Ролевая игра. половая идентификация мальчиков и девочек в игре. воспитание детей в игре

Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре

Гендерная идентичность детей в игре.

В психолого-педагогической науке имеется много работ, посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного возраста. Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности.

 Достоверно установлено, что девочки склонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, особенно младших сверстников.

 У мальчиков  нет склонности  опекать, обучать, наставлять младших, а особенно девочек.

 Девочки опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства»- кукол, тряпочки — играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

 У мальчиков игры чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство.

Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства не хватает в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, скамейкам и т. д.

А если мальчики играют с куклами, то они заставляют свою куклу прыгать, проделывать разные трюки и т.д.  

  Важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки,  для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников.

 Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился рисовать, конструировать что-то и т.п.

Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы.

Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены.

В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. 

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

Считается, что именно на мальчиков, большее влияние оказывает среда, а на девочек – среда.

Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. 

Вместе с тем, очень часто в детском саду  укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, так как они создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

 Сложная и многоплановая проблема воспитания детей с учетом их гендерных особенностей требует развернутой системы работы.

 Игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры.

Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.

 Работу по развитию сюжетно-ролевых игр нужно осуществлять в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.

(рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).

 Необходимо рассказать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помочь осознать их значимость в семье. 

В начале, в младшей группе большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулируют игрушками.  Задача: направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета.

С этой целью  проводить наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовывать целевые прогулки, на которых обращать внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения, нужно обращать внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомить детей с названиями блюд.

Впоследствии играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот и т.д. Нужно привлекать детей к изготовлению простейших поделок  для игр. Можно делать «конфеты» из пластилина, «печенье» из солёного теста.

С помощью родителей можно оборудовать игровую среду. Папы помогут в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры. Например: сделать своими руками штурвал для игры в моряков, руль, дорожные знаки и дома для игр с машинами. Мамы — сшить для сюжетных игр красивые тематические костюмы.

Важно использовать приём прямого показа и непосредственного участия в игре.

Например, чтобы привлечь внимание детей —  начать играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную».

С этой целью можно проводить дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.

Кукла дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет ребенку действовать понарошку, как будто.

Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте.

Кроме того, кукла позволяет встать на позицию другого: «оживляя» игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.

 Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок — врач, а кукла — пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность.

 В группе создаются условия для расстановки акцентов: вот это делают мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а это привилегия девочек, мам, бабушек и других женщин.

Гендерная социализация проявляется уже лет с трех: дети знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам, а дома, в семье есть папины дела, а есть мамины. Помогать друг другу нужно, но нельзя перекладывать свои обязанности на другого.

На первых порах нужно создавать пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу мальчикам и аккуратность, тщательность девочкам.

Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за малышами.

Нужно привлекать родителей — представителей  разных профессий рассказывать своим детям о своей работе. В группе можно создать альбомы «Наши мамы на работе», «Наши папы на работе».

Принципы построения окружающей игровой среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. 

Источник: https://pchelka-nfdou7.edumsko.ru/folders/post/gendernaya_identichnost__detej_v_igre

Одной из характерных черт сегодняшнего дня является набирающая рост

Одной из характерных черт сегодняшнего дня является набирающая ростч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 … ч. 7 ч. 8

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной (Т. И. Бабаева, А. В. Бурма, М. Н. Силаева и др.); элементарной трудовой (Р. С. Буре, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Е. Н. Герасимова и др.); изобразительной (В. И. Воробьева, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина и др.); общении (Е. Е. Кравцова, Л. В.

Лидак и др.). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Д. Б. Эльконин, С. А. Марутян, П. Г. Саморукова, М. М. Стрекаловская и др.) [30].

Сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотно­шений детей, в целом полоролевого развития.

Она по­зволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Как отмечал Э. Эриксон, «в дошкольном возрас­те поглощенность игрой позволяет ребенку проникнуть в мир других людей» [50, С. 134].

Именно в игре закреп­ляются позитивные стереотипы качеств мужественно­сти и женственности, нравственные качества, а также закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность реализации своих инте­ресов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.

Сюжетно-ролевая игра, выступая ведущим видом де­ятельности дошкольников, обусловливает психологиче­ские новообразования данного возраста, среди которых и гендерная идентичность.

При всем разнообразии сюже­тов игр за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность человека и отношения лю­дей в обществе [49, С. 324]. В игре дошкольник проигрывает весь доступный ему спектр социальных ролей, среди ко­торых и гендерные роли.

Если профессиональные роли более или менее диффузны в игре ребенка, то гендерные роли закрепляются однозначно.

В игре в магазин про­давцом могут быть и мальчик, и девочка, в игре в шко­лу учителем скорее будет девочка, но в игре в семью па­пой будет только мальчик, а мамой — однозначно девоч­ка. Более того, роли детей в игровой семье распределя­ются не по сюжету, а относительно пола играющих де­тей.

В игровой деятельности детей содержательно отра­жаются результаты взаимодействия с родителями и дру­гими взрослыми, которые становятся почвой для при­своения социальных ролей.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по математике для 8-9 классов

Взрослый вообще для ре­бенка является зрелым представителем данной культу­ры, способствует формированию у него субъективной социальности, чувства принадлежности к социальному миру, чувства «мы». От взрослого дошкольник получа­ет внешнюю обратную связь в форме порицания и одо­брения, поощрения и наказания.

Обратная связь охва­тывает все сферы жизнедеятельности ребенка. Это спо­собствует формированию у него чувства идентичности внутри конкретной культуры. Матери создают эмоци­ональные предпосылки к взаимодействию с людьми в данной культуре. Отцы оказывают влияние на усвоение формальных норм и требований со стороны социально­го окружения [50,С. 294].

Личностные особенности детей закрепляются при соотнесении себя с полом родителя и путем реализации в игре и общении принятых во вза­имодействии с взрослыми гендерных стереотипов при условии поощрения со стороны взрослого.

Сюжетно-ролевая игра способствует и дифферен­циации гендерных стереотипов. Мальчики проявля­ют себя физически активными, отважными, сильными. Девочки демонстрируют мягкость, отзывчивость, кокетливость.

Проявляются половые предпочтения не только в сюжетах, но и в использовании в игре атри­бутов, символов, игрушек.

Мальчики 3—4 лет выбира­ют оружие, детские инструменты, конструктор, девоч­ки играют с куклами, кукольной мебелью и кухонны­ми принадлежностями.

Формирование Я-образа предполагает оценочный компонент, который можно рассматривать с точки зре­ния адекватности самооценки. В то время как пред­ставления дошкольников о себе могут искажаться, их самооценка чаще всего конкретная. В целом она по­ложительная, ее по-прежнему обеспечивают любовь и бескорыстная забота старших.

Положительная самоо­ценка обусловливает типичную склонность дошколь­ников завышать представления о своих возможностях. При этом у девочек 6—7 лет общая высокая самоо­ценка встречается чаще, чем у мальчиков того же воз­раста (соответственно 73 и 50%).

Мальчики дошкольно­го возраста более критично оценивают результаты сво­ей деятельности, у девочек преобладает эмоциональная оценка [29, С. 156].

Организацию сюжетно-ролевой игры детей важ­но строить на результатах диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков и девочек. В иссле­довании В.А. Деркунской и А.Н. Харчевниковой до­казано [12, С.

13], что сюжетно-ролевая игра мальчиков и дево­чек четвертого и пятого года жизни имеет свои особенности, кото­рые проявляются в игровых интересах, выборе сюже­тов, игровых умениях (сюжетосложении, распределе­нии ролей, ролевом взаимодействии), игровом творче­стве.

Эти особенности являются как традиционными, так и новыми, современными.

К традиционным особенностям можно отнести то, что девочки предпочитают игровые сюжеты, отражаю­щие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчи­ки предпочитают игровые сюжеты, отражающие муж­ские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика сюжетно-ролевых игр дево­чек социально-бытовая, а у мальчиков — техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, ха­рактерные для представителей своего пола. Девочки и мальчики пяти лет играют только с детьми своего пола. К современным особенностям относятся игровые ин­тересы мальчиков, связанные с социокультурным про­странством жизни, т.к. они многое заимствуют для игр из мультфильмов, рекламы, кино; игровые интересы девочек, связанные с современным бытовым простран­ством жизни взрослых [12, С.13].

Различия в отношении детей к сверстникам проти­воположного пола влияют на выбор партнера по игре и общению. Как правило, игровое объединение включает в себя детей одного пола. Девочки играют в сюжетно­ролевую игру «Дочки-матери», мальчики — в «Матро­сов».

Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, замыслам пар­тнеров по игре. В сюжетно-ролевые игры, как девочек, так и мальчиков входят разнообразные игрушки, а не только ими предпочитаемые. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков — разнообразнее.

Как маль­чики, так и девочки испытывают трудности в комби­нировании сюжетов. Уровень развития игры у мальчи­ков выше, чем у девочек.

Сюжетно-ролевая игра для дошкольника — спо­соб познания мира, поэтому объединение детей в игро­вую группу связывается с их различными интересами.

У девочек проявляется больший интерес к установле­нию межличностных отношений, в центре их внима­ния — человек и сфера его непосредственного бытия.

У мальчиков — деловая ориентация, интерес к решению конструктивных задач, предметам и явлениям, порой весьма далеким от того, что входит в круг их жизне­деятельности.

Вероятно, это объясняет то, что у дево­чек имеются лучшие знания о себе, они уделяют боль­ше внимания своей внешности, особенностям внешно­сти и поведения окружающих, к внутреннему миру, об­наруживают большую чуткость. У представителей муж­ского пола более выражена склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредст­венно требуется [29,С. 167].

Социальное познание детей старше 5 лет развора­чивается на основе игровой деятельности в так называ­емых «игровых объединениях», которые выступают ре­ферентной группой для дошкольника. В группе сверст­ников у ребенка развиваются различные коммуника­тивные навыки, а также разворачивается половая иден­тификация.

Мальчики приобретают мужественные чер­ты и необходимую независимость от матери через со­лидарность со сверстниками и путем соревнования с ними. В связи с этим мальчики играют в группах более развитых по составу участников, имеющих различные способы предметной деятельности и коммуникаций.

Поведение мальчиков отличается четкой направленно­стью, тяготеет к более выраженным формам, ориен­тировано на получение конкретного результата.

Игры девочек происходят в группах, меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и до­верительности [29, С. 182]. В игре по-разному проявляют­ся и лидерские качества мальчиков и девочек.

Девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, что объясняется их личностными качествами: они бо­лее боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрациям.

Образование малых групп в процессе общения про­исходит также по половому признаку. При их создании и функционировании дети ориентируются на личност­ные качества и модели поведения, которые соответ­ствуют женскому и мужскому полу.

Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании уме­ний организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя.

Девочек в отно­шениях с девочками привлекают, прежде всего, душев­ные качества, внешность [29,С. 182].

Информативная сто­рона общения обусловлена также полоролевыми стерео­типами и интересами, которые зачастую формируют­ся под непосредственным влиянием взрослых (роди­телей, воспитателей) и старших детей, а также средств массовой информации, литературы, кино и мультфиль­мов. Девочки обсуждают кукол, их одежду, собствен­ный внешний вид и т. д. Мальчики заинтересованы в темах, касающихся техники, конструирования и т. п.

В целом в поведении мальчиков и девочек дошкольно­го возраста обнаруживаются различия. Девочки в воз­расте 3—6 лет кажутся более эмоционально теплыми и зависимыми, более заботливыми. Для мальчиков ха­рактерны большая доминантность и значительно боль­шая агрессивность.

Социальное познание реальности ребенком осу­ществляется одновременно в действенном, предметном и ценностном планах. Гендерная идентичность уста­навливается в детском возрасте и образует значимую часть Я-концепции человека.

Процесс половой иден­тификации в детском возрасте содержит взаимосвязан­ные компоненты: связанное с полом поведение, пред­ставление о половых особенностях, отношение к себе и другим как представителям того или иного пола.

Ме­ханизмами половой идентификации в дошкольном воз­расте могут выступать подражание моделям поведения, поощрение со стороны взрослых и, несомненно, дет­ская игра.

Ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категорирует себя в качестве мальчика или девочки, после чего интегрирует поведенческий опыт, состав­ленный в соответствии с представлениями о половой роли, в своем образе Я.

Выявленные особенности ярко раскрывают детскую игровую субкультуру современных мальчиков и дево­чек дошкольного возраста, гендерную специ­фику игровой деятельности детей, а также их взаимо­отношений.

Организация игровой деятельности с уче­том изученных особенностей позволяет педагогам вос­питывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное понимание своего внутреннего мира, муж­ской (женской) индивидуальности, роли мужчины и роли женщины в семье и обществе.

Поэтому педагог в игровой деятельности мальчиков и девочек должен ис­пользовать прямые и косвенные приемы руководства ею, осуществлять педагогическую поддержку мальчи­ков и девочек как субъектов социальных отношений, создавать специальные условия для воспитания культу­ры гендерных взаимоотношений детей.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Адекватным педагогическим воздействием здесь будет ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры. Поскольку малыши недостаточно хорошо умеют играть вместе — дополнять, а не дублировать друг друга — воспитатель может принять на себя одну из ролей.

Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований.

В частности, воспитатель:

  • понимает специфические задачи игры;
  • осознаёт развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;

Источник: http://van.ansya.ru/health/odnoj-iz-harakternih-chert-segodnyashnego-dnya-yavlyaetsya-nab/pg-3.html

Половая идентификация

Половая идентификация

К концу дошкольного возраста ребенок уже хорошо знает свой пол и необратимость половой принадлежности. Мальчики ведут себя, как свойственно представителям мужского пола. Девочки, в свою очередь, уже в какой-то степени усвоили женскую манеру поведения.

При всяком удобном случае воспитателю следует фиксировать внимание ребенка на его принадлежности к мужскому или женскому полу. Постоянно объединять детей под общим обращением «Дети!» или «Ребята!» не совсем правильно. Конечно же, все они дети, но еще они при этом мальчики и девочки.

В современном обществе стирается грань в профессиональных ориентациях человека, что прежде было связано с половой идентификацией. Сейчас важно правильно сформировать духовный облик мужчины и женщины. Для маленьких детей это абстрактные слова. Но многое они могут понять и принять именно в эти годы.

Мальчик должен знать, что он будет физически сильнее девочки, что он будет мужем и отцом, что это возлагает на него обязанности защитника своей семьи. Он должен быть научен великодушию, сдержанности, если он хочет быть настоящим мужчиной. Он должен быть честным и смелым, хорошо знать, чего он хочет в жизни.

Девочка должна знать, что женственность — ее истинная природа. Она станет женой и будет мамой хорошего малыша (или большого числа замечательных детей). Она должна учиться быть сдержанной, терпеливой — иначе она не воспитает хороших детей. Конечно, она должна иметь и другие цели в жизни, например, думать о будущей профессии.

В то же время мальчик и девочка — формирующиеся личности. И положительные нравственные качества должны быть присущи в равной степени и тем и другим. Говорить с детьми на все эти темы не рано. Детей глубоко интересует их будущее в качестве взрослых мужчин и женщин.

Структуры: «Я Петя — хороший — мальчик» или «Я Маша — хорошая — девочка» глубоко входят в самосознание ребенка, индивидуализируют его как представителя своего пола.

Чтобы правильно воспитывать детей, следует не забывать, что они — мальчики и девочки. Индивидуальный подход к мальчикам и девочкам существенно индивидуализирует детские личности.

Общение мальчиков и девочек

Роль взрослых в половой идентификации ребенка. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться то звено самосознания, которое представляет ребенка как мальчика или девочку. Это проявляется прежде всего в играх детей. Они подражают в играх социальным ролям взрослых.

Психологами было выявлено, что дети группируются для игры по признаку пола. Не только коллективные, но и одиночные игры часто определяются полом ребенка.

Читайте также:  Развитие творческих способностей детей в игре

В игре ребенок старшего дошкольного возраста направленно отрабатывает возможные для мужской и женской роли формы соответствующего поведения. В ролевой игре мальчик, подражая взрослым мужчинам, берет на себя роль шофера, летчика, космонавта, солдата; девочка — роль мамы, врача, воспитателя.

Выбранные игровые роли отражают реальные стремления детей разного пола. Интересы мальчиков все с большей определенностью сосредоточиваются на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Игры мальчиков дальше отстоят от сферы семьи, чем игры девочек.

Девочки не могут не играть в «дочки-матери», в домашние дела взрослой женщины, мамы прежде всего.

Взаимоотношения мальчиков и девочек по поводу игры. В условиях детского сада дети много времени проводят вместе. Дошкольники одной группы становятся «своими». Они привыкли друг к другу и хорошо знают особенности каждого.

Отношения детей старшего дошкольного возраста это отношения сверстников, но одновременно это и отношения мальчиков и девочек. В их общении просматривается стремление объединяться по признаку половой принадлежности.

В этом возрасте продолжает развиваться доброжелательная пристрастность ребенка к детям своего пола. Дети группируются по полу, половая идентификация приводит к общности интересов. Появляется специфическое чувство «мы» («мы — мальчики», «мы — девочки»).

В своих играх мальчики и девочки часто стараются строить сюжеты, в которых в явной форме выявлены профессии мужчин и женщин. Ориентируясь на взрослых, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика или девочку, как на будущих мужчину или женщину.

Однополые группы в общении способствуют развитию способности видеть себя глазами сверстников.

Половая идентификация ребенка происходит под влиянием реальных жизненных впечатлений. Каждый ребенок заимствует типичное поведение от близкого взрослого того же пола, от героев книжек, фильмов.

Все впечатления неизменно включаются в игровые отношения и проигрываются с большим вниманием и интересом. Однополые объединения мальчиков создают условия для появления игровых сюжетов, отражающих мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях.

Мальчики изображают мужественные поступки и характеры. В то же время объединения девочек создают условия для игровых сюжетов, отражающих типичные женские поступки и характеры. Разные роли в играх не разъединяют детей.

Напротив, в общении наблюдается так называемая доброжелательная пристрастность не только к представителям своего, но и другого пола.

Различные интересы мальчиков и девочек в играх проявляются более дифференцированно, чем в реальном общении. Во внеигровых ситуациях дети чаще действуют как ровесники, а не как мальчики и девочки. Этому способствует и практика воспитания детей в детском саду: дифференцировать подход к детям как к мальчикам и девочкам совсем не просто.

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/vospitanie-rebenka/89-polovoe-vospitanie/419-polovaya-identifikacziya

Руководство игрой мальчиков и девочек с учетом генденых особенностей

Выступление на пед. совете

Тема: «Руководство игрой мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей»

Воспитатель: Стычева А. Т.

ГБОУ ШКОЛА 2115 СП-8

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений.

Такие важные субъектные проявления, как активность, самостоятельность, инициативность, избирательность, свобода выбора, целеустремленность, творчество — необходимо развивать у детей обоих полов.

В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты, становление позиций мальчика и девочки как субъектов социальных отношений; формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ.

Gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но посильная.

В результате психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

— к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

— в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер (пол) не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека.

Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к 3-4 годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».

Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры.

Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.

Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.

Сюжетно –ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, здесь всё «как будто», «понарошку», но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины женщины, папы и мамы.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои поло-ролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Адекватным педагогическим воздействием здесь будет ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры. Поскольку малыши недостаточно хорошо умеют играть вместе — дополнять, а не дублировать друг друга — воспитатель может принять на себя одну из ролей.

Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований. В частности, воспитатель:

— понимает специфические задачи игры;

— осознаёт развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/rukovodstvo-igroy-malchikov-i-devochek-s-uchetom-gendenyh-osobennostey-911401

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста



На современном этапе развития общества активно происходят изменения ценностно-нравственных ориентаций в отношениях между полами, происходит стирание границ между мужскими и женскими социальными ролями, наблюдается зависимость негативного информационного фона и выраженные эмоциональные нарушения в развитии детей — агрессия у девочек и повышенная тревожность у мальчиков. Наиболее сензитивным к подобным влияниям является старший дошкольный возраст, который характеризуется наличием интереса детей к половым различиям, в становлении устойчивого понимания и принятия собственной половой роли.

В дошкольном возрасте возникает дифференциация интересов мальчиков и девочек — предпочтение способов деятельности, познания, общения, ориентированное на представителей того же пола, что и ребенок. Наряду с другими ориентациями ориентация на представителей своего пола ложится в основу формирования структуры личности и определяет ее психическую и социальную активность.

В отечественной литературе выделено несколько направлений исследований, посвященных гендерному воспитанию (Л. В. Градусова, Н. Е. Татаринцева и др.), половому воспитанию дошкольников (В. Е. Каган, В. К. Лосева и др.), полоролевому воспитанию (Т. А. Репина, Э. К. Суслова, Т. П. Хризман и др.).

Современные исследователи акцентируют внимание на представлении о полоролевой идентичности старших дошкольников как стабильном базовом конструкте личности, на основе которого происходит формирование социальной, этнической, профессиональной идентичности, самоопределение человека в культуре.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проблема формирования полоролевой идентичности обозначена в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Задачами полоролевого воспитания является улучшение отношений между девочками и мальчиками, вовлечение детей противоположного пола в совместную деятельность, а также формирование адекватной оценки детей разного пола [18].

Старший дошкольный возраст — важный период для создания условий, способствующих осознанию и принятию ребенком своей социальной принадлежности по половому признаку, адекватной системе смыслов и значений, представляющих понятия «мужественность» и «женственность» в культуре нации.

В настоящее время воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных организациях с учетом их половой дифференциации проводится не в полной мере эффективно в связи с тем, что в воспитательном процессе основной упор делается на устаревшие гендерные стереотипы.

В воспитании дошкольников не учитываются реалии современной жизни, игнорируется или вообще упрощаются половые различия, не реализуется направление развития вариативности полоролевого поведения, недостаточно формируются у детей навыки овладения мужскими и женскими ролями.

В связи с этим, актуальным на сегодняшний день становится необходимость в создании специальных условий, учитывающих специфику развития дошкольника, для того чтобы процесс половой идентификации протекал более успешно.

Важным условием сопровождения процесса формирования полоролевой идентичности является организация педагогической среды, представляющей собой разнообразную систему взаимоотношений в триаде «воспитатель — ребенок — родитель», в диадах «ребенок — ребенок» и «ребенок — полоразвивающая предметная среда». В данной позиции раскрывается целый ряд значимых условий формирования идентичности у старших дошкольников.

Стереотипы полоролевого поведения ребенка в наибольшей степени формируются в ведущем виде деятельности дошкольников — игре. В игровой деятельности ребенок не только познает мир, но и готовится жизни взрослого. В тоже время, игра является фундаментом развития ребенка, умений соотносить игровые навыки с реальной жизнью [4].

В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни» [19], а Л. С. Выготский утверждает, что «игра — арифметика социальных отношений» [17].

По мнению Г. В. Плеханова и Д. Б. Эльконина, игра социальна и по своему содержанию, т. к. дети отображают то, что видят вокруг [16].

Читайте также:  Сказка «зимовье зверей»

А. Н. Леонтьев рассматривал игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений, в котором растет интерес к окружающему, формируются социальные мотивы поведения, вырабатываются субкультурные нормы и правила [15].

Игра является одним из самых доступных и эффективных способов создания условий для освоения социальных ролей, в игре дифференциация интересов мальчиков и девочек осуществляется посредством ориентации на взрослых своего пола и проявляется в распределении игровых ролей.

По мнению Т. А. Репиной, именно в игре закрепляются позитивные стереотипы маскулинных и феминистских качеств поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мамы или папы [12].

О. Акулова утверждает, что освоение полоролевого поведения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста происходит в ходе совместной игры [9].

И. С. Кон считает, что игровая деятельность позволяет создавать условия для формирования позитивной полоролевой идентичности.

В игре ребенок испытывает различные чувства по отношению к тому, что он делает, и создание ситуаций, когда ребенку нравится выполнение данной роли, когда он видит ее положительные характеристики и примеряет ее на себя, оказывает влияние на то, что он начинает принимать себя такого, какой он есть, принимать себя с этими качествами, понимать, что эти качества являются важной составляющей его поведения. В игровой деятельности дети осознают половые различия. Происходит осознание того, что мальчики и девочки отличаются, так же как отличаются мужчины и женщины [6].

С точки зрения исследователей Т. А. Репиной, Л. В. Коломийченко, О. И. Ивановой и др., для закрепления позитивных стереотипов маскулинного и фемининного поведения у детей, организации сотрудничества и взаимодействия мальчиков и девочек в игре большое значение имеют сюжетно-ролевые игры [12].

Так как полоролевые модели поведения различны у детей разного пола, то и игры их существенно отличаются. Мальчики больше играют в игры героической тематики: военные, спасатели, пожарные, летчики и пр.

У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: «дочки-матери», больница, парикмахерская и другие.

Как отмечает А. Р. Аблитарова, важное значение игры в полоролевом развитии дошкольников обусловлено возможностью «практиковать» в игре, пусть в воображаемом плане, поведение модели, соответствующей роли [1].

По мнению Е. О. Смирновой и Н. Е.

Татаринцевой, целью такого педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой является не проработка знаний, а формирование игровых умений, которые обеспечат самостоятельную игру.

В этой игре мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях [14].

В своем исследовании мы делаем акцент также на сюжетно-ролевые игры, поскольку этот вид игр является наиболее значимым для развития дошкольника как особой формы удовлетворения его потребности занять определенное место в окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра помогает формированию положительных стереотипов мужских и женских качеств личности, способствует закладке фундамента эмоционально позитивного отношения к будущей роли мужчины и женщины.

Важным для нас в работе с детьми является формирование игровых умений в самостоятельной игре детей, когда дети самостоятельно на свой выбор реализуют полоролевые предпочтения и представления в игре.

Основной задачей при организации сюжетно-ролевых игр дошкольников мы ставим использование игр с многотемными сюжетами, в которых отражаются разнообразные события и отношения из жизни мужчин и женщин в обществе с целью закрепления в поведении детей положительных стереотипов мужественных качеств и черт женственности.

В условиях имеющегося развивающего пространства мы стараемся создать такую игровую среду, в которой имеются зоны самореализации мальчиков и девочек, организовываем равноправное сотрудничество детей в совместной деятельности, способствуем снятию традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрения их к выражению чувств, созданию у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки, созданию условий для тренировки гендерной чувствительности, привлечение к воспитанию родителей того и другого пола.

Также в работе с детьми по формированию полоролевой идентификации посредством игры мы учитываем особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности и женственности:

‒ обеспечение большого количества участников игры;

‒ продумывание четкой иерархии в игре (доминирование-подчинение);

‒ развитие игровой конкурентности и корпоративности;

‒ предоставление возможности проявления мальчиками физической силы в борьбе за лидерство во время игры;

‒ использование соревновательного момента игры.

В соответствии со спецификой и динамикой развития детей старшего дошкольного возраста мы планируем усилить работу по развития половой идентичности детей. Данная работа предполагает пересмотр педагогических позиций применительно к практике полового воспитания детей, а именно:

‒ учет факторов полоролевой социализации в образовательном процессе;

‒ субцессирование целей воспитания с когнитивного компонента полоролевого развития на эмоционально-аффективный и поведенческий и обеспечения их взаимосвязи;

‒ реализация в образовательном процессе координирующей и компенсирующей функции полового воспитания;

‒ создания условий для обеспечения интеграции процессов социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка.

Считаем также необходимым четко продумать создание игровых уголков для мальчиков и девочек, его содержания с целью преодоления разобщенности между ними при организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать вместе, но в тоже время в соответствии с гендерными особенностями.

Помимо сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок моделирует свой опыт полоролевого поведения, необходимо также организовывать и другие виды игр, которые также несут в себе определенный потенциал для формирования полоролевой идентичности у дошкольников.

В частности, мы можем отметить, что в дидактических играх дети могут учиться обозначать эмоциональное состояние другого человека, качества, соответствующие представителю какого-либо пола, сознавать себя со своими половыми характеристиками, что значит «я мальчик», что значит «я девочка».

Наши наблюдения за игровой деятельностью дошкольников показывают, что использование подвижных игр помогает расширять опыт детей, на основании которого они лучше осознают различия между мальчиками и девочками. Эти различия проявляются на уровне поведения в том, что мальчики чаще всего физически более развитые, смелые, активные, а девочки, наоборот, более спокойные, осторожные и т. д.

Придерживаясь мнения Н. Л.

Белопольской [3], мы считаем, что использование в процессе формирования полоролевой идентичности народных игр, позволяет познакомиться с особенностями, традициями взаимоотношений между представителями разного пола, которые были ранее: взаимоотношений в семье, отношений матери к детям, выделить важные черты и качества, которые являются ценностными и признаются как наиболее значимые в отношениях в семье.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте игровая деятельность выступает важнейшим средством полоролевого развития детей. Идентификация дошкольника себя как представителя определенного пола в игровой деятельности является неотъемлемой частью полоролевой социализации и свидетельствует об уровне компетентности на данном этапе его развития.

Подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что для развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет учет следующих психолого-педагогических условий: обогащение предметно-развивающей среды; осуществление педагогического руководства разными видами деятельности (игровой, продуктивной и т. д.), направленными на формирование полоролевой идентичности; организация взаимодействия с семьей как первостепенным источником формирования полоролевой идентичности.

На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы мы убедились в том, что сюжетно-ролевые игры могут быть эффективным средством развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста. Эти выводы легли в основу нашей работы при составлении методического сборника практических рекомендаций по организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста «Играют девочки. Играют мальчики».

Литература:

  1. Аблитарова А. Р., Сейтбелялова Р. Р. Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 59–61.
  2. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. — 2007. — № 5. — С. 70–76.
  3. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н. Л. Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2008. — 24 с.
  4. Кашкарева Л. М., Шинкарева Н. А. Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни / Л. М. Кошкарева // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 461–464.
  5. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И. С. Клецина. — СПб, 2008. — 189 с.
  6. Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие / И. С. Кон. — М.: Академия, 2013. — 334 с.
  7. Ледовских Н. К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. — М.: Владос, 2008. — 237 с.
  8. Пекина О. В. Педагогические условия развития полоролевой идентичности дошкольников в условиях ДОО / О. В. Пекина // Pedagogical excellence and pedagogical technologies: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Cheboksary, 1 мая 2016 г.) / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 65–68.
  9. Пекина О. В. Игра-драматизация как средство полоролевого развития детей дошкольного возраста / О. В. Пекина // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 1269–1270.
  10. Попова Л. А. Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве / Л. А. Попова // Научно-методический журнал для педагогов и родителей. — 2004. — № 2. — С. 110–123.
  11. Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? / Т. А. Репина // Обруч. 2008. — № 6. — С. 19–28.
  12. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. — Воронеж: ВГПУ, 2004. — 300 с.
  13. Суслова Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста / Э. К. Суслова // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 146–158.
  14. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций / Н. Е. Татаринцева. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 96 с.
  15. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. С. 4.
  16. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 5-19.
  17. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 48-57.
  18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт 2.6. // URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht.
  19. Постановление от 16 июня 1989 года № 7/1. Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): полоролевой идентичности, дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, формирования полоролевой идентичности, развития полоролевой идентичности, полоролевой идентичности детей, идентичности детей старшего, полоролевого развития, полоролевого поведения, детей дошкольного возраста, развития детей, дошкольном возрасте, детей разного пола, полоролевого развития детей, полоролевой социализации детей, образовательного стандарта дошкольного, полоролевой идентичности дошкольников, идентичности старших дошкольников, дошкольного воспитания.

Источник: https://moluch.ru/archive/172/45674/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector