Социальная адаптация детей. детская дружба

Социальная адаптация детей. Детская дружба

психический адаптация дети эмоциональный

Сам термин «адаптация» вошел в научный обиход в 30-е годы 20 века. Первоначально этой проблемой занимались биологи, которые под адаптаций понимали «приспособляемость организма к условиям внешней среды» или «взаимодействие организма со средой в условиях определенной экосистемы».

Под социальной адаптацией понимается приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятия норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия

Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития:

1) Фиксация социального несоответствия;

2) Стресс — синдром и активизация всех систем организма и личности;

3) Перестройка поведения в соответствии с новыми условиями;

4) Ускоренное развитие адаптивных возможностей, когда проявляется личностный рост;

5) Достижение адаптивного равновесия, или истощения адаптивного потенциала и старт процесса социальной дезадаптации. [12;с36]

В современном педагогическом контексте социальная адаптация представляет собой гармонизацию отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними, именно в этом и проявляется существенный результат социализации, воспитания, самовоспитания и саморазвития личности. Социализация и социальная адаптация существует в едином пространстве, в единых условиях.

В социуме ребенок проявляет и утверждает своё «Я», обретает свою социальную сущность. В таких случаях говорят «среда воспитывает», имея в виду, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему представило социальное пространство.

К слагаемым социального пространства, которые оказывают формирующее и развивающее влияние на личность, относятся в первую очередь, контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Это — семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия.

Во многом выраженность влияния повседневной группы на личностное становление ребёнка индивидуальна и в некоторой степени определяется его возрастом. Для малыша решающим будет семейное психологическое пространство. Его влияние первичны.

Родители являются первыми воспитателями ребёнка и представителями социума, помогающими детям входить в сообщество людей, быстро адаптироваться к его особенностям.

Особое значение для социализации и социальной адаптации имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы развития личности. Дошкольнику совсем скоро предстоит войти в новое пространство жизни — школьное. Картина мира будет расширяться и обогащаться, способы её познания, присвоения социального опыта совершенствоваться.

Процессы социализации и социальной адаптации вносят в мир детства взрослые формы постижения мира, более рациональные способы его познания, накладывают на ребёнка ответственность за успехи в деятельности и способы адаптации в социуме.

Поэтому именно в дошкольном возрасте перед педагогами и родителями стоит задача подготовить ребёнка к этому новому этапу в его жизни.

Успех социальной адаптации, и как следствие социализации, во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного учреждения, в первом классе общеобразовательной школы.

Через контакты со сверстниками у ребёнка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других. Успешной адаптации ребёнка способствует благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге. Общение в этих группах необходимо строить таким образом, чтобы дети становились равноправными участниками жизни социума.

Задача организовать такие отношения, которые бы обеспечивали личностный рост ребёнка, лежит на плечах взрослого и, прежде всего, педагога. Помочь в работе психологу, логопеду, воспитателю или учителю могут различные игровые упражнения, их можно включить в любое занятие или использовать в повседневной жизни вне занятий.

В процессе их разработки , были использовали материалы О. Н. Бережной, А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, А. С. Спиваковской, Т. А. Тарасовой, М. И. Чистяковой. Особенно актуальны такие упражнения для детей, посещающих группы кратковременного пребывания в детском саду, группы подготовки к школе.

[12;с36] Также на адаптацию влияет полная — неполная семья, образования родителей, группа здоровья детей, достаток семьи, эмоциональное благополучие детей.

Таким образом, процессы социализации и социальной адаптации детей в современных условиях протекают непросто, поэтому дошкольникам необходимо более активно помогать развивать потребности и умения взаимодействовать с другими людьми.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/39139

Дружба между детьми: как могут помочь родители?

Как родитель, вы играете ключевую роль в социальном развитии ребенка. Вы не можете подружиться от его имени, но ваша любовь, терпение и поддержка позволят ему знакомиться с новыми друзьями и завязать с ними приятельские отношения самостоятельно.

Зачем детям дружба?

Первым другом ребенка — хорошо это или плохо — являются родители. Тем не менее, значительное влияние на его развитие оказывают дружеские отношения, сформированные еще в дошкольном возрасте. Многие из них (в том числе и более поздние, школьного периода) могут не пережить испытания временем.

Но их скоротечность не отменяет того обстоятельства, что эти связи необходимы для правильного развития детей. Потому что дружеские отношения помогают не только найти компанию для игр и развлечений, но и помогают расти – эмоционально, морально, духовно. Общаясь, дети учатся социальным навыкам, таким как сотрудничество, взаимодействие в коллективе.

Родители должны понимать значение дружбы между детьми – и помогать.

Как помочь ребенку подружиться?

Самое важное, что вы можете сделать для своего сына или дочери, — это построить в семье отношения на основе взаимной любви, принятия и уважения. Многим из этих навыков дети учатся от нас.

Они следят за отношениями, которые создают взрослые, их динамикой и часто подражают нашему поведению в контактах со своими друзьями.

Но что можно сделать еще, если говорить о более конкретных и практических шагах? Вот несколько способов, которые помогут завязать дружбу.

  • Проводите время с другими детьми. Приглашайте к себе домой других детей для совместных игр, позвольте своему ребенку участвовать в различных мероприятиях, коллективах. Дети постарше общаются со знакомыми по телефону или через интернет. Установите общие правила, регулирующие использование этих гаджетов, и позвольте сыну или дочери таким образом общаться с друзьями.
  • Игры и развлечения. Физическая активность, знакомство с разнообразными играми очень важны для детей школьного возраста. Но речь совсем не о том, чтобы стать звездой спорта. Знание игр и их правил облегчит присоединение к остальной компании и позволит поучаствовать в командной игре. Узнайте, какими играми и видами спорта интересуется ваш ребенок, и помогите ему в развитии. Только не давите на него, не заставляйте играть в то, что ему не нравится.
  • Прозрачные правила. Ребенок частично осваивает социальные навыки на основе принципов, используемых в семье. Вы сделаете доброе дело, если привлечете чадо к их выработке. Если ребенок принимает участие в создании правил, принятых в доме, более высока вероятность, что он сам будет их соблюдать. Кроме того, он лучше поймет причины их создания и стандарты правильного поведения в обществе.
  • Социальная адаптация. Этот процесс начинается уже тогда, когда вы учите малыша делиться своими «сокровищами», говорить «пожалуйста» и «спасибо». Если ребенок сталкивается с новыми и/или сложными ситуациями, постарайтесь обсудить, проработать их еще до наступления. Например, чадо не уверено, хочет или нет идти на день рождения, куда его пригласили. Выслушайте его страхи и проблемы (при этом не осуждая) и проведите небольшой мозговой штурм в поисках решения.
  • Разговоры, разговоры… Потратьте хотя бы немного времени на ежедневную беседу с сыном или дочерью о том, что произошло сегодня днем, или просто о вещах, которые вас интересуют. Слушайте внимательно, поддерживайте зрительный контакт и задавайте вопросы, стимулирующие развивать тему дальше. Вам это поможет оставаться на связи с ребенком, а ему даст возможность практиковать важное умение вести беседу.
  • Существование других точек зрения. Помогите дочери или сыну развить способность принимать чужое мнение, рассказывая о разных жизненных ситуациях. Например, во время чтения остановитесь на каком-то эпизоде и спросите, как себя чувствует, по их мнению, персонаж и почему он делает те или иные вещи. Когда ребенок рассказывает о какой-либо ситуации в школе, спросите, что он думает по поводу людей, которые принимали в ней участие, почему они повели себя так, а не иначе.
  • Негативные чувства и разрешение проблем. Когда ребенок говорит о том, как себя чувствует, — слушайте внимательно. Если нужно, помогите ему, называя словами ситуации и эмоции, с которыми он столкнулся. Обсудите их и совместно ищите лучшее решение проблемы. Если вы случайно услышите, как ваш малыш ссорится с другом, позвольте им уладить дело по-своему. Вмешаться нужно только тогда, когда это действительно необходимо, например, в случае драки.
  • Возможность и умение «притираться» друг к другу очень важны в любом возрасте. Не имеет значения, окружает вашего ребенка целая ватага приятелей или в друзьях у него всего лишь один-два человека.

    Главное, что он доволен и прекрасно себя чувствует в компании родственной души.

    А если вам кажется, что у ребенка совсем нет друзей, вы можете поговорить с воспитателем, учителем и попросить совета: возможно, они владеют ситуацией лучше вас.

    Источник: http://babyla.ru/page/druzhba-mezhdu-detmi

    Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников

    Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников

    Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников. Конышева Т. Р., Ясакова Н.А., МКУ Центр психолого-педагогической помощи населению, г. Прокопьевск, Кемеровская область, Россия

    Читайте также:  Роль игры в воспитании детей. сюжетно-ролевые игры для развития и воспитания детей

    Аннотация

    В статье рассматриваются вопросы создания условий для успешной социальной адаптации подростков через формирование у них модели конструктивного общения в среде сверстников. Представлен опыт решения данной проблемы.

    Ключевые слова: социальная адаптация, взаимодействие подростков со сверстниками, конструктивные и неконструктивные стили поведения, модели общения.

    Социальная адаптация личности является значимой проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов.

    Современное общество очень динамично: меняются экономическая и политическая ситуации, меняются ценности, на основе которых люди выстраивают отношения друг с другом.

    Поэтому вопрос социальной адаптации личности и в наше время остается особо актуальным.

    Первостепенное  начение этот процесс приобретает в подростковом возрасте, когда происходит активная социализация ребенка.

    В этот период идет расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения приемлемых в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

    В сфере сознания формируется самооценка, образ «собственного Я», идет осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли [1, C.44].

    Ведущим видом деятельности подростка, как известно, является общение со сверстниками. Поэтому для этой возрастной группы детей особенно актуальной является социализация в сфере общения со сверстниками и осознание своей принадлежности к референтной группе.

      Для подростка резко возрастает значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков [2, с. 417]. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

    Если ребенок не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из этой системы, чаще психологически, а иногда и буквально.

    Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты [3, с.89-100].

    Опираясь на исследования Л.Ю.Овчаренко [1, c.54-56] в области социально-психологической адаптации подростков и собственный опыт работы, нами выделено несколько признаков успешной социализации подростка в среде сверстников. Такой ребенок:

    — находится в референтной группе и удовлетворен ею. Нормы и ценности данной группы играют решающую роль в его социализации, в усвоении им определенного социального опыта;

    — имеет возможность реализовать и выразить себя в общегрупповой деятельности, которая одобряется членами группы и другими окружающими его людьми (соседи, учителя, сверстники и так далее);

    — имеет признание и высокий статус в группе, способен считаться с «коллективными интересами»,  уважает нормы коллективной жизни;

    — способен устанавливать длительные межличностные контакты с различными людьми, проявлять к ним  внимательное отношение;

    — имеет адекватное возрасту представление о самом себе, о своих способностях, умеет оценить результаты своей деятельности;

    — имеет широкий выбор вариантов поведения, направленных на удовлетворение своих потребностей;

    — способен конструктивно реагировать на сложную конфликтную ситуацию, владеет эффективными способами психологической защиты.

    Социализация подростка, усвоение им социального опыта протекает по мере все более активного его включения в многоплановые и разносторонние отношения со сверстниками, по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром.

    Когда подросток овладел различными способами взаимодействия с подростковой средой, научился  успешно удовлетворять свои потребности, не причиняя вреда себе и другим, тогда можно с уверенностью говорить о том, что он успешно социализировался [3, с.89-100].

    В результате многолетней консультативной деятельности нами выявлено, что основной проблемой, волнующей родителей детей 9-12 лет, является проблема взаимодействия ребенка со сверстниками. Родители беспокоятся, что их детей не принимают одноклассники, им трудно найти друзей, подростки часто страдают от насмешек со стороны сверстников.

    Обобщая опыт взаимодействия с такими подростками, психологами учреждения выявлено несколько неконструктивных стилей поведения, которые дети 9-12 лет используют для решения проблем, возникающих в процессе их взаимодействия со сверстниками:

    1. Уход от общения. Отсутствие полноценного общения у детей приводит к тому, что ребята начинают замыкаться в себе, «прячутся» в социальных сетях и компьютерных играх. Виртуальные средства коммуникации часто становятся заменой живого человеческого общения. Такой способ общения очень специфичен, он лишен обратной связи и фактически исключает взаимодействие. Пребывая в иллюзиях виртуальной дружбы, ребенок так и не приобретает реальные навыки общения.

    Другим вариантом ухода от взаимодействия со сверстниками является замкнутость подростка на общении с взрослыми внутри семьи. В этом случае влияние семьи не заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником норм поведения и получения определенного статуса.

    Ребенок вместо вхождения в группу сверстников продолжает находиться под родительской опекой.

    Вследствие этого у подростка не возникает «чувство взрослости», которое возрастной психологией считается основным новообразованием подросткового возраста, свидетельствующего об отделении подростка, как от мира детства, так и от мира взрослых.

    1. Агрессивный стиль поведения или демонстративное «клоунское» поведение.

    Оскорбления, клички, невербальные проявления агрессии, игра на публику становятся для подростка способами, помогающими завладеть вниманием группы, стать популярным. К тому же у детей к этому возрасту еще не сформировано умение эффективно реагировать на проявление агрессии со стороны сверстников. Отсюда рождаются взаимные оскорбления и другие ответные агрессивные реакции.

    1. Зависимое поведение, «позиция жертвы».

    Такие дети готовы на все, чтобы их приняли в компанию. Они во всем подражают лидеру, стараются ему угодить, в результате оставаясь покинутыми или отвергнутыми. Эта категория подростков часто становится объектом для насмешек и оскорблений со стороны сверстников.

    Коррекция неконструктивных стилей поведения возможна при создании специальных условий, способствующих социализации подростков. Такие условия специалисты учреждения формируют в процессе индивидуальной, семейной и групповой психокоррекции.

    В рамках индивидуальных консультаций совместно с родителями и детьми анализируется поведение подростка и выявляются причины, возникающих проблем. При необходимости проводится коррекция детско-родительских отношений. Если причины трудностей подростка лежат вне семьи, разрабатываются новые эффективные стратегии поведения ребенка в детском коллективе, с учетом его личностных особенностей.

    На следующем этапе отрабатываются новые стратегии поведения у детей в режиме группового тренинга, по разработанной в учреждении программе «Учимся дружить». Эти занятия создают условия для социальной адаптации подростков в среде сверстников через обучение их навыкам общения.

    У детей в безопасной, специально сформированной обстановке есть возможность получить информацию о своих способах взаимодействия с окружающими, преодолеть барьеры в общении, стать более уверенными. Особое место в тренинге уделяется анализу качеств, мешающих и помогающих дружбе, обучению новым формам установления контактов.

    Очень полезным, по мнению детей, является обсуждение конструктивных способов психологической защиты в ситуациях агрессивного давления со стороны сверстников.

    На протяжении всех занятий специалисты работают на повышение самооценки ребят, развивают у них умение видеть в окружающих позитивные черты, делать комплименты друг другу. В группе активно расширяем игровой репертуар подростков, что является особо ценным для развития у них дальнейших коммуникативных связей.

    Родители подростков, анализируя итоги тренинга, отмечают, что у детей расширился круг межличностных контактов с различными людьми, улучшилось качество взаимоотношений со сверстниками, изменилось их поведение в сложных, конфликтных ситуациях.

    Появление признаков успешной социализации в поведении подростков доказывает эффективность построенной в учреждении пошаговой работы с подростками, их семьями и подростковыми группами.

    Ссылки на источники

    1. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде / Л.Ю.Овчаренко // Систем­ная психология и социология. –2015. – Т. 1, № 13. – С. 44–56.
    2. Леванова Е.А.

      Они уже не дети (К вопросу о психологических особенностях разных подростковых возрастных групп). / Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- М: Издательский центр «Академия», 2000.

      — 624с.

    3. Романова Е.С., Рябова И.В., Овчаренко Л.Ю., Абушкин Б.М. К вопросу о социальном партнерстве в структуре модели психолого-педагогического сопровождения учащихся образовательных учреждений [Текст] / Романова Е.С., Рябова И.В., Л.Ю. Овчаренко, Абушкин Б.М.

      // Системная психология и социология, 2013, №8, С. 89-100.

    Ещё статьи по теме

    Анализ содержания сопровождения ситуации развития ребенка (на примере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Тимакова А.Ю., Ральченкова П.С. ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»,г. Смоленск, Россия

    Роль социального работника по профилактике девиантного поведения подростков Носова Н.А., ВолГУ, г. Волгоград, Россия

    Технологии работы социального педагога с педагогически запущенными детьми. Коваленко Т.А., МКОУ Козловская ООШ, село Козловка, Руднянский район, Волгоградская область, Россия.

    Декоративно-прикладное искусство как средство гармоничного развития личности. Толстоносова Р. В., воспитатель, ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, г. Москва, Россия

    Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников

    Источник: http://son-net.info/sozdanie-uslovij-dlya-uspeshnoj-socialnoj-adaptacii-podrostkov-v-srede-sverstnikov/

    Социальная адаптация детей

    Социальная адаптация детей

    Что же такое социум? Социумом мы называем общество.

    А социальная адаптация — это когда малыш адаптируется к определенному поведению и взаимодействию в нашем обществе. Это когда надо приспосабливаться к жизни в определенной группе, когда необходимо придерживаться правил поведения и субординации в группе, когда мы перенимаем правила общения, своеобразные стереотипы поведения.

    Коммуникация – не у каждого человека есть способности коммуникаций. Это когда вы можете построить отношения с любым человеком и сможете с ним общаться. Вы знаете как подойти к нему и как правильно попросить, чтобы получить желаемое.

    Социофобия — это когда люди боятся общения. Чаще всего люди которые испытывают боязнь в общении, они «сидят в компьютере».

    Это проблема распространена не только в России, но и в Америке, странах Европа. По данным анкетного опроса люди предпочитают общению компьютер.

    Когда у родителей присутствует нарушение социализации, то и их дети возможно будут социально не адаптированными.

    Социализация, то есть способность жить в обществе — это определенный навык, который мы получаем в время обучения, но он не может возникнуть из ниоткуда. Для того, чтобы эти навыки вам получить, необходимо чтобы ими кто — нибудь обладал и смог вам их передать.

    Родители должны постараться воспитывать своих детей правильно, чтобы они смогли научиться и перенять от нас высокую социальную адаптивность. Тогда для ребенка не будет сложно влиться в любую группу и прибывать в ней. Когда малыш начинает приспосабливаться к любым новым условиям, то он будет продолжать информироваться дальше, тем самым приобретая новые способности.

    Как сформировать социальное поведение у ребенка?

    Ребенок рождается социуме и растет в нем, поэтому и становится социальным существом. Малыш живет в человеческой группе, но без нее он не сможет сформироваться как человеческое существо. Социальное поведение формируется у детей в первые четыре года жизни. Основное формирование происходит до трех лет, а четвертый год идет на конкретное приспособление именно к группе.

    Существует множество случаев, когда совершенно здоровые дети, которые прибывали в условиях с низкой социальной адаптацией, потом не могли уже научиться даже простым вещам.

    Известно, что здоровые дети, которые росли до четырех лет в семье глухонемых, потом уже не могут научить говорить.

    Дети, которые были похищены или в результате несчастного случая попадали к стаям животных и росли среди них, в частности стая волков и стая обезьян, таких детишек потом совершенно невозможно приспособить к жизни в обществе. Был случай в Средней Азии, ребенок попал в стаю волков в возрасте трех лет, он жил с волками до тридцати лет.

    Потом когда с вертолета отстреливали стаю, то заметили среди волков человека и забрали его в приют. Чему — то он смог научиться, вспомнил некоторые слова, но очень страдал от потери стаи и хотел вернуться обратно.

    Если мы не привили ребенку навыки социального поведения вовремя, то к сожалению, он не будет достаточно социально адаптирован.

    Главный момент социализации

    Как ребенок может научиться чему — то у взрослых? Он просто наблюдает и пытается подражать им во всем. Такое поведение называется подражательным.

    И не только социальное поведение, но и многие другие виды поведения формируются у детей за счет подражания взрослому человеку.

    И даже если вам кажется, что у ребенка появилась новая форма поведения, то после полного анализа вы поймете, что малыш просто это где — то увидел и решил вам это показать.

    Пример: мама воспитывала дочку полтора года и однажды видит, как ее дочь открывает окно и плюет вниз. Мама конечно же начнет ругать девочку, объясняя, что так поступают только невоспитанные люди.

    Потом выясняет, что дочка переняла это у маминого младшего брата, который иногда сидел с ней. А ребенок просто сделал так же как умный взрослый дядя.

    Поэтому маме пришлось объяснять, почему дядя делает не правильно и почему так делать маленьким девочкам нельзя.

    Дети до четырех лет живут и выполняют функцию сопровождения.

    Это значит, что они находятся в обществе людей и будут сопровождать все важные процессы в жизни, которые выполняются той группой людей. Именно так ребенок будет учиться и перенимать все на себя.

    У малыша нет своего режима приема пищи, собственного режима сна, он всему должен следовать за взрослыми. Поэтому ребенок является зеркалом родителей.

    Источник: http://neposlushki.ru/razvitie/sotsialnaya-adaptatsiya-detej.html

    Детская дружба

    Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками.

    Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает “угроза” его благополучию, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет.Для 2-3-летнего малыша это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты.

    Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. В этом возрасте контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в свое, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.

    Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон “очередности” и отдавая на время свое “сокровище” товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку.

    А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.К 7 годам время игры удлиняется и дети как бы обособляются.

    Общение по поводу игры становится общением, иногда и вовсе с ней не связанным. Дети в этом возрасте уже могут обмениваться мнениями о прочитанных книгах, рассуждать о событиях, известных им по разговорам взрослых, сравнивать свои умения и знания, выражать свое отношение к другим детям и даже посплетничать.Но самое главное теперь – стремление завоевать уважение сверстника.

    7-летний ребенок озабочен не столько тем, с кем и во что поиграть, сколько своей репутацией у тех детей, мнением которых он дорожит. Завоеванный авторитет ребенок будет отстаивать всеми силами, готовый даже поменять уже сложившиеся стереотипы собственного поведения, если сверстники их не одобряют. Такая группа других детей, значимых для малыша, дает ему психическую стабильность и эмоциональный комфорт.

    ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО

    А если такой груп-пы у ребенка нет? Если отношения со сверстниками не сложились и его контакты с ними по-прежнему противоречивы, как у 3-летних? Действительно ли сверстники так важны? Не могут ли родители или близкие взрослые заменить ребенку дефицит общения со сверстниками?Единого мнения по этому поводу нет.

    Одни психологи считают, что взрослый способен дать ребенку все, если включится в детскую игру как полноценный партнер. Другие не согласны с этим: взрослый просто не в состоянии уделять ребенку столько времени, сколько необходимо для игры, а умение, пусть даже на время, “впадать в детство” разрушает его родительский авторитет и сбивает с толку ребенка.

    Взрослый и сверстник играют каждый свою неповторимую роль – важно знать, какую именно.Осознание своих индивидуальных качеств, способность оценивать себя в разных ситуациях – не являются врожденными. Первоначально они формируются у ребенка в общении с самыми близкими людьми. И роль родителей здесь неоспорима. Окружающие нас люди – своеобразные невидимые “зеркала”.

    Их отношение к нам, оценки наших поступков – по сути наше “отражение”, оно и закладывает основу нашего самосознания, нашей личности.Сначала таких “зеркал” в жизни ребенка мало. Первоначальные сведения о себе малыш получает от мамы – и это “зеркало” самое доброе и сочувственное: в нем младенец отражается только в своих превосходных чертах.

    Он еще ни в чем не преуспел, а его уже любят, им восхищаются, окружают заботой, обеспечивая тот уровень комфорта и безопасности, без которого ему просто не выжить.Одновременно безграничная любовь матери закладывает самую фундаментальную основу его личности – положительное отношение к себе, ощущение безопасности окружающего мира, чувство доверия к людям.

    По мере взросления и появления первых требований к ребенку и порицаний, он, ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых, будет активно осваивать новые способы поведения и действия, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.Впервые опыт общения с родными и приятелями подвергается серьезному испытанию в детском саду.

    То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новым взрослым и сверстниками – необходимо заслужить. Да и отражение в новых “зеркалах” не всегда “льстит” ребенку. Большинство детей справляется с этой ситуацией: отношения с новыми людьми, взрослыми и малышами, постепенно налаживаются.

    Разница отражений в домашних и посторонних “зеркалах” либо сглаживается, либо остается значительной, но скорее обогащает ребенка новым знанием о себе, нежели травмирует его.Иногда новые “зеркала” становятся важнее прежних, поскольку в них дети и взрослее и самостоятельнее. В любом случае расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими – важная часть его общего развития.

    Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и обретает способность к познанию своего Я с новых сторон, что, безусловно, ему как личности очень важно. Он как бы обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого.

    КОНТАКТНЫЙ И ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК

    Однако не у всех детей “выход в свет” протекает успешно. Бывает, что ребенок долго и мучительно ищет свой путь к другим детям и не всегда его находит.

    Чем это чревато? Не преувеличиваем ли мы роль сверстников? Быть может, наш малыш просто самодостаточная личность, он намного опережает ровесников в развитии, с детьми ему скучно, вот он и играет в одиночку?В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками.

    Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив.

    Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.Но есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и “агрессоры”.

    Нередко это малыши, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от сверстников поведением, внешним видом, интеллектом, порой, существенно опережающим средний уровень.Причины, по которым одни дети всегда оказываются заводилами и без труда осваиваются в любой компании, а другие либо не хотят, либо не могут завоевать расположения сверстников, все еще не до конца ясны.

    Одни психологи полагают, что общительность – наследственная черта характера. Другие объясняют ее ранним жизненным опытом малыша: если в первые недели жизни он в достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство “доверия к миру”, которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников, выросших в строгих рамках кормления по часам и т.д.

    Последнее время наметилась довольно тревожная тенденция – младшие школьники как будто разучились играть вместе. Их контакты кратковременны, малосодержательны и непродуктивны, словно у них начисто пропал дар общения с себе подобными. В ряду главных причин психологи в первую очередь выделяют демографический кризис: многие дети растут без братьев и сестер.

    Отсутствие таких близкородственных детских контактов обедняет социальный опыт ребенка, его мышление не ориентируется на коллективные формы игры.Если отсутствие общения с братьями или сестрами в семье у ребенка не компенсировалось разновозрастной дворовой компанией и он не посещал детский сад, то, по имеющимся данным, и в его учебе неизбежны осложнения.

    Более того, неконтактным детям грозит не только академическая неуспеваемость – они, как правило, хуже адаптируются к новым условиям, часто растут излишне мнительными и тревожными или слишком самолюбивыми. В подростковом возрасте у них возникают сложности в общении с противоположным полом, они хуже делают карьеру в зрелом возрасте и, как правило, не очень счастливы в семейной жизни.

    Эти данные опровергают некоторые сложившиеся у нас стереотипы.Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательства взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей нужно специально учить играть вместе. Сегодня это делать необходимо.

    То, что отношения детей, сталкивающихся на игровых площадках, в детском саду или школе, когда-то складывались легче и быстрее, объясняется тем, что первый опыт общения с другими детьми ребенок получал в семье (своей, соседской, близкородственной). Этот опыт общения под присмотром взрослого создавал впечатление стихийно складывающегося, хотя таковым не был.

    Стоило измениться жизненному укладу нового поколения – и ребенок оказался в вынужденной изоляции от сверстников. Он, конечно, не разучился играть, но коллективные игры все чаще заменяет игра в одиночку, иногда даже и не с игрушками, а с компьютером. Результат – формализация детских отношений, агрессивность, эмоциональная глухота к другому ребенку.

    И это далеко не так безобидно, как может показаться на первый взгляд.Ребенок, не прошедший “школы” общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет “говорить” со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере.

    Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию. Круг замыкается.Социальная некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики. Почему все так сложно со сверстником? Наверное, потому, что в поисках друзей за пределами семьи ребенок ищет “доброе зеркало”, в котором его отражение было бы максимально приближено к тому, что он привык видеть дома. Вынужденный проводить много времени среди “беспощадных” зеркал, он не выдерживает и ломается, а расположить к себе других он просто не умеет. Найти друга, в конечном счете, означает самому создать такое зеркало в руках другого человека, в которое хотелось бы смотреться, не испытывая отвращения к себе.

    КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

    Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться.

    Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность наших детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна.

    Один 6-летний мальчик, постоянно терроризируемый детьми постарше на игровой площадке, все пытался найти способ гасить их враждебность: демонстрировал свою ловкость, уступал их требованиям уйти и не мешать, отдавал им свои конфеты – ничего не помогало.

    Однажды он вернулся домой окрыленным – ему показалось, что он нашел это волшебное средство: “Мама, я сказал им, что скоро иду в первый класс, и они меня почти не обижали”. Он и позже пытался гасить так агрессивность сверстников, пока не осознал, что у каждого агрессора свои мотивы и в каждом случае нужен свой подход.

    Рано или поздно ребенок овладевает подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять наедине с этими проблемами. От того, как сложится опыт его общения с ровесниками в конце дошкольного и начале школьного периода, зависит, какую компанию он выберет в подростковом возрасте.Детская компания – довольно жестокое сообщество.

    Неспособный вписаться в группу – безжалостно изгоняется. Не всегда в этом его вина – работают пока малопонятные науке механизмы взаимных симпатий и антипатий. Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет.

    Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться и неэгоистичен.

    На его популярность оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый.

    Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.

    Гуляя с маленьким сыном в скверике, куда приводили на прогулку детей из ближайшего детского сада, среди копошащихся в песочнице малышей я каждый раз замечала очаровательную чернокожую девочку: она, нахохлившись, сидела в сторонке и непрерывно беззвучно плакала. Детям она была просто непонятна и неинтересна, так как плохо говорила по-русски, и они ее как бы не замечали.

    Молоденькая воспитательница время от времени с упреком обращалась к ней: “Нора, ну что ты все время плачешь, иди поиграй”. Нора продолжала плакать.Но вот уже зимой детей на прогулку вывела немолодая нянечка. Ей явно не давало покоя грустное уединение Норы.

    Она не стала ее утешать, а взяла за ручку и водила по площадке, приговаривая: “Вот мы с Норочкой Сереже шарф поправим, а Диме скажем, чтобы снег не ел, скажи “снег”, Нора”. “Шнек”, – повторила девочка. Нянечка всплеснула руками, собрала всех в круг и сказала: “Дети, наша Нора выучила новое русское слово – “снег”, давайте мы ей похлопаем, какая она у нас умница”. Дети хлопали, с удивлением и интересом оглядываясь на Нору. Через несколько дней ее было не узнать. Она с визгом носилась со всеми по площадке, быстро перенимала новые русские слова и не испытывала недостатка в товарищах по играм.Стихийно отношения сверстников не всегда складываются успешно, оставляя зарубки в душе не только “обижаемого”, но и “обидчика”. Но ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача: систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо нашей родительской опорой, либо колоссальной помехой.Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

    Источник: http://detskaya.com.ua/detskaya_druzhba/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector