Современные методики раннего развития детей

Современные методики раннего развития детей

Все родители хотят, чтобы их детки были развитыми, хорошо учились и в будущем стали образованными людьми. И вы не исключение!

Именно поэтому вы задумываетесь о развитии ребенка уже на первом году его жизни. И правильно делаете! Ведь первые три года жизни малыша самые продуктивные в плане обучения и запоминания.

Вы очень хотите развивать своего малыша, но не знаете, как это делать? У вас возникает множество вопросов: с чего начать, на что стоит обращать особое внимание, к каким специалистам обращаться, какие есть методики раннего развития, в чем их особенности?

Сегодня мы постараемся найти ответы на самые важные вопросы о раннем развитии малышей.

Читай также: Как выглядят новорожденные (ФОТО)

Раннее развитие: каким оно бывает

Раннее развитие – это обучение малыша от рождения и до 6 лет. Каждый ребенок рождается с огромным потенциалом, мозг малыша активно работает, в первые годы жизни в головном мозге малыша устанавлияваются и укрепляются связи между нервными клетками.

Именно в  первые годы кроха наиболее восприимчив к информации, он отлично все запоминает, умеет копировать и обладает высокой степенью любопытства. Ребенку буквально все интересно, он открыт к любым знаниям.

Эти сообенности малышей безусловно стоит использовать для их обучения уже с первых месяцев жизни.

Педагоги разработали множество методик раннего развитвия детей.

Некоторые мамы четко следуют одной или нескольким методикам в обучении ребенка, другие просто используют некоторые эелементы наиболее популярных методик, но в целом действуют интуитивно, есть мамы, которые вообще обучают деток так, как подскажет сердце. Не зависимо от того, как именно вы будете развивать своего кроху, знать о том, что представляют сосбой наиболее популярные методики раннего развития, не помешает.

Наиболее распространенные методики раннего развития

Методика Домана

Эта методика рассчитана на деток возрастом от одного месяца. Суть методики заключается в том, что мозг ребенка развивается только тогда, когда работает. Поэтому задача родителей обеспечить эту нагрузку. Самый простой способ — познакомить малыша с простыми предметами, явлениями и тем, как они называются. Сделать это можно с помощью карточек Домана.

Карточка Домана представляет собой тематическую картинку с подписью. Например, на карточке может быть изображен апельсин и сделана надпись «апельсин».

Методика Домана дает возможность ребенку с самого младенчества запоминать образы, их названия, а со временем научиться читать – для этого описание изображенного предмета нужно дополнять: например, «апельсин», «плод апельсинового дерева».

Если ребенок учится читать по методике Домана, то он запоминает слова, учится их произносить целиком, а не складывает из букв. С помощью карточек Домана можно научить ребенка читать, считать, а также различать предметы и явления.

Читай также: Какого цвета выбрать коляску для ребенка?

Методика Зайцева

Считается, что методика Зайцева дает наилучший эффект после года жизни, но есть мнение, что использовать эелементы этой методики можно, начиная с 3-4 месяцев.

Методика Зайцева направлена на обучение чтению, счету и простым математическим действиям. Главный материал для обучения – это таблицы Зайцева со слогами и цыфрами, а также кубики, на которых изображены слоги и цифры, а также обучающие игрушки, которые произносят слоги и цифры.

Чтобы развивать малыша до года, вы можете развесить дома таблицы Зайцева и приобрести для крохи кубики, созданные по методике Зайцева, а такж развивающие игрушки, сделанные на основе его методики.

Мама-форумчанка Екатерина рассказывает: «Я совсем недавно узнала о том, что есть разные методики обучения ребенка, например, чтению, я была так удивлена.

Раньше мне казалось, что всех деток во всем мире учат читать по слогам, но оказалось, что это только в школах бывшего СССР всех так учат.

Думаю, стоит попробовать обучать своего ребенка всему, используя элементы из разных методик, учить читать словами, по методике Домана, учить самостоятельности по Монтессори и так далее. Нам уже 8 месяцев, самое время начинать активное обучение всему, думаю, стоит сделать карточки разные для ребенка».

Методика Монтессори

Основа методики Монтессори – это наблюдение за ребенком. В каждом малыше заложено стремление познавать мир, задача родителей — способствовать, но не мешать.

Для обучения по этой методике используется множество тренажеров, развивающих игрушек, направленных на развитие органов чувств, мелкой моторики и мышц ребенка. Главная задача методики – подтолкнуть малыша к саморазвитию.

В контексте этой методики кроха рассматривается как уникальная личность с первых мгновений своей жизни, задача родителей – оказать помощь в развитии.

Метод Тюленева

Этот метод предполагает обучение ребенка счету, чтению и нотам. Эта методика также эффективно ближе к годовалому возрасту. Но использовать ее элементы можно и раньше. В качестве обучающих материалов используются карточки с буквами, цифрами, нотами, магнитная азбука, компьютер, картинки с образами – фруктами, птицами и другие атрибуты.

Задача родителей — создать для ребенка атмосферу игровых занятий: развесьте карточки с геометрическими фигурами, изображениями животных, фруктов, буквами, цифрами, пусть малыш рассматривает их, по мере роста ребенка показывайте ему все больше карточек, подключайте и другие материалы для обучения – магнитная азбука, картинки с надписями и так далее.

Читай также: Грудничковое плавание: с чего начинать?

Вальдорфская педагогика

В контексте вальдорвской педагогике ребенок рассматривается как гармоничная личность. Согласно этой педагогике сначала ребенка нужно научить осознавать всое место в мире, стать яркой и свободной личностью, а уже потом учиться пистаь и читать. На первое место выступают личные отношения с родителями, другими детьми, воспитателями.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «Считается, что 80% информации обо всём, знаний и навыков, которыми владеет взрослый человек, он получает в возрасте до 3х лет.

Потому вполне понятно, что современные родители хотят максимально заполнить голову своего малыша всевозможными знаниями.  Сейчас существует масса возможностей для этого: группы раннего развития, частные детские сады, индивидуальные занятия с преподавателями, компьютерные программы, дидактические материалы, развивающие игры и мультфильмы.

Это замечательно, когда родители занимаются и развивают своего ребёнка. Но, должна заметить, что всё хорошо в меру. Перегружать ребёнка обилием информации намного хуже, чем не заниматься вовсе. Не может малыш в 2-3 года заниматься 2мя-3мя языками, один из которых японский, например.

А ежедневные походы на пару-тройку развивающих занятий изматывают и маму, и ребёнка. Перегруженный занятиями малыш плохо спит, капризен, беспокоен без причины, может стать гиперактивным и непослушным. И сложно его в этом винить, он выражает свой протест, как умеет. Следует знать ещё об одном последствии избыточных занятий в раннем детстве.

Напичканные знаниями дети, придя в первый класс, либо скучают, т.к. уже многое знают, либо отказываются учиться, так как к этому возрасту уже устали учиться».

Совершенно не важно, какую методику для развития своего малыша вы выберете, главное, окружить его заботой, любовью, проявлять к нему терпение и внимание, реагируя на его способности и предпочтения. а также не переусердствовать с учебой.

Как развивать малыша

Школа или домашние занятия?

Сейчас есть множество центров раннего развития деток. Большинство таких центров принимает деток после годика, но есть и такие центры, которые берутся за обучение и деток помладше. В основном в таких центрах дети занимаются вместе с родителями.

Безусловно, развивать малыша можно и дома, если вы овладеете нужными знаниями, посоветуетесь со специалистами и разработаете свою собственную программу развития ребенка.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «Выбирайте школу раннего развития недалеко от дома или занимайтесь на дому, занятия должны быть непродолжительными.

Чередуйте интеллектуальные и физические нагрузки. Помните, что здоровый своевременный сон, режим питания и прогулки на свежем воздухе намного важнее для Вашего ребёнка, чем  владение  иностранными языками и  умение читать в 3 года».

Выбор между домашними занятиями и обучением в школе раннего развития необходимо делать, исходя из многих факторов: финансового, фактора желания, наличия свободного времени и так далее. Помните, эффективность обучения не зависит от того, учились вы дома или в специальном центре, все зависит от вашей старательности и усердности.

Читай также: Развиваем зрение грудничка

Физическое развитие

Уделяйте особое внимание физическому развитию ребенка буквально с первых дней жизни. После того, как у ребенка заживет пупочная ранка, вы можете начать купать его в большой ванной, постепенно учить его плавать и нырять. Также вы можете начать делать массаж и гимнастику. С течением времени можно приучить ребенка к ежедневной гимнастике.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «С самого рождения обучайте ребёнка плаванью. До 3х месяцев малыш ещё помнит, как затаивать дыхание при попадании под воду, т.е. умеет нырять. Этот навык остался ещё с периода внутриутробного развития.

Пока рефлекс не угас, пригласите инструктора и с его помощью научите ребёнка плавать. Согласитесь, это очень важное умение. А люди, обученные плаванью с младенчества, чувствуют себя в воде, как рыбы, всю жизнь. Приобретите гимнастический мяч и шведскую стенку, чтоб с раннего возраста приучать ребёнка делать гимнастику».

Чтение и говорение

Учить ребенка читать и говорить можно с первых дней жизни, используя элементы разных описанных выше методик и, конечно, разговаривая с ребенком, называя все предметы, которые его окружают.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Читайте также:  Развитие коммуникативных навыков в проектно - исследовательской деятельности у дошкольников

Демьяна Попова: «Для раннего обучения чтению по дому можно развесить таблички с названиями предметов, написанными крупными печатными буквами и, пронося мимо них малыша, чётко несколько раз в день озвучивать эти названия».

Читай также: Развиваем внимание грудничка

Иностранные языки

Обучение иностранным языкам стоит начинать как можно раньше: вы можете показывать ребенку мультики на иностранных языках, можете говорить с ним на иностранном языке, читать ему.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «С самого рождения с крохой следует разговаривать обо всём, правильно выговаривать слова, не сюсюкать — это закладывает основу правильного формирования речи.

Называйте предметы, показывайте фотографии и картинки, озвучивайте голоса животных, называйте цвета и явления, пойте малышу, танцуйте с ним на руках, включайте мелодичную музыку и записи звуков природы.

Чтобы ребёнок выучил иностранный язык, как родной, разговаривайте с ним с рождения на этом языке. Например, мама говорит с крохой на русском, бабушка на украинском, папа на английском. Или второй вариант: один день в семье говорят на украинском, второй – на русском, третий – на немецком.

Всем известно, что в интернациональных браках дети легко усваивают языки обоих родителей».

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи крохи, именно поэтому очень важно предлагать малышу разные игрушки с мелкими деталями, из разных тканей и материалов, разной формы и так далее. Игры с такими игрушками помогут ребенку быстрее заговорить.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат – Гомеопатический центр им.

Демьяна Попова: «Когда Ваш ребёнок научится удерживать игрушку в руках, предлагайте ему предметы разного размера, формы, фактуры.

Позднее — игрушки с пупырышками, маленькими шариками внутри, затем пластилин, бусы, чётки и массируйте кончики пальцев рук и ног – это способствует развитию речи».

Чувство прекрасного

Во время занятий с малышом не забудьте о развитии чувства прекрасного – это очень важно для дальнейшей жизни малыша, заложенные с детства образы, будут влиять на вкус ребенка. Включайте малышу классическую  музыку, показывайте картины, скульптуры, вывозите малыша на природу, больше гуляйте с ним, по возможности путешествуйте с ребенком.

Ранее развитие ребенка – это шанс дать малышу все самое лучшее, поэтому не упускайте возможность развивать малыша каждый день всеми возможными методами, помогайте ему познавать этот мир, хвалите его за успехи и поощряйте его тягу к знаниям.

Веселых вам игр и занятий!

Читай также: Развитие новорожденного по неделям: как растет малыш

Источник: http://www.uaua.info/grudnichok/razvitiye-baby/article-33705-metodiki-rannego-razvitiya-dlya-detey-do-1-goda/

Методики раннего развития детей

Методики раннего развития детей

В настоящее время стало очень популярно воспитывать своего ребенка с помощью разнообразных методик. Некоторые мамы уже с самого рождения обвешивают кроватку малыша специальными картинками и развивающими игрушками, а другие, напротив, считают, что ребенку еще предстоит учиться в течение всей жизни, а раннее детство – время исключительно для игр.

Конечно, каждая мама лучше знает, что нужно для ее малыша, однако современные педагоги и психологи все больше утверждаются во мнении, что интеллектуальный потенциал ребенка действительно нужно развивать с первых дней его жизни. В данной статье мы поговорим о том, какие методики раннего развития детей существуют, и чем они отличаются друг от друга.

Методики раннего развития зарубежных педагогов

  1. Американский врач и педагог Глен Доман разработал собственную методику раннего развития, которая знаменита просто невероятными результатами.

    Суть системы Домана состоит в демонстрации ребенку специальных карточек, на которых изображены основы знаний в различных категориях. Основное предпочтение здесь отдается чтению и математике. Также в комплекс этой методики входит и динамическая гимнастика, затрагивающая активное вовлечение в процесс всех мышц крохи.

  2. Одной из самых старых, но по сей день интересных, является методика раннего развития Марии Монтессори. Девиз ее системы обучения – «помоги мне сделать это самому».

    Все развивающие упражнения и игры здесь рассчитаны на познание и открытие самим ребенком, а взрослый выступает лишь как зритель, наблюдающий со стороны, и помогающий тогда, когда малыш не в силах сделать что-то в силу возраста или роста.

  3. Также заслуживает внимания и методика раннего развития Сесиль Лупан.

    Суть этой системы состоит в том, чтобы с первых дней жизни ребенка стимулировать его органы чувств – слух, осязание, обоняние и зрение. Сесиль Лупан настаивает, что кроху необходимо как можно больше носить на руках, ведь телесный контакт мамы и малыша необычайно важен для полноценного и здорового развития.

Отечественные методики раннего развития детей

Среди отечественных методик раннего развития детей наибольший интерес представляют системы супругов Никитиных, Николая Зайцева, а также Екатерины Железновой.

Методика раннего развития Никитиных, по большому счету, представляет собой совместные игры малыша с родителями, в ходе которых кроха познает окружающий мир и учится чему-то новому.

Главное в этой системе – не навязывать ребенку то, что он не хочет делать, и поощрять все его начинания.

Супругами Никитиными разработано множество развивающих игр, которые предлагаются молодым мамам для занятий с малышом.

Советский педагог Николай Зайцев – автор знаменитой методики раннего развития, по которой в настоящее время работают многие детские сады. Здесь также основным принципом является преподавание в игре, а занятия проходят в раскованной и непринужденной обстановке.

Стоит также отметить и уникальную методику раннего развития Екатерины Железновой. Ее программа называется «Музыка с мамой» и представляет собой музыкально-игровые занятия для крошек от 6 месяцев до 6 лет. Здесь родители, дети и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности, а у малышей невероятно развиваются творческие способности.

Источник: https://womanadvice.ru/metodiki-rannego-razvitiya-detey

Методики раннего развития детей

Методики раннего развития детей

Существуют различные методики раннего развития детей. Это специальные педагогические системы интенсивного развития ребенка с рождения до 7 лет.

Именно до 7-7,5 лет, как определили ученые, растет человеческий мозг и, следовательно, в этот период можно обучить ребенка практически всему: чтение, письмо, математика, игра на музыкальных инструментах, искусство, иностранные языки, гимнастика и т.д.

Сегодня редко можно встретить родителя, который совсем ничего не знает про методики развития детей раннего возраста и никак не внедряет их в жизнь. Кто-то выбирает одну методику и последовательно и систематично применяет ее.

Кто-то объединяет пару методик, исключая, по их мнению, лишнее.

Кто-то (и таких большинство) берет из всех или многих методик определенные моменты, которые, во-первых, наиболее подходят под характер, темперамент, способности и психологические особенности его ребенка, а во-вторых, применимы и реализуемы в их жизненных условиях.

Методика Монтессори

Пожалуй, самая распространенная на сегодняшний день методика раннего развития детей. Во всем мире и в России, в частности, открыто множество центров, клубов, детских садов и даже школ, работающих по методике Монтессори.

Система Марии Монтессори, выдающегося итальянского педагога середины 19 века, строится вокруг трех составляющих:

  • учитель,
  • ребенок,
  • окружающая среда.

Причем центр этой конструкции – ребенок, вокруг которого по определенным принципам формируется развивающая окружающая среда, где ребенок учится самостоятельно, на своем собственном опыте. А учитель выступает в роли наблюдателя и, при необходимости, помощника.

Особенность методики развития детей по системе Монтессори в том, что она основывается на умениях и интересах детей в определенный возрастной период, и строится так, чтобы ребенок мог сам находить и исправлять свои ошибки, таким образом, учителю не приходится учить или указывать ученику на ошибки. Это способствует развитию чувства собственного достоинства и самостоятельности.

Акцент в системе делается на моторные и сенсорные навыки. К развивающим пособиям по Монтессори относятся всевозможные рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, сенсорные мешочки, шнуровки и многое другое. А также многочисленные игры с подручными материалами: крупы, крышечки, прищепки и т.п.

Один из основных принципов: ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься сейчас и в каком объеме, то есть ребенку предлагается полная свобода. Именно с этим связан главный «недостаток» системы: в школе ребенку, воспитанному по системе Монтессоре, будет непросто привыкнуть к дисциплине и ограничениям.

Методика Марии Монтессори

Карточки Домана

Если методика развития детей по системе Монтессори упор делает на моторику и сенсорику, то Глен Доман, выдающийся американский врач, на зрительный опыт.

С самого рождения ребенку показывают серию карточек по всем отраслям знаний:

  • растения,
  • животные,
  • города,
  • великие люди,
  • музыкальные инструменты,
  • точки (обучение математике),
  • слова на родном и иностранном языках и многое, многое другое.

Игрушки Доман отвергает, как мешающий обучению фактор. Если у Монтессори ребенок – это активный центр развития, то у Домана – пассивный объект обучения.

Эффективность методики Домана – общепризнанный факт. Данная методика раннего развития детей родилась как средство лечения малышей с травмами мозга. Стимулирование зрения через показ картинок привел к поразительному результату: парализованные дети учились читать, писать, после чего понемногу ползать и ходить.

Однако есть и недостатки у этой методики раннего развития ребенка. Самый очевидный – ее трудоемкость.

По задумке Домана родитель должен полностью посвятить себя развитию ребенка, «работать» родителем – создавать бесконечные карточки и показывать их ребенку по определенной схеме.

Если воплощать эту методику в жизнь в ее полном объеме, то ни у родителя, ни у ребенка ни на что другое времени не останется. Из этого вытекает второй недостаток методики: ребенок все время развивается, без игры, без развлечений.

Кроме того, по мнению многих специалистов, ребенок получает множество энциклопедических знаний, однако не учится открывать эти знания, осмысливать и использовать информацию. К тому же у многих детей, обучавшихся по этой методики, наблюдается задержка в эмоциональном и социальном развитии.

При этом использование отдельных элементов системы Глена Домана в сочетании с другими методиками раннего развития детей дает отличные результаты. Ведь действительно: чем младше ребенок, тем легче он впитывает знания. Можно оставить систему карточек, но изменить форму и частоту подачи, добавив исследовательскую и творческую деятельность, а также развивающие игры.

Методика Гленна Домана

Метод Сесиль Лупан

Именно это и сделала Сесиль Лупан – одна из учениц Домана. Она согласна со своим великим учителем, что мозг ребенка развивается, только получая информацию. Но в отличие от Домана, она не стремится вложить в ребенка все подряд, а только интересную и полезную информацию. И в добавление к визуальной стимуляции, она предлагает методы развития тактильной и слуховой чувствительности.

Книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя!» описывает развитие ребенка с рождения до года в четырех сферах:

  • двигательная активность,
  • развитие пяти чувств,
  • формирование основ речи,
  • положительное самосознание ребенка.

Методика Никитиных

Русские педагоги новаторы Борис и Лена Никитины строят свою методику вокруг теории о том, что у каждого ребенка есть огромный потенциал, но если не развивать его в определенный период (до трех лет), то возможность эффективного развития способностей «необратимо угасает».

Как и Монтессори, система Никитиных предполагает максимальную свободу ребенка, позволяя ему заниматься тем, чем хочется, и столько, сколько хочется. Программа развития ребенка, сочетающая физические и интеллектуальные нагрузки, состоит из разнообразных игр и упражнений.

Есть определенные рекомендации по использованию этой методики раннего развития детей, например:

  • идти от простого к сложному;
  • не давать сразу несколько новых игр;
  • увлечения детей происходят периодами, поэтому иногда некоторые игры нужно «забывать»;
  • в один день можно предлагать 2-3 развивающие игры, но минимум две их них должны быть ребенку известны;
  • игра должна предваряться интересным рассказом, сказкой;
  • не объяснять ребенку, как решить задачу – ни словами, ни жестами и т.д.

Методика развития ребенка через тематические дни и недели

Тематические занятия – это, конечно, не методика, а популярная сегодня форма подачи материала, однако, она интересна тем, что позволяет гармонично объединять элементы разных методик.

Выбирается одна тема – геометрические фигуры, домашние животные, овощи и т.п. – и рассматривается методом погружения в течение одного дня или недели. Материал подается и закрепляется с помощью разнообразных инструментов из любой одной или, чаще, нескольких авторских методик развития детей.

Хотя это не новое изобретение: эту форму давно и успешно используют в детских садах и школах, но сегодняшнее новшество заключается в массовом применении этой формы в домашней среде.

На этом методики раннего развития детей не ограничиваются, здесь приведены основные, наиболее известные, однако есть множество других методик: как производные от выше перечисленных, так и независимые авторские программы развития детей дошкольного возраста.

Разбираем методики раннего развития

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/7004-metodiki-rannego-razvitija-detej.html

Методики раннего развития

Методики раннего развитияОт обилия методик раннего развития разбегаются глаза. Что выбрать? Есть ли какой то лучший, комплексный, «самый самый» метод? НЕТ. Методов много, сильных сторон у них тоже много. Но всестороннее развитие ребенка не дает ни один из них.

В каждой из методик, снискавших славу и популярность у родителей XX–XXI вв., чего нибудь да не хватает. Поэтому наиболее разумный и плодотворный путь развития ребенка – это совмещение различных методов, когда из каждого берется все самое лучшее и проверенное временем.

А чтобы можно было взять «все самое лучшее» из авторских систем раннего развития, предлагаю вам их мини обзор.

Метод Марии Монтессори

О нем мы подробно говорили на страницах третьей части книги. Сама М. Монтессори (1870–1952) начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем же переключилась со специальной педагогики на общую. Ее книги: «Мой метод», «Дом ребенка. Метод начальной педагогики», «Впитывающий разум ребенка» и другие.

Принципы системы:

• В центре системы стоит ребенок, вокруг которого создается специальная обучающая среда с дидактическими пособиями, отвечающими спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению вперед. В ней малыш развивает свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, связывать приобретенный опыт в единое целое. • Находясь в специальной обучающей среде, ребенок отправляется в «свободное плавание» – он сам выбирает тот вид деятельности, которым хочет заниматься, удовлетворяя свой познавательный интерес и внутреннюю потребность в развитии. Суть методики состоит в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию и самообучению, задача же взрослого – не передавать малышу знания, а помогать ему собирать и накапливать собственные, ничего при этом не навязывая («Помоги мне это сделать самому» – девиз педагогики Монтессори).

Для кого? Для детишек от 2,5–3 лет.

Слабые стороны:

• Прекрасно развивая аналитические способности, логику, моторику и сенсорику, классический метод Монтессори практически игнорирует творческое самовыражение ребенка, не развивает фантазию, в нем нет спонтанных детских игр, стихов и сказок. • Самостоятельное освоение материала не добавляет опыта общения и взаимодействия с другими детьми. • У ребенка, привыкшего к тому, что над ним никто не довлеет, могут возникнуть затем трудности в адаптации в школе, которая требует дисциплины и признания авторитета учителя. Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. в Германии Р. Штайнером, создателем антропософии (религиозно мистического учения, включающего методику самоусовершенствования и развития предполагаемых тайных способностей человека к духовному господству над природой).

Принципы системы:

• Детство – уникальный период в жизни человека, поэтому надо помочь ребенку насладиться всеми прелестями раннего возраста и как можно полнее раскрыть свой творческий потенциал. • Раннее развитие интеллекта недопустимо, поэтому обучаться чтению, письму, математике в вальдорфских школах начинают по меркам классической педагогики очень поздно (лишь к третьему классу). • Главный акцент делается на развитии эмоциональной сферы ребенка, его интуиции и воображения, на приобщении к народной культуре, творчеству. Обучение во многом построено на принципе подражания и повторения за педагогом, который увлекает за собой в мир волшебства и гармонии с природой. Большое значение придается ручному труду (дети учатся вышивать, ткать, плести корзины, печь хлеб, выращивать овощи, работать на гончарном круге и тому подобное), занятиям изобразительным искусством (причем детям предлагаются только три краски – красная, желтая и синяя, остальные они должны получить сами, смешивая основные цвета), играм на музыкальных инструментах, песням, сказкам, театральным представлениям. Игрушки здесь тоже делаются своими руками – из природных материалов. Дети играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, чей незавершенный образ лучше развивает фантазию. • В садах и школах поддерживается четкий ритм – дня, недели, года. Ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» – это свободная творческая игра. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что то новое, занимаясь с воспитателем (шьют кукол, смотрят кукольный спектакль, слушают сказки или музыку). Ритм недели состоит из чередующихся занятий: в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – прядут, в четверг – готовят печенье, в пятницу – проводят генеральную уборку. Годовой ритм организован так, чтобы дети внутренне переживали различные времена года через соответствующие праздники: праздник Урожая, праздник Фонариков, Рождество, Масленицу, Пасху, Летний праздник. • Вальдорфский детский сад – это большая, дружная семья. Группы – разновозрастные (от 3 до 7 лет). Дети играют только в те игры, которые им интересны. Отсутствует всякое принуждение, разделение на «плохих» и «хороших», нет отметок и соревнований.


Для кого?
Для родителей, которые хотят продлить своему ребенку детство.

Слабые стороны:

• Из за позднего начала обучения чтению, письму, математике упускается тот уникальный возраст, когда ребенок мог бы этому научиться играючи. • Вальдорфский садик – отрезанный от остального социума тесный, искусственный мирок, где все другое (мировоззрение, ритм, традиции, правила, игрушки). Он уделяет много внимания гуманитарным дисциплинам, хозяйственно трудовым навыкам, однако не дает полноценную подготовку к обычной школе. Бывшие воспитанники вальдорфских детских садов нередко испытывают трудности в адаптации к школе, в налаживании отношений с «обычными» сверстниками.

Метод Глена Домана

Глен Доман – американский военный врач нейрофизиолог, основатель «Института достижений человеческого потенциала» в Филадельфии. Первоначально занимался проблемами лечения и обучения детей с мозговыми травмами.

Добившись впечатляющих результатов, Доман экстраполировал свою методику и на здоровых деток.

Его книги: «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как научить ребенка читать», «Как обучить ребенка математике», «Как сделать ребенка физически совершенным», «Гармоничное развитие ребенка».

Принципы системы:

• Интеллект не развивается без движения, поэтому надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни, заниматься с ним гимнастикой, вертеть, крутить, учить преодолевать преграды. Доман создал специальный трек для ползания, который устанавливается под небольшим наклоном. В него следует помещать малышей первых месяцев жизни для совершенствования двигательных навыков. • Больше всего на свете дети хотят учиться, стремление к познанию заложено в каждом из них, но только получая интересную и полезную информацию, мозг ребенка учится работать. Основной материал для занятий по методике Домана – многочисленные карточки: с фотографиями, рисунками, словами, крупными красными точками (в математике), представляющие собой систематизированные по разделам сведения об окружающем мире. Разделы такие: биология, история, география, музыка, искусство, математика, анатомия человека, общие знания, язык, литература. Разделы, в свою очередь, делятся на категории (для биологии это, например, «Рыбы», «Деревья», «Птицы» и прочее). • Занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой (на показ одной карточки должна уходить одна секунда). При этом четко проговаривается то, что на них изображено (написано). Каждая категория (например, «Птицы», «Писатели», «Города») в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно добавляются все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день). • Помимо этого необходимо также 3 раза в день показывать 25 карточек со словами (для обучения чтению) и 3 раза – карточки с красными точками (математика). Количество демонстраций каждого слова – 3 раза в день в течение 5 дней. Затем карточки ротируются. • После того, как ребенок просмотрит тысячу карточек, начинает их повторный показ, который содержит более углубленные знания. Методика опирается на способность маленького ребенка запомнить большой объем информации. Таким образом, тренируется память и развивается высокий интеллект.

Для кого? Для детишек 0–5 лет.

Слабые стороны:

• Невероятная трудоемкость методики: надо найти время не только для того, чтобы несколько раз в день показывать ребенку карточки на самые разные темы, но и чтобы сначала их смастерить, систематизировав по разделам и категориям. Правда, сейчас в продаже есть наборы карточек, специально предназначенные для таких занятий. • Процесс передачи знаний в методике искусственный (здесь нет никакого творчества и не надо добывать информацию). Его обязательно надо дополнять изучением реального мира, возможностью не только увидеть и услышать, но и потрогать понюхать облизать.

• Систему Домана называют методикой «чистого разума». У ребенка практически не развивается эмоциональная сфера, творческие и исследовательские способности: он просто сидит и усваивает информацию, как компьютер.

В результате (если ограничиться только этим методом) мы получим биоробота, физически развитого и напичканного энциклопедическим знаниями, но не умеющего думать, с нулевым социальным интеллектом и без образного мышления.

Тем не менее в сочетании с другими педагогическими системами, элементы методики Домана дают очень хорошие результаты.

Метод Сесиль Лупан

С. Лупан (родилась в 1955 г.) – бельгийская актриса, педагог по актерскому мастерству и мама двух девочек. Ее метод родился из попыток заниматься с ними по Доману. О своем опыте она рассказала в книге «Поверь в свое дитя».

Принципы системы:

• Помимо визуальной стимуляции важна стимуляция других органов чувств. Нужно развивать в детях не только зрительную и слуховую, но и обонятельную, тактильную чувствительность (то есть давать все щупать, нюхать и пробовать на «зуб»), поощрять их собственную двигательную активность, заниматься плаванием, петь песенки и говорить говорить говорить, рассказывая обо всем на свете. • Родители – лучшие учителя для своих детей. • В ребенка не нужно впихивать знания, важно пробудить его интерес. Любое обучение должно быть похоже на веселую игру (например, не учим буквы, а «поем» их), которая должна быть закончена раньше, чем ребенок устанет.

Для кого? Для детишек с рождения и их любящих родителей.

Метод Масару Ибуки

Как уже говорилось, М. Ибука (1908–1997) – основатель (совместно с Акио Моритой) и президент фирмы Sony, автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, автор книги «После трех уже поздно» (1971), в которой утверждает, что наиболее важным и плодотворным периодом в обучении человека является возраст до 3 лет.

Принципы системы:

• Дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. Главное – это введение нового опыта вовремя. Детский сад – это уже поздно. • Интерес – лучшее побуждение. Чтобы вызвать этот интерес, нужно создать условия. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Не убирайте подальше все, что может быть опасно для ребенка. Убирая все вокруг ребенка, родители создают вакуум. • Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ставьте малышам хорошую музыку, окружайте его произведениями искусства. Стандартная бумага для рисования = стандартный человек. Надо дать ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. • Детям полезна ходьба. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта. Тренируйте обе руки. • Воспитывать ребенка – значит воспитывать себя.

Для кого? Для детей с рождения.

Слабые стороны:

• Рекомендации слишком общие. Правильнее, наверное, было бы говорить не о методе, а, скорее, о философии Масару Ибуки.

Метод Никитиных

Борис Павлович (1916–1999) и Лена Алексеевна (родилась в 1930 г.) Никитины, самые известные родители Советского Союза, воспитали семерых детей.

Свою методику они назвали НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей): если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает.

Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются еще больше.

Принципы системы:

• Первое условие успешного развития способностей – раннее начало. Условия для развития должны опережать этот процесс. Поэтому нужно создать богатую развивающую среду, которая пробудит интерес ребенка к различным областям знаний. • Детям нужна свобода творчества в играх, никакого принуждения. Дети занимаются тем, что им интересно, и столько, сколько хотят. • Легкая одежда, закаливание и спортивная обстановка в доме. Спорт — неотъемлемая часть жизни. • Искренний интерес родителей к жизни ребенка, активное участие в его играх и занятиях, поощрение творчества, совместный труд. При этом никогда не нужно делать за ребенка то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. Б.П. Никитин разработал целый комплекс многовариантных игр для детей разного возраста (самые популярные – «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат»), развивающих пространственное воображение, представление о форме и цвете и дающих пищу для фантазии и творчества. Постепенное возрастание трудности задач в этих играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, ведь родителям категорически не рекомендуется подсказывать ему или объяснять способ решения. Книги: «Наши уроки», «Первый год, первый день», «Развивающие игры», «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Мы и наши дети», «Резервы здоровья наших детей» и другие.

Для кого? Для детишек с рождения.

Слабые стороны:

• Система Никитиных делает акцент на физическом и интеллектуальном развитии (игры Бориса Павловича прекрасно развивают логику, аналитические способности, пространственное мышление, интеллект), но уделяет мало внимания эмоциональное составляющей. Эта методика должна быть уравновешена занятиями искусством и гуманитарными дисциплинами. • Установка на то, что ребенок занимается только тем, что ему интересно, содержит в себе немало подводных камней. Безусловно, без интереса нет удовольствия и настоящего развития, однако, все же по мере взросления малыша «интересные» занятия должны сочетаться с занятиями «полезными» и «нужными», воспитывающими внутреннюю дисциплину, умение прикладывать усилия. Иначе дитятко так и будет всю жизнь избегать делать то, что трудно и не хочется, в пользу того, что интересно и легко.

Метод Николая Зайцева

Николай Александрович Зайцев (родился 1939) – преподаватель русского языка как иностранного, автор уникальной методики обучения чтению и создатель знаменитых «Кубиков Зайцева».

Принципы системы:

• В основе обучения чтению лежит «складовый» принцип. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Например: М МА МО МУ МЫ МЭ. • Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на привычных для его глаз кубиках, которые отличаются по цвету, размеру и звучанию (их наполняют разным содержимым – деревянными палочками, металлическими крышечками, колокольчиками). При обращении к ним у ребенка включаются различные каналы восприятия (зрительный, слуховой, тактильный), что помогает именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и глухими, твердыми и мягкими (например: глухие согласные представлены коричневым цветом и глухо стучащими кубиками; звонкие – синим цветом и гремящими кубиками). • К кубикам прилагаются таблицы со складами. Их вешают на стену. Процесс обучения начинается в того, что склады «пропеваются» в определенной последовательности. Затем малыш учится «писать» слова с помощью кубиков (именно «писать», а не читать, так как навык чтения придет сам собой). • Методика Зайцева оказалась применима и к другим предметам. Николай Александрович создал также пособия для обучения математике, английскому и др.

Для кого? Для детишек от двух лет. Впрочем, изучать склады на кубиках можно хоть с рождения.

Слабые стороны:

• Учиться читать по кубикам Зайцева интереснее и веселее в группе, поэтому кубики хорошо приживаются в детских садах. Играть в кубики в одиночку сможет не каждый малыш, поэтому эффект от занятий будет уже не тот. • Методика Зайцева не дает представления о том, как одна буква сливается с другой. После обучения чтению «по Зайцеву» детям сложно разобраться в составе слова, они обречены на «переучивание» в школе, когда там начинают проходить фонематический разбор слова.

Источник: Книга «Малыш: мамино счастье».
  Автор И.Чеснова. Москва.

Книга выпущена Издательством АСТ

Источник: https://www.nnmama.ru/content/evolution/Razvitie/metodiki_rannego_razvitiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector