Современные подходы к дошкольному образованию

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача — построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Оценка качества в системе дошкольного образования осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. 

Вопрос об оценке качества дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения — не решенной до настоящего времени.

Рассмотрим понятия, касаемые данной проблемы.

Качество — это методологическая категория, которая отражает степень соответствия результата поставленной цели.

Качество образования — понимается в педагогической науке как совокупность его свойств, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.

Качество «образования-результата» — качества личности, фиксируемые через категории «культуры личности», социально-гражданственной зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированности.

Качество «образования-процесса» — совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности.

Качество дошкольного образования — это интегративное понятие, включающее в себя несколько компонентов: условия осуществления образовательного процесса; организацию и содержание образовательного процесса; результативность образования и его оценку; цену достижения результативности.

Управление качеством дошкольного образования — это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при проектировании и реализации образовательного процесса с целью установления, обеспечения и поддержания качества образования, удовлетворяющего требованиям потребителей.

Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.

Качество образования выпускников ДОУ» (до внедрения ФГОС) — обозначение уровня знаний, умений, физического, нравственного и умственного развития, достигаемого выпускниками образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения (В.М. Полонский).

Качество образования выпускников ДОУ» (по ФГОС)

  • Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств. Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования. Разработчики ФГОС предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  • Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
  • Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
  • Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Проектирование качества дошкольного образования проектируется на

нескольких уровнях, составляющих единый образовательный процесс.

1-й уровень управления – администрация детского сада.

Для руководителей – это высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ.

2-й уровень управления – педагогический коллектив.

Для педагогов – это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями:

3-й уровень управления – воспитанники и их родители.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе.

Когда говорят о качестве образования, обычно пытаются ответить на вопросы:

Для кого? Что и как измеряется? Кто этим занимается? Как это делается?

В процессе обсуждения качества образования нужно отметить и качества подготовки и совершенствования деятельности дошкольного учреждения:

  1. качество образовательного процесса;
  2. качество исследовательской деятельности;
  3. качество педагогических кадров;
  4. качество воспитанников;
  5. качество управления;
  6. качество воспитанников;
  7. качество образовательных программ;
  8. качество информационно-образовательной среды.

Впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (1989), обозначившей четыре основных принципа:

гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

-деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В соответствии со структурой образовательного процесса качество дошкольного образования определяется следующими составляющими:

качеством реализации образовательного процесса через уровень состояния здоровья воспитанников и их достижений в воспитательно-образовательном процессе;

— качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса);

— качеством управления ДОУ.

Проблема качества образования находится в постоянной динамике. Не существует пока еще методик определяющих качество образования в той или иной степени.

Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/11581-sovremennye-podkhody-k-otsenke-kachestva-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya.html

Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста

Антипенко И. Н., Ковалева И. В. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №7. — С. 169-171. — URL https://moluch.ru/archive/193/48260/ (дата обращения: 03.05.2018).



В настоящие время вопрос экологического воспитания дошкольников важный интересный и актуальный. Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Ключевые слова: экологическое воспитание, информационно- компьютерные технологии, технология проектирования, технология портфолио, метод моделирования, мнемотехника.

Эффективность экологического воспитания целиком и полностью зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды. А также от правильно подобранных традиционных и современных педагогических технологий. Использование информационно- компьютерных технологий (анимационные презентации, флэш игры, видео ролики и др.

) в экологическом воспитании позволяет не только привлечь внимание дошкольника, но дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию. Ведь ни для кого не секрет что современным детям не интересно просто рассматривать картинки.

Весь используемый материал систематизирован и разделён по темам: «Мир природы», где собран материал о явлениях природы о тех изменениях, которые происходят в природе «Живой мир планеты», в нём подобран материал о животных растениях, насекомых птицах, обо всех живых организмах. которые окружают ребёнка.

«Занимательная экология», представлен материал о правилах поведения при взаимодействии с природой. Активное использование в своей работе технологии проектирования позволяет осуществлять сотрудничество с детьми, с родителями, а также с узкими специалистами (физкультурный руководитель, музыкальный руководитель).

Все реализуемые проекты объедены временным природным отрезком и перекликаются с тематическим планированием дошкольного учреждения. Работа над проектом начинается со сбора информации, что дети знают, что хотят узнать в ходе реализации проекта.

К каждому проекту составляется план педагогических мероприятий, разрабатываются конспекты совместной образовательной деятельности, подбирается художественная литература и т. д. Все проекты являются универсальными, что позволяет использование его в разных возрастных группах. Технология портфолио предполагает сбор информации и достижений ребёнка.

Однако сбор грамот, благодарностей носит архивационный характер и не позволяет дошкольнику занять активную позицию создателя. Так был разработан Альбом из серии «Я познаю мир», который можно использовать на занятиях, для индивидуальной работы, для самостоятельной работы ребёнка, а также для творческих работ совместно с родителями.

Чем хорошо использование таких альбомов, ребёнок может пролистать альбом, вспомнить пройденный материал, вернуться к понравившейся ему теме. В конце альбома родители могут найти справочную информацию, которая им понадобится для выполнения творческих заданий с ребёнком.

Интересным и увлекательным для детей является метод макетирования и моделирования, которые способствуют развитию речи детей. При изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.

Данный метод создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук. В группе изготовлены макет дерева берёзы. Дети могут прослеживать причинено следственные связи того или иного времени года.

Для младшего и среднего возраста используется доступный материал если это снежинки, то это и есть снежинки. А старший подготовительный возраст могут использовать предметы заместители, например ленточки, тесёмки. Моделирование представлено моделью «Природный мир».

Читайте также:  Развитие временного детского коллектива

Для создания природной модели детям предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др.), бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др.), материал — заместитель (ленточки, палочки, зерновые и др.

), это даёт возможность ребёнку самостоятельно создавать модель природного мира «Водный и подводный мир», «Пустыня», «Времена года» и др. Я не настаиваю, чтобы дети чётко раскладывали используемый материал по временам года, мне интересно, как дети, самостоятельно анализируя предмет, материал дают оценку, делают свой выбор.

Создание экологического театра, позволило вывести детей за круг обычных впечатлений. Театр даёт возможность пережить детям самые высокие чувства, стать богаче и тоньше, развивает возможность живо откликаться на окружающий мир и вызывает потребность в творческом проявлении. Главным героем экологического театра является «Эколашка», он активный участник многих экологических мероприятий.

Так как «Эколашка» находится в группе в течении всего года, детьми был предложен проект «Гардероб для Эколашки», и с помощью родителей воплощён в жизнь. Так у главного героя экологического театра появилась одежда в соответствии с временами года.

Эколашка любимый персонаж детей, который приходит в гости рассказывает о временах года их особенностях, интересные истории из жизни животных, птиц и других обитателей. В ходе реализации экологических проектов эффективно использование перфокарт. В процессе деятельности с данным пособием, систематизируются знания детей об объектах живой природы, развивается их логическое мышление и мелкая моторика рук, воспитывается бережное отношение к объектам живой природы. Может показаться, что работа с ними под силу только школьникам. Но для моих детей это превратилось в увлекательную и интересную игру. Предметные картинки для перфокарт подбирались совместно с детьми, проговаривая, кто изображен: дикие или домашние животные, мамы или их малыши и т. д. Для успешного решения задач экологического воспитания используем метод мнемотехники. Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Занятия мнемотехникой начинается с детьми с 4- 5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному, с простейших мнемоквадратов, а затем к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам:

‒ «Зимующие птицы»;

‒ «Растительный мир»;

‒ «Насекомые»;

‒ «Времена года».

Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание В группе разработан наглядно дидактический материал экологической тематики:

‒ Экологические знаки для закрепления правил поведения в природе.

‒ Серия альбомов «Времена года» с фотографиями и рисунками детей

‒ Серия альбомов » Природа в стихах» направленная на активизацию родителей по разучиванию с детьми стихотворений.

‒ Создана «Красная книга» для ознакомления детей с исчезающими видами животных. Предпосылкой для создания книги послужила экскурсия в городской зоопарк, где дети узнали, что угрожает животным, птицам и другим живым организмам и как их можно защитить, как наше государство защищает их.

Литература:

  1. Детский сад — эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. — 2004. — N 2. — С. 4.
  2. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7. — С. 10–14.
  3. Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. — 2010. — N 2. — С. 79–83.
  4. Михеева Е. В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования / автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Михеева Е. В. — Екатеринбург: [б. и.], 2009. — 23 с.
  5. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2296459-КХ
  6. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. — 2004. — N 1. — С. 58–63.

Основные термины (генерируются автоматически): экологического воспитания, детей дошкольного возраста, экологического театра, ознакомления детей, Экологическое воспитание, нём подобран материал, образованию детей дошкольного, дидактический материал экологической, экологическому воспитанию, разнообразный природный материал, экологического воспитания дошкольников, традиционного ознакомления детей, пройденный материал, экологического воспитания целиком, словарный запас, доступный материал, отношения детей дошкольного, «Времена года», экологической субкультуры детей, бросовый материал.

Источник: https://moluch.ru/archive/193/48260/

Современные подходы к образованию в дошкольных учреждениях

Дополнительные различения в понятийном аппарате инновационной  деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

  • источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);
  • инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);
  • деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);
  • инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);
  • новый тип или новая форма общественной практики.

Приведём лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных  преобразований — из истории отечественного образования:

  • источник инновации — уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;
  • инновационное предложение — научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;
  • технология осуществления — разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;
  • инновационный процесс — открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
  • новая форма практики — «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.

Обозначим три, наиболее важные сегодня,  интерпретации понятия  «образование»:

  • образование — это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, которая с одной стороны обеспечивает целостность общественного организма, а с другой — является мощным ресурсом его исторического развития;
  • образование — это универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени;
  • образование — это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека — способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия  для полноценного развития всех своих  участников; отсюда главный тезис; инновационное  образование — это развивающее  и развивающееся образование.

В соответствии с этим новым  пониманием должно меняться и наше видение самой структуры сферы  образования; в самом первом приближении  оно начинает выступать перед  нами в своих трёх предметных проекциях: образовательная среда — как  социокультурное содержание образования, образовательные институты —  как соорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы — как содержание совместно-распределённой деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

Этот новый образ образования  — развивающего, инновационного —  требует пересмотра наших устоявшихся  представлений о нем.

Инновации – это «целенаправленное  изменение педагогической системы  или ее отдельных элементов, вносящее в среду внедрения стабильные новшества, вызывающие переход системы  из одного состояния в другое и  соответствующие  прогрессивным тенденциям развития общества» (В.И. Загвязинский)

Качество образования (в  широком смысле) — сбалансированное  соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной среды,  как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам).

В своем выступлении на расширенном заседании Госсовета  В.В.Путин отметил, что «…решая задачу радикального повышения эффективности экономики, мы должны создать стимулы для формирования национальной инновационной системы….От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.»

Именно в образовательной среде происходит формирование мотивации к инновационному мышлению и поведению.

И от того, сможем ли мы создать равные условия всем участникам образовательного процесса для проявления инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе смелых, неординарных решений будет зависеть реализация инновационного сценария развития страны в целом и образования в частности.

Образовательное учреждение, работающее в режиме инновационного развития, постоянно сверяет свои цели с государственной политикой  в области образования,  потребностями  сообщества, экономическими возможностями  региона и т.д. Схематически эта  взаимосвязь и взаимозависимость  может быть представлена следующим  образом:

Политика в области образования

Общество 

Экономическая политика правительства

Инновационное развитие школы

Видение желаемого состояния школы

Рис. 1. Взаимосвязь инновационного развития школы и ее социально-политических условий

Директор является «проводником»  государственной образовательной  политики и в своей управленческой деятельности он должен выстраивать  «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной  политики и реальной образовательной  практики.

Поэтому для успешной работы ему необходимо быть  в курсе  инновационных ориентиров развития образования. Помимо этого директор должен своевременно знакомить с  этой информацией свой коллектив. Для  этого директору необходимо уметь  работать с различными источниками  информации, определять главное, существенное и  доводить до своих коллег.

Это  можно сделать разными путями. Можно отдать распоряжение ознакомиться, изучить, выступить.

А можно мотивировать персонал, вызвать интерес к информации, желание обсудить, поразмышлять, внести предложения о том, как сухие нормативные документы могут изменить жизнь школьного сообщества, какие проблемы можно решить, опираясь на новые концепции, какие изменения и новшества можно будет реализовать в рамках миссии и стратегии развития образовательного учреждения.

1.2. Современные подходы и технологии обучения и воспитания образовательного процесса

Читайте также:  Этикет для школьников. правила поведения в компании

Инновации определяют новые  методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные  на личность ребёнка, на развитие его  способностей.

На современном этапе  развития происходят изменения в  образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного  образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой  и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию  познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных  технологий.

Инновационные технологии –  это система методов, способов, приёмов  обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных  социокультурных условиях.

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в  процессе педагогической деятельности.

В настоящее время в  педагогический лексикон прочно вошло  понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

    • Б. Т. Лихачев дает такой определение [Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса].
    • И.П. Волков дает такое определение [Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения].
    • ЮНЕСКО — [Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования].

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений  различных авторов (источников).

Понятие «педагогическая  технология» может быть представлено тремя аспектами.

  1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса,  функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в  качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в  качестве системы способов, принципов  и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие « педагогический подход» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

  1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогический (общедидактический, общевоспитательний) подход характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогический подход синонимичен педагогической системе: в него включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
  2. Частно-методический (предметный) уровень: частнопредметная педагогический подход употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
  3. Локальный (модульный) уровень: локальный подход представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)

.Что касается современных инновационных технологий, то в них обязательно должны присутствовать следующие компоненты

  • концептуальная основа;
  • содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
  • технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

По мнению Г.К. Селевко, любая современная педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных  целей.

Системность включает наличие  всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность  диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной  диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции  результатов.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_68/sovremennye-podhody-k-obrazovaniju-v/43388.1279348.page2.html

Но в последние года в играх детей произошли определенные изменения. Как я стала замечать, из всего многообразия игр у дошкольников наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразны и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные 10-20 лет назад.

По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей.

На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов, совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.

       Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. Но в настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, им проще дать детям планшет или телефон.

От этих электронных гаджетов портится не только зрение, но нарушается психика ребенка. Печально, но это так. В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство.

        Мои наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства детей не развито воображение, они творчески без инициативны, не умеют самостоятельно мыслить.

Дошкольный период – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзий, что способности  разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.

     Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные роли, дети учатся видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила. Но многих родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка воспитатели и родители считают степень готовности его к школе, то есть, умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению.

Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два-три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учить ни чтению, ни счету.

Но как только на уроках следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребенок  ждет указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?

    Поэтому чрезвычайно важной целью дошкольного образования сегодня является стимулирование, развитие самостоятельной игровой деятельности детей.

    Предметом особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий развития игры детей, которые могут остаться нереализованными, если в воспитательно-образовательном процессе детского сада не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности, являющимся одним из основных компонентов развития игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

    Деятельность воспитателя по формированию игры всегда связана с изучением общего уровня развития ребенка и имеющегося у него игрового опыта. В этом году я буду набирать новую группу детей, с первых моих наблюдений хочу выяснить, как малыши играют, как проявляют себя в игре. Эти наблюдения помогут мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком.

Перед собой ставлю следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Для этой цели использую сюжетно-ролевые игры.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

  1. Создание необходимой игровой среды;
  2. Непосредственное руководство играми детей.

    С помощью родителей оборудовать игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать. С детьми  мы стараемся  играть и утром, и после дневного сна.

В начале младшей группы, когда сюжет простой, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.

Здесь моя задача — направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводим наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача. Впоследствии играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот.

У нас в группе есть  театральный уголок, где дети могут переодеться в какой либо костюм, войти в роль.

     В младшей группе, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку. Мы стараемся помочь им сплотиться в единый коллектив. К 5 годам у них наступит расцвет ролевой игры. Дети научатся играть небольшими группами, причём станут проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научатся  уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций станет меньше.

Читайте также:  Полезные свойства инжира

Игровые интересы станут более устойчивыми. Ребята будут играть более уверенно, самостоятельно. В играх детей появятся лидеры, которые «двигают» сюжет. Малыши они с большим удовольствием будут принимать меня в игру, даже уступать мне главные роли, но подрастая все главные роли они примут  на себя. Роль воспитателя – это роль скрытого руководства.

Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры.

    С пяти до семи лет в жизни ребенка царит золотое время, наполненное свободной игрой.

Недоразвитие этой деятельности наносит ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти психологические функции малыша интенсивно развиваются во время игры.

Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать последующему формированию учебной деятельности.

    Игровая деятельность сворачивается, современное дошкольное воспитание всё больше ориентируется на акселерацию развития в ущерб его обогащению – амплификации.  Что стоит за этим? Если игра не развивается, то утрачивается роль зоны ближайшего развития.

Общее снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры, отсутствие в деятельности дошкольника её развитых форм приводят к растворению развивающего потенциала игры. Только ролевая игра, включающая построение отношений, может принципиально влиять на психическое развитие ребёнка.

А это вновь подтверждает: нельзя ждать от игры некоего чуда: купил ребёнку игрушки – и его развитие стало набирать обороты.

С ребёнком надо играть, в процессе игры он должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, иметь возможность общаться со сверстниками и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Обратный результат  в плане психического развития:  дети будут продолжать играть в школе.

Личностно незрелые, не доигравшие дошкольники пойдут в школу, не научившись регулировать своё поведение, оценивать себя и контролировать свои желания. А ведь именно самостоятельное регулирование своих действий делает  поведение  ребёнка осознанным и произвольным.

Игра перестаёт быть способом вхождения ребёнка в мир взрослых и освоения социальных отношений – «из игры уходит «правило-сообразность», которая непосредственно связана с осознанностью и ответственностью поведения».

Нынешние дошкольники всё меньше ориентируются на образ взрослого и нормативные модели поведения, предлагаемые обществом, не всегда выделяют правила социального взаимодействия, присваиваемые в ролевой игре. Правила не становятся для них органичной частью поведения.

Среди прочих причин разрушения сюжетно-ролевой игры исследователи выделяют и такие, как исчезновение выразительных форм упорядоченности семейной жизни, наглядность профессиональных занятий, а также современная индустрия детских игр и игрушек, замещающих взрослого.

Распространённая родительская позиция:  формировать отношение к игре как к способу развития, а  не как к образу жизни ребёнка, нивелирует собственно психологическое содержание игры.

В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного общения и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается, вследствие чего нарушается естественный механизм передачи игры от одного поколения детей к другому.

Фактически ребёнок вынужден осваивать игровые действия самостоятельно, ориентируясь только на игровой материал — игрушки, которые ему покупают родители.

Но внешний вид игрушки не всегда позволяет понять способы игры с ней и уж точно не объяснит, какой сюжет выбрать для игры и как его реализовывать.

Здесь необходим взрослый, который поможет ребёнку не только овладеть предметными действиями, но и освоить игровые действия, приёмы замещения, построение сюжета, обыгрывание ситуации взаимодействия.

Необходимо использовать разработанные в педагогике приёмы эффективной передачи ребёнку всё более сложных способов построения игры, а именно: не объяснять правила, а играть совместно, выбирая позицию партнёра; помогать своевременно, переходить к более сложным способам игры, развёртывая сюжет, пояснять свои действия и согласовывать их с действиями партнёров по игре.

Обедняется в игре и развитие эмоциональной сферы в силу ограниченности возможностей ребёнка проникнуть в чувства взрослых, скрывающих свои переживания. Мир социальных связей представлен для многих детей фактически единственным вариантом отношений с единственным родителем.

Социальный мир, с одной стороны,   всё сложнее и требует от ребёнка дополнительных усилий в своём освоении, а с другой – этот мир всё более закрыт. Бедность и примитивность игры пагубно отражается и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре.

Именно совместная игра (её правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с различных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.  В такой ситуации значение игры увеличивается.

В развитии игры, несмотря на объективную сложность прогнозов, исследователи отчётливо выделяют две актуальные тенденции, которые потенциально будут иметь большое значение в будущем.

Первая тенденция – это интенсивное развитие технологий, меняющих весь образ жизни людей: компьютерные средства связи, расширение информационных потоков.

Вторая тенденция – это рост знаний в психобиологии и ориентация на качество жизни человека; ценность психического здоровья, понимание социальных причин развития личности. Обе тенденции выражено влияют на будущие позиции игры в жизни ребёнка

Суть первой тенденции. Технологии вошли в современную жизнь и оказывают влияние на детскую игру. Наиболее яркий пример – видео- и компьютерные игры. Увлечённость видеоиграми вносит серьёзный риск в психическое развитие детей.

Прежде всего, нарушается коммуникативная сфера в связи с тем, что игрок погружён в индивидуальную деятельность и стремится превзойти самого себя, а его контакты всё более сужаются, что в итоге ведёт к социальной изоляции.

 Видеоигры ограничивают выбор ребёнка и предоставляют мало возможностей для воображения, в видеоиграх отсутствуют ценностные образцы и моральные оценки действий.

Суть второй, противоположной тенденции – внимание к психическому здоровью и эмоциональному благополучию детей, что способствует не только сохранению традиционной игры, но и её более широкому признанию. Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, Это и период наиболее интенсивного формирования личности.

То, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. И кому,  как ни дошкольным работникам, необходимо поддерживать игру в её разнообразных формах, оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей. Нас тревожит, что дети стали меньше играть? Настораживают сюжеты игр? Да, это серьёзный повод для размышлений.

Только «педагогически воздействовать» в этом случае надо не на саму игру – ведь она лишь отражает то, чем наполнена душа ребёнка. То, что мы видим в играх наших детей – это отражение мира, созданного взрослыми.

Это мы так разговариваем  друг с другом, так укладываем спать малышей, так играем с ними, покупаем для них такие игрушки, это мы создаём и смотрим такие телепередачи и видеофильмы… Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и миры окружающих взрослых. Давайте же наберёмся мужества увидеть в играх детей отражение нашей взрослой жизни.

И если это отражение нам не нравится, то, как известно, на зеркало нечего пенять… Фраза «учить детей играть» напоминает изречение «…как если бы свече внушали правила свечения».

Что же делать? Обеспечить детей игрушками и материалами для игры; освободить время в режиме дня и понаблюдать, во что и как каждый из них свободно играет. Уделить детям внимание и стать партнёром по игре, если они сами этого захотят. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребёнка.

Об этом надо постоянно помнить, очень осторожно и мягко ступать на эту суверенную землю его мыслей и чувств, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению – в этом и заключается мастерство и компетентность воспитателя.

Надо понимать и помнить: заставляя ребёнка учиться, мы отнимает у него игру, а значит,  крадём мир детских переживаний, стремлений, отношений.

В нашем детском саду много игр, которые мы делаем собственными руками на тему «Нравственно-патриотическому воспитанию». Одну я делала  сама «Собери флаг».

Продуктивная деятельность «ВЫЛОЖИ РОССИЙСКИЙ ФЛАГ» 
Задание: Выложи в правильной последовательности и объясни, что каждый цвет обозначает.

    В эту игру можно играть с детьми любого возраста, усложняя задачи. Выучить цвет флага, запомнить последовательность цветов, что означает каждый цвет, для чего нужен флаг в каждой стране, провести физкультминутки.

Источник: https://zhizhenkova-dou8-raduga.edumsko.ru/articles/sovremennyj_doshkol_nik_i_podhody_k_ego_obrazovaniyu_v_sovremennoj_doo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector