Развивающие игры для детей. развивающие игры бориса никитина

Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.  Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.

Никитины

Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке).

Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня.

Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.

Как нужно воспитывать ребенка?

Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).

Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника.  Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать.  Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.

Часто есть две крайности воспитания детей:

  • Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
  • Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.

Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.

Принципы воспитания Никитиных

  • Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
  • Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.

Развивающие игры по методике Никитиных

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

  • Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
  • Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
  • Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
  • Требовать решение задания  нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
  •  Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
  • Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления.

Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.

Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления

Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал).

 Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание.

Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке.

Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу.

Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.

Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета.  Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.

Как и у любой методики раннего развития, будь то методика Монтессори, Домана или Дьенеша, есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.

Достоинства и недостатки методики Никитиных

Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!

Знали ли вы про методику Никитиных? Используете в своих играх с детьми их разработки?

С уважением, Ирина

Источник: https://my-happybaby.ru/metodika-nikitiny-h-i-razvivayushhie-igry

Читать Развивающие игры

Б.П.Никитин

Развивающие игры

Автор книги, известный многим читателям по выступлениям в печати о воспитании детей, рассказывает об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», подробное описание методики их проведения и способа изготовления.

Для родителей.

Посвящаю детям — творцам будущего

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, способным?

Это зависит от вас, от того, когда начнете и как будете развивать его способности…

* Предисловие *

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» Значит, игра, ее организация — ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра — это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра — это и школа общения для ребенка.

Известно, что игры бывают разные: и ролевые, и подвижные, и дидактические. Игровой дух может пронизывать всю жизнь семьи, объединять родителей и детей.

Именно такой дух раскованности, игры царит в доме Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных.

Это позволяет родителям не превращать любое дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целям увлекательный характер, и тогда позиция педагога сразу же становится кровным делом детей, а воспитание — творчеством.

В жизни этой семьи не понукания и запреты стоят на первом месте, а совместные радостные поиски и переживания от удачных находок. Внутренне родившееся усилие приводит к образованию новых потребностей испытать себя в деле, повторить удовольствие от успеха, пережитого в игре.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию.

Если внимательно всмотреться в быт семьи Никитиных, то можно заметить своеобразные мостики, которые соединяют игровое начало с неигровым. Сын Алеша приобрел ловкость в игре.

И это качество само по себе срабатывает, когда он чинит крышу — тут ведь тоже ловкость нужна.

А когда он по нескольку часов сидит за изготовлением точного прибора — здесь не только выдержка и аккуратность нужны, но и приобретенные в играх находчивость, сметка.

Думается, что к этим сложнейшим связям, которые сложились в семье Никитиных, Борис Павлович и его жена Лена Алексеевна пришли сознательно. Уже давно Борис Павлович увлечен педагогикой и психологией. Он создавал психологические тесты, задачи для определения творческих способностей школьника. Поэтому игровой опыт Никитиных можно рекомендовать родителям.

Игры, описанные в этой книге, не просто собраны, не просто подобраны методически и описаны — они «рождены», переосмыслены, додуманы, выверены опытом известной семьи Л. А. и Б. П. Никитиных.

Воспитательная система Никитиных представлена в этой книге лишь одной своей гранью. Это система, которую можно назвать Педагогикой Предоставления Возможностей. Эту педагогику развивали В. А. Сухомлинский, Б. Спок, Я. Корчак.

Никитины успешно осуществляют и глубоко осмысливают эту педагогику в условиях своей многодетной семьи.

Читайте также:  Сказка «хитрая наука»

Получить представление об этой педагогике, почувствовать ее главный смысл и «аромат», перенять ее можно по тем правилам, которые сформулированы в этой книге.

Вот пять условий развития способностей детей, которые приводятся в начале книги: 1) раннее начало; 2) создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; 3) организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей; 4) обеспечение большой свободы в выборе деятельности; 5) помощь взрослых.

Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результаты, в чем могут убедиться читатели.

Эта книга описывает подсистему системы воспитания Никитиных, что доказывается соответствием особенностей игр тем пяти условиям, которые выдвинуты: 1) «пища» для ума с раннего возраста; 2) условия для опережающего развития способностей; 3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно; 4) игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества; 5) родители учатся не мешать ребенку в самостоятельной деятельности. Это значит, что даже в отрыве от всей остальной системы Никитиных грамотное применение описанных здесь игр само по себе даст толчок в развитии ребенка.

Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных 2-3-летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются взрослые. Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка.

Их, конечно, нельзя называть играми в подлинном смысле этого слова. Это скорее обучение с использованием игровых моментов. Поэтому автор книги настойчиво предостерегает родителей, которые, желая блага своему ребенку, могут перегрузить его занятиями, не учитывая индивидуальных особенностей.

Поэтому — никакого принуждения!

Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.

Теперь осталось пожелать родителям внимательно прочитать книгу, изготовить игры и начать играть.

* Что такое развивающие игры *

Мы получаем много писем, и в большинстве из них просьбы: «Поделитесь своими секретами воспитания», «Напишите подробно, как вы развиваете своих малышей», «Где найти описание ваших игр?»

Секретов у нас, конечно, никаких нет, но отличий от традиционных методов воспитания накопилось уже довольно много, и одно из них -развивающие игры. Эти игры необычные. Они родились в общении с детьми и при их непосредственном участии.

Вот уже более пятнадцати лет они «проходят проверку» на практике не только в нашей большой семье, но и в самых различных семьях, а также в Экспериментальной студии эстетического воспитания дошкольников (г. Химки) и вызывают интерес не только у детей, но и у многих родителей.

В них можно играть и в одиночку, и целой компанией, и в детском саду, и в школе, а можно устраивать настоящие соревнования с самим собой или с собственными папой, мамой, бабушкой.

Любопытно, что в соревнованиях между взрослыми и детьми довольно скоро начинают побеждать и маленькие, и не в результате какого-нибудь слепого везения, а в честном -на равных! — интеллектуальном поединке, где сражаются смекалка, внимание, глазомер и множество других качеств человеческого ума. И не просто сражаются, но при этом и успешно развиваются.

Источник: http://online-knigi.com/page/66610

развивающие игры Никитиных, игры Никитина

Основатели методики раннего развития Борис Николаевич и Лена Алексеевна Никитины считали, что для развития ребенка необходимо создать соответствующую среду, окружить его условиями, способствующими опережению мысли.

Кроме того, родители должны  активно участвовать в играх ребенка, радоваться его успехам, быть неравнодушными к любым достижениям. Совместить эти два принципа раннего развития помогают развивающие игры Никитиных.

Все игры Никитиных построены «от простого к сложному» и будут длительное время интересны ребенку, т.к.

развиваясь, он будет перешагивать на следующий уровень своих способностей. При этом создаются условия, опережающие развитие способностей. Сами авторы так и назвали свои игры — «ступеньки творчества».

Игры Никитиных способны развивать: память, внимание, воображение, умение находить закономерности, классифицировать материал, способность из имеющихся предметов создавать комбинации, находить ошибки, а также познакомиться с пространственным представлением.

В основе всех развивающих игр Никитиных заложены следующие моменты:

— решение поставленных задач с помощью кубиков, квадратов, кирпичиков, конструктора;

— постановка задачи происходит в помощью рисунка (плоского или изометрии), чертежа, устного проговаривания, либо письменного задания. Так ребенок знакомится со способами передачи информации;

— трудность задачи все время возрастает и это позволяет развивать творческие способности ребенка;

— ребенок может не справиться с задачей с первого раза.  Ничего страшного. Значит он еще не дорос и нужно повторить попытку через некоторое время;

— решение поставленной задачи всегда наглядно и осязаемо. Дети не способны мыслить абстрактными понятиями, т.е. цифрами.

            Многие из интеллектуальных игр Никитина доступно сделать своими руками, взяв за основу картон, обычные кубики и например, самоклеющуюся цветную бумагу. В магазинах  развивающих игрушек всегда можно встретить изготовленные из качественных материалов игры и пособия Никитиных.

            Поговорим немного о самих играх. Одной из первых игр, которую вы можете предложить ребенку (рекомендуется от 1,5 лет) – это игра «Сложи квадрат».

Цветной квадрат, который можно выполнить из картона, разрезаем на несколько частей: для начала на два треугольника или два прямоугольника, затем количество частей увеличиваем. Задача малыша – сложить квадрат.

Играть в эту игру можно и с другими геометрическими фигурами и  с любыми картинками, например, изображениями животных. А-ля первый пазл для детейJ.

Следующей игрой может стать «Сложи узор». У кубика четыре стороны окрашены в разные цвета, а две грани на половину, в виде треугольников 2-х цветов. Не забываем, что узоры должны строиться «от простого к сложному». Ребенок может строить узоры по шаблонам, рисункам, а затем и используя собственную фантазию.

«Уникуб» позволяет строить фигуры в трехмерном пространстве, формируя пространственную  ориентацию. И наконец, «Точечки» — это карточки разных цветов (Никитинырекомендуют выполнить три вида), на которые наносятся точки от 0 до 10 и такие же карточки с цифрами от 0 до 10.

Развивающие игры Никитина будут сопровождать ребенка ни один год. У меня играет с кубиками Никитина Степан в 10 месяцев (строит и ломает башенки, собирает в сумочку и коробку) и Иван в 8 лет (придумывает узоры). А  «Сложи квадрат» и «Точечки» я делала уже несколько раз и всегда беру их в поездки.

Источник: http://academy4baby.ru/metodiki-razvitiya/razvivayushhie-igryi-nikitinyih

Игры Никитина – Ребенок в детском саду

Игры Никитиных можно сравнить с музыкальными инструментами, уникальными, многоголосными универсальными инструментами.
Лена Данилова.

Борис Никитин придумал множество развивающих игр для своих детей. Эти игры за более чем полувековую историю своего существования не утратили ни актуальности, ни востребованности. В них играют в России, Японии, Германии и других странах. «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби» остаются по-прежнему хитами в детских садах и домах.

Игры Никитина помогают раскрыть творческий потенциал ребенка. По мнению самого автора, «там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры (…) смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка»…

Эти игры прошли боевое крещение родными новатора. По воспоминаниям его внуков и детей, Борис Павлович разрешал им находиться в кабинете во время создания очередной игры. И не просто находиться, а принимать непосредственное участие в процессе: придумать задание, раскрасить детали.

Почему же игры Никитина так популярны? Потому что, они универсальны.

  • Они имеют невероятно широкий диапазон задач: по сложности, виду деятельности.
  • Они рассчитаны на любое количество участников: в них можно играть в одиночку и всей группой в детском саду.
  • И самое главное отличие от традиционных игр, использующихся в классической системе образования — эти развивающие пособия воспитывают человека думающего, рефлексирующего, который сам учится доходить до истины, без подсказок взрослого.
  • Их можно сделать в домашних условиях: из картона, бумаги, фанеры.

Все игры Никитина имеют несколько уровней сложности. Например, популярное пособие «Уникум» подразумевает выполнение 60 (!) задач.  Каждая игра включает в себя работу с различными фигурами, деталями конструктора.

Как играть в игры Никитина

Как писал сам Борис Павлович Никитин, «их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать: “Играй!” – игра может «не пойти»».

Игры направлены на раннее развитие, поэтому знакомить с ними ребенка можно с малых лет. При этом роли взрослого и ребенка в игре четко определены.

Пособия построены не на бездумном следовании инструкции, а на активном поиске ответа. Задача взрослого — довольно сложная: не вмешиваться в игровой процесс, но при этом контролировать ситуацию.

Контроль заключается в том, чтобы предлагать игру по возрасту и уровню развития ребенка.

При этом, начинать следует с самых простых игр и заданий, ведь в самом начале пути успех играет ключевое значение. Он стимулирует ребенка, заинтересовывает его.

В том случае, если игра наскучила малышу, не следует настаивать на продолжении игрового сеанса. Сделайте перерыв в месяц или два, и возвращайтесь снова к этому игровому пособию. А в перерыве можно попробовать с ребенком » пройти» другую игру.

Популярные игры Никитина

Рамки и вкладыши Монтессори — это первый шаг в мир интеллектуальных пособий Никитина. 16 рамок, включающих вкладыши в виде геометрических фигур, могут заинтересовать ребенка уже в возрасте года. Цель — подобрать соответствующий вкладыш.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для 4 класса. творчество поэтов

Уникуб — следующая ступень в мир раннего развития. Они рекомендованы с 1,5 лет. 27 деревянных кубиков с цветными гранями откроют для ребенка мир трехмерного пространства. Малыш может придумывать свои композиции, составленные из трехмерных фигур, или воспользоваться предложенными схемами (ближе к 4 годам).

Уникуб идет в комплекте с сумочкой-коробкой. Задания разноплановые: от сложить кубики в коробку таким образом, чтобы все дно стало красным, до  собрать красную букву «н» или синюю «п».

Сложи квадрат подойдет детям с двух лет и старше. 12 квадратов предлагается сложить из частей: треугольников, прямоугольников и других.

Существует несколько уровней: первый — самый простой, второй — сложный, для детей постарше и самый трудный — третий, он подойдет даже для взрослых! Существует даже нулевой уровень — вынуть части квадартов из доски. Популярная и интересная игра.

Ее можно взять с собой в путешествие, занимать детей в свободное время, собирать на скорость.

Сложи узор — это 16 деревянных кубиков, в которых каждая грань имеет свой цвет. Эта игра отличается тем, что здесь нет четких и законченных заданий, как в других играх Никитина.

Начать занятия с ними лучше всего с выкладывания разноцветных дорожек, составления своих узоров. Как и в случае с Уникубом, можно ориентироваться на задания из книг «Чудо-кубики. Альбом с заданиями для игры «Сложи узор» для детей 2-5 лет» и «Чудо-кубики – 2. Альбом с заданиями «Сложи узор» для детей 4-8 лет».

Игра может продолжиться на бумаге, когда вы предложите ребенку срисовывать узоры с кубиков. Это задание направлено на развитие графических способностей и готовит руку к письму.

Точечки направлены, в первую очередь, на развитие навыков счета, определения цветов. На квадратных разноцветных карточках с нанесенными точками от нуля до десяти предлагается разложить квадраты по цвету и по порядку.

Дробипроходят не обязательно в школе. Изучать их можно уже с трех лет, в игровой форме. На трех фанерных дощечках расположены по 4 круга: одинаковые по размеру, но разные по цветам. Первый круг — целый, второй — разрезан на две равные части, третий — на три, — и так вплоть до 12. Пособие позволяет закрепить знание цветов, счета, умения сравнивать предметы.

Среди задач — уложить вряд по одной части всех цветов, найти большую часть, назвать части. В конце предлагается придумать новые задачи.

Игра Собирайка — набор кубиков из пластмассы и инструкция.

Это лишь некоторые из игр, которые популярны среди воспитателей и родителей. О других играх можно узнать в пособии Б. Никитина, которое так и называется «Интеллектуальные игры».

Кроме дидактических игр и материалов по методикам Никитина создано много различной вспомогательной литературы и альбомов. К примеру, к кубикам «Сложи узор» выпущен специальный альбом «Чудо-кубики СЛОЖИ УЗОР (альбом-игра к кубикам)».

Автор — Даниленко Мария. 

Фото игр сделано в магазине развивающих игрушек «Детский сад» (detsad-shop.ru)

Источник: http://deti-club.ru/igry-nikitina

Борис Никитин — Ступеньки творчества. Развивающие игры

Здесь можно скачать бесплатно «Борис Никитин — Ступеньки творчества. Развивающие игры» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: upbringing-book, издательство ЛитагентСамокат3b5647f4-1880-11e4-87ee-0025905a0812, год 2017.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Ступеньки творчества.

Развивающие игры» читать бесплатно онлайн.

Развитие любых способностей, в том числе и творческих, – последовательный, планомерный труд, шаг за шагом. Терпеливое и вдумчивое, но в то же время и радостное занятие. В этом был уверен автор книги, которая уже более 30 лет издается в России и за рубежом.

Семья Никитиных – дети и внуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны – и последователи педагогов-новаторов продолжают изобретать новые игры и задания к уже существующим.

Данная книга включает подробные описания развивающих игр, методические приемы, задания, дополненные новыми разработками, а также размышления Бориса Павловича об условиях успешного и гармоничного развития ребенка, полноценного раскрытия его творческих способностей.

7-е издание, исправленное и дополненное6-е издание выходило под заголовком «Интеллектуальные игры» в 2009 году

Борис Никитин

Ступеньки творчества. Развивающие игры

Предисловие от семьи Никитиных к 7-му изданию, исправленному и дополненному

У вас в руках книга, в которой сконцентрирован методический и творческий опыт Бориса Павловича Никитина более чем за 35 лет – фактически с 1962 по 1998 годы.

Борис Павлович придавал изобретению и методической проработке развивающих игр[1] огромное значение и занимался с детьми разного возраста и взрослыми буквально до последних своих дней. Он был убежден, что за такими играми – будущее. И оказался прав.

Сегодня «развивалки» можно найти едва ли не в каждом киоске. Но «никитинские игры» занимают особое место в бесконечном ряду развивающих пособий. Прежде всего потому, что за ними лежит вот уже полвека постоянной практики, анализа, доработки.

Все началось с того, что двое умных и наблюдательных педагогов-родителей, Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, своими руками начали делать принципиально новые игры и пособия для своих семерых детей.

Все они имели определенное прикладное значение, в основе некоторых лежали известные психологические тесты.

Однако их целью стало не просто измерять, а и развивать интеллект ребенка заданиями возрастающей, «поступенчатой» сложности.

Первые шесть игр – «Сложи узор», «Уникуб», «Внимание», «Внимание – Угадай-ка!», «Кирпичики», «КБ САМ» – показали отличные результаты на практике и были описаны в брошюрке, изданной в 1976 году. Количество игр стало активно прирастать, а книга о них – широко переиздаваться.

Тысячи молодых пап и мам по всему Советскому Союзу активно изучали развивающие игры, сами обрабатывали, резали, красили и склеивали кубики, фанерки и картонки, рисовали к ним задания и занимались с малышами. С 90-х годов ХХ века «никитинские игры» успешно внедряются в практику детских садов в Японии и в Германии.

В последнем прижизненном издании (1998) Борис Павлович описывает уже 17 игр и разнообразных пособий.

Параллельно все игры и пособия не прекращали проходить «испытания» в нашем семействе: с детьми и внуками, детьми многочисленных друзей, знакомых и гостей, с подростками и взрослыми.

И дети, и взрослые не только увлеченно играли, но и придумывали новые задания и проходили специальные тесты, составленные Борисом Павловичем на основе некоторых игр. За десятилетия Борис Павлович накопил огромную статистическую и исследовательскую базу, постоянно совершенствовал методику занятий.

Он сам виртуозно играл с малышами, подчеркивая: «Не превращайте развивающие игры в скучное методическое пособие!»

Дети, выросшие с этими играми, стали взрослыми. Выросли уже и наши собственные дети. Теперь в «дедушкины кубики» с увлечением играют правнуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны. И по-прежнему эти игры продолжают поворачиваться к нам новыми гранями и возможностями.

Готовя это издание, впервые без участия Бориса Павловича и Лены Алексеевны, мы сделали много неожиданных открытий, совершенно по-новому взглянув на такие привычные, казалось бы, кубики.

Кроме того, с 2015 года одиннадцать игр выпускаются под нашим контролем, что тоже нас многому учит.

Поэтому в 7-м издании книга «Ступеньки творчества. Развивающие игры» выходит серьезно переработанная и дополненная.

Сюда вошел весь авторский текст Бориса Павловича, который в свое время помогала писать и редактировать Лена Алексеевна. В том числе восстановлены интересные наглядные примеры из самой первой брошюрки 1976 года.

Мы сознательно оставили подробные описания «Как самим сделать игру» – и не только в память о тех тысячах энтузиастов, которые десятки лет делали эти игры своими руками. Часть пособий еще не выпускается промышленным способом, и некоторые родители используют собственные ресурсы.

В книгу включена также работа Бориса Павловича «26 факторов формирования и развития творческих способностей» – своеобразный конспект его многолетних размышлений, приглашение родителей и педагогов к сотворчеству.

Появилось и много нового.

По своим собственным малышам мы видим: приемы и истории, которые отлично «работали» в играх двадцать, тридцать, сорок лет назад, уже не так результативны. Мы наблюдали, анализировали, пробовали – и находили то, что работает сегодня.

Поэтому книга «приросла» новыми методическими приемами. Иногда дополнения удалось органично встроить в авторский текст, иногда они указаны как «Дополнения к новому изданию».

А новые задания к играм, как мы считаем, хорошо дополнили идею «ступенек», возместили некоторые разрывы в прежних версиях заданий.

В «Уникубе» и «Кирпичиках» уровень сложности теперь повышается более плавно, и так же ритмично у занимающихся «подрастают» сообразительность, воображение, внимательность – то есть творческие аспекты интеллекта, о чем так заботился Борис Павлович.

Мы рады, что к семейному творчеству подключились правнуки, сумевшие абсолютно по-новому взглянуть на «Кубики для всех» и «Сложи квадрат». Это раскрыло невероятно интересные возможности «никитинских игр» и подарило целые серии принципиально новых заданий.

Кроме того, для занятых молодых родителей, предпочитающих краткое изложение, мы разработали несколько компактных памяток, которые приведены в приложениях.

Борис Павлович был убежден: если начинать с раннего возраста, то у человека возможно развить абсолютно все способности. Наша жизнь – жизнь детей и внуков Б. П. – и подтверждает, и опровергает эту категоричную позицию. Мы росли в одних условиях, но выросли все очень разными по склонностям, увлечениям, профессиям.

В кого-то удачно «попала» таблица Менделеева, а другой всю жизнь терпеть не может химию, хотя таблица висела на стенке для всех. То же самое с развивающими играми: одни до сих пор увлечены «Кубиками для всех», другие с нежностью вспоминают «Дроби», а кто-то не устает восхищаться «Таблицей сотни».

При этом, судя по всему, именно «ранний старт» помог всем заразиться любознательностью на всю жизнь.

С другой стороны, стоит признать, что среди всех Никитиных едва ли не самыми изобретательными выдумщиками до сих пор остаются сами Борис Павлович и Лена Алексеевна – у которых особых условий для «раннего развития» в детстве не было. И мы продолжаем спорить и друг с другом, и с Борисом Павловичем: что же «вложено» в человека до рождения, а что воспитуемо после?

Читайте также:  Праздник букваря в 1 классе. сценарий

Зато у всех нас, Никитиных, в крови – любить и хотеть делать что-то вместе с детьми, доверять им и уважать их самостоятельные решения. Уверены: это пришло от наших родителей и во многом благодаря разнообразному «развивающему» домашнему пространству, которое они придумали и создали. Важной частью этого многомерного пространства были те самые игры и пособия.

Они действительно отлично готовят к школе, особенно к математическим дисциплинам, дают всё «пощупать» руками – цифры, числа, даты, части целого, дроби и отрицательные числа, геометрические фигуры и линии. После них на уроках все усваивается легко – так, как это было дома, вместе с папой и мамой.

И технологией развивающей игры, и самими играми может овладеть каждый, кто захочет, – об этом вся книжка.

Но нет одинаковых детей, как нет одинаковых пап и мам. Технологии технологиями, но Борис Павлович все время призывал внимательно наблюдать за ребенком, учитывать его реакции и учиться у него – тогда любые совместные занятия взрослого и малыша дадут богатые плоды. А развивающие игры предоставляют для этого целый веер возможностей.

Пусть эта книга поможет вам найти индивидуальный темп развития именно вашего ребенка и способы преодоления самых трудных «ступенек». Вы лучше сможете увидеть и изучить его личность: особенности характера, склонности, увлечения.

А попутно обязательно проявится ваш собственный характер – и зоны ваших внутренних вопросов: что я делаю так, а что – не так? Почему здесь я и мой ребенок не понимаем друг друга? В чем я могу и должен помочь, а где должен чувствовать и держать границу его ответственности и самостоятельности?

Развивающие игры – отличный инструмент в ваших умных руках. Изобретайте, наблюдайте, пробуйте, творите в играх и в жизни! Успехов вам!

Семья Никитиных

Июль 2016 года

От автора. О чем эта книга

Эта книга – об играх, но играх необычных. Они родились в общении с детьми и при их непосредственном участии, прошли проверку в нашей большой семье и в других семьях, в экспериментальных студиях, на уроках увлеченных педагогов.

И неизменно вызывали интерес не только у детей, но и у взрослых.

Первая же попытка ввести развивающие игры, даже в небольшой дозе (2–3 раза в неделю по полчаса) в практику работы со старшей группой детского сада показала, что темп умственного развития малышей может вырасти почти вдвое.

В Германии и Японии они выпускаются с 1990-го, а в России – с 1997 года. Если вам не удалось их купить готовыми, то сделайте сами, автор приводит подробное описание в книге.

Но их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: «Играй!» – игра может «не пойти».

Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной, и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые – даже через год.

Источник: https://www.libfox.ru/680916-boris-nikitin-stupenki-tvorchestva-razvivayushchie-igry.html

Играем по методике Никитиных

Игровая методика раннего развития Никитиных известна в России и за рубежом. Супруги Борис и Лена Никитины были родителями семерых детей, то есть все свои педагогические и воспитательные изыскания в первую очередь опробовали внутри своей семьи. В чем особенность этого подхода к детскому развитию и с каких игр стоит начинать знакомство с методикой?

Окружение как стимул к раннему развитию

Пик популярности никитинской системы детского развития пришелся на 70-е-80-е годы прошлого столетия: тогда книги этих педагогов-практиков расходились миллионными тиражами, а сами они выступали на крупных лекциях. Позже о Борисе Павловиче и Лене Алексеевне Никитиных узнали за рубежом: истоками «сознательного родительства» прониклись семьи в Японии, Германии и других странах.

Примечательно, что сами Никитины свою систему воспитания и образования детей системой вовсе не считали, они лишь стремились, по их собственным словам, создать для детей «творческую и здоровую среду» для всестороннего и гармоничного развития. В основе их взглядов — не только педагогические концепции других ученых (например, Марии Монтессори), но и ценный практический опыт воспитания семерых, помноженный на здравый смысл и традиционные подходы к физическому воспитанию детей.

Взгляды супругов Никитиных на физическое развитие детей можно обозначить основным принципом естественности и близости к природе — сегодня эти идеи близки многим родителям и отражены в разных концепциях, например, в теории «естественного родительства».

В самом процессе воспитания и развития детей Никитины использовали очень емкий термин — «раннее начало». По мнению педагогов, в каждом ребенке с рождения заложены самые разные способности и с младенчества они находятся в очень тесной связи, так что развитие одних умений и навыков автоматически ведет к совершенствованию других.

Иными словами, активное физическое развитие (ползание, хождение, плавание) ведет за собой навык речи и стремление к исследованию, а, значит, задействует и интеллектуальные способности. Главное — создать насыщенную и интересную домашнюю среду, в которой ребенок сам сможет развиваться.

Роль родителей в этом процессе — лишь сопровождать ребенка на его пути к познанию и развитию, без давления и, тем более, насилия.

Что формировало ту самую насыщенную среду для детей самих Никитиных? Известно, что в их доме были обширная библиотека, географические карты, математические таблицы и таблица Менделеева и, конечно, разнообразные развивающие игры, созданные заботливыми родителями.

Играем по «системе» Никитиных

В развивающих играх Никитиных особое внимание уделяется феномену раннего интеллектуального развития.

Любопытно, что сам Борис Никитин был убежден, что детский сад и школа (естественно, он оценивал современные ему учреждения) губят все творческое начало в ребенке, поэтому для родителей так важно дать своему чаду максимум еще до начала периода детской социализации.

У педагога даже была гипотеза о «НУВЭРСе» — необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей, он верил, что с возрастом ничем не подкрепляемые детские таланты сходят на нет.

Игры Никитиных направлены на развитие детской памяти, внимания, логических и математических способностей, а вместе с ними — воображения и творчества.

Сами авторы называли свои разработки «спортивным комплексом» для ума и развития творческих способностей, однако признавали, что без деятельного участия взрослого такая игра невозможна.

С играми Никитиных детей советуют знакомить постепенно, по одной. Борис Никитин рекомендовал выдерживать между играми паузу от недели до месяца.

Каждая игра представляет собой набор задач, который необходимо решить, располагая определенным материалом (кубики, кирпичики, квадраты, детали конструктора и др.).

Задачи в играх представлены в рисунках, схемах, письменных инструкциях — то есть, получая конкретную задачу, ребенок знакомится с разными формами ее передачи. Основной принцип в расположении игровых задач — от простого к сложному, эта логика понятна детям и способна увлечь их внимание.

При этом самые сложные задачи посильны только взрослым: для ребенка, познающего мир через игру, этот факт тоже очень показателен, а родителям позволяет «оставаться на одной волне» с играющими детьми, находя собственный интерес в игре.

Важно, что авторы методики запрещали родителям подсказывать ребенку правильное решение задачи или намекать на него. Именно поэтому Борис Никитин говорил, что одна игра может занимать ребенка неделями или месяцами: на решение поставленных задач людям требуется разное время.

Игры Никитиных — популярные и доступные

Даже те, кто ни разу не слышал о системе никитинских игр, наверняка видели самую известную их игру — кубики Никитина. Называется игра «Кубики для всех» и учит мыслить пространственными образами, комбинировать целое из частей, разбираясь при этом в тонкостях графического чертежа.

Одна из задач — уложить все семь кубиков в единый куб, при этом существует несколько десятков способов сделать это.

Возможностей сочетания деталей и создания различных пространственных моделей — множество, и далеко не все они описаны в инструкции! То есть, увлекаясь миром кубиков и их расположения относительно друг друга, ребенок учится самостоятельно создавать новые комбинации и объемные фигуры.

Другая популярная игра — «Сложи узор» — также основана на умении соединять кубики в узоры. В комплект входят 16 кубиков, все шесть граней каждого из них окрашены по-разному в четыре цвета.

Такой внешний вид материала позволяет создавать из него огромное число вариантов из разных цветов (в одном узоре могут быть представлены четыре цвета), а сами узоры напоминают угадываемые контуры предметов и картин.

Интересно, что сегодня родителям доступна информация не только о том, где купить заготовки для этой игры, но и о том, как сделать игру своими силами. Это делает методику Никитиных еще доступнее и дает дополнительный стимул для совместного творчества с детьми.

Известно, например, что самому Борису Никитину его собственные дети помогали с окрашиванием кубиков и подготовкой других игровых материалов.

Помимо распространенных игр Никитиных с кубиками, кирпичиками и частями единого целого (игра «Дроби») в методике есть популярные игры на развитие творческого мышления и воображения. Одна из самых простых и любимых детьми игр — «Обезьянка». Все, что понадобится, — два кубика для взрослого и два — для ребенка.

А затем начинаем играть: взрослый производит действие с кубиками, сопровождая его движениями и, возможно, мимикой или звуками. Задача ребенка — повторить произведенное взрослым действие, копируя его, как обезьянка.

Игра учит перенимать движения, взаимодействовать с предметами, быть внимательным и творчески активным — именно такими мечтали видеть всех детей педагоги Никитины.

Татьяна Гольдина

Источник: https://www.bebinka.ru/article/igraem-po-metodike-nikitinyh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector