Роль игр в воспитании детей. воспитание детей в игре

В настоящее время в связи с переходом обучения в начальных классах на новую, более усложненную программу, методистами и научными сотрудниками, занимающимися вопросами методики обучения в начальных классах, был разработан ряд новых эффективных методов обучения, среди которых наиболее интересным и доступным является метод игры. Так как этот метод является одним из самых эффективных методов в обучении детей и их воспитании, то он заслуживает большого внимания и требует более детального изучения.

Игра в детском возрасте — незаменимая деятельность, игра для ребенка — ведущая деятельность, потребность в которой он ощущает все более постоянно и повсеместно, игра для него — выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний.

Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию [1].

В игре, в своем «маленьком царстве», где все происходит по законам детства, он хозяин своего пожелания,

Игра, если она педагогически направляется и верно задумана и сконструирована больше, чем какая-либо другая деятельность, позволяет всесторонне и во всем многообразии развить детское творчество и самодеятельность, применительно к возрастным и психологическим способностям ребенка [3].

Н. К. Крупская рассматривала игру как потребность в коллективном общении. Это все настолько волнует и увлекает каждого ребенка, что задачи, которые ставит педагог в игре в качестве частных педагогических целей, кажутся ему незначительными по сравнению с неожиданной радостью.

В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соответствующей его внутреннему состоянию.

Игра — это зона воспитания и самовоспитания. В ней дети проявляют максимум способностей, несмотря на то, что часто игровая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей в игре реальные. Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество.

В жизни, в силу многих причин, ребенок не всегда может проявить свои творческие способности. Игра выступает как бы посредником между ребенком и внешним миром. Добывая в игре ценные сведения для себя, ребята делают их арсеналом в будущей борьбе за нравственные идеалы [6].

Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, окрик, наказание и лишнюю нервозность в работе с ребятами.

Игра вносит в работу учителя не только романтику увлечения, оживления и подъем, но и помогает проникнуть в самую глубину духовного мира ребенка, понять его радости, горести, уловить настроение. В игре сокращается до минимума расстояние между педагогом и детьми [4].

Именно в играющем коллективе легче и быстрее можно узнать друг друга. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее.

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В лучших детских коллективах вся жизнь пропитана игрой и романтикой. Благодаря этому, они чувствуют свою позицию в жизни несколько выше, чем она есть на самом деле.

Это помогает педагогам и воспитателям направить стремление ребят ко всему лучшему и возвышенному. Без игры трудно рассчитывать на успех в работе с детьми.

Детский коллектив, сплоченный в игровой деятельности, быстрее развивается и созревает для других видов деятельности.

В творчестве А. С. Макаренко, великого мастера игры с детьми, эта мысль проходит красной нитью. Используя возможности игры, как метода воспитания» А. С. Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения.

Игра, с точки зрения Макаренко имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре.

И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу».

Таким образом, в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные развивающие познавательные возможности игры [5].

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

Методика игры со школьниками основана, в основном, на их естественной природной потребности играть, потому что игра находит живой отклик в душе детей. Когда в урок включены элементы игры, дети порой даже забывают, что это обыкновенный урок, на котором их учат правилам вычитания и умножения, читать и писать.

Для них урок становится необоснованным с тех пор, как в права вступила игра. Даже парта, книга и… сам учитель для них стали загадочными и волшебными. Учитель — волшебник, одним взмахом руки способен изменить все вокруг; он и капитан волшебного корабля с алыми парусами, и самый лучший друг в их играх.

И перестали казаться скучными суффиксы и корни, приставки и ударения — кругом живет сказка, царит дух соревнований: «Ну кто же все-таки выиграет?»

Видя то, какую заинтересованность получают дети во время игры, учитель должен разумно и со всей серьезностью подумать над тем, какую игровую ситуацию можно создать на данном уроке, чтобы, не отвлекая детей и не отрываясь игрой от поставленной цели урока, добиться наиболее эффективных результатов.

Да, это действительно очень серьезный вопрос. Ведь игру можно ввести не в любой урок, не любую тему можно преподнести через игру.

Вот здесь и встречаются два различных и почти в одинаковой форме ошибочных мнение об игре, как методе обучения, одни учителя начисто отказываются от этого метода, работают «по-старинке», боясь применить новый и не опробованный в достаточном степени на практике метод в своей работе, ссылаясь на то, что неизвестно к чему может привести, игра на уроке с детьми я оправдывает ля себя время, затраченное на уроке на игру. Другие учителя, поддаваясь «модному» новому методу стараются неоправданно часто применять его без всякой на то причины, достигая тем самым только внешней эффективности, чего не должно быть. Конечно же, так ставить вопрос нельзя. Неправильно поступают и одни, и другие учителя. Те учителя, которые применяют игры на уроке постоянно, не помогают детям воспринимать материал, а даже меняют им, то есть они отвлекают детей от восприятия нового материала этими частыми играми, и дети обращают внимание на саму игру, ее процесс, а не на то, какую тему она раскрывает. Здесь игра вместо пользы дает видимый вред, что совершенно противоестественно для нашей школы.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача педагога — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.

Важным аспектом организации познавательной деятельности является приобщение детей к духовной культуре [2].

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо».

Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.

Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.

При организации игры перед учителем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения [7].

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Чтобы работать с детьми, развивать их кругозор, педагог должен не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/87/17048/

Игры для детей. Роль игры в воспитании

Игры для детей. Роль игры в воспитании

Не многие родители уделяют большое внимание воспитанию детей путем игры. Однако, малышам проще воспринимать информацию через игровую форму.

Воспитание детей в игре позволяет увидеть склонности, интересы ребенка. В процессе можно попробовать на себе профессии, которые любопытны малышу.

Забавляясь, развивается не только физическая активности, но и интеллектуальные навыки.

Роль игры в воспитании дошкольников

В дошкольном возрасте дети уделяют много времени забавляясь с игрушками.

Взрослым очень важно выбирать качественные игрушки по возрасту, участвовать в сюжетно — ролевых играх, давать возможность выбора занятий.

Современные родители воспитывают детей дошкольного возраста в игровой форме. В детских дошкольных учреждениях воспитатели все чаще обращаются за помощью к обучению через увлекательные задания.

Родителям необходимо организовывать уголки парикмахерской, кухни, строителей, пожарных и другое. Детям очень нравится пробовать “взрослые профессии”:

  • исполняя роль врача в больнице, малыш развивает такие чувства как сострадание, желание помочь товарищу, умение выслушивать;
  • пожарники придают мальчикам уверенность в себе, учатся работать в команде;
  • любимая всеми девочками “дочки — матери” несет в себе огромный потенциал для развития женственности. Подобные игры уже многотемные: куколку нужно покормить, погулять, отвести в сад, а маме сходить в магазин и выполнить другие важные домашние дела.

Благодаря играм, дети освобождаются от напряжения, страха, агрессии. Войдя в роль, маленький исследователь может “понарошку” делать запрещенные в реальности вещи (делать укол, тушить пожар). Роль игрушек в детских играх безусловно велика.

Психологи сделали вывод, что детям интересно играть не с готовой игрушкой, а с так называемыми “заменителями”. Мальчишки во дворе часто “стреляют” из палочек, веточки поменьше используются как шприц для укола, про коня — палку вообще можно не рассказывать. Таким образом развивается фантазия, умение занять себя и привлечь товарищей.

Читайте также:  Полезные свойства кринума

Конечно, дома у девочек есть набор посуды и больницы, а мальчики “работают” инструментами.

Детям необходимо организовать место и время для игр. Организуйте детский столик со стульчиком, за которым малыш сможет рисовать, лепить. Садовским детям допускается проводить время за развлечениями по вечерам после сада. Игра ребенка воспитывает в нем ответственность, ведь только самый чуткий врач или механик может понять, что болит у куклы или почему заглох трактор.

Выводить сына или дочь из игры не следует резко, грубо. Попробуйте подыграть и предложите малышу отвезти машины в гараж или уложить куклу в кроватку, чтобы отдохнули.Играя, дети повторяют увиденное в реальности. Не всегда содержание несет в себе положительную атмосферу, часто малыш переносит из жизни отрицательные моменты.

В дошкольном возрасте дети нуждаются в совместных играх. Взрослые направляют, подсказывают, задают наводящие вопросы. Важно не указывать как нужно себя вести в той или иной ситуации, а тактично направлять. Дошкольник так проявляет самостоятельность, заботу, творческое видение. Поиграйте с малышом в магазин, предложите ему расставить товар, поинтересуйтесь о наличии того или иного продукта.

Игра как средство воспитания и развития школьников

Переступая порог школы, время первоклашки в основном занимает учеба. Тем не менее роль игры остается велика. Обучение развития дошкольников в игровой деятельности плавно переходит в школьное обучение. Школьникам младших классов проще усвоить материал, решить задачку в игровом изложении. Это позволяет решать психологические, умственные вопросы согласно возрасту.

С младшими школьниками лучше использовать ролевые занятия в обучении. Секрет заключается в том, что во время задания у ребенка развивается умственная активность, логическое мышление. Сюжетно — дидактические игры математического содержания позволят легко запомнить решения задачек. Выполняя определенный порядок школьники (в основном первоклашки) привыкают к:

  • дисциплине;
  • работе в команде;
  • взаимопомощи;
  • терпению;
  • умению выслушивать собеседника.

Занятия должны быть увлекательные, чтобы закрепление темы прошло быстрее и качественней.
Хочется отметить что для детей игровая форма обучение — увлекательное время провождения, но для педагогов — огромный труд.

Учителю необходимо учитывать физические и умственные особенности каждого ученика. В процессе игрового обучения педагог выходит на дружеский уровень.

Родителям не стоит бояться, что малыш потеряет уважение к учителю, наоборот, когда взрослый принимает участие в играх, его авторитет вырастает в глазах школьника.

Игры по возрастам

Игры детям в возрасте от 3 до 4.

Игру “Гуси — гуси” любят дети разного возраста, но именно в возрасте 3-4 года малыш познает коллективную игру. Происходит физическое развитие и развитие памяти. В начале выбирается водящий и “волк”, остальные “гуси” стоят лицом к “волку”. “Волку” необходимо поймать одного и более “гусей”.

“Подбери рифму” — здесь взрослый предлагает небольшое стихотворение без последнего слова, ребятам нужно его угадать. Например: С длинной шеей великан,

Ростом он с подъёмный кран.

У него веселый нрав,

Потому что он – (Жираф).

“Да или нет”. Правила таковы: ведущий задает вопрос и кидает мяч игроку. Участник, в свою очередь, должен немедленно ответить “Да” или “Нет”. Очень веселое времяпровождение среди сверстников. Играя в эту игру дети развивают внимательность и быстроту реакции.

Игры детям в возрасте от 4 до 5

“Быть воспитанным” — здесь развивается внимательность к произнесенным словам, закрепляется важность вежливых слов. В процессе взрослый спросит каждого участника принести что-либо, и его просьба должна быть удовлетворена при наличии слова “пожалуйста”.

“Мыши водят хоровод”. Между ребятами выбирают “кота” и сажают его на стул (лавочку, пенек), чтоб поспал. “Мыши” подходят потихоньку к “коту” говоря: “Мыши водят хоровод, а на печке дремлет кот.

Тише мыши не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот — разобьет ваш хоровод”. В этот момент “кот” начинает ловить детей.

В этой игре развивается физическая активность, способность контролировать свои движения (тише, быстрее), память.

Домино, лото — отличное времяпровождения в кругу семьи, которое поможет развить внимательность и терпение.

Игры детям в возрасте от 5 до 6

“Слова”. Подойдет детям данного возраста. Здесь не нужно подготовки и дополнительных атрибутов. В нее можно играть по дороге в магазин, домой. Правила очень просты: каждый называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Например: мама говорит “слон”, дите должен сказать слово, которое начинается с буквы “н”.

Ролевая игра “Магазин” в данном возрасте может усложняться. Вы можете приклеить ценники к товару, просить посчитать сдачу, взвесить конкретное количество продукта и прочее.

Поиграв в школу, дошкольник подготовится к новой жизни. Сначала родитель выступает в роли учителя, дает задания и проверяет их, хвалит и отпускает на перемены. Затем предложите ребенку быть учителем. Обязательно подыграйте малышу.

Можно понять, что любая игра доставляет детям радость. Позвольте развиваться малышу посредством игр, а еще лучше участвуйте в играх и направляйте подрастающую личность в правильное русло.

Игры для детей. Роль игры в воспитании. Ссылка на основную публикацию

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/rol_igr_v_vospitanii

Значение игры в воспитании и развитии ребенка

Значение игры в воспитании и развитии ребенка

В этой статье:

  • Виды игр и их значение
  • Советы родителям

Все мы когда-то были детьми и с упоением носились по улице, играя в догонялки, прятки или казаки-разбойники, строили магазины и обустраивали дома, распределив роли дочек и матерей. Чудесное время без всяких хлопот, кредитов, ипотечных взносов, безработицы и прочих неприятных моментов взрослой жизни.

Но пришла пора, мы сами стали родителями и теперь, наблюдая за играми своего ребенка (или детей), можем задаться вопросом: насколько такая простая вещь, как игра, влияет на ребенка и какое место она занимает в его развитии?

Давайте вместе порассуждаем на эту тему, а конкретнее о том, каким образом развиваются наши дети во время игры, причем подробно остановимся на ребятах дошкольного возраста.

В наше время границы семьи и дома раздвигаются до самых широких пределов. Огромный поток информации льется на нас и наших детей отовсюду: средства массовой информации, различные образовательные учреждения, литература, искусство, развлечения, наука.

Нынешние дети разбираются в таких вещах, о которых еще 10-20 лет назад их сверстники и подумать не могли. Мы можем дать своим детям очень многое: от развивающих игрушек дома до поездок за границу в дальние страны.

Все это соответствующим образом влияет на кругозор ребенка, формирование его мировоззрения и, безусловно, сказывается на его развитии.

Имея возможность заниматься самой разной деятельностью, наблюдая за жизнью взрослых, ребенок вольно или невольно копирует их и примеряет на себя впитанные им знания и впечатления.

Виды игр и их значение

В дошкольном возрасте роль игр является первостепенной в развитии ребенка, поэтому их должно быть много. Те игры, что уже известны, дети дошкольного возраста с легкостью меняют, подстраивая правила под себя: усложняют или упрощают, привносят что-то своё, придумывают дополнения.

Игры бывают подвижные,дидактические, ролевые, конструктивные  (строительные), и все они направлены на развитие творческих способностей ребенка, физическое совершенствование, обучение общаться с окружающими и действовать сообща в коллективе, а также на формирование познавательных процессов и нравственное развитие. Сюда же можно отнести игры с музыкальными инструментами и игрушками, а также игры, имитирующие театр.

Ролевые игры начинаются в раннем возрасте и копируют нас с вами, взрослых людей. Известные педагоги, занимающиеся исследованием игровой деятельности ребенка, считают, что ролевые игры занимают главное место в деятельности ребенка дошкольного возраста. Дети наблюдают, повторяют за взрослыми поведение в семье, быту, на работе и в целом во взаимодействии с окружающей средой.

Таким образом дети готовят себя к будущей взрослой жизни. Сюжетов для ролевых игр вокруг полным-полно: детский сад (воспитатель и воспитанники), больница (врач и пациент), дочки-матери (родитель и ребенок) и так далее.

Подвижные игры сказываются прежде всего на физическом развитии ребенка.  Укрепляют здоровье, способствуют развитию координации движений, ловкости.

Такие игры любимы практически всеми малышами, у которых, как известно, внутри моторчик, требующий постоянного движения, беготни, прыжков и танцев.

Роль подвижных игр сложно переоценить – без них невозможно представить полноценное счастливое детство любого ребенка.

Дидактические игры развивают память, внимание, самым положительным образом сказываются на развитии наблюдательности и мышления ребенка дошкольного возраста. Сюда относятся лото, красочные карточки с картинками и буквами, детское домино, пазлы.

Строительные игры: пирамидки, кубики, конструкторы – направлены на развитие конструктивных способностей малыша. Они готовят детей к освоению ими трудовых навыков, развивают пространственное воображение и анализ-синтез (через умение собирать-разбирать).

Замечательно, если ваш ребенок будет проводить время, играя с музыкальными игрушками. Это могут быть металлофоны, колокольчики, детское пианино или гитара. Музыкальных предметов для детской игры огромное количество, и все они помогают малышу в развитии речи и слуха.

Играя в театр, который может быть пальчиковым, кукольным, настольным, дети получают возможность развить воображение, пополняют словарный запас, учатся взаимодействовать с окружающими и просто получают удовольствие от игры.

Советы родителям

Разумеется, при выборе игрушек родители должны руководствоваться определенными требованиями. В последние годы российский рынок заполонили дешевые игрушки китайского производства, на которые, как говорится, без слез не взглянешь.

Никаким эстетическим требованиям зеленые зайцы с кривыми носами и страшненькими глазами не соответствуют, а ведь это очень важно для формирования этетической личности ребенка. Кроме того, игрушка должна помогать в развитии и обязательно быть безопасной для здоровья.

К этим вопросам нужно отнестись очень ответственно.

Помимо того, что можно просто купить игрушку в магазине детских товаров, можно также приложить немного фантазии и сыграть свою роль в развитии ребенка.

Самое простое – поиграть на кухне. Пока мама готовит ужин для семьи, можно замечательно увлечь ребенка тем, что есть под рукой. К примеру, банальная яичная скорлупа (предварительно тщательно промытая) крошится на мелкие кусочки, а ребенок наклеивает их на пластилин или тонкий слой теста на бумаге, выкладывая узор, который потом можно раскрасить.

Кстати, о тесте. Лепить фигурки из него – сплошное удовольствие, а если приготовить соленое тесто и слепить из него фигурки, а затем высушить их в духовке – получатся прелестные статуэтки или панно.

Читайте также:  Пословицы про осень

Кроме того, крупы – это отличный материал для игр, как и сухие макароны. Изготовление браслетов, рисование по мелким крупам, создание красивых и необычных аппликаций – отличный способ развить мелкую моторику ребенка, а также его творческие способности и воображение.

Для детей дошкольного возраста очень важными являются подвижные игры, как уже упоминалось выше. Запаситесь мячами, скакалками, сбивайте кегли, поиграйте на улице в городки – можно позвать в игру и других детей. Устройте веселое соревнование по прыжкам. При этом обязательно нужно следить за безопасностью детей.

Нередки случаи, когда дети разбивают коленки или лицо, потому что слишком быстро бежали, или наносят друг другу травмы игрушками, мячом или палкой. Организуйте подвижные игры так, чтобы дети веселились, двигались, но не испытывали стресса, и чтобы игра не обернулась конфликтом.

Для ребенка дошкольного возраста очень важно, чтобы он умел играть разными игрушками. Не стоит категорично делить игрушки на «мальчуковые» и «девчачьи». Мальчик вполне может иметь дома пушистого мягкого зайца или забавного мишку, а девочка с удовольствием посадит своих кукол в грузовик и покатает их по комнате.

Таким образом, роль игры для ребенка дошкольного возраста имеет основополагающее значение. В процессе игры дети общаются, снимают стресс, учатся добиваться поставленных целей, взаимодействовать с коллективом и получают общее необходимое психическое и физическое развитие.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvivayushhij-dosug/igry/znachenie-igry-v-vospitanii-i-razvitii-rebenka.html

Роль игры в воспитании ребенка

Роль игры в воспитании ребенка

Игра выражает эмоциональное отношение личности к окружающей действительности, в ней разрешаются противоречия между развивающимися потребностями человека в творческой деятельности и возможностями их удовлетворения.

Ребенок начинает играть в преддошкольном возрасте (от 1 года до 3 лет).

Знакомясь с многообразными общественными и трудовыми функциями людей, ребенок старается им подражать: лечит (кукол), готовит (для них) обед.

Игровая деятельность дошкольника проходит диалектический — путь развития от элементарной подражательности деятельности взрослых к драматизации событий, к сложной ролевой творческой игре.

В ролевой игре есть определенный сюжет и содержание. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом.

Содержание игры отражает вначале предметную деятельность людей, затем уже отношения между людьми и, наконец, главным содержанием выступает подчинение; правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.

У детей старшего дошкольного возраста, (6-7 лет) наблюдается предварительное коллективное планирование игры, распределение ролей до начала игры и коллективный подбор игрушек. Под влиянием коллективных игр у детей воспитывается умение вести’ себя в коллективе, необходимое для включения в учебную, общественную и трудовую деятельность.

К. Д. Ушинский так писал о значении игры для развития личности ребенка: «Для ребенка игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она потому, что отчасти есть его собственное создание.

В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже, чем следы действительной жизни, в которую он не мог бы войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий, человек, пробует, свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

В игровой ситуации сознательная цель запомнить и припомнить выделяется для ребенка раньше и легче, чем в трудовой, обязательной деятельности. Само создание ребенком игровой ситуации и участие в ней оказывают постоянное влияние на развитие у него различных форм умственной деятельности.

Началу — игры всегда предшествует мысленное преобразование реальной ситуации в воображаемую. Игра выходит за пределы ситуации, облегчает проникновение в сущность явления.

В ней происходит формирование двух важных особенностей мотивационной сферы ребенка: соподчинение мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким, формирование мотивов, связанных с выполнением взятых на себя обязанностей.

Б. Г. Ананьев отмечает, что мотивация является фактором индивидуального развития человека. В игровой деятельности ребенок познает свои собственные возможности и учится их оценивать, испытывает различные эмоции и прежде всего чувство, дружбы.

В среднем школьном возрасте дети увлекаются военными и спортивными -играми. Есть игровые элементы и в соревновании, взаимооценке и взаимопроверке учебной работы с подростками.

У них обостряется интерес к интеллектуальным играм: шашкам, шахматам, отгадыванию шарад, головоломок, составлению и отгадыванию ребусов.

Можно отметить несколько видов игр: конкурс смекалки, технические, литературно театральные игры, аттракционы, подвижные, настольные* игры- экскурсии, военно-спортивные игры. Для подростка играть важно, потому что в игре он упражняется в подчинении желаний, настроений моральным установкам.

Игры повышают жизненный: тонус подростка, являются своеобразным ферментом, стимулирующим успешное выполнение основных видов деятельности. Игра освобождает его от чрезмерной нагрузки на нервную систему, которая связана с учением и рядом физиологических . изменений, протекающих в его организме.

Для старших школьников игра, выступает как отдых, средство общения и самовоспитания. Для студентов игра не является основным видом деятельности, но она украшает их жизнь. Игра в высшей школе может стать эффективным средством подготовки специалистов.

В лаборатории экономико-математических методов.ЛГУ разработана специальная деловая игра, целью которой является .обучение, студентов принятию управленческого решения в обстановке, воспроизводящей хозяйственную ситуацию.

В процессе организации деловых управленческих игр у студентов экономического факультета ЛГУ, формируется умение четко формулировать цели и задачи перед производственным, коллективом, создавать благоприятный, психологический «климат» в трудовых коллективах, применять методы социального прогнозирования, овладевать навыками управления и руководства.

Игра занимает большое место и в жизни взрослого человека: спортивные соревнования, коллекционирование, туризм и т. д.

В игровой деятельности человек на разных возрастных этапах выступает как субъект общения, труда и познания. Она является также средством изучения детей.

Однако положительные качества личности воспитывает, не всякая игра. Если в играх воспроизводятся отрицательные персонажи кинофильмов, театральных постановок, то подражание им в игре может впоследствии оказать воздействие на поведение детей в быту.

Игра может стать и причиной нарушения дисциплины. Увлеченные игрой дети часто теряют чувство меры, забывая об уроках, о данном обещании быть дома к определенному времени, о своих: обязанностях и поручениях.

Учащиеся младших и средних классов обычно не могут самостоятельно бороться со своими увлечениями, поэтому их играми нужно руководить.

В организации детских игр педагоги, воспитатели, родители нередко: допускают, серьезные ошибки, снижающие роль и эффективность; этого средства воспитания. Взрослые часто навязывают детям игру, лишая их свободы игровой деятельности. Они придумывают такие искусственные игровые ситуации-’ которые не вызывают у детей интереса к игре.

Некоторые молодые воспитатели иногда проявляют стремление проводить обязательно заранее намеченную ими игру по своему плану, по своей инструкции, боятся инициативы и самодеятельности: ребят. Играя по принуждению, ребята начинают нарушать правила, шуметь, отвлекаться — отсюда конфликты и недоразумения с руководителем. Такая игра рождает недисциплинированность.

Игра должна отвечать интересам детей. Если она вредна, следует не запрещать ее, а переключать детей на другую игру, полезную: и более интересную. Взрослые вместе с ребятами могут разработать план хорошей игры, посоветовать, внести дополнения и изменения ее условия.

Они могут начать игру сами (игра в русские городки, в: лапту, шахматы, шашки, викторины, кроссворды), чтобы заинтересовать ею ребят, воспитатель сам может быть активным участником игры на равных: правах с детьми, но при этом их инициативу и творчество не должен подавлять.

Руководить игрой можно и не участвуя в ней непосредственно, но проявляя активную заинтересованность в ней: давая советы, выступая в роли судьи и арбитра, живо реагируя на все перипетии игры, разделяя волнение се участников.

Педагогам следует учитывать и последствия игры, оживленные, длительные игры, проходящие в быстром темпе,  требуют большого напряжения сил. В результате возможно, переутомление, которое приводит к ссорам, непослушанию, дерзости.

Бывает, что интересная, но затянувшаяся игра вызывает такое сильное возбуждение, что малейшая помеха в игре порождает обиду, недовольство,, несдержанность, грубость. Опытные учителя в таких случаях учитывают состояние ребят и не допускают резких замечаний.

Они дают возможность классу несколько успокоиться, прийти в норму; подготовить себя к новой деятельности и только после этого требуют от учеников активной работы.

Игра, как правило, включает в себя элементы познания и труда, которые постепенно выделяются в самостоятельные виды деятельности. В качестве особого вида деятельности.

Источник: https://e-koncept.ru/2016/56819.htm

Игра как средство воспитания детей

Игра как средство воспитания детей

Ни для кого не секрет, что дети гораздо проще усваивают информацию, преподнесенную в игровой форме. Так, в последнее время именно в игровой форме педагоги обучают детей математике, грамоте, иностранным языкам.

Но не только для школьников игра важна. Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста также велика.

Ведь именно посредством игры ребенок проявляет различные стороны характера, удовлетворяет свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, формирует личность.

Игра как метод воспитания: чему она учит?

  • Основы этикета. Ребенку довольно тяжело объяснить, как необходимо правильно вести себя за столом, ведь гораздо интереснее для него покататься на велосипеде. А вот если проводить занятия в игровой форме, то все станет сразу гораздо интереснее. Например, можно с дочкой сажать кукол за стол и учить их правильно кушать. При этом пусть дочка скажет куклам: «Приятного аппетита», «Ешь аккуратно» и т.д.;
  • Характер. Для формирования характера полезно проводить с ребенком любые игры в соревновательной форме. Игра как средство воспитания детей учит его формировать характер, развивает самооценку и уверенность. У ребенка естественным является желание победить. Кроме того, роль игры в воспитании детей в том, что дети учатся сопереживать, развивают эмоционально-волевую сферу, стимулируют деятельность. В процессе игры, как метода воспитания, создаются такие ситуации, требующие незамедлительного решения, которые учат ребенка принимать решения и нести ответственность за свои действия;
  • Социализация. Игра как средство воспитания детей учит их взаимодействовать друг с другом, учитывать потребности и интересы окружающих. Например, ролевые игры способствуют увеличению словарного запаса, развивают организаторские и творческие способности. Игра как метод воспитания учит детей развивать лидерские качества, раскрывать свою индивидуальность и способности. А для застенчивых детей игра является едва ли не единственной возможностью проявить себя;
  • Интеллектуальное и нравственное воспитание детей. Игра прекрасно способствует процессу обучения и воспитания нравственных качеств. Так, гораздо легче научить ребенка запоминанию при помощи ассоциаций (девять – это кружок с хвостиком, а буква п – это две палочки и мостик, и т.д.).
Читайте также:  Совместимость близнецов с другими знаками

При правильном подходе роль игры в воспитании ребенка огромна – она учит ребенка любить знания, стремиться к обучению и воспитанию, показывает правильные модели отношений и поведения. Кроме того, обучаясь чему-то посредством игры, ребенок даже не подозревает, что учится.

Игры нравственного воспитания для детей

В воспитании детей необходимо руководствоваться народной мудростью: «ребенка легче воспитать, чем перевоспитать», а также: «чем раньше начать воспитание, тем лучше будет результат».

Поэтому всегда стоит беспокоиться о том, что, с кем, и как делает ваш ребенок. Чтобы направить малыша на совершение положительных поступков и позитивные мысли, необходимо особую роль отвести играм нравственного воспитания для детей.

Они могут быть подвижными или спокойными – это неважно.

Игра как средство воспитания детей: примеры нравственных игр

  • Игра «Волшебное слово». Оказывает очень положительный эффект, заключается в том, что каждое действие и поступок необходимо сопровождать произнесением приятных слов и вежливых фраз;
  • «Магазин одной покупки». Данная игра как метод воспитания полезна тем, что ребенок оказывается в ситуации выбора, при котором из множества различных желаний он может выбрать только одно. Эту игру, как средство воспитания детей, полезно использовать для того, чтобы дети умели ориентироваться в возможностях семейного бюджета, в излишке и полезности некоторых вещей, а также учились делать осознанный выбор, за который они впоследствии смогут нести ответственность;
  • «Хорошо-Плохо». Роль игры в воспитании ребенка заключается в том, что ему раскрывается сущность плохого и хорошего, формируется система преставлений о том, что плохо и хорошо, раскрывается причинно-следственная связь различных действий и поступков.

Данные игры как средство воспитания детей формируют у них представление о вежливости, первоочередности потребностей и желаний, возможности их удовлетворения, учит детей развивать и обогащать язык.

Нравственное воспитание посредством народных игр

Народные подвижные игры очень занимательны для детей, а также чрезвычайно полезны.

Эти игры как метод воспитания учат их управлять своим телом и движениями, подчиняться и принимать правила игры, развивают воображение. Особенно важна в народных играх эмоциональная вовлеченность взрослого.

Старайтесь не просто демонстрировать необходимые слова и действия, но максимально выражать интерес к конкретной игре.

Примеры нравственного воспитания посредством народных игр:

  • «Поймай зайчика». Покажите ребенку солнечного зайчика при помощи зеркала: как он прыгает, убегает, отдыхает и неожиданно снова убегает и прячется в другое место. Потом предложите малышу зайчика догнать, повторяя при этом: «вот зайчик проснулся, посмотри, он танцует и спрятался под стол, а ты его не догнал. Ой, смотри, на стул залез, давай, лови скорей», и т.д.;
  • «Гуси-гуси-га-га-га». Поставьте малыша на некотором расстоянии от себя. Вы – хозяин гусей и живете с ними в одном домике. Обращайтесь к ребенку словами: «Гуси-гуси-га-га-га. Есть хотите? Да-да-да. Ну, летите. Нет-нет-нет. Серый волк под горой, зубы точит. Съесть нас хочет, не пускайте нас домой. Ну, летите, как хотите, только крылья берегите». Сначала произнесите весь текст сами, а когда малыш выучит текст, пусть он говорит от имени гусей. При этом можно инсценировать погоню волка за гусями;
  • «Солнышко и дождик». Покажите ребенку стол или стул, и объясните, что это домик, в котором можно спрятаться от дождика. Посмотрите на небо и скажите: «Смотри, солнышко вышло. Давай погуляем». Вместе с вами малыш выходит на середину комнаты и радуется солнечной погоде. Снова посмотрите вверх и скажите: «Смотри, кажется, дождь собирается, давай быстрее спрячемся в домике». Спрячьтесь под ваш импровизированный домик.

Игры как средство воспитания детей неплохо заканчивать игрой в молчанку. Это переключит внимание ребенка и успокоит его.

Помните, что родители – самые активные участники игр с детьми, поэтому, чем активнее будет общение отца и матери с ребенком, тем быстрее он будет развиваться.

Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5826-igra-kak-sredstvo-vospitanija-detej.php

Роль игры в воспитании детей младшего школьного возраста, Начальная школа

Роль игры в воспитании детей младшего школьного возраста, Начальная школа

Современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с эффективностью такой формы обучения в школе. И сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности.

Именно это любимое каждым ребенком занятие считается эффективнейшим средством становления личности, характера, формирования морально-волевых качеств, выработки хороших привычек и манер.

Игра помогает школьникам реализовать свою потребность в воздействии на окружающую их действительность и находящихся рядом людей.

В этой связи представляется уместным вспомнить высказывание великого советского педагога В.И. Сухомлинского, который считал, что игра — это большое окно, через которое духовный мир малыша обогащается живительным потоком понятий и представлений об окружающем мире во всех его проявлениях. Игра — это искра, которая зажигает в детях огонек любознательности и пытливости.

Именно поэтому обучение и воспитание школьников младшего возраста посредством игры заслуживает особого внимания и отдельного разговора.

Тем более, что современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности.

Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с эффективностью такой формы обучения в школе. И сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

Особенности игровой формы обучения

Специфической особенностью организации игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста является непосредственное участие в этом процессе взрослого, который не только помогает его разнообразить, но и наполняет игру новым содержанием и смыслом. Доказано, что ученики более эффективно усваивают нормы и правила поведения в обществе, глядя на положительный пример со стороны старшего поколения, в данном случае – педагога, главной задачей которого становится «внедрение» в детский коллектив изнутри.

Профессиональная компетенция педагога во многом определяет конкретное воспитательное значение используемой игры.

Педагог должен не только учитывать индивидуальные и возрастные особенности участников, уметь организовать процесс и управлять им, но и обладать необходимым объемом знаний из области психологии, дидактики, социологии и методики, чтобы четко руководить взаимоотношениями детей во время проведения различных игр.

При этом родителям не стоит беспокоиться о том, что в ходе игрового обучения будет стерта граница соблюдения субординации, и отношения учитель-ученик уйдут в небытие, уступив место дружеским отношениям.

Как показывает практика, ролевые игры с участием взрослых не только не подрывают их авторитета в глазах учеников, но и способствуют росту уважения и доверия к ним.

Главное, чтобы педагог руководствовался индивидуальными особенностями каждого ребенка и учитывал психологию младших школьников, и тогда дети с помощью игры будут развивать внимательность, учиться быть самостоятельными, стремиться к самосовершенствованию.

Для детей – увлекательная игра, для педагогов – сложная работа

Необходимо отметить, что если для детей игра – это веселое развлечение, то для педагогов данная форма обучения – сложная работа, которая требует порой немалой предварительной подготовки, выполнения ряда упражнений и огромного стремления сделать процесс обучения веселым, увлекательным и эффективным.

А чтобы добиться этого учителям младших классов приходится учитывать не только личностные и психологические, но и физиологические особенности детей, проявляющиеся во время игры и непосредственно влияющие на ее ход и результаты.

Это делается для того, чтобы ученики могли с максимальной пользой использовать в реальной жизни полученный в процессе игры опыт.

Ведь физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны, и учитывая этот факт, педагог-профессионал может при помощи активных занятий одновременно воздействовать как на внешне проявляющиеся качества ребенка (сила, ловкость, подтянутость), так и на внутренние его особенности (ум, воспитание).

Наиболее распространенные игровые формы обучения

Существует три группы игр, на которые сегодня опираются педагоги в воспитании детей младшего школьного возраста:

  • игры, связанные с функционированием абстрактного мышления,
  • игры, направленные на формирование, закрепление и развитие «образа я»,
  • игры, рассчитанные на управление собственной памятью.

Итак, первая и наибольшая группа детских игр связана с развитием у школьников абстрактного мышления, которое можно наблюдать даже у младенцев на первом году жизни (отметим, что абстрактное мышление развивается задолго до появления речи как способа выражения своих мыслей). Такие игры основаны на предоставлении ученикам определенных наглядных пособий для их дальнейшего логического анализа, определения их основных свойств и качеств, изучения форм и последующего представления этих предметов в пространстве.

Вторая группа игр, направленная на формирование у детей «образа я», служит для укрепления чувства собственной идентичности и самосознания. Известно, что дети раннего возраста не проводят границ между собой и окружающим миром.

Они ощущают себя единой его составляющей, зависят от него, а потому абсолютно не боятся потерять самого себя и свою индивидуальность.

На этом факте и основаны игры, формирующие индивидуальные качества личности, развивающие присущие конкретному ученику способности до тех пор, пока маленький человек не осознает свое отличие и идентичность.

Третья группа воспитательных игр служит для развития памяти ребенка. А если быть точнее, то такие игры прививают навыки воспроизведения впечатлений и способствуют их репродукции.

Данные игры считаются особенно необходимыми именно для дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как эта категория ребят еще не научилась контролировать свою память и постоянно освежать в ней те или иные впечатления. Память, как известно, необходимо тренировать.

Ролевые игры, постановочные игры, соревнования, конкурсы, игры на внимание и память помогают педагогам сформировать у учеников важный навык репродукции моментов и впечатлений, который пригодится им в будущем.

Еще один значимый момент в игре – ее коллективный характер. Пожалуй, нет ни одной по-настоящему интересной и полезной игры, рассчитанной на одного человека. А это значит, что в игре дети учатся общаться, уступать, отстаивать свое мнение, проявлять заботу о других, демонстрировать свои знания и умения, позиционировать себя в обществе и многому другому.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра, как один из излюбленных видов деятельности детей, помогает педагогу-профессионалу не только наладить контакт с учениками, но и эффективно организовать воспитательный процесс. Своевременное внедрение той или иной игры значительно облегчает обучение, развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1003_rol-igry-v-vospitanii-detey-mladshego-shkolnogo-vo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector