Релаксационное упражнение для подростков «полёт к звезде»

Релаксационное упражнение для подростков «Полёт к звезде»

подростковый вариант аутотренинга

Возможности применения аутотренинга в рабо­те с подростками

Учитывая тот факт, что подростковый возраст является одним из критических возрастов, во вре­мя которого возникает наибольшая вероятность пе­реживания чувств тревоги и волнения, необходимо искать способы уменьшения эмоциональной напря­женности подростков. Релаксация устраняет страх и может быть рекомендована для устранения эмо­циональной напряженности, чувства тревоги, психо­генного беспокойства и т. д. Для мышечной релак­сации овладевают одним или двумя стандартными упражнениями.

Многие подростки предпочитают не проявлять свои негативные эмоции (ярость, гнев, печаль), а подавлять их.

В дальнейшем подавление таких эмоций может вызвать большие проблемы, вплоть до развития и усугубления серьезного заболевания.

Аутотренинг (далее — АТ) помогает поддержать контакт с истинными эмоциями и ощущениями и высвобождать их свободно и эффективно с помо­щью определенных упражнений73.

Подростки, участвующие в какой-либо обществен­ной деятельности, могут испытывать волнение пе­ред публичным выступлением.

Таким подросткам для обретения уверенности в себе рекомендуются упражнения, связанные с ассоциацией покоя. Пе­ред выступлением следует сказать: «Я спокоен».

Выйти, сделать вдох и выдох и перенести центр тяжести на ведущую ногу, мышцы остальных ко­нечностей и лица расслабить, принять спокойную непринужденную позу.

Некоторые подростки начинают курить, употреб­лять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряже­ние. Таких подростков следует обучать аутотренингу и другим методам релаксации для снятия напряжен­ности, для укрепления волевой активности и для борьбы с вредными привычками. Применяют метод самовнушения в состоянии релаксации.

АТ также способствует подготовке человека к пребыванию в стрессовой ситуации (например, эк­замены), способствует понижению ситуационной напряженности, повышает скорость адаптации. АТ применяют и в случаях налаживания отноше­ний между подростком и родителями.

Большинство подростков ведет активный образ жизни, для быстрого восстановления сил рекомен­довано погружение в релаксацию на 5-15 минут с самовнушением бодрствования.

______

73 Кеймани К. Аутогенная тренировка. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2002.

Аутотренинг также используют как один из ме­тодов формирования самооценки педагогически за­пущенных подростков.

Именно самооценка позво­ляет подростку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности и спо­собности с требованиями предъявляемыми жизнью, ставить перед собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предложений поп­робовать наркотики и т. д. В области формирова­ния самооценки личности, особенно ее смысловой сферы, неоценимую помощь может оказать само­внушение.

ДВЕ МИНУТЫ ОТДЫХА74

Цель: возможность быстро отдохнуть от психо­логической нагрузки.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, присло­нитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хоро­шо.

Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это мес­то вашей мечты. Побудьте там… Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делай­те, как хотите.

Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты».

Дав инструкцию, тренер и сам может присоеди­ниться к тем, кто отдыхает. Он может в эти две-три минуты наблюдать за отдыхающей группой, советоваться с супервизором, просто обдумывать последующую логику тренинга.

РАССЛАБЛЕНИЕ

Цель: возможность расслабиться и отдохнуть.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая.

Проведение упражнения: «Сядьте удобнее на стульях, расслабьте мышцы, положите удобно руки, закройте глаза. Старайтесь ни о чем не думать. Отдохните на стуле… Вам удобно… Глаза закры­ты… Расслабьтесь… »

Тренер в упражнениях этого типа может варь­ировать свое участие от полного контроля за их выполнением группой до полного «растворения» в группе, т. е. отдыха вместе с группой, когда он дает инструкцию и сам ее выполняет вместе с подростками. Одной из форм контроля будет дооснащение упражнений на отдых и расслабление.

В инструкцию добавляются слова: «Я подойду к некоторым из вас, положу руку на плечо, о чем-то спрошу. Отвечайте с закрытыми глазами так, чтобы было слышно всей группе».

В ходе выпол­нения упражнения тренер идет по кругу и спра­шивает некоторых из подростков примерно следу­ющее: «Где ты? Это место знакомо тебе? Что ты делаешь? Ты один? Кто рядом с тобой? Тебе хоро­шо? Побудь там еще… »

Упражнение может длиться 3-5 минут. Выходит группа из упражнения сама или по команде трене­ра, типа «Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали… возвращайтесь медленно… прощайтесь с теми, кто там был с вами… Открывайте глаза… Потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на дру­га… Мы продолжаем тренинг».

_______________________________

74 Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: — Издательский центр «Академия», 2001.

ДЫХАНИЕ75

Цель: уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения: групповая

Проведение упражнения: «Сядьте на стул. За­кройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь толь­ко на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох.

Не пытайтесь изменить его естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, за­помните, как вы дышите в состоянии покоя, за­фиксируйте рисунок собственного дыхания».

Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии.

КРИК

Цель:разрядка чувства фрустрации, гнева, ярос­ти и т. д.

Возраст: 12-16 лет.

Форма проведения:групповая.

Проведение упражнения:Для выполнения этого упражнения необходимо набрать вгрудь воздуха и закричать изо всех сил, предварительно убедив­шись, что никто не услышит ваш крик! Если та­кой возможности нет, то можно использовать дру­гой способ, например, сесть на стул, положить себе на колени большую мягкую подушку, сделать глу­бокий вдох, а затем закричать как можно громче (во всю силу своих легких), прикрыв лицо подуш­кой. Повторять этот процесс нужно несколько раз, пока не возникнет чувство опустошенности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/14593.html

Сайт педагога-психолога МДОУ № 28 «АИСТЕНОК» г. о. Подольск Пяташовой Евгении Владимировны

Сайт педагога-психолога МДОУ № 28

В условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.

В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к эмоциональным перегрузкам.

Как следствие,  у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого?

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.

Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. 

Релаксационная техника «напряжение-расслабление»— это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Упражнение «Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

Педагог: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».

Упражнение «Озорные щечки»

Цель: расслабление мышц лица.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнение «Шарик»

Цель: расслабление мышц лица.

Очень быстро напрягаем мышцы с первыми строками стихотворения: руки в стороны, щеки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Во время второй части стихотворения мышцы расслабляются, руки вниз, голова опущена.

Надуваем быстро шарик, он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, стал он тонкий и худой.

Упражнение «Рот на замочке»

Цель: расслабление мышц лица.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4—5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Упражнение «Злюка успокоилась»

Цель: расслабление мышц лица.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

Психолог показывает и объясняет: Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…

А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…

Упражнение «Вибрация»

Цель: расслабление мышц рук.

Какой сегодня чудный день! Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли. Вот мы здоровы и бодры.

Упражнение «Штанга»

Цель: расслабление мышц рук.

Дети сидят на стульях.

Мы – спортсмены хоть куда, штангу вверх держать, раз – два! (напряжение)

Ручки наши подустали, штангу вниз мы опускаем,

Сядем тихо, посидим, на спортсменов поглядим (расслабление)

Упражнение «Самолеты»

Цель: расслабление мышц рук.

Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

Руки в стороны, в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед,

Улетает самолет. Впереди огни зажглись,

К облакам мы поднялись. Вот лес, мы тут приготовим парашют.

Парашюты все раскрылись, мы легонько приземлились.

Упражнение «Лимон»

 Цель: расслабление мышц рук.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: 

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по этикету для 9-10 класса

Я возьму в ладонь лимон.  
Чувствую, что круглый он. 
Я его слегка сжимаю –  
Сок лимонный выжимаю. 
Все в порядке, сок готов.  
Я лимон бросаю, руку расслабляю. 

Выполнить это же упражнение левой рукой. 

Упражнение «Мы — олени»

 Цель: расслабление мышц рук.

Руки  — это рога, они очень твердые. Мы пробиваемся сквозь заросли. Пальцы сильно растопырены (рога ветвистые).

Посмотрите, мы олени! Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, ослабли плечи, руки снова на коленях,

Руки не напряжены, расслаблены.

Посмотрите, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.

Упражнение «Шарик»

Цель: расслабление мышц живота.

Сесть на коврик, ноги скрестить. Психолог показывает и объясняет: Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я.

Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Упражнение «Лодка»

Цель: расслабление мышц ног.

Педагог показывает и объясняет. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.

Мы собрались погулять. Все быстрей, не отставать!

Мы немножко побежали, наши ножки подустали.

Мы тихонько посидим, ну а дальше поглядим.

Упражнение «Пружинки»

Цель: расслабление мышц ног.

Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

Упражнение «Загораем»

Цель: расслабление мышц ног.

Дети лежат на полу на спине.

Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем.

Держим, держим, напрягаем,

Загорели, опускаем, ноги не напряжены и расслаблены.

Упражнение «Лодка»

Цель: расслабление мышц ног.

Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Педагог показывает и объясняет. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.

Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!
Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Сели, руки – на колени, а теперь немного лени.
Напряженье улетело и расслабленно все тело.
Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.
Дышим легко… ровно… глубоко…

Упражнение «Слон»

Цель: расслабление мышц ног.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опус кая ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!»

Упражнение «Мы — спортсмены»

Цель: расслабление мышц ног.

На первую часть стихотворения напрягаются все мышцы, дети стоят на одной ноге, раскинув руки в стороны, на вторую часть – мышечное расслабление.

Спортом надо заниматься, каждый день тренироваться,

Руки в стороны, не падай, очень трудно так стоять,

Ногу на пол не спускать! Мы все мышцы напрягаем,

 А теперь их расслабляем. Опускаем руки вниз.

Ну-ка, быстро улыбнись!

Упражнение «Лошадки»

Цель: расслабление мышц ног.

Педагог показывает и объясняет. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

Упражнение «Тишина»

Цель: расслабление всего тела.

Педагог показывает и объясняет. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали — надо спать —

Ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

Упражнение «Летний денек»

Цель: расслабление всего тела.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу, но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица, пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан.

Упражнение «Снеговик»

Цель: расслабление всего тела.

На первую часть стихотворения дети «скатывают» снежный ком, затем изображают снеговика: руки на поясе, спина прямая, мышцы напряжены, улыбка. Снеговик растаял, мышцы расслаблены, руки упали вниз, голова опущена.

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла!

Но солнце припечет слегка – увы! И нет снеговика!

Упражнение «Силач»

Цель: расслабление всего тела.

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

Упражнение «Бубенчик»

Цель: расслабление всего тела.

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

Упражнение «Солнышко и тучка»

Цель: расслабление всего тела.

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).

Упражнение «Грибок»

Цель: расслабление всего тела.

Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются — «грибок растет». Выпрямились (напряжение). Вот какой красивый гриб! Затем гриб старится, медленно оседает -дети расслабленно опускаются на корточки, опускают руки, склоняют головы.

Упражнение «Резиновые игрушки»

Цель: расслабление всего тела.

Я – насос, а вы резиновые игрушки, сейчас вы спущены, мышцы расслаблены. С каждым движением насоса игрушки раздуваются все больше и больше, руки в стороны, щеки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, игрушки спущены, как раньше, мышцы расслабились.

Упражнение «Птички»

Цель: расслабление всего тела.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой.

Вот они присели на красивый поле вой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку.

Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлим ся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Источник: http://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/kartoteki-igr-i-uprazhnenij/94-igrovye-relaksatsionnye-uprazhneniya-dlya-starshikh-shkolnikov

Релаксационные упражнения для детей старшего дошкольного возраста | МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8 пгт. Шахтёрск

Направленность: Релаксация и ее использование для детей 5-7 лет
Место проведения: Кабинет психолога 

Пояснительная записка

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм.

Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций.

Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми старшего дошкольного возраста:

— Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут — В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД — Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц — Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил — Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения

— Завершение релаксации только на позитиве

Обучающее занятие (основы расслабления)

Выберите место на ковре или теплом полу, где вы можете расположиться вместе с ребенком. Вы – рядом, но не касаетесь друг друга. 1. Тебе надо лечь на спину, чтобы было удобно и приятно отдохнуть вместе со мной несколько минут. Мы просто поговорим и расслабимся, отдохнем. Ты видишь, что я тоже здесь, на коврике, вместе с тобой.

Закрой глаза, и представь себе, что ты держишь в руках тяжелые мячики с песком. Сожми сильно «мячики» в кулачках, держи крепко, пока я считаю до десяти. Десять – отпусти «мячики» из рук. Ты чувствуешь, какие руки стали легкие? Расслабь кисти, пусть ладонь и пальчики отдохнут. 2. Представь, что твои плечи стали крошечными, как у Дюймовочки.

Сожми свои плечи, сделай их маленькими, прижми плечи как можно ближе к шее. Я сосчитаю до десяти, а на «десять» — расправь свои плечики, пусть они станут свободными, как крылышки у птицы. Почувствуй, как напряжение (усталость) уходят из твоих плечиков. 3. Снова закрой глаза.

Теперь мы будем расслаблять мышцы лица, поэтому открой свой ротик широко, как можно шире, а я считаю – раз, два, три – расслабь ротик, закрой его. Правда, хорошо? Подними язычок во рту вверх и прижми его к небу, крепко прижми и напряги челюсти, сильно! Раз-два-три – опусти язычок. Лицо стало спокойным и расслабленным.

Читайте также:  Экстремальные виды спорта

А теперь постарайся сделать «страшное лицо»! Сморщи свой носик, нахмурь брови, сердито сожми губы! – Раз, два, три – Улыбнись, ты же просто пошутил, правда? Все мышцы лица расслабились, чувствуешь, как легко стало твоему личику? 4. Закрой снова глазки. Представь, что тебе надо быстро-быстро пробежать по дорожке.

Ноги напряглись, животик подтянулся, и ты «побежал»! Я считаю до десяти, а ты держи ножки и животик в напряжении, как будто ты все еще бежишь. Десять – ты прибежал, конец дистанции, ты – первый! Теперь можно отдохнуть и расслабиться, ножки стали теплые и усталые, животик мягкий и тяжелый – отдохни, пусть ножки и животик тоже отдохнут и расслабятся. 5. Глазки твои закрыты.

Послушай, что я тебе расскажу: Мы с тобой сейчас оказались на солнечной полянке, где тихо стрекочут кузнечики, летают разноцветные бабочки и чуть слышно поют птицы. Ветерок легко касается твоего лица, ручек и всего тела. Тебе очень тепло и приятно, ты – отдыхаешь, расслабляешься. (Звучит негромкая музыка релаксации – «Звуки природы»).

6. Я сосчитаю от десяти до одного, и когда прозвучит «один» — ты откроешь глаза, и все силы вернутся к тебе, настроение будет радостным и бодрым.

Занятия по релаксации и релаксационные упражнения можно проводить не только психологу, но и воспитателям детского сада, родителям детей. Для этого в сборнике я привела несколько наиболее простых в применении упражнений, которые можно использовать в любом занятии для отдыха и расслабления детей дошкольного возраста.

 
Сеансы релаксации

Релаксация «Воздушный шарик»

(Дети сидят на стульчиках)

Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.
Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом
Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

 
Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми.

Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями.

Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух.

Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

Релаксация «Необычная радуга»

(Упражнение выполняется лежа)

Лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.

 
Релаксационные упражнения

1. «Лифт»

Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома. Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома.

Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»: Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом. Вдохните и «поднимите лифт »еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.

Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из тела, словно из дверей лифта.

2. «Глубокое дыхание»

(Упражнение делается сидя на стульчиках, спина ребенка опирается на спинку стула, расслаблена)

На счет 1,2,3,4 – делайте глубокий вдох носом, на счет 4,3,2,1 – выдыхайте через рот. Время выполнения 2-3 минуты

3. «Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

4. «Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы.

Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

5. «Муравей»

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе).

Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

6. «Улыбка»

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек…

Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

7. «Пчелка»

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела.

Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

 
8. «Бабочка»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела.

Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

9. «Качели»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз.

Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

10. «Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

11. «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

(Выполнить это же упражнение левой рукой)

12. «Палуба»

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной.

Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу.

Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Источник: http://mbdou8shakhtersk.ru/content/relaksatsionnye-uprazhneniya-dlya-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Применение технологий: Упражнения для релаксации

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие.

Читайте также:  Сценарий осеннего праздника в 3-4 классе

Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо.

Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе.

Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

УПРАЖНЕНИЕ «ТИХОЕ ОЗЕРО»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядте удобно и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны.

Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы отдохнули хорошо, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

УПРАЖНЕНИЕ «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

дети ложатся на коврике на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены,

слегка раздвинуты.

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями её крыльев.

Движения её крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка.

Вдохните еще раз аромат … и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым.

Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица.

Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза.

Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Запись спокойной музыки.

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобнее и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

УПРАЖНЕНИЕ «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.

Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинает мягко подниматься навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака.

Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему.

У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

УПРАЖНЕНИЕ «ОТДЫХ НА МОРЕ»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое.

Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.

Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза.

Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБЫЧНАЯ РАДУГА»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Запись спокойной музыки; коврики (по количеству детей).

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода.

Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся.

Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

ЦЕЛЬ: релаксация, развитие дыхания, воображения.

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ: дети сидят на стульчиках.

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите.

Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».

УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ, КОГДА СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»

ЦЕЛЬ: релаксация, развитие воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Запись отрывка из музыкального произведения (например, Э. Григ «Рассвет», балет «Пер Гюнт»).

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЕ: дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).

Педагог предлагает детям закрыть глаза, послушать отрывок из музыкального произведения, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях

УПРАЖНЕНИЕ «ОТДОХНЕМ»

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись спокойной музыки, коврики (по количеству детей).

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «лягте на коврики, на

спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены.

Устраивайтесь поудобнее и закрывайте глаза. Мысленно повторяйте за мной. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему. Я спокоен. Я отдыхаю. Отдыхают мои руки, отдыхают мои ноги, отдыхает моя нервная система. Мне лень шевелиться. Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно.

Мои руки расслаблены и теплеют. Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление. Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри. Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу.

Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение. Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Пять, четыре, три, два, один. Откройте глаза. Сядьте.

Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день».

Используемые ресурсы:

/релаксационные-упражнения/

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/uprazhneniya_dlya_relaksatcii_180236.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector