Самообразование педагога

Самообразование педагога

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 г. Выпуск 3 (18). С. 43-46

УДК 374.7

ПРОБЛЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Л. М. Беткер

Проблема самообразования учителя не нова. Ее актуальность сохраняется на протяжении многих лет. Это обусловлено как спецификой самой профессии учителя, так и изменениями в обществе.

Глобальные компьютеризация, информатизация, принципы вариативности, интегратив-ности, непрерывности современной системы образования в России, осведомленность общественности о различных формах и методах обучения предъявляют высокие требования к учителю.

Традиционно базовое образование не успевает за социальными, экономическими, производственными, информационными изменениями, принципиально не может обеспечить педагога знаниями, умениями и личностными качествами на всю жизнь.

Современное образование сегодня рассматривается не как сумма усвоенной информации, а готовность и способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Так, Т. А Стефановская (2008) среди основных требований, которые предъявляются к педагогу (классному руководителю) как профессионалу, выделяет исследовательскую компетентность, коадаптивное мастерство, медиаобразованность [8].

Это означает, что современному педагогу необходимо владеть знаниями и опытом в области педагогического исследования, самостоятельно вести научный поиск, изучать педагогические явления, факты с целью выработки новых знаний о закономерностях, структуре, содержании, технологиях обучения и воспитания. Это овладение навыками целенаправленного, систематичного, объективного (непредвзятого, беспристрастного), воспроизводимого педагогического исследования в новых условиях.

Кроме того, на современном этапе педагогу важно владеть высоким уровнем адаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях. Коадаптация — коррелятивное приспособление, т. е.

соотнесение различных понятий, суждений, теорий, идей; выявление взаимосвязей и взаимозависимостей существующих систем, технологий, а также приравнивание, приспособление к имеющимся, действующим в той или иной теории и реализующимся на практике [8].

Множество теорий, идей, точек зрения дает учителю возможность выбора и аргументации своей точки зрения. Педагогу нужно уметь из множества теорий, идей, точек зрения отобрать и квалифицированно приспособить отобранное к конкретными условиям школы и класса.

Медиаобразованность педагога заключается в овладении совокупностью систематизированных медиазнаний, умений и определяемым ими уровнем мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе.

В реализации вышеуказанных характеристик большую роль играют самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного педагога — это навык самообразования.

Г. М. Коджаспирова характеризует самообразование как «специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации» [3].

Рассмотрение самообразования как важнейшего средства формирования профессионально-личностной компетентности любого специалиста обосновывается его функциями.

Основными функциями самообразования выступают:

• экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний;

• ориентировочная — определение себя в культуре и своего места в обществе;

• компенсаторная — преодоление недостатков классного, школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в образовании;

• саморазвитие — совершенствование субъективной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

• методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

• коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

• сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

• омолаживание — преодоление инерции своего мышления, предупреждение застоя в общественной позиции; чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение — учащегося;

• психотерапевтическая — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человека [4].

Заострим внимание на процессе самообразовании как источнике образованности личности. Изначально мотивация к самообразованию возникает в ответ на потребность в знаниях.

Однако какие виды и формы знания обуславливают и определяют процесс, посредством которого человек становится образованным существом?

Традиционно сложившийся подход к образованию (также и в деле самообразования) как к наполнению учащегося отчужденным знанием, обнаруживает свою несостоятельность в реализации вышеуказанных характеристик педагога (исследовательская компетентность, коадаптивное мастерство, медиаобразованность). Образование в логике информирования чаще всего имеет репродуктивный характер.

Е. А. Климов отмечает, что кризис образования в современных условиях связан с отставанием образования от развития культуры в широком смысле (достижения человечества, наука общественное устройство) [2].

Кроме того, Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская отмечают, что стать соразмерным культуре невозможно только путем наращивания знания. В самообразовании большую роль играет соучастие в культурном процессе. Стать соучастником культурного процесса, вести диалог с ней, т. е.

быть не только потребителем культуры, но и ее носителем, творцом, можно, прежде всего, через переживание — глубочайшего процесса перевода знания в ценностный план, в новую категорию оценки.

Это положение послужило исходной предпосылкой в поисках наиболее эффективных способов воздействия на личность педагога с целью переориентировки его на гуманистическую парадигму [6].

В современных условиях образования гуманитаризация образования — одна из сильных сторон образования, которая может быть взята в качестве исходного принципа при организации условий развития профессионального мышления педагога средствами самообразования. В рамках данной парадигмы сущность образования основывается на знании как личностной ценности, позволяющей выстраивать свой образ, на основе его личностной значимости для обучаемого и как ценностного ориентира в его жизни и профессии.

Однако восполнение дефицита гуманитарного образования только наращиванием знаний гуманитарного цикла недостаточно. В значительно большей мере профессиональное самообразование должно быть направлено на формирование педагогического мышления, методологической культуры педагога.

Решение таких вопросов, как: чему учиться? как это делать? Е. А. Климов рассматривает в принципиально новой задаче образования. Это не приспособление «готового» материала к возможностям обучаемого, а формирование деятельности обучаемого по исследованию объекта (по определенной программе, сообразно с логикой системного подхода к вопросам познания) [2].

Известно, что люди в естественных условиях двигаются от незнания к знанию следующим образом. Они не суммируют отдельно выхватываемые впечатления, а наоборот идут от целостного (пусть даже вначале от нечетного, диффузного) представления о некотором объекте к анализу его элементов. По-видимому, целесообразно обеспечить также и обучающему

себя вначале представление об общем виде структуры изучаемого объекта. И лишь после осознания ее переходить к подробному (аналитическому рассмотрению его (объекта) составляющих. Возможно, некоторые педагоги занятые самообразованием так и делают, в соответствии с логикой системного подхода в научном познании.

Однако это не соответствует многим педагогам, воспитанным в русле аналитических подходов в науке (когда вначале первенствует идея детализации, «углубления» знания).

Так или иначе, стратегия учебного познания от «целого к частям» может вызвать отпор у людей имеющим сложившиеся и плохо осознаваемые стереотипы, связанные с первенством стратегии «от частей к целому» (пусть под видом разумной идеи — от простого к сложному).

Подчеркнем, что самообразование педагога будет заключаться не в том, чтобы «тащить» обучаемого от целого к частям объекта. Важно, чтобы сам обучающийся осознавал и усваивал такой ход познания.

В разработанной Л. М. Митиной (2004) модели изменения поведения учителя подвести педагога к осознанному самообразованию возможно через постановку задач на осознание и переосмысление педагогом собственного опыта.

Данная модель принципиально отличается от традиционных представлений о процессе переподготовки учителя путем приобретения современных знаний, умений и навыков. Разработанная модель включает четыре стадии изменения поведения учителя: подготовка, осознание, переоценка, действие.

На стадии осознания включаются преимущественно когнитивные процессы — рефлексия, по существу своему остановка, разрыв, выход за пределы любого непосредственного, «автоматически» текущего процесса или состояния, освобождение от пристрастного к нему отношения (по С. Л. Рубинштейну).

Вследствие чего у педагога появляется тенденция к осознанию влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное окружение (учеников, семью, друзей) и переоценка собственной личности [5].

Очевидно, что самовоспитание и самообразование возникают тогда, когда у человека вырабатывается способность анализировать свои поступки, ставить перед собой общественно значимые цели, вопросы и проблемы, определяющие необходимость поиска, самостоятельного открытия или приобретения в форме самообразования системы новых знаний.

Осознание будет означать, что внесен некоторый вклад в формирование у педагога не просто очередных новых знаний об изучаемой реальности, а формирование именно его деятельности.

Существенным звеном этого вклада является методологическое знание, так как педагог, таким образом, начинает знать, как двигаться от незнания к знанию.

Общую схему метода системного анализа мы находим в работе Ю. А. Самоненко (2001). В общих чертах она сводится к следующему:

— выделение определение предмета рассмотрения, насколько это возможно на начальной стадии развития знания о нем;

— определение качественного своеобразия системы, т. е. совокупности ее существующих свойств;

— определение функций системы, значения объекта;

— выделение структуры системы с вычленением ее элементов, имеющих «горизонтальный и «вертикальный» характер;

— выделение среди множества связей, характеризующих систему, наиболее важных, «системообразующих», без которых она не может возникать и развиваться, «распадается» как таковая;

— уяснение того, что является внешней средой по отношению к данному объекту; различение внешних и внутренних (внутрисистемных) связей;

— определение границ устойчивости системы;

— описание динамики (изменения «поведения» объекта) [7].

При системном рассмотрении объектов, они предстают более широко и многосвязно, возникает перспектива дальнейшего самостоятельного движения от незнания к знанию.

Самостоятельность такого движения к знанию Н. А. Морева связывает, со способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов. Однако самостоятельность будет носить позитивную окраску лишь при наличии у человека, в частности — у педагога, высокой степени компетентности [4].

Самообразование педагога образовательного учреждения многогранно и многопланово. Б. Ижанов (2010) в качестве основных направлений в системе самообразования педагогов выделяет:

— ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам обучения и воспитания;

— изучение научно-методической литературы;

— ознакомление с новыми достижениями педагогики, психологии, анатомии, физиологии;

— изучение новых программ и педагогических технологий;

— ознакомление с инновационной практикой образовательных учреждений;

— повышение общекультурного уровня [1].

Читайте также:  Пословицы о деньгах

Однако, несмотря на отмечаемые в специальной литературе цели дальнейшего изучения тех или иных реальностей, современный педагог должен учиться самостоятельно усматривать, осознавать то, что неизвестно, а не просто ждать направления поиска, очередную познавательную цель.

Знания учителя о способах своих конкретных действий с предметным материалом, обслуживающих организацию деятельности по добыче новых необходимых знаний, наиболее важны для того, чтобы самообразование было продуктивным, и, что немаловажно, интересным и привлекательным для самого педагога.

Таким образом, проблема самообразования педагога актуальна. Традиционные подходы к самообразованию педагога преимущественно в логике информирования изжили себя, а новый подход позволит педагогу самому прийти к знанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ижанов, Б. Некоторые аспекты непрерывного самообразования специалиста [Текст] / Б. Ижанов ; отв. ред. Г. Н. Котельникова // Мат-лы междунар. заоч. научно-практической конференции «Самообразование личности в информационной среде». — 20 мая 2010 г. -Ханты-Мансийск : АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2010. -С. 279-287.

2. Климов, Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учеб. пособие [Текст] / Е. А. Климов. — М. : Флинта, 2003. — 320 с.

3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования [Текст] / Г. М. Коджаспирова. — М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -352 с.

4. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов [Текст] / Н. А. Морева. — М. : Просвещение, 2006. — 320 с.

5. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. М. Митина. — М. : Изд. центр «Академия», 2004. — 320 с.

6. Педагогика понимания : учеб. пособие [Текст] / Ю. К. Сенько, М. Н. Фроловская. — М. : Дрофа, 2007. — 189 с.

7. Самоненко, Ю. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов [Текст] / Ю. А. Самоненко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 277 с.

8. Стефановская, Т. А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т. А. Стефановская. — 3-е изд., стер. — М. : Изд. центр «Академия», 2008. — 192 с.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-samoobrazovaniya-pedagoga

Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития

Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве.

[309]

Модернизация образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность учителя становится перспективой развития ученика.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима.

Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
  • во-вторых, управляется самим человеком;
  • в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

[310]

Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Рассмотрим данные условия более подробно. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях».

Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.

Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности.

Саморазвитие, по Канту, это «культивирование собственных сил». Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». В западноевропейской этической традиции [311] это культура самоформирования.

Культура самоформировния предполагает развитие свободного мышления на фундаменте культурной преемственности и утверждает приоритет творческого над историческим. Развитие культуры самоформирования представляется гарантом сохранения и совершенствования современной культуры и цивилизации. (Козловски П.

Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997, С. 110-111).

Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина). Профессиональное саморазвитие — динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.

Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.

 Фуллера выделяется три стадии: стадия «выживания» — на первом году работы в школе, стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций — 2-5 лет работы, и стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

Каждому из этих этапов присущи специфические интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности.

Третий этап характеризуется возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. По мнению Д. Бурдена, именно на этой стадии возможна организация исследовательской деятельности учителя. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самопознание и самоанализ деятельности.

Под самопознанием понимается деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем.

Самоанализ — это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями.

Педагогический анализ содержит следующие функции: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную.

[312] Практика становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя. Рефлексия — важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте, процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане — переживания и самоотчет одного индивида, — так и во внешнем плане — как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения (Словарь педагогического обихода / Под ред. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001. 88c.).

Педагогическая рефлексия в деятельности — это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия — комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности.

С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности.

Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя. Данные умения представлены в таблице №1.

Мы предлагаем методику оценки учителем рефлексивных способностей.

Задание для педагога: для развития собственных рефлексивных способностей.

Школа не может развиваться никаким иным способом, кроме как создавая и осваивая новую практику образования, т. е. в результате организованного в ней управляемого инновационного процесса — процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно-новому объективно необходимому состоянию.

А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию [315] нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа.

Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.

«Творчество — это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке». (Л.С. Выготский).

Педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику, причем приоритетной является внутренняя, содержательная сторона. Этим объясняется, почему одни и те же приемы и методы у разных учителей имеют различный эффект. Без творческого осознания и наделения собственным смыслом содержания образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не воспитывает и не образовывает, а транслирует знания.

Следовательно, учителю необходимо усвоить конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, повышению ответственности за результаты своих действий.

Таким образом, учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта и др. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.

Поисковая деятельность отличается сильно выраженным эвристическим элементом, включающим в себя догадку, интуицию, инсайт, содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие. Поисковая деятельность рассматривается как деятельность, направленная учителями на решение различного рода ситуативных проблем и задач.

Читайте также:  Сценарий на пасху для детей и взрослых

Смысл решения этих задач состоит не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для теории и практики, а в том, чтобы решать конкретные проблемы образования.

Актуальным является определение требований к поисковой, творческой деятельности учителя:

  • поисковая деятельность должна носить практико-ориентированный характер, т. е. быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем школьной жизни;
  • поисковая деятельность должна носить контекстный характер, т. е. проводится в естественных условиях образовательного процесса;
  • поисковая деятельность должна носить непрерывный характер, т. е. осуществляться постоянно, систематически;

[316]

  • поисковая деятельность должна носить оптимистический характер, т. е. включать в себя позитивную установку на успех;
  • поисковая деятельность должна носить «инкрементальный» характер, когда полученный результат определяет направление и характер следующих проб;
  • поисковая деятельность должна носить индивидуализированный характер, т. е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта учителя, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей познавательного стиля;
  • поисковая деятельность должна носить «версионный» характер.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед учителем встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития.

При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности.

Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.

В таблице №2 предпринята попытка соотнести параметры личностного и профессионального развития педагога.

Представляется, что педагогу при определении программы самообразования необходимо учитывать эти взаимосвязи. Мы предлагаем следующие разделы для составления программы самообразовательной деятельности учителя:

  • мои ценности;
  • мои цели;
  • моя Я-концепция;
  • моя перспектива (стратегия);
  • мои задачи развития (тактика): когнитивные, личностные и т. п.;
  • мои действия.

Источник: http://anthropology.ru/ru/text/dautova-ob/samoobrazovanie-uchitelya-kak-uslovie-ego-lichnostnogo-i-professionalnogo-razvitiya

Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога

Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога

Самообразование как средство повышения профессионального мастерства педагога

общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».

Кто такой педагог дополнительного образования 21 века? Это:

  • Гармонично- развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному и общекультурному совершенству;
  • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  • Умеющий организовать рефлексивную деятельность.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно.

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»).

Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.

Изучение проблемы педагогического самообразования обогатилось в последнее время большим числом практических рекомендаций, на основании которых определились следующие принципы планирования и организации самообразования:

  • принцип системного подхода в самообразовании;
  • принцип сознательности усвоения научных идей и практического педагогического опыта;
  • принцип последовательности и непрерывности в самообразовании;
  • принцип связи самообразования с практической деятельностью;

В современном, быстро меняющемся мире, с высокой психологической нагрузкой педагогу тяжело удержаться, а тем более вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация учреждения.

Администрация учреждения дополнительного образования должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

— средств массовой информации,

— исследований и экспериментов,

— общения с интересными людьми,

— осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности.

Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов являются:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, возрастной психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;
  • Повышение общекультурного уровня.

Формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны администрации нашего учреждения:

  1. Вынесение на педсоветы, связанных с самообразованием. Организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом самообразования.

  2. Индивидуальные беседы об основных направлениях самообразования.

  3. Совместное обсуждение методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности занятий.

  4. Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.

  5. Комплектование и пополнение фонда учреждения литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – самосознание, 2 этап – планирование, 3 этап – теория, 4 этап – практика, 5 этап – самоконтроль.

Рассмотрим 1 этап – самосознание. Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения. Происходит формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях.

Помогают в этом следующие тесты, которые вы получили в подарок.

2 этап – планирование. Выбирается тема по самообразованию. Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки.

Одним из условий повышения педагогического мастерства является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Осуществляя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для педагогов, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества;
  • Умение анализировать научно-методическую литературу и применение полученных знаний на практике.

Для опытных, творчески-работающих педагогов:

  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач учреждения дополнительного образования детей;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

3 этап – теория. Изучается проблема (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ, самооценка результатов). Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.

В нашем учреждении в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности формируется банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы.

4 этап – практика. На данном этапе отрабатываются технологии, осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.

5 этап – самоконтроль, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи методиста.

Содержание деятельности по самообразованию представлено в таблице. Рассмотрим на примере 1 этапа: деятельность педагога — … и деятельность методиста-…

А теперь разделимся на группы, и попробуем определить деятельность методиста на следующих этапах: 1 группа- на 2-3 этапах, 2 группа- на 4-5этапах…

Проверим, сравним результаты… Ваши дополнения…

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Профессиональное мастерство есть результат профессионального становления любого педагога. В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Ученые склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.

Чем большего педагог достигает в профессиональном становлении, тем больше он развивается как личность.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/samoobrazovanie_kak_sredstvo_povysheniya_professionalnogo_masterstva_pedagoga-38927.htm

«Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

«Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

Автор: Юлия Сергеевна Беляевских, заместитель заведующего по УВР МАДОУ «Детский сад N 6» г. Перми.

Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:

  • Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.
  • оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

План  консультации:

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов. 2. Организация работы по самообразованию. 3. Результаты самообразования. 4. Рефлексия.

Литература:

Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с .37. Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97 Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36

Читайте также:  Праздник по пдд в подготовительной группе детского сада

Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования

КОНСУЛЬТАЦИЯ
 Я чувствую себя в праве сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..


Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.


 Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов. Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов.

Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.

Как вы понимание, что такое самообразование? Разные источник дают следующие определения:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни.

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа.

Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.

Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию др.

у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как «несовременного человека» • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены  тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком. • Общественное мнение.

Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес.

Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом? Источники самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение

• Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации

2. Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: — не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность -не могут правильно сформулировать тему самообразования — при подборе литературы теряются в ее изобилии.

Затрудняются в правильном выборе — при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал — не могут сформулировать цель и задачи работы

(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования
  • выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса
Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Формулируйте  темы по схемам:

  • — ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

— ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; — Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например:

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

  • Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый
процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение Исследование

Развитие

Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние

И т.п.

Познавательные способности Познавательная активность Умение что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность

Наблюдательность

и.т.п.

На музыкальных занятиях
На экскурсиях в природу В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем-либо В игровой деятельности

и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий  в природу» Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна  может заключаться в новом решении вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом: — просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; — ответьте на вопрос: могу ли я  узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

— начните с изучения традиционных методик по данной проблеме — изучите современные взгляды на проблему

— используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
Не могут сформулировать цель и задачи работы Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например: Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет
 исследования

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

3. Результаты самообразования. Что дает самообразование? (мнение участников семинара) Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Результат

Каждая деятельность бессмысленна, если  в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
  • Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Отправьте нам Ваш материал

и получите Свидетельство о публикации.



Источник: http://www.moi-detsad.ru/samoobrazovanie-masterstva-pedagogov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector