Роль игры в воспитании детей. сюжетно-ролевые игры для развития и воспитания детей

Роль игры в воспитании детей. Сюжетно-ролевые игры для развития и воспитания детей

Чоома А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 63-66. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/ (дата обращения: 03.05.2018).



Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Л. С. Выготский

Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое Я среди других индивидов.

Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера.

Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность.

Игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они сюжетно-ролевыми.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера.

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения [1].

Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т. д.

Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий — воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни.

Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности. Можно наблюдать как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д.

Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте.

В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым.

Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учитывать нам воспитателям, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло [2].

Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов.

Руководя игрой, мы должны не только помогать детям из множества предложений выбрать самое интересное, но и научить их уважать замысел друг друга, быть внимательными к свои товарищам.

Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую.

В данном случае воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете.

Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает тем самым дух игры как свободной деятельности. Воспитанники, пытаясь выполнить команды воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в ее процессе) [3].

Поэтому задача воспитателя побуждать детей к ведению разных ролевых диалогов: в совместной игре с воспитателем, со сверстниками.

В игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют его содержание в зависимости от смены ролей, обмениваются ими с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией.

Воспитатель же побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельно сюжетно-ролевой игре, поощряет включение в игровой сюжет новых событий.

Целью воспитателя в работе с детьми пятилетнего возраста — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначить свою для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где взрослый является не руководителем, а участником в этом творческом процессе. Игра должна развертывать особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении нами воспитателями двух обязательных условий:

– Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

– Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, но воспитатель не рассказывает ему предварительно сюжет, а сразу начинает игру, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера».

Воспитатель предлагает ему: «Орлан, давай поиграем. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером, а я пассажиром».

Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай нас как будто остановил милиционер и им стану я».

После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной поедет еще одна — автобус. Теперь я буду его водителем. Моя машина вдруг сломалась, и я прошу тебя о помощи» и т. д.

Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Воспитатель в это время со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам.

В их совместной и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями.

У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы.

В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Начинать работу по организации совместных игр детей лучше целесообразно и с каждым из детей индивидуально, наиболее подходящее время — утренние и вечерние часы.

Обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.

Играя с ребенком, мы должны использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляция с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.

Мы педагоги не всегда располагаем реальными возможностями частой игры с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей — играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций.

Вовлечение воспитанников в игру осуществляется педагогом только по желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие.

Педагог не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль [2].

Читайте также:  Пословицы и поговорки про дружбу и друзей

Воспитатель побуждает детей к проявлению доброжелательности в сюжетно-ролевых играх со сверстниками. Они учатся проявлять в играх добрые чувства, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры.

Мы должны планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, тематику, цели, задачи, роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников.

Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности.

Но в то же время ограничен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций.

Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в игру. Содержание игры — это не иллюзия, не копия реального мира, а его творческое воспроизведение.

События в игре, персонажи и их действия — все это продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен [4].

Таким образом, польза сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: определенные правила и их соблюдение детьми, социальная направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.

Литература:

  1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г
  2. Комарова Н. Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»,
  3. Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В. А. Недоспасова.- М.Просвещение.2002
  4. Развивающие игры для детей дошкольного возраста/авт — сост Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова.-М: Глобус, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): сюжетно-ролевой игры, процессе игры, сюжетно-ролевой игре, помощью игры, игре ребенок, Содержание игры, процессе игры ребенок, развертывания игры, сюжетно-ролевой игры детей, процессе игры дети, Значение сюжетно-ролевой игры, среднего дошкольного возраста, совместной игре, ролевой диалог, сюжетно-ролевой игре ребенок, процессе развертывания игры, польза сюжетно-ролевой игры, Влияние сюжетно-ролевой игры, развития детской игры, совместной игре воспитателя.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения ,складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми : — это творческие или сюжетно – ролевые игры.

В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.

     Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:

1.     Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.  

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2.     Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому  разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3.     В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.

Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны.  А. Н. Леонтьев  считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли.

Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни.

Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.

  С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

    Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4.     В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать.

Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры ( «в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение  одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета.

Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в  содержании  игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре.

Для  детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления.  В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.

   Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью.

Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.

Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

5.     Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия.

Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи,  со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует  двусторонняя  связь.

С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.

Источник: http://ds232.centerstart.ru/node/3827

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников

Афанасьева Валентина Владимировна, воспитатель ГБДОУ дет/сад №101

Санкт-Петербурга

Дошкольное детство — это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Основным видом деятельности  дошкольников является игра. С помощью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребёнка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и др.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно —  ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых  воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра —  самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом.

Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации.  Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок.

При этом он  не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я — космонавт», «Я — доктор», но, что  самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим  как бы  отождествляет себя с ним. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё « как будто», «понарошку».

Ребёнок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и  зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе воспитателя, врача, шофёра и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному  для общества, утверждается стремление самим принимать в нём участие.

Читайте также:  Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 - 2 класс

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов.  Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В  условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игра оказывает сильное влияние на умственное  развитие дошкольника. Действуя с предметами – заместителями ребёнок начинает действовать в условном пространстве. Таким образом, игра  способствует  тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение для развития воображения.  Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых. Такая практика действия в воображаемом  пространстве  способствует  тому, что дети приобретают способность  к творческому воображению.

Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования  действий.

Играя со сверстниками,  дети начинают учитывать  желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей  в этот период.

Воспитательное  значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.  Игра может сделать ленивого —  трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем.

Она помогает сплотить коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей.

В играх  воспитывается сознательная дисциплина,  дети приучаются к соблюдению правил, справедливости,  умению контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки других.

Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребёнок овладевает  духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления.

Сюжетно-ролевая игра  является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог  формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность.

Источник: http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/znachenie-siuzhetno-rolevykh-igr-v-razvitii-doshkolnikov.html

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, мы имеем в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме — это свободный вид совместной деятельности детей.

Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия.

Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?


Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому — сюжеты и содержание игр.

Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения.

Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.

Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?
Сюжет в игре — это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В формировании игры можно выделить три основных этапа: 1) усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);

3) усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый 1-2 г.; второй 2-4 г.; третий 4-7 лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры.

Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций.

На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Источник: http://ekoner.ru/rol-syuzhetno-rolevoj-igry-v-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании
детей дошкольного возраста

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

Дети объединяются между собой по собственной инициативе,

сами определяют сюжет игры,

берут на себя соответствующие роли,

распределяют игровой материал,

намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия.

Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку?

Какие психические свойства и способности она развивает?

Развивающее значение игры многообразно.

В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения.

Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности.

Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре.

Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения.

Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой.

Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.

Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей.

Этот вид игры стал центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Это самый понятный нам вид деятельности детей.

Часто взрослые хотят видеть в детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно развить фантазию, воображение.

Поэтому, зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном.

Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы.

В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития. Но сухость и негибкость малыша находит свою причину в том, что ребенок когда-то не научился играть в две более простые игры, которые вкупе и складываются в сюжетно-ролевую. Что же это за игры?

Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Рассмотрим сюжетную линию.

В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос.

Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра.

Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская.

Действительно, действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала это простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей.

Родители удивляются талантам малыша – такой маленький, а сам придумывает сюжет, но это очень хороший признак, который должен быть свойственен всем детям, – развитие самостоятельности. Все, что сейчас он делает – он делает сам, без помощи.

Когда-нибудь каждый человек приходит к самостоятельности, пусть так рано начнутся первые ее проявления.

Второй схожей чертой игры ребенка и режиссера в данном случае является то, что ребенок сам решает, кто кем будет. Каждый предмет может стать домиком, человеком, животным и т.д. Ребенок тем самым учится переносить свойства одного предмета на другой.

Третьим важным сходством является то, что малыш сам сочиняет мизансцены. Он может долгое время возиться с мелкими предметами только потому, что составляет из них фон для будущего действия.

Ну и, наконец, ребенок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становится диктором, повествующим о том, что происходит. Значение такой игры огромно.

Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры — он научается «видеть целое раньше частей».

В данном случае -это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персонажей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.

Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни.

Особую значимость режиссерская игра приобретает в связи с тем, что она в одной из своих характеристик полностью совпадает со спецификой воображения. Способность видеть целое раньше частей — вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать «волшебником» (Кравцова Е.Е. «Разбудить в ребенке Волшебника» М.: Просвещение, 1996).

А что же делает маленький режиссер на самом деле? Он соединяет различные, вроде и не связанные друг с другом предметы логическими связями, сюжетом. Каждый предмет у него получает свои отличительные свойства, все они оживают, говорят.

Таким образом, все неодушевленные участники игры вдруг соединяются сюжетом ребенка, а это и есть агглютинация — вид воображения.

Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры — образно-ролевая.

Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то — в животных, во взрослых, даже в машины.

Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно.

Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все «нормальные» дети, а стал их «объезжать». «Что за ребенок такой!» — в сердцах говорит мама. «А я не ребенок, я — машина».

Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз «потрепать ей нервы», а лишь потому, что он — машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту (Кравцова Е.Е. «Разбудить в ребенке волшебника» М.: просвещение, 1996).

Следует отметить, что образно-ролевая игра, имеет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е.

, другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б.

Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет.

В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий.

Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии.

И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери».

Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть.

Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

Сюжетно-ролевая игра — это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль.

Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы.

У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей.

У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры.

Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. В сущности, тенденция к тому, что в наше время далеко не все родители отдают детей в садик, потому и пугающая, что молодое поколение испытывает значительные сложности с общением, находясь как бы в изоляции до самой школы.

Д.Б. Эльконин в своем труде «Психология игры» решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства.

Детям разных возрастов предлагалось играть в «самих себя», в «мам и пап», в «своих товарищей». Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя.

Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу.

Выполнение роли воспитателя младшими дошкольниками подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более и более концентрируются вокруг взаимоотношений «дети-воспитательница».

Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения.

Таким образом, каждая сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.

И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетно-ролевых играх. Мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли.

Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть – дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/znachenie-syujetno-rolevoj-igri-v-vospitanii-detej-doshkolenog.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector