Сладков «песенки подо льдом»

Слайд 1

Н. И. Сладков. » П е с е н к и п о д о л ь д о м «.

Слайд 2

1920 г. — 1996 г . Николай Иванович Сладков

Слайд 3

Сладков Николай Иванович Родился 5 января 1920года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.

Слайд 4

Какая тема объединяет книги Н.Сладкова?

Слайд 5

« Я пишу о природе, потому что я её очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость её и разнообразие». Н. Сладков

Слайд 6

Н.Сладков «Песенки подо льдом» Вот уж загадка природы?! «Может поёт ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?» А вы как думаете, о каких песенках пойдёт рассказ?

Слайд 7

Провал Вода усохла Лазоревый Курчавится пар Полынья

Слайд 8

Чёрный провал, полынья.

Слайд 9

Лазоревый — яркий, светло-голубой цвет Лазоревый — яркий, светло-голубой цвет Полынья- Пространство чистой воды среди сплошных льдов или на их границе

Слайд 10

чудо — птица чудо — птица подводная певунья оляпка-водяной воробей

Слайд 11

Оляпка Водяной воробей Водяной дрозд Водяной скворец Ручейка Обитает на Кавказе, на Урале, в южной Сибири. Строит гнезда по берегам чистых рек и ручьев . В поисках пищи ныряет под воду.

Слайд 12

Оляпка Певчая птичка размером со скворца бурого цвета с белой грудкой. Перья у оляпки не намокают, так как обильно смазаны жиром .

Слайд 13

Подчеркните в тексте ответы на вопросы: 1 ряд: Как описал песенку оляпки Н.Сладков. 2 ряд: Что ты узнал о жизни оляпки от Н.Сладкова? 3 ряд: Как по- другому назвал птицу Н.Сладков?

Слайд 14

Н Сладков — Ты оляпка- водяной воробей! И песенка- как ручеёк, так и льётся, так и звенит. А песня звенит. Живая она и чистая…. …из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села на край полыньи.. Оляпка умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Энциклопедия Её также называют водяной дрозд, или водяной воробей.

Занесена в Красную книгу. Обитает по берегам чистых ручьев и рек. Её не пугают морозы, главное, чтобы вода не покрывалась льдом. Питается водными насекомыми и рачками, которых оляпка собирает на мелководье, между камней, под водой. Оляпка может нырять и бегать по дну водоёма, цепляясь за камушки крепкими коготками.

Пение оляпки сравнивают с журчанием ручейка, текущего по каменистому дну.

Слайд 15

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления Лыжи пели. Ручей бежит. Ветер воет .

Слайд 16

Снегирь Синицы Щегол Сойка Свиристель Дятел

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/11/06/tekhnologicheskaya-karta-po-literaturnomu-chteniyu-n-i-sladkov

Николай Сладков — Лесные тайнички (сборник)

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.

Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить?

Хорёк говорит:

– Спасайтесь кто как может!

А Сорока стрекочет:

– Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтобы нас сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно…

Тут Заяц ввязался:

– Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

– Есть-таки умная голова и в нашем лесу! – обрадовалась Сорока. – Кто следующий?

– Мы следующие! – закричали клесты. – Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!

«Заяц – копатель, клесты – бросатели», – записала Сорока.

– Кто следующий?

– Нас запиши, – проворчали бобры из своей хатки. – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!

И пошло, и пошло!

Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, во́роны приглашают на падаль, воро́ны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:

– Запиши и меня в Бюро!

– Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?

– Сторожем буду служить, – отвечает Волк.

– Кого же ты сторожить можешь?

– Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике…

– Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! – закричала Сорока. – Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока – сторожиха». Что я, хуже других, что ли?

Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга.

Всякое в лесу бывает.

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.

А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

И песенка их – как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл…

Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.

За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?

А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть – птица…

Я стукнул лыжей по льду – песенка смолкла. Я постоял тихо – песенка зазвенела опять.

Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.

– Здравствуй, подлёдная певунья!

Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню.

– А я ведь знаю тебя! – сказал я. – Ты оляпка – водяной воробей!

Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!

А нам чего бы его не послушать.

Чижа я купил за рубль. Продавец сунул его в бумажный кулёк и подал мне.

Я посадил чижа в клетку и стал разглядывать. Зеленоватенький, шустрый, с хитрым чёрным глазком. Словом, чижик-пыжик!

Кормил я чижа спелыми берёзовыми серёжками да изредка просовывал в клетку свежие веточки вербы. Была зима, но дома в тепле на прутиках вербы, стоящих в банке с водой, появились барашки. Как белые заячьи хвостики.

Чиж любил трепать клювом эти заячьи хвосты. Треплет, треплет, а растреплет – и запоёт. За окном зимняя тишина, холодина, а дома птица поёт! Юлит на жёрдочке, и из клювика её так и брызжут, так и брызжут весёлые посвисты!

Поёт по всем птичьим правилам. У людей ведь как – поели и запели. А у птиц наоборот – попели и заели. Весной в утренних сутёмках, когда ещё и не видно ничего, гремит мощный птичий хор. А как развидится – притихнет. Увидали, значит, разных там жучков и паучков.

Прожил чиж у меня год. Совсем обжился. Вскочит, бывало, на палец, устроится половчее, горлышко у него задрожит – и полетели из клюва звонкие брызги!

Привык я к чижу.

И вдруг приходит тот самый продавец, у которого купил я чижа, и говорит:

– Продай чижа назад! Завтра на ловлю, а мой манный чиж околел. Продай твоего.

Я даже не поверил – как так продать?

– Да так, – говорит, – продай!

Я совсем растерялся:

– Как же я его продам, если…

– Что если, – жмёт продавец, – что если? Потратился на него? Ну так вот: платил ты за него целковый, корма за год извёл на трёшку. Вот тебе четыре целковых и давай чижа.

– Да я его и за червонец не отдам! – рассердился я. – Да что за червонец, даже за сотню!

– Ну и спекулянт, – свистнул продавец, – ну и хапуга! Брал за целковый, отдаёт за сотню! За что же ты хочешь с меня девяносто девять рублей взять?

Я и сам удивился: и верно, за что же я хочу взять с продавца такие деньги?

Продавец плюнул и ушёл, стукнув дверью.

А я всё сидел и думал: «За что?»

Потом махнул рукой. И всё сразу встало по своим местам.

В комнате пахло клейкими зелёными листиками и вербиными барашками. Барашки были уже с розовым подшёрстком и стали похожи не на заячьи хвостики, а на белые яички птиц, в которых просвечивает розовый зародыш.

И на всю комнату гремела весёлая чижиная песня: будто из клювика чижа вылетали звонкие брызги!

Казалось, не было за окном зимы, сумеречных дней, оледенелых сучьев. Был май и весна. И будто бы…

Так вот что оценил я так дорого – песенку о «будто бы»!

У всех день рождения – радость. А у клестят – беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители: детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…

Читайте также:  Психологическая игра для 5 класса

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст – сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

Это я так про клестят думаю.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся – и спать. Снизу гнездо – как пуховая перинка, сверху мама – как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло – выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения – всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

– Чего они, дурачки, меня боятся? – спросила Люся.

– Кто боится тебя? – спросил я.

– Воробьи.

В скверике прыгали воробьи. Люся кидала им крошки, а они в страхе улетали.

– Почему они улетают? – удивлялась Люся.

Загадала девочка мне загадку! Действительно – почему? Раньше я не думал об этом: боятся и боятся. На то они и дикие птицы. Но вот девочка хочет их накормить, воробьи голодны, но они улетают. Почему?

– Почему они меня боятся? Я ведь никогда их не обижала! – говорит Люся.

– Ты не виновата, – успокаиваю я её.

– А кто виноват?

– Мы виноваты. Все-все. Одни – потому что всегда птиц обижали, другие – потому что позволяли обижать.

– Но за что же их обижать? Они ведь маленькие…

– Ничего, – сказал я Люсе. – Ты бросай и бросай им крошки, и они поймут, что ты им ДРУГ.

– Вы думаете, они поймут?

– Непременно поймут! Ведь поняли же они, что надо спасаться, когда в них кидают камни.

– Я им скажу, что я бросаю не камни, а крошки!

– Ничего не нужно говорить, Люся. Они поймут без слов.

– Без слов? А я-то думала, что они дурачки! – сказала Люся.

Птицы поняли Люсю.

Источник: https://profilib.net/chtenie/23924/nikolay-sladkov-lesnye-taynichki-sbornik-3.php

Читать

В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту.

А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам.

А можно и так ходить — ни за нем. И тогда — и только тогда! — откроется тебе настоящая красота леса.

Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять.

Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев — словно двенадцать разных стран. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна.

Мы летим вокруг Солнца.

Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья — что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны — странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие…

Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…

А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны — и обернётся зверёк простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь — рассыплется в прах.

Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.

Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их — поторопись. А то дунет ветер — поминай как звали!

КАК МЕДВЕДЯ ПЕРЕВОРАЧИВАЛИ

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день — метель, что ни ночь — мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок — так солнце повернёт на лето.

Лопнуло у птиц и зверей терпение.

Пошли Медведя будить:

— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!

— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем — перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, — шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

— А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Тут Белая Куропатка запричитала:

— А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл — что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп — и готово!

А Медведь своё:

— Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Белка терпела-терпела — не вытерпела:

— Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я!.. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

— Четыре, пять, шесть! — насмехается Медведь. — Вот напугала! А ну — кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы — начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите — я его мигом переверну!

— Ты, Медведя?! — ахнули звери.

— Одной левой лапкой! — похваляется Мышь.

Юркнула Мышь в берлогу — давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.

— Ой, не могу! — завывает. — Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги — как дым из трубы.

Мышка высунулась и пищит:

— Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.

Ну а как перевернулся Медведь на другой бок — так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день — солнце выше, что ни день — весна ближе. Что ни день — светлей, веселей в лесу!

КУСОК ХЛЕБА

На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Всё видят голодные птичьи глаза. Чуткие уши всё слышат. Думаете, раз птичьи уши не заметны, то они и не чутки? Как бы не так! Тихо скрипнет дверь — а птицы слышат.

Хозяйка выплеснет из ведра помои — сразу увидят. Уйдёт — они тут как тут. Они — это вороны, галки, сороки и сойки. Птицы смышлёные, осторожные, хитрые. Человека они знают и знают, когда его надо бояться. Больше всего они любят тех, кто не обращает на них внимания.

Но внимание на них трудно не обратить.

Вороны прилетают, шумя отсыревшими крыльями, и забавно моргают, мелькая белым веком. Будто закатывают глаза от удовольствия.

У сорок на чёрных бархатных спинках искрятся снежинки. А хвосты и крылья будто покрашены нефтью: отливают зелёным, лиловым и жёлтым.

Чёрные галки — в серых воротничках, глаза у них белые и удивлённые.

Сойка наряднее всех: рыжий хохол, на крыле голубое — как рябь на воде. Ладная, ловкая. Полный рот набьёт, даже горло раздуется. И скорее в лес: по углам рассовать. Рассуёт и снова летит. Страшно, а летит. От страха даже рот открывает и хохол поднимает дыбом. Даже бормочет что-то под нос. Но голод ещё страшней.

Голод пригнал галку-инвалида. Какой-то охотник отстрелил ей нижнюю половинку клюва. Ни клюнуть, ни взять, ни почистить перья.

Села, странно тонконосая, взъерошенная, отощавшая, с перьями-сосульками на брюшке. Будь что будет.

Положила головку на снег и боком-боком уцепила кусок. Кусок — день жизни. Будет ли он и завтра?

Видимо и невидимо птицы вокруг жилья.

Стукнула дверь: друг или враг? С ведром или с ружьём?

Лучше бы спрятаться, да надо лететь. На мусорную кучу только сытый зимой не летит. А сытых зимой мало.

СВОЯ ПЕСНЯ

Все птицы хороши, но скворцы с особой изюминкой; каждый у них в особицу, один на другого не похож.

Пером и росточком одинаковы — скворцы и скворцы! — да у каждого свой талант. Один вдруг чечевицей крикнет, а сосед — куличком. Кому воробей по душе пришёлся, кому — жаворонок. А иному — петух, а то и кошка! И от этого скворец не просто «скворец», а «скворец с чечевичкой», «скворец с иволгой», «скворец с куликом». А есть и такие, что на многие голоса молодцы.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=187212&p=3

Урок литературного чтения 1 класс по рассказу Н. Сладкова «Песенка подо льдом»

Работа с текстом

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. тема: этикет

1) до чтения – прогнозирование будущего чтения (вызвать желание читать, мотивацию к чтению)

2) Выявление первичного восприятия

Физминутка

3) во время чтения – понимание текста, создание его читательской интерпретации (обеспечить полноценное понимание текста)

3) после чтения – корректировка читательской интерпретации объективным авторским смыслом (обеспечить углубленное восприятие и понимание текста)

Обобщающая беседа

— Открыли учебники стр. 178   и попали… Куда? (В зимний лес) — Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите?

— Как вы думаете, можно по иллюстрации предположить, о чём или о ком мы будем читать сегодня литературное произведение?

Кто автор рассказа? Знаком ли он вам?

— Какое у Вас сложилось представление об авторе? (он исследователь, наблюдательный)              Слайд 5

Прочитайте название рассказа.

 –Что Вас удивило? — Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать Песенки подо льдом?

А вот Н.И. Сладков слышал. И вот об этом он рассказывает в следующем рассказе.

-Почитаем? (Да)

Приготовились следить.
(Читает учитель)

-Какой удивительный случай произошел с автором?

А Вы  удивились?

А вам хочется перечитать рассказ самим? Итак, мы с вами отправляемся на прогулку в зимний лес.

Но сначала отдохнём

И. Токмакова «Медведь»

Как на горке – снег, снег

(прыжки на месте, хлопки в ладоши),

И под горкой – снег, снег

(прыжки на корточках, хлопки над головой),

И на ёлке – снег, снег

(наклоны в стороны),

И под ёлкой – снег, снег

(наклоны вперёд и назад).

А под снегом спит медведь

(перевалы с одной ноги на другую).

Диалог с автором по ходу чтения.

1 часть (чтение по абзацам). – Что необычного заметил рассказчик, проезжая по озеру? — Вы можете сказать, почему пели лыжи? — Похожи ли звуки скользящих лыж на пение птиц?(нет) — Вот в чём дело! Это не лыжи пели, а кто-то подо льдом! — Почему автор слышал пение птиц? (Вокруг было очень тихо) — На что ещё было похоже пение птиц? (На журчание ручейка)

— Какую картину вы представили после чтения этой части?

Как озаглавим?

Пение лыж (запишите в тетради)
 

2 часть

Что такое чёрный провал? (Полынья, прорубь) Слайд 6

Лазоревый- это какой? (смотрим в словарике) Объясните значение выражений: «вода усохла», «курчавится пар»? Почему автор не ушёл? Что заставило его остаться? Откуда же доносились звуки? (Из-подо льда) Какие предположения сделал автор? Почему все они не подтвердились? Сумел ли автор в этой части отгадать загадку природы?

 Как озаглавим? 

 Чудесная лесная загадка.

3 часть

Чтение третьей части (чтение по цепочке). — Что вам показалось необычным в этой части? — Почему автор назвал птичку «чудо-птица»? — Действительно ли птица поклонилась автору? — Что сделал автор, увидев птицу? — Испугалась ли человека чудо-птица?

— Узнал ли автор тайну подлёдной песни?

Как озаглавим?

Чудо- птица

4 часть

Чтение четвёртой части

— Какая красивая эта часть! Интересно вот что: автор уже в третьей части разгадал загадку. Почему тогда он продолжил свой рассказ?

(Автор хотел и нам рассказать всё то, что знал про эту птичку)
— Что вы узнали о  водяном воробье?

Как озаглавим?

Подлёдный мир
— Как автор описывает подлёдный мир?

Помогут вам составить описание ключевые слова

Слова на доске … вода (черная) … полумрак(таинственный и зелёный) … потолок (ледяной)

….сосульки  (звонкие)

(Дети подбирают прилагательные из текста)

 -Страшно? Неприятно?

Зачем же Оляпка- водяной воробей снова юркнул под лёд?

Он музыкант, там хорошо слышна его песенка, она гремит!….

Если бы вы были автором этого рассказа, как бы вы его озаглавили?

Пернатый музыкант    (Открывается тема урока)

Здорово!

-Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник?

-Точно ли он изобразил водяного воробья? (нет) Слайд 7

-Каким человеком вам представляется автор рассказа Н. И. Сладков?

-Вы бы хотели ещё читать книги этого автора?  

                                                                              Слайд 8-10

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы открыть эти тайны?

— В рассказах Сладкова как будто ничего особенного не происходит. Пытливыми глазами любящего природу человека он подмечает то, что ускользает от взгляда человека случайного, убеждённого, что в природе всё уже известно и понятно. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи озаряются каким-то волшебным светом. И становятся близкими и понятными нам.

Источник: http://zhabina-a.ucoz.ru/publ/urok_literaturnogo_chtenija_1_klass_po_rasskazu_n_sladkova_pesenka_podo_ldom/1-1-0-12

Конспект урока литературного чтения.doc

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийКонспект урока по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Тема урока. Н. И.

Сладков «Песенки подо льдом»Цель урока: Формирование навыка сознательного, правильного, выразительногочтения. Проследить, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает?Задачи урока:Предметные: развивать приемы понимания и анализа текста – правильного•типа читательской деятельности; воспринимать на слух и понимать художественноепроизведение.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста;•использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическуюинформацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученнуюинформацию; делать выводы.•потенциал учащихся; учить оценивать свою работу.Основные понятия: оляпка, водяной воробей, полынья.Ресурсы:1.Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.

Бунеева «Литературное чтение». 1 класс.2 Мультимедийная презентация к уроку.4. Карточки для работы в парах.Ход урока:I. Актуализация знанийСлайд 1­3.

Личностные: развивать умение вести учебный диалог; развивать творческий­ Давайте вспомним название раздела, который мы начали читать на прошлых уроках?­ Удалось ли вам, как и Пете Зайцеву, почувствовать себя первооткрывателями?­ Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтении произведений в данномразделе?­ Как вы думаете, что ждёт нас впереди? ­ Ответить на этот вопрос вам помогут слова талантливого писателя,замечательного человека Н.И. Сладкова. Прочитайте.– Какие маленькие открытия вы сделали для себя при чтениипроизведений в данном разделе?– Как вы думаете, что ждёт нас впереди? (Ещё интересныеоткрытия)–А какими качествами должен обладать человек, чтобы сделатьоткрытия?(Быть наблюдательным, любознательным, уметь прислушиваться,фантазировать)А чему вы хотите научиться на уроке литературного чтения?Поставьте для себя цель. (научиться быть читателем)(Совершить новое маленькое открытие с автором.)­ Вспомните стихотворение, которое мы разучивали на прошлом уроке. Кто его автор?(Ирина Токмакова «Медведь»)­ Вспомните, одно ли настроение в этом стихотворении?

(Сначала оно светлое, радостное, потом настороженное, предостерегающее)

­ Какая строчка требует особого внимания? Почему?(Последнюю строчку читаем шёпотом)­ Итак, мы с вами отправляемся на прогулку в зимний лес. Вам пришла идея превратитьэто стихотворение в физминутку.

Какие движения вы придумали к этомустихотворению?Как на горке – снег, снег(прыжки на месте, хлопки в ладоши),И под горкой – снег, снег(прыжки на корточках, хлопки над головой),И на ёлке – снег, снег(наклоны в стороны),И под ёлкой – снег, снег(наклоны вперёд и назад).А под снегом спит медведь(перевалы с одной ноги на другую).

Тише, тише… Не шуметь(присели на корточки, обхватив руками ноги).­ Есть ли какое­то открытие в этом стихотворении?II. Совместное открытие знаний.1. Работа с текстом до чтения­ Перевернули нашу зимнюю сонную страницу и попали… Куда? (В зимний лес)­ Рассмотрите иллюстрацию.

Кого вы на ней видите?­ Как вы думаете, можно по иллюстрации предположить, о чём или о ком мы будемчитать сегодня литературное произведение?­ Вам знакома эта птичка?­ Каких птиц можно встретить в зимнем лесу? (Дятлы, сороки, поползни, сойки,снегири, синицы)­ Кто автор рассказа? Знаком ли он вам? Что вы о нём знаете?Словарная работа «Пирамидка»1) – Давайте потренируемся в чтении трудных слов. Прочитайте «пирамидку» просебя, а затем вслух: сверху вниз быстро и весело, а снизу вверх ­ медленно ипечально. лёд снег озеро лыжи провал певунья песенка полыньясосульки полумраквыпорхнула поклонилась­ Значение каких слов вам непонятно. Кто может объяснить?

­ Найдём информацию об этих словах в нашем «Толковом словарике». Прочитаем.

2) ­ Прочитайте слова. Помните: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком. под * лёднаялазо * ревый таин * ственный уве * шанный рож * дённые2. Работа с текстом во время чтения­ Прочитайте название рассказа. — Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать подо льдом песенку?- А вот Н.И. Сладков слышал.

И вот об этом он рассказывает в следующем рассказе.Первичное чтение хорошо читающими детьми.Проверка восприятия:– Какую «чудесную лесную загадку» отгадал рассказчик морозным днём?- О какой удивительной птичке прочитали? — Что интересного узнали про оляпку?Повторное чтение по частям и анализ– Давайте ещё раз прочитаем рассказ по частям.

И озаглавим каждую часть.Чтение первой части.– Что необычного заметил рассказчик, проезжая по озеру?­ Похожи ли звуки скользящих лыж на пение птиц?­ Вот в чём дело! Это не лыжи пели, а кто­то подо льдом!­ С чем автор сравнивает пение птиц? (с журчанием ручейка)– Как озаглавим?Пение лыж (запишите в тетради)Чтение второй части.

­ Почему автор не ушёл? Что заставило его остаться?­ Откуда же доносились звуки? (Из­подо льда)­ Какие предположения сделал автор? ­ Сумел ли автор в этой части отгадать загадку природы?­ Как озаглавим?Чудесная лесная загадка.Чтение третьей части.

­ Какая песня звучала? ­ Что сделал рассказчик, чтоб узнать о том, кто так прекрасно поёт?­ Узнал ли автор тайну подлёдной песни?– Как озаглавим?Чудо­птица

Чтение четвёртой части

­ Какая красивая эта часть! Интересно вот что: автор уже в третьей части разгадалзагадку.

Почему тогда он продолжил свой рассказ? (Автор хотел и нам рассказатьвсё то, что знал про эту птичку)­ Что вы узнали о водяном воробье?­ Как озаглавим?Подлёдный мир– Как автор описывает подлёдный мир? – Помогут вам составить описание ключевые словаСлова на доске… вода (черная)… полумрак (таинственный и зелёный)… потолок (ледяной)….

сосульки (звонкие)(Дети подбирают прилагательные из текста)– Зачем же Оляпка – водяной воробей снова юркнул под лёд? (Он музыкант, там хорошо слышна его песенка, она гремит! …

)– Если бы вы были автором этого рассказа, как бы вы его озаглавили?Пернатый музыкант – Здорово!Гимнастика для глазМы читали, мы читали (выполняется действия, о которых идет речь)Наши глазки так усталиМы дадим им отдохнуть,Их закроем на чуть — чуть.А теперь их открываемИ немного поморгаем.III. Применение нового знания.

Читайте также:  Психолого-педагогические особенности участия подростков в детских общественных объединениях

Работа с текстом после чтения­ Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? Прочитайте.­ Точно ли автор изобразил водяного воробья?Слайд 4. Оляпка – птица отряда воробьиных. Окраска взрослых в основном темно­бурая, с ярким белым передником. На спине чешуйчатый рисунок, не заметныйиздали. Слайд 5. Эта замечательная птица­водолаз живет по берегам горных рек и ручьев.Оляпка сама по себе не может плавать под водой. Погружаясь, онараскидывает крылья, сила течения прижимает ее ко дну, а когда надо всплыть,птичка складывает крылышки и ее как пробку выбрасывает наверх. Слайд 6. Еще одна интересная черта – оляпки не плавают, попадая под воду. Они

бегают по дну, цепляясь за камушки крепкими коготками. Без особых усилий

оляпка может пробежать под водой 2­3 метра, а задерживает дыхание до 50секунд. Слайд 7. Оляпки прекрасно приспособились к своему экстремальному увлечению – уних очень плотные перья и очень густой пух.

Уши и нос пернатой подводницызакрываются специальными кожистыми складками, а глаз устроен такимобразом, что оляпка должна прекрасно видеть и под водой.Слайд 8. Оляпка ныряет, чтобы добыть себе пищу. Питается она водныминасекомыми и рачками. Гнездо оляпка устраивает всегда около воды, междубереговыми камнями.

Зимует на незамерзающих участках рек. Занесена оляпка вКрасную книгу. Распространена на Кольском полуострове, Урале, Кавказе, вЮжной Сибири.IV. Работа в парах­ В рассказах Сладкова как будто ничего особенного не происходит.

Пытливымиглазами любящего природу человека он подмечает то, что ускользает от взглядачеловека случайного, убеждённого, что в природе всё уже известно и понятно. Нохорошо знакомые нам, привычные вещи озаряются каким­то волшебным светом. Истановятся близкими и понятными нам. ­ Прочитайте словосочетания.

Вспомните или найдите в тексте, подчеркните, какиеиз них использовал в рассказе Н. И.

Сладков? Оляпка водяной воробей подводная певунья искусная ныряльщица бесстрашный водолаз чудо­птица отважная птица­ Как вы думаете, можно ли оставшиеся словосочетания использовать для описанияоляпки? Почему?­ Каким человеком вам представляется автор рассказа Н. И. Сладков?Сладков был настоящим исследователем природы.

Вёл дневник наблюдения, онпонял, что «загадки в лесу – на каждом шагу». Он вслушивался, всматривался.Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей,альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений. Начало всех рассказовСладкова лежало в его дневниках наблюдений.Всего Николай Сладков написал более 60 книг.V. Итог урока. Рефлексия.Слайд 9.– Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока?– Вы достигли этой цели?­ Какую чудесную лесную загадку мы вместе с Н. Сладковым отгадали сегодня науроке?­ Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу.

­ Выберите предложение, которое вам хочется закончить.

Я узнал, что …Меня удивило…Мне захотелось…Слайд 10. ­ Я хочу закончить наш урок словами Николая Сладкова к вам, его читателям: «Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно. И есликнижки мои помогут вам полюбить природу, то общение с нею непременносделает вас лучше, чище, терпимее.

Для ребят жизнь станет ещё интереснее, адля взрослых – богаче и мудрее. Природа – друг человека. А с другом надо дружить». Н. Н. Сладков­ Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности.

Хочу пожелать вам,чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день заднём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которыевстретятся на вашем жизненном пути.

­ Спасибо всем за работу!

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_na_temu_n_i_sladkov_pesenki_podo_ldom-96993/115473

Конспект по литературному чтению на тему Н. И. Сладков «Песенки подо льдом». (2 класс)

Тема урока: Н. И. Сладков «Песенки подо льдом».

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством Н.И. Сладкова с использованием различных дополнительных источников информации.

Задачи урока:

І. Образовательные:

-совершенствовать навыки чтения;

— формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

ІІ. Развивающие:

-развивать познавательную мотивацию учащихся на основе использования дополнительных источников информации.

ІІІ. Воспитательные:

-воспитание личности со свободным и независимым мышлением,

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству с одноклассниками, с учителем;

-воспитывать любовь к природе родного края.

Материал к уроку: учебник для 2 класса Э.Э.Кац “Литературное чтение”, 2 класс, часть 1, стр. 120 – 121; рабочая тетрадь №1, Э.Э.Кац «Литературное чтение», выставка книг Н.И. Сладкова.

Оборудование: мультимедийная презентация; медиапроектор.

Ход урока:

І. Актуализация знаний. Повторение изученного по разделу «Зимние картинки».

Ребята, кто о себе так говорит?

Замела я все вокруг, прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, я отправила на юг. Я морозна и бела, и надолго к вам пришла. (зима)

1) А как пришла зима на землю? В каких произведениях мы читали об этом?

И.С.Никитин «Встреча зимы»

К.Г. Паустовский «Первый зимний день»

Репродукция А.А. Пластова «Первый снег»

2) Как зима преобразила все вокруг?

Есенин «Пороша» 2,3 строфы о сосне

В стих. Пушкина мы читали о зимних забавах.

(Дети читают отрывки из стихотворений)

Кто же помогает увидеть нам красоту природы, ее тайны?

(поэты, художники, писатели, композиторы)

ІІ. Формулирование темы урока.

— Как ты думаешь, куда поведет нас лыжня на сегодняшнем уроке?

— Будет это новым знанием или закреплением уже известного материала?

( высказывания детей).

У: Да, сегодня на уроке снова побываем в удивительном мире природы, узнаем много нового. Продолжим чтение раздела «Зимние картины». На уроке нас ждет встреча с творчеством замечательного писателя Н.И.Сладкова.

ІІІ. Работа по теме урока.

А) Рассказ о писателе группы учащихся. На слайде портрет писателя

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе. Здесь было много старых парков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, всматривался в жизнь леса.

Бродя среди старых деревьев, научился узнавать по голосам самых разных птиц. 2). Николай Иванович Сладков – детский писатель. Он очень любил природу. В детстве посещал кружок юных натуралистов, который называли «Клуб Колумбов».

Николай Иванович много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы. Он сам фотографировал, рисовал животных и птиц, помещал рисунки и фотографии в свои книги. Николай Иванович очень хорошо понимал язык зверей и птиц.

В своих рассказах он представлял перед читателем своих героев: лис, ежей, зайцев, медведей, птиц.Книги Николая Сладкова – рассказы и повести о природе – полно и точно отражают тайны природы.

Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно ехать в дальние края – можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Сладкова, перенестись в прекрасный мир природы… В лесу вы сможете увидеть много всего интересного.

Вы узнаете, что существуют птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а наоборот – прилетают к нам, в наши леса.Н.И. написал более 60 книг. В числе самых известных «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка». «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги.Умер Н.И. Сладков 28 июня 1996года в возрасте 76 лет

(Представление выставки книг Н.И.Сладкова).

Б) Знакомство с рассказом Н. Сладкова «Песенки подо льдом».

СЛАЙД 10.

Как вы думаете, о каких песенках рассказывает автор?

Чтение текста хорошо читающими детьми

Чему удивились, слушая рассказ? Кто же пел подо льдом?

(обмен мнениями)

В) Словарная работа:

Лазоревый, провал, полынья.

Г) Физкультминутка.

Д) Повторное чтение текста цепочкой.

Беседа по содержанию:- С чем сравнил писатель песенку оляпки?

— Проследите по тексту, что сделал писатель, чтобы отгадать эту удивительную загадку природы?

— Как вела себя птичка? Найди ответ в рассказе. Прочитай его.

— Найдите ответ в тексте, почему оляпка прятался подо льдом?

( Обращается внимание на иллюстрацию к тексту).

— Как выглядела «подледная певунья»?

2. Работа в парах.

— найдите, как автор называет эту птичку?

— расскажите о повадках оляпки, используя эти названия

(послушать выступление 2 – 3 пар)

3) Рассказ о «водяном воробье» (Сообщение подготовлено группой учащихся)

Живет около речек. Зимует у полыньи. Неплохо зимует: на льдинках качается, в полынье купается. Еще и песни поет. Пение оляпки сравнивают с журчанием ручейка, текущего по каменистому дну.

Нырнет в ледяную воду и бродит по дну пешком. Нос во все донные щели сует – ищет водяных жуков и личинок. А найдет – так наверх.

Весь зимний день то нырнет, то вынырнет, то по дну бегает. И не намокнет – перья у нее водоотталкивающие. И не замерзнет – перо у нее плотное. Теплое.

Гнездо пара оляпок строит на берегу речки или ручья. Из зеленого мха, сухих листьев и травинок строят большое круглое гнездо с толстыми стенками. Сбоку расположено широкое входное отверстие. Часто его не видно, т.к. оно спрятано от посторонних глаз. Высиживает птенцов только самка в течение 17 – 20 дней, но выкармливают их оба родителя.

Какие птицы живут и остаются зимовать в нашей местности зимой?

— Какую пользу приносят птицы людям? (поедают насекомых)

— А чем еще радуют нас птицы? (своим пением, красотой оперения).

Они нам помогают весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них. Каким образом? (развешивать кормушки). СЛАЙД 16

Демонстрирую кормушки, предлагаю принять участие в акции «Помоги птицам»

IV. Итог урока.

– Каким для вас, ребята, был этот урок?

— Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке литературного чтения? (познакомились с новым текстом Н. И. Сладкова, узнали новое об авторе Сладкове, о птице оляпке, слушали выступления одноклассников.) Что вам особенно запомнилось?

Молодцы ребята, подготовившие выступления о писателе, о жизни и повадках оляпки.

V. Домашнее задание. Читать рассказ Сладкова на стр. 120- 121, р.т. задание № 1,2,3, стр. 39.

Полезно? Поделись с другими:

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-n-i-sladkov-pesenki-podo-ldom-2-klass.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector