Роль игры в жизни ребенка. понимание роли игры в жизни детей

Роль игры в жизни ребенка. Понимание роли игры в жизни детей

Чтобы быть хорошо развитым ребенку нужно быть подвижным, много играть и заниматься. Значение игры в жизни ребенка велико – ведь внимание, логическое мышление, сосредоточенность, фантазия – все это развивается с помощью детских игр.

Нужно помнить, что дети играют не потому что они это должны делать в их возрасте, а потому что по средствам игры они познают окружающий мир, систему ценностей, правила и нормы поведения людей в социуме. Поэтому не стоит лишний раз ругать своего ребенка за беспорядок в доме, ведь сидя без дела, он скучает, а его развитие затормаживается.

Ребенок, который не знает чем заняться, будет шалить или наоборот станет неактивным, малоподвижным, пассивным. Далее ему станет сложно привить какой-то интерес, это отразится и на учебе в школе. Нужно знать, что требуется уважать занятия ребенка и лишний раз не отвлекать его от игры, которая его увлекла целиком и полностью.

Если и прервали ребенка, то только за тем чтобы помочь ему, показать, как правильно обращаться с игрушкой, например.

Значение игры в жизни ребенка

Игру еще называют ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Ведь она занимает почти все их время и роль игры в жизни ребенка не стоит недооценивать. В своих играх дети, воспроизводят все, что они видели и слышали в семье, в детском саду, на улице, магазине, на дороге.

Игра обучает детей не только подражать взрослым, но и помогает общаться между собой. Чтобы играть в игру нужно придерживаться определенных правила – это помогает ребятам научиться следовать каким-то правилам и в настоящей жизни.

Конечно, в школе, например, так же существуют десятки правил, которым нужно следовать, но эти правила установлены другими людьми, а не им самим.

Играя, дети сами придумывают правила, которым сами же и следуют, здесь они становятся творцами, а не просто исполнителями чужой воли.

Психологи и педагоги убеждены, что роль игры в жизни ребенка неоценима, ведь с помощью нее развивается воображение, мышление, маленький человек начинает мыслить нестандартно. Ребенок научается организовывать деятельность без подсказки взрослого, становится более любознательным и самостоятельным.

Конечно, покупая новую игрушку, нужно показать как с ней обращаться, но не стоит брать огромную роль в игре на себя. Если ребенок чаще становится наблюдателем в игре, а взрослый ведущим, то он растет пассивным, считает, что старшие все умеют и знают, а ему достаточно просто наблюдать и подражать их действиям.

Многие родители считают, что чем больше игрушек, тем лучше, хотят чуть ли не каждый день радовать свое чадо чем-нибудь новеньким. Но чем больше корзина с игрушками, тем больше теряется ребенок в этом изобилии, не знает что же ему выбрать. Такие дети не могут увлечься одной какой-то игрушкой, их внимание постоянно отвлекается на другие.

Влияние игр на психическое и физическое развитие

Игра оказывает так же влияние на развитие дошкольника. Психические свойства и качества личности наиболее эффективно формируются в игре. Игровая деятельность оказывает влияние на все стороны психического развития, об этом часто говорили педагоги и психологи.

При помощи игры начинает развиваться произвольная память и внимание, что необходимо при поступлении в школу. Ребенку просто необходимо четко запомнить содержание игры, его роль в ней, чтобы успешно играть со сверстниками. Иначе он будет изгнан ими.

В играх ребенок учится действовать не с самим предметом а с его заместителем. Учится мыслить образно.

Этот ведущая деятельность влияет на формирование и развитие речи ребенка. Ведь нужно общаться со сверстниками, распределить роли в игре. Играя, дети начинают учиться, то есть они подготавливаются к школьной жизни. И если новые знание предложены им в виде игры, то так намного интереснее и легче будет их усвоить.

В физическом плане роль игры в жизни ребенка так же неоценима. Дети много двигаются (бегают, прыгают, плавают, качаются на качелях), что хорошо отражается на их физическом развитии и организме в целом. Малыши обожают подвижные игры, где с ними играет и взрослый.

Можно сказать, что влияние игр на психическое и физическое развитие очень велико, они помогают снимать психологические барьеры, улучшить взаимоотношения,  общение детей , дают уверенность в своих силах.

Источник: http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-igry/znachenie-igry-v-zhizni-rebenka.html

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, и т.д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи.

Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, со своими мечтами о будущей профессии.

Они еще по — детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде, постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика.

Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются.

Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику.

Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником.

В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражаются повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.

Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Задача воспитателя — помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. А также помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только видели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и др. Если ограничиться только этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда.

Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали.

Для малышей, например, важно наглядное напоминание — игрушки, игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек.

Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и над ее содержанием. Однако опыт подсказывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель.

Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте большой игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные сюжеты.

Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры являются также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания.

Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.

Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры , но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих.

Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в нее вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет ее содержание, влияет на взаимоотношения детей.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих.

С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его товарищ. Оказывая внешне уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства — осуждает его, завидует ему.

Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы.

При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью, но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она уже началась. Пока идет обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя, однако детского замысла.

Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ.

Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в игровом коллективе, воспитывает его хорошим товарищем, справедливым, скромным.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение  в игре не вызывает ни какой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными.

Мнимая пассивность ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, а взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов.

Многие факты показывают, как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как расцветают его творческие способности, организаторские умения.

Немало трудностей у педагога и с детьми излишне бойкими, смелыми, самолюбивыми. Они большей частью бывают заводилами игр, и ребята им охотно подчиняются. Поддерживая и развивая организаторские способности этих детей, необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к товарищам, привычку считаться с мнением других людей.

Во время игры бывает много моментов, требующих от воспитателя тонкой наблюдательности и находчивости , умения объединять детей.

Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нет нужных игрушек, дети заменяют их другими и наделяют воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляют одну из характерных особенностей детства.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры — все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя — поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

Источник: https://babich-domoddou49.edumsko.ru/articles/rol__igry_v_zhizni_rebenka

Консультация для воспитателей Тема: «Роль игры в жизни ребёнка»

Консультация для воспитателей Тема: «Роль игры в жизни ребёнка»

Тема: «Роль игры в жизни ребёнка»

Игра занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. В игре малыш совершает первые открытия, переживает минуты радости. Все это способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, благодаря чему формируется инициативная, пытливая личность.

Перед началом игры очень важно изучить характер ребенка, его личностные особенности. Следует помнить о том, что каждый ребенок – это пусть маленькая, но уже личность, индивидуальность.

Чтобы ребенок заинтересовался, следует начинать игру с простейших заданий, чтобы ребенок легко с ним справился. Успешная игра вызывает желание продолжать ее. Когда ребенок начнет быстро и легко справляться с заданиями, следует предложить ему более сложные.

Игры могут быть самой разной тематики. Сегодня детские магазины предлагают развивающие игры всевозможной направленности.

Если ребенок спешит побыстрее выполнить задание, отвечает первое, что приходит в голову, нужно постараться заинтересовать его. Дети любят играть с новыми игрушками, надевать новую одежду. В раннем возрасте магазины одежды детей еще мало интересуют. Поэтому попробуйте сходить с ребенком в магазин игрушек и выбрать ту игру, которая придется ему по душе.

Взрослый, играющий с ребенком должен помнить о том, что любую деятельность маленького человека надо оценить. Оценка, конечно же, должна быть положительной, ведь именно похвала порождает стремление к успеху, а порицание порождает пассивность. Ребенка надо хвалить как можно чаще, но только за дело. Уверенного в своих силах ребенка можно учить критически, оценивать свою деятельность.

Пятилетний ребенок уже способен видеть свои ошибки, поэтому на них уже можно мягко указывать, при этом надо обязательно намечать путь, который улучшит результат.

К шестилетнему возрасту, ребенок воспринимает оценку своей деятельности как оценку себе самому, поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте эта оценка была положительной, тогда и самооценка ребенка будет выше.

Умело сочетая все типы игр: познавательные, подвижные, творческие, сюжетные, ролевые, режиссерские — можно сделать жизнь детей гораздо интереснее.

Ребенок должен «доиграть» в детстве, чтобы не стать слишком рано взрослым. Это увлекательная и важная задача.

Понимание роли игры в жизни детей

Для чего нужны игры детям? Развитие и воспитание детей в игре.

Виды игр, классификация игр.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии.

Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира.

Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни.

Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложности других участников игры.

Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе.

Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Общеизвестны игры

— подвижные,

— ролевые,

— настольные,

— дидактические,

— деловые и пр.

Для ребенка особое значение, на наш взгляд, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни.

Читайте также:  Подарки своими руками на день святого валентина

Источник: https://pedportal.net/po-zadache/upravlenie-dou/konsultaciya-dlya-vospitateley-tema-laquo-rol-igry-v-zhizni-rebenka-raquo-453709

Роль игры в жизни ребенка | советы по воспитанию и развитию детей

РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

А.С.Макаренко говорил: — Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на пустое времяпрепровождение. И им безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок не приставал к ним, не беспокоил, не отвлекал от взрослых важных дел.

«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают они. Такое отношение к играм детей глубоко неверное, ошибочное. Прежде всего, потому, что игра имеет огромное значение в воспитании детей, вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка.

Игры, в которые играют дошкольники, можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся все подвижные игры. Это прятки, пятнашки, игры с мячом, скакалкой и т.п. Во время игры дети учатся соблюдать правила игры, воспитываются навыки поведения в коллективе.

Вторая группа игр – настольные игры, различные лото, пирамидки – образовательные. Они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают память, мышление, восприятие, наблюдательность. Эти игры особенно важны для дошкольников.

К третьей группе относятся, так называемые, ролевые игры. В них дети изображают жизнь и умения взрослых, учатся относиться к своему воображаемому труду, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся друг к другу взрослые.

С самого раннего детства дети овладевают навыками и умениями под руководством взрослых. Общаясь с взрослыми, дети учатся говорить, одеваться, умываться, есть. Играть дети тоже учатся с помощью взрослых.

Иногда, кажется, что это не так, что ребенок играет сам по себе. Но именно взрослый показывает малышу, как заставить погремушку греметь, как надо качать куклу, возить машинку, кормить игрушечную собачку. И дети быстро это усваивают.

Сначала в играх малыш копирует то, что он видит в семье, воспроизводит действия мамы и папы, бабушки, няни. Подрастая, все больше познавая окружающий мир, он наблюдает за действиями посторонних людей — врача, продавца, милиционера.

К концу третьего года он уже может назвать того, чьим действиям он подражает. Например, «читает» газету, как папа.

Когда малыш начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях взрослых людей, он и свои игрушки приравнивает к настоящим предметам. Кукла становится ребенком, тряпочка – одеялом и т.д.

Таким образом, создаются предпосылки для ролевой игры. Но кроме этих предпосылок должны быть и дополнительные условия.

В раннем детстве ребенок очень тесно связан с взрослыми, зависим от них. Вместе с тем взрослые, воспитывая ребенка, начинают требовать от него все большей самостоятельности, хотят, чтобы малыш сам одевался, умывался, умел самостоятельно играть, рисовать, рассматривать картинки.

Но не всем родителям удается избежать и чрезмерной опеки, что, в свою очередь, ведет к задержке развития самостоятельности. А дети, у которых стремление к самостоятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют неохотно, мало и плохо.

Таким образом, для того, чтобы у ребенка развивалось умение играть в творческие ролевые игры, необходимо воспитывать у него самостоятельность. И тогда же у малыша возникает стремление жить с взрослыми одной жизнью.

Оно сохраняется и тогда, когда ребенок знакомится с недоступными для него видами трудовой и общественной деятельности взрослых. Детей привлекают орудия и предметы труда взрослых.

Желание делать то, что делают взрослые, используя при этом те же предметы, что и взрослые, и есть проявление стремления ребенка жить общей с взрослыми жизнью.

Именно в ролевой игре ребенок в создаваемых игрой условиях, может воспроизвести функции взрослых.

Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности, ребенок проникается чувствами взрослых, содержанием их труда, познает смысл деятельности, усваивает мораль общества, в котором живет.

Сюжеты игр очень разнообразны. Они зависят от быта семьи, в которой живет ребенок, производственных условий, географического положения, и даже от эпохи, в которой живет ребенок. И с развитием общества, игры детей становятся разнообразными и наполненными большим содержанием.

Ольга Барышева

Источник: http://www.dyuc-kontakt.ru/roligri

Роль игры в жизни ребёнка. Как игра влияет на развитие психики детей. «Что наша жизнь? Игра…»

Роль игры в жизни ребёнка.

Как игра влияет на развитие психики детей.

« Что наша жизнь? — Игра…» великие слова В.В. Волошинова и это правда. Человек постоянно играет, даже тогда когда он становится взрослым. Мы все играем свои роли. В начале это роли детей, затем – родителей, а потом уже бабушек и дедушек — всё по нарастающей.

То, какие мы есть сейчас, закладывается в нас в нашем детстве. И те принципы и ценности, умения и навыки, которые есть — всё это прививается в игре.

С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир, воспроизводит логически реальные действия людей, а также учится моделировать реальные отношения между людьми, познаёт социальные отношения и общественный смысл деятельности взрослого человека.

И тем самым, вступает во взрослую жизнь, с целым «багажом» знаний, которые ему необходимы для успешной и красивой жизни, для реализации своего потенциала.

Что такое игра? Игра – это активность организма, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности [3].

… Детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития [3].

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) [2].

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых.

Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Итак, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры мы, взрослые, можем научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества.

Поэтому, дорогие родители, играйте чаще с вашими детьми, в игре люди раскрываются и сближаются.

Источники: 1. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995;

2. Туревская Е.И. Возрастная психология. — Тула. – 2002; 3. Кондаков И.М. Психологический словарь – 2000 электронная версия.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/role-igri-v-jizni-rebenka-kak-igra-vliyaet-na-razvitie-psihiki.html

Роль игры в развитии ребенка

Роль игры в развитии ребенка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память.

Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название, в соответствии с которым и действует. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.

На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.

Таким образом, игра в'большой мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Читайте также:  Пословицы и поговорки о грибах для детей

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения.

В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться.

Играя, он относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает отношение к нему со стороны ребенка.

У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

Источник: https://psyera.ru/rol-igry-v-razvitii-rebenka-2127.htm

Роль игры в жизни ребенка: значение игр и игрушек для школьников и дошкольников

Автор: Евгения Климкович

Всех читателей блога «ШколаЛа» вновь рада видеть на нашей страничке. Как часто мы, родители, слышали от педагогов такое выражение «Учимся, играя!». И действительно, дочки-матери, принцы и принцессы, салочки и прятки, считалочки и кубики делают своё полезное дело, прививая доброту и сочувствие, развивая навыки и давая новые знания.

Мы выросли, и совершенно забыли, что роль игры в жизни ребенка неоценима. Нам кажется, что это всего лишь времяпровождение и простое баловство. На самом же деле, это один из способов развития. Более того, если вспомнить про игротерапию, то это один из методов вылечить детскую душу и достучаться до маленького сердечка.

Дак что же всё-таки значит игра для детей?

Игра – это большое окно!

Именно так считал советский педагог Сухомлинский, на трудах которого выросли многие современные учителя.

Через неё духовный мир ребёнка пополняется живым потоком представлений об окружающем его мире. Это та искорка, от которой в детях зажигается любознательность и любопытство как толчок к новым знаниям.

Значение игры бесценно в формировании личности и характера, морали и воли, хороших манер и привычек. Потому-то очень часто учителями отдаётся предпочтение воспитанию дошкольника и младшего школьника именно в игровой форме, а не просто сухим выкладываем информации для запоминания.

А вот родители часто задумываются и иногда сетуют, что в школе учителя «всё играют, когда делом будут заниматься», ошибочно предполагая, что пора заканчивать с детством и становиться взрослыми. Нам наивно кажется, что игрушки должны остаться за порогом школы, а учителя подходить к процессу обучения более серьёзно. А так ли это?

В чём изюминка игры?

Ну, во-первых, всё дело в том, что наши дети – это обезьянки, которые готовы подражать, но не хотят подчиняться навязанным правилам. Как же научить упрямого ребёнка, считающего себя взрослым и самостоятельным, основным правилам и нормам поведения в обществе? Педагогам на помощь приходит игра.

Только внедрение в детский коллектив подобно секретному агенту изнутри, на равных, положит основу доверию.

Потому непосредственное участие в игровом процессе взрослого (не обязательно должен быть учитель, роль могут взять на себя и родители!) закладывает в детские умы тот положительный пример, к которому надо стремиться. И заметьте, принудительная палка здесь не нужна, всё происходит само собой.

Во-вторых, вот скажите, что было вам ближе по душе: обучиться новым навыкам в ходе практических занятий, когда потрогал, пощупал, на зуб попробовал или часами слушать лекции и потом, сидя за учебниками, решать в одиночку жизненные ситуации, не представляя, как они в действительности работают? Практика – это и есть та самая игра, только для взрослых.

Так и дети не готовы, со скукой в глазах топорщась на доску, запоминать теоретические основы математики или русского языка, а дома зубрить правила. Потому уже ни для кого не секрет, что игровая форма обучения – наиболее эффективная и приводит к результатам намного быстрее.

Что может игра?

Игровой метод воспитания несёт в себе массу полезностей.

Развивает познавательную сферу. Ещё с раннего детства ребёнок знакомится в игровой форме с предметами и их свойствами, складывая в копилку знаний всё больше информации, из которой к поступлению  в школу получается целый багаж. Он анализирует, обобщает и запоминает.

Физически и психологически укрепляет. Посредством игры происходит освоение движений, развивается их координация. Каждый ребёнок умеет прыгать, бегать, кувыркаться, учась мастерски владеть своим телом, приобретая ловкость, тренируя мышечный тонус. Всё это очень важно для физиологического развития.

Значение игровой деятельности важно и в психологическом плане. Каждый из нас знает, как это важно снять барьеры, наладить взаимоотношения и контакт, сделать ребёнка общительным, преодолеть замкнутость и придать уверенности в собственных силах.

Тренирует память, даёт толчок мышлению и творчеству. В игре, когда нужно запоминать правила и детали, развивается произвольная память, которая нужна нам не только в школе, а на протяжении всей жизни.

Играя с предметами понарошку, дети начинают включать воображение. Так, у них в магазине на дворовой лавочке денежками становятся листики деревьев, суп они варят из вермишель–травы и картошки-камешков, а для теста вкусных пирожных будет выбрано сдобное тесто — речной песок. Разве у вас так в детстве не было?

Всё это помогало нам вчера и помогает нашим детям сегодня находить нестандартные решения для выхода из любой ситуации. Фантазия позволяет не думать о том, что скажут зрители, а передавать мысли и чувства, как видишь это ты, а не кто-то другой, давая волю творчеству.

Учит общаться. Что как не игра развивает в наших детях умение говорить и договариваться, слышать и слушать, обучая основам коммуникации. Распределяя роли, устанавливая правила, поддерживая контакт во время всей игры, дети учатся дружить и партнёрствовать.

Прививает нравственность и мораль. Пусть и выдуманные, но жизненные сюжеты приводят каждого ребёнка к определённому финишу – тому выводу, который он для себя делает, пройдя через ситуацию.

Как, если не через игру, показать, что есть хорошо, а что всегда будет плохо, научить сострадать и сопереживать, а не стать холодной глыбой с ледяным сердцем?! Только пережитые эмоции, что позволяет дать игра, оставят неизгладимый след в детской душе и выведут наружу тревоги и страхи.

Подобно волшебной палочке она из ленивых делает трудяжек, лживых учит говорить правду, а трусишкам прибавляет смелости.

Какие бывают игры?

Сегодня шагающие в ногу со временем учителя в воспитании младших школьников берут за основу те, которые:

  1. развивают абстрактное мышление,
  2. формируют и навеки закрепляют образ «Я»,
  3. учат управлять памятью.

Решающие все эти поставленные задачи игры бывают разные.

Подвижные

Они важны для любого возраста. Ведь задача школы – не только дать образование, но и сохранить здоровье. Особенно остро этот опрос стал стоять перед педагогами в условиях развивающейся детской гиподинамии. Двигательный режим современных юнцов, увы, заметно сокращается.

Потому немаловажное значение приобретают те игры, в которых задействован подвижный образ жизни, привычка к нему прививается с детства. Для младших школьников подвижные игры обычно носят сюжетный характер и включают спортивные элементы, навыки ловкости и быстроты.

Настольные

Полная противоположность и одновременно отличное дополнение к предыдущим. Подготовка к школе и начало учебной деятельности – процесс непростой, и родителям порой трудно приходится с обучением основам. Помогает заинтересовать ребёнка всё, что мы раскладываем «на столе» — красочные картинки с цифрами и буквами, примерами и предложениями.

Сегодня куча настольных игр с любимыми героями мультиков и сказок, которые требуют посчитать, сколько пройти, сколько пропустить и что сделать, чтобы двигаться дальше. А какие чудеса для детского мозга творят шахматы, мы уже прекрасно знаем!

Дидактические

Это те, в которые играют по определённым правилам с дополнительным материалом, например, игрушками. Способность играть по правилу как никогда организует ребёнка, предлагая ему норму умственного и физического действия.

В дидактической игре обучение заложено в самом прикладом материале, к которому ставится задача, тем самым она развивает сенсорные процессы и речь, любознательность и умение работать в команде. Если для малышей это могут быть простые кубики, что нужно сложить, то для школьников – картинки с городами, которые нужно узнать.

Ролевые игры

Это отличный тренер для подготовки к жизни в обществе. Вживаться в роль – значит, поступать как избранный персонаж, проигрывать заданный тип поведения.

Удачно подобранная для ребёнка роль помогает справиться с трудностями: те, у кого хромает дисциплина, научится уважать окружающих и вести себя правильно, те, кто неактивен, сможет проявить себя, те, кто скромен, откроет в себе способность общаться.

Потому давайте учиться, играя! Давайте всю нашу жизнь превратим в большую и интересную игру и сделаем её чуточку веселее, а серьёзность оставим в качестве исключения. А в вашей жизни есть игра или вы всё время держите себя в «ежовых рукавицах», не позволяя расслабиться?

В ожидании комментариев, ваша «ШколаЛа».

Подписывайтесь на новости блога и добавляйтесь в нашу группу «ВКонтакте», чтобы не пропустить ничего важного и интересного!

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/rol-igryi-v-zhizni-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector