Развитие творческих способностей детей в игре

Развитие творческих способностей детей в игре

Как известно в детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. Но многие ли задумываются над тем, что творческие способности детей необходимо развивать. К сожалению, большинство взрослых не уделяют должного внимания развитию детского воображения, чем значительно ограничивают возможности детей в будущем.

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Так что даже если ребенок и не страдает отсутствием воображения, родители должны уделить должное внимание развитию его творческих способностей.

Выявление и формирование творческих способностей

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, так же по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. Поэтому игра является одним из основных методов выявления творческих способностей.

Психологами специально разработаны особые тесты в игровой форме, которые позволяют определить, на каком уровне развито воображение и как устроено мышление ребенка. Некоторые дети оперируют образами воображения, другие больше склонны обыгрывать образы памяти.

Иногда дети отказываются участвовать в подобных играх, что свидетельствует о необходимости особого подхода к ребенку. Создание правильных условий для развития творческих способностей детей так же играет большую роль. Родители должны не только предоставить малышу возможность развиваться, но и принимать в этом активное участие.

Ни в коем случае нельзя использовать давление на малыша, заставлять его играть в развивающие игры или заниматься прикладным искусством. Особенно часто такую ошибку допускают при развитии музыкальных способностей. Не поработав достаточно над тем, что бы у ребенка появился интерес к музыке, родители спешат отдать его в музыкальную школу.

Для формирования любых творческих способностей у детей необходимо не только выявить наклонности малыша, но и проделать серьезную работу, что бы привить желание развиваться в нужном направлении.

Методы и средства развития творческих способностей детей

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное.

Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать игру лучше отложить.

Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей. Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи.

К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений.

Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Развитие художественно творческих способностей детей

Развитие художественных способностей можно начинать уже с 1 года. В этом возрасте дети изучают предметы и их свойства. Рекомендуется, что бы в поле зрения малыша попадались различные предметы для рисования – бумага, яркие карандаши и фломастеры.

До 2-3 лет происходит ознакомительный период, дети рисуют произвольные линии и формы, а также их очень привлекают цвета. На первых порах родители должны только следить за безопасностью ребенка. К 3 годам, когда малыши начинают выводить каракули, родители принимают участие.

В первую очередь рекомендуется расшифровывать линии, например кружок похож на яблоко, линия на дорогу. Это закладывает в ребенке ассоциации рисунка с образами, происходит переход от произвольного чирканья на бумаге к стремлению нарисовать осмысленный рисунок.

В этот период важно поощрять и поддерживать малыша и предоставлять ему свободу в творчестве. Отдавать ребенка в художественную школу рекомендуется тогда, когда достаточно разовьется интерес к рисованию.

Развитие музыкально творческих способностей детей

Развитие музыкальных способностей можно начинать с первых дней жизни ребенка. Малыши очень чувствительны к звукам, по голосу и интонации они легко угадывают настроение и состояние родителей, а при продолжительном воздействии звуков музыки или телевизора становятся раздражительными и беспокойными.

Ведь знакомство с музыкой у детей начинается с колыбельных песен. В более старшем возрасте используется прослушивание детских произведений, совместное разучивание песенок, ритмические упражнения с музыкальными инструментами.

Гармоничное развитие музыкальных способностей малыша возможно только при активном участии и интересе родителей.

Основа развития творческих способностей детей – это в первую очередь свобода. Родители не должны навязывать и принуждать ребенка к действиям. Для успеха в этом деле требуется терпение и определенная тактичность – родители должны прислушиваться к мнению ребенка, стимулировать и поощрять его интерес к любой творческой деятельности.

Источник: https://womanadvice.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey

Игры и задания для развития творческих способностей. Статья. Игротерапия. Самопознание.ру

Игры и задания для развития творческих способностей. Статья. Игротерапия. Самопознание.ру

Игры размещены по мере сложности, некоторые из них связаны между собой.

Наугад берут три слова, мало связанные по содержанию, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Нужно составить больше всего предложений, которые обязательно включают в себя все эти слова. Творческим ответом можно считать установление нестандартных связей между этими словами (мальчик, тонкий, как карандаш, стоял у озера, которое ревело, как медведь).

Игра развивает способность быстро находить многообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными понятиями, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.

Наугад берут два малосвязанных слова, например «кастрюля» и «лодка». Нужно записать в столбик больше всего общих признаков этих предметов. Особенно ценные необычные, неожиданные ответы, которые дают возможность увидеть эти предметы совсем иначе.

Игра учит находить в разрозненных предметах и событиях множество общих аспектов, выделять связи, которые обычно «не лежат на поверхности».

  • Исключение лишнего слова:

Берут любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Нужно оставить только те слова, которые имеют что-то общее, а одно слово, лишнее, которое не имеет этого общего признака — изъять. Нужно найти больше всего вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше всего признаков, которые соединяют пару слов, которые остались, и не свойственных исключённому лишнему.

Побеждает тот, у кого ответов больше.

Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не «зацикливаться» на них.

Называют какой-то предмет или явление, например, вертолёт. Нужно назвать больше всего его аналогов, то есть других предметов, подобных к нему по разным существенным признакам. Нужно также классифицировать эти аналоги на группы в зависимости от того, с учётом какого свойства предмета их подобрано.

Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать с каждой из них отдельно, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

  • Поиск противоположных предметов:

Называют какой-то предмет или явление, например дом. Нужно назвать больше всего других предметов, в чём-то противоположных ему. При этом следует ориентироваться на разные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.

Игра формирует способность замечать разные свойства предмета и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, чётко выделять у них общее и разное.

  • Способы использования предмета:

Называют какой-то хорошо известный предмет, например книгу. Нужно назвать больше всего способов её применения: книгу можно использовать в качестве подставки для кинопроектора, ею можно прикрыть от посторонних глаз письмо, что лежит на столе, и тому подобное.

Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение рассматривать его в разных ситуациях и взаимосвязях, открывать в обычном неожиданные возможности.

Кстати, психологический механизм, что лежит в основе многих открытий, заключается именно в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закреплёнными за ним свойствами совсем неожиданный способ его использования.

  • Выделение существенных признаков понятия:

Называют хорошо знакомое всем понятие, например, спорт. Нужно навести его существенные признаки.

Побеждает тот, кто назовёт все важные признаки и ни одной несущественной. Ответы проверяют и обсуждают все, кто играет.

Игра развивает способность «смотреть в корень», схватывать только суть явления, отвлекаясь от остальных признаков. Эта способность чрезвычайно важна, чтобы понять новое: ведь понимание — это непростое движение мысли сквозь несущественные признаки к существенному.

  • Высказывание мысли иначе:

Берут несложную фразу, например: «Это лето будет очень тёплым». Нужно предложить несколько вариантов высказывания той же мысли иначе.

При этом нельзя не употреблять ни одного со слов исходного предложения (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но всё равно нужно как-то выразить мысль).

Нельзя искажать содержание высказывания, чтобы сохранить его суть. Побеждает тот, кто нашёл более трёх вариантов.

Игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерий понимания — свободная форма его выражения: то, что хорошо понятно мы легко можем объяснить своими словами, к тому же разными способами, а если нет понимания, то цепляемся за словесную формулировку и боимся отойти от неё.

Читайте также:  Сказка «хитрая наука»

Задания для развития творческих способностей

  • Задания направленные на развитие:
    • Бдительности в поисках проблем: записать на листе бумаги необычные проблемы, связанные с привычным объектом, например деревом (иногда вопрос имеет такой вид: «Что бы вы сделали, если бы вам отдали это дерево?»).
    • Скорости мышления: назвать слова, к которым применимы все три определения, например: мягкий, белый, съедобный.
    • Лёгкости ассоциирования: назвать все слова, противоположные данному по содержанию (например, слову «сухой» или «старый»).
    • Лёгкости словообразования: придумать больше всего слов, которые начинаются с данного префикса или содержат данный суффикс.
    • Способности определять категории объектов: записать на бумаге все предметы, к которым применимо данное определение (например, круглый).
  • Неделя творческих заданий.

    Вот десять вариантов вопросов, которые соответствуют пяти дням недели с понедельника по пятницу (по 2 вопроса на каждый день):

  1. Что общего между рубкой деревьев и созданием причёски (написанием картины и ремонтом будильника; заполнением анкеты и смазкой лыж; вытиранием носа платком и ловлей раков; дедовщиной в армии и вождением автомобиля)?
  2. Чем рубка деревьев (написание картины; заполнение анкеты; вытирание носа платком; дедовщина в армии) отличается от создания причёски (ремонта будильника; смазка лыж; ловли раков, вождения автомобиля)?
  3. Придумайте больше всего способов использования обойного молотка (древнегреческо-верхнетюркского словаря; электрического чайника; академического отпуска в учебном заведении; ивовой лозины).
  4. Если бы у вас был (была) шарф из провода (записная книжка; машина времени, за каждое использование которой вы стареете на 10 лет; пакетик с новогодней вуалью; стул со сломанной ножкой), что бы вы с ним (нею) сделали?
  5. Что было бы, если бы растения могли говорить (у всех людей был глаз на затылке; существовали лекарства от глупостей; телевидение захватили инопланетяне)?
  6. Найдите или придумайте два ключевых (важнейшие) слова для ситуации «цирюльник бреет усы» («человек упал и пытается приподняться»; «прочистка замусоренной трубы»; «кремлёвские звезды погасли», «летят два крокодила: один красный, а второй — на юг»).
  7. Выпишите из любого текста 20 существительных, 20 прилагательных и 20 глаголов в таком порядке: существительное, глагол, прилагательное, существительное, глагол, прилагательное и так до конца. Из каждого предложения взять не более одного слова.
  8. Опишите с помощью наибольшего количества названий ощущений и их модальностей (например, зрения — цвет, объём, яркость, контрастность, расстояние; вкуса — температура, солёность, консистенция и тому подобное) кактус (кенгуру; падающий метеорит; «Сникерс»; лоскуток ваты).
  9. Постройте ассоциативную цепочку приблизительно с 50–100 словами, начиная со слова «книга» («молоко»; «звук»; «хвалить»; «Австралия»).
  10. Какие решения проблемы поиска затерянного бумажника (как накормить ребёнка кашей; как догнать уезжающий поезд; студент забыл ответ на вопрос экзамена, и никто ему не помог; мухоморы стали маскироваться под грузди и маслята) вы придумали в первую очередь за отведённое время?
  • Разные виды заданий:
    • Множественные группирования: испытуемому дают список слов, например: «стрела», «пчела», «рыба», «яхта», «крокодил», «коршун», «воробей». Нужно сгруппировать эти слова, выделив больше всего классов (тех, которые летают, плавают, живых, хищных и других объектов).
    • Выведение последствий: описывают ситуацию и предлагают придумать последствия, например: «Что произойдёт, если дождь будет лить непрерывно?» (обычные ответы — «мы все смокнем», «подорожают зонтики», «переселимся в горы», «Тибет будет перенаселён», «подорожают костюмы для подводного плавания» и тому подобное).
    • Символ профессии: показывают рисунок с изображением знакомого предмета, скажем электрической лампы. Нужно назвать профессии, которые символизирует этот предмет (электрик, учитель, учёный и т.д.).
    • Формирование символов: на листе бумаге, разделённой горизонтальными и вертикальными линиями — 12 клеток, в каждой из которых — короткая фраза: «человек идёт», «самолёт взлетает», «гнев», «гордость». Нужно подать их символично, но не в виде иллюстрации.
    • Спроси и угадай: испытуемому показывают иллюстрации к какой-то сказке или просто сюжетный рисунок. Он должен составить вопрос, ответ на который не находит на картинке. Ему также предлагают вопрос о событиях, которые предшествуют изображённому. За результатами теста оценивают лёгкость ассоциирования, гибкость и оригинальность мышления.
    • Улучшение объекта: игрушку с папье-маше — собаку, мартышку — нужно усовершенствовать, то есть сказать, как сделать её более смешной. Оценивают гибкость, оригинальность, изобретательность.
    • Воображение: нужно составить небольшой рассказ на одну из десяти предложенных тем, которые касаются чего-то необычного: например, «летающий крокодил», «мужчина, который плачет» и т.п.
    • Завершение рисунков: испытуемый должен завершить незаконченный рисунок. При этом учитывают глубину постижения содержания рисунка, оригинальность, фантазию.
    • Круги и квадраты: на листе бумаги беспорядочно размещено 35 кругов. Нужно нарисовать больше всего разных предметов, используя круг, как составную часть, а под рисунками написать названия предмета. Обычно рисуют тарелку пуговицу, воздушную пулю, монокль, колесо. Необычные рисунки — нос человека снизу, как его увидела бы муха, которая сидит на верхней губе. Вместо кругов можно брать квадраты. При этом важны лёгкость, гибкость, оригинальность.
    • Высказывание догадки: за описанием фантастической ситуации изобразить возможные последствия: «Представьте, что человек прошёл через машину для отжима белья и вышел из неё плоский и обезвоженный». По результатам теста оценивают лёгкость, гибкость, оригинальность.
    • Конструирование: нужно составить рисунок из стандартных деталей — кусков цветной бумаги или картона. Сюжет должен быть содержательным; к нему нужно придумать название. Экспериментатор оценивает оригинальность, информативность изображения, фантазию.

Оценка степени творческой одарённости

Используя понятие «лёгкость», «гибкость» и «оригинальность» для оценки степени творческой одарённости, следует знать, как они оказываются во время выполнения названных заданий.

Лёгкость оказывается в скорости выполнения заданий; её определяют по количеству ответов за отведённый промежуток времени. Гибкость оценивают по количеству переключений из одного класса объектов на другой.

На вопрос: «Сколько применений можно придумать для жестянки из-под консервов?» — испытуемый называет кастрюлю и чашку. В случае оценки лёгкости это два разных ответа. Но кастрюля и чашка — посудины, в которые наливают жидкость.

Потому, оценивая гибкость, эти ответы учитывают как одну, потому что здесь нет переключений из одного класса объектов на другой.

Оригинальность определяют по частоте ответа в однородной группе (студентов одного института, учеников одной школы). Если 45% испытуемых ответили одинаково, то оценка равняется нулю. Когда какой-то ответ дают меньше чем 1% испытуемых, то её оригинальность оценивают в 4 балла (это наивысшая оценка), 1–2 — в 3 балла.

Оригинальность ассоциаций в целом согласовывается с творческим потенциалом, но лишь тогда, когда она не превращается в причудливость. Люди, которые придумывают ответы, частота которых в данном контингенте испытуемых более малая за 0,5%, не принадлежат к особенно одаренным.

Как видим, оценка результатов тестирования недостаточно жёсткая: здесь может оказаться своеволие экспериментатора. Станут ли творческими работниками студенты, которые получат наивысший балл? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ожидать несколько десятилетий, все это время наблюдая за испытуемым.

Придерживаясь умного скептицизма относительно тестовой методики, следует помнить, что для повышения надёжности тестов иногда достаточно малозаметного, казалось бы незначительного, усовершенствования.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/igry_i_zadaniya_dlya_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey/

Развитие творческих способностей ребенка: полезные игры

Развитие творческих способностей ребенка: полезные игры

Развитие творческих способностей ребенка: полезные игры

 Развитие творческих способностей ребенка очень важно и обязательно пригодится ему в будущем. Поэтому «Дом советов» предлагает ряд полезных рекомендаций и игр для детей, развивающих эти способности.

5. Игра «Без слов»

Эта игра тоже учит задавать вопросы, но только без слов! Помимо умения ставить вопросы, игра развивает также актерские способности.

Придумайте для малыша ситуацию, в которой ничего нельзя говорить или можно говорить, но все равно бесполезно, так как ничего не будет слышно.

К примеру, вы оказались на другой планете, где невозможно услышать друг друга из-за рассеивания звуковых волн или вы утратили дар речи.

Ребенок должен о чем-то спрашивать Вас, но без слов, а используя жесты, мимику, позы тела. А Вы ему также без слов должны ответить. И вопросы должны быть предельно конкретны. В ходе игры можно использовать тело человека, которому отвечают или задают вопрос. Главное, что говорить губами или вслух ничего нельзя.

К примеру, малыш может задать следующие вопросы: ? Нападут ли на нас жители этой планеты? ? Ты хочешь есть? ? Сейчас утро или вечер? ? Есть ли здесь телевизор? ? Где моя зубная щетка? ? Здесь есть транспорт?

? Как мы будем защищаться от жителей планеты?

Вопросы можно придумать и к другой ситуации. Здесь важно проявить как можно больше выдумки и фантазии в ответах и постановке вопросов. Нужно также обратить внимание на то, насколько лаконичны и ясны ваши жесты и мимика. Обсудите это с ребенком.

6. Игра «Изобретатель»

Игра направлена на обучение приему «переформулирования». Переформулирование ? это умение выделить в нем несущественные с позиции его назначения свойства, нехарактерные для него признаки. Допустим, на подоконнике лежат плоскогубцы, а с потолка свисают две веревки.

Причем расстояние между этими веревками таково, что человек не может одновременно взять в руки обе веревки и связать их концы. А это и требуется сделать. Решение задачи в том, чтобы привязать плоскогубцы к одной из веревок и сделать маятник. Т. е.

плоскогубцы здесь выступают в нехарактерной для них роли маятника.

Чтобы овладеть приемом переформулирования, ребенок должен научиться выделять различные признаки и свойства явлений и предметов, различать их существенные и несущественные качества.

Материал к игре ? различные предметы. Возьмите какой-то предмет и попросите ребенка назвать как можно больше вариантов того, для чего этот предмет можно использовать. При этом нужно придумать не столько варианты традиционного использования предметов, сколько необычного, нестандартного.

Допустим, книга предназначена для чтения, но использовать её можно и как груз, когда два склеивающихся предмета нужно прижать друг к другу.

Или как подставку для настольной лампы, как кирпич при построении замка из книг, как бумагу, на которой что-то можно записывать, как топливо для костра, как заслонку от света, как веер, как тайник, в котором можно спрятать записку, как оружие, которое можно швырнуть в нападающего и т. д.

Пусть ребенок попробует изобрести новое применение для таких предметов, как стул, карандаш, орехи, пробка от бутылки, спички, скрепки, стол. Если малыш уже ничего не может придумать, помогите ему с вариантами. При этом желательно наглядно объяснить ребенку ваш вариант нестандартного применения предмета.

7. Игра «Золотые руки»

Тоже игра на переформулирование. Только задается не конкретный предмет, а материал, из которого можно делать разные предметы.

Например, Вы говорите ? дерево, а малыш должен придумать как можно больше обычных и необычных предметов, которые можно сделать из дерева.

К примеру, стул, карандаш, стол, шкаф, тумбочка, книжная полка, дверь, оконная рама, рамка для картины, статуэтка, шахматная доска, шахматы, корабль, дом, детский конструктор, книга, лестница и т. д.

Материалом может быть металл, ткань, воздух, вода, стекло, пластмасса. А затем можно предложить ребенку представить себе материал, который обладает и свойствами стекла, и дерева. Например, деревянное стекло или прозрачное дерево. Или сочетающее свойства металла и ткани ? мягкое, словно ткань, но прочное, словно железо. И пофантазировать, что можно смастерить из таких материалов.

8. Игра «Настроение в красках»

Эта игра учит передавать настроение в цвете. Предложите ребенку подумать и изобразить эмоции, чувства, настроение. Допустим, страх, обиду, любовь, злость, веселье. Сформулируйте для ребенка эти чувства конкретно, а не абстрактно.

Например, «Ты идешь в цирк и у тебя очень веселое настроение. Каким цветом ты бы нарисовал это настроение?» «Твой друг не захотел с тобой играть и ты на него обиделся. Каким цветом ты бы нарисовал эту обиду».

«Каким цветом ты бы отобразил любовь к маме?»

Объясните ребенку, что сам рисунок, т. е. что именно рисовать, значения не имеет. Важен только цвет. Это могут быть круги, цветные линии, мазки. Но если ребенок что-то захочет нарисовать, то не мешайте ему.

Если у ребенка не возникает с цветом никаких ассоциаций, выполните это задание сами. Попутно рассказывайте ребенку, почему именно в этом цвете Вы видите такое настроение.

Но причины, по которым выбран тот или другой цвет не столь уж и важны.

Важен сам процесс, который открывает новые каналы творческого мышления и развитие воображения, связанного с миром настроения, эмоций и чувств, а также с миром красок.

Еще один вариант ? разукрасить два одинаковых контурных рисунка. На одном ? веселый и добрый волшебник, а на другом ? мрачный и злой.

Придумайте небольшую историю про доброго волшебника и предложите ребенку раскрасить его так, как он хочет.

Затем ? несколько слов о злом волшебнике, которого также надо будет раскрасить. Так как рисунки одинаковые, то единственная возможность выразить отношение к персонажам ? цвет. Затем обсудите с малышом, почему именно так он раскрасил волшебников.

Спросите, как выражают отношение к персонажам выбранные цвета.

Важно, чтобы ребенок получил опыт выражения эмоций через цвет. Хорошо, если малыш дает при выражении противоположных чувств принципиально разные цветовые решения. Это может свидетельствовать о его художественной одаренности.

9. Игра «Пантомима»

Эта игра развивает способность к генерированию идей. Этот прием заключается в творческом подходе к решению задачи. Его суть ? в генерировании как можно большего количества идей.

При этом не обязательно чтобы каждая идея была правильной. Возможны даже самые нелепые и необычные идеи. Важно, чтобы их было много.

Чем больше идей, тем больше вероятности найти среди них по-настоящему хорошие мысли.

Тренировка этого умения связана с развитием творческого воображения. Параллельно важно также обучение умению создания оригинальных образов: ? умению «включать» воображаемый объект в новые отношения и связи;

? умению выбирать самый оригинальный из нескольких образов.

Также игра способствует развитию актёрских способностей, умению управлять движениями, жестами и мимикой.

Для игры не нужен дополнительный материал. Ребенок должен отгадать ваши пантомимы. Например, Вы изображаете: ? лису, удирающую от охотника; ? свалившегося в болото петуха; ? скачущего верхом по прерии индейца; ? радующуюся банану обезьянку;

? маленького медвежонка, который ест мед и пр.

Через пантомиму можно изобразить не только животных, но и людей (например, выполняющих какую-то работу), движущие или неподвижные предметы и т. д.

Ребенок должен угадать, кого Вы изображаете и что делает ваш персонаж. Или предлагать разные версии, пока не приблизится к разгадке максимально близко.

Малыш должен выдвигать как можно больше самых различных идей, и что не нужно бояться ошибок.

Если малыш все же не сможет угадать, то расскажите ему сами, что Вы показываете и проанализируйте мимику, жесты и движения, с помощью которых Вы изображаете персонаж.

Когда у ребенка получится разгадать пантомиму, то предложите ему сыграть главную роль в пантомиме, а Вы попытаетесь угадать, что он изображает. После игры расскажите, что ему удалось изобразить хорошо, а что ? не слишком.

Если детей несколько, то можно устроить между ними соревнование, кто больше всего разгадает пантомим и у кого пантомима получилась лучше и выразительнее всех.

10. Игра «Представь себе»

Задайте малышу задачу: «Представь себе, если бы вдруг ожили твои игрушки: собачка, кукла, машинка, слоник, мишка и др.

Что бы они сказали тебе? В ответ ребенок придумывает, что бы могли сказать ожившие игрушки. Допускаются самые смешные и невероятные идеи и чем больше, тем лучше.

Пофантазируйте, что бы мог сказать оживший кухонный стол, на что мог бы пожаловаться диван или чем могла бы похвастаться его любимая книга.

Затем можно перейти к необычным явлениям. Что, если солнышко привязать веревками так, что оно не сможет уйти за горизонт? Или если предметы будут падать не вниз, а вверх? Или если бы человек мог не есть? Пусть ребенок выскажет как можно больше предположений о том, что бы могло произойти в таких ситуациях. Больше советов про развитие творческих способностей у детей.

Лана Озерова

Источник: http://lovaro.ru/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-rebenka-poleznye-igry/

Маленькие волшебники Литература и пособия Советы психолога Эльвира Владимировна Берчатова Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

            Способности человека – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Творческие способности определяются созданием предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

            Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя.

Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве.

Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв.

Построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.

            Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлении инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое.

Поощрение творческих проявления особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.

            Уже в 3-4 года на занятиях по изодеятельности дети используют цвет для передачи эмоционального отношения, оттенков настроения. Выполняя задания через игру и игровые действия, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш испытывает удовольствие от вида деятельности, тем больше ему хочется делать, ему интересен не результат, а сам процесс деятельности.

            И все-таки ярко способности начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Дети этого возраста уже сами могут проявлять творчество в составлении сказок, в рисовании картин, в организации игр, в конструктивных и развивающих играх.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: это сенсорные эталоны, символы, знаки, прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, планы.

Использование таких обозначений позволяет детям обобщить свой непосредственный опыт, выделить в деятельности наиболее существенные для решения задачи стороны.

            Ряд исследований отечественных психологов (Леонтьев, Эльконин, Запорожец) показали: развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности: конструировании, изобразительной деятельности, речевой и игровой.

            Игра – это поле свободной творческой деятельности.

Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношение, играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы игра была интересной.

Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, овеществлять живое, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.

            Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу «Грамматика фантазии», где описал приемы, способствующие развитию воображения. Описанные им приемы оказались настолько универсальными, что их с успехом применяют для развития творческих способностей в детской игре.

            Развивающие игры – это большой потенциал для развития творческих способностей детей.

Они, конечно, не могут заменить «железа» и «верстака с инструментами», не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям, это только одно из средств развития способностей.

Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

            Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

            Какие развивающие игры и игровые задания мы используем в своей работе?

            – «На что похоже?»

            Цель: поиск сходных признаков далеких друг от друга предметов.

            – «Оживший предмет»

            Цель: представить, что это живой предмет, каким был бы эго характер, о чем и как мог говорить.

            – «Что бывает?»

            Цель: выяснить форму, цвет, предполагаемый предмет.

            – Говорить от имени»

            Цель: иллюстрация или фотография, например дерева. Рассказать от его имени.

            – «Найди предмет с заданным характером или настроением»

            Цель: выявить личное отношение к предметам, выражать это в речи. (пример: найди самую грустную куклу).

            – «Оживший предмет»

            Цель: учить детей оживлять группу предметов и действовать сними (пример: грецкие орехи – гномы, каждый берет на себя роль, сочиняет сюжет, играет).

            – Игровая ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, придумывает сюжет.

            – «Игра-соревнование»

            Цель: кто больше назовет красивых слов, проведет больше линий, быстрее пройдет по извилистой дороге; кто больше составит оттенков определенного цвета.

            Для организации работы по развитию творческих способностей в разных видах деятельности необходимы игры нового типы, игры, моделирующие сам творческих процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

            Для развития дошкольника основной путь – это обобщение своего собственного чувственного опыта, что дает возможность применять его к самому широкому классу задач. Это отличает способности от конкретных знаний и умений.

            Можно знать, например, виды животных, называть их, но не уметь анализировать и доказывать. Почему, то или иное животное ведет присущий ему образ жизни или как связан человек со всей живой природой.

Ребенок-дошкольник опирается прежде всего на наглядные средства.

Поэтому основным в образовании творческого начала дошкольника мы считаем организацию собственного опыта, которые взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств – эталонов, символов, условных заместителей, моделей и схем.

            Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма при его организации это наблюдение и экспериментирование, например, при ознакомлении с природными явлениями и временами года.

Здесь обязательно нужна помощь взрослого, чтобы помочь увидеть новое в знакомом.

Только потом взрослый помогает обобщить опыт и обозначить его символом: круг, квадрат, треугольник, пятно белого цвета, снежинка, сосулька и т.д.

            Второй формой в организации опыта ребенка будет проживание им в различных ситуациях. Мы используем накопленный опыт детей и учим их выражать свое отношение. Взрослый подводит ребенка к раскрытию некоторых закономерностей, и учить выражать свое впечатление.

Так, знакомясь с характерными признаками зимы педагог создает ситуацию вживания посредством прослушивания музыкального произведения, а также посредством вхождения, например в картину (опыт Зубаревой – остановиться, послушать, посмотреть, почувствовать). Дети, вживаясь в образ, выражают свои чувства (кружатся как снежинки, дрожат от холода как зайчата).

Дети выражают свои впечатления языком движений, языком живописи, языком музыки.

            На протяжении всего дошкольного возраста развиваются творческие способности детей. Они непосредственно связаны с психическими процессами, особенно с воображением. Любое творчество ребенка означает попытку выразить себя, свое отношение к миру.

            Во-первых, развитие творческих способностей нужно начинать с самого раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия, опережающие развитие способностей. В-третьих, понимаясь каждый раз до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых, творческие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с детьми, взрослые, незаметно для себя, приобретают очень важное умение, это умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решение.

            Итак, мы пришли к выводу как же надо развивать творческие способности. Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста. То есть с очень раннего по современным представлениям.

Второе важное условие эффективного развития способностей – это необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

            Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, мастерскую с материалами и инструментами, строительные материалы, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач и многое другое. Все это составляет развивающую среду, существенно раздвигает мир детей, расширяет их возможности познавать. При этом предоставляется ребятам большая свобода в выборе занятий, их последовательности во времени и способах работы.

            Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимается выше и выше.

И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое важное условие. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов работы.

Здесь желание ребенка, его  интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

            Но представленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Вот последнее, пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

            Классификация способностей очень велика и до конца еще не изучена. В дошкольном возрасте это могут быть художественные способности, речевые, интеллектуальные, конструктивные и многие другие. Чтобы правильно строить работу по развитию способностей, необходимо выявить склонности ребенка, изучить и подобрать индивидуальные программы и лишь потом строить работу.

            Мы же в своей работе опираемся на средний уровень развития ребенка. Отсюда и строим работу. Это значит, что мы закладываем только предпосылки для развития творческих способностей детей.

            Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются, в основном, не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию на общечеловеческие ценности.

            Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

            Понимание того, какие средства, в какой последовательности и на каком содержании следует давать детям дает возможность проводить с детьми различную работу в различной форме и на различном материале.

            Главное условие успешности работы по развитию творческих способностей – это четкое осознание его развивающей цели, вместе с детьми открывая способ решения.

Источник: http://baby-scool.narod.ru/media/book/roditelyam/berchatova/razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector