Развитие ребёнка 5 лет

Развитие ребёнка 5 лет

Ребенок в 5 лет уже перестает быть малышом, он становится самостоятельным и вполне взрослым дошкольником. Пятилетка уже многое умеет и знает. А чтобы его родители могли самостоятельно определить уровень развития своего ребенка, дальше мы расскажем по каким критериям им необходимо его оценивать.

Психическое развитие

К пятилетнему возрасту дети уже обладают большим запасом знаний об окружающем мире, который у них сформировался благодаря их активности, стремлению экспериментировать и задавать вопросы.

Основные свойства предметов. Дошкольник уже знает основные цвета и может рассказать об их оттенках (например, может отличить два оттенка одного цвета: светло-зеленый и темно-зеленый); может понятно объяснить, чем одна геометрическая фигура отличается от другой; может сравнить по основным признакам (форма, цвет, размер) большое количество предметов.

Ориентация во времени. Ребенок еще плохо разбирается в том, который сейчас час, но уже уверенно различает времена года, месяцы и дни недели. Особенно хорошо дети помнят те дни или месяцы, с которыми у них связаны яркие воспоминания, например, день своего рождения.

Внимание. Развивается способность детей концентрироваться на одном виде деятельности. Пятилетний ребенок уже может в течение 20-25 минут заниматься не очень интересным для него, но нужным делом, правда только вместе с взрослым.

Дошкольник умеет действовать согласно правилам, которые ему задает взрослый, например, может найти на картинке изображения определенных предметов, и заштриховать их каким-либо образом, или из множества фигур выбрать только те, которые отвечают определенным условиям.

Память. К пяти годам объем памяти ребенка увеличивается не на много, зато ее устойчивость улучшается в разы. Особенно если память тренировать. Для этого можно использовать несложные средства и приемы, например, в качестве подсказки могут выступать рисунки, карточки, схемы.

Мышление. В этом возрасте у дошкольника преобладает наглядно-образное мышление, используя обобщенные наглядные средства, например, чертежи или схемы, он учится решать сложные задачи.

В случаях, когда невозможно без практических действий решить поставленную задачу, дети прибегают к целенаправленному и планомерному наглядно-действенному решению.

Если же для выполнения задания не требуется выполнение какого-либо действия, то ребенок часто находит ответ в уме.

Развитие ребенка в 5 лет позволяет ему решать простые математические примеры в пределах 10, раскладывать предметы по порядку в соответствии с заданием, например, от большего к меньшему по размеру, рисовать геометрические фигуры по клеточкам в тетради.

Психическое развитие дошкольника в этом возрасте дает ему возможность предвидеть отдаленные и близкие последствия своих поступков и действий.

Социально-эмоциональное развитие

Пятилетний ребенок уже начинает понимать зависимости и связи во взаимоотношениях людей и их социальном поведении. Он стремится познать не только себя, но и другого человека, как члена общества.

У дошкольника происходит изменение представления о себе, для него становится важным мнение его друзей о себе, их оценка. Повышается устойчивость и избирательность взаимоотношений с детьми.

Ребенок хочет играть с теми детьми, которые, по его мнению, обладают положительными качествами («Он не дерется», «Она хорошая»), или с которыми ему интересно общаться. Общение дошкольников перестает быть ситуативным.

Они охотно делятся друг с другом рассказами о том, где они были, что делали, что видели.

В 5 лет у ребенка развивается саморегуляция. Он начинает предъявлять к себе повышенные требования. Ребенок учится доводить до конца малоинтересную для него работу (наводить порядок в комнате, убирать игрушки). Дошкольник принимает общепринятые правила и нормы поведения. Он эмоционально переживает: соответствует ли его поведение морально-нравственным представлениям.

Физическое развитие

По мере взросления ребенка происходит его физическое развитие. Дошкольник становится достаточно сильным и выносливым, чтобы в течение длительного времени прикладывать небольшие физические усилия.

Он может выполнять сложные движения, например: отбить мяч о землю несколько раз подряд; пройти по узкой скамейке, сохраняя равновесие; прыгать через скакалку; бегать на носках; кататься на коньках и двухколесном велосипеде.

Эти умения говорят о том, что у ребенка развивается крупная моторика.

Мелкая моторика рук также совершенствуется. Дети в 5 лет уже могут сами одеваться и раздеваться, застегивать и зашнуровывать обувь.

Игры

В играх со сверстниками все больше времени занимает коллективное обсуждение правил игры. Дети пытаются указывать друг другу, как надо поступать в соответствии с правилами. Часто подобные обсуждения еще не раз возникают по ходу игры.

Развитие речи

Пятилетние дети уже правильно произносят все звуки. Речь дошкольника уже не должна отличаться от разговора взрослого. Во время беседы ребенок легко использует интонацию, например, если он читает стих, то делает это громко, а если делится секретом с товарищем, то тихонько шепчет ему на ухо.

Словарный запас детей активно пополняется, они начинают использовать в речи многозначные и обобщающие слова, антонимы, синонимы, оттенки значений слов.

Пятилетки учатся самостоятельно строить деловые и игровые диалоги, осваивают косвенную и прямую речь, правила речевого этикета.

Могут в повествовательном или описательном монологе передать настроение героя, его состояние, отношение к событию, используя сравнения и эпитеты.

Круг чтения ребенка выходит далеко за пределы сказок. Он начинает интересоваться произведениями разнообразной тематики, в которых описываются другие страны, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В целом можно сказать, что развитие ребенка в 5 лет достигает того уровня, при котором он может не только самостоятельно обслуживать себя, но также учится принимать взвешенные решения и отвечать за их последствия. 

Источник: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kriterii-razvitiya-rebenka-v-5-let.php

Развитие ребенка в 5,5 лет: особенности, занятия и рекомендации :

Развитие ребенка в 5,5 лет: особенности, занятия и рекомендации :

С момента своего появления на свет малыш растет и развивается. На дошкольный период приходится самый важный этап в жизни ребенка, поэтому родители должны тщательно отслеживать, насколько успешно и гармонично развивается их чадо.

Особенности развития детей 4-5 лет должны знать абсолютно все внимательные мамы и папы, желающие, чтобы их малыш в дальнейшем легко влился в детский коллектив и показал хорошую успеваемость в школе.

Все основы счастливого будущего закладываются именно в дошкольном возрасте.

Особенности развития детей 5 лет: краткая характеристика

В возрасте 4-5 лет малыш существенно меняется. Это заметно во всем его поведении. Развиваются эмоциональные, психические и физиологические грани его личности. Родители замечают, что кроха становится более любознательным и усидчивым.

Его интересует абсолютно все на свете, причем один и тот же вопрос ребенок может задавать каждый день на протяжении долгого времени. Это говорит о том, что он усваивает информацию и стремится как можно глубже проникнуть в суть вопроса.

Дети начинают заводить себе друзей. Они получают первые навыки поведения в социуме и учатся взаимодействовать со своими сверстниками. Общение со взрослыми людьми тоже приобретает иной характер.

Развитие ребенка в 5,5 лет характеризуется приобретением умений классифицировать эмоции и попытками осознанно копировать поведение окружающих. Малыш открывает для себя такие понятия, как сочувствие, гнев, стыд и обида.

Он начинает понимать, когда родители сердятся на него, и старается избежать этого. Малышу становится важно быть «хорошим» и совершать правильные поступки.

Главное, что должны делать родители дошкольника, — это помогать малышу обретать новый жизненный опыт и поддерживать его во всем. Не последнюю роль в развитии ребенка занимает игра, ведь игровая деятельность остается ведущей до семилетнего возраста. С ее помощью ребенок развивается и получает необходимую информацию об окружающем его мире.

Физическое развитие малыша

Физическое развитие ребенка в 5,5 лет характеризуется стремительным ростом. Кроха теряет младенческую пухлость, у него становятся непропорционально длинные руки и ноги. Многие родители замечают, что размер головы малыша существенно увеличивается за какие-то два-три месяца. Это вполне нормально, и со временем пропорции восстановятся.

Для того чтобы физически малыш развивался гармонично, стоит записать его в спортивную секцию. Пять лет — это тот самый возраст, в котором нужно начинать заниматься спортом. С одной стороны, ребенок будет выплескивать на занятиях избыток энергии, а с другой — мышечная масса поспособствует поддержанию стремительно растущего скелета.

Ведущая деятельность ребенка в возрасте 5-6 лет

Развитие ребенка 5 лет тесно связано с игрой. Но в отличие от игр в трехлетнем возрасте пятилетний малыш кардинально меняет отношение к этому виду деятельности. Родители могут даже сначала не заметить, что именно поменялось в игровом процессе, но со временем эти изменения станут более чем очевидны.

Ребенок начинает переносить в игру все, что он видит вокруг себя. Центром его деятельности становятся отношения между взрослыми людьми, малыш копирует поведение родителей и разыгрывает целые сцены из семейной жизни. В 5-6 лет ребенок начинает с удовольствием впускать в игровой процесс родителей. Они просто необходимы ему, ведь впервые малыш пробует играть по ролям.

Он устанавливает свои правила и распределяет роли между всеми участниками процесса, причем их соблюдения он требует неукоснительно. Это очень важный момент, игра по ролям учит ребенка взаимодействовать в коллективе, устанавливать правила и подчиняться им. Данные умения помогут ребенку в дальнейшем, когда ему придется проходить этапы адаптации в новом школьном коллективе.

Домашние обязанности в 5 лет: рано или нет?

Совместные игры для развития детей 5 лет трудно переоценить. В легкой и ненавязчивой игровой деятельности ребенка можно приучить к выполнению домашних обязанностей. Во время этого процесса у малыша формируются правильные социальные роли. Мальчик, помогая папе на огороде, в гараже или с ремонтом игрушки, учится быть мужчиной и приобретает уверенность в себе.

В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя среди сверстников. В девочке тоже просыпается женское начало, когда она наблюдает за тем, как мама выполняет домашнюю работу, и помогает ей в этом. Не стоит оберегать детей от такого труда, он играет важную роль в их развитии.

Тем более что приучение малыша к домашним обязанностям в игровой форме воспринимается ими органично и естественно.

Воображение пятилетнего ребенка: особенности развития

Родителей, тщательно отслеживающих развитие ребенка в 5,5 лет, пугают бурные фантазии, которыми малыш с ними делится. На самом деле воображение пятилетнего ребенка выходит на абсолютно новый уровень, и это вполне естественный процесс.

Читайте также:  Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Малыш начинает создавать целые миры, общаться с воображаемыми друзьями и может на протяжении нескольких месяцев рассказывать родителям о проделках в его сказочном мире. Причем именно к пяти годам фантазии ребенка обретают удивительную способность воссоздавать детали.

Сказочный мир становится вполне реальным, когда обрастает подробностями и мелкими деталями. Но именно в 5 лет ребенок уже четко понимает, что между воображаемым миром и реальным существует большая разница.

Он отдает себе отчет в нереальности выдумок, но они ему нравятся и позволяют увидеть мир совсем в других красках.

Многие воображаемые истории касаются будущего, что является абсолютно новым явлением в жизни ребенка. В три-четыре года он плохо представлял себе такое понятие, как будущее, а сейчас легко рисует в голове красочные картинки предстоящих событий.

Мышление пятилетки: что происходит с ребенком

Развитие мышления ребенка 5 лет проходит через очень важные этапы. Именно в этом возрасте у малыша закладываются основы логического мышления, но пока еще в его жизни преобладает образный тип мышления.

Ребенку важно изучать мир через тактильные ощущения, он стремится потрогать, лизнуть, потереть абсолютно все окружающие предметы. Через эту деятельность в его голове возникают образы, закрепляющиеся в четкие представления о мире. Все решения малыш принимает, только совершив определенные действия.

Ему довольно трудно установить причинно-следственные связи и решить поставленную задачу путем умозаключений. Но со временем у ребенка начинает формироваться логика, которая становится толчком к развитию в эмоциональной сфере.

Малыш понимает, что плохой поступок влечет за собой наказание и вполне может контролировать свои действия, чтобы не получить порцию порицания от родителей.

Чтение как этап развития ребенка

Конечно, игры для развития детей 5-6 лет очень важны, но самой значимой деятельностью для развития мышления является чтение. Психологи советуют родителям читать вслух по несколько раз в день. Для малыша стоит выбирать сказки, которые помогают сформировать поведенческие навыки.

Ребенок пока еще способен, слушая сказку, видеть все события в подробностях благодаря своему воображению. Положительные герои вызывают у него массу позитивных эмоций и формируют определенные модели поведения.

В дальнейшем они становятся первыми моделями, от которых малыш будет отталкиваться, выстраивая свое общение со сверстниками и взрослыми.

Занятия, развивающие мышление ребенка

Рисование является очень важным этапом в развитии мышления ребенка. Он передает с помощью рисунков свое мироощущение и отношение ко многим вещам.

Развитие мелкой моторики пальцев приводит к тому, что кроха уже отлично рисует не только простейшие предметы, но и портреты людей. Причем в каждой картинке малыш старается воплотить все свои знания.

Например, рисуя человека боком, ребенок вполне может изобразить у него оба глаза и прорисовать элементы одежды, которые не должно быть видно.

К пяти годам ребенок должен не только иметь представления о цветах, оттенках, временах года и различать массу животных, он уже в состоянии обобщать предметы согласно заданной характеристике.

С ним можно играть, разложив на столе картинки животных, например, и попросив выбрать только травоядных или тех, которые имеют рога.

Хорошо развивает мышление игра в тени, когда ребенок по нарисованной тени от предмета должен угадать саму вещь.

Отлично влияют на развитие ребенка в 5,5 лет занятия творчеством. Малышу уже можно давать ножницы. К занятиям лепкой должны добавиться создание аппликаций и картин из крупы. Они развивают мелкую моторику, воображение и выявляют творческий потенциал вашего крохи.

Память ребенка в 5 лет

Можно сказать, что развитие памяти ребенка 5 лет — это основная забота его родителей. Вся деятельность в данный период, направленная на развитие памяти малыша, подготавливает его к переходу в статус школьника. В дальнейшем память станет отличным помощником ребенку и базой для его первых школьных побед.

В пять лет ребенок входит в этап произвольного запоминания. Если раньше крохе не удавалось запоминать картинки или стишки, то теперь он абсолютно готов к таким действиям.

Малыш способен запоминать стихи в размере восьми строк, картинки и цифры. Многие родители начинают изучать с ребенком алфавит и учат написанию цифр.

В этом возрасте такие занятия воспринимаются с большим восторгом, а каждая новая победа становится стимулом для продолжения работы над собой.

В этот период родители должны мотивировать ребенка на познавательную деятельность. Каждый новый выученный стишок необходимо поощрять, не стоит скупиться на похвалу. Пятилетки очень податливы на ласку и признание их успехов, в дальнейшем в их подсознании отложится четкая взаимосвязь между приятными эмоциями и познанием нового.

Занятия для развития памяти

Не расстраивайтесь, если ваш малыш плохо запоминает стихи или картинки. Память нужно тренировать каждый день, и результаты не заставят себя ждать. Имейте в виду, что малыш может запоминать около пяти предметов за один раз.

Поэтому в качестве тренировки хорошо подходит игра, в процессе которой вы показываете ребенку картинку с несколькими предметами.

Он разглядывает ее в течение минуты, затем картинка убирается, а малыш должен назвать все, что он запомнил.

Хорошо тренируют память игры на ассоциации. Вы должны подобрать две картинки, связанные общим смыслом, и показать их малышу. К примеру, на одной картинке изображен цыпленок, а на другой курица. После нескольких чередований таких картинок (не более трех пар) вы показываете ему только одно изображение из пары. Ребенок должен вспомнить и назвать вторую картинку.

Развитие ребенка 5 лет: занятия и общие рекомендации

Родителям стоит уделять большое внимание занятиям с малышом. Лучше всего составлять список занятий на неделю и не пропускать их.

Это поможет малышу выработать усидчивость и приведет к хорошему результату. Вы сразу заметите, насколько бурно идет развитие вашего ребенка. Не стоит впадать в крайности и перегружать малыша.

Если он ходит в детский сад, то в день будет достаточно одного занятия.

Развивающие занятия для детей 4-5 лет могут быть представлены следующим образом:

  • штрихование картинки;
  • дорисовка картинки по пунктирным линиям;
  • отгадывание загадок;
  • обобщение предметов и выявление лишнего;
  • нахождение отличий на двух кажущихся одинаковыми картинках;
  • составление картинок из пазлов;
  • обучение грамоте и письму.

Конечно, каждый малыш является личностью, и его развитие может отличаться от сверстников. Но в любом случае родители должны сделать все, чтобы драгоценное время не было потеряно, и каждый новый день наполнялся для ребенка интересными занятиями и открытиями.

Источник: https://www.syl.ru/article/302244/razvitie-rebenka-v-let-osobennosti-zanyatiya-i-rekomendatsii

Развитие ребенка 5 лет: физическое, нервно-психическое, что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Дошкольники развиваются особенно быстро, что и позволяет специалистам на основе знаний, умений и навыков судить о его уровне развития.

Это, в свою очередь, помогает построить для конкретного малыша программу коррекции, в случае необходимости.

Возможно, нелишним будет и родителям знать те критерии, на которые опираются медики при оценке физического, психического и умственного развития ребенка.

Пять лет — это довольно сложный возраст, ведь именно с него начинается подготовка старшего дошкольника ко взрослой жизни в школе. Ребенок этого возраста все так же подвижен и любит общаться с ровесниками, но его уже все чаще можно увидеть рисующим или мастерящим, он чаще тянется к книгам и другим источникам знания впитывая все новое, как губка.

Детям очень нравятся ролевые сюжетные игры, и они уже способны сами договорится о распределении ролей.

Ваш малыш уже не такой маленький, как раньше, у него уже имеется свое мнение по любому вопросу. В пять лет он уже самостоятельная личность со своими потребностями и желаниями, независящими от родителей.

Задача родителей — подготовить своего малыша к школе, обеспечить его недостающими знаниями и умениями, привить нужные навыки.

Физическое развитие пятилеток

Окружность грудной клетки 52 — 57 см, рост 100 — 120 см, вес 17 — 25 кг.

Малыш начинает активно расти, поэтому его питание очень важно. Задача родителей — исключить из его рациона фастфуд, газировку и постараться, чтобы малыш забыл о перекусах.

Практически все потребляемые им калории сейчас уходят на рост и развитие, а значит, если малыш начал поправляться — ищите проблему.

Развитие пятилетнего человечка позволяет ему довольно быстро осваивать спортивные навыки, поэтому этот возраст считают самым лучшим для того, чтобы отдать малыша в спортивную секцию.

Главные физические навыки, на развитие которых стоит обратить внимание — координация, равновесие и скорость.

Что должен уметь пятилетний человечек:

  • Пробежать без остановки до 200 м (из них на скорость около 60м).
  • Бежать без остановки 90 сек.
  • Прыгнуть с высоты в 40 см.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Ходить по гимнастической скамейке.
  • Бросать мяч в отстоящую на 2 м мишень.
  • Лазать по гимнастической стенке.

Его движения хорошо скоординированы, он становится сильнее и выносливее. Любимыми играми становятся те, в которых надо бегать и лазать где-то.

Мелкая моторика

Она развита у детей уже достаточно хорошо, они практически правильно держат ручку или карандаш, рисуют различные по нажиму и наклону линии, делают аппликации, используя ножницы, складывают пазлы и фигуры из деталей конструктора по образцу или схеме. Но ее дальнейшему развитию все же стоит уделить особое внимание, учите его аккуратно раскрашивать не выходя за границы рисунка и срисовывать простые рисунки, правильно располагая их на бумаге, рисуйте «графические диктанты».

Нервно-психическое развитие пятилетнего человечка

Мышление

Это благодатный возраст для родителей желающих чему-то научить своего малыша, ведь именно сейчас развитие малыша позволяет ему легче вбирать новые знания. И тут главное — не переусердствовать и опираться на желание и интерес маленького человека.

К этому возрасту он должен уметь определять последовательность событий и отгадывать загадки, понимать смысл пословиц. Малыши уже способны находить сходства и отличия предметов, исключать лишнее.

В этом возрасте начинает развиваться логическое мышление, правда, логика малыша еще сильно отличается от логики взрослого человека, не стоит доказывать свою правоту, просто выясните всю его логическую цепочку.

Читайте также:  Открытка валентинка своими руками

Сейчас стоит начать учить его читать.

Что знает пятилетний малыш:

  • Цифры 1 – 10 и их изображения.
  • Геометрические фигуры, умеет рисовать и делить их на равные части.
  • Почти все буквы, называет слова на эти буквы, умеет написать хотя бы часть из знакомых букв самостоятельно, есть такие дети, которые умеют читать по слогам, но их мало.
  • Знает и умеет показывать цвета и их оттенки.
  • Дни недели, месяцы, умеет называть пальчики (необязательно по порядку).
  • Свои фамилию и адрес, хорошо бы ещё и номер телефона кого-то из родителей.

Что он должен уметь ребенок в 5 лет:

  • Решать самые простые задачи на вычитание и сложение в пределах двух единиц.
  • Некоторые умеют читать по слогам, но это никак не норма.
  • Умеет решать логические задачки.
  • Самостоятельно собирает пазлы из 10-15 кусочков.
  • Умеет систематизировать предметы по общему признаку.
  • Находит 6 отличий.
  • Пересказывает сюжет картин.
  • Запоминает иностранные слова, не путает их со словами родного языка.
  • Умеет различать овощи, фрукты и ягоды.

Память и внимание

Именно в пять лет лучше всего начать готовить ребёнка к школе, главное – опираться на его интересы, иначе вы навсегда отобьете у него желание учиться.

В это время его запоминание становится сознательным, а значит он сам выбирает, какие знания ему нужны, а какие неинтересны.

Ребенок запоминает одновременно 8 предметов (называет что пропало или появилось), легко запоминает короткие стихи, считалки, может пересказать сказку, запоминает порядок событий, умеет находить до 10 отличий.

Концентрация внимания на одном занятии уже 10-15 минут.

Развитие речи

Словарный запас у ребенка в 5 лет уже достаточно большой для того, чтобы он мог, не путаясь в словах, объясниться практически на любую интересующую его тему. Он строит большие фразы по 6-8 слов, принадлежащих к разным частям речи. Малыш уже четко произносит все звуки (кроме «р»). читает стихи с выражением, редко путает слова, обозначающие время (вчера, сегодня и т.д.).

Речь становится наглядно-образной — он уже непросто повторяет за кем-то, а воспроизводит на словах собственные мысли.

Восприятие окружающего мира

Зрение обостряется, а значит ребенок может разглядеть мелкие детали и предметы. Появляется способность к планированию.

Ребенок, должный в силу возраста активно познавать мир, знает названия некоторых растений, и многих животных и птиц, а также природных явлений.

Больше читайте, и лучше познавательную литературу.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

Каким полезным в быту навыкам стоит научить ребенка пяти лет? В наше время высоких технологий дети пяти лет вполне могут справиться с компьютером, зато не могут сами заправить кровать, а иногда даже одеться. А все потому, что мы, родители зачастую забываем, что таким простым, на первый взгляд, вещам нужно учить.

Чем раньше вы начнете привлекать малыша к работе по дому, тем самостоятельнее он вырастет, и тут важно поймать его настроение, его интерес к такому рода занятиям. Обязательно научите ребенка убирать квартиру. Пусть все что нужно для уборки будет в его полном распоряжении. «Пролил что-то на пол – вытри за собой» – заведите такое правило.

И неважно, что после такой «уборки» вам все придется переделать, и «Москва не сразу строилась», ваш малыш постепенно всему научится, главное, помочь. Не начинайте исправлять все за ним, подскажите что и где не так, а пока он играет — исправьте, в следующий раз будет лучше.

Ребенок уже вполне способен убирать игрушки, вытирать пыль, пылесосить и убирать со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 лет? Он должен самостоятельно умываться, одеваться и кушать. А еще дети этого возраста могут помогать маме во всем, главное – никогда не отказывайтесь от помощи, иначе ребенок привыкнет к тому, что мама со всем способна справиться сама.

Пусть малыш поможет вам в стирке. Самое простое – пусть достает белье из машинки, посложнее – объясните режимы стирки, как сортировать белье по цвету, как включать машинку, пусть пока и под вашим присмотром.

А ваш малыш выращивает растение? Нет. А зря. Купите ему набор юного садовода, это необязательно будут цветы, это может быть и что-то съедобное. Пусть он сам посадит, будет поливать и увидит, как появляется росток ЕГО собственного растения.

Социальное развитие ребенка 5 лет

К праздникам пусть он сам сделает подарки и поможет вам их упаковать. Научите его готовить простые блюда, и ничего не бойтесь. Пусть лучше он все на свете испачкает, но сделает что-то сам. Это лучше, чем вечно будет ждать, когда это сделает за него кто-то другой. И потом, совместная готовка объединит вас с малышом как ничто другое.

Берите малыша с собой в магазин, объясняйте ему откуда берутся деньги, и как делаются покупки, чтобы он не считал сдачу зарплатой. Учите его экономить, пусть он помогает вам составлять список покупок. В этом возрасте ребенок уже помнит какие продукты в каком магазине вы покупаете, может ориентироваться в тех местах, где вы бываете вместе.

Психологи считают, что именно в пять лет формируется характер маленького человека и он усваивает правила поведения в социуме. Ваша обязанность научить его всему. И лучше сделать это сейчас, как бы трудно это ни было. Хвалите его если он делает что-то с желанием. И старайтесь поменьше ругать, он ведь только учится.

Эмоциональное развитие ребенка 5 лет

Именно в этом возрасте ребенок может сопереживать, сочувствовать и любить, для него это уже непросто слова.

Ребенок становится сдержаннее, он уже способен сам занять себя и тут родителям важно знать, что если вы обещаете ему что-то если он выполнит вашу просьбу (например, поиграть самостоятельно пока вы заняты), выполните свое обещание. Ребенка пяти лет очень просто обидеть, не стоит учить его плохому, подавая подобный пример.

Характер малыша формируется именно в этом возрасте, и здесь главное, чем могут навредить родители — пытаться реализовать через него свои собственные амбиции. В таком случае ребенок вырастет во всем зависимым от родителей.

Различия между девочками и мальчиками

В 5 лет дети вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи же считают, что с этого возраста вплоть до подросткового мальчики отстают в своем развитии от девочек.

Мальчики в норме весят от 16 до 20 кг, а девочки 15 — 19 кг. Их рост соответственно 106 — 116 см и 102 — 111 см.

Мальчики меньше внимания уделяют игрушкам и больше ролевым играм.

5 лет -самое продуктивное время в жизни ребенка, постарайтесь его не упустить.

Источник: https://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/chto-rebenok-dolzhen-umet-i-znat-rebenok-v-vozraste-5-let.html

Что должен уметь ребенок в 5 лет: моторика, мышление и речь

Всех умений, навыков и знаний пятилетнего малыша не перечесть. В этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика: ребенок умеет правильно держать карандаш, проводить линии со слабым и сильным нажимом, с наклоном в разные стороны.

Он может объяснить смысл пословицы, сделать аппликацию, безопасно пользуясь ножницами, без помощи взрослых сложить пазлы и мозаику, из конструктора выстроить фигуру по образцу.

Он находит сходства и отличия между предметами, исключает лишнее, определяет последовательность событий, отгадывает загадки — одним словом, мыслит, познает, развивается. Малыш хорошо знает названия животных, птиц, растений, явления природы.

Даже такие абстрактные понятия, как «радость», «любовь», «сочувствие» укладываются в его картине мира. Он также способен переживать эти высшие чувства.

Развитие двигательных навыков

У ребенка этого возраста развиты три важнейших компонента двигательной активности — координация, скорость движения и равновесие. Что умеет малыш в 5 лет?

  • Во время движения выполняет другие действия: подпрыгивает, подбрасывает мяч, бьет им об землю.
  • Высоко прыгает, хорошо скачет на одной ноге, легко даются прыжки с места и разбега.
  • Взбирается без поддержки по подвесной лестнице.
  • Может поймать мяч двумя руками, но это не всегда получается.
  • Катается на роликах и двухколесном велосипеде без боковых колес.
  • Умеет прыгать на скакалке.
  • Танцует под музыку.

Пятилетнего малыша уже можно обучать сложным двигательным навыкам, записывать в спортивные секции. Дети в этом возрасте достигают успехов в плавании, катании на лыжах и коньках, спортивной гимнастике, танцах.

Также пятилетний ребенок овладевает повседневными навыками самообслуживания и личной гигиены:

  • самостоятельно одевается;
  • справляется с пуговицами и молниями;
  • завязывает шнурки;
  • аккуратно ест и пьет;
  • чистит зубы;
  • моет руки с мылом.

Восприятие мира и мыслительная деятельность

Что должен уметь ребенок в пять лет? Как развивается его мышление?

  • Зрительные реакции. К 5 годам зрение обостряется, дети хорошо знают и различают цвета, с большого расстояния могут разглядеть мелкие предметы и детали. Также в этом возрасте хорошо развиты движения глаз слева направо, это поможет при освоении навыка чтения.
  • Планирование действий. Если раньше действия малыша были спонтанными, теперь у него появляется способность строить планы, разделять занятие на этапы. Дети стараются довести дело до конца, потому что им теперь важен не только процесс, но и результат. Это важное волевое качество нужно развивать и поддерживать в ребенке.
  • Внимание. В этом возрасте ребенок может просидеть за любимым занятием 15 минут и более, не отвлекаясь. Поэтому уже можно приступать к обучению письму и чтению. Внимание все еще остается непроизвольным и избирательным. Волевым усилием заставить себя что-то слушать или делать ребенок пока не может. «Заставить» его может только любознательность, интерес и увлеченность. Перед родителями стоит задача — постепенно формировать произвольное внимание, вырабатывать усидчивость, концентрацию на объекте. Также важно, чтобы у малыша появилось сознательное переключение внимания с одного объекта на другой. Этот навык понадобится ему в учебной деятельности.
  • Мышление. В трехлетнем возрасте преобладает наглядно-действенный тип мышления: чтобы мыслить о предмете, нужно его видеть, а еще лучше держать в руках. Затем развивается наглядно-образное мышление, когда достаточно образов в памяти, которыми ребенок оперирует. В 5 лет формируется словесно-логическое мышление. Ребенок пользуется понятиями, анализирует, сравнивает, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи — это один из сложнейших типов мышления, который еще будет развиваться.
  • Время и пространство. Дети этого возраста ориентируются во времени суток, знают названия дней недели, месяцев. Но время они воспринимают иначе, оно течет для них медленнее, чем у взрослых. Пространственное восприятие связано с развитием правого полушария мозга. Считается, что мальчик этого возраста лучше ориентируется в пространстве, чем девочка, поскольку у него более развито правое полушарие.
  • Память. В этом возрасте память характеризуется непроизвольностью. Если информация неинтересная или непонятная, ребенок быстро все забывает. Запоминается то, что нравится, впечатляет, оставляет позитивные эмоции. Также в этом возрасте уже можно наблюдать, что у кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то — слуховая. Одни дети запоминают механически, другие — подпитывают память эмоциями. Важно развивать все виды памяти. Не менее важно, чтобы малыш нашел внутреннюю мотивацию запоминать информацию и пользоваться ею. В этом возрасте дети быстро запоминают стихи и песни, пересказывают текст.
  • Воображение. Этот тип мыслительной деятельности связан с развитием правого полушария. Воображение — база для творческого мышления, индивидуального, уникального восприятия мира. У малышей примерно до 7 лет сохраняется так называемый мифологический тип мышления: им нужно прожить период сказки и чудес в своей жизни. В этом возрасте дети любят много фантазировать и сочинять. Поэтому малыши так любят сюжетно-ролевые игры. И если раньше их организовывали взрослые, теперь дети самостоятельно придумывают сценарии и роли.
Читайте также:  Правила поведения при гололёде и гололедице для школьников: полезные советы и рекомендации для детей

Пятилетний ребенок относится к группе старших дошкольников. Родители в первую очередь беспокоятся об интеллектуальном развитии малыша, его готовности к школе, обучают чтению, счету, письму.

Но намного важнее в этом возрасте социальная адаптация ребенка, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, способность быть в команде, играть по правилам, придерживаться морально-этических норм поведения.

Подготовка к чтению и письму

В 5 лет ребенок интеллектуально готов к освоению грамоты. Какие предпосылки для этого уже есть?

  • Развитая фразовая речь. Малыш хорошо понимает и воспроизводит речь. Важны в этом возрасте игры со сверстниками, которые стимулируют развитие речи, желание общаться, что-то рассказывать и слушать других.
  • Внимательное слушание. Малыш в 5 лет должен уметь внимательно слушать. Этот навык крайне важен для освоения чтения, поскольку он формирует у детей умение различать, распознавать звуки на слух. Развивать навык внимательного слушания можно при помощи песен, аудиосказок, сюжетно-ролевых игр.
  • Угадывание слов с первой буквы или слога. В 5 лет малыш может по начальным звукам узнавать слова. Для развития этого навыка можно читать загадки, давать задания с описанием предмета, который ребенок должен угадать. Например, такое задание: этот предмет лежит в комнате, он мягкий, у него длинные уши, начинается на букву «з» (заяц). В непринужденной игровой форме ребенок легко может выучить алфавит.

Главная предпосылка — это желание учиться читать и писать. В этом возрасте у большинства детей в первую очередь возникает внутренняя мотивация к освоению чтения. Ребенок открывает книгу, видит интересные картинки, в нем просыпается любопытство — «что же там написано, о чем там речь»?

Речевое развитие ребенка в 5 лет

Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 лет?

  • Расширение словарного запаса. В активном словаре уже около двух тысяч слов. Дети легче усваивают и понимают конкретные существительные. Существительных, обозначающих абстрактные понятия, в их речи пока мало. Больше появляется глаголов, прилагательных и наречий. Малыш уже умеет описать предмет и его качества, охарактеризовать действия, дать личную оценку происходящему. Ребенок учится рассуждать, что связано с развитием образного мышления и логики.
  • Грамматика. В 5 лет ребенок правильно склоняет существительные и прилагательные по роду и падежу. Правильно употребляет формы множественного числа, будущее и прошедшее время, сослагательное наклонение. Все грамматические сложности родного языка даются ему легко. Из набора слов ребенок может составить предложение, правильно употребляя пространственные предлоги (в, за, под, над, на).
  • Освоение сложных синтаксических конструкций. Раньше ребенок составлял только простые предложения. Теперь пробует строить сложносочиненные конструкции с союзами «и», «а», «но». Также употребляет в речи сложноподчиненные предложения с союзами «чтобы», «если», «потому что». Пятилетний малыш может строить вопросительные и восклицательные предложения.
  • Произношение звуков. В 5 лет дети умеют четко и чисто выговаривать все звуки, определять мягкие и твердые, согласные и гласные. Но бывает, что пятилетние малыши не произносят сонорные звуки («р», «л»), еще реже требуется постановка шипящих и свистящих. Какова причина дефектов речи? Чистота произношения зависит от развития носоглотки и челюстных костей, состояния мышц языка, глубины и силы дыхания. Также проблемы могут корениться в нарушениях фонематического слуха, когда не различаются некоторые звуки и заменяются похожими. Если малыш говорит нечетко и невыразительно, не произносит какие-то звуки, глотает или переставляет слоги, следует обратиться за помощью к логопеду.

Для речевого развития важно языковое окружения и постоянное общение. Чтобы малыш знал и любил родной язык, необходимо читать книги, слушать песни и сказки, общаться, пересказывать тексты. Эмоциональная связь с родным языком есть у каждого, она закладывается с раннего возраста на подсознательном уровне. Нужно лишь помочь малышу открыть для себя богатство языка.

Что может ребенок в 5 лет? Он искусно овладел навыками крупной моторики и теперь способен осваивать разные виды спорта. У него хорошая эмоциональная память, воображение, образное мышление, развитая устная речь, он учится читать, считать, писать. В этом возрасте малыш уже оценивает себя как личность, получает бесценный опыт социальной адаптации, общения со сверстниками.

Источник: http://kids365.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-let/

Календарь развития ребенка: 5 лет: играем и строим планы

Дети в возрасте пяти лет активно растут вверх. Ребенок вытягивается, как молодое деревце, при этом почти не поправляясь: все уходит в развитие скелета и мышц.

Для обеспечения такого интенсивного роста организму необходима энергия, поэтому следите за его питанием: оно должно быть сбалансированным и качественным.

В рационе ребенка должно быть как можно меньше вредных продуктов – сладкого, мучного, жареного, острого и жирного. А вот овощей, свежих и тушеных, а также домашних супов, котлет и компотов – как можно больше.

Старайтесь не разрешать ребенку «кусочничать». Привычка перехватывать что-либо на бегу каждые полчаса вредна для пищеварительной системы.

Обращайте внимание на физическое развитие ребенка, на спорт, которым он занимается. Высокие нагрузки профессионального спортсмена детям этого возраста не подходят, потому что развитие организма еще не завершилось.

Мышление пятилетки преимущественно образное, однако именно в этот период формируются предпосылки словесно-логического мышления. Ребенок начинает оперировать абстрактными категориями, он пытается анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и сравнивать.

Кроме того, появляется целенаправленное планирование. Теперь ребенок может задать себе цель, разбить весь путь ее достижения на этапы, последовательно реализовывать свой план, корректируя его на ходу, если требуется. Действия ребенка уже не являются спонтанными, вызванными сиюминутными желаниями. Напротив, его поведение становится более осознанными.

Более осмысленно старший дошкольник начинает ориентироваться и в собственных переживаниях. Он понимает, что означает «Мне грустно», «Я радуюсь» и так далее.

При этом ребенок не только осознает свои эмоции в данный конкретный момент, но и способен их обобщать. Если у ребенка несколько раз не получилось красиво вырезать картинку, то он уже негативно оценивает свои способности в целом: «Я не умею вырезать».

Речь ребенка пяти лет внятная и четкая. Он может рассказать историю, описать предмет, перечислить его качества, дать свою оценку событию. Он хорошо рассуждает, с удовольствием реагирует на шутки и иногда шутит сам.

Дети используют все части речи, в том числе наречия, предлоги и союзы, правильно склоняют существительные, употребляют будущее и прошедшее время, множественное и единственное число.

В целом, к пяти годам ребенок осваивает грамматическую структуру родного языка. Словарный запас продолжает расширяться.

Главной деятельностью ребенка пяти лет остается игра. Помимо уже освоенных – сюжетно-ролевой и режиссерской – на этом этапе появляются игры с правилами, игры-соревнования и дидактические игры

Игры с правилами не подразумевают каких-либо ролей. Однако участие в них требует неукоснительного соблюдения определенных правил, которые оговариваются заранее и должны выполняться всеми участниками.

Обычно дети внимательно следят друг за другом, и на любое нарушение правил кем-либо из игроков реагируют замечаниями и протестом. Огорчаются они и в том случае, когда сами случайно нарушают правила. Это говорит о том, что у детей в этом возрасте появляются первые формы самоконтроля.

Среди игр с правилами наиболее популярны такие подвижные игры, как «Прятки», «Классики», «Скакалки», а также настольно-печатные – разные «ходилки» с кубиками, «Шашки», «Домино» и так далее.

Особое место в жизни дошкольника занимают игры-соревнования, например, спортивные. Для участников таких игр главным стимулом является выигрыш – личный или командный.

Проигрывать дети дошкольного возраста, как правило, не любят и не умеют, и взрослые зачастую искусственно создают ситуацию «Победила дружба». Тем не менее, ребенка нужно научить принимать разные исходы игры. Именно так у детей формируемся мотивация достижения успеха.

Дидактические игры используются как средство обучения дошкольников. Такие игры организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств или умений. «Посмотри и запомни», «Что исчезло», «Что лишнее», «Назови одним словом» – примеры дидактических игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться предпосылки учебной деятельности. Конечно, ребенок учится с момента своего рождения: хватать предметы, ходить, говорить. Но происходит это как бы спонтанно, по программе, заложенной природой. И лишь к пяти годам ребенок способен эффективно обучаться по специальным педагогическим методикам.

Существует огромное количество программ дошкольного образования. Они могут реализовываться как в детских садах, центрах развития, так и родителями дома.

При выборе конкретных пособий следует ориентироваться не только на предметное содержание – счет, чтение, письмо, иностранный язык и прочее. Существенное значение имеет то, насколько программа отвечает потребностям самого ребёнка.

Занятия должны включать в себя разные игровые компоненты, и обязательно – подвижные упражнения. Следует помнить – ребенок в этом возрасте способен удерживать внимание на одной деятельности не более 15-20 минут.

Рисование, лепка, конструирование – все эти виды деятельности, как и ранее, должны обязательно присутствовать в жизни дошкольника. На данном этапе в них гораздо чаще реализуется собственный замысел ребенка, нежели заданный взрослым образец.

Однако роль взрослого по-прежнему важна: он знакомит ребенка с различными материалами для творчества, демонстрирует новые технические приемы, все чаще привлекает к своей, «взрослой» творческой деятельности.

Покажите ребенку, что кроме цветных карандашей, фломастеров и красок, для рисования можно использовать художественную пастель и тушь. Вместо бумаги возьмите ткань, стекло или дерево. Попробуйте лепить не только из пластилина, но и из глины или воска. Посещайте вместе с ребенком разные мастер-классы – мыловарение, валяние из шерсти, гончарное ремесло.

Конструирование в этом возрасте начинает трансформироваться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то полезное. Например, строит кормушку для птиц или мастерит елочное украшение. В процессе таких занятий у детей формируются трудовые навыки и умения пользоваться различными инструментами, совершенствуется мелкая моторика и развивается практическое мышление.

Источник: https://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/5_let/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector