, доволен и готов учиться.
  3. Обучение ведется на основе интуитивного восприятия, а не технического мастерства. Не стоит дошкольника обучать сольфеджио, игре по нотам или заниматься правильной постановкой рук. На этом этапе достаточно, чтобы он увлеченно воспроизводил услышанные звуки. Так развивается самое важное качество музыканта – музыкальная память.
Читайте также:  Ребенок - рыбы. как воспитывать

Методы и приемы музыкального развития детей разного возраста

Внутриутробный период

Экспериментально доказано, что еще не родившиеся дети способны воспринимать музыку. Поэтому малыши, чьи матери во время беременности слушали спокойные классические мелодии, вырастают более музыкальными, чем их сверстники.

Но не стоит доходить до фанатизма: не надевайте наушники на живот, не включайте песню слишком громко и не заставляйте себя слушать неприятные для вас произведения. Малыш откликается не столько на мелодию, сколько на эмоциональное состояние матери, поэтому важно, чтобы музыка вызывала у беременной женщины только положительные чувства.

1–12 месяцев

В этот период ребенок учится осознанно и эмоционально реагировать на услышанное, по-разному воспринимать музыкальные произведения.

Рекомендации родителям:

  • негромко включайте музыку, когда малыш бодрствует, сопровождайте ею гимнастику, массаж, купание, детские игры;
  • подбирайте музыку под настроение ребенка: если он весел и бодр – включите энергичную композицию, если он задумчив – протяжную и лиричную;
  • берите младенца на руки и кружитесь под музыку по комнате: такие «танцы» радуют кроху и учат его воспринимать ритм.

Старайтесь включать разнообразные мелодии, чтобы малыш учился по-разному реагировать на ту или иную композицию и осознанно воспринимал услышанное.

1–3 года

Этот возраст наиболее благоприятен для знакомства ребенка с характеристиками звука: длительностью, силой и высотой.

Рекомендации родителям:

  • поочередно извлекая из музыкального инструмента высокие и низкие звуки, просите детей сравнивать их со звуками животных (например, спросите, какой звук больше похож на рык медведя, а какой – на пение синицы);
  • научите ребенка подражать звукам животных: попросите его пожужжать, как комарик, или помычать, как корова;
  • познакомьте малыша с длительностью звука: пусть он считает вслух или рисует карандашом линию, пока длится нота;
  • научите ребенка различать звуки разной силы: предложите ему хлопать всякий раз, когда он слышит громкий сильный звук во время вашей игры;
  • учите малыша пению: пойте вместе с ним песенки с большим количество повторяющихся слов («Гуси-гуси – га-га-га», «Антошка»).

Во время пения хлопайте в ладоши или топайте, задавая ритм. Ребенок будет повторять за вами действия и слова, постепенно осваивая музыкальное произведение.

3–5 лет

Теперь пришло время для развития слуха и чувства ритма.

Рекомендации родителям:

  • попросите ребенка ходить или бегать под музыку, научите его водить хоровод;
  • научите малыша хлопать или топать в такт музыке, сопровождать любимую песню ритмичными звуками бубна, ложек или колокольчиков;
  • помогите ребенку освоить простейшие танцевальные движения и потанцуйте с ним под бодрую мелодию;
  • играйте в музыкальные игры.

Ребенок должен уметь выявлять музыкальные образы. Предложите малышу закрыть глаза, включите спокойную мелодию без слов, а после прослушивания спросите, какие картины он представлял себе. Можно упростить работу: дайте ребенку нарисовать увиденный образ или соотнести готовые картинки с настроением музыкального произведения.

5–8 лет

В это время следует перейти к развитию творческих способностей малыша. Усадите его перед фортепиано или ксилофоном, наиграйте несложную мелодию и попросите его продолжить произведение. После упражнения обсудите результаты.

Играйте в «ансамбль». Воспроизведите известную детскую песенку на фортепиано и попросите малыша подыграть вам на бубне или барабане.

Музыкальные игры

  1. «Угадай, что звучит». Возьмите несколько предметов – кастрюлю, стеклянный стакан, тарелку – и постучите по каждому из них кончиком карандаша. Пусть ребенок попытается запомнить звук. Затем попросите его отвернуться и постучите снова. Малыш должен отгадать, какому предмету принадлежит звук.

    Если он затрудняется, дайте ему карандаш: пусть он стучит по тарелкам и стаканам до тех пор, пока не услышит знакомое звучание.

  2. «Музыкальные бутылки». Возьмите несколько стеклянных бутылок и наполните их разным количеством воды. Дайте ребенку металлическую вилку и попросите постучать по каждой бутылке.

    Предложите ему расставить емкости в ряд: первой в ряду станет бутылка с самым высоким звуком, последней – с самым низким.

  3. «Угадай мелодию». Усадите ребенка перед собой и прохлопайте ему припев знакомой детской песенки. Задача ребенка – угадать песню. Если он пока не может этого сделать, сопровождайте хлопки звуками: «ля-ля-ля» или «пам-пам-пам».

В результате от доступного всем восприятия мелодии малыш должен перейти сначала к репродуктивной деятельности (исполнительству), а затем и к творческой работе – созданию собственных музыкальных произведений.

← Бесплатный метроном онлайнКак развить слух →

Источник: https://jliza.ru/razvitie-muzyikalnyix-sposobnostej.html

Музыкальное развитие ребенка

Музыкальное развитие ребенка

Раннее музыкальное развитие крайне важно для целостного формирования маленькой личности.

«А для чего это нужно — музыкальное развитие? 

Главное, чтобы ребёнок научился ходить, разговаривать, читать, писать…» — так рассуждают некоторые родители, далёкие от музыки. На самом деле, раннее музыкальное развитие крайне важно для целостного формирования маленькой личности. 

При этом не только воспитываются его моральные качества, но и совершенствуются физиологические. 

Во время прослушивания музыкальных произведений происходит укрепление центральной нервной системы и мышечного аппарата, развитие мелкой моторики и координации движений. 

У тех деток, родители которых уделяли особое внимание музыкальному воспитанию, намного лучше развито чувство прекрасного и художественного мышления.

С чего начать?

Поговорку «чем раньше, тем лучше» придумали как раз для подобных случаев. 

Как только приедете из родильного дома, начинайте включать малышу красивую, спокойную музыку. Более того, учёные уже давно доказали, что ребёнок прекрасно воспринимает музыкальное звучание, находясь ещё в животе у мамы. 

Думаете, что все усилия могут быть тщетны? Раз маме с папой «медведь на ухо наступил», то зачем мучить ребёнка? Вопреки общепринятому убеждению, с музыкальным слухом (даже абсолютным) не рождаются. Его можно и нужно развивать и делать это лучше всего до 3-х лет.

Если вы хотя бы немного разбираетесь в классической музыке и можете выбрать достойные образцы, тогда у вашего малыша будет формироваться не только восприимчивость к прекрасному, но и музыкальный слух, чувство ритма и отменный музыкальный вкус. 

Пусть ребёнок каждое утро просыпается под жизнеутверждающие, искромётные и гениальные произведения Моцарта; засыпает под лиричные и проникновенные фортепианные пьесы Шопена; подрастая, учится воспринимать мятежные порывы души великого Бетховена, а впервые признается в любви под изумительные мелодии живого итальянского классика Эннио Морриконе. 

И обязательно знакомьте его с русской музыкой. В вашей фонотеке должен быть «Детский альбом», а чуть позже — «Времена года» и музыка из сказочных балетов Чайковского, произведения Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева.

Музыка природы

Психологи рекомендуют в раннем возрасте прослушивание произведений из музыкальной классики чередовать с живыми звуками и шумом природы: капельками весеннего дождика или шумом ливня, сладкоголосым пением соловья или чириканьем воробушков, шелестом листьев, потрескиванием костра. 

Эти чарующие звуки можно назвать живой музыкой природы. Они благотворно влияют на всех людей, а на детей в особенности — успокаивают, умиротворяют, убаюкивают.

Первые музыкальные инструменты

С первых месяцев жизни малыш уже знакомится с самыми простыми музыкальными инструментами — погремушками. Начиная с 10–11 месяцев можно разнообразить их арсенал: купите ребёнку дудочку, ксилофон, барабан или бубен, звонкие колокольчики. Включите простую песенку и попробуйте отбить ритм. 

Пройдёт время, и кроха сам поймёт, как это делается, а в будущем эти занятия стимулируют его овладеть каким-либо музыкальным инструментом. Такие музыкальные игрушки будут способствовать развитию ребёнка намного больше, чем самые дорогие куклы и машинки.

Колыбельные песни

Какими бы прекрасными не были произведения, собранные в вашей домашней фонотеке, но первая песня мамы — она не сравнима ни с чем. Практически невозможно встретить взрослого человека, который бы не помнил, какую колыбельную пела ему в детстве мама. 

Подойдите к выбору этой песни (или нескольких) очень ответственно. Пусть это будет не какой-то сиюминутный хит, а по-настоящему красивая мелодия — вдохновенная, проникновенная. Из тех, что уже покорили сердца многих людей и прошли испытание временем. Большинство талантливых композиторов не смогли обойти этот жанр стороной, а значит, у вас есть хороший выбор.

Те колыбельные, которые мы вам предлагаем, уже являются классикой. Каждая из них без преувеличения — шедевр музыкального искусства. Они невероятно красивы и очень просты для исполнения.

  • В. Моцарт, «Спи моя радость, усни»;
  • И. Дунаевский, Колыбельная из к/ф «Цирк»;
  • Дж. Гершвин, Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» («Summertime»);
  • Е. Крылатов, «Колыбельная медведицы»;
  • Р. Паулс, «За печкою поёт сверчок»;
  • Т. Хренников, Колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада».

Методика Железновых

Отец и дочь Железновы — авторы замечательной методики раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой», которая пользуется заслуженной популярностью не только в России, но и во многих странах мира. Ими выпущено множество видео- и аудиодисков с красивыми мелодиями, весёлыми детскими песенками, исполненными по-актёрски ярко, которые с удовольствием слушают малыши. 

Изначально программа была нацелена на развитие музыкальных способностей детей 3-5-ти лет для подготовки к поступлению в музыкальные школы.

Но серьёзно заниматься музыкой — этим очень сложным искусством, готовы далеко не все дети.

Поэтому Железновы придумали методику, которая развивала бы музыкальные способности детей в интересной игровой форме без нацеленности стать в будущем вторым Моцартом, для общего развития и получения положительных эмоций. 

Педагоги-новаторы Железновы сами сочинили множество весёлых игровых песенок, аранжировали народные потешки, придумали музыкальные упражнения. В результате такой творческой работы программа развития «Музыка с мамой» стала доступной даже для самых маленьких детишек.

Принципы методики Железновых:

  • участие родителей в уроке — важный и нужный момент.

    Формы участия должны быть креативными и разнообразными;

  • понимание музыки легче всего приходит к детям через движение, и поэтому основой музыкального развития детей от 1-го года и старше должны быть подвижные жестовые игры, танцы, музицирование;
  • широкое использование фонограмм, поскольку благодаря им педагог-музыкант имеет возможность участвовать в играх и танцах с детьми, а родители — проводить такие уроки дома;
  • главные критерии выбора музыкального материала — традиционность и заинтересованное восприятие детей. Музыка может быть программная классическая, с яркими и доступными детям образами; или же современная танцевальная, но обязательно хорошая.

Закончить тему хочется известной мыслью А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно…» 

А может ли претендовать на право быть прекрасным (в чеховском понимании) человек, который не любит и не воспринимает самое прекрасное из искусств — музыку?

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr10/pmuzykalnoe-razvitie-rebenkap

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector