Роль учителя в современном обществе

Роль учителя в современном обществеРоль учителя в современном обществе

На протяжении своей долгой истории учительская профессия менялась в количественном и качественном отношении.

Она всё более дифференцировалась, и в ней появлялись учителя для разных типов образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, специальных, профессиональных), различных уровней общеобразовательных школ (начальной, младшей средней, старшей средней), работники образования со специфическими функциями (руководители образования, учителя-терапевты, консультанты и т.д.).

Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества. Ещё Сократ, открывший в Древней Греции академию для молодёжи, утверждал, что более полезен государству тот, кто сделает многих способными управлять государством, чем тот, кто управляет им сам.

Ян Амос Коменский, чешский мыслитель 17-го века, рассматривал школу как «основание государственности», а учителей «садовниками», «образователями» человечества. Глубокое понимание старших и тех, кто учит и воспитывает – стойкая традиция народов Востока, уходящая корнями в глубокое прошлое.

В разработанной великим китайским философом Конфуцием религиозно — философской системе воспитатель относится к категории «цзянь-цзы» — совершенномудрых, благородных людей (XII в. до нашей эры).

Уважение тех, кто воспитывает и учит, является непременным правилом поведения каждого человека. В Японии, культура которой во многом сложилась под влиянием конфуцианства, культ учителя – характерная черта общества.

«Никогда не наступайте даже на тень учителя» — гласит японская пословица.

Для выполнения своих ответственных функций «садовника», «образователя» людей учитель должен обладать высокими человеческими качествами. По мнению Жан Жака Руссо, он «более, чем человек».

Обоснованная Конфуцием модель людей «цзянь-цзы», к которым принадлежат воспитатели, включает лучшие качества – человечность, справедливость, искренность, бескорыстие, уважение к тем, кого воспитывает,  образованность, ясность речи, стремление к самосовершенствованию и, самое главное, к познанию «дао» — вечной истины.

Крупнейший теоретик арабского средневекового мира Ибн Халдун, подчёркивая особую важность учителя в обществе, считал, что главными качествами учителя должны быть мудрость, терпение, любовь к детям и знание их особенностей, поощрение активности и любознательности учащихся.

При разработке «Закона для учителей» Ян Амос Коменский исходил из того, что учителя должны быть «живыми образцами добродетелей, которые они призваны прививать другим».

Учителя, отвечающие высоким требованиям на протяжении веков, были мощным и даже решающим фактором в формировании своих питомцев.

Известны высказывания великих людей – поэтов, писателей, художников, учёных – о роли, которую сыграли учителя в их жизни и творчестве.

Научно- техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20-го века, внесла заметные изменения в сферу образования. Одно из них – активная  технологизация учебного процесса.

Как говорилось выше, школы западных стран заполнились обучающими машинами, учебным телевидением, видео- и аудиотехникой,  компьютерами, интеракционными системами. Усиленная технизация школы породила идеи об «отмирании» учительской профессии.

Однако жизнь быстро показала необоснованность подобных заключений. Образование – это, прежде всего общение человека с человеком.

Никакие хитроумные машины не могут заменить учителя, ибо весь его личностный облик – образованность, культура, нравственные ценности, отношения, установки – являются моделью воспитывающей учащихся, и представляет собой необходимое условие эффективности воспитания.

Более того, убыстрение темпов научно-технического прогресса, вызывающего технизацию тех областей жизнедеятельности человека, несёт собой наряду с положительными и негативные явления, снижая, в частности, гуманистический уровень общественной жизни.

В этих условиях, как никогда ранее, возрастает роль учителя. В многочисленных законах и проектах реорганизации школьного образования 70 – 90-х гг.

, приведения его в соответствие с требованиями грядущей эпохи чётко зафиксировано положение «учитель – центральная  фигура в школе».

ЮНЕСКО, отражая общую тенденцию к повышению роли учителя, неоднократно подчёркивала в своих документах первостепенную значимость учителя в современном образовании.

Международная конференция по образованию (35-я сессия, 1975), в качестве одного из главных принципов развития образования записала: «Каковы бы ни были изменения в системе образования, связь между учителем и учащимися остаётся в центре процесса образования» [1].

В странах западной цивилизации учительская профессия традиционно считается преимущественно женской.

В странах восточной и африканской культур, большая часть которых принадлежит к развивающимся, в силу ряда факторов (религиозные ограничения и дискриминация женщин в области образования; традиционное уважение  к тем, кто учит; высокая по сравнению с другими служащими заработная плата; доступность учительской как интеллигентной профессии людям среднего и низшего класса) мужчины составляют большой процент в школах даже на начальном уровне.

В последние десятилетия заметно изменился квалификационный уровень учительства в разных странах. Выявилась чёткая тенденция подготовки учителей для всех типов школ в высших учебных заведениях в течение 4 – 5 лет.

Во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки обеспечение школ квалифицированными учителями – острая и нерешённая проблема. Подготовка учителей не поспевает за быстрыми темпами развития начального и среднего образования.

Достаточное количество учителей в школах – один из главных показателей состояния и качества систем образования.

Современная эпоха, выдвинув в качестве базового положение «учитель – ключевая фигура в образовании», не только стимулировала количественный рост этой категории интеллигенции, но и заметно усложнила и расширила функции и задачи учительской деятельности в школе. Труд учителя никогда не был лёгким и простым. Но в конце столетия он, как никогда ранее, стал многофункциональным, сложным, научно творческим по  своему характеру.

Современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники.

Массовость школы, усиление гетерогенности состава детей требуют учёта разнообразия уровней подготовки к школе, способностей, интересов, психологических особенностей учащихся.

Учитель должен знать методы изучения своих подопечных и применять различные способы и приёмы дифференциации и индивидуализации обучения.

Во многих многонациональных, полиэтнических и поликонфессиональных странах учителю приходится работать в классе, где учащиеся принадлежат к различным культурам. Учитель не может работать эффективно, не принимая во внимание этот фактор.

Нравственно-ценностный облик учителя – это человеческая модель, на которую ориентируются учащиеся.

Источник: http://pedagog-social.ru/kontrolnye-raboty/39-uchitel-v-sovremennom-obshhestve-i-shkole/555-rol-uchitelja-v-sovremennom-obshhestve.html

Роль учителя в современной школе

Роль учителя в современной школе

В данной статье описаны требования, которые предъявлял А. С. Макаренко к личности учителя и функции учителя в современной школе.

Ключевые слова: учитель, А. С. Макаренко, ребенок.

В настоящее время перед школой стоит проблема — подготовить учителя начальных классов нового типа — другими словами, учителя, который обладает глубокими знаниями в области психологии обучения, воспитания и становления личности каждого ребенка, который умеет организовать общение в учебной деятельности, который владеет специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных новшеств в школьную практику [1, с. 18].

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Ведь педагог — главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит — будущее всей страны.

Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.

Должность учителя почётна и ответственна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я. А. Коменский.

В условиях модернизации образования все модели обучения реализуются в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые предъявляют серьёзные требования и к профессиональному мастерству учителя. Как писал А. С.

 Макаренко: «Мастерство учителя не является каким-то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».

«У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, настоящим человеком» [3, с. 39].

Какие требования предъявлял А. С. Макаренко к личности учителя? Какую роль он отводил учителю в образовательном процессе? Актуальны ли идеи великого педагога в наши дни? Что изменилось?

Роли учителя А. С. Макаренко уделял особое внимание в своей педагогической практике и пытался её теоретически обобщить. А. С.

 Макаренко считал, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику.

Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.

Воспитание отдельной личности А. С. Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием целого коллектива. Он считал, что необходимо воспитывать как отдельного человека, так и весь коллектив, и, потом, через коллектив каждого отдельного человека. По мнению А. С.

 Макаренко, «истинный объект воспитательной работы» — это отношения в коллективе. Он отмечал, что педагог обязан подходить к «человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать» [3, с. 123].

Ведущим компонентом в воспитании, по мнению А. С. Макаренко, выступает педагогическая цель. Цель обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты.

Учитель не может допустить никакого средства, которое не вело бы к поставленной цели.

Педагог должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.

По мнению великого педагога, никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению.

Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут быть неизменными и наши воспитательные цели.

Читайте также:  Весеннее развлечение для детей старшей группы в детском сады. подснежник

В этом заключается ещё одна функция педагога — разработка новых воспитательных целей и методов их достижения, соответствующих современным требованиям общества.

Учитель не должен напоминать надзирателя, «иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу» [3, с.156].

Мы согласны с А. С. Макаренко, что хороший педагог обязательно запишет данные об ученике, но никогда эти данные не будет «просто коллекционировать».

Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему.

Учитель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания.

Ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя по А. С. Макаренко, — наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянная переработка его в отношениях с детьми.

Педагог должен, учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, каждый раз находить свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика, подбирать лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее.

Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. «Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве» [3, с. 326].

Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника [5, с. 331].

Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Демократизация общества создала возможности инновационного обновления образования как источника новых потенциалов социального обновления.

Инновационные процессы выявили необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях.

Одним из основных положений в личностно-ориентированном подходе к обучению является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

Современный учитель — это человек преданный своему делу и своим ученикам. Педагоги должны раскрывать лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы ребенок получал радость от приобретенных знаний, создавать ситуации успеха, учить быть хорошим человеком и гражданином своей страны.

Учитель современной школы осуществляет различные функций:

        является источником знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса;

        обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;

        выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся.

Учителю необходимо выбрать метод обучения, организующий образовательную деятельность учащихся, метод, создающий условия для достижения современных образовательных результатов, то есть ориентированный на формирование и развитие универсальных учебных действий, метод, обеспечивающий реализацию образовательной деятельности учителем по отношению к себе;

        создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей (функция «обучение и воспитание»);

        осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы (функция «взаимодействие с родителями»);

        выполняет функцию классного руководителя;

        учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;

        учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;

        учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;

        учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

В связи с многообразием функций учителя становятся понятными требования, которые предъявляет общество к его личности.

Одним из важных компонентов труда учителя является педагогическое общение, создающее атмосферу психологического развития личности учащегося.

Педагог, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованны, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии [4, с. 56].

Современная школа ориентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, на наш взгляд, целесообразно в методах обучения видеть то, что создает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов [5, с. 334].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что требования А. С. Макаренко к личности учителя актуальны и в наши дни, потому что содержат мысли, которые учительство пронесло через все время своего существования. Учитель должен быть гуманным и ответственным человеком, воспринимающим детей с позитивной стороны.

Идеи А. С. Макаренко о роли учителя, педагогической цели, отношениях педагогов и воспитанников, самостоятельной работе педагога, педагогическом мастерстве в полной мере могут быть рекомендованы будущим учителям.

Литература:

  1.                Борисова Н. Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов [Текст] / Н. Я. Борисова. Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 8. — С. 16 –21.
  2.                Кротов В. М. «Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания» [Текст] / В. М. Кротов. — М: Педагогика. — 1989. — 127 с.
  3.                Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе [Текст]/ А. С. Макаренко. — 1951. — 510 с.
  4.                Маркова А. К. Психология труда учителя [Текст]/ А. К. Маркова. — М.: Просвещение. — 1993. — 193 с.
  5.                Подерягин В. С. Какой учитель нужен школе? / [Текст] В. С. Подерягин // Воспитание и развитие растущего человека: итоги прошлого и проблемы настоящего: материалы всероссийской конференции (г. Белгород, 16 апреля 2015 г.). — ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): к личности учителя, предъявлял А. С.

 Макаренко к личности учителя, труда учителя, к личности учителя и функции, учителя в современной школе, профессиональному мастерству учителя, Учитель должен, учителя начальных классов, учителя почётна и ответственна, компетентность учителя правоведения, роль учителя в жизни, Педагог должен, Роль учителя, «Мастерство учителя, к личности учителя актуальны, ребенка предпочтительнее учителя, Маркова А. К. Психология труда учителя, с многообразием функций учителя, совместную деятельность учителя, компонентов труда учителя.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9055/

Роль учителя в современном обществе

Роль учителя в современном обществеРоль учителя в современном обществе

В статье показано как изменилась роль учителя в нашем обществе и как отразилось это на кадровом обеспечении школ города

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Кучеренко Н.Н.

Учитель математики и экономики

МБОУ СОШ №8 г. Ковров,

Заслуженный учитель РФ

В этой статье показано, как изменилось отношение общества к роли учителя в образовательном процессе. Приведены статистические данные анонимного опроса учителей города на тему «Социализация учителя в городе Ковров» и как учителя оценили собственный статус в городе и стране.

Учитель! Выучи ученика,

чтобы было потом

 у кого учиться….

Такое предназначение учителя определено древними философами с древних времен, и никто не изменил роль учителя, как двигателя прогресса, и в современном обществе. Именно от личности учителя и его профессионализма зависит, найдутся ли последователи в той области знаний, которым он обучал учащихся.

Во все времена профессия учителя была почетной и уважаемой в обществе. Учитель всегда был ключевой фигурой в образовании. Слово учителя определяло успех и неудачу любых изменений, как в сфере образования, так и в обществе в целом. К учителю прислушивались, уважали, чтили, подражали, что нельзя сказать о статусе учителе в настоящее время.

Целых 20 лет вся государственная система последовательно и методично разваливала школьное образование своими непродуманными действиями. Как только школу и труд учителя отнесли к сфере услуг, сразу изменились и роль, и отношение общества к профессии учителя.

Самое страшное то, что в умах детей и их родителей произошел переворот. Они быстро сообразили, кто в доме хозяин и как теперь учитель зависит от них. Разглагольствования о правах ребенка привели к тому, что у всех есть права, а обязанностей нет ни у детей, ни у родителей. Учителя сделали абсолютно бесправным.

Он обслуживает потребности государства, работодателя, родителей и обучающихся.

Наверно, это обстоятельство полного бесправия учителя сыграло немаловажную роль в кадровом голоде, который охватил все муниципальные российские школы.

Высказывание Сталина И.В. «Кадры решают все!» напрямую относится и к учителям. В 60 км от Коврова расположены два Вуза, выпускающие специалистов с дипломом о высшем   образовании.

Государственный педагогический университет в городе Шуя, который ежегодно принимает 122 абитуриента, и пединститут при ВЛГУ имени братьев Столетовых в городе Владимир, принимающий 269 абитуриентов на педагогические специальности. Но до школ на вакантные места доезжают единицы выпускников.

Читайте также:  Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях

Вызывает беспокойство профессиональная пригодность молодых учителей. Не секрет, что подушевое финансирование школ и вузов привело к тому, что Вузы вынуждены принимать абитуриентов с минимальными баллами ЕГЭ (например, 26-27 баллов по математике) и не отчислять до последнего курса, независимо от успеваемости и результатов сессии.

Чему и как такие выпускники могут научить детей, сидящих за партой? Надо понимать, что учить – одно, научить — другое. Ведь сегодняшний школьник значительно отличается от сверстников 70-годов.

Он великолепно владеет компьютерными технологиями, хорошо ориентируется в соцсетях, умеет быстро находить информацию по любому вопросу, но переработать её, проанализировать, сопоставить, пропустить через себя он не может и не хочет. Полученная им информация никогда не станет знанием, а учиться ему лень.

Сегодня учитель не является тем авторитетом, который может своими убеждениями и личностью повлиять на образовательный и воспитательный процесс, и внести в затуманенные интернетом умы подростков ясность и знания.

Особенности педагогического труда, маленькая заработная плата, низкий статус в обществе привели к тому, что молодые специалисты не задерживаются в школе.

За три последних года в школы нашего города пришли 59 молодых педагога:

  • в 2014 году – 18 специалистов, закрепились из них 15, что составило 82%;
  • в 2015 году – 21 специалист, остались работать в школе 16, что составило 78%;
  • в 2016 году – 20 специалистов, ушел 1, осталось 95%.

На сегодняшний день не заполнено 60 вакансий педагогов. Особенно не хватает учителей начальных классов, иностранных языков, математики и физики. За последние 10 лет ни один математик или физик не переступили пороги школ города. Кадры стареют.

Средний возраст учительского состава – 46,7 лет, а математиков и физиков – 58 лет. Среди 716 учителей школ города молодых педагогов в возрасте 23-35 лет всего 15%, то есть 107 человек.

  Если распределить их по количеству школ (18), то в среднем получится 5 или 6 молодых учителей в коллективе.

У некоторых учителей нагрузка достигает 40 часов в неделю. Учителя начальных классов вынуждены работать в две смены, совмещая работу в 1 классе – утром, и во 2 классе – с обеда. Школы вынуждены работать в две смены, иначе некому учить начальную школу.

Опрос 60 учащихся старших классов на тему «Социализация молодого человека в городе Ковров», проведенный в 2005 году и в 2016 году, показал, что профессию учителя в 2005 году выбирали 15 % учащихся, то есть 9-10 человек, а в 2016 году – 1 человек, то есть 1,67 %.

В ходе исследования выяснилось, что даже дети учителей, участники опроса, не выбирают профессию учителя, насмотревшись на условия работы родителей. Это еще раз подчеркивает равнодушное отношение общества к роли учителя и учительскому труду в целом.

Даже наш премьер – министр допускает некорректное высказывание к труду учителя, заявляя, что изначально наш труд обречен на низкую заработную плату, и посылает всех недовольных заниматься бизнесом. Он думает, что выстроится очередь желающих на учительские места, которые освободятся.

В ходе анонимно проведенного опроса-анкетирования более 120 учителей разных школ города, не нашлось ни одного учителя, который бы оценил статус учителя в городе и в стране положительно.

В анкетах опрашиваемых учителей эпитеты «очень низкий», «плохой» и даже «ниже плинтуса» (статус) – не самые обидные высказывания. Наверное, поэтому дети учителей не продолжают учительские династии.

Встает вопрос о том, кто будет «учить ученика, чтобы было потом, у кого учиться».

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/rol-uchitelya-v-sovremennom-obschestve

Роль учителя в современном обществе и проблемы повышения эффективности труда педагогических кадров

Роль учителя в современном обществе и проблемы повышения эффективности труда педагогических кадров

Образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества.

Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека — таковы функции современного учителя.

Социальная роль учителя заключается в возможности готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

         С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

         Кто он — современный учитель? Каким он должен быть ? На эти вопросы  ответы пытались найти во все времена. На мой взгляд, в учителе сегодня должны органично сочетаться профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. 

      Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет,  но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться  успехам и победам.

       Авторитет учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течение всей своей педагогической карьеры, здесь очень важно.

  Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте.  Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени, в котором  живет.

Так будем же прилагать все  усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — УЧИТЕЛЬ!

Современный учитель  должен обладать следующими качествами:

  • Общественномировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества): социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета)
  • Профессионально-педагогическими качествами: высокий уровень образованности; педагогический такт; педагогическая наблюдательность; интерес к ребенку как к личности; творческое отношение к делу; умение обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт; педагогические способности (дидактические, организаторские, гностические, коммуникативные, конструктивные, сугитивные)
  • Личностными качествами: справедливость; ответственность; принципиальность; доброта в сочетании с требовательностью; скромность; верность слову; общительность; сдержанность и др.

     Современный учитель должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков. Необходимо использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников, владеть ИКТ-компетенциями.

Я являюсь классным руководителем 6 «а»  класса. Считаю одной из важных задач воспитательной работы создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

 Современный учитель должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство.

Видеть, как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя.

Я хочу, чтобы они стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные мероприятия, делюсь опытом с коллегами.

Стараюсь  поддерживать конструктивные  отношения с родителями  учащихся,  привлекая  семью к совместному решению вопросов воспитания,  всегда получаю поддержку.

 Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности,  возможно, добиться качественных результатов  обучения.

Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.

Проработав в школе 20 лет, я использую в работе многие технологии, различные формы и методы обучения. Но все-таки главную роль в школе, по-моему,  играет учитель.

Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь?  

   По моему мнению, современный учитель –  новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий  свое сердце детям!

                Вспомним слова педагога Е.Н.Ильина: «Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно».                

              Учитель учится вместе с детьми жить в этом современном мире и нужен не столько для передачи накопленного предыдущего, зачастую устарелого опыта, а для возникновения нового субъектного современного опыта каждого ребёнка, как человек, который своим профессионализмом добился права быть значимым в жизни ребёнка.

              На этом пути много рисков для личности учителя остаться тем, кем ты можешь и хочешь быть, справиться с профессиональным выгоранием и деформациями личности, для этого в нашей жизни так много условий.

Оставаться оптимистом при внешних и внутренних воздействиях, нести позитивное и заражать этим детей из разных социальных групп – это трудная, но такая задача, которая требует решения для нашего общего будущего в нашей стране.

И хочется верить, что решаться она будет усилиями личности, общества и государства совместно.

Источник: http://iktschool.ucoz.net/publ/rol_uchitelja_v_sovremennom_obshhestve_i_problemy_povyshenija_ehffektivnosti_truda_pedagogicheskikh_kadrov/1-1-0-1

Педагогическая профессия и её роль в современном обществе

Основа педагогической профессии —  педагогическая деятельность.

Читайте также:  План мероприятий на 1 сентября

Педагогическая деятельность – это деятельность по обучению и воспитанию детей, связанная с их интеллектуальным и личностным развитием.

Для того, чтобы человек стал «успешным» педагогом в современном мире он должен обладать следующими качествами:

  1. личностными (черты характера) — педагогическая направленность (желание работать с детьми), эмпатия (эмоциональная отзывчивость на переживания ребёнка), пед.такт (умение сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, родителей и коллег), пед.зоркость (перспективы развития детей), пед.оптимизм (вера в силы и возможности каждого ребёнка), педагогическая рефлексия (самоанализ собственной деятельности).
  2. профессиональными (сформированными во время получения проф. образования и в процессе пед. деятельности)  – любовь к профессии, эрудиция, знание методики, психологии и педагогики
  3. профессиональная компетентность – это деловые и личностные качества специалиста, уровень ЗУН, опыта для осуществления определённой деятельности связанной с принятием решений.
  4. профессиональная мобильность — это готовность к смене своего профессионального статуса, освоению новых профессиональных отраслей, свободному географическому передвижению.

В основе профессионального педагогического образования в РФ лежат две концепции (идеи): концепция светского образования и концепция многоуровневого образования. На Украине все новости об изменении в педобразовании можно найти на сайте http://2school.info/

Ступени профессионально-педагогического образования в РФ.

  • пед.колледжи
  • пед.ВУЗы
  • аспирантура

Новая система высшего образования (европейская) – бакалавр и магистр в образовании, закреплённая Болонским соглашение 2003 года. Переход РФ на европейскую систему образования связан с процессами глобализации в современном обществе, с принятием единой формы образования на европейском пространстве.

Своим происхождением педагогическая профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию.

Развитие педагогической профессии тесно связано с развитием общества. Первыми учителями были жрецы и шаманы. В древней Греции – философы (Сократ, Платон, Аристотель), в Древнем Риме — образованные чиновники, в эпоху средневековья – монахи.

Первые университеты, дающие свидетельство о праве преподавать появились в эпоху средневековья (1158 году в Болонье).

С развитием производства в эпоху капитализма педагогическая профессия становится массовой, т.к. обществу необходимо всё большее количество образованных людей. Появляются первые учительские институты (Германия 1732 г, Россия 1804 г)

В России после социалистической революции 1917 года повсеместно открываются педагогические учебные заведения для подготовки грамотных педагогов. В стране шла ликвидация безграмотности.

С переходом общества в информационную эпоху роль педагогической профессии изменилась. Учитель из «транслятора» знаний превратился в менеджера (управляет образование детей).

Информационное общество – это общество, в котором главное – накопленная используемая информация, её количество и качество.

Школа в эпоху информационного общества стала информационной: компьютеры, мультимедиа, электронные учебники и т. д.

Требования к учителю в информационном обществе.

  • знать процессы, происходящие в образовании
  • работать с информацией
  • повышать компьютерную грамотность
  • рефлексировать
  • обладать эрудицией

Процессы, которые происходят в образовании в 21 веке:

  • перенос центра тяжести с обучения на учение
  • более тесная связь с жизнью
  • смена модели образования
  • получение образования независимо от места проживания
  • домашнее образование
  • экономия времени
  • развитие интеллекта человека (его творческого потенциала и критического мышления)

Модель «образование на всю жизнь» отличается от модели «образование в течение всей жизни». Суть 1 модели: полученного в детстве образования хватало до конца жизни, суть 2 модели: информация быстро устаревает и меняется, чтобы владеть всегда свежей информацией необходимо учиться всю жизнь.

Перенос центра тяжести с обучения на учение. Раньше на первом плане была деятельность педагога (обучение), теперь на первом плане – деятельность ученика (учение)

Проблемы в образовании 21 века:

  • Недостаток компьютеров в школе
  • консерватизм педагогов
  • трудно ориентироваться в потоках информации
  • появление информационных болезней

Источник: http://www.activestudy.info/pedagogicheskaya-professiya-i-eyo-rol-v-sovremennom-obshhestve/

«Роль педагога в современном обществе»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ихальская средняя общеобразовательная школа»

Педагогическое эссе

«Роль педагога в современном обществе»

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возрастает роль педагога.

Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске.

Какова же роль педагога в современном обществе?

Думаю, что основной составляющей является обучение.

Педагог должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные, опыты, эксперименты, практика. Необходимо использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями; владеть ИКТ-компетенциями.

В этом учебном году наша школа стала работать по ФГОС второго поколения, и я, как учитель математики 5 класса, работаю над формированием у обучающихся метапредметных компетенций (регулятивных, познавательных, коммуникативных), обучаю детей самостоятельному планированию, осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Обучая других, учитель учится сам. Я стараюсь идти в ногу со временем: ежегодно прохожу курсовую подготовку по разным предметам, участвую в районных профессиональных конкурсах, была победителем в 2010, 2011 г.

Считаю, что второй, немаловажной ролью педагога в современном обществе является воспитание.

Я являюсь классным руководителем 9 класса. Считаю одной из важных задач воспитательной работы создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Ученица моего класса является членом школьного ученического совета и районного молодежного парламента.

Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной).

Видеть как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. Я хочу, чтобы они стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные мероприятия, делюсь опытом с коллегами. Мой классный час опубликован на сайте «1 сентября» с вручением диплома и сертификата.

Стараюсь поддерживать конструктивные отношения с родителями учащихся, привлекая семью к совместному решению вопросов воспитания и всегда получаю поддержку.

Есть еще одна часть,составляющая общий портрет педагога в современном обществе, – это развитие.

Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной компетентности возможно добиться качественных результатов обучения.

Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь соответствовать ему.

Если молодой учитель пришел в школу и остался в ней навсегда, он – Учитель! Ведь труд учителя нелегок, любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а иногда недетские трудности. И здесь для учителя начинается выработка собственных подходов, личных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога.

Мой педагогический стаж 27 лет. И все эти годы я работаю в одном учреждении. Я руководитель школьного методического объединения учителей математики, физики и химии; районного методического объединения учителей физики и информатики.

В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску.

Я и мои ученики были участниками и победителями районных и республиканских конкурсов.

В этом году сама имею сертификат районной научно-практической конференции для педагогов «Педагогические идеи», а ученица 9 класса Беляева Ангелина заняла второе место в «».

Считаю девизом моей педагогической деятельности слова известного польского просветителя Януша Корчака:

«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».

Так какой же он, современный учитель?

По моему мнению, учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям!

Везико Надежда Владимировна

Источник: https://gigabaza.ru/doc/84048.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector